Применение территориальных войск в контрдиверсионной борьбе

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 1/2006, стр. 18-21

Применение территориальных войск в контрдиверсионной борьбе

УДК 355.45

Подполковник О.Н. ЛЮБОЧКО,

начальник научно-исследовательского отдела

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Полковник А.И. БОРОДЕЙКО,

начальник научно-исследовательского отдела

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент,

профессор Академии военных наук Российской Федерации

Полковник В.Н. ЧАПАЙЛО,

начальник кафедры факультета внутренних войск

Военной академии Республики Беларусь

Анализ опыта ведения военных конфликтов последних десятилетий показывает, что одной из основных задач, решаемых в ходе ведения боевых действий, является борьба с десантами, диверсионно-разведывательными группами (ДРГ) противника, незаконными вооруженными формированиями (НВФ), отдельными террористическими группами и террористами-одиночками. К решению этой задачи, как правило, привлекаются все силовые ведомства государства. Однако хроника событий военных конфликтов свидетельствует, что их усилий для обеспечения стабильности и предотвращения случаев совершения террористических актов, диверсий, нападений на органы военного и государственного управления, колонны военной техники явно недостаточно

Можно предположить, что в случае возникновения вооруженного конфликта на территории нашего государства эта задача возникнет со всей своей остротой. Поэтому в данной статье авторы попытались рассмотреть некоторые аспекты участия территориальных войск в борьбе с ДРГ противника и НВФ.

Борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами противника заключается в их своевременном выявлении, локализации и обезвреживании или уничтожении. Она организуется и осуществляется с участием территориальных войск в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами, наделенными действующим законодательством правом оперативно-розыскной деятельности, или в ходе специальных операций, проводимых под руководством органов военного управления или органов управления территориальной обороны.

На наш взгляд, для обоснования порядка применения территориальных войск в контрдиверсионной борьбе в современных условиях целесообразно учесть бесценный опыт борьбы населения с вражеской агентурой и участия ее в охране и обороне народнохозяйственных объектов и коммуникаций. Так, в течение мая 1942 г. в охране важных объектов в Москве и Ленинграде приняло участие около 125 добровольческих отрядов общей численностью свыше четырех тысяч человек. В период 1942 - 1943 годов в прифронтовой полосе и в тылу Западного фронта около 60 % задержаний всех агентов и диверсантов было осуществлено с помощью бригад содействия, создаваемых на добровольной основе из местного населения [1, 2].

Анализ опыта Великой Отечественной войны и 1950-х годов показывает, что в системе территориальной обороны войсками военных округов во взаимодействии с органами «Смерш» и войсками НКВД в период с 1941 по 1950 годы было проведено 69 683 боевых операций по выявлению и уничтожению диверсионных групп, бандформирований и националистических элементов. В ходе этих операций было арестовано или задержано более 230 000 человек. При этом самостоятельно войсками НКВД за годы войны было проведено немногим более девяти тысяч операций по обезвреживанию бандитских формирований [3 - 6].

Накопленный опыт в вопросах организации территориальной обороны в годы войны и послевоенное время подтверждает необходимость привлечения территориальных войск к контрдиверсионной борьбе, что и реализовано в документах нормативно-правовой базы Министерства обороны Республики Беларусь. В частности, в соответствии с Уставом территориальных войск на рассматриваемые воинские формирования возлагается задача: «борьба с десантно-диверсионными силами противника и незаконными вооруженными формированиями». В то же время, как показывает анализ командно-штабных и оперативно-тактических учений, воинские части и подразделения территориальных войск конкретно под данную задачу не выделяются, поскольку она, как правило, решается в комплексе с другими задачами, возлагаемыми на формирования территориальных войск. Например, воинские части территориальных войск, выполняющие задачу по усилению охраны Государственной границы и приграничной территории, привлекаются для воспрещения проникновения ДРГ противника и НВФ на территорию Республики Беларусь, а также для их блокирования и уничтожения. При этом, как показывают результаты проведенных исследований, формирования территориальных войск целесообразно применять в формах разведывательно-поисковых, засадных и изоляционно-ограничительных действий, основными из которых являются:

- устройство засад;

- поиск;

- блокирование района местности обнаруженных ДРГ противника и НВФ, с последующим их уничтожением совместно с подразделениями погранвойск.

Специфика действий ДРГ противника и НВФ определяет особенности организации борьбы с ними. В частности, в случае борьбы с НВФ, формирования территориальных войск могут применяться как для поиска, блокирования, так и для уничтожения (ликвидации) баз формирования и подготовки НВФ, окружения и уничтожения находящихся там бандитов.

При этом подразделения поиска, а именно разведывательные взводы батальонов территориальных войск, ведением разведывательно-поисковых действий выявляют районы (места) сосредоточения, размещения НВФ, оповещают о них командование батальонов, не ввязываясь в бой, отслеживают направление их действий до прибытия более крупного воинского формирования территориальных войск или Вооруженных Сил, предназначенного для блокирования и ликвидации НВФ. Участок поиска целесообразно назначать с таким расчетом, чтобы в сутки поисковые мероприятия выполнялись не более 10 часов.

Если имеющимися силами затруднительно окружить НВФ, то основные усилия целесообразно сосредоточить на воспрещении (замедлении) его продвижения (отхода), прикрытии важных объектов ведением сдерживающих или барьерно-заградительных действий. Основным содержанием действий воинских формирований ТВ при этом является своевременное выдвижение навстречу прорывающемуся противнику, занятие оборонительных позиций и удержание определенного рубежа, недопущение прорыва и выхода НВФ из контролируемой зоны.

При организации борьбы с ДРГ противника порядок применения формирований территориальных войск должен быть несколько иной, поскольку обнаружение ДРГ, как правило, происходит только после его нападения на объект. При этом основные усилия формирований территориальных войск должны быть сосредоточены на блокировании ДРГ и удержании её в определенном районе местности, до прибытия воинских частей внутренних войск или Вооруженных Сил, предназначенных для борьбы с ними.

Блокирование района местности, на которой обнаружена ДРГ противника, целесообразно осуществлять выставлением постов или занятием одиночных огневых позиций. При этом рубежи блокирования должны обеспечивать максимальную дальность наблюдения. Чтобы не допустить просачивания из блокируемого района одиночек и мелких групп противника, а также прорыва с боем его крупных сил, должна быть обеспечена надежная зрительная и огневая связь между подразделениями. Исследования показывают, что интервалы между позициями солдат территориальных войск при этом не должны превышать 200 метров. На закрытых участках местности или в условиях плохой видимости целесообразно использовать осветительные средства, приборы ночного видения, сторожевых собак.

Подразделения территориальных войск, занявшие рубеж блокирования, должны в обязательном порядке проводить его инженерное оборудование: отрывку окопов для стрельбы, устройство инженерных заграждений с применением сигнальных средств, в промежутках между позициями. Важную роль играет также тщательная организация системы огня и системы наблюдения.

Поиск ДРГ противника в заблокированном районе целесообразно организовывать прочесыванием местности с привлечением разведывательных и стрелковых подразделений.

Участие формирований территориальных войск в борьбе с воздушными десантами может заключаться в том, что с обнаружением начала выброски воздушного (тактического воздушного) десанта (ВД (ТакВД)) противника или с получением об этом информации от местного населения воинские формирования территориальных войск выполняют задачу по разведке (доразведке) района выброски (высадки), имеющимися силами блокируют его, а с подходом воинских частей Вооруженных Сил участвуют в уничтожении ВД (ТакВД) противника.

Участие формирований территориальных войск в борьбе с НВФ и ДРГ проявляется и в ходе выполнения ими задачи по охране и обороне объектов, поскольку при её выполнении целью действий воинских формирований является не только отражение нападения, но и уничтожение (захват) нарушителей, в том числе и за пределами границ объекта.

В зависимости от размеров и значимости объектов для выполнения этой задачи назначаются формирования территориальных войск - от отделения до батальона. Наиболее важные объекты охраняются на принципах круговой обороны, максимального использования защитных свойств местности, самих объектов и инженерных заграждений. Однако основной формой применения подразделений и воинских частей территориальных войск для охраны и обороны объектов, как правило, являются охранно-караульные действия - непосредственно на объектах, а на подступах к ним - патрульно-постовая служба.

Анализ показывает, что мероприятия по охране и обороне объектов целесообразно тесно увязывать с мероприятиями по охране общественного порядка вблизи охраняемого объекта (объектово-зональный метод изоляционно-ограничительных действий и охраны объектов). При этом численность воинского формирования территориальных войск для блокирования, поиска и ликвидации ДРГ, обнаружившей себя нападением на объект, уменьшается в 1,2 - 1,5 раза, чем в случае, если бы применялся только объектовый метод охраны.

Непосредственную охрану объекта целесообразно организовывать выставлением караулов. Здесь наиболее приемлемы классические способы охраны: наблюдение с вышек, патрулирование между охраняемыми объектами.

Из состава воинского формирования территориальных войск, выделенного для охраны и обороны объекта, следует назначать три смены караула, чередующиеся каждые сутки. При этом на одну смену возлагается несение службы в карауле, вторая смена составляет резерв караула, предназначенный для отражения нападения, преследования, поиска и ликвидации, обнаруживших себя ДРГ противника. Третья смена может привлекаться для выполнения инженерных мероприятий по устройству (совершенствованию) заграждений на подступах к охраняемому объекту (группе объектов), проведению занятий в целях повышения уровня боевой подготовки, подготовки для заступления в караул, а также для выполнения задач по поддержанию жизнедеятельности гарнизона. При необходимости она может быть также привлечена для ликвидации ДРГ противника и НВФ.

При нападении на объект ДРГ противника караул принимает меры к отражению нападения. Вторая смена, составляющая резерв, убывает для блокирования подступов к объекту и создает систему сторожевых постов, обращенную фронтом к объекту, частью сил проводит поисковые мероприятия на заблокированной местности.

Третья смена вместе с другими подразделениями территориальных войск, размещенными в непосредственной близости с объектом нападения диверсионной группы, выдвигаются в направлении объекта, для блокирования района, осуществляют поиск, блокирование и ликвидацию ДРГ.

При нападении на объект превосходящих сил вторая смена охраны объекта привлекается для усиления постов, третья - для блокирования района местности и последующего уничтожения противника.

На случай угрозы захвата объекта противником целесообразно предусмотреть уничтожение наиболее важных его элементов, а для воинского формирования после восстановления боеспособности переход к ведению партизанских действий на временно захваченной территории.

С прекращением необходимости в деятельности объектов их охрана, как правило, снимается, а освободившиеся подразделения территориальных войск привлекаются для выполнения других задач.

Для воспрещения проникновения ДРГ противника и НВФ в населенный пункт, с целью ведения ими диверсионной деятельности, а также поддержания правопорядка среди населения, недопущения случаев грабежей и мародерства, других противоправных и негативных явлений, территориальные формирования могут выполнять задачи в форме режимно-ограничительных действий и патрульно-постовой службы. Учитывая уровень их подготовки в этих вопросах, целесообразно их применение совместно со структурными подразделениями МВД, ВВ МВД. Данные территориальные формирования следует рассматривать как усиление милицейских нарядов (нарядов ВВ). При этом, как показывает опыт проведения контртеррористических операций в Чеченской Республике, целесообразно развертывание системы контрольно-пропускных пунктов (КПП) на всех подъездных направлениях к населенному пункту, выставление сторожевых постов по всему периметру, патрулирование уличных направлений с охватом жилых кварталов. В этом случае воинскими формированиями перехватываются практически все дорожные направления, проходящие через административные центры, создается система контроля за соблюдением установленного положения и порядком передвижения населения и транспорта, а также система круглосуточного наблюдения.

Исследования показывают, что состав воинских формирований ТВ в таком случае целесообразно распределить по двум сменам, чередование которых производить 1-2 раза в две-три недели. Это позволит возложить на одну смену несение службы на КПП (блокпостах, в секретах), патрулирование улиц населенных пунктов, а другую смену временно привлечь для выполнения других задач, требующих оперативного решения.

Поскольку КПП развертываются для контроля за передвижением населения, транспортных средств и недопущения проникновения ДРГ противника, групп НВФ в населенный пункт по дорожным направлениям, служба на них должна быть организована совместно с нарядом милиции. Численность личного состава территориальных войск на КПП целесообразно иметь от трех человек до стрелкового отделения. При необходимости (в случае нападения на войсковой наряд НВФ) КПП целесообразно развернуть внутри блокпоста, подготовленного к круговой обороне.

При обнаружении незаконного перемещения людей и провозе запрещенного груза в ходе проверки документов и досмотре транспорта нарушители задерживаются, вызывается резерв или ближайший подвижный патруль, который доставляет задержанных в комендатуру.

Анализ показывает, что пропуск через блокпост автомашин и их проверка должны производиться сотрудниками МВД, а личный состав территориальных войск целесообразно применять для поддержания огнем действий милиции в случае оказания сопротивления бандитами (диверсантами).

При нападении на КПП (блокпост) его войсковой наряд в полном составе занимает оборону и ведет бой, а при прибытии резерва участвует в ликвидации бандгруппы. При отходе противника войсковой наряд остается на КПП, предоставляя право преследования резерву.

Несение службы на наблюдательных (сторожевых) постах, развертываемых по периметру населенного пункта, целесообразно организовать для своевременного обнаружения НВФ, предупреждения об их появлении, воспрещения выдвижения и захвата ими населенного пункта. При этом, как показывает опыт ведения миротворческих операций, они должны прикрываться минно-взрывными заграждениями в управляемом варианте, сигнальными минами.

Наблюдательный (сторожевой) пост должен постоянно поддерживать связь с выставившим его командиром. Выделенный наряд службу несет бессменно в течение дня или ночи, ничем себя не обнаруживая. Он никого не задерживает и не опрашивает. О появлении одиночных боевиков или их групп старший поста докладывает своему командиру. Только при непосредственном нападении боевиков на пост наряд открывает огонь и отходит, продолжая вести наблюдение.

С целью выборочной проверки документов и досмотра прохожих, воспрещения противоправных действий к населению и недопущения случаев мародерства личный состав формирований территориальных войск может привлекаться для патрулирования улиц населенных пунктов. Анализ показывает, что для выполнения этой задачи более всего пригодны стрелковые отделения территориальных войск в полном составе. При этом из состава каждого отделения из них могут назначаться два пеших и один подвижный (обеспеченный средством передвижения) патруль. Наиболее оптимально назначать каждому отделению до 11 км уличных направлений. Между патрулями следует организовать связь и при задержании подозрительных лиц или нарушителей на подвижный патруль целесообразно возложить функцию по их доставке в комендатуру.

Анализ проблемных вопросов организации передвижения войск, обеспечения подвоза материальных средств показывает, что одним из них является организация комендантской службы на маршрутах (путях). Опыт боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в Афганистане и Чечне свидетельствует о том, что в движении, в походном порядке, войска наиболее уязвимы от диверсий и засад [7 - 10]. Непосредственное охранение не решает проблемных вопросов сохранения боеспособности колонны войск. Поэтому сегодня наряду с регулированием движения основной задачей комендантской службы является охрана маршрутов и войск в ходе выдвижения.

Для выполнения этой задачи могут быть привлечены территориальные войска. При этом подразделения территориальных войск с их развертыванием для несения комендантской службы приступают к подготовке маршрутов выдвижения и развертывания войск, оборудованию постов регулирования движения и сторожевых постов. Для своевременного обнаружения НВФ и оповещения о них на скрытых подступах к маршрутам движения войск необходимо выставлять секреты.

Посты регулирования целесообразно развернуть на узлах дорог (пересечениях маршрутов), железнодорожных переездах, мостах различной грузоподъемности, труднопроходимых участках местности и в других важных местах, требующих регулирования движения. Для перекрытия основных дорожных направлений необходимо развертывать контрольно-пропускные пункты.

Посты следует оборудовать с расчетом их защиты от нападений ДРГ противника и НВФ. Следует оснащать посты всем необходимым для несения службы в течение кратковременного периода (от нескольких суток до недели).

В целях недопущения устройства диверсии или засад целесообразно предусмотреть охрану маршрутов и объектов на них путем несения службы на сторожевых (наблюдательных) постах и патрулирование участков маршрутов.

При этом сторожевые посты рекомендуется развертывать в местах, где местность обеспечивает наибольшую дальность наблюдения за маршрутом. Расстояние между постами должно обеспечивать огневое взаимодействие. В условиях физико-географических особенностей Республики Беларусь это расстояние в среднем составляет 400 - 600 метров. В промежутках между постами на подступах к дорожному покрытию разумно устраивать инженерные заграждения с применением световых и звуковых средств сигнализации. При повышении активности НВФ и учащении случаев нападений на колонны интервалы между сторожевыми постами целесообразно сокращать до 150 - 200 метров. В случаях нападения НВФ на сторожевые посты следует усиливать их за счет резерва, при необходимости - развертывать блокпосты, для несения службы на каждом из которых привлекать до стрелкового взвода территориальных войск.

Секреты устраивают на некотором удалении от сторожевых постов, при этом маршруты выхода в секреты оборудуются укрытиями для обеспечения безопасности перемещения личного состава, удобства ведения огня и огневой поддержки.

На участках с закрытой местностью организовывают патрулирование пешими и подвижными (обеспеченными транспортными средствами) патрулями. При этом одному пешему патрулю целесообразно назначать от 2-х до 5-ти километров, подвижному - до 11 километров участка маршрута.

Скорость движения патруля должна обеспечивать охрану участка маршрута, из этого, принято, что она составляет около 4 км/ч для пешего патруля и около 20 км/ч для подвижного патруля.

В воинской части или подразделении территориальных войск, на которое возложена задача по несению комендантской службы, целесообразно назначать дежурные силы и средства, которые должны находиться в постоянной готовности к убытию на участок, на котором обнаружены признаки подготовки НВФ, ДРГ к засаде (диверсии). Вблизи маршрутов движения войск также целесообразно организовать охрану общественного порядка, выполнение задач по охране объектов.

С получением команды о начале движения войск на маршрутах развертываются посты регулирования, сторожевые посты. Пешие патрули продолжают патрулирование порученных участков, осматривают подступы к маршрутам. При обнаружении попытки устройства диверсии или засады установленным сигналом оповещают ближайший сторожевой пост и принимают меры к отражению нападения группы НВФ. Обнаруженный фугас или другое взрывное устройство обозначается указками в установленном порядке.

Перед началом прохождения колонной войск конкретного участка маршрута на нем подвижные патрули приступают к патрулированию прилегающей к маршруту территории с задачей не допустить выдвижения ДРГ противника или НВФ к маршруту и устроить огневую засаду.

Секрет при обнаружении приближения группы НВФ или ДРГ противника к маршруту движения войск, не ввязываясь в бой, установленным сигналом (по средствам связи) оповещает сторожевой пост и резерв комендантского наряда, которые, в свою очередь, принимают меры к отражению нападения.

В случае нападения вооруженных формирований противника на колонну подразделение охраны завязывает с ними бой на выгодном рубеже с целью отразить нападение, сковать действия нападающих и дать возможность колонне на увеличенной скорости выйти из-под удара.

Одним из наиболее надежных способов борьбы с ДРГ противника и НВФ является комплекс мероприятий по созданию системы баз, гарнизонов и узлов обороны на всей территории зоны территориальной обороны с их опорой на населенные пункты. Поэтому целесообразно стрелковым батальонам (ротам) территориальных войск назначать не объекты выполнения задач, а районы (участки) ответственности, взводам

- сектора ответственности, по возможности в границах административных мест их проживания и формирования.

Батальону ТВ целесообразно назначать район ответственности в границах 2-3 сельских советов на приграничной территории и до 4 сельских советов внутри зоны территориальной обороны. В областном, районном центре районы ответственности батальонов следует назначать по административным районам города и прилегающим к городу 2-3 сельским советам.

Роте территориальных войск может быть назначен участок ответственности в границах 1-2 сельских советов, в городе

- в соответствии с квартальной застройкой или размахом объекта (объектов), принимаемых под охрану.

Взводу территориальных войск, как правило, указывается сектор ответственности в пределах одного сельсовета или объект выполнения задачи.

Таким образом, задача борьбы с ДДС противника и НВФ является комплексной и требует выполнения ряда мероприятий контрдиверсионной борьбы в ходе выполнения всех задач, возлагаемых на территориальные войска, основными из которых являются:

- пресечение просачивания и прорывов ДРГ противника, НВФ через прикрываемые участки государственной границы;

поиск, блокирование и уничтожение ДРГ противника и НВФ;

охрана и оборона важных государственных и народнохозяйственных объектов;

охрана маршрутов движения войск и коммуникаций в рамках несения комендантской службы;

охрана общественного порядка и контроль за соблюдением комендантского часа совместно с подразделениями милиции, ВВ МВД.

В то же время, на наш взгляд, следует отметить, что все действия, осуществляемые воинскими формированиями территориальных войск в плане борьбы с ДРГ противника и НВФ, должны четко вписываться в стройную иерархическую систему мер и мероприятий, проводимых в этом ключе в масштабах всего государства. Создание такой системы - актуальная задача, требующая скорого решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Партизанское движение. По опыту Великой Отечественной войны 1941 -1945 года. Военно-исторический очерк. Под общ. ред. В.А. Золотарева. М.: Изд-во «Кучково поле», 2001. - С. 462.

2. Богданов В.Н. Сущность партизанства и повстанчества как метода войны. Армия и внутренние войска в противоповстанческой и противопартизанской борьбе. Минск, 1997. - 45 с.

3. Богданов В.Н. Советский опыт борьбы с партизанами и повстанцами (НВФ). Армия и внутренние войска в противоповстанческой и противопартизанской борьбе. Минск, 1997. - 78 с.

4. Тарас А.Е. Малая война. Организация и тактика боевых действий малых подразделений. - Мн.: Харвест, 2003. - 510 с.

5. Царьков В.А.Школа особого назначения //Военно-исторический журнал. 1989. - № 12.

6. Завелев А.И. Бригада особого назначения, изд. Москва, 1990 г. - 152 с.

7. Боевые действия советских войск в Республике Афганистан / Отв.ред. Яровенко. Ю.Н. - М.: Изд. ВА им. Фрунзе, 1991. -188 с.

8. Чеченская трагедия. Кто виноват /Ред. Николаев Ю.В. - М.: РИА «Новости», 1995. -111 с.

9. Потапов А. Бой в сумраке леса // Спецназ. -1997. - № 1,2,3.

10. [Журналы боевых действий партизанских соединений и отрядов] НАРБ, ф. 3908, хранилище 1, т. 1,2,3, ф. 4258, хранилище 1, т. 1, ф. 3620, хранилище 1, т. 1, ф. 3616, хранилище 1, т. 1, ф. 3952, хранилище 1, т. 1.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации