Пути повышения судебного контроля в сфере защиты прав военнослужащих

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2006, стр. 61-64

Пути повышения судебного контроля в сфере защиты прав военнослужащих

УДК 347.9

Полковник юстиции А.В.КОНЮК,

председатель Минского межгарнизонного военного суда

Статья 2 Конституции Республики Беларусь объявила человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства [1].

В соответствии с частью 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» военнослужащим гарантируются права и свободы, установленные законодательством для граждан Республики Беларусь, с ограничениями в их использовании, обусловленными особенностями военной службы [2].

В то же время весьма важное положение сформулировано в преамбуле указанного Закона: «Республика Беларусь гарантирует военнослужащим и членам их семей соблюдение прав, свобод, определённых Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, законодательством Республики Беларусь». Это положение является юридическим основанием для распространения на военнослужащих и приравненных к ним лиц военного законодательства, т. е. комплекса правовых актов и норм, регулирующих специфические общественные отношения, возникающие по поводу комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь, управления ими, прохождения военной службы, обеспечения военнослужащих различными видами довольствия и льготами, проведения мер по поддержанию в войсках на должном уровне воинской дисциплины и правопорядка, привлечения военнослужащих к юридической ответственности за совершение правонарушения и т. д.

К числу военно-правовых актов, содержащих такие нормы, относятся Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» [3]; общевоинские уставы, регулирующие вопросы о различных видах натурального и денежного довольствия военнослужащих, о льготах, пенсиях и пособиях военнослужащим и их семьям, законодательные акты о юридической ответственности военнослужащих. Очевидно, что вопросы, решаемые этими актами, охватывают весьма существенные стороны жизни, быта и деятельности военнослужащих и в значительной мере характеризуют их правовое положение. В результате, с одной стороны, на военнослужащего распространяются нормы общего законодательства, и потому он обладает правами и несет обязанности гражданина Республики Беларусь вообще, а с другой - в отношении него действует специальное военное законодательство, которое в силу особенностей военной службы (в частности, ее обязательности для определенной категории лиц, принятия военнослужащими военной присяги, наличия у них персональных воинских званий, безусловности воинского повиновения, специфичности порядка защиты военнослужащими их личных прав, повышенной ответственности за правонарушения и др.) предусматривает для военнослужащих не только дополнительные права (например, на специальные льготы), но и неизбежно дополнительные обязанности. Их исполнение нередко сопряжено и с допущением определенных изъятий из комплекса личных прав воина как гражданина, но лишь таких, которые объективно обусловлены спецификой военной организации, особым характером военной службы и не иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом. Внутренними потребностями военной службы вызываются, например, известные ограничения при реализации права на выбор рода занятий, на образование и отдых, подачу жалобы, на свободу передвижения и некоторых других общегражданских прав и свобод. Такого рода ограничения не касаются политических прав и свобод военнослужащих, имеют временный характер (на период военной службы) и в какой-то мере компенсируются предоставлением военнослужащим установленных законом льгот.

Очевидно, что в такой ситуации чрезвычайно важным является обеспечение прав военнослужащих. Согласно ст. 5 Закона «О статусе военнослужащих» эта функция возлагается на органы государственной власти и управления, в том числе на правоохранительные органы, органы военного управления, а также на командиров и начальников всех степеней.

При необоснованном ограничении прав и свобод военнослужащие имеют право на судебную защиту.

Это положение закона устанавливает судебный контроль в сфере военного управления, и одним из его направлений является контроль, осуществляемый при рассмотрении дел, возникающих из управленческих правоотношений, которые возбуждаются по заявлениям и жалобам военнослужащих.

Данное направление судебного контроля в армии в сфере военного управления стало возможным в результате последовательного развития и демократизации законодательства в сфере судебного контроля за административной деятельностью.

Принятым 30 июня 1987 года Законом СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» было закреплено общее право граждан на судебную жалобу [4], однако не допускалось обжалование действий, для которых был предусмотрен специальный порядок обжалования.

Поскольку законом непосредственно не предусматривалось право на обжалование действий органов военного управления и воинских должностных лиц, военнослужащие не признавались субъектами права на судебную жалобу в сфере служебных отношений. Такой вывод делался исходя из двух посылок: во-первых, для военнослужащих установлен иной порядок обжалования неправомерных действий командиров, а во-вторых, в области военно-служебных отношений все действия командиров и начальников так или иначе связаны с обеспечением обороноспособности или государственной безопасности страны, поэтому они не могут быть предметом рассмотрения в рамках открытого процесса.

Право граждан на судебную защиту от неправомерных действий, нарушающих их права и свободы, было расширено Законом СССР от 2 ноября 1989 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» [5]. По данному закону можно было обжаловать действия как должностных лиц, так и таких государственных органов, как исполкомы местных Советов народных депутатов, их отделы, министерства и ведомства, а также действия и решения коллегиальных органов власти и общественных организаций. Этим законом право обжаловать действия и решения воинских должностных лиц и органов военного управления получили и военнослужащие.

Однако и этот закон содержал определенные ограничения права военнослужащих на подачу жалобы в суд, суть которых заключалась в недопущении судебного порядка обжалования, если существовал иной порядок рассмотрения жалоб и заявлений, а также если действия государственных органов и должностных лиц были связаны с обеспечением обороноспособности или государственной безопасности. Это привело к тому, что по существу судебный контроль в отношении органов военного управления по-прежнему не осуществлялся.

Для военнослужащих главой V Дисциплинарного устава Вооруженных Сил предусматривалось право жалобы, подаваемой лишь в служебном порядке. При этом в ст. 111 устава указывалось, что каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу о незаконных в отношении него действиях и распоряжениях командиров (начальников), о нарушении установленных по службе прав и преимуществ или о неудовлетворении его положенным довольствием, а ст. 112 определяла, что жалоба заявляется начальнику того лица, действия которого обжалуются [6]. Естественно, что такое положение дел было определенным ограничением сферы контрольной деятельности со стороны судебных органов, лишающим военнослужащих права подачи жалобы в суд.

Право военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь на судебную защиту от неправомерных действий командиров, начальников и органов военного управления было прямо закреплено Законом Республики Беларусь «О статусе военнослужащих», в котором предусмотрено, что при необоснованном ограничении прав и свобод военнослужащие имеют право на судебную защиту и могут обжаловать в суды неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющих их права и личное достоинство, а также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц (п.10 ст.23).

Кроме того, в этом Законе был закреплен частный случай обжалования решений органов военного управления - обжалование решения командира (начальника) об увольнении с военной службы (п.3 ст.10).

Указанное право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления, а также возможность в исковом порядке разрешить дела об увольнении с военной службы, переводах, возмещении материального ущерба, о предоставлении отпуска, и других, связанных с прохождением военной службы, предусмотрены и ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Одним из самых существенных моментов в реализации права военнослужащих на обращение в военный суд является установление круга тех действий воинских должностных лиц и органов военного управления, которые могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 43 ГПК Республики Беларусь [7] исходит из принципа свободы обжалования действий должностных лиц и органов военного управления и относит к числу таких действий коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых были:

- нарушены права и личное достоинство гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность;

- гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

При этом закон не устанавливает какие-либо пределы обжалования действий должностных лиц и органов военного управления.

Поскольку вопрос о круге дел, которые вправе рассматривать военный суд, вызывал в судебной практике затруднения, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении № 15 от 18.12.1992 года определил, что военный суд рассматривает дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, исковые заявления военнослужащих (об увольнении с военной службы и возмещении причиненного им материального ущерба, переводах, предоставлении отпуска и другие, связанные с прохождением военной службы» [8].

Практически без изменений эти положения вошли в ст. 43 ГПК Республики Беларусь.

Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 10 от 17.12.2002 года «О применении судами процессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалоб на ущемляющие права граждан действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц» предмет обжалования по делам по жалобам на действия органов военного управления и должностных лиц был более конкретизирован и в п.6 указано, что «могут быть обжалованы действия (бездействие) воинских должностных лиц и органов военного управления, основанные на властных полномочиях командира (начальника) по отношению к подчиненному, связанные с прохождением военной службы и определением служебно-правового положения военнослужащего: о назначении на воинскую должность и перемещении по службе; о присвоении воинского звания и снижении в нем; о предоставлении отпуска; о наложении дисциплинарного взыскания и др.». Здесь же указывается, что дела по спорам военнослужащих о восстановлении на военной службе и изменений оснований увольнения, о выполнении условий контракта о прохождении военной службы, о предоставлении положенного довольствия, а также иные вопросы, содержащие материально-правовые требования, рассматриваются в порядке искового производства (п. 6 Постановления) [9].

Таким образом, в рамках своей компетенции, давая разъяснение по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, Пленум Верховного Суда не только указал процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел военнослужащих, но в то же время достаточно полно, хотя и не исчерпывающе определил перечень требований, подлежащих рассмотрению в военном суде.

Вместе с тем представляется, что поскольку на практике возникают трудности, этому вопросу следовало бы уделить более пристальное внимание и точнее определить, в частности, подсудность тех или иных дел военным судам.

Заслуживает внимания в этом отношении опыт работы военных судов Российской Федерации.

Основываясь на действующем законодательстве, Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации предлагает нижестоящим военным судам, в частности, рассматривать жалобы на следующие действия и решения органов военного управления (воинских должностных лиц):

- о необоснованной задержке присвоения очередного воинского звания;

- о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;

- о применении других дисциплинарных взысканий;

- об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, по семейным обстоятельствам;

- по выслуге установленных сроков службы в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;

- о необоснованном понижении в должности;

- о необоснованном и незаконном увольнении с военной службы;

- об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;

- о возложении обязанностей, не предусмотренных уставами;

- о незаконном привлечении к материальной ответственности;

- о не обеспечении положенными видами довольствия и по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся закрепленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих;

- об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета, перенос очереди на получение жилого помещения;

- об отказе в выдаче или освидетельствовании органами военного управления и воинскими должностными лицами копий документов, касающихся законных интересов обратившихся к ним военнослужащих [10].

Особенности военной службы и выполнения служебных обязанностей военнослужащими предполагают собой оговоренные в законе ограничения в возможности использования в полной мере некоторых общегражданских прав, которые учитываются при определении правового статуса военнослужащих. Но при этом принадлежащие военнослужащему по закону права подлежат обеспечению органами военного управления во всех областях служебной деятельности. В случае нарушения прав и свобод военнослужащих должен действовать надежный порядок их защиты, включая и возможность обращения с жалобой в суд.

Хотя ст. 43 ГПК Республики Беларусь и не содержит каких-либо прямых ограничений в праве военнослужащих обжаловать неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, они все же могут быть выявлены в результате ее анализа. Именно указание на возможность военнослужащих обжаловать неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы, и дает для этого основания. Ведь понятие «прохождение военной службы» может толковаться как широко, так и достаточно узко.

Для возбуждения дела в суде военнослужащий, согласно ст.5 и п.10 ст.23 Закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих», вправе обратиться с жалобой на неправомерные действия, ущемляющие их права и личное достоинство, непосредственно в суд.

П.7 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 10 от 17.12.2002 года уточняет, что жалоба военнослужащего подается в межгарнизонный военный суд либо по месту нахождения органа военного управления или по месту службы должностного лица, чьи действия обжалуются.

Важным обстоятельством при осуществлении контрольных полномочий является установление оптимальных сроков, в пределах которых жалоба может быть подана и рассмотрена судом по существу в целях восстановления конкретных нарушенных прав заявителя.

В силу ст. 355 ГПК жалоба в суд подается в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Вместе с тем некоторыми законодательными актами Республики Беларусь установлены иные сроки обращения с жалобой в суд. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Республики Беларусь: «если законодательными актами Республики Беларусь установлен более длительный срок обращения с жалобой в суд, то применяется срок, определенный этими законодательными актами (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 10 от 17.12.2002 г.). В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 86 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Республики Беларусь военнослужащий имеет право на обращение в суд по вопросу обжалования дисциплинарного взыскания в 3-месячный срок с того дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Пропуск срока, установленного на подачу жалобы в суд, не является препятствием для возбуждения дела. Суд по заявлению лица, подавшего жалобу, может восстановить срок, если он пропущен по уважительной причине. В случае признания причин пропуска срока неуважительными, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

В соответствии со ст. 336 ГПК Республики Беларусь рассмотрение жалобы осуществляется по правилам искового производства, применяемым с учетом сущности и общих положений производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений (§ 1 гл. 29 ГПК). Особенности рассмотрения и разрешения указанных жалоб урегулированы в § 6 гл. 29 ГПК.

При решении вопроса о возбуждении дела по жалобе судья обязан выяснить у заявителя, обращался ли он, если в соответствии с законодательством это требуется, с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности органу военного управления или воинскому должностному лицу. Судья отказывает в возбуждении дела, если военнослужащим не соблюден внесудебный порядок разрешения жалобы (п. 2 ст. 246 ГПК).

Установив в судебном заседании, что военнослужащий, по жалобе которого возбуждено дело в суде, одновременно обратился с аналогичной жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности органу военного управления, воинскому должностному лицу (и срок разрешения этой жалобы не истек) либо не обращался к ним, суд оставляет жалобу без рассмотрения (п. 1 ст. 165 ГПК). Это правило не применяется, если законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность подачи жалобы непосредственно в суд либо установлена альтернативная подведомственность.

Жалоба оформляется применительно к правилам, предусмотренным ст.ст. 242, 243 ГПК, с учетом общих положений гл. 29 ГПК в отношении жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и оплачивается государственной пошлиной по ставке, установленной Постановлением Советом Министров Республики Беларусь № 402 от 26.03.2003 года в размере 5 базовых величин [11].

В жалобе, в частности, должно быть указано, какие действия (бездействие) обжалуются, мотивы (основания) жалобы, т.е. юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц (ч. 1 ст. 340 ГПК), какие конкретно права военнослужащего нарушены этими действиями (бездействием), либо какие обязанности неправомерно возложены на него, подавалась ли аналогичная жалоба вышестоящему в порядке подчиненности органу военного управления или воинскому должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ. В случае несоответствия жалобы перечисленным требованиям, а также при наличии других недостатков, препятствующих ее рассмотрению (ст.111 ГПК), жалоба оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для исправления недостатков.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд обязан приостановить исполнение обжалованного действия, если в законе предусмотрено обязательное его приостановление. В иных случаях суд по ходатайству заявителя либо по собственной инициативе вправе приостановить исполнение обжалованного действия в любом положении дела (ч. 3 ст. 340 ГПК Республики Беларусь).

О приостановлении судом исполнения обжалованного действия извещается орган военного управления или воинское должностное лицо, действия которого обжалуются, и ему направляется копия жалобы.

Возможность приостановления исполнения обжалуемого решения является действенной формой выявления контрольной деятельности суда. Тем самым суд обладает реальной возможностью предупредить негативные последствия неправомерных решений командиров (начальников) и органов военного управления.

Если с жалобой на неправомерные действия органов военного управления или воинских должностных лиц военнослужащим одновременно заявлено требование искового характера (в частности, о компенсации морального вреда), оно подлежит выделению для рассмотрения в порядке искового производства в районном суде.

Суд рассматривает жалобу с участием заявителя, подавшего ее и руководителя органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей, а в необходимых случаях и с участием иных заинтересованных в исходе дела лиц.

Неявка в судебное заседание указанных лиц по неуважительной причине не служит препятствием к рассмотрению жалобы. Если имеется необходимость личного участия в рассмотрении дела военнослужащего, подавшего жалобу, и руководителя органа военного управления или воинского должностного лица, чьи действия обжалуются, суд вправе признать их явку в судебное заседание обязательной. В таких случаях в соответствии со ст. 356 ГПК при неявке в судебное заседание указанных лиц без уважительных причин, повлекшей отложение разбирательства дела, суд в силу ст. 170 ГПК вправе наложить на них штраф в порядке, предусмотренном ст. 171 ГПК.

Если в ходе производства по жалобе орган военного управления, действия которого обжалуются, реорганизован, суд принимает меры для привлечения к участию в деле его правопреемника. В случае ликвидации органа военного управления суд привлекает к участию в деле орган, к компетенции которого относится восстановление нарушенного права.

Если к моменту рассмотрения жалобы воинское должностное лицо, чьи действия обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав военнослужащего. В случае удовлетворения жалобы суд возлагает на руководителя этого органа обязанность восстановить нарушенные права заявителя.

Помимо прав и обязанностей, общих для всех юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 56 ГПК), заявители, а также органы военного управления и воинские должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе совершить ряд распорядительных действий. Заявитель может отказаться от жалобы, изменить ее мотивы в пределах обжалуемого действия. Органы военного управления и воинские должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие. Однако следует иметь в виду, что в силу характера правоотношений заключение мирового соглашения по данной категории дел не допускается.

Предмет и обязанность доказывания по жалобам в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, определяются по правилам ст. 339 ГПК.

Бремя доказывания законности и обоснованности совершенного действия закон возлагает на соответствующие органы военного управления и воинских должностных лиц, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия). Заявители, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представить суду доказательства о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, а применительно к ч.1 ст.179 ГПК заявители обязаны доказать, что в отношении них имело место действие (бездействие), совершенное указанным в жалобе лицом.

Согласно ч. 1 ст. 339 ГПК независимо от мотивов жалобы суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам проверяет законность и обоснованность, а в случаях, предусмотренных законом, - законность действия (бездействия) как в обжалованной, так и в не обжалованной части.

В соответствии с ч. 1 ст. 357 ГПК по результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Поскольку эта норма, в отличие, например, от ч. 1 ст. 347, ч. 1 ст. 350 и некоторых других, не содержит указания на то, что решение должно быть мотивировано, суд, по общему правилу, кроме случаев, предусмотренных п.п. 1 и 2 ст. 305 ГПК, составляет решение без мотивировочной части. При этом Пленум Верховного Суда Республики Беларусь разъяснил, что в описательной части решения должны быть отражены применительно к рассматриваемой категории дел содержание жалобы заявителя и возражение лица, чьи действия обжалуются вместе с их фактическим и правовым обоснованием. В случае изменения основания или предмета жалобы - это также указывается в описательной части решения (ст.304 ГПК), а если в силу закона решение выносится без мотивировочной части, то после изложения его описательной части следует указать, какими нормами материального и процессуального права руководствовался суд при разрешении спора [12].

При удовлетворении жалобы суд в резолютивной части решения указывает на конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения, а в мотивировочной части, в случае ее составления, кроме правовых норм, нарушенных органом военного управления либо воинским должностным лицом, также мотивы принятого решения.

Соответствующий орган военного управления или воинское должностное лицо обязаны сообщить суду и заявителю об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения копии решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает к виновному должностному лицу меры, предусмотренные ст. 537 ГПК.

Таким образом, действующее законодательство Республики Беларусь не только позволяет военнослужащим реализовывать на практике свое конституционное право на обращение в военный суд для обжалования неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц, но и достаточно подробно регламентирует такое направление контрольной деятельности военного суда, осуществляемое в процессе правосудия, как рассмотрение жалоб военнослужащих на действия органов военного управления и воинских должностных лиц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь, 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Опубликована в газете "Звязда" от 27 ноября 1996 г.

2. Закон Республики Беларусь от 13.11.1992 г. «О статусе военнослужащих». - Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. -№28.-ст.497.

3. Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе». - Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. -№29.- ст. 501. В редакции Закона от 22 июля 2003 г. № 229-З. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003.-№85,2/976.

4. Закон СССР от 30.06.1987 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан».

- Ведомости Верховного Совета СССР. -1987. -№35.- ст. 2234.

5. Закон СССР от 2.11.1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». - Ведомости Верховного Совета СССР. -1989. -№49. - ст. 2351.

6. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Республики Беларусь. Утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.06.2001 г. № 355. - Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь. - Минск, 2001.

7. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. - Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -№10-12.-1999.

- 5 апреля.

8. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 15 от 18.12.1992 г. «О судебной защите военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц». - Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, ч. 1. - Постановление по гражданским делам. - Белорусский кадровый центр «Профессионал». - Минск, 1995.

9. Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь № 10 от 17.12.2002 г. «О применении судами процессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалоб на ущемляющие права граждан действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц». - Национальный реестр правовых актов № 6/354-2003 г.

10. Примерные методические рекомендации о порядке рассмотрения жалоб военнослужащих в соответствии с законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». -Военная коллегия Верховного Суда РФ. -2002. - с. 4.

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате». -Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов 28.03.2003 №5/12201.

12. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 10 от 28 сентября 2001 г. «О решении суда первой инстанции».

- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №6/302.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации