СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ В ВОЕННОЙ ШИНЕЛИ

«Независимое военное обозрение» №41.2004г.

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ В ВОЕННОЙ ШИНЕЛИ

Проблему обеспечения армейских лечебных учреждений медицинскими работниками решает сегодня колледж при Институте повышения квалификации врачей Министерства обороны РФ

Александр Бабакин

В настоящее время довольно часто можно в Москве и других российских городах встретить объявления, что в лечебные учреждения требуются медицинские сестры. Дефицит этой профессии вызван тем, что она пока еще в рыночных отношениях не стала престижной. Практически во всех бюджетных российских больницах и поликлиниках не хватает умелых, с соответствующим образованием медсестер. Не обошла эта проблема и военную систему здравоохранения.

КОЛЛЕДЖ ПРИ ГОСПИТАЛЕ

Несколько лет назад в знаменитом на весь мир Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко (ГВКГ) в Москве, который был построен по указу императора Петра I, за довольно короткий срок по экономическим соображениям уволились десятки медицинских сестер. В отделениях ГВКГ некому стало заниматься выдачей лекарств, проведением лечебных процедур, обеспечением работы врачей и еще многочисленными обязанностями по сестринскому делу. Буквально под угрозой оказалось лечение тысяч больных и раненых.

На помощь военному госпиталю в трудную пору пришел студенческий медицинский отряд столичного военного медицинского училища. В лечебных отделениях, госпитальных палатах появились молоденькие девчушки и пареньки в белых халатах и шапочках. Раненые и больные офицеры и солдаты с немалым изумлением смотрели, как очень юные медсестры и медбратья проводят довольно сложные процедуры, ухаживают за лечащимися и раненными в Чечне военнослужащими.

Так что весьма правильно поступило руководство Тыла Вооруженных сил и Главного военно-медицинского управления, когда 14 лет назад создали два военных медучилища. Одно в Москве при Главном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко, а второе в Санкт-Петербурге при Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. В 2003 году эти училища в ходе реформирования системы образования Минобороны РФ были преобразованы в военные медицинские колледжи, которые стали для армейских медиков базой для подготовки мобилизационного резерва на непредвиденный случай.

Однако в начале пути у этих военных медколледжей было немало скептиков. Мол, из-за слабой учебной базы, нехватки опытных преподавателей они не выдержат конкуренции в рыночных условиях со старыми, с многолетним опытом гражданскими медучилищами. Не пойдут сюда учиться юноши и девушки после окончания школы. Но эти и другие такие же мрачные прогнозы не оправдались. Колледжи не только выстояли, но и так повели подготовку медицинских сестер, что слава о них перелетела океан. Например, недавно в столичном военмедколледже побывал гражданин США и сердечно поблагодарил преподавателей за обучение своей дочери: несколько лет назад его семья выехала на постоянное жительство в эту страну, и диплом дочери об окончании военно-медицинского училища при ГВКГ в Москве позволил получить ей хорошую работу в Америке с весьма большим окладом. Таких примеров можно еще немало приводить.

Вполне естественно возникают вопросы, что же особенного в этом медколледже, как смогли преподаватели и руководство за сравнительно короткий период организовать высококачественную подготовку среднего медицинского персонала? Ведь сам военмедколледж немало проигрывает аналогичным московским гражданским средним учебным заведениям по той же материальной базе. Например, здание, где размещаются лекционные аудитории и классы для практических занятий, построено в XVIII веке. Узкие коридоры, тесные кабинеты, старая мебель и минимум бытовых удобств. Нет в основном корпусе компьютерного класса. Студентам приходится ездить в другой столичный район на занятия по компьютерной грамотности - в Институт усовершенствования врачей Минобороны.

"Для размещения дорогостоящей электроники, проведения с использованием компьютерных программ занятий, - поделилась проблемой директор военмедколледжа Ирина Маркова, - у нас просто нет свободного помещения. А медсестры обязаны уметь работать на компьютере. В военных госпиталях с их помощью решается масса вопросов".

Но, несмотря на эти и другие материально-бытовые проблемы в это среднее учебное заведение стремятся поступить учиться юноши и девушки. Дело все в том, что, по данным "НВО", этот медколледж Минобороны России весьма знаменит в медицинской среде тем, что дает своим выпускникам весомую практическую базовую подготовку. Для сравнения, даже в столичных медучилищах при отлично отлаженном теоретическом обучении студентов на практику направляют в больницы группами по 10 и более человек. Нередко эти бригады закрепляются за одной или двумя медсестрами. Часто студенты выполняют малозначащие работы, не дающие особой практики сестринского дела. В военмедколледже МО РФ студентов направляют на практику по 1-2 человека в военный госпиталь. Они обслуживают больных вместе с опытными медсестрами. Такая методика обучения намного действеннее и преследует прежде всего весьма важный психологический аспект, как для больных, так и для самих студентов. Ведь нередки случаи, когда больные возражают против того, чтобы практиканты (и причем группой) присутствовали на деликатных процедурах. Студенты же военмедколледжа приходят к раненным и больным по одному или по двое вместе со штатной медсестрой - людям порой и невдомек, что это практиканты. При этом не задевается самолюбие и без того страдающего больного человека, а студенты обучаются всем приемам работы. После окончания училища они сразу могут приступить к работе, им не требуется дополнительное время для так называемого освоения профессии. Это крайне важно для военных медиков.

ТРАДИЦИИ, ПРЕСТИЖ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Выпускникам военмедколледжа предстоит работать или служить в Российской армии. Порой медсестра или фельдшер в воинской части, расположенной в отдаленной местности, - единственный медработник на сотни километров вокруг. От их мастерства и умения зависят жизни и здоровье военнослужащих, женщин, детей. Поэтому в столичном военмедколледже многие студенты весьма добросовестно подходят к учебе. Ну а с нерадивыми здесь быстро расстаются, ведь неумеху или лентяя-троечника опасно направлять работать в медицинские центры, тем более в главный военный госпиталь. Для примера, только в этом году в ГВКГ им. Н.Н. Бурденко были направлены 19 человек, в прошлом году 14.

Таким образом, юноши и девушки - студенты медколледжа МО РФ продолжают славную традицию русской военной фельдшерской системы медицинской помощи раненным. Ведь в царской армии звание военного фельдшера весьма ценилось в войсках, да и в обществе. Их специально обучали в Московской фельдшерской школе на Краснокурсантском проезде. Причем фельдшеры, очевидно, в счет платы за обучение по царским российским законам должны были в войсках отслужить 6 обязательных лет.

В нынешней Российской армии нет таких строгостей. Студенты медколледжа получают так называемые свободные дипломы. Немалая часть из них, получив за четыре года отличное базовое медицинское образование, сразу же поступают в ведущие столичные медвузы. Если говорить о престижности институтского и колледжного медицинских дипломов, то тут стоит отметить, что все дело в качестве образования и в самой системе формирования значимости сестринской профессии в обществе, в возможности будущего карьерного роста. В этой связи в Минобороны уже предпринимаются некоторые шаги.

Например, перепрофилирование военного медучилища в медколледж Минобороны РФ значительно повысило планку самого образования. Год назад здесь стали использоваться учебные программы повышенного уровня. Это дало возможность ученому совету Института повышения квалификации врачей Минобороны РФ ввести в нем еще одну образовательную профессию. С 2004 года здесь стали готовить военных фельдшеров. Однако, по словам директора военмедколледжа МО РФ Ирины Марковой, нельзя ограничиваться нынешней специализацией учебного заведения. Рыночное время диктует свои условия по подготовке профессионалов в каждой отрасли. В сестринском деле тоже происходят преобразования. В отечественной медицине повышение квалификации старших медсестер происходит по восьми направлениям, среди которых хирургия, косметология, психиатрия. Только для военной медицины, по мнению Ирины Марковой и заведующей учебной частью медколледжа Натальи Чугуновой, гораздо предпочтительнее было бы готовить медсестру-организатора, которая должна уметь профессионально организовывать лечебный процесс. То есть всем старшим медсестрам военных госпиталей, поликлиник выгоднее дать более углубленное образование. Такой диплом будет соответствовать лицензии лечебных заведений.

Также есть задумка у руководства медколледжа обучать дефицитным нынче в военной медицине профессиям лаборанта, техника-лаборанта. Однако, в общем-то, хорошие новации упираются в материальные трудности. Нет помещений для расширения колледжа. Правда, "НВО" удалось выяснить в военном ведомстве, что имеются планы перевода столичного военмедколледжа в более подходящее здание.

Есть еще одна проблема, которая охватывает всю систему военного образования. Это отток подготовленных кадров из военного ведомства в рыночные структуры.

Может быть, пришла пора российским законодателям рассмотреть соответствующие поправки к законам, которые бы обязывали выпускников государственных учебных заведений, в том числе и военных, какое-то время работать по распределению по полученной специальности, а выдачу свободных дипломов ограничить? В сестринской профессии это поможет закрепить кадры, принимать в медколледжи и училища не случайных людей. От этого тоже зависит престижность этой очень нужной медицинской профессии. А востребованность ее, наверное, определяется одной фразой, которую повторяли многие фронтовики на поле брани: "Сестричка, спаси меня..."


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации