Сотрудничество стран антигитлеровской коалиции и современность

«Наука и военная безопасность», № 3, 2005 г., с. 57-59

Сотрудничество стран антигитлеровской коалиции и современность

Подполковник А.Н. КОЛЕДА,

начальник группы Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

М.Р. КРИПИНЕВИЧ, ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательского института Вооруженных Сил

Республики Беларусь, кандидат военных наук,

доцент

В.М. ТРУБАЧЕВ, ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

В эпоху современных перемен в жизни общества как никогда возрастает значение опыта прошлого. В этой связи, безусловно, полезен наш интерес к столь богатой уроками истории Великой Отечественной и Второй мировой войн

Одним из важнейших событий ХХ века стала победа Советского Союза, а также его союзников над фашистской коалицией, оказавшая глубокое воздействие не только на ход истории, но и на общественное сознание людей во всем мире. Исторический опыт Великой Отечественной и Второй мировой войн, опыт победы над фашизмом чрезвычайно важен народам и сегодня для борьбы за предотвращение развязывания агрессии, за мир, демократию и социальный прогресс.

В ходе Великой Отечественной войны произошло уникальное историческое событие - образование антигитлеровской коалиции стран с противоположными социально-экономическими системами. Важнейшими причинами необходимости ее образования послужило всевозрастающее противодействие фашистско-милитаристскому блоку и вовлечение в войну все большего числа государств мира.

И, тем не менее, вплоть до вынужденного вступления в войну СССР западные державы так и не смогли образовать действенной коалиции. Причина этого заключалась в том, что объединению антифашистских сил мешали острые межимпериалистические отношения, попытки военно-политического руководства каждой из воевавших стран достичь в первую очередь своих целей в войне.

Высшие военные руководители США и Англии считали неизбежным поражение Советского Союза. Так, военный министр США Г. Стимсон полагал, что «Германия будет основательно занята минимум месяц, а максимально, возможно, три месяца задачей разгрома России». Английские эксперты в своих прогнозах недалеко ушли от американских. Они считали, что на захват Москвы потребуется самое меньшее три, а самое большее шесть недель [1].

В связи с тем, что в перспективе предстояла неизбежная война с Германией, перед правящими кругами США и Англии уже тогда возникла проблема союза и союзников. Им пришлось в собственных интересах искать сотрудничества с СССР для совместной борьбы против фашистских претендентов на мировое господство.

Вопрос о создании антигитлеровской коалиции стал успешно решаться лишь начиная со второй половины 1941 года путем заключения двухсторонних соглашений. Так, 12 июля 1941 года было подписано соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии, а 2 августа 1941 года и правительство США признало, что вооруженное сопротивление Советского Союза фашистской агрессии «соответствует интересам государственной обороны Соединенных Штатов» [1].

Уже 14 августа 1941 года президент Соединенных Штатов Америки Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль подписали так называемую Атлантическую хартию, принципы которой излагали официальные цели США и Великобритании в войне. В Атлантической хартии были выдвинуты задачи по уничтожению фашистской тирании и разоружению агрессора. Обе стороны объявили, что не стремятся к территориальным изменениям без согласия на то заинтересованных народов, и обязались уважать их право избирать себе форму правления, провозгласили себя сторонниками создания равных возможностей торговли и экономического сотрудничества. В документе выражалась надежда на установление после разгрома нацизма мира и безопасности для всех стран. Достижение этих целей предполагалось достичь на основе всеобщего отказа от применения силы и разоружения агрессора, так как «никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооруженными силами».

Хотя часть принципов и противоречила политике Советского Союза, правительство в целом одобрительно отнеслось к Атлантической хартии и 24 сентября заявило о присоединении к ней. В заявлении СССР подчеркивалось, что основная задача заключается в том, чтобы «…. сконцентрировать все экономические и военные ресурсы свободолюбивых народов для полного и возможно более скорого освобождения стонущих под гнетом гитлеровских орд» [2]. В западном мире Атлантическая хартия воспринималась как идейная основа антигитлеровской коалиции. И это был единственный документ, объединяющий СССР, США и Великобританию в борьбе против фашизма.

Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне 1 января 1942 года декларация 26 государств - участников антигитлеровской коалиции. Подписавшие декларацию государства заявили в ней, что полная победа над врагами необходима «…для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и достоинства». Эти государства обязались использовать все свои экономические и военные ресурсы против находящихся с ним в войне участников тройственного пакта и примкнувших к ним государств, сотрудничать друг с другом и не заключать сепаратного мира с врагами. В декларации указывалось, что к ней могут присоединиться другие нации, которые оказывают или могут оказать материальную помощь и содействие в борьбе за победу над гитлеризмом.

Организация государств, подписавших декларацию и позднее присоединившихся к ней, получила название Организация Объединенных Наций. Декларация содействовала сплочению антигитлеровской коалиции. Процесс же ее создания завершился только в мае - июне 1942 года подписанием двухсторонних договоров о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее союзников в Европе, о сотрудничестве и взаимной помощи в войне. К концу войны в состав коалиции входило более 50 государств [3].

Война убедительно доказала возможность использования в этом сотрудничестве самых разнообразных форм: конференций глав правительств, многосторонних и двухсторонних встреч государственных и военных деятелей, обмен миссиями, посланиями и др. За годы войны состоялись три конференции с участием глав правительств СССР, США и Великобритании: Тегеранская 1943 г., Крымская (Ялтинская) и Берлинская (Потсдамская) в 1945 году [4]. На этих конференциях рассматривались ключевые проблемы международной и военно-стратегической обстановки, обсуждались неотложные меры коалиционной политики и стратегии, обеспечения безопасности народов после завершения войны. Главное место в их работе занимали такие вопросы, как сокращение сроков войны, открытие второго фронта, ведение войны против Японии и участие в ней Советского Союза, политика в отношении послевоенной Германии и другие.

Но не все гладко было и в самом стане антигитлеровской коалиции, нарастали противоречия, обусловленные различием социально-политических систем, различным подходом к оценке войны. Уже в ходе войны США и Англия стали на путь нарушения принципов Атлантической хартии. Важнейший военный вопрос Второй мировой войны - открытие второго фронта-руководители США и Великобритании постоянно затягивали. Высадка союзных войск во Франции произошла только 6 июня 1944 года. Высадка же союзников в 1942 году во Франции могла бы существенно изменить военно-политическую обстановку в Европе, вынудить Германию раздвоить силы, что неизбежно приблизило бы ее катастрофу. Однако союзники вопреки общим интересам под всякими предлогами уклонялись от вторжения на европейский материк, предпочитая вести боевые действия на второстепенных фронтах. Причины этого коренились в политике правящих кругов США и Англии, которые стремились к тому, чтобы Советский Союз как социалистическая держава и Германия как их конкурент в единоборстве между собой максимально истощили и обескровили друг друга.

Нелучшим образом вели себя союзники и в экономической области. Так, «с октября по декабрь 1941 года Советский Союз недополучил от Англии одну шестую часть самолетов, более половины танков, предусмотренных московским протоколом 1941 года. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. поставили СССР менее одной трети обещанных самолетов и средних танков, а также менее одной пятой части грузовых автомобилей» [5].

Безусловно, США, Великобритания и другие страны все же внесли определенный вклад в разгром фашизма. Однако ведущая роль в создании и развитии военно-политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции и, в конечном итоге, разгроме фашистско-милитаристского блока безоговорочно принадлежала Советскому Союзу.

Вместе с тем практика военно-политического сотрудничества СССР с капиталистическими государствами в рамках антигитлеровской коалиции показала, что между странами с различным государственным строем может быть достигнуто взаимопонимание. И если в тяжелейшие годы Второй мировой войны они могли сотрудничать, то в современных условиях это приобретает еще большую актуальность.

Новый ХХI век ознаменовался бурным развитием научно-технического прогресса практически в каждой сфере человеческой деятельности. Реально человечество подошло к порогу новой революции и в военном деле. Военно-промышленному комплексу для проверки и подтверждения правильности своих разработок необходимы реальные условия боевой обстановки. И подтверждением этому явились крупные военные конфликты в Югославии, Ираке и Афганистане, где нашли применение, как новые средства вооруженной борьбы, так и новые формы и способы применения войск. Однако исторический опыт и реалии сегодняшнего мира указывают на недопустимость использования войны в качестве средства разрешения спорных вопросов между государствами.

В современных условиях на смену прямой вооруженной агрессии, осуждаемой мировым сообществом, в нарушение принципов Атлантической хартии приходит международная военная экспансия, проводимая под миротворческими лозунгами и под эгидой борьбы с международным терроризмом. Цель таких действий - приведение противоборствующего государства в состояние, соответствующее геополитическим интересам агрессора.

Анализ последних военных конфликтов (Югославия, Ирак) свидетельствует, что началу боевых действий, как правило, предшествует комплексное воздействие (политическая и экономическая изоляция, информационно-психологическое давление, провокационно-подрывная деятельность спецслужб и т.д.), направленное на формирование международного общественного мнения, дестабилизацию общества изнутри, создание управляемого извне вооруженного конфликта с последующей его эскалацией, что в дальнейшем оправдывает легитимное использование контингентов многонациональных сил. Вместе с тем достигнуть поставленных целей таким способом удается не всегда. В этом случае использование военной силы против неугодного государства может быть осуществлено вопреки нормам международного права, путем прямой вооруженной агрессии.

На этом фоне втягивание Республики Беларусь в военные конфликты вполне реально. Военно-политическая обстановка вокруг нашей страны в настоящее время существенно усложнилась за счет стремления США и их союзников оказать политическое давление на руководство Республики Беларусь и добиться государственного устройства по их пониманию. Доказательством вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь служит и недавнее выступление в Вильнюсе госсекретаря США Кондолизы Райс, в котором она заявила, что «в Белоруссии настало время для политических перемен» [6]. Сложность военно-политической обстановки заключается также в расширении НАТО на Восток и провозглашении Североатлантическим альянсом новой стратегической концепции, предусматривающей возможность применения военной силы без санкции ООН, в увеличении расходов на военные нужды в сопредельных странах. В этой обстановке втягивание нашей республики в военные конфликты может быть осуществлено посредством:

обострения социально-политической и экономической обстановки в Беларуси до масштабов, представляющих прямую угрозу конституционному строю;

обострения социально-политической и экономической обстановки в соседних государствах до масштабов военно-политической конфронтации с угрозой ее распространения на территорию нашей страны;

возникновения и эскалации противоречий между Республикой Беларусь и соседними государствами, основанных на национально-религиозной почве и (или) территориальных претензиях с последующим их перерастанием в межгосударственный военный конфликт;

вовлечения нашей республики в вооруженные конфликты, возникшие между граничащими с ней государствами или союзами государств;

прямого посягательства на суверенитет Беларуси со стороны других государств, военно-политических группировок или блоков из соображений политического, экономического или военно-стратегического характера путем вооруженной агрессии.

Уроки Второй мировой войны свидетельствуют, что практически все малые и средние государства в деле защиты своей независимости и территориальной целостности избирали путь сотрудничества и союза с равными или близкими по общегосударственному устройству странами.

И Республика Беларусь избрала путь развития собственных сил военной организации государства в союзе с государствами - участниками организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Без сомнения, основные идеи принципов Атлантической хартии нашли свое отражение и в принципах их сотрудничества и обеспечения безопасности. Это:

соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности,

оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения безопасности,

единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности,

приоритетность политических, экономических и информационных мер,

взаимная ответственность личности, общества и государства,

контроль за реализацией всей совокупности действий по защите безопасности,

соблюдение международных договоренностей в сфере безопасности [7].

Кроме того, важнейшее значение в деле обеспечения безопасности Республики Беларусь имеет Соглашение с Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, подписанное в г. Минске 19 декабря 1997 года.

Республика Беларусь и Российская Федерация существенно продвинулись вперед по ряду направлений военной интеграции в русле политических решений руководства двух стран. Подтверждением этому являются проводимые совместные КШУ (КШТ) органов военного управления в рамках РГВ (С), участие Вооруженных сил Российской Федерации в комплексных оперативно-такти-ческих учениях Вооруженных Сил Республики Беларусь, постоянным взаимодействием руководителей военного ведомства двух стран по вопросам военного сотрудничества [8].

Опыт проведенных комплексных оперативно-тактических учений свидетельствует, что Вооруженные Силы нашей республики как самостоятельно, так и в составе РГВ (С) способны противостоять возможным угрозам Союзного государства и защитить территориальную целостность и независимость Республики Беларусь.

Таким образом, мировой опыт сотрудничества стран антигитлеровской коалиции заключается в том, что в границах коалиции было обеспечено политическое, экономическое и военное сотрудничество стран с различными общественно-политическими системами, которое продемонстрировало необходимость объединения прогрессивных сил в борьбе против агрессии. Был создан исторический прецедент, имевший огромное значение для будущего развития международных отношений. Одновременно подтверждалась правота идеи коллективного отпора агрессору, которая особенно актуальна и сегодня. Сейчас совершенно ясно, что наиболее эффективным способом зашиты любого государства, в том числе и Республики Беларусь, являются создаваемые на общих принципах обеспечения безопасности равноправные союзы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В. А. Сенников. Война и политика //Военно-политический очерк военных действий в Западной Европе и бассейне Средиземного моря, 1939 - 1945. Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970. - 496 с.

2.Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной историографии / http: //forstudent. msk.ru/9/35600.htm

3. Военный энциклопедический словарь/Пред. гл. ред. комиссии С.Ф. Ахромеев. - М.: Воениздат, 1986. - 863 с. с ил., 30 л. Ил.

4. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. /Изд.3-е М.; (Советская энциклопедия); Гл. ред.: А.М.Прохоров. - М.: Наука. - 1972. -Т.9.-624с.

5. Вторая мировая война. Итоги и уроки. /М.: Воениздат, 1985. - 447 с.

6. Славинский И. Кремль предупредил Кондолизу Райс о недопустимости вмешательства США во внутренние дела Белоруссии.// Беларусь сегодня. - 2005. - № 75. - 22 апреля.

7. О модельном законе «О безопасности»: Постановление Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан 15 октября . - 1999. - № 9. - С. 9 - 11.

8. Ковалев В. Укрепим наш союз.//Красная звезда. - 2005. - № 65. - 21 апреля


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации