Совершенствование организационных структур органов военного управления при внедрении средств автоматизации в управление войсками

Наука и военная безопасность, №3/2004, стр.18-20

Совершенствование организационных структур органов военного управления при внедрении средств автоматизации в управление войсками

Полковник

В.В. КОЛОДЯЖНЫЙ,

начальник кафедры

тактики и вооружения

ПВО Сухопутных войск

Военной академии

Республики Беларусь,

кандидат военных наук,

доцент

Резкое изменение характера современных военных действий, вызванное появлением систем высокоточного оружия, автоматизированных средств разведки и поражения, в том числе разведывательно-ударных, оружия на новых физических принципах, требует не просто совершенствования, а принципиально нового подхода к управлению боевыми действиями войск

Как известно, эффек-тивное управление включает в себя три основные составляю-щие [1]. Это:

- личный состав органов управ-ления, обладающий высокими профессиональными, морально-боевыми качествами и интеллек-туальным потенциалом;

- материальная база управ-ления, включающая средства передачи, обработки, защиты и выдачи оперативно-тактической информации;

- методология управления вой-сками, определяющая цели, прин-ципы, структуру, формы и способы управления, а также конкретные методы работы должностных лиц органов управления.

Определяющими факторами, требующими перестройки совре-менного управления, являются:

- решающее значение фак-тора времени, которое определя-ется исключительным быстро-действием современных средств поражения, обладающих большой дальностью действия, высокой точностью и большой разруши-тельной силой, а также большой мобильностью средств воздуш-ного нападения, их способностью в кратчайшие сроки создавать мощ-ные группировки в любом районе земного шара и наносить удары на всю глубину района конфликта;

- увеличение объема управ-ленческих задач;

- возрастание требований к конкретности и оптимальности принимаемых решений, разраба-тываемых планов и расчетному их обоснованию.

Важным фактором, обу-славливающим необходимость совершенствования организаци-онных структур органов военного управления, является внедрение средств автоматизации и совре-менных информационных тех-нологий в процесс управления войсками. При этом упорядочение системы управления, ее струк-туры и состава, информацион-ных связей и документооборота представляются необходимыми для повышения эффективности работы органов военного управ-ления [2].

Как известно, организационная структура является средством для достижения поставленных целей и основой регулярного управле-ния. Она дает ответы на главные вопросы организации управления: кто и какие работы будет выпол-нять, кто и в каком объеме будет нести ответственность за резуль-тат управленческой деятельности? Поэтому организационная струк-тура управления тесно связана с целями, функциями, процессом управления, распределением обязанностей и ответственности должностных лиц органа управ-ления.

Исходя из этого, под структу-рой управления понимается упорядоченная совокупность устой-чиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирова-ние органа управления.

Кроме того, организаци-онная структура управления определяется также как форма управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответ-ствующим функциям, направлен-ным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и их должностными лицами.

К организационной струк-туре органа военного управле-ния предъявляются современные требования. К основным из них относятся:

- соответствие целям и зада-чам, решаемым подчиненными войсками;

- оптимальное распределение обязанностей между должност-ными лицами, обеспечивающее творческий характер работы и равномерную нагрузку, а также учитывающее их специализа-цию;

- определение обязанностей и ответственности каждого долж-ностного лица и структурных подразделений, с установлением системы вертикальных и горизон-тальных связей между ними;

- поддержание в процессе работы соответствия между обя-занностями должностных лиц и выполняемыми ими функциями, с одной стороны, и ответствен-ностью, с другой.

Внедрение средств автомати-зации изменяет характер труда должностных лиц органа управле-ния, их деятельность становится информационной, повышается интеллектуализация и творческая активность при одновременном сокращении доли работ, выпол-няемых ручным малопроизво-дительным способом. При этом у руководящего состава возрас-тают обязанности по обобще-нию результатов деятельности отдельных должностных лиц, координации их работы на всех этапах подготовки и реализации решения.

Кроме этого, сложный харак-тер и быстрые изменения опера-тивно-тактической обстановки, присущие современным боевым действиям, требуют быстрой реак-ции, эффективной и качественной работы органов управления по выработке управляющего воздей-ствия как необходимого условия для достижения положительного результата. Вполне очевидно, что существующие структуры органов военного управления иерархиче-ского типа соответствовать этим условиям уже не могут.

В качестве перспективных могут рассматриваться органи-ческие или адаптивные (гиб-кие) структуры управления [3]. Главным свойством управлен-ческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспоса-бливаясь к изменяющимся усло-виям обстановки. Для адаптивных структур управления характерны: гибкость структуры управления; небольшое количество уровней управления; отсутствие деталь-ного разделения труда по видам работ; возможность децентрализа-ции принятия элементов решения; индивидуальная ответственность каждого должностного лица за общие результаты деятельности органа управления.

Кроме того, адаптивные орга-низационные структуры, как пра-вило, характеризуются следую-щими признаками:

- способностью сравнительно легко менять свою форму, при-спосабливаться к изменяющимся условиям оперативно-тактической обстановки;

- ориентацией на оперативную реализацию сложных управлен-ческих задач;

- созданием временных струк-тур управления и ограниченным их действием во времени, т. е. фор-мированием на временной основе на период выполнения поставлен-ных боевых задач (период ведения операции).

Современные информаци-онные технологии позволяют эффективно использовать трех-мерные (объемные) и матричные структуры управления, предпо-лагающие формирование функци-ональных групп для выполнения конкретной задачи управления, в которые входят должностные лица из различных структурных подразделений и управляются как единым целым независимо от структурной принадлежности. Такие структуры более гибки с точки зрения адаптации к реше-нию конкретных задач и особен-ностей оперативно-тактической обстановки.

Основополагающим принци-пом построения организационных структур управления такого типа является улучшение взаимодей-ствия должностных лиц и струк-турных подразделений нижнего уровня в достижении целей и эффективного решения постав-ленных боевых задач. На рис.1 представлен возможный вари-ант организационной структуры органа управления трехмерного типа для решения задач управле-ния на этапе организации боевых действий в оперативном (опера-тивно-тактическом) звене.

Для обеспечения выполнения основных функций и задач управ-ления работу должностных лиц целесообразно осуществлять в составе нескольких функциональ-ных групп. Объединение долж-ностных лиц органа управления в функциональные группы про-изводится по принципу схожести выполняемых ими обязанностей и, при необходимости, взаимозамены друг друга. Такими группами (G), например, могут быть:

G1 - группа оперативного пла-нирования и управления;

G2 - группа исследований и моделирования;

G3 - группа взаимодействия;

G4 - группа направлений.

Орган военного управления является потребителем инфор-мации и выполняет функции по ее переработке и выработке нового управляющего воздействия на управляемые объекты. При этом основные направления (N) информационной работы соответствуют структуре добываемой информа-ции и могут включать:

N1 - силы и средства непосред-ственного подчинения;

N2 - взаимодействующие силы и средства;

N3 - противника;

N4 - условия обстановки.

Основными этапами работ (R) при организации боевых действий, как правило, являются:

R1 - сбор и обработка опера-тивно-тактической информации;

R2 - оценка складывающейся оперативно-тактической обста-новки;

R3 - информационное обе-спечение подготовки и принятия решения на ведение боевых дей-ствий;

R4 - реализация принятого решения (детальное планирова-ние боевых действий подчиненных сил и средств, доведение им бое-вых задач и контроль их выпол-нения).

Организацию работы органа управления по одному из направ-лений можно представить двух-мерной матрицей (рис. 1).

Совершенствование организационных структур органов военного управления при внедрении средств автоматизации в управление войсками

Матричная структура является элементом трехмерной структуры управления, составляет ее основу и характеризуется как "решетча-тая" организация, построенная на основе принципа двойного под-чинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения (группы), с другой, - должностному лицу, которое наделено необходимыми полно-мочиями и несет ответственность за сроки и качество выполняемого вида работ. При такой организации командир (начальник) взаимодей-ствует с двумя группами подчи-ненных: с начальниками функцио-нальных групп и через начальника штаба с должностными лицами, отвечающими за выполнение кон-кретных работ. Главным прин-ципом формирования матричной структуры управления является развитая сеть горизонтальных связей (см. рис. 2), многочислен-ные пересечения которых с вер-тикальной иерархией образуются за счет взаимодействия должност-ных лиц.

Совершенствование организационных структур органов военного управления при внедрении средств автоматизации в управление войсками

Достоинствами такой струк-туры управления являются:

- значительная активизация деятельности руководителей структурных подразделений и должностных лиц в результате формирования функциональных команд, активно взаимодейству-ющих со структурными подраз-делениями, усиление взаимосвязи между ними;

- сокращение нагрузки на руко-водящий состав путем передачи полномочий принятия элементов решений соответствующим долж-ностным лицам при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями;

- достижение большей гибко-сти и координации работ, чем в существующих иерархических организационных структурах управления, т. е. лучшее и более быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды.

Основой реализации матричной структуры управления является сетевая организация работы долж-ностных лиц органа управления с АРМ. Вариант общей структуры сети автоматизированных рабочих мест представлен на рис. 3.

Совершенствование организационных структур органов военного управления при внедрении средств автоматизации в управление войсками

Каждая функциональная группа оснащается автомати-зированным рабочим местом (АРМ-3…АРМ-6). Отдельные автоматизированные рабочие места предназначены для началь-ника рода войск и начальника штаба (АРМ-1 и АРМ-2 соответ-ственно).

Использование современных информационных технологий, в том числе и сетевых, позво-ляет должностным лицам иметь доступ к необходимой информа-ции и использовать ее для решения поставленных задач.

Должностные лица могут обме-ниваться между собой информацией через ЛВС и интегрированную базу данных, в которой все изменения отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех участников управленческого процесса.

Работа в сети, а также жест-кая интеграция математических моделей в комплексе программных средств решения оперативно-так-тических задач предусматривает необходимость координации работы должностных лиц органа управления на всех этапах про-цесса управления. Для этого используется система управления рабочими потоками, которая тех-нологически связывает операции исполнителей, выполняемых на АРМ функциональных групп, в сквозные управленческие про-цессы, которые контролируются и координируются начальником штаба как единым целым. Для организации коллективной работы в ЛВС используется специальное программное обеспечение.

Должностное лицо, ответствен-ное за координацию работы функ-циональных групп, определяет состав оперативно-тактических задач, обеспечивающих расчетное обоснование решения, и основные исходные данные, соответствующие замыслу планируемых дей-ствий подчиненных сил и средств. В связи с тем, что при решении оперативно-тактических задач используется, как правило, ком-плекс исходных данных, включаю-щий сведения о противнике, своих войсках, условиях боевых действий и т.д., сбор и обработка которых осуществляется должностными лицами в разных функциональных группах, ввод этих данных должен осуществляться согласованно и под контролем. Работа долж-ностных лиц органа управления в составе функциональных групп позволит обеспечить более четкое их взаимодействие и взаимозаме-няемость, а также рационально распределить ресурс ЭВМ между АРМ при решении оперативно-тактических задач.

Таким образом, согласованная и корректируемая работа долж-ностных лиц в сети АРМ позво-ляет обеспечить их взаимодей-ствие, быстро находить наиболее рациональные и даже оптималь-ные варианты решения и избежать ошибок в прогнозировании последствий при их принятии. Гибкая организационная структура органа управления позволит эффективно использовать средства автомати-зации, совершенствовать методы работы и обеспечить качественное решение задач организации бое-вых действий в сложных условиях обстановки.

Предлагаемые методологи-ческие подходы целесообразно использовать при совершенство-вании организации работы долж-ностных лиц органов военного управления на основе внедрения средств автоматизации и сетевых методов работы. При этом коли-чество функциональных групп и направления их работы могут уточняться в соответствии со спецификой деятельности соот-ветствующего органа управле-ния. Предложенная структура в большей степени соответствует органам управления оперативного звена и может быть использована без существенных изменений в штабах войск ПВО и других видов Вооруженных Сил и родов войск.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Рябчук В. Д. Теория управления боем. (Науковедческий и методологический аспект). - Минск: ВА РБ, 2001. - 105 с.

2. Гареев М.А. Актуальные проблемы совершенствования управления войсками. /Военная мысль. - 2000. - №2. - С.16-19.

3. Владимиров И.Г. Организационные структуры управления компаниями. - Электронный ресурс. - Режим доступа www.mcpg.ru.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации