Понимание войсковыми психологами некоторых проблем психологической работы в боевой обстановке

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 3/2006, стр. 38-41

Понимание войсковыми психологами некоторых проблем психологической работы в боевой обстановке

УДК 159.9:355

Майор Д.И.ПРОТАСЕВИЧ,

адъюнкт кафедры идеологической работы и социальных дисциплин

Военной академии Республики Беларусь

В современных условиях радикально трансформировалась сущность войн и вооруженных конфликтов, изменилось содержание самой вооруженной борьбы. Все это приводит к пересмотру традиционных представлений о войнах, формах и способах ведения боевых действий. Предстоит еще методологически обосновать грандиозные изменения, которые произошли в мире в целом, в международной обстановке, в формах и способах ведения войн нового поколения [15].

Одной из целей реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь стал перевод системы подготовки офицерских кадров на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры выпускников военного учебного заведения [7]. Для этого создана оптимальная непрерывная, многоуровневая система подготовки офицерских кадров, интегрированная с государственным образованием. Переходит на двухступенчатую систему подготовки офицеров учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь». Оптимизирован и согласован с новым общегосударственным классификатором перечень специальностей и специализаций подготовки офицерских кадров. Но, к сожалению, система подготовки офицерских кадров в ходе прохождения военной службы еще не в полной мере соответствует требуемому уровню подготовки офицеров в соединениях и частях и нуждается в дальнейшем совершенствовании [16].

Необходимо отметить, что становление и развитие психологической работы, как составной части идеологической работы, происходило в период радикальных преобразований не только в Вооруженных Силах Республики Беларусь, но и в обществе, и за это время сделано немало позитивного в становлении института войсковых психологов. Безусловно, важное влияние на повышение эффективности работы войсковых психологов оказали основные руководящие документы: постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 года № 1 [17] и приказ МО РБ от 20 мая 2003 года № 17 «Об организации морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Республики Беларусь». Они выявили основные причины негативных явлений в армии в работе с людьми, определили основные направления и пути работы по разрешению проблем, содержание и порядок организации психологической работы.

Однако реальное состояние психологической работы в войсках свидетельствует о наличии неиспользованных возможностей с этой сфере. Затрудняет успешное ее развитие недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение войсковых психологов. Практика требует от войсковых психологов не только глубоких теоретических знаний, но и твердых навыков в области психодиагностики, психокоррекции и психореабилитации, умения своевременно оказывать психологическую помощь офицерам, прапорщикам, военнослужащим и членам их семей. Опыт организации психологической работы в боевой обстановке в «горячих точках» также обнаруживает необходимость в координации усилий войсковых психологов с медицинской службой, подразделениями тыловых служб и специальных операций на всех этапах подготовки и применения войск [19]. Вклад психологической науки в развитие психологической работы в частях и подразделениях пока еще не всегда может удовлетворять потребностям войсковой практики, так как до сих пор нет четко обоснованной концепции оказания психологической помощи различным категориям военнослужащих и в особенности членам их семей. Стремительно меняющиеся условия боевой и учебно-боевой деятельности не позволяют в полной мере разработать функциональную модель деятельности войскового психолога в настоящее время. Здесь сказывается некоторое опережение практических шагов по организации психологической работы по сравнению с ее методологическим обоснованием, научно-методическим, правовым и материально-техническим обеспечением ее деятельности.

Между тем психолог в войсках является тем элементом социально-психологической службы, который закладывает своей работой с личным составом основы надежного и адекватного функционирования психики военнослужащих, создает атмосферу благоприятного социально-психологического климата в подразделении. Упрощенный подход к роли и месту психолога в общей системе управления социально-психологическими процессами в армии со стороны отдельных командиров и начальников приводит к тому, что эффективность работы социально-психологической службы целиком зависит только от старания и способностей самого психолога при исполнении своих обязанностей. Труд психолога порой не заметен, но является самым «энергоемким», кропотливым и иногда не лишен бюрократизма (в хорошем смысле слова). Психолог в процессе своей работы строит уникальную сеть социальных и психологических связей не только между собой и военнослужащими, но и между командирами (начальниками) различного уровня. При этом психолог нередко является «буфером» между личным составом и командиром, между социально-психологической обстановкой вне части (подразделения) и самими военнослужащими, и вся тяжесть по нейтрализации негативного влияния извне должна ложиться на плечи не только командира и штаба, но и психолога.

С целью выяснения представления и понимания некоторых проблем психологической работы войсковыми психологами и дальнейшего их закрепления в нормативных правовых актах и было проведено данное исследование. Основными задачами исследования явились: выявление представления и понимания войсковыми психологами некоторых проблем психологической работы: подготовка методологической основы к формированию единых подходов в рассмотрении вопросов психологической работы в боевой обстановке; подготовка на их основе предложений по оптимизации нормативной правовой базы психологической работы как составной части идеологической работы.

Философско-методологической основой исследования являлся принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев), где исследуются базовые философско-психологические концепции о регулирующей роли сознания в деятельности человека, о системности и структурности организации и функционирования психики. Для решения задачи применялись: теоретический анализ, метод обобщения литературных источников, контент - анализ свободных текстов военнослужащих. Экспериментальные данные были подвергнуты анализу, также именуемому методом логического анализа фактов и их интерпретации путем умозаключений, или умственным экспериментом (К.К.Платонов).

Часто при рассмотрении вопросов, связанных с выявлением качества осмысления, постижения, воззрения, уяснения каких-либо смысловых единиц, применяются такие категории, как «понимание» и «представления». Необходимо отметить, что понимание как философская проблема рассматривалась многими авторами [5, 8] и нашла свое дальнейшее применение в психологии для решения ряда многих практических задач [1, 2, 6, 11, 23]. Раскрывая сущностное содержание понимания как психологической категории, психологи иногда отождествляют понимание с каким-либо психическим процессом (например, с мышлением [12]) или представляют как одну из форм или случаев мышления. Большинство исследователей связывают понимание со знаниями субъекта (А.А.Смирнов, Г.С.Костюк, Ю.К.Корнилов и др.) и рассматривают понимание с позиции сопоставления поступающей информации с имеющимися у субъекта знаниями. А.Р.Лурия рассматривает понимание как сложный процесс декодирования информации [14]. А вот С.Л.Рубинштейн подвергает рассмотрению понимание как переход от непонимания к пониманию, которое достигается включением объекта понимания во все новые связи [22, С.236]. Понимание характеризует мышление, однако С.Л.Рубинштейн выделяет деятельность понимания как особую сторону познания, и, чтобы оно появилось, содержание и организация познавательного материала должны соответствовать ступени развития. Деятельность понимания состоит в установлении субъектом сферы смысла применительно к объективному содержанию, сообщаемой информации и в расширении и преобразовании этой сферы по мере развития познания и разнообразных форм жизненной активности.

Понимание, как истолковывает [21, С.284], это: 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат и 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.

Без понимания как особого состояния субъекта невозможна координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия и характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему. Возможно ясное ощущение субъектом связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. К психологическим механизмам понимания человека относятся идентификация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, интуиция, каузальная атрибуция.

Если рассматривать через [24,С.488], то, генерируя вышесказанное, понимание - это способность субъекта уяснить смысл, значение, замысел чего-нибудь, акты поведения другого субъекта, в корреляции с самим результатом; это и специфико-ментальное состояние сознания, когда субъект осознал, пришел к выводу, к уверенности, что те его представления являются эквивалентными форме и содержанию того или иного предмета.

Представления являются своеобразной «формой» понимания. Синонимами представлений выступают понятия, суждения, соображения, взгляды и воззрения.

Если рассматривать представления, то необходимо отметить, что само представление, подобно восприятию, ощущению и мышлению, является психическим познавательным процессом. Среди этих процессов представление занимает промежуточное положение. Оставаясь формой чувственного познания, представление не может проникнуть в сущность вещей, однако оно подготавливает собой возникновение, развитие и формирование мышления [4, С.112]. Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающих на основе их припоминания или же продуктивного воображения [21, С.290]. Научные представления, сформированные в процессе обучения, ближе к понятиям или смыкаются с ними, что облегчает развитие у человека процесса мышления. Ни одно действие не совершается без участия представления. Представления служат опорой для узнавания и сравнения объектов, наглядным строительным материалом для воображения и планирования поведения в процессе деятельности [3, С.96].

Представления совместно с понятиями и другими мыслительными операциями позволяют военнослужащим правильно ориентироваться в боевой обстановке, успешно решать как познавательные, так и мыслительные задачи. Благодаря представлениям (оперативным, топографическим, тактическим, техническим и др.) существует возможность мысленно воссоздать модель боя, заранее оценить обстановку предстоящей деятельности и выработать алгоритм своего поведения [20, С.84 - 85]. Благодаря представлениям человек заранее может оценить обстановку предстоящей деятельности и выработать оптимальный алгоритм своего поведения.

Проведенный опрос показал, что представление проблем организации психологической работы в условиях ведения боевых действий осуществляется, в основном, на основе знаний, полученных путем самообразования (52,3 %). Немаловажное значение имеет и обмен опытом между специалистами (23,8 % опрошенных) и опыт личной работы (около 5 % офицеров). У опрошенных офицеров и курсантов нет целостной «картины» восприятия проблем психологической работы в боевой обстановке. Почти 62 % респондентов отметили проблемы в области знаний психодиагностических методик по военной психологии, около 5 % указали на недостаток знаний по психокоррекции и психогигиене, и только 28,6 % офицеров считают достаточным свой уровень знаний по организации психологической работы.

Так, на вопрос: «Где должен находиться психолог в боевой обстановке?», были получены следующие основные ответы:

а) в обороне: среди личного состава (в боевых порядках) -31,7 % опрошенных; на пункте психологической помощи и реабилитации (ППП и Р) - 28,6 %; на (или вблизи) медицинском пункте батальона (МПБ) - 17,9 %, другие ответы - 21,8 %.

б) в наступлении: на ППП и Р - 22,9 % ответов; в первом эшелоне с личным составом -14,3 %; во втором эшелоне вблизи медпункта (медроты) - 22,9 %; совместно с медпунктом (медротой) - 20 %, другие ответы - 20,1 %.

Неравномерность распределения ответов связана прежде всего с тем, что основными руководящими документами нечетко определены местонахождение психолога и его обязанности, выполняемые во время подготовки, ведения и по окончании активной фазы боевых действий, не оговорено также место для психолога в боевом порядке батальона и бригады, его местоположение (ППП и Р, МПБ или другое место), оборудование и психологический инструментарий. Даже в беседах автора со многими ведущими военными специалистами - психологами высказывались диаметрально противоположные мнения относительно роли и места войскового психолога в боевой обстановке, такие, например, как: место психолога в тылу, и он должен сидеть и ждать окончания ведения боевых действий; место психолога в боевых порядках первого эшелона среди личного состава; психолог - лицо, которое не участвует в ведении боевых действий, а только готовит личный состав для участия в их ведении посредством психологической подготовки и др. С другой стороны, сами психологи еще не всегда готовы предложить новые подходы, способы и средства решения назревших проблем. В результате складывается противоречие между насущными потребностями Вооруженных Сил в эффективном решении задач психологической работы и возможностями психологов по их выполнению. Все это востребует разработку новых подходов к организации психологической работы в боевой обстановке в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

О понимании проблем психологической работы с совершенно новой позиции, взгляда не «стороннего» участника в динамике управления войсками, а с позиции активного представления процесса эффективного руководства войсками говорит то, что из курсантов Военной академии Республики Беларусь около 11,5 % отметили знание вопросов, связанных с работой психолога на пунктах управления звена рота - батальон. Они отдают себе отчет в том, что психолог батальона несет ответственность не только за организацию психологической помощи военнослужащим, организацию взаимодействия с медицинской службой и проведение мероприятий психологической работы по сохранению психического здоровья личного состава, но и за проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав, выработку предложений командирам по повышению психологической устойчивости военнослужащих и за работу по информированию вышестоящих должностных лиц о проводимых мероприятиях. И это отражает личностное отношение курсантов к рассматриваемым проблемам. Хотя ответственность за решение вопросов противодействия негативному информационно-психологическому противодействию находится сейчас сугубо в ведении штабов. Это еще раз подтверждает мнение Д.А.Леонтьева [13], что специфической чертой понимания как процесса, является то, что помимо мыслительных операций в нем проявляется определенное личностное отношение к познавательной задаче, основанное на прежнем опыте человека и на той конкретной деятельности, в которой осуществляется понимание, и эти слова доказывают данные опроса.

Проведенное исследование подтверждает, что изменился подход к представлению теоретических положений в процессе подготовки войсковых психологов в связи с трансформацией взглядов на роль и значимость психологической работы в войсках. Кроме того, иными стали взгляды на значимость идеологической составляющей обеспечения боевых действий в связи с переходом от концепции морально-психологического обеспечения к концепции идеологической работы, а это не могло не оказать влияние на понимание вопросов организации и проведения мероприятий психологической работы. Поэтому при статистически малой выборке скомпилированные первичные данные позволяют говорить о том, что стратегии понимания самими войсковыми психологами проблем психологической работы отражают процессы, происходящие в армии, и лежат в рамках перспективных направлений развития военной науки.

На вопрос: «Где должен находиться ППП и Р?» - курсанты и офицеры в большинстве своем (40 %) ответили, что ППП и Р может располагаться вблизи МПБ или медроты или совместно (как отделение) с МПБ - 17,2 % . На необходимость создания ППП и Р высказались большинство опрошенных, даже указали на необходимость создания данного пункта в ротах (батареях). Однако отдельные респонденты (9 %) не смогли дать ясного ответа о необходимости и целесообразности создания данной структуры.

Подводя итог ответам на вопрос: «Каков объем задач на ППП и Р психолога?», можно сгруппировать ответы в следующие блоки: определение тяжести боевой психической травмы (БПТ) и распределение военнослужащих по степени тяжести БПТ; оказание первой психологической помощи военнослужащим; поддержание морального духа; осуществление руководства активом; снижение уровня тревожности личного состава; частичная реабилитация; выявление «мнимых» раненых; использование вербальных, фармакологических и психофизиологических методов; психореабилитационные и психокоррекционные мероприятия; сбор информации, ее анализ и выработка рекомендаций по повышению МПС; информационно-разъяснительная работа по психическим состояниям в бою; взаимодействие с медработниками; эвакуация пострадавших от воздействия стресс-факторов.

Как видно из приведенных суждений, представление роли и объема выполнения функциональных обязанностей курсантами и офицерами происходит в соответствии с устоявшимися взглядами в среде психологов на данный вопрос. Хотя документально не закреплено наличие в структуре войск ППП и Р, основные отправные моменты имеют место в постановлении № 1 МО РБ [17] в пункте 2.15, где говорится о создании в видах Вооруженных Сил, объединениях и соединениях нештатных групп психологического обеспечения, руководимых соответствующими заместителями командиров по идеологической работе в составе войсковых психологов и медицинских работников. Если сравнить ответы респондентов и основные руководящие документы по организации работы ППП в ВС РБ с основными руководящими документами РФ [9,10,18] (где наиболее динамично среди стран бывшего СССР развивается военная психология), обнаружим, что существенных отличий в вопросах организации ППП и Р не наблюдается. Следовательно, для создания в Вооруженных Силах Республики Беларусь ППП и Р имеются необходимый потенциал и методологическая база.

На вопрос: «В каком объеме психолог должен оказывать помощь в боевой обстановке?» - ответы были следующие: убеждать и нацеливать, естественная человеческая поддержка, поддержание необходимого уровня МПС, консультирование, психотерапия, выявление и изоляция лиц, получивших БПТ, диагностика и частичная коррекция БПТ, психологический дебрифинг, релаксация, разработка памяток. Если обобщить полученные ответы и представить всю совокупность работы за 100 %, то тогда основные блоки распределяются следующим образом: психопросвещение и информационная работа - 40 %; психологическая помощь - 20 % от всего объема работы психолога; терапевтическая - 20 %; групповая психокоррекция - 20 %. Это говорит о понимании важности психопросвещения и информационной работы в боевых условиях как эффективного средства противодействия негативному информационно-психологическому воздействию противника. На данный момент информационная работа является самым приемлемым способом с точки зрения экономии средств, достигаемой эффективности проводимых мероприятий и привлекаемых сил.

Деятельность военнослужащих, как правило, связана с риском, угрозой здоровью и самой жизни. Это оказывает стрессогенное влияние на военнослужащих и тем самым увеличивает подверженность их психики информационно-психологическому воздействию манипулятивного характера. Отсюда следует двуединая задача, которую необходимо решать как командирам, так и военным психологам. Во-первых, постоянный мониторинг информационно-психологического воздействия на конкретные категории военнослужащих, прогнозирования последствий влияния неблагоприятных факторов с целью их отражения и нейтрализации дисфункционального влияния. Во-вторых, организация социально-психологической защиты конкретных контингентов военнослужащих от информационно-психологического воздействия дисфункционального характера. Для этого необходимо организовать и проводить специально разработанные формы социально-психологического тренинга и психологической коррекции, которые позволят нейтрализовать прогнозируемое и актуальное манипулятивное воздействие информационных факторов на личный состав. Особое внимание должно быть уделено психологической подготовке командных кадров и неформальных лидеров в воинских подразделениях, играющих роль так называемых «медиаторов»; через них оказывается наиболее мощное влияние и распространение информации, активно «усваиваемой» окружающими.

Формированию индивидуальной социально-психологической защиты личности военнослужащего от манипулятивного воздействия способствует идеологическая и психологическая подготовка в коммуникативной сфере. Проведение учебно-тренинговых занятий, а также тематических дискуссионных встреч, организационно построенных в соответствии с обучающими целями, показывает, что их участники сравнительно легко приобретают своеобразный «социально-психологический иммунитет» к манипулятивному воздействию [19, С.161]. У них повышается самоконтроль эмоциональных состояний в процессе общения и коммуникативного воздействия (в т.ч. и с использованием СМИ), формируется установка на содержательный критический анализ поступающей информации и используемых невербальных средств (мимика, жесты, позы, аудиовизуальные или зрительно-слуховые приемы). Уже само знание определенных, наиболее характерных приемов и способов, используемых для оказания воздействия на людей, и аутопсихологическая тренировка позволяют приобрести первичные навыки и умения по их выявлению, что снижает подверженность личности манипулятивному воздействию. Следовательно, планирование, разработка материалов и рекомендаций по психологической работе, проведение психологической оценки обстановки, прогнозирование психологических потерь и выработку предложений командующему (командиру) о мерах по их снижению, обучение личного состава методам и приемам психологической само- и взаимопомощи должны непосредственно осуществлять войсковые психологи.

Таким образом, в целях совершенствования психологической работы необходимо:

уже в настоящее время разработать и принять положения о психологическом обеспечении боевых действий (операций) и пункте психологической помощи и реабилитации;

уточнить концепцию деятельности войсковых психологов в боевой обстановке, четко определить их роль и место в боевом порядке (оперативном построении) войск;

увеличить количества часов на обучение в процессе подготовки войсковых психологов приемам психокоррекционной работы, психологическому консультированию и психореабилитации;

включить в учебные планы подготовки войсковых психологов и заместителей командиров по идеологической работе БГУ и Военной академии Республики Беларусь вопросы, связанные с психологическим обеспечением боевых действий (операций);

раскрытие вопросов выполнения своих обязанностей, своей роли и места в системе всестороннего обеспечения боевых действий (операций) углублять с помощью целенаправленной подготовки войсковых психологов на ежегодных курсах повышения квалификации и сборах на всех уровнях;

проведение выездных и постоянно действующих семинаров и научно-практических конференций по актуальным вопросам психологической теории и войсковой практики.

В настоящий момент идет активный процесс совершенствования нормативной правовой базы идеологической работы, важнейшим элементом которой является психологическая работа, и этот процесс невозможен без энергичной, инициативной и творческой работы самих войсковых психологов.

Психологическая работа продолжает оставаться тем звеном, при помощи которого во всей цепи идеологической работы можно повысить эффективность и прочность взаимосвязанных отношений и обеспечить на высоком уровне выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А.В. Проблема понимания: Философские и психологические аспекты. - Киев: Знание, 1975. - 48 с.

2. Бессмертный А.В., Секун В.И. Понимание психологических проблем военнослужащими специальных подразделений в связи с выполнением ими специальных задач. - Мн.: Изд-во ВА РБ, 2002. - 99 с.

3. Военная психология и педагогика: Учебник/Под общ. ред. М.И.Дьяченко. - Мн.: Издание Военной академии РБ, 1999. - 367 с.

4. Военная психология. М.: Воениздат, 1972. - 400 с.

5. Гадамер X. Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

6. Рура А.Н., Секун В.И. Понимание морально-психологического состояния офицерским составом Вооруженных Сил: В 2 Ч. - Мн.: ИМЦЦДО,1999.-ч.1-2.

7. Гурулев С.Н. Актуальные вопросы реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь /Армия. - 2002. - № 2 (36). - С. 7.

8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология /Вопросы философии. - 1992. -№7. -С. 136 -176.

9. Директива начальника ГУВР ВС РФ от 5 марта 1998 г. МД-1 «Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки в ВС РФ».

10. Директива начальника ГУВР ВС РФ от 26 августа 1998 г. № Д-2 «О введении в действие в ВС РФ сборника формализованных документов по психологической работе (полк - дивизия)».

11. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия / Психологический журнал. -2000. - Т.21, №2. -С. 7- 15.

12. Левитов П.Д. Психология труда. - М.: Учпедгиз, 1963. - 340 с.

13. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

14. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: МГУ, 1979. - 318 с.

15. Мальцев Л.С. Вооруженные Силы Республики Беларусь: история и современность /Армия (специальный выпуск). - 2003. - С.13.

16. Меренцов Ю.И. Система подготовки военных кадров: состояние и пути совершенствования / Армия. - 2006. - № 1. - С. 2 - 7.

17. Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 года № 1 «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию». Мн.: ЗАО «Бонем», 2002. - С. 14.

18. Приказ МО РФ от 1998 г. № 400 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих ВС РФ».

19. Психолог в армии /Материалы «круглого стола». Психологический журнал. - Том 18, № 1. - 1997. - С. 157 - 160.

20. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов /Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

21. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

23. Секун В.И. Психология активности. - Мн.: «Адукацыя i выхаванне», 1996. - 280 с.

24. Современный словарь по психологии/Автор-составитель В.В.Юрчук. -Мн.: Современное слово, 1998. - 768 с.

В опросе принимал участие 21 войсковой психолог в возрасте от 22 до 37 лет (из них военнослужащих-женщин - 6) и 14 курсантов-психологов выпускного курса Военной академии Республики Беларусь.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации