Реализация концепции информационной войны в США

Наука и военная безопасность, №3/2004, стр.59-63

Реализация концепции информационной войны в США

A.И. АНИСЬКО,

заместитель начальника

Научно-исследовательского

института Вооруженных Сил

Республики Беларусь

по научной работе,

кандидат военных наук,

старший научный сотрудник

Майор А.П. БОБОВИК,

старший научный сотрудник

отдела военной безопасности

управления системных исследований

Научно-исследовательского

института Вооруженных Сил

Республики Беларусь

Вот уже более десяти лет военные ученые и практики многих стран обсуждают новый вид противоборства, основным содержанием которого является, с одной стороны, воздействие на информационную среду противника, с другой стороны, защита собственной информации, а целью - достижение превосходства в информационной сфере. Несмотря на активность ведения дискуссии, большое число публикаций на данную тему, единства во взглядах в научных кругах на сущность информационной войны, ее содержание, средства и способы ведения, оценку эффективности не достигнуто

В спектре мнений по этому вопросу могут быть выделены два крайних подхода в определении содержания информационной войны. При первом подходе, который называют классическим, под сутью информационного противоборства понимаются операции собственно с информацией, представление ее как правдивой, так и ложной в зависимости от преследуемых целей. При другом, более широком подходе, содержанием информационной войны считается не только распространение, искажение или защита информации, но и воздействие различными средствами (как новыми, так и традиционными) на объекты, являющиеся носителями информации.

По полноте, последовательности и глубине реализации второго из названных подходов к организации и ведению информационной войны ведущим государством являются США. В других государствах блока НАТО полностью (например, Великобритания) или частично (Германия, Франция) используется американский подход к информационной войне.

Решение о дополнении традиционной программы защиты информации мероприятиями по проникновению в системы государственного и военного управления потенциальных противников и экономических конкурентов военно-политическое руководство США приняло по итогам оценки результатов войны в районе Персидского залива в начале 90-х годов прошлого века. На практике это было реализовано в форме создания организационно-штатных структур и разработки соответствующих документов, регламентирующих их деятельность. Основные шаги по формированию нормативно-правовой базы в США отражены в перечне некоторых отчетов о проведенных научных исследованиях, основных введенных в действие документов, представленном в таблице 1.

Первым документом в данном направлении стала директива ТS.3600.1, принятая в 1992 году [1]. В ней дано понятие информационной войны, поставлены задачи перед министерством обороны и комитетом начальников штабов, определены вопросы развития форм и способов ведения информационной войны, организации закупок и принятия на вооружение средств ведения противоборства, порядок разработки уставных документов и проведения научных исследований. В следующем году появилась директива КНШ МОР N 30-93, главное содержание которой составила новая концепция, получившая название «борьбы с системами боевого управления». В ней дано описание области применения, цели, задач видов обеспечения и должностных лиц, порядка планирования и организации взаимодействия. В последующем, в период с 1995 по 2003 год, корпорацией «Рэнд» по заказу министерства обороны США проведен ряд исследовательских работ, которые показали роль и место информационного противоборства в вооруженной борьбе, широкие возможности информационного оружия, стратегию его применения государством [1,2]. Параллельно в министерстве обороны осуществлена проработка и введение уставными документами новых способов применения вооруженных сил, видов вооруженных сил и родов войск, в которых отражены концептуальные взгляды военно-политического руководства на ведение информационной войны.

В соответствии с указанными концептуальными и уставными документами в США может быть выделено, достаточно условно, два уровня ведения информационной войны: государственный и военный [3].

Информационная война на государственном уровне представляет собой новую форму борьбы между государствами (коалициями государств) в информационной сфере для достижения определенных политических, экономических, социальных, военных и других целей в интересах обеспечения информационной безопасности. При этом целью информационной войны является завоевание превосходства государства над противоборствующей стороной в информационной сфере путем ослабления национально-государственных устоев и нарушения системы государственного управления за счет информационного и психологического воздействия на политическую, экономическую, социальную и военную сферы жизни общества. Важнейшими задачами, требующими решения при ведении информационной войны на государственном уровне, определены: доступ к закрытым информационным ресурсам государства-конкурента и принуждение его к принятию выгодных для США решений, а также защита собственных ресурсов. Работы по проникновению в системы государственного управления вероятных противников в США являются особо секретными (ведущая организация - ЦРУ). В системе государственного управления США организована и осуществляется единая программа защиты информации, в основу которой положен принцип централизованного руководства и контроля специальными государственными органами за потоками информации, прямо или косвенно затрагивающей интересы страны.

Вопросами подготовки и ведения информационных войн на государственном уровне в той или иной степени занято более 150 правительственных организаций, не считая частных компаний и общеобразовательных учреждений, действия которых координируются на самом высоком уровне. Ведущими из них являются (таблица 2):

- Агентство национальной безопасности;

- Центральное разведывательное управление;

- Федеральное бюро расследований;

- Министерство обороны ВС США.

Практически все ведущие организации государственного уровня США работают в тесном взаимодействии с министерством обороны и его структурами.

Основными формами ведения информационной войны на государственном уровне являются [4, 5]:

- политические, дипломатические и экономические акции;

- информационные и психологические операции;

- подрывные и деморализующие пропагандистские действия;

- содействие оппозиционным и диссидентским движениям;

- оказание всестороннего влияния на политическую и культурную жизнь с задачей ослабления национально-государственных устоев общества;

- проникновение в систему государственного управления;

- защита национальных информационных систем.

Военный уровень реализации концепции информационной войны в США представляет собой комплекс специальных мероприятий и действий, проводимый в масштабах вооруженных сил государства и направленный на ослабление информационного потенциала противоборствующей стороны путем информационного и психологического воздействия, прежде всего, на системы управления войсками и оружием, а также защиты собственных систем государственного и военного управления от аналогичных воздействий. Общая численность сотрудников, в той или иной степени занимающихся вопросами подготовки и ведения информационных войн, составляет более десяти тысяч человек. Их деятельность распределяется по четырем направлениям: оперативное; административное; научных исследований, ОКР и закупок; разведывательное.

Оперативное направление под руководством председателя КНШ осуществляет планирование и проведение информационных и психологических операций. Административное направление, возглавляемое первым заместителем министра, руководит повседневной деятельностью и организует взаимодействие между структурными подразделениями. Направлением научных исследований, ОКР и закупок руководит заместитель министра обороны по приобретениям и технологиям, оно выполняет задачи по организации исследований, проведению конструкторских разработок информационного оружия и поставке на вооружение новых средств ведения информационной войны. Основной задачей разведывательного направления во главе со специальным помощником министра обороны по разведке является разведывательное обеспечение планируемых операций.

Непосредственно вопросами стратегии и тактики ведения информационных войн в Пентагоне занимаются ряд структурных подразделений министерства обороны и отдельные структуры (таблица 2) [6]:

- агентство (управление) по защите информационных сетей (DISA);

- управление перспективных научно-исследовательских проектов (Advanced Research Project Agency);

- силы быстрого реагирования в средствах массовой информации (Rapid Media Reaction Force - RMRF).

Приоритетной задачей первой из названных структур является обеспечение информационной безопасности в вооруженных силах США. В DISA также сформировано оперативное подразделение по противодействию информационным нападениям и восстановлению компьютерных систем (Attack Assessment, Emergency Response and Recovery Capability Unit).

Главная задача управления перспективных научно-исследовательских проектов заключается в разработке проекта «Системы систем», то есть в объединении всех форм и видов информационного оружия на базе современных информационных технологий. Кроме того, управление занимается вопросами обеспечения безопасности технических средств получения и передачи разведывательной информации об обстановке на ТВД, блокирования систем противника, обучения военнослужащих вопросам ведения информационных войн, оснащением их снаряжением и оборудованием.

Задача сил быстрого реагирования состоит в организации целевого информационно-психологического воздействия на население тех стран и регионов, в которых вооруженные силы США планируют или осуществляют боевые операции. Кроме того, RMRF являются источником разведывательной информации.

В зависимости от масштаба ведения информационного противоборства, привлекаемых сил и средств на военном уровне выделяются стратегический, оперативный и тактический уровни.

На стратегическом военном уровне информационное противоборство проводится по решению военно-политического руководства страны и призвано обеспечить достижение национальных стратегических целей. При этом осуществляется воздействие на все элементы государственного устройства противников (политические, военные, экономические и информационные) при одновременной защите своих государственных структур. Цель информационного противоборства на военном уровне -достижение информационного превосходства над противоборствующей стороной в системах управления войсками и оружием (в частном случае - снижение уровня информационного превосходства противника). Для достижения поставленной цели должна обеспечиваться высокая степень координации между военными органами, правительственными учреждениями и негосударственными ведомствами.

Информационное противоборство на оперативном военном уровне проводится для обеспечения успешного хода в целом военных действий и способствует достижению стратегических целей. В ходе ведения данного уровня противоборства предусматривается применение таких мер, как психологическая борьба, введение противника в заблуждение, противодействие разведке противника, радиоэлектронная война, физическое уничтожение пунктов управления противника и его систем связи. В основе всех мер - нарушение управления группировками войск противника при одновременной защите систем управления группировок своих вооруженных сил и союзников.

На тактическом военном уровне информационное противоборство проводится с целью обеспечения решения боевых задач и включает меры по воздействию на информацию и информационные системы, такие как системы связи, разведки, боевого управления и другие, непосредственно обеспечивающие выполнение боевых задач соединениями и частями противника при одновременной защите аналогичных своих систем.

Таким образом, как следует из вышеизложенного, для военно-политического руководства США вопросы подготовки и ведения информационных войн относятся к наиболее приоритетным. Для проведения исследований в данной области и создания соответствующих структур, непосредственно реализующих концептуальные взгляды на ведение информационного противоборства, выделяются значительные средства. Основные силы сосредотачиваются на государственном и военном стратегическом уровнях ведения информационной войны при ведущей роли министерства обороны США.

Перечень документов по ведению информационных войн США

Таблица 1

Наименование документа

Год издания

Структура

Особенности

Государственный уровень

Отчёт MR-661-OSD

1996 г.

Корпорация «Рэнд»

Появление термина «стратегическое информационное противоборство», трактовка которого отличается от используемого в директиве TS.3600.1. Главный результат исследований: основные положения национальной военной стратегии неадекватны существующим угрозам

Отчёт MR-963-OSD

1998 г.

ВПР США)

Прогноз динамики развития ситуации в мире

Отчёт MR-964-OSD

1998 г.

Классификация стратегического информационного противоборства на первое и второе поколение

Директива PDD-68

1999 г. 30.01

Президент США

Создана структура IPI: оказание влияния на эмоции, мотивы, поведение иностранных правительств, организаций и отдельных граждан при ведущей роли разведсообщества

Отчет "Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия"

2003 г.

Корпорация «Рэнд»

Выявление характера воздействия информационных технологий и информационной революции на экономическую, финансовую, политическую, культурную, социальную и иные сферы жизнедеятельности современного общества, прогноз развития ситуации на ближайшие 10 - 20 лет

Уровень применения вооружённых сил США

Директива TS.3600.1

1992 г. декабрь

МО США

Введено понятие ИВ в качестве самостоятельной категории. Определены направления политики МО в области ИВ, поставлены задачи перед аппаратом МО, КНШ, министерствами видов МО. Определены вопросы развития форм и способов ведения ИВ, организации закупок и принятия на вооружение средств ИВ, порядок разработки уставных документов и проведения исследований в этой области

Справочное издание по ведению боевых действий СВ в операциях XXI века

1992 г. август

Командование боевой подготовки и разработки доктрин СВ

Приведены данные по результатам исследования основных вопросов ведения ИВ сухопутными войсками

Директива MOP N 30-93 (БСБУ)

1993 г. март

КНШ ВС США

Определена самостоятельная оперативно-стратегическая концепция БСБУ и её элементы; область применения, цель, задачи, основные принципы и терминология; задачи разведывательного и других видов обеспечения; порядок планирования и организации взаимодействия, задачи должностных лиц

Устав ВВС AFM. 1-1

1993 г.

ВВС США

Устав СВ FM. 100 - 5

1993 г.

СВ США

Устав СВ FM. 34-1

1994 г.

Командование боевой подготовки и обработки доктрин СВ

Переиздание, рассматриваются вопросы ИВ, новое определение, состав и задачи РЭВ

Справочный документ по вопросам ИВ и формам её ведения

1995 г.

Специальный справочный документ по вопросам ИВ и формам её ведения

Устав СВ FM. 100-6

1996 г.

СВ США

В рамках СВ определены: новые оперативные концепции в области ИВ; цель, задачи, основные принципы и терминология, реализация на военном уровне (БСБУ); порядок планирования и организации взаимодействия при проведении наступательных и оборонительных ИО

Дополнение к директиве TS.3600.1

1996 г. декабрь

МО США

Разработано на основе взглядов «Единой перспективы 2010». Уточнены направления политики МО в области ИВ, её формы, стратегические и оперативные концепции и задачи ВС США по их законодательному закреплению и развитию

Инструкция 3210.01А «Концепция информационных операций объединённых группировок вооружённых сил»

1996 г.

КНШ ВС США

Развитие концепции БСБУ

Объединённая доктрина БСБУ Joint Pub. 3.13-1 «Совместные действия разнородных сил по борьбе с системами управления противника»

1997-1998 гг.

КНШ ВС США

Разработана в соответствии с требованиями директивы МО TS.3600.1

Единая доктрина информационных операций Joint Pub. 3.13

1998 г.

КНШ ВС США

Разработана в соответствии с требованиями директивы МО TS.3600.1. Даёт более системное, целостное и функциональное определение процессов работы штабов и командиров (командующих) по подготовке и осуществлению действий, объединяемых англоязычным термином «информационные операции»

РЭВ в совместных операциях ВС Joint Pub. 3.51

1997-1998 гг.

КНШ ВС США

Разработаны в соответствии с требованиями директивы МО TS.3600.1

Объединённая доктрина ПсО Joint Pub. 3.53

Объединённая доктрина оперативной безопасности Joint Pub. 3.54

Доктрина разведобеспечения в совместных операциях ВС Joint Pub. 3.55

Объединённая доктрина военной дезинформации Joint Pub. 3.58

Доктрина взаимодействия с обществом в совместных операциях Joint Pub. 3-61

Руководство 3122.03 «Единая система планирования и выполнения операций» (Joint Operation Planning and Execution System)

1998 г.

КНШ ВС США

Деятельность этого рода предусматривает, чтобы военные командиры устанавливали и поддерживали отношения между своими подразделениями и гражданскими властями, населением и учреждениями в дружественных, нейтральных или враждебных регионах, где размещены их части

Уставы FM. 100-8, FM. 100-15, FM. 34, Инструкция N31.10.1998 и др.

1998 г.

СВ США

Регламентировано планирование информационных операций

Уставы AFM. 1-9,AFM. 2-8, AFM. 55-50, AFM. 100-10, Инструкции AFI. 10-705,10-706 и др.

1997-1998 гг.

ВВС США

Уточнены задачи разведки; роль, содержание и задачи РЭВ, других элементов БСБУ. Разработаны в соответствии с директивой МО и наставлениями КНШ ВС США

Устав NDP. 6, наставления 3430.25, 3430.26 и др.

1997-1998 гг.

ВМС США

Доктрина по ведению объединённых (совместных) психологических операций

сентябрь 2003

КНШ ВС США

ПсО из вида боевого обеспечения трансформированы в отдельный вид боевых операций и включают 4 этапа: сдерживание и реагирование на угрозу, захват инициативы, решающие операции, переходный этап. Определено проведение ПсО на трех уровнях: стратегическом, оперативном, тактическом

Состав, структура и решаемые задачи организаций, участвующих в ведении ИВ США

Таблица 2

Состав, структура организаций

Решаемые задачи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

АНБ

1. Объединённый технический центр ИВ МО и разведслужб.

Расположен в здании штаб-квартиры АНБ в Форт-Миде.

2. Центр технологий проведения ИО (сформирован в 1997 г.).

Состоит из трёх подразделений:

- координационная группа разведсообщества;

- группа анализа и оценок;

- группа высоких технологий.

3. Завод по производству ИМС для ЭВМ.

4. Управление информационной безопасности.

5. Центр послевузовского образования.

1. Совместно с разведывательными службами видов ВС

исследуются возможности создания принципиально новых вирусов и средств их внедрения в компьютерные сети противника (других государств).

2. Координация действий разведсообщества, разработка и внедрение перспективных технологий

ведения ИВ.

3. Производство электронных закладок (ловушек).

4. Проведение совместно с МО (DISA) мероприятий по обеспечению информационной безопасности

МО и других правительственных департаментов и агентств.

5. Подготовка специалистов в области ИВ, сотрудничество с 14 университетами США.

ЦРУ

1. Анализ открытых источников и проникновение в закрытые базы данных других государств техническим путём, добывание сведений о потенциальных террористических киберугрозах для США из-за границы

2. Проведение работ по воздействию на индивидуальное, групповое и массовое сознание совместно с МО США.

ФБР. Включает 7 подразделений по борьбе с компьютерной преступностью (300 человек).

Борьба с преступлениями, реализуемыми через телекоммуникационные сети.

Комиссия по защите критической инфраструктуры при президенте США (сформирована в 1996 г.). В составе комиссии представители ЦРУ, АНБ, МО, МЮ, МФ, федерального агентства по управлению в кризисных ситуациях и другие.

Своевременное информирование о состоянии информационной безопасности в государственных и частных учреждениях США.

Виртуальная информационная организация объединённого

резерва (JIVIO).

Координация со службами и другими агентствами, с промышленностью и внутренними

подразделениями МО, организация внешних контактов.

Обеспечение поддержки совместных информационных операций, проводимых агентством информационных систем МО, АНБ, объединённым центром информационных операций (JIOK), техническим центром информационных операций (IOTK) и объединённой оперативной группой по защите компьютерных сетей МО (JTF - CND).

Другие организации: центр по расширению информации и анализа; национальная ассоциация компьютерной безопасности;

центр информационной политики и стратегии; двухсторонняя группа управления проведением информационных операций;

центр технологий проведения ИО; национальный координационный консультативный совет по информационной безопасности; национальный координационный совет по предотвращению компьютерных инцидентов.

Аналогичные задачи.

ВОЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Структурные подразделения министерства обороны.

1. Помощник министра обороны по спецоперациям и конфликтам низкой интенсивности.

2. Управление психологических операций.

3. Военно-научный отдел.

4. Управление МО США по информационным системам.

5. Исполнительная комиссия по вопросам ИВ при первом заместителе министра обороны США (создана в 1995 году).

6. Специальная группа (TRADOC) при МО США.

7. Объединённая оперативная группа по защите компьютерных сетей МО (JTF - CND), подчинена командующему Объединённым космическим командованием.

8. Директорат коммуникационных и компьютерных систем, систем управления и контроля Объединённого штаба (J-6).

9. Группа реагирования на чрезвычайные ситуации с вычислительной техникой.

10. Компьютерная судебная лаборатория МО (1999 год, DKFL).

1. Общее руководство управлением психологических операций.

2. Планирование ПсО.

3. Анализ деятельности аппарата психологических операций ВС США и разработка на этой основе практических рекомендаций.

4. Координация между структурными подразделениями по вопросам безопасности информационных систем.

5. Содействие развитию и достижению целей национальной ИВ. Проведение исследований, в рамках комиссии, корпорацией RAND по сценариям возможных вариантов ИВ против США (противник, как правило, Россия).

6. Разрабатывает концепцию ИВ, определяет правомерность применения ИО.

7. Выполняет задачи защиты сетей совместно с группой реагирования на чрезвычайные ситуации с вычислительной техникой. Оповещение, оценка угрозы, формирование оборонительных стратегий и реализация. 8. Объединены несколько рабочих групп, занимающихся вопросами информационной безопасности в рамках одного комитета, подотчётного военной коллегии по электронике и коммуникациям (МСЕВ). Работа привела к существенному сокращению уязвимости мобильного программного кода (на основе Интернет-технологий ActiveX и Java) в ИС МО США. Совместно с другими подразделениями директорат работает над формализацией метрики боеготовности в части информационной безопасности и её включения в ежемесячное объединённое сообщение о готовности, которое объединяет данные об информационной безопасности, переданные в сообщениях боевых расчётов дежурных смен. Формирование программ аудита инфраструктуры, зависимостей между состоянием критических компонент инфраструктуры и боеготовностью подразделений, определение минимума информационной безопасности (по 55 параметрам).

9. Проводит мероприятия по защите информационных сетей (через JIVIO совместно с другими организациями).

10. Обработка компьютерных доказательств преступлений и мошенничеств, а также в ходе контрразведывательных мероприятий для всех заинтересованных гос. организаций. Обеспечение ФБР необходимыми данными, проведение мероприятий по идентификации групп хакеров, нейтрализация уязвимостей ИС. Исполнительным агентством определено управление специальных исследований ВВС США.

Непосредственно вопросами стратегии ИВ в Пентагоне

занимаются следующие подразделения:

1. Агентство (управление) по защите информационных сетей (DISA). В нём сформировано оперативное подразделение по противодействию информационным нападениям и восстановлению компьютерных систем

2. Управление перспективных научно-исследовательских проектов (ARPA), 6 отделов, ведущий - отдел информационных систем (ISO).

3. Силы быстрого реагирования в СМИ.

4. Отдел психологических операций (в оперативном управлении (J-3) объединённого штаба КНШ).

5. Центр кризисного реагирования (при штабе Европейского объединённого командования ВС США, подчиняется 1/10 Гр. СпН и батальон из 4 Гр. ПсО). 6. Европейский центр исследований проблем безопасности им.

Дж. Маршалла.

1. Ведущая роль в подготовке и ведении ИВ, особенно оборонительные аспекты. Формирование

банка данных для распределения информации об уязвимости каждому администратору сети с рекомендациями об ответных действиях для локализации возможных последствий. Проведение мероприятий защиты ИС на объединённом уровне.

2. Проводит научные разработки в сфере ИВ с 1995 года. Главная задача ведущего отдела - разработка проекта «Системы систем», то есть объединение всех форм и видов информационного оружия на базе современных информационных технологий, также вопросы обеспечения безопасности технических средств получения и передачи разведывательной информации об обстановке на ТВД, блокирование систем противника, обучение военнослужащих вопросам ИВ, оснащение их снаряжением

и оборудованием.

3. Используют пропагандистские приемы и средства для целевого информационно-психологического воздействия на население тех стран и регионов, где ВС США планируют или осуществляют боевые операции. Выполняют задачу получения из СМИ развединформации. Участвуют в ПсО, действиях в поддержку военной дезинформации.

6. Выработка стратегии, планирование и организация информационных операций в Европе.

Таблица 2 (продолжение)

ВОЕННЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ (ВИДОВОЙ) УРОВЕНЬ

Министерство СВ. Заинтересовано в разработке методов защиты военных линий телекоммуникаций.

Структуры:

1. Центр наземной ИВ (под контролем управления разведки и безопасности СВ (Форт-Бульвуар).

2. Центр информационного оружия (планировалось создание в форте Бельвор, Вирджиния, в 1994 году).

3. Центр информационного доминирования (подчиняется командующему разведки и безопасности).

4. Команда быстрого реагирования на возникающие инциденты с военными компьютерными системами (состоит из групп - ACEPT).

5. Лаборатория управления боем (сражением).

6. Отдел биометрического управления (BMO).

1. Координация ведения ИВ на уровне СВ США.

2. Разработка новых видов информационного оружия.

4. Приём сообщений о вторжении, поддержка пользователей в вопросах обеспечения защиты и возможных вариантов ответа на нападения в сетях и системах.

5. Исследование и испытание новейших технологий и идей в области информационного оружия.

6. Разработка и внедрение стратегии применения биометрических технологий, гарантирующих контроль и управление доступом к критической информации и системам вооружения во всех сферах ведения боевых действий.

Министерство СВ. Структуры ПсО:

1. Отдел РГН и ПсО (в штабе СВ);

2. Командование РГН и ПсО (в Командовании спецопераций СВ, Форт-Брэгг, Сев. Каролина, около 9 тыс. чел.: 1300 - рег. войска, 7700 - организованный резерв);

3. Центр и школа специальных методов войны им. Дж. Кеннеди.

4. 96-й батальон РГН.

5. 4-я группа ПсО (общее руководство - ОК ВС США на ТВД, оперативное подчинение - Командование СВ США на ТВД, в мирное время около 650 человек).

5.1. Батальоны общей поддержки (региональные: 1-й, 6-й, 8-й; оперативно подчинены и придаются АК).

5.2. Батальон ПсО непосредственной поддержки (9-й батальон тактических ПсО, оперативно подчинён и придаётся АК).

5.3. Батальоны по работе с военнопленными (146 - 188 чел., придаются бригаде охраны военнопленных).

5.4. Батальоны по работе с гражданским населением (160-331 чел.).

5.5. 3-й батальон подготовки и выпуска пропагандистских материалов.

6. Части и подразделения резерва (в Управлении резерва СВ, формируются в военное время): 2-я, 5-я и 7-я группы ПсО; батальоны ПсО (8);роты ПсО (22); 351, 352, 353, 354, 358, 360, 361, 364-е командования РГН; батальоны РГН (37).

1. Планирование и организация работы с гражданским населением и ПсО.

2. Планирование проведения ПсО.

3. Подготовка специалистов в области ПсО.

4. Выполняет функции военно-административных органов на оккупированных американскими войсками территориях, оказание помощи гражданским органам власти в союзных США странах. Проводят ПсО (во взаимодействии с подразделениями консолидирующей пропаганды) по идеологической обработке местного населения.

5 .Проведение ПсО.

5.1 Осуществление стратегических ПсО в масштабе ТВД.

5.2 Осуществление тактических ПсО в интересах корпуса.

5.3 Идеологическая обработка военнопленных.

5.4 Ведение психологической обработки населения занятых американскими войсками территорий, а также личного состава войск союзных США государств.

5.5 Подготовка и распространение печатных, аудио- и видеоматериалов, проведение расчётов и техническое планирование для распространения листовок средствами ВВС. Также обеспечивает систему дальней и тактической связи органов ПсО.

6. Задачи, аналогичные 4-й группе ПсО.

Министерство ВМС

1.Флотский центр ИВ (Норфолк, Вирджиния).

2. Экспертная группа (Форт-Мид, Мэриленд).

3.Группа стратегических исследований (1995 год).

4. Группа обеспечения безопасности электронных средств, преобразована в службу ВМС по информационному оружию.

5. Группа тактической дезинформации Атлантического флота (в составе группы - мобильный радиопередатчик).

6. Подразделения ПсО резерва ВМС по подготовке теле- и радиопрограмм (в Управлении резерва ВМС).

7. 3-я и 4-я группы РГН (в подчинении зам. НШ морской пехоты по личному составу и резерву).

1. Целью является разработка мер обеспечения безопасности систем военно-морских телекоммуникаций и ЭВМ на боевых кораблях в кризисных ситуациях.

2. Стратегические и политические вопросы противодействия информационному нападению. Приоритетная проблема - реализация концепции обеспечения информационного превосходства над противником в боевой обстановке и подавление его способности передавать, получать и использовать информацию, необходимую для руководства военными действиями.

3. Разработка аппаратуры, способной посылать мощные направленные электромагнитные импульсы для управления поведением человека.

4. Разработка новых видов информационного оружия для ВМФ.

5. Дезинформация противника.

6. Формируются в военное время.

7. Формируются в военное время.

Министерство ВВС

1. Центр ИВ ВВС (более 1000 человек, 1994 год, Келли, Техас).

2. Командование спецопераций ВВС Хелберд-Филд (Флорида). Объединённые курсы ПсО для руководящего состава ВВС.

3. Центр личного состава и резерва ВВС. 193-я авиагруппа РЭБ национальной гвардии ВВС - Гаррисберг (Пенсильвания, 1967 год).

1. Разработка методов и средств ведения ИВ в воздушном, космическом и кибернетическом пространствах.

2. Подготовка специалистов.

3. Трансляция и ретрансляция с воздуха на территорию противника или иностранных государств (в том числе с использованием спутниковых систем) радио- и телевизионных программ. Одна из эскадрилий - распространение с воздуха листовок и других материалов.

ВОЕННЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Роты ПсО непосредственной поддержки (придаётся дивизии или отдельной бригаде, около 88 человек в военное время).

2. Функциональные команды из состава рот 9-го батальона ПсО, на базе которых формируются оперативные подразделения ПсО: дивизионной (1) и бригадной поддержки (3).

1. Обеспечение боевых действий, находится в боевых порядках дивизии, отдельной бригады. Ведение передач устного (звукового) вещания, подготовка магнитофильмов, распечатка небольших тиражей оперативных листовок.

2. Звуковещательные станции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства // ЗВО. - 2001. - №8. -С.10 - 12.

2. Гриняев С. О ходе реализации плана защиты информационных систем США // ЗВО. - 2001. - № 9. - C. 7-11.

3. Жуков В. Взгляды военного руководства США на ведение информационной войны // Зарубежное военное обозрение. - 2001. - № 1. -С. 2-9.

4. М.Libiki. What is Information Warfar?// http://www.iwar.org.uk/iwar/index.htm.

5. www.dtic.mil / doctrin /jv 2020.

6. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная политика в условиях информационно-психологической войны. - М: Горячая линия - Телеком, 2003.- С.541


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации