Проблемы создания и развёртывания группировок войск для ведения военных действий в составе РГВ (С) на общем оборонном пространстве

«Наука и военная безопасность», № 1, 2004 г., с.9-10

Проблемы создания и развёртывания группировок войск для ведения военных действий в составе РГВ (С) на общем оборонном пространстве

Генерал-майор П.Н. ТИХОНОВСКИЙ,

Заместитель начальника Генерального штаба

Вооружённых Сил Республики Беларусь - начальник главного

Оперативного управления

Региональная группировка войск рассматривается как один из основных гарантов их военной безопасности в рамках общего оборонного пространства. В теории вопроса РГВ (С) - действительно весомый аргумент, который должны учитывать государства с агрессивными намерениями, видя перед собой высокий боевой потенциал союза государств и объединение усилий их армий. В практической же плоскости - это огромный комплекс проблем, которые необходимо решить как в организационном плане, так и реализовать на практике

Опыт войн и военных конфликтов последних лет свидетельствует о том, что создание группировок войск будет осуществляться в сложной обстановке и зависеть от многих факторов, к числу которых относятся: масштабы, характер, цели и замысел предстоящих военных действий; применяемое оружие; наличие резервов и запасов материальных средств; особенности района' проведения предстоящих действий.

Поэтому, исходя из возможных вариантов (сценариев) развязывания агрессии против Союзного государства, определяются порядок и способы создания и развёртывания группировок войск.

Под способом создания группировок мы понимаем избранный вариант перегруппировки войск, развёртывания и занятия районов оперативного предназначения, их оборудования, осуществляемый в определенной последовательности в установленные сроки с целью подготовки к предстоящим действиям.

Способ создания группировок может включать целый ряд мероприятий, основными из которых следует считать:

развертывание системы управления войсками и оружием;

перегруппировку объединений, соединений и воинских частей первого и второго оперативных (стратегических) эшелонов;

распределение сил и средств в соответствии с замыслом предстоящих действий, их перемещение и включение в элементы оперативного построения и группировки войск;

восстановление боеспособности соединений и частей, понёсших потери в ходе развёртывания;

организацию противовоздушной обороны создаваемых группировок;

накопление запасов материальных средств и другие.

В зависимости от складывающейся обстановки последовательность выполнения этих мероприятий, а также их содержание могут быть различными, следовательно, многообразие условий обстановки и зависящие от этого решения на ведение военных действий представляют собой выбор наиболее приемлемых в каждой конкретной ситуации способов создания группировок войск.

Своевременное и организованное выполнение перечисленных мероприятий обеспечивается:

тщательным их планированием по нескольким вариантам действий;

заблаговременным оборудованием территории в оперативном отношении;

созданием и рациональным размещением на операционных направлениях ещё в мирное время необходимых запасов материальных средств;

организацией надёжного оперативного прикрытия войск в ходе их развёртывания от ударов противника;

чёткой организацией дорожно-комендантской службы и высокой маршевой подготовкой войск;

организацией всестороннего обеспечения развёртывания;

устойчивым и непрерывным управлением войсками при создании группировок.

Необходимо отметить, что все вопросы, связанные с созданием и развёртыванием группировок войск в составе РГВ (С) в границах общего оборонного пространства, в целом спланированы по всем возможным вариантам её применения в случае агрессии.

Это реалии сегодняшнего дня. Однако говорить, что проблем в вопросе создания и развёртывания группировок войск в границах общего оборонного пространства не существует - значит вводить самих себя в заблуждение.

Опыт войн и вооружённых конфликтов последних лет предъявляет ряд требований к созданию и развёртыванию группировок войск. Это:

быстрота выдвижения, своевременность и компактность прибытия в назначенные районы предназначения;

максимальная скрытность их проведения;

сохранение высокой боевой готовности на всех этапах создания группировок;

комплексное использование в интересах создания группировок всех видов транспорта при непрерывном их функционировании;

широкое использование местных ресурсов.

Деятельность органов военного управления по выполнению перечисленных требований вскрывает проблемы, существующие в процессе создания и развёртывания группировок, которые условно можно разделить на три большие группы: проблемы нормативно-правового характера, проблемы оперативно-стратегического и оперативного характера, проблемы организационного характера.

Позволю себе заострить ваше внимание на кратком содержании каждой группы проблем.

Необходимость создания и развёртывания группировок в составе региональной группировки войск (сил) в границах общего оборонного пространства выявила ряд «белых пятен» в существующем нормативно-правовом поле.

Изучение опыта создания коалиционных (многонациональных) группировок войск позволяет сделать вывод о необходимости наличия документов, в которых будут определены правовой и военный статусы воинских формирований на территории другого государства, чётко прописан порядок пересечения Государственной границы, раскрыт механизм предоставления и использования местной промышленно-технической базы. К сожалению, таких документов в рамках Союзного государства в настоящее время нет.

По целому ряду причин, в первую очередь политического характера, медленно идёт процесс создания военной организации Союзного государства, «тормозится» разработка основ её функционирования.

Несовершенен механизм принятия решения как на ввод в действие Плана применения региональной группировки войск (сил), так и на изменение (уточнение) состава группировки.

Не закреплены соглашениями вопросы организации совместного планирования, взаимодействия, технического обеспечения и др.

Существующий правовой вакуум не позволяет в полной мере спланировать, а при необходимости и обеспечить качественное и своевременное создание и развёртывание группировок войск.

Работа над заполнением этого вакуума ведётся. Начало положено на семинаре руководящего состава вооружённых сил Республики Беларусь и Российской Федерации осенью 2003 года.

Вторая группа проблем - проблемы оперативно-стратегического и оперативного характера.

В современных условиях технической вооружённости государств, в том числе самыми эффективными средствами разведки, очень трудно обеспечить скрытность создания и развёртывания группировок.

В данной обстановке остро стоит проблема организации и проведения мероприятий оперативной маскировки в целях сохранения в тайне как способа создания группировок войск, так и их боевого состава в ходе развёртывания. Опыт ведения войн в Ираке и Югославии показывает, что существует много различных вариантов разрешения данной проблемы, есть целый ряд примеров, на которых можно и нужно учиться. К сожалению, вопросам маскировки, обучения войск приёмам её проведения и достижения скрытности действий группировок войск в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Поэтому детальная проработка вопросов организации маскировки в ходе мероприятий оперативной подготовки органов управления и войск Вооружённых Сил Республики Беларусь и региональной группировки войск (сил) является приоритетной в 2004 году.

Важнейшим, наиболее сложным этапом создания группировок представляются перегруппировки войск. В настоящее время сущность перегруппировки состоит в организованном, заранее спланированном перемещении войск (сил) из одних районов в другие для создания группировок. Опыт локальных войн и вооружённых конфликтов последних десятилетий, практика оперативной подготовки войск свидетельствуют, что перегруппировки будут осуществляться в условиях острого дефицита времени, непрерывного воздействия разведки и средств поражения противника на всю глубину оперативного построения войск.

Проблемы перегруппировки в современных условиях подразделяются на специфические, свойственные каждому способу перегруппировки, а также характерные для перегруппировок, осуществляемых любым способом. Первые связаны с уровнем развития коммуникаций и технических средств передвижения, что неоднократно отмечалось при обсуждении проблем оперативного оборудования территории.

Ко вторым, прежде всего, относятся: достижение скрытности и внезапности действий; обеспечение защищённости от ВТО; проведение мероприятий оперативного, тылового и технического обеспечения; организация управления войсками в ходе перегруппировки; организация взаимодействия сил и средств, обеспечивающих перегруппировку между собой и с перегруппировываемыми войсками.

Наибольшую сложность, видимо, будет представлять обеспечение защиты от ВТО, так как это мероприятие включает в себя целый комплекс требующих решения задач, среди которых и предупреждение об угрозе применения ВТО, и целесообразное построение походных порядков в зависимости от видов передвижения, и смена районов расположения, сосредоточения, привалов, погрузки, выгрузки, и использование защитных свойств техники и местности, и инженерное оборудование маршрутов, районов и станций, и надёжная противовоздушная и противоракетная оборона, и прикрытие войск силами и средствами РЭБ на маршрутах и в районах расположения, и борьба с силами специальных операций и незаконными вооружёнными формированиями, выдающими целеуказания для ВТО, и восстановление боеспособности подвергшихся ударам войск, и целый ряд других.

Немаловажной проблемой, требующей решения, является то, что в настоящее время не завершён процесс создания действенной системы управления. Если такие её элементы, как органы и пункты управления, в принципе, нареканий не вызывают, то материальная основа управления -средства связи нуждаются в интенсивном и планомерном совершенствовании.

Суть проблемы сводится к тому, что государственная сеть связи Республики Беларусь уже практически полностью перешла на цифровые системы. Аналогичное положение дел и в Российской Федерации. Однако в вооружённых силах Республики Беларусь и Российской Федерации ещё используются аналоговые системы, а переход на современные цифровые требует больших вложений финансовых средств. По экономическим причинам, к сожалению, осуществить переоснащение системы связи в полном объёме пока не представляется возможным.

Существенное влияние на развёртывание группировок окажет и тот факт, что до настоящего времени не завершено создание объединённых с Вооружёнными силами Российской Федерации систем управления, разведки, РЭБ и др.

Третья группа - проблемы организационного характера.

Тонким местом в процессе создания и развёртывания группировок войск является вопрос организации дорожно-комендантской службы. Проблема состоит в том, что штатных сил и средств, осуществляющих комендантскую службу, явно недостаточно.

Имеющиеся силы и средства осуществляют комендантскую службу только на подготовленных маршрутах и не решают проблем при использовании запасных (дополнительных) маршрутов выдвижения, регулирования при занятии объединениями и соединениями районов предназначения, при внезапно возникающих задачах для действий на других направлениях. Расчёты показывают, что для организации комендантской службы в механизированных бригадах один батальон будет полностью задействован для несения комендантской службы. Данные подразделения должны будут обеспечивать выдвижение войск объединения - всех походных эшелонов, т.е. выполнять задачи в отрыве от бригад. Эту проблему необходимо рассматривать и решать.

Одной из проблем применения РГВ(С) является восполнение потерь в ходе ведения военных действий. Если по решению этого вопроса в белорусской части группировки в основном всё понятно и спланировано, то механизм восполнения потерь российской части РГВ(С) при действиях на территории Республики Беларусь пока не создан.

Аналогичная ситуация складывается и с пополнением запасов материальных средств.

Вот только некоторые из проблем, которые видятся в процессе создания и развёртывания группировок для ведения военных действий в составе РГВ(С) на общем оборонном пространстве.

Проблемы эти ясно понимаются в Министерстве обороны и Генеральном штабе. Работа по их разрешению уже ведётся. Сдвинулся с мёртвой точки процесс создания объединённых систем связи и АСУ, разведки и обмена информацией, управления. Есть уверенность, что начнут реализовываться принятые решения по программам Союзного государства «Совершенствование и содержание объектов военной инфраструктуры, спланированных к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил)», «Организация технического прикрытия железных дорог региона».

Совершенствование механизма функционирования военной организации государства показывает, что для решения ряда обеспечивающих задач возможно и целесообразно применение (использование) территориальных войск, органов и подразделений МВД.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации