Вызовы национальной безопасности россии в XX веке

2000 № 4 (123)

Обозреватель - Observer

Военно-политические проблемы

Вызовы национальной безопасности россии в XX веке

П.БЕЛОВ, независимый эксперт

Как никогда ранее, ныне особенно остро ощущается необходимость в научно обоснованной методологии и стратегии обеспечения национальной безопасности страны. При резком сокращении численности населения России, разрушении уклада жизни и разбазаривании природных ресурсов, отсутствие адекватной ситуации методологии и стратегии национальной безопасности смертельно опасно для нации и государства. Нельзя забывать и о грядущей схватке за очередной передел мира, обусловленной нежеланием одних стран сократить потребление невозобновляемых ресурсов, а других - прирост населения. Для спасения России в создавшихся условиях нужна не только объединяющая все народы идея самосохранения, но и реализация всесторонне выверенных методов и приоритетов.

Базовые понятия и предпосылки

Для определения базовой категории «национальная безопасность России», рассмотрим связанные с нею понятия (рис. 1).

Подразумевается, что и народы, образующие нашу (русскую) нацию, связаны близостью стереотипов мышления и поведения, адаптированных к занимаемой территории, а их деятельность предопределена соответствующими потребностями, ценностями и интересами. Все, объективно пригодное для удовлетворения потребностей, рассматривается ими как ценности, тогда как субъективные представления о последних интерпретируются как интересы.

Под опасностью понимают возможность причинения ущерба, под угрозой - уже действующую опасность, а под вызовом - проявление угрозы, требующее реагирования с целью предупреждения или снижения ущерба. Считается, что опасность возникает при неудовлетворении потребностей человека и образуемых им сообществ в энергии, веществе и информации.

Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использования ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью - совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью - способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

Итак, объектом национальной безопасности России должна быть система «территория страны - народы России - уклад их жизни», а предметом - объективные закономерности появления и снижения ущерба при функционировании этой этногеоэтосистемы. Правомерность такого выбора обусловлена необходимостью одновременного рассмотрения не только народов России, как цели сохранения и приумножения, но и их базовых ценностей - территории и уклада жизни, соответственно являющихся средством и способом удовлетворения всех индивидуальных, социальных и духовных потребностей.

Под укладом жизни нации подразумеваются ценностные установки, мировоззренческие взгляды, правила мышления и поведения, определяющие ее характер и судьбу. Границы системы представлены прямоугольником, а взаимодействия с внешней средой - стрелками (рис. 2).

Вызовы национальной безопасности россии в XX веке

рис.1  Понятийный базис национальной безопасности.

Вызовы национальной безопасности россии в XX веке

рис.2  Модель объекта как этногеоэтосистемы.

Методы, механизмы и модели

При выборе методов национальной безопасности, исходили из сложности этногеоэтосистемы, невозможности натурного экспериментирования с опасностями, актуальности заблаговременного прогноза размеров ущерба базовым ценностям нации и затрат на его снижение.

Поэтому основными методами выбраны:

 для исследования - системная инженерия;

 для обеспечения и совершенствования - программно-целевое планирование и управление.

Практическая реализация первого метода включает проблемно-ориентированный эмпирический и теоретический анализ ситуации, объекта и цели исследования; второго:

 стратегическое планирование (обоснование оптимальных количественных показателей национальной безопасности и разработка целевых программ по их обеспечению),

 оперативное управление их выполнением (контроль значений этих показателей и осуществление воздействий по их поддержанию в заданных пределах).

Необходимость удовлетворения многочисленных потребностей нации и парирования соответствующих угроз, обусловленных в том числе и несовпадением интересов различных людей, указывают на необходимость в системе обеспечения национальной безопасности России, под которой следует понимать совокупность нормативных актов, организационно-технических и иных мероприятий, а также сил и средств, необходимых для их выполнения.

Дерево целей, задач, мероприятий и показателей рассматриваемой системы представлено на рис. 3.

При его реализации целесообразно руководствоваться такими принципами, как приоритет политико-дипломатических и нормативно-экономических методов по отношению - к военно-силовым, опора на международные организации и общественное мнение, предпочтение превентивным и контрольно-профилактическим мерам рефлексивному реагированию на чрезвычайные ситуации, адекватность этих мер масштабу и характеру опасностей, угроз и вызовов.

Критерием оценки эффективности системы и управления национальной безопасностью будет поддержание такого ее уровня, который характеризуется высоким качеством жизни населения России, либо соответствует минимуму суммарных издержек, связанных с объективно существующими опасностями. (Под суммарными издержками подразумеваются затраты, необходимые для парирования угроз и вызовов нации и ее базовым ценностям, а также ущерб от их возможного разрушительного действия.)

Оптимальными должны считаться программы и мероприятия, обеспечивающие максимальный прирост национальной безопасности при выделенных затратах, либо требующие минимальных затрат для достижения ее заданного уровня.

Вызовы национальной безопасности россии в XX веке

рис.3  Дерево целей, задач и показателей

Для исследования национальной безопасности нужно широко использовать моделирование.

Дескриптивные модели, позволяющие интерпретировать нацию как производителя и потребителя благ, а ее институты - как механизмы наиболее полного удовлетворения потребностей, должны применяться для выявления тенденций в их развитии. Нормативные - для обоснования и ранжирования национальных целей, ценностей, интересов и представления их в форме соответствующих пирамид или деревьев, учитываемых и непрерывно корректируемых с учетом выявленных выше тенденций.

Не менее важны ситуационные модели, используемые для исследования наиболее существенных для жизнестойкости нации явлений и процессов, вскрытия условий возникновения и ликвидации конкретных угроз ее безопасности. Лучше всего эти модели представлять диаграммами причинно-следственных связей между соответствующими событиями-предпосылками. Последующий качественный и количественный анализ таких моделей незаменим для выявления «узких мест», количественного прогноза связанного с ними риска, априорной оценки и оптимизации мероприятий по его снижению или перераспределению.

Современные угрозы и вызовы

Проиллюстрируем предлагаемую методологию на примере проблемно-ориентированного анализа сложившейся к настоящему времени ситуации и обоснования наиболее серьезных угроз и вызовов нашей национальной безопасности.

Каковы глобальные проблемы, возникшие в по-следние десятилетия и поставившие под сомнение существование человечества, как биологического вида. С одной стороны - все ускоряющийся прирост народонаселения Земли: если на 1-й миллиард потребовалось 1810 лет, то на 2-й - 110, 3-й - 50, 4-й - 14, 5-й - 13 и 6-й - 12 лет! С другой - резкое сокращение необходимых людям природных ресурсов - площади пашни и леса, запасов пресной воды, руд цветных металлов, нефти, природного газа.

Все это указывает на то, что впервые в своей истории люди столкнулось с противоречием между растущими потребностями и возможностями природы по их удовлетворению. Доказано, что человечество выбрасывает ныне чуждых биосфере отходов в 2000 раз больше, чем сейсмо-вулканическая деятельность, а суммарное потребление им первичной биомассы и выделение тепла - на порядок превышают приемлемый для планеты уровень. Прекращение губительной деградации биосферы возможно лишь при существенном (в 6-10 раз) сокращении численности населения Земли или снижении объема потребления невозобновляемых природных ресурсов.

Главным выводом, логично вытекающим из глобального противоречия, является ожидаемое в начале XXI в. ужесточение борьбы наций за самосохранение и фактическое вступление государств на путь бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы. Очевидно, что на острие грядущего передела мира окажется Россия с ее Сибирью - кладовой природных ресурсов, а после предполагаемого потепления климата - «кормилицей» планеты.

Поэтому, мы вправе считать главной внешней угрозой - широкомасштабную агрессию с целью перераспределения наших природных богатств; потенциальными агрессорами - США и страны ЕЭС, ныне потребляющие почти 80% ресурсов2 при 15%-ой доле населения, а также Японию и Китай, обделенные ими.

Таким образом, впереди - вызов территориальной целостности России, обусловленный истощением естественных ресурсов промышленно развитых стран, ростом численности населения - развивающихся стран и усугубляемый изменением климата Земли, другими глобальными экологическими проблемами.

Если 3 года назад США предлагали купить нашу Сибирь за 3 трлн. долл. (при реальной стоимости одних ее ресурсов - в 100 раз большей), то через 5-10 лет они намерены забрать ее силой. Вне сомнения, сделано это будет сразу же после выполнения следующих двух условий:

 завершение развала стратегических ядерных сил России, сдерживающих всех агрессоров угрозой неотвратимости причинения такого ответного ущерба, который обесценит ожидаемую ими выгоду, даже перед лицом постепенной голодной смерти;

 ввод в строй национальной системы противоракетной обороны США.

Столь же серьезны и внутренние вызовы национальной безопасности России:

 катастрофическое снижение интеллектуального потенциала власти;

 глубокая пропасть между нею и народами страны;

 гипертрофированное изменение в системе ценностей всего общества, утрата им общенациональных целей и идеалов;

 дезинтеграция нации в результате имущественного расслоения;

 самовластие и безнравственность правящих элит;

 опасное усиление зависимости страны от некомпетентных решений;

 дезинформация населения в сфере целеполагания, объектов, приоритетов и методов проводимой реформы.

Как никогда ранее, во власти ныне господствует «чернь», для которой личная выгода всегда значимей государственных интересов; налицо невиданная прежде криминализация страны. Вследствие беспошлинного вывоза энергоресурсов и минеральных ископаемых, разграбления лесных богатств, морской флоры и фауны, опустошается территория России. Уже фактически началось постепенное заселение иностранцами Дальнего Востока и Восточной Сибири, а сокращение численности нашей молодежи не позволит вскоре укомплектовать даже пограничные войска.

Серьезным испытаниям подвергается общественной уклад жизни народов нынешней России. Источником социальных конфликтов все еще продолжает быть этнический принцип федеративного устройства, заменивший некогда равноправные губернии и поддерживаемый за счет ущемления русских. Чрезмерное увлечение суверенизацией отдельных субъектов Федерации в ущерб Центру, претензии на доминирование национальных республик и краев над областями Великороссии, перекос в сторону прав и свобод отдельного человека и этноса за счет ослабления их ответственности перед нацией и государством (при одновременном бессилии и попустительстве властей) привели к дезорганизации управления страной и фактической анархии.

Не меньшей угрозе подвергается уклад духовной жизни народов России, апробированный ими в течение тысячелетий, а потому и выбранный, как наилучший. Под видом свободы совести, страну заполонили проповедники других религий, обладающие большими, чем православие, средствами воздействия на население. Электронные и печатные СМИ пропагандируют культ насилия и денег, другие ценности западной массовой культуры, особенно пагубные для молодежи, не имеющей иммунитета к низменным ценностям и интересам.

Наконец, особую опасность представляет дезинформация в области концептуального и законодательного обеспечения национальной безопасности России. В соответствующей Концепции, откорректированной в начале этого года, и Законе РФ «О безопасности» 1992 г. в ранг истины возведены неверные представления. Этими официальными документами, например, недооценивается острота угрозы крупномасштабной агрессии и фактически отрицается наличие у нас противников; основные ценности подменены второстепенными интересами, а вместо заблаговременного уклонения и уничтожения источников угроз, предписана одна лишь пассивная защиту от них.

О стратегических мерах по самосохранению России

Какими могут быть рекомендации, вытекающие из сделанного выше проблемно-ориентированного анализа и касающиеся неотложных стратегических мер по парированию главных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России? Следует отметить, что их недооценка привела не только к грубым ошибкам руководства страны во внутренней политике последнего десятилетия и фактической изоляции государства на международной арене, но и к концептуальной дезориентации наших народов, утрате духовных и материальных ценностей.

Спасение нации в создавшихся условиях невозможно без усиления роли государства, без политической воли руководства страны и всех народов, без пробуждающей, примиряющей и объединяющей их идеи, без разработки стратегии соответствующей деятельности и организации всенародного движения «За имперское возрождение».

Первыми шагами в их реализации должны стать:

 публичная самоидентификация России, как носителя особой цивилизации, лидера в области культуры, науки и образования, а также в энергомашиностроении, воздушно-космических и иных перспективных технологиях;

 всестороннее укрепление союза России и Белоруссии, создание условий для присоединения к нему Украины.

При реализации этих, наиболее приоритетных шагов, не стоит бояться неизбежного внешнего противодействия, внутренних враждебных упреков в стремлении к великодержавности, других объективных трудностей. Язык имперского гегемонизма и соответствующая ему государственная политика ныне опять становятся нормой международной жизни. Ведь, как и прежде (в эпоху становления империй), в грядущей борьбе за ресурсы «всех против всех» выживут лишь те нации, которые богаты не только ими, но и обладают высокой духовной идеей, методологией и стратегией своего самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования.

К сожалению, указанные ориентиры и приоритеты принципиально расходятся с соответствующими видами на нас «золотого миллиарда» (США и других промышленно развитых стран) и не совпадают пока с официальным целеполаганием нынешней государственной политики России. И именно поэтому, их осознание и последовательная практическая реализация исключительно важны для совершенствования нашей внешней и внутренней политики в области обеспечения национальной безопасности.

Во-первых, это ускорит ликвидацию вокруг России политического вакуума: государства, способствующие достижению объявленной нами миссии, могут считаться партнерами и союзниками, а остальные - соперниками и потенциальными противниками.

Во-вторых, только высокая цель возрождения империи сможет консолидировать нацию - вполне самодостаточную не только для самосохранения страны, но и для подтверждения своей лидирующей роли в мире.

В самом деле, удивительная способность к перенапряжениям, соборность и великотерпимость православных христиан, религиозность и аскетизм истинных мусульман в совокупности с самобытностью других этносов России создают предпосылки для возрождения ее имперского статуса. Обширная же территория страны, изобилие природных и ископаемых ресурсов, при разумном и бережном пользовании, способны удовлетворить потребности Империи не только сегодня, на рубеже тысячелетий, но и в обозримом будущем, несмотря на глобальные противоречия эпохи.

*   *   *

Среди других неотложных стратегических задач, направленных на совершенствование национальной безопасности России, самыми важными, на наш взгляд, представляются такие:

1. В части недопущения широкомасштабной внешней агрессии:

 отказ от Договора СНВ-2 и объявление готовности более радикально сократить число наших ядерных боеголовок, при сохранении права на обладание многозарядными шахтными ракетами;

 переоснащение боевых железнодорожных ракетных комплексов под сравнительно легкие, многозарядные ракеты типа «Тополь-М» и их непрерывное патрулирование по территории России;

 приостановка действия договоров по стратегическим и обычным вооружениям, ракетам средней и малой дальности, как несоответствующим интересам нашей национальной безопасности.

2. В части парирования внутренних вызовов национальной безопасности:

 невежество - корректировка системы образования и воспитания молодежи; просвещение населения в вопросах национальной безопасности и переработка законодательства в этой сфере;

 дезинформация - защита населения от пропаганды СМИ насилия, культа силы, наживы, других низменных ценностей, возрождение национальных святынь, верований, традиций и обычаев;

 техногенные угрозы - прогнозирование чрезвычайных происшествий, повышение осведомленности и подготовленности населения к действиям в подобных чрезвычайных ситуациях.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации