Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 3/2006, стр.

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

УДК 355.4.

Подполковник В.А.РЕВЕНКО,

старший офицер

главного оперативного управления Генерального штаба

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Одним из приоритетных направлений строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь является совершенствование ее системы управления, основным элементом которой всегда были и остаются люди. Уровень их подготовки, морально-деловые качества во многом определяют оперативность и качество управления войсками.

Анализ результатов подготовки Вооруженных Сил в 2005 оказывает [1], что подготовленность органов военного управления (ОВУ) и обученность военных кадров в силу различных причин не в полной мере удовлетворяет современным требованиям и способствует успешному выполнению ими поставленных задач.

Одним из важнейших элементов оценки подготовленности ОВУ. наряду с определением профессиональной пригодности, является оценка уровня подготовленности его должностных лиц (ДЛ). Она проявляется в том, что специалист, реализующий функции управления, должен успешно осваивать комплекс знаний, навыков и умений, творчески выполнять должностные функции, проявляя при этом самостоятельность, смелость и инициативу.

Методологически исходным является положение о том, что системообразующий фактор процесса определения уровня подготовленности специалиста ОВУ будет обуславливаться закономерностями управленческой деятельности. Суть управленческой деятельности, в свою очередь, определяется большим разнообразием конкретно выполняемых работ, которые и являются ее отличительной характеристикой.

В укрупненном виде все управленческие работы по своему содержанию можно подразделить на организационно-руководящие, аналитико-конструктивные и информационно-аналитические (информационно-технические) [2]. Соответственно, подготовленность специалиста, как и его профессиональная пригодность, определяется степенью адекватности компонентов структуры личности и требований, предъявляемых к ней спецификой каждого конкретного вида управленческой деятельности.

Учитывая вышеизложенное, в общем виде подготовленность специалиста может быть выражена критериальным модулем, состоящим из взаимосвязанных между собой блоков, предназначенных для выявления и оценки профессионально важных качеств в структуре личности ДЛ ОВУ [3]: знаний, навыков и умений; профессионально важных психологических процессов; свойств высшей нервной деятельности, проявляющихся в свойствах темперамента; психофизических параметров.

Целью оценки подготовленности ДЛ ОВУ будет установление наибольшего соответствия между его индивидуальными особенностями и спецификой, качественным своеобразием предназначенной ему должности.

Учитывая это, совокупность профессионально важных качеств ДЛ ОВУ целесообразно рассматривать через общепринятую модель специалиста, которую математически можно выразить следующим образом

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

где Qр - качество подготовленности специалиста;

х jп - весовые коэффициенты j-го блока критериального модуля подготовленности специалиста;

qjn - показатели, характеризующие каждый из блоков критериального модуля подготовленности специалиста по j-му признаку.

Вопросу определения профессионально важных качеств специалиста органа управления (ОУ) современными психологами и социологами уделено достаточно внимания. Приоритет в этой области исследований был отдан изучению профессиональных качеств, как правило, руководителя. Однако, исходя из сущности выполняемых управленческих работ, зависящих от функционального предназначения ОУ и специализации ДЛ, происходит разделение ДЛ ОВУ на руководителей, специалистов и вспомогательный персонал [2]. Кроме того, самих руководителей подразделяют на руководителей высшего и среднего уровня. То есть образуются уровни управления.

На рисунке 1 представлены два способа описания уровней управления: так называемый способ Парсона (технический, управленческий и институциональный) [4] и общепринятый (высший, средний и низовой) [4, 5]. При этом форма пирамиды используется для того, чтобы показать, что на каждом последующем уровне управления находится меньшее количество ДЛ, чем на предыдущем.

Анализ деятельности ДЛ ОВУ показывает [2], что к высшему (институциональному) уровню управления относят руководителей, которые принимают решения по важнейшим вопросам деятельности ОВУ и обеспечивают достижение целей организации в целом.

К среднему (управленческому) уровню управления - руководителей, которые обеспечивают выработку и реализацию управленческих решений ДЛ высшего уровня, отвечают за разработку и доведение более детальных задач до подчиненных воинских формирований (учреждений) и их выполнение.

Таким образом, высший и средний уровни управления представлены ДЛ, основной деятельностью которых является реализация функций по руководству подчиненными воинскими формированиями (учреждениями).

К низшему (техническому) уровню управления относят специалистов. Их деятельность связана, в основном, с подготовкой управленческого решения, его детализацией и призвана выполнять перечень работ, связанных со сбором, обработкой и анализом информации, проведением расчетов, разработкой документов планирования деятельности ОВУ и т.п.

Помимо руководителей и специалистов в ОВУ также присутствует и вспомогательный персонал. Содержание выполняемых им работ свидетельствует о том, что вспомогательный персонал также занимается управленческим трудом, суть которого заключается в осуществлении информационного и/или технического обслуживания аппарата управления. При этом деятельность вспомогательного персонала связана, как правило, с работой на организационной и вычислительной технике и характеризуется выполнением действий по приему и передаче информации, работой на технических средствах, документированием и ведением документооборота.

Таким образом, учитывая различия в содержании управленческих работ, возникает необходимость в определении профессионально важных качеств всех категорий управленческого персонала.

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалистаИз представленных составляющих критериального модуля оценки уровня подготовленности специалиста относительно устойчивым является показатель темперамента, который определяется преимущественно на этапах профессионального отбора, то есть на ранней стадии. Также на данном этапе оцениваются и психофизические параметры. Помимо этого, вопросы физического и психического здоровья проверяются ежегодно во время плановых медицинских осмотров. Следовательно, включать эти параметры в модуль оценки подготовленности специалиста нецелесообразно.

Учитывая это, уровень подготовленности специалиста предлагается оценивать по показателям его знаний, навыков и умений (профессиональная позиция) и психологических свойств личности.

Методика оценки профессиональной подготовки достаточно полно раскрыта как в ряде научных публикаций, так и в существующих нормативных документах, где уровень знаний и навыков военнослужащих проверяется в объеме квалификационных требований соответствующих программ (курсов) подготовки с учетом выполняемых ими должностных обязанностей по предметам обучения общевойсковой и профессионально-должностной подготовки.

В то же время влияние психологических свойств личности на подготовленность ДЛ, как правило, не учитывается, хотя данный фактор оказывает существенное влияние на конечный результат деятельности специалиста.

Подтверждение этому мы находим в истории ведения вооруженной борьбы, которая свидетельствует, что психологические свойства личности, в особенности командного состава, могут решительно повлиять на ход и исход боевых действий.

Наиболее ярким примером является проявление психологических свойств личности Г.К.Жукова. Так, волевые составляющие его характера проявились в таких операциях, как оборона Ленинграда или Москвы, где «полководческое искусство проявлялось не в формах оперативного маневра, а в железной воле, непоколебимой решимости отстоять город, жесткой организации и твердости управления» [6].

Наряду с позитивными известны и другие примеры. В 1942 году в Крыму «отсутствие инициативы и решительности у ряда ДЛ высшего состава командования Крымским фронтом» [7] привело к тяжелому поражению группировки советских войск, имевшей подавляющее превосходство в живой силе и технике. В результате 47-я и 51-я армии Керченской группировки были окружены перешедшими в наступление немецкими войсками и уничтожены. Безвозвратные потери в личном составе составили 176 тысяч человек, против 8 тысяч войск вермахта.

Актуален вопрос «человеческого фактора» и в современных войнах и вооруженных конфликтах. Несмотря на разрекламированное американцами «победоносное шествие» в Ираке в 2003 году, имелись и у них проблемы с подбором военных кадров. В течение трех дней 1-й экспедиционный отряд (бригада) морской пехоты под командованием полковника Джо Доуди (Joe Dowdy) не смог выполнить задачу по захвату города Эн-Насирия. И после того как он был смещен «.. .за крайнюю нерешительность и утрату инициативы при штурме города ...» [8], задача была выполнена. Как видим, замена одного из ключевых ДЛ командования бригады привела к выполнению боевой задачи.

Наиболее полно вариант «показателей, существенных для характеристики уровня теоретической и практической подготовки командно-штабных кадров», рассмотрен П.К.Алтуховым [9] (таблица 1). Однако предложенный перечень приведен автором в качестве примера, в отсутствие конкретных условий обстановки, без уточнения уровня управления, вида деятельности и, соответственно, нуждается в дальнейшем уточнении.

Вопросы влияния профессионально важных качеств специалиста на деятельность ОУ рассматривались также и другими военными учеными, такими как Подоляк Я.В., Шеметов В.И. [10,11], специалистами в области психологии и социологии Магерисоном Ф., Шепелем В.В., Фаткиным A.M., Кричевским В.П., Урбановичем А.А. [12,13]. Систематизированные результаты подходов к определению профессионально важных качеств и психологических свойств должностного лица (руководителя) органа управления, с учетом взглядов зарубежных специалистов [14], приведены в таблице 1.

Представленный в таблице широкий диапазон взглядов показывает, что данный перечень нуждается в дальнейшем уточнении. С этой целью было проведено соответствующее исследование методом экспертной оценки.

Для проведения опроса были выбраны две группы экспертов: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа (группа экспертов «А») обладала опытом управления на командно-штабных должностях оперативного, оперативно-стратегического и стратегического звеньев управления. Контрольная группа (группа экспертов «В») состояла из научных работников (все кандидаты военных наук), не менее трех лет занимающихся непосредственно научной деятельностью.

В соответствии с методом проведения опроса, рассмотренным в [15], экспертам был предложен список профессионально важных качеств (в том числе психологических свойств личности) (таблица 1), характеризующих продуктивную профессиональную деятельность ДЛ ОВУ, из которых они должны были выбрать наиболее значимые. При этом допускалось внесение коррективов, своих предложений и дополнений, даже если некоторые из качеств представляли один смысловой ряд, а другие, наоборот, должны были быть включены друг в друга.

Применяемые условия и ограничения:

- объект исследования: должностные лица управления общевойскового соединения;

- предмет исследования: система профессионально важных качеств (психологических свойств личности);

- полученные профессионально важные качества (психологические свойства личности) должны характеризовать деятельность специалиста по выполнению наиболее ответственных задач профессиональной деятельности, оказывающих максимальное влияние на эффективность функционирования ОВУ.

Ход эксперимента: каждая группа экспертов индивидуально отмечала наиболее значимые профессионально важные качества (психологические свойства личности) в соответствии с заданными ограничениями и предъявляемыми требованиями.

Результаты опроса экспертов представлены в графическом виде на рисунке 2 и отображены в таблице 1. При этом в качестве искомых рассматривались те качества (свойства), которые были выбраны не менее двумя экспертами и подтверждены показаниями контрольной группы.

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

Первичный анализ свидетельствует об успешности эксперимента: выборка показателей экспериментальной группы совпала с контрольной.

Необходимо отметить, что в общем виде психологические свойства, характеризующие личность, являются составляющими характера, направленности и способностей человека. Соответственно, учитывая [16], существует целесообразность в рассмотрении свойств личностных в их неразрывном единстве: физическом и психологическом, природном и социальном, наследственном и приобретенном в личном опыте. То есть рассматривать человека целесообразно через призму системной концепции личности: в совокупности системных качеств, приобретаемых и развиваемых им в процессе общения и предметно-практической деятельности.

Исходя из этого, возникает необходимость в структурировании психологических свойств, характеризующих качество подготовленности должностного лица в соответствии с приведенной системной концепцией личности, и представлении их в следующем виде:

- характер человека: эмоционально-волевые качества (стрессоустойчивость); волевые качества: активность (инициатива, самостоятельность, готовность к риску), организованность (уверенность в себе, личная примерность, требовательность);

- направленность: лидерские качества, в том числе умение брать ответственность на себя; идейно-нравственные свойства личности:

- способности: организаторские, в том числе умение работать с людьми (для руководителя); общие; специальные.

Таким образом, учитывая, что уровень подготовленности специалиста зависит от уровня его знаний, навыков и умений Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста, психологических свойств личности Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста, то математически это можно выразить как

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

В свою очередь, проведенные исследования позволяют утверждать, что показатели психологических свойств личности зависят от показателей характера (эмоционально-волевой его составляющей), способностей и направленности человека, выраженных соответствующими чертами, и могут выражаться как

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

где Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста - весовые коэффициенты показателей характера (эмоционально-волевой его составляющей), способностей и направленности личности;

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста -показатели, характеризующие характер (эмоционально-волевую его составляющую), способности и направленность личности специалиста.

Показатель уровня знаний, навыков и умений ДЛ ОВУ определяется по результатам индивидуальной оценки проверяемых предметов обучения.

Выявление показателей психологических свойств личности осуществляется аналитическими и синтетическими методами [3].

При этом под аналитическим методом в оценке профессионально важных психических процессов следует понимать метод тестов. Хотя наряду с ним могут применяться и нетестовые методики, в том числе различные опросники, анкеты-интервью, изучение личных дел, индивидуальные беседы и т.п.

Синтетический метод заключается в моделировании (структурно-функциональном) или имитации отдельных трудовых процессов.

Анализ профессиональной деятельности ДЛ ОВУ показывает, что профессионально важные качества могут в различной степени оказывать влияние на деятельность специалиста и ОВУ в целом. Исходя из этого, возникает необходимость в определении их весовых коэффициентов, для чего было проведено соответствующее исследование.

В качестве метода исследования использована также экспертная оценка. Экспертами выступили специалисты в области управления войсками оперативного, оперативно-стратегического и стратегического уровней и кандидаты военных наук (всего -15 человек). Им было предложено определить весовые коэффициенты показателей уровня полученных знаний, навыков и умений и психологических свойств ДЛ ОВУ, а также психологических составляющих личности индивида, а именно: характера, способностей и направленности.

При этом предполагалось, что искомые показатели могут зависеть от условий обстановки (мирного и военного времени) и вида деятельности ДЛ ОУ. В таблице 2 представлен обобщенный вариант соответствия вида деятельности типовой должности [2].

Для качественного проведения экспертного опроса, учитывая [15], был разработан и предоставлен экспертам соответствующий пояснительный материал, характеризующий деятельность ДЛ ОВУ в соответствии с видами выполняемых работ.

Применяемые условия и ограничения:

- объект исследования: должностные лица управления общевойскового соединения;

- предмет исследования: весовые коэффициенты показателей уровня знаний, навыков и умений, психологических свойств личности и их составляющих.

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

Обработка экспертной информации заключалась в определении средневзвешенного (результирующего) значения коэффициентов

для каждого объекта исследования [17]

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

где Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста - Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста - обработка результатов;

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста - веса экспертов Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

Для определения качества результирующей оценки использовалась степень согласованности мнений экспертов (коэффициент конкордации Кендалла)

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

где S - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;

n- количество анализируемых объектов;

т - количество экспертов.

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалистаВ таблице 3 и 4 представлены результаты опроса экспертов.

Исходя из представленных в таблицах 3 и 4 данных, можно судить о том, что по мере роста специалиста в иерархии ОВУ степень влияния психологических свойств личност++и на соответствие предъявляемым к нему требованиям возрастает.

В случае, когда деятельность ДЛ ОВУ заключается в выполнении работ по сбору, обработке и анализу информации, в психологических свойствах личности специалиста приоритет отдается способностям, а при переходе к деятельности, связанной с руководством, - способности должны дополняться соответствующими чертами характера (эмоционально-волевой его составляющей).

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

Профессионально важные качества и их влияние на уровень подготовленности специалиста

Также необходимо отметить и то, что разделять весовые коэффициенты показателей, характеризующих профессионально важные качества ДЛ ОВУ и психологические свойства личности, на мирное и военное время нецелесообразно. Исключение составляет организационно-руководящий вид деятельности. Учитывая результаты опроса, представленные в таблице 3, в мирное время важность показателей знаний, навыков и умений и личностных свойств для руководителей высшего уровня равна. Когда как в военное - влияние психологических свойств личности может доминировать над знаниями, навыками и умениями.

Все это свидетельствует как о необходимости отдельного подхода к определению подготовленности руководителей высшего уровня, так и к индивидуальному подбору и расстановке данных кадров. Так, например, если при назначении на должность командира общевойскового соединения в мирное время необходимо учитывать в равной степени уровень его знаний, навыков и умений и психологических свойств личности, то в военное время приоритет должен быть отдан личностным качествам, и в особенности его характеру и способностям.

Таким образом, в данной статье рассмотрен перечень профессионально важных качеств и психологических свойств ДЛ ОВУ и их влияние на уровень подготовленности специалиста. Выявленные свойства и показатели позволят не только улучшить управление качеством подготовки конкретного специалиста в конкретном ОУ, но и осуществлять целенаправленную кадровую политику, позволяющую формировать служебный рост офицера с учетом его знаний, навыков и умений, направленности личности, индивидуальных особенностей психических процессов и свойств темперамента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ министра обороны от 29 декабря 2005 года «О совершенствовании системы подготовки военных кадров».

2. Ревенко В. А. Методический подход к анализу деятельности должностных лиц органов военного управления //Наука и военная безопасность. - 2005. - № 3. - С. 16 - 19.

3. Ростунов АЛ. Формирование профессиональной пригодности. - Мн.: Выш. шк., 1984. - 776 с.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992. - 702 с.

5. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.В.Суша, В.В.Кругликов. - Мн.: Изд-во МИУ, 2004. - 176 с.

6. Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие (очерки о военном искусстве полководцев, завершивших Великую Отечественную войну). - М.: «Инсал», 2003. - 448 с.

7. Манштейн Э. Утерянные победы/Сост. С. Переслегин, Р. Исмаилов. -М.: ООО «Фарма «Издательство ACT», СПб.: Terra Fantastica, 1999. - 896 с. - (Военно-историческая библиотека).

8. Электронный ресурс. - Режим доступа http://news.pravda.ru/main/2003/04/0449191 _.html.

9. Основы, теории управления войсками /П.К.Алтухов и др. Под общ. ред. П. Алтухова - М.: Воениздат, 1984.- 216 с.

10. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. - М.: Воениздат, 1989. - 350 с.

11. Шеметов В.И. Штабная культура офицера //Армейский сборник. - 2002.- М 5. - С. 4 - 7.

12. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2002. - 640 с. - (Библиотека практической психологии).

13. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. - Мн.: Харвест, 2003. -576 с. - (Библиотека практической психологии).

14. Field Manual 101-5. Headquarters Department of the Army. MDMP - Washington, DC, 12 December 1991.

15. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.

16. Лекции по общей психологии: Учебное пособие /Л.Б. Ительсон. - Мн.: Харвест, 2003. - 896 с. - (Библиотека практической психологии).

17. Булойчик В.М. Военно-прикладные вопросы математического моделирования. Часть 1. Математические методы, используемые при разработке моделей для принятия решений: Учебное пособие. - Мн.: Военная академия Республики Беларусь, 2000. - 180 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации