НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ХОРОШО ПРИЖИВШЕЕСЯ СТАРОЕ

«Независимое военное обозрение», 17.10.2003 г.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ХОРОШО ПРИЖИВШЕЕСЯ СТАРОЕ

Не взять ли пример с Петра Великого, отчаявшегося реформировать стрелецкое войско?

Оборонные тезисы, подготовлены Институтом политического и военного анализа (руководитель авторского коллектива - директор института, действительный член Академии военных наук Александр Шаравин). Этот документ - именно "тезисы". Его главная задача - способствовать осознанию обществом конечной цели реформ, внятному определению того, какую армию мы хотим получить в результате. Печатается в сокращении.

ОБОРОННЫЕ ТЕЗИСЫ

I. Новой России - новую армию

Острый кризис, охвативший ВС РФ, объясняется в первую очередь не нехваткой денежных средств, а полным несоответствием существующих ВС современным условиям. Организационная и территориальная структура ВС, номенклатура вооружения и военной техники, характер боевой подготовки практически не изменились со времен СССР - страны с совершенно другими по сравнению с Россией экономическим и политическим устройством и внешнеполитическими интересами. Таким образом, строительство ВС, отвечающих современным требованиям, на базе нынешней армии представляется принципиально невозможным. Новому государству необходима новая армия, защищающая интересы и ценности этого государства и построенная в соответствии с новой социально-политической системой.

II. Внешние угрозы и способы их отражения

На сегодняшний день можно выделить пять основных угроз:

1. Угроза со стороны Китая в краткосрочной перспективе практически отсутствует, но в долгосрочной становится наиболее серьезной. Основным фактором этой угрозы являются слабо завуалированные претензии Китая на 1,5 млн. кв. км российской территории на Дальнем Востоке в сочетании с концепцией "стратегических границ и жизненного пространства", по которым строятся ВС Китая, и нарастающим демографическим давлением китайского населения на восточные районы России.

2. Угроза со стороны так называемого "международного терроризма" носит очевидный характер и является основной на сегодняшний день. Для России главную угрозу представляет исламский терроризм, основными спонсорами и организаторами которого являются Саудовская Аравия и Пакистан.

Для ведения антитеррористических действий из традиционных видов вооружения и боевой техники могут использоваться стратегические бомбардировщики и атомные подводные лодки - носители неядерного высокоточного оружия, целью которых является нанесение ударов по базам террористов за рубежом либо по объектам тех стран, поддержка которыми террористической деятельности против РФ очевидна и доказана. Кроме того, необходимо максимально широко использовать силы специального назначения и методы информационной войны.

3. Угроза ввода иностранных войск в нарушение Устава ООН на территорию сопредельных с Россией и дружественных ей государств остается по-прежнему актуальной. Угроза дискриминации, нарушения прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах неуклонно возрастает. Парирование данной угрозы проводится в основном теми же методами, что и в случае угрозы международного терроризма.

4. Угроза со стороны США и НАТО, до сих пор воспринимаемая как основная значительной частью высшего командного состава ВС РФ, является минимальной как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Блок НАТО после двух расширений на восток в значительной степени утратил боеспособность. Разрыв в боевых потенциалах между США и остальными странами блока продолжает увеличиваться. Внутри блока становятся все более заметными противоречия по ключевым стратегическим вопросам. В этих условиях рассматривать НАТО в качестве противника не имеет смысла, таковым могут быть только собственно США, и то лишь в случае, если к власти в России придут коммунистические или радикальные националистические силы.

5. Угроза несанкционированного применения оружия массового уничтожения со стороны любой страны, располагающей таким оружием либо стремящейся его получить, стабильна и определяется самим фактом существования подобного оружия. Столь же стабильную угрозу представляют тоталитарные режимы, поведение которых непредсказуемо. Для парирования этих угроз будут применяться существующая система ПРО и все имеющиеся системы предупреждения.

III. Состав и структура ВС

При строительстве ВС РФ необходимо перейти к системе целевых и территориальных командований. Структура их может быть следующей:

1. Командование стратегических сил, включающее ядерную "триаду": МБР, ПЛ стратегического назначения, стратегическую авиацию.

2. Командование сил общего назначения включает "традиционные" Сухопутные войска, ВВС и ПВО, ВМФ, однако виды ВС действуют лишь как административные структуры мирного времени. В оперативном отношении силы общего назначения могут быть разделены на три территориальных командования ("Запад", "Юг", "Восток") в соответствии с характером возможных угроз. Территориальные командования не являются аналогами нынешних военных округов и привязаны не к административно-территориальному делению, а к потенциальным ТВД.

В Командование сил общего назначения в мирное время входят части и соединения постоянной готовности, а также резерв. ВС военного времени включают также части и соединения, развернутые из резерва.

3. Командование специальных войск будет включать войска специального назначения, информационные войска и, возможно, Иностранный легион. Войска специального назначения представляют собой "суперэлитную пехоту" и предназначены для ведения боевых действий как в военное, так и в мирное время в войнах антитеррористического типа. Такие войска могут иметь собственные авиацию и флот. Задачи информационных войск - информация, дезинформация, формирование нужной реальности в общественном сознании, психологическое подавление противника, нарушение его информационных сетей и обеспечение безопасности своих. Информационные войска могут иметь собственные средства массовой информации, в их оперативном подчинении по вопросам их ведения находятся государственные и военные СМИ. В военное время информационные войска могут получить контроль над всеми СМИ.

Возможно создание в качестве третьего компонента Командования специальных войск Иностранного легиона. Он формируется из неграждан РФ (за исключением высшего и старшего офицерского состава). В Иностранный легион принимаются только лица, прошедшие воинскую службу в своей стране. Иностранному легиону поручается решение наиболее "неудобных" задач, например, ликвидация лагерей чеченских бандформирований в странах СНГ.

IV. Управление ВС

Высшим органом оперативного руководства ВС является Главное командование, координирующее действия целевых и территориальных командований. Высшим органом административного руководства ВС является Министерство обороны (гражданское), в подчинении которого находятся виды ВС. МО выполняет функции политического руководства ВС со стороны государственной власти и представляет интересы ВС перед властными структурами и обществом. Оно отвечает за бесперебойное финансирование и обеспечение ВС личным составом, вооружением и техникой, средствами материально-технического обеспечения и другие вопросы жизнедеятельности армии и флота.

V. Комплектование новой армии

Необходимость наличия большого количества обученных резервистов (в первую очередь - для сухопутных войск) и опасность создания оторванной от общества касты военных потребуют сохранения призывного характера формирования ВС. При этом младший командный состав (сержанты и старшины) набирается по контракту из числа лиц, отслуживших срочную службу в качестве рядовых. Командные полномочия сержантов и старшин должны быть существенно расширены, что потребует ужесточения критериев отбора младшего командного состава. Командование стратегических сил и Командование специальных войск формируются только по контракту. Заключение контракта с лицами, не прошедшими службу по призыву, не допускается. В обязательном порядке соблюдается экстерриториальный принцип службы. Продолжительность срочной службы сокращается до одного года, отменяются все освобождения и отсрочки от призыва за исключением медицинских и особых личных обстоятельств (здесь в каждом случае решение выносится судом). Альтернативная служба носит заявительный характер, ее продолжительность составляет два года.

Лица, не прошедшие воинскую службу (за исключением получивших освобождение), лишаются права работать в органах власти любого уровня и получать бесплатное высшее образование.

VI. Прохождение службы

Для офицерского состава вводится система временных воинских званий с целью исключить возможность несоответствия звания и занимаемой должности. При выдвижении офицеров на вакантные должности следует, использовать систему баллотировки, то есть учета мнения всех офицеров данной части путем проведения тайного голосования по двум-трем кандидатурам. На высшие должности могут приходить только офицеры, прошедшие службу на всех более низких уровнях. Это относится как к командным, так и к штабным должностям.

Должности, не связанные непосредственно с командно-штабной деятельностью, применением и обслуживанием вооружений и боевой техники, занимают, как правило, гражданские лица.

Политико-воспитательная работа должна обеспечить выполнение второй (первая - защита страны от внешней агрессии) задачи ВС - образование единой нации в рамках концепции гражданского (а не этнического) национализма, формируя психологию военнослужащего как защитника единой демократической России. В задачу офицеров входит не допускать ведения в войсках какой-либо партийной и националистической пропаганды и проповеди религиозной исключительности.

Военнослужащие должны обладать всеми правами, предусмотренными Конституцией РФ. В связи с этим необходим гражданский контроль над ВС (в первую очередь - парламентский), ликвидация военных прокуратур и судов, введение должности уполномоченного по правам военнослужащих, имеющего своих представителей в воинских частях и соединениях.

VII. Военное образование

Количество военных вузов следует существенно сократить (не более двух-трех на каждый вид ВС). В военных вузах преподаются лишь чисто военные предметы. Выбор места службы предоставляется выпускникам в зависимости от их успехов в обучении. Для повышения технической, естественнонаучной и гуманитарной подготовки офицерского состава предполагается использовать систему гражданских вузов.

VIII. Последовательность мер по созданию новых ВС

1. Создание рабочей группы со статусом министерства при президенте РФ. Ее задача - определение состава новых ВС, структуры частей и соединений, концепции и тактико-технических характеристик вооружений и военной техники для них, принципов комплектования и прохождения службы, критериев отбора личного состава, необходимого объема финансирования и сроков исполнения. Группа разрабатывает также общие и боевые уставы новых ВС, учебные программы для подготовки офицерского и младшего командного состава.

2. Создание на базе существующих либо "с нуля" нескольких военных вузов для подготовки офицерского состава новых ВС.

3. Отбор силами представителей министерства офицерского состава для обучения по новым программам.

4. Выдача ВПК заказа на производство вооружений и военной техники для первых частей новых ВС.

5. После окончания подготовки офицерского состава отбор с его участием рядового и сержантского состава для первых частей новых ВС.

6. Формирование первых частей и соединений новых ВС.

7. Формирование Главного командования, штабов целевых и территориальных командований, тыловых и обеспечивающих структур.

8. Формирование новых частей и соединений по одному-два в каждом территориальном командовании Командования сил общего назначения.

9. Формирование Командования стратегических сил и Командования специальных войск.

10. Полное развертывание группировок новых ВС с одновременной ликвидацией нынешних ВС.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации