Специфика Паблик рилейшнз военной организации

«Наука и военная безопасность», № 1, 2004 г., с.62-64

Специфика «Паблик рилейшнз» военной организации

Подполковник А.Л. САМОВИЧ,

начальник отделения военно-научного управления

Вооружённых Сил Республики Беларусь,

Кандидат исторических наук

Во все времена властные структуры были заинтересованы в том, чтобы военная служба была предметом личной гордости военнослужащих и получала широкую поддержку в обществе.

В современных условиях успех реформирования Вооружённых Сил во многом зависит от того, насколько позитивным будет отношение общественности к армии, к роли и значению защитников Отечества. Бесспорно, для этого нужна широкомасштабная деятельность по формированию привлекательного образа Вооружённых Сил, и важное место в этом следует отвести «паблик рилейшнз» военной организации

Термин «паблик рилейшнз» (англ. public relations - публичные взаимосвязи, сокращенноPR) быстро и прочно вошёл в наш лексикон, вытеснив привычное для слуха слово «пропаганда» и родственные ему понятия.

Сегодня PR представляет собой растущую отрасль, которая обслуживает клиентов разного масштаба и с различными интересами. Свидетельство тому - многочисленные PR-агентства и консалтинговые группы, сайты в Интернете, различные специализированные журналы. PR-деятельностью начинают активно заниматься государственные и правительственные учреждения. Их цель - достичь эффективных отношений с различными аудиториями (общественностью) для того, чтобы успешно управлять корпоративным имиджем и репутацией. В некоторых престижных учебных заведениях уже ведется профессиональная подготовка специалистов по связям с общественностью. Стали интенсивно проводиться научные исследования по изучению этого нового рода деятельности [1, С. 5]. |В научном плане «паблик рилейшнз» - это универсальная теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия субъекта общественных отношений с гражданами, общественными организациями, фирмами, партиями, органами власти [3, С. 618].

Столь интенсивное развитие данной дисциплины и обширная сфера ее применения вызвали необходимость раскрытия сущностных характеристик «связи с общественностью». В частности, PR определяется как:

1)управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации;

2)установление двустороннего общения для достижения общих представлений и общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности;

3) побуждение людей верить в добропорядочные цели корпорации, демонстрация того, как корпорации ищут доверия и доверительных отношений с общественностью;

4) специализированное и профессионально организованное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое не административно-командными методами.

Данные определения четко указывают на то, что «паблик рилейшнз» - это особый вид управленческой деятельности, направленный на создание благоприятных условий для двустороннего общения и позитивного отношения к деятельности организации, гармонизации и согласования интересов. Именно это и является главными сущностными характеристиками любой PR-деятельности [1, С. 6].

При рассмотрении работы по связям с общественностью как особого вида управленческой деятельности можно без труда увидеть, что она будет эффективной при соблюдении ряда условий:

- хорошее знание характеристик объекта управления;

- наличие богатого арсенала управленческих воздействий;

-наличие информативной системы прямых и обратных связей, а также коммуникаций с объектом и в самой управляю щей системе;

- гибкость и адаптивность структуры управляющей системы;

-высокий профессионализм субъектов управления.

Отмеченные условия вытекают из требований общей теории менеджмента и полностью справедливы для работы по связям с общественностью. В то же время следует отметить, что объектами этого специфического управления являются люди (как потребители) и организации, в которых опять же работают люди - со своими психологическими особенностями, проблемами и интересами. Управляющие воздействия в PR-деятельности, таким образом, носят, прежде всего, информационно-психологический характер, то есть они не только информируют о деятельности организации, но и нацелены на формирование к ней положительного отношения.

Однако работа по связям с общественностью - это не только особый вид управления, здесь имеется и ряд других самостоятельных функций, определяющих сущностные характеристики этой деятельности, в частности:

- создание благоприятной информационной среды, основанной на различных формах общения и способствующей достижению взаимопонимания участников информационного процесса; организация продуктивного двустороннего общения;

- выявление общих представлений и интересов участников информационного обмена;

- формирование общих интересов, их гармонизация;

- создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания;

-предотвращение конфликтов участников взаимодействия;

-изучение и формирование общественного мнения.

Общение, взаимопонимание, интересы и отношения - это междисциплинарные категории, обладающие ярко выраженным психологическим содержанием. Психологами проведено немало конструктивных исследований именно по этим проблемам, поэтому они могут оказать неоценимую помощь для осуществления эффективной PR-деятельности, то есть они являются необходимым условием её успешного осуществления. Пренебрежение данным необходимым условием, как показывает практика, делает «паблик рилейшнз» малорезультативными [1, С. 7 - 8].

Одной из главных задач PR военной организации является создание позитивного имиджа Вооружённых Сил. Собственно, формированию позитивного имиджа и доверительного, доброжелательного отношения и посвящены специально проводимые Министерством обороны Республики Беларусь такие PR-акции, как «виртуальный военкомат» на сайте Министерства обороны, спецвыпуски журнала «Армия», еженедельный выход в эфир на белорусском телевидении программы «Арсенал», различные интервью представителей военного ведомства в средствах массовой информации.

Не менее важной задачей PR военной организации следует считать налаживание эффективных коммуникаций, контактов с участниками взаимодействий. На сегодняшний день опубликовано множество специальных работ, в которых представлены результаты глубокого изучения различных видов общения, а самое главное - показаны особенности и возможности таких средств психологического воздействия в общении, как убеждение, внушение, психологическое заражение, нейролингвистическое программирование. Мы остановимся лишь на рассмотрении основ коммуникаций в PR.

Самая простая модель коммуникации - это S-M-R, где S (source) - источник, посылающий сообщение М (message) получателю R (receiver) [4, С. 145]. R и S соединяет обратная связь. В современных коммуникациях функция PR состоит в кодировании и декодировании сообщения, отсылаемого источником (рис. 1).

Специфика Паблик рилейшнз военной организации

Источник - это лицо или организация, генерирующее сообщение. В качестве источника может выступать руководитель ведомства, пресс-секретарь, редактор новостей либо другое лицо, ответственное за отношения с прессой. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации, т.е. толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, и прежде всего кодированием.

Кодирование - это представление идеи, которую стремится донести до получателя источник, в кодах или символах.

Коды - это символы или знаки, переводящие идею на язык, понятный получателю. Кодирование должно обеспечить интерпретацию сообщения получателем в соответствии с целью коммуникации, поставленной отправителем. В качестве кодов могут использоваться слова устной и письменной речи (лексика, а также темп, стиль речи), визуальные образы (людей, предметов) и их движение, звуки (мелодии, интонация и тембр голоса, модуляция), цвет (яркий, приглушённый), жесты (статуса, отношения к чему-либо).

Процесс кодирования в значительной степени субъективен, поскольку зависит от личности кодирующего.

Сообщение - это закодированная идея, то, что хотел сообщить источник получателю. Поскольку коммуникация - целенаправленное действие, важно знать, что же составляет сообщение. В числе ведущих компонентов сообщения три:

1)содержание сообщения - что оно, собственно, содержит

- мысли, аргументы, доводы, факты;

2) средство передачи (канал) сообщения - телевидение, личная встреча, газета, журнал, радио, уличный щит, публичное выступление;

3) личность, делающая сообщение. Очень часто люди не отделяют личности оратора от того, что он говорит. Фактор принятия, симпатии к личности играет важную роль в коммуникации. Декодирование сообщения

- это перевод его на язык получателя.

Декодирование определяется личным восприятием получателя, его способностью распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи идеи. Поэтому декодирование носит в определённой степени субъективный характер. Адекватность восприятия сообщения может варьироваться от нуля до ста процентов. Так, незнание иностранного языка сводит возможность декодирования иноязычного сообщения к нулю. А наличие сходного профессионального, жизненного опыта у источника и получателя увеличивает адекватность восприятия сообщения.

Получатель - лицо или группа лиц, принимающих сообщение. Принимающий сообщение, вне зависимости от его реакции, - неотъемлемый элемент коммуникации, без него коммуникации нет. Реакция получателя определяет результативность коммуникации.

Важной составляющей содержания PR военной организации является создание эффективной рекламы Вооружённых Сил, которая, на наш взгляд, должна строиться по следующим основным направлениям:

- информирование общественности, и прежде всего потенциальных призывников, о содержании и специфике ратного труда, различных сторонах армейской жизни, а также о деятельности органов военного управления, военкоматов и других военных структур;

-представление в привлекательной форме преимуществ службы в рядах Вооружённых Сил Республики Беларусь.

Работать в области корпоративной рекламы должны, безусловно, профессионалы: специалисты по информации, социологи, психологи, художники, дизайнеры. В то же время рекламная деятельность в интересах Вооружённых Сил - это специфический вид деятельности, которой должны заниматься в равной мере и офицеры штабов, органов комплектования, практики из войск.

Напомним и ещё об одном ключевом направлении в работе по связям с общественностью - в нашем случае это взаимодействие военного ведомства со средствами массовой информации. Известно, что с помощью средств массовой информации формируется общественное мнение. Зная психологию журналистов как субъектов профессиональной деятельности, психологические закономерности восприятия и понимания информации, информационно-психологические технологии формирования общественного мнения и настроений, военные специалисты смогут с большой долей эффективности отстоять интересы военного ведомства в печати, на радио и телевидении. К примеру, одной из важнейших особенностей учения «Чистое небо-2003» стала небывалая по размаху, интенсивности и формам информационная деятельность. Главной ее целью явилось формирование через СМИ у широких слоев общественности Республики Беларусь и сопредельных государств адекватного понимания осуществляемого реформирования Вооруженных Сил. Редакцией сайта Министерства обороны были созданы специальные страницы «Информация для прессы», «Публикации», «Военкоры сообщают»,которые приковали к себе пристальное внимание пользователей «всемирной паутины».

В создании имиджа военной организации не последнюю роль играет всевозможная военная символика: эмблемы, вымпелы, отличительные знаки. Прием использования различных символов стар, как само человечество, и используется практически всеми мировыми культурами. Удачно подобранная эмблема способствует быстрому формированию положительного отношения и запускает психологический механизм стереотипизации, то есть склонности приписывать положительные качества [2, С. 13 -39]. Однако, выбирая те или иные эмблемы, следует иметь в виду, что при восприятии огромную роль играют не только их смысловые и собственно символические характеристики, но также стиль и качество изобразительных решений. Здесь многое зависит от профессионализма и творческой интуиции разработчика эмблемы. Однако эта проблема достаточно сложна, поскольку целенаправленной подготовки специалистов в данной области нет.

Практикующий геральдист (не путать со специалистом в области вспомогательной исторической дисциплины) уникален. Он должен обладать историческими знаниями в области классической геральдики, фалеристики, вексиллологии, униформологии. Он обязан владеть традиционными правилами построения геральдических знаков и знаковых систем, представлять технологические особенности промышленного изготовления геральдической продукции. Кроме того, геральдист-практик обязан знать историю своего ведомства, его традиции и существующую практику использования геральдических знаков. И что особенно важно, геральдист должен уметь организовать свою работу в соответствии с требованиями нормативных правовых актов как высшей, так и ведомственной компетенции, а для этого их также необходимо знать и уметь готовить. Можно показать важную психологическую специфику и других направлений «паблик рилейшнз». Однако совершенно очевидно: без глубокой психологической проработки, без создания надежной психологической основы ни один вид PR и ни одна PR-акция не будут эффективными. Поэтому центральной задачей в работе по связям с общественностью и в ее научном обеспечении является разработка психологического базиса.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Богданов Е., Зазыкин В. Психологические основы «Паблик рилейшнз». 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. -203 с

2. Зазыкина Е.В. Политический PR: символы. - М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2003. - 125 с

3. Реклама, принципы и практика /Пер. с англ. Под ред. С. Г. Божук. - СПб: Питер. 2001. - 800 с.

4.Реклама, внушение и манипуляция / Уч. пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 752 с


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации