Создание военной организации Союзного государства и определение основ её функционирования как одно из основных направлений обеспечения его военной безопасности

«Наука и военная безопасность», № 1, 2004 г., с.11-12

Создание военной организации Союзного государства и определение основ её функционирования как одно из основных направлений обеспечения его военной безопасности

Полковник И. В. ИГНАЩЕНКО,

Начальник военно-научного управления

Вооружённых Сил Республики Беларусь,

Кандидат технических наук

В соответствии с Договором о создании Союзного государства одной из целей Союзного государства является проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны.

Она направлена на создание системы национальной безопасности, обеспечивающей защиту суверенитета, независимости и территориальной целостности Союзного государства, её устойчивого развития, иных жизненно важных национальных интересов и ценностей, а также на создание и укрепление коллективных систем безопасности на основе общности, интересов государств и народов

Военная политика, являясь важной составной частью государственной политики, непосредственно связана с созданием военной организации, подготовкой и применением вооружённых сил для достижения политических целей. Военная политика конкретизируется в военной доктрине, военной стратегии и в практике военного строительства. Выражая основные национальные интересы в военной области, она определяет цели и направления обеспечения военной безопасности государства. Целью обеспечения военной безопасности государств-участников является создание благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего развития этих государств путём предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз. В качестве первостепенных актуальных направлений обеспечения военной безопасности государств-участников рассматриваются создание военной организации Союзного государства и определение основ её функционирования.

Военная доктрина Союзного государства (пункт 1.6) среди основных направлений обеспечения военной безопасности государств-участников закрепляет:

формирование и осуществление согласованной военной политики;

создание военной организации Союзного государства;

совершенствование и совместное использование элементов военной инфраструктуры в границах общего оборонного пространства.

В общем случае под военной организацией государства понимается совокупность вооруженных сил и других войск, государственных, военных и других органов и организаций, основная деятельность которых в мирное время непосредственно направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности государства, а в случае возникновения военного конфликта - на достижение его политических целей.

Равно как военная политика является составной частью политики национальной безопасности, военная организация представляет собой составную часть системы национальной безопасности со своими специфическими задачами и функциями.

Военная организация Союзного государства должна являться составной частью Союзного государства и быть предназначена для обеспечения его обороны и безопасности. Военная организация Союзного государства должна создаваться на базе военных организаций государств - участников (субъектов) Союзного государства на принципах разграничения предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками, изложенных в законодательных актах Союзного государства.

Развивая положения Военной доктрины Союзного государства, основы функционирования его военной организации должны определить единые подходы государств-участников к обеспечению безопасности

Союзного государства в военной сфере. Реалии сегодняшнего дня таковы, что у Республики Беларусь и Российской Федерации существуют все необходимые условия для совместного обеспечения военной безопасности. Приоритетным является вопрос выработки принципов, направлений и эффективных механизмов практической реализации целей Союзного государства в области обороны. Создание военной организации Союзного государства и определение основ её функционирования должны отражать единое понимание потенциальных угроз безопасности Союзному государству, определять основы совместной оборонной политики государств-участников, порядок формирования общего оборонного пространства, основы планирования применения, непосредственно само применение и всестороннее обеспечение действий структурных элементов, составляющих военную организацию Союзного государства.

Как уже упоминалось выше, целью создания, функционирования и развития военной организации является осуществление системы военных, правовых, политических, экономических, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность и позволяющих гарантированно защитить жизненно важные интересы Союзного государства от внешних и внутренних угроз.

Препятствование возникновению потенциальных угроз и нейтрализация реальных угроз, повышающих опасность возникновения военных конфликтов, совместно с другими составляющими системы национальной безопасности, являются важнейшими задачами военной организации государства в мирное время.

Однако цель системы национальной безопасности, а следовательно, и задача военной организации не ограничивается только снижением уровня военной опасности. Кроме степени вероятности возникновения военного конфликта, важное значение имеет величина риска -математическое ожидание размеров ущерба в этом конфликте.

Значение риска зависит как от потенциала источника опасности по нанесению ущерба, так и от эффективности системы защиты. Повышение эффективности системы безопасности, т.е. её возможности предотвращать ущерб, является целью государственной политики, которая в виде задач распространяется на все её элементы, включая военную организацию.

Если возможность переходит в действительность и военный конфликт становится реальностью, изменяются цели государственной политики и, соответственно, задачи системы национальной безопасности и военной организации государства.

В военное же время основная цель государственной политики состоит в прекращении военного конфликта всеми доступными способами (т.е. в прекращении нанесения ущерба средствами вооружённого насилия) на приемлемых условиях. Изменяется и сама система национальной безопасности. Она трансформируется в систему обороны, в которой военная организация играет ведущую роль.

Задача военной организации в этом случае может быть сформулирована как минимализация ущерба личности, обществу и государству в ходе военного конфликта и максимализация наносимого ущерба противнику.

Таким образом, учитывая эти положения, основными функциями военной организации Союзного государства должны быть:

руководство строительством, подготовкой и применением военной организации, управление её компонентами;

подготовка к вооружённой защите Союзного государства;

вооружённая защита Союзного государства;

всестороннее обеспечение функционирования военной организации.

Каждая из этих основных функций расчленяется на функции более низкого уровня иерархии.

Переходя от функций системы к её структуре, отметим, что военная организация, как и любая целенаправленная система, должна иметь управляющую, исполнительную и обеспечивающую подсистемы.

Обычно под управляющей подсистемой военной организации понимают органы государственного управления, высшие органы системы национальной безопасности и военного управления, формирующие или участвующие в формировании политики военной безопасности, конкретизирующие задачи военной организации, а в военное время осуществляющие непосредственное управление военной организацией.

Под исполнительной или реализующей подсистемой обычно понимают вооружённые силы и другие воинские формирования, созданные государством для реализации функции защиты или иных целей, непосредственно способные наносить ущерб средствами вооружённого насилия.

Обеспечивающая подсистема обычно ассоциируется с предприятиями военно-промышленного комплекса (в Республике Беларусь - оборонного сектора экономики), иными стратегическими предприятиями, непосредственно обеспечивающими вооружённые силы или предприятия ВПК материальными средствами, а также структурными подразделениями, обеспечивающими хранение запасов материальных средств и эксплуатацию элементов инфраструктуры, имеющих военное значение.

Естественно, такое разделение военной организации достаточно условно, так как органы управления в порядке иерархии подчинённости пронизывают все структурные элементы реализующей и исполнительной подсистем, но весьма показательно.

Схематично выделенные подсистемы военной организации могут быть представлены в виде пересекающихся блоков.

Конкретная структура, количественные и качественные параметры подсистем военной организации определяются исходя из оценки источников военной опасности, реальных и потенциальных угроз, средств и способов нанесения ущерба, его ожидаемой величины, возможностями государства по созданию военной организации и повышению её эффективности, выбранными направлениями военной политики и др.

Таким образом, состав военной организации Союзного государства и взаимосвязи её компонентов будут определяться возложенными на военную организацию функциями, распределением функций между компонентами военных организаций субъектов Союзного государства, структурой органов Союзного государства и его субъектов, установленной соответствующими нормативными правовыми документами, а также конкретными условиями функционирования военной организации.

Компоненты военной организации должны находиться либо в исключительном ведении Союзного государства, либо в совместном ведении Союзного государства и государств-участников.

Реализация основных функций военной организации будет осуществляться:

управляющими компонентами военной организации, включающими органы государственной власти и военного управления Союзного государства, органы государственной власти и военного управления государств-участников;

силовыми компонентами военной организации, включающими национальные вооружённые силы, другие войска, воинские формирования и органы государств-участников;

обеспечивающими компонентами военной организации, включающими часть промышленного и научного комплексов государств-участников, привлекаемых к выполнению задач в области обеспечения обороны и безопасности Союзного государства.

В случае изменения состава и структуры военных организаций государств - участников Союзного государства, совокупность возлагавшихся на них функций будет оставаться неизменной и перераспределяться национальными органами государственной власти и военного управления внутри новых структур.

Тогда для осуществления вооружённой защиты Союзного государства из состава национальных вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов государств - участников Союзного государства может выделяться часть войск (сил) в региональные (коалиционные) группировки войск (сил), находящиеся в исключительном ведении Союзного государства.

Всё вышеизложенное находит своё отражение в разрабатываемом ныне министерствами обороны Республики Беларусь и Российской Федерации концептуальном документе - «Основы функционирования военной организации Союзного государства».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации