Еврорегиональное сотрудничество государств Центральной и Восточной Европы

2000 № 8 (127)

Обозреватель - Observer

Внешняя политика

Еврорегиональное сотрудничество государств Центральной и Восточной Европы

С.Романов, кандидат политических наук, советник МИД России

Весь ход послевоенной истории в Европе наглядно демонстрирует, что динамика развития международных отношений подразумевает наличие в той или иной форме контактов между приграничными государствами на региональном и местном уровнях. Но при этом интересы государства должны превалировать по отношению к участию в различного рода при- и трансграничных объединениях, также как и безусловным сохранением приоритета государственного регулирования границы, таможенных пошлин и т.п.

Выработанные на сегодняшний день схемы сотрудничества весьма разнообразны. В зависимости от условий и целей создаваемых сообществ они, в обязательном порядке, первоначально в соответствии с существующими в мире правовыми нормами, согласно которым страны-члены отвечают за международные связи своих регионов, оформляются соответствующими межгосударственными соглашениями. В результате регионы наделяются компетенциями самостоятельно входить в отношения со своими возможными партнерами по другую сторону границы. Соблюдение данной последовательности способствует реализации государственной внешней политики через приграничные связи.

Анализ деятельности существующих межрегиональных трансграничных сообществ в целом показывает тенденцию к активному увеличению. Значительна здесь роль и Комиссии Европейских сообществ, оказывающей через свои программы действенную помощь в решении вопросов, связанных с постепенным запланированным размыванием внутриевропейских границ и исчезновением экономических барьеров.

Развитие этого направления в процессе общеевропейской интеграции представляется весьма актуальным. Венгрия, Словакия, Чехия, Польша увидели в нем реальную возможность для ускорения своего вхождения в существующие европейские структуры, используя богатый практический опыт государств - членов Евросоюза.

Венгрия включилась в европейское межрегиональное сотрудничество в конце 80-х годов, когда в законодательство страны были внесены изменения, позволившие административным единицам низшего звена подключаться к региональным соглашениям межгосударственного характера.

Это - важное направление подготовки страны к вступлению в Европейский Союз, а также возможность для дополнительного внебюджетного привлечения средств в экономическое развитие венгерских областей. Для Венгрии немаловажно, что трансграничное сотрудничество на микроуровне способствует и восстановлению исторических связей между районами, которые были разорваны в результате передела границ по мирным договорам, заключенным после двух мировых войн, в результате чего почти треть венгров проживают сегодня в сопредельных странах.

Еврорегиональные объединения помимо чисто экономического взаимодействия с помощью различных проектов и программ развивают связи также в гуманитарной сфере культуры, туризма, спорта, охраны окружающей среды, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

В 1988 г. венгерские области Дьер-Мошон-Шопрон, Ваш, Зала, Веспрем, Фейер стали полноправными участниками Рабочего сообщества «Альпы-Адриатика». К числу других крупных межрегиональных объединений, в которых Венгрия принимает полномасштабное участие, относятся также «Еврорегион Карпаты» и «Еврорегион Дунай-Марош-Тиса («ДМТ»).

Созданный в 1993 г. «Еврорегион Карпаты» охватывает территорию в 140 тыс. кв. км с населением 14 млн. чел. Он связывает 4 венгерские области: Хайду-Бихар, Саболч-Сатмар, Боршод-Абауй-Земплен, Яс-Надькун-Солнок; 4 польских воеводства: Кросно, Пршемысл, Жешув, Тарновиц; 4 украинские области: Закарпатскую, Львовскую, Ивано-Франковскую, Черновицкую; 5 румынских областей: Сату-Маре, Байя-Маре, Батошаны, Арадея, Заляу; 6 словацких муниципальных округов: Бардеев, Требишов, Михаловице, Гуменее, Вранов, Швидник.

Деятельность этого еврорегиона финансируется американским институтом «Восток-Запад» (IEWS) и фондом Рокфеллер. За последние 4 года этими организациями было выделено:

  • 1 млн. долл. на интеграционную программу и на проекты трудоустройства цыган,

  • 120 тыс. долл. - на создание центров развития предпринимательства,

  • 500 тыс. долл. - на развитие коммуникационных систем.

В рамках программы PHARE еврорегион получил 100 тыс. экю на развитие туризма.

В то же время каких-либо более значительных денежных средств по линии ЕС пока выделено не было, а ежегодно получаемая от Евросоюза сумма порядка 1 млн. марок ФРГ недостаточна для финансирования крупных проектов.

В немалой степени осторожный подход ЕС к вопросам финансового содействия деятельности «Еврорегиона Карпаты» объясняется имеющими место внутренними политического характера противоречиями между участниками этого международного сообщества.

Так, например, власти Румынии опасаются, что полномасштабное включение в интеграцию 5 румынских областей со значительным венгерским нацменьшинством может послужить толчком к обострению дискуссии по вопросу о территориальной принадлежности Трансильвании.

В Словакии же межрегиональное сотрудничество в немалой степени сдерживается национальным законодательством.

На Украине прослеживается аналогичная тенденция, так как ее новая Конституция создает лишь видимость наделения местных властей соответствующими функциями, вследствие чего некоторые местные руководители отдают предпочтение развитию двустороннего пограничного сотрудничества, которое, по их мнению, оправдывает себя в большей степени.

Основанный в 1997 г. «Еврорегион ДМТ» является также одним из самых больших подобных объединений в Центральной Европе, его площадь составляет 77 тыс. кв. км с населением более 7 млн. чел.

В состав еврорегиона входят 4 венгерские области: Чонград, Бач-Кишкун, Бекеш, Яс-Надькун-Солнок: 4 румынские области: Арадея, Тимиш, Хунедоара, Караш-Северин и один югославский край - Воеводина.

Программа этого еврорегиона комплексная, но главное внимание в ней уделяется экономике. Ее основная цель состоит в том, чтобы наряду с привлечением иностранного капитала направлять деятельность хозяйствующих субъектов объ-единения на создание совместных предприятий.

Так, в румынской области Тимиш уже действует 100, а в области Чонград (Венгрия) - 170 СП. Румынские, югославские и венгерские города вместе участвуют в тендерах на получение финансовой помощи по линии программы ЕС PHARE, причем Евросоюзом уже принято решение о выделении 33 тыс. евро на детальную разработку проектов развития этого еврорегиона.

В настоящее время, в связи с нестабильной внутренней обстановкой и недавним военным конфликтом в Югославии, а также введением международным сообществом против нее экономических санкций, развитие «Еврорегиона ДМТ» застопорилось, но все же остается надежда, что ЕС с понимаием отнесется к стремлению Венгрии сотрудничать с югославским краем Воеводина, в составе которой проживает значительное венгерское нацменьшинство.

По мнению венгерских экспертов, одним из наиболее важных направлений трансграничного сотрудничества с точки зрения интеграции в структуры Европейского Союза является создание в 1998 г. «Еврорегиона Вест - Западная Паннония», куда вошли венгерские области Дьер-Мошон-Шопрон, Ваш и австрийская земля Бургенланд. Участие в одном еврорегионе со страной - членом ЕС должно, по их оценкам, облегчить венгерским областям доступ к европейским программам развития и, следовательно, к источникам кофинансирования, а также, в конечном счете, создать необходимые предпосылки для вступления Венгрии в ЕС. Кроме того, для этой страны ценен опыт австрийского Бургенланда, который не так давно был отсталой периферией Австрии, но за короткий срок с помощью субсидий ЕС преодолел имевшийся ранее разрыв в социально-экономическом плане с землями этой страны.

Примечательно, что при создании этого еврорегиона также не обошлось без внутривенгерских противоречий.

Так, руководство областей Дьер-Мошон-Шопрон и Ваш первоначально выступало против участия в этом объединении области Зала, находящейся также на западе страны, но не граничащей с Австрией. За общими словами об отсутствии у области Зала единых исторических корней с двумя остальными областями прослеживалось плохо скрываемое стремление не допустить к ЕСовскому «пирогу» потенциального конкурента.

Первоочередными задачами участники «Еврорегиона Вест - Западная Паннония» признали развитие взаимодействия в области экономики, оживление туризма, охрану окружающей среды, сохранение общего культурного наследия. Стороны условились упорядочить приток венгерской рабочей силы в соседнюю австрийскую провинцию, где в настоящее время работает около 7 тыс. венгерских граждан.

В конце 1998 г. представители венгерской области Баранья, одного хорватского и одного боснийского областных муниципалитетов подписали учредительный документ о создании «Еврорегиона Дунай - Драва - Сава». Участники этого объединения, охватывающего территорию в 50 тыс. кв. км с населением в 4 млн. чел., предполагают наладить взаимодействие в области экономики и, прежде всего, модернизации транспортных коммуникаций, а также сотрудничест-во в сфере образования и научных исследований. При этом особое внимание уделяется созданию сети современных скоростных автомагистралей и реконструкции железнодорожной ветки Печ - Сараево.

На современном этапе все активнее развивается сотрудничество Венгрии с ее северным соседом - Словакией. Одним из показателей этого стало образование в 1999 г. двух еврорегионов с участием венгерских и словацких административно-территориальных единиц.

Так, в «Еврорегион Ваг - Дуна - Ипель» вошли венгерс-кие области: Пешт, Комаром-Эстергом и словацкая область Нитра. В «Еврорегион Ипель» объединились венгерские области: Пешт, Ноград и шесть словацких муниципальных округов. Для этих регионов характерно сильное смешение венгерского и словацкого населения, что ставит перед ними общие задачи.

В первую очередь участники новых объединений намерены добиваться у ЕС получения средств на развитие транспортной инфраструктуры: строительство автодороги «Север - Юг», реконструкцию железнодорожной сети, связывающей две соседние страны, восстановление пограничного моста через Дунай в г. Эстергоме.

Таким образом, за семь лет, прошедших с момента создания первого еврорегиона, почти все венгерские области стали участниками еврорегионального сотрудничества. В целом опыт работы в рамках еврорегионов позволяет венграм рассчитывать, что такие организации смогут стать полезной формой организации межрегиональных связей в интересах участвующих сторон, улучшить использование внутренних резервов, помочь хозяйственному развитию.

В 2000 г. Венгрия заняла место председательствующего в Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ). В этой связи одним из основных мероприятий этого периода венгры предполагают сделать проведение конференций еврорегионов, приурочив ее к встрече глав правительств стран - участниц ЦЕИ в Будапеште в ноябре 2000 г. При этом планируется, чтобы на ней бы-ли представлены и страны, не входящие в организацию, но имеющие в своем составе области, являющиеся составной частью ерврорегионов, захватывающих и территории государств - участников ЦЕИ, ЕС, СНГ.

Словакия. С приходом к власти в конце 90-х годов политических сил, ориентирующихся преимущественно на сотрудничество с европейскими и региональными интеграционными структурами, заметно возросло внимание со стороны правительства к проблемам приграничного сотрудничества с соседними государствами.

В октябре 1999 г. Национальным советом Словацкой Республики (СР) были ратифицированы Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г. (подписана СР 7.09.99 г.), а также Европейская хартия местного самоуправления (подписана СР 23.02.99 г.). В ближайшей перспективе эта страна намерена присоединиться и к Дополнительному Протоколу 3 1 (1995 г.) о межрегиональном сотрудничестве.

В течение 1999 г. правительством Словакии были предприняты шаги по созданию договорно-правовой базы приграничного сотрудничества с Австрией.

Спустя 6 лет после официального оформления «Еврорегиона Карпаты» Словакия заявила о готовности стать его полноправным членом.

С правительством Чехии достигнута договоренность о начале создания в 2000 г. нового еврорегиона в рамках приграничных районов Чехии и Словакии.

В ноябре 1999 г. словацкое правительство приняло решение об институциализации деятельности государства в сфере развития еврорегионов и выделении на эти цели финансовой поддержки в размере 1 млн. 660 тыс. словацких крон. Эти средства предполагалось распределить между краевыми администрациями Прешова («Еврорегион Карпаты»), Нитры (еврорегион «Дунай-Ваг-Ипель») и Жилины (еврорегион «Бескиды»), в которых запланировано создать соответствующие организационные структуры с функциями координационных центров по реализации словацкой стороной различных совместных проектов. Данный шаг можно рассматривать как фактическое завершение формирования совместных еврорегиональных структур со словацким участием и окончательного перевода такого направления сотрудничества из области общественных и местных инициатив на уровень межгосударственной политики.

По оценкам словацких правительственных экспертов, трансграничное сотрудничество, помимо вклада на пути вхождения страны в общеевропейское экономическое, культурное и цивилизационное пространство, представляет собой значительный резерв для увеличения в течение нескольких лет почти вдвое товарооборота с соседними государствами, хозяйственные связи с которыми после распада СЭВ и раздела чехословацкой федерации были существенно ослаблены.

Серьезный положительный опыт трансграничного сотрудничества в последние годы накоплен в отношениях СР с Поль-шей (в том числе в рамках еврорегиона «Татры») и Украиной («Карпаты»).

Так, новым импульсом в польско-словацком сотрудничестве стало 4-е, июньское 1999 г., заседание совместной межправительственной комиссии по приграничному сотрудничеству, на котором были намечены меры по решению конкретных проблем по обеим сторонам границы. Работа созданной в 1994 г. комиссии ведется по нескольким направлениям:

  • координация развития приграничных регионов;

  • пограничные переходы и транспорт;

  • экономическое сотрудничество;

  • защита окружающей среды и лесное хозяйство;

  • культура, образование и молодежный обмен;

  • сотрудничество между органами местного самоуправления;

  • сельское хозяйство и производство продуктов питания;

  • территориальное планирование и строительство;

  • занятость и социальная политика;

  • сотрудничество по предотвращению и ликвидации последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий;

  • охрана здоровья и скорая медицинская помощь.

При этом наиболее сложными обеими сторонами признаются проблемы пропускной способности пограничных переходов и транспортной инфраструктуры. Существующих на сегодняшний день возможностей пересечения границы через 13 обычных и 22 туристических пункта перехода явно недостаточно, учитывая ощутимый ежегодный рост общего словацко-польского товарооборота (с 1993 по 1999 г. он возрос практически втрое - с 282 млн. долл. до 908 млн. долл. США, не включая приграничную торговлю). Поэтому прорабатывается вопрос об открытии на ряде переходов доступа без ограничений для международных потоков легкового автотранспорта и грузового автотранспорта (до 7,5 т), а также о создании нового туристического перехода Руске-Седло-Ростоки Горне.

Тесно связанными между собой являются проблемы упрощения перехода границ и нелегальной миграции. В то же время примечательно, что выдвинутое словаками в декабре 1998 г. предложение о введении порядка перехода по национальным общегражданским паспортам (по примеру чешско-словацкой границы) польской стороной принято не было.

Приграничное сотрудничество Словакии с Украиной до недавнего времени осуществлялось в основном в рамках межправительственной комиссии по делам нацменьшинств. 16 ноября 1999 г. правительство СР приняло решение об официальном вступлении в число участников «Еврорегиона Карпаты». До этого словацкое участие в нем определялось лишь деятельностью отдельных органов местного самоуправления Прешовского и Кошицкого краев. Вступление СР в кооперационное региональное пространство с многомиллионным населением на территории около 140 тыс. кв. км открыло для словаков доступ к участию в крупных проектах трансграничного сотрудничества, в том числе и с украинской стороной.

В последнее время заметно активизировались трансграничные связи Словакии с Австрией, хотя их развитию и продолжают препятствовать различные факторы в основном субъективного характера. Официальная заинтересованность в интенсификации приграничного и регионального сотрудничества была отчетливо продемонстрирована в ходе визита в Братиславу в феврале 1999 г. федерального канцлера и министра иностранных дел Австрийской Республики. Примечательно, что в состав делегации был включен и Эрвин Прел - председатель земельного правительства Нижней Австрии, которая является непосредственным партнером в региональном сотрудничестве с Трнавским и Братиславским краями. В марте 1999 г. были созданы подгруппы по следующим направлениям:

  • транспортная инфраструктура,

  • энергетическая политика,

  • трансграничные региональные проекты,

  • экономические связи и сотрудничество торговых палат.

Аналогичный подход был избран и при формировании основ сотрудничества между Веной и Братиславой. Договор о сотрудничестве между столицами был подписан 3 мая 1999 г. в Братиславе.

Вместе с тем, несмотря на фактическое создание нормативно-договорной базы, запуск конкретных механизмов взаимодействия сдерживается рядом объективных причин.

Был разработан ряд мер по устранению существующих препятствий:

Первая категория мер направлена на ускоренное создание партнерских бирж, развертывание консультационной деятельности, регистрацию субъектов предпринимательства, повышение профессионально-образовательной базы, что могло бы осуществляться на уровне создаваемых национальных центров.

Вторая категория мер направлена на сокращение существующих как физических (недостаточное количество пограничных переходов), так и правовых барьеров посредством реализации законодательных инициатив.

Третья группа мер призвана способствовать в социально-культурной области размыванию «препятствий в сознании людей», в основном австрийских граждан, чья мотивация к сотрудничеству колеблется между «опасением и незаинтересованностью». Преодолеть сдержанность австрийских предпринимателей, по мнению экспертов, возможно в том числе и путем привлечения к двустороннему сотрудничеству других западноевропейских фирм, которые могли бы предоставить как чеш-ским, так и словацким партнерам не только необходимый капитал, но и соответствующие ноу-хау.

Таким образом, можно констатировать, что на пу-ти вхождения в евроатлантические структуры правительство Словакии в последнее время придало импульс развитию всего комплекса трансграничных связей, являющихся одним из важнейших компонентов интеграционного процесса на пространстве Цен-тральной Европы.

Польша. Изменения, прошедшие в 90-х годах XX в. в общественно-экономической системе страны существенно изменили роль ее региональных структур, их характер, их внутренние и внешние связи. В 90-е годы государство стало уделять приграничным районам повышенное внимание. Не в последнюю очередь это объяснялось новым этапом интеграции в Европе и стремлением Польши включиться в этот процесс. Всестороннее развитие приграничных районов рассматривается в Польше как шаг в сторону интеграции с Западной Европой, прежде всего, с Европейским Союзом.

В качестве одной из основных форм приграничного сотрудничества были выбраны еврорегионы. 19 января 1993 г. Польша присоединилась к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г. Тем самым Польша, создавая еврорегионы, вступила на путь, который Западная Европа уже успешно апробировала. При этом необходимо учитывать, что еврорегионы в ЦВЕ нередко объединяют территории, которые подчас существенно отличаются по уровню социально-экономического развития, по правовым системам, менталитету населения и т.д. На это налагаются противоречия между различными национальными группами населения, проживающими в приграничных районах. В значительной мере по этой причине ни один из созданных в последние годы в Польше еврорегионов, за исключением еврорегиона «Нейссе», по признанию польских властей, не может похвастаться сколь-либо значительными успехами в своей хозяйственной деятельности.

Организационно-правовая форма еврорегионов в Польше регулируется Законом об объединениях (ассоциациях). В соответствии с этим законом еврорегионы - это официальные союзы самоуправленческих структур по обе стороны границы. После создания подобного союза институционально-правовые формы подлежат в обязательном порядке приведению в соответствие с национальным законодательством. Уставные документы создаваемых при участии Польши еврорегионов разрабатываются на основе типового проекта предлагаемого Европейским Союзом. Но это относится только к еврорегионам на западной и южной границах Польши, то есть с Германией и Чехией. Уставные же документы еврорегионов на восточной границе («Карпаты», «Буг», «Татры») значительно отличаются от типового проекта. Существенную роль в становлении еврорегионов продолжают играть в Республике Польша (РП) центральные ведомства. В первую очередь, это Департамент пограничного сотрудничества в Управлении делами Совета министров, созданный в 1993 г., где действуют три подразделения: приграничный отдел, отдел благоустройства государственной границы и группа наблюдения за программой ЕС PHARE -СВС. Другим ведомством является созданный в 1995 г. отдел приграничного сотрудничества в Департаменте европейских институтов МИД РП.

Финансирование деятельности еврорегионов осуществляют, в первую очередь, сами заинтересованные органы самоуправления из своих бюджетов. Это объясняется тем, что правительство РП официально заявило, что еврорегионы могут рассчитывать только на нематериальную поддержку с его стороны.

Поскольку единственной страной, входящей в ЕС и в то же время участвующей в еврорегионах на польской границе является Германия, противники еврорегионов в Польше утверждают, что европейские деньги обогащают только немцев, которые благодаря еврорегионам получают средства из ЕС на инвестиции по свою сторону границы. Вообще отношение в Польше к еврорегионам неоднозначное. Официально власти поддерживают создание еврорегионов, видя в этом один из путей поднятия экономического и культурного уровня приграничных районов и развития добрососедских отношений с другими странами. В то же время у части польского общества существуют опасения, выражаемые крайними националистическими партиями и группировками, что еврорегионы превратятся в наднациональные и надгосударственные институты, в результате чего национальные границы будут размыты, а будущая Европа превратится в региональную мозаику. В Польше, где общественное мнение в силу исторических причин очень чувствительно в вопросах национальных границ, любые действия, которые могут быть истолкованы как нарушающие единство и целостность государства, вызывают острую реакцию и нередко данный фактор является определяющим в действиях цен-тральных властей этого государства.

На границе с Чехией до недавнего времени еврорегионов практически не было. При этом, однако, иногда ошибочно называют еврорегионом объединение «Силезия-Моравия», что не соответствует в силу правовых причин действительности, так как этот союз по обе стороны границы не имеет правового статуса еврорегиона. В 1997 г. министры иностранных дел Польши и Чехии пришли к соглашению, что в перспективе вся польско-чешская граница будет покрыта еврорегионами. При этом еврорегионы предполагается расположить не вдоль границы, поскольку та проходит по территориям, резко отличающимся друг от друга географическими, социально-экономическими, демографическими и прочими показателями, а будут формироваться в форме сегментов, направленных перпендикулярно границе так, чтобы все эти показатели внутри сегмента и в его продолжении по другую сторону границы были приблизительно одинаковы.

Именно по такому принципу построены еврорегионы «Гласенсис» (латинское название польского города Клодзко), созданный 5 декабря 1996 г., и еврорегион «Прадед», созданный 2 июля 1997 г. Помимо этих двух формируется еще два еврорегиона: «Тешинская Силезия», который включает польскую и чешскую части Силезии, и еврорегион «Рацибуж» (Катовицкое воеводство - РП. Опава - Чехия). Последний охватывает территорию компактного проживания немецкого меньшинства по обе стороны границы. В более далекой пер-спективе предполагается создать еврорегион «Большая (или Великая) Силезия», который бы включал в себя все три части Силезии - польскую, чешскую и германскую. На границах со Словакией и Украиной функционируют еврорегионы «Татры», «Карпаты», «Буг».

Намного успешнее и динамичнее проходят интеграционные процессы на региональном уровне на западном пограничье Польши с Федеративной Республикой Германией. Формирование структуры приграничного сотрудничества началось еще в период существования ГДР и ПНР. Но преобладали преимущественно единичные контакты между приграничными администрациями районного уровня. Имели также место попытки отдельных предприятий привлечь партнеров из-за границы. Инициаторы развития польско-немецких регионов ставили перед собой цели:

  • углубление добрососедских отношений,

  • продвижение идеи общего европейского дома,

  • подъем экономики,

  • сотрудничество о области охраны окружающей среды и т.п.

Основные принципы:

  • добровольность участия в еврорегионе (что обеспечивается возможностью выхода из его состава);

  • равные права партнеров, консенсус в принятии окончательных решений;

  • паритетное представительство и участие в финансировании и т.п.

В 1992-1995 гг. были образованы следующие польско-немецкие трансграничные сообщества:

Еврорегион «Нейсе-Ниса-Ныса». Создан в 1992 г. с учас-тием приграничных территорий Германии, Чехии и Польши. Общая площадь - 11 494 кв. км, население - около 1,44 млн. чел. С немецкой стороны (федеральная земля Саксония) участвует ассоциация 10 приграничных районов, с чешской - 3, а с польской - 40 гмин (районов).

Координационное бюро в составе 30 (по 10 каждого участника) членов и президиума из 3-х человек находится в г. Циттау (ФРГ). Еврорегион достаточно хорошо развит в промышленном отношении. В то же время вопреки первоначальным прогнозам сельское хозяйство играет относительно незначительную роль. Перспективным, однако, представляется развитие туризма, базой для которого является остаточно развитая инфраструктура с польской стороны. Несомненна значимость этого сообщества в свете его стратегического, особенно в транспортном значении, расположения на пути из Южной Европы в Скандинавию.

28 сентября 1993 г. было заключено Соглашение о создании еврорегиона Шпрее-Нейсе-Бубр. С немецкой стороны он включает в себя 3 муниципальных сообщества и 2 города: Коттбус и Айзенхюттенштадт федеральной земли Бранденбург. С польской стороны - 18 гмин и городов воеводства Зеленая Гура. Общая территория - 7,5 тыс. кв. км (2/3 с польской стороны). Координационное бюро расположено в г. Губин (РП). Основными индустриальными и коммерческими центрами региона являются г. Коттбус (ФРГ) и Зеленая Гура (РП).

Сельское хозяйство развито слабо, хотя значительную часть территории еврорегиона занимают леса. С немецкой стороны наиболее крупными промышленными предприятиями являются открытые шахты по добыче бурого угля и, как следствие, ряд ТЭЦ. В польской части доминирует текстильная и деревообрабатывающая промышленность. Регион славится своими превосходными условиями для развития туризма. Существующая инфраструктура, однако, недостаточно развита и требует инвестиций.

Еврорегион «Про Европа Виадрина» был основан в декабре 1993 г. ассоциацией немецких городов - Франкфурт-на-Одере, Айзенхюттенштадт и 4-мя муниципальными сообществами, а с польской - гминами, объединенными в сообщество «Любусская земля», административно относящимися к воеводствам Зеленая Гура и Гожув. Территория еврорегиона составляет около 10 тыс. кв. км с населением 0,8 млн. чел.

Промышленность представлена деревообрабатывающей, бумажной, типографской, электротехнической, текстильной, кожевенной и химической отраслями. Важную роль с обеих сторон границы играет сельское хозяйство, причем, как промышленные предприятия, так и сельское хозяйство на момент создания находились в процессе модернизации и приватизации, что способствовало относительно высокой безработице. Целью еврорегиона как раз и стала координация усилий по решению этих проблем имеющимися силами. Существенным подспорьем в реализации проектов является то, что он расположен вдоль основного транспортного пути Восток - Запад.

В декабре 1995 г. было подписано соглашение об образовании еврорегиона «Померания» в составе 9 районов и городов земли Мекленбург-Предпомерания, 3 районов и 1 города земли Бранденбург (ФРГ), а также Целевого союза польских гмин и городов (всего 54) Западного Поморья и г. Щецин. Территория еврорегиона в целом составляет 17 тыс. кв. км с населением около 1,5 млн. чел. В 1998 г. было подписано соглашение о присоединении к еврорегиону шведского союза коммун Скании (Южная Швеция, 33 коммуны, территория 11 тыс. кв. км, население около 1 млн. чел.).

На состоявшейся в Грайфсвальде в мае 1996 г. конференции по экономическим проблемам «Померании» отмечалось, что его деятельность оправдывает себя для дальнейшего развития этих территорий. Хотя в материалах Комиссии ЕС, подготовленных к конференции, указывалось на то, что в приграничных с Польшей регионах бывшей ГДР самые низкие показатели роста национального дохода на душу населения (почти в 2,5 раза ниже, чем в «западных» землях ФРГ) и продолжается отток населения, Комиссия приняла решение по экономической поддержке приграничных районов этих территорий (63 млн. евро). В соответствии с этим сегодня разрабатываются проекты по привлечению капиталов из Северной Европы (Швеция, Дания). За счет выделенных средств в польском Щецине осуществляется строительство станции обслуживания пассажирских поездов для международных сообщений. Реконструируются два приграничных аэропорта (Голенев и Хойне), а также ведется строительство польско-немецкой паромной переправы. С помощью средств ЕС модернизируется речное судоходство по р. Одер и восстанавливается сеть водных коммуникаций, связывающих в предшествующий период г. Щецин с г. Берлином. Развивается и торговое сотрудничество.

Однако трудности, с которыми все же столкнулись создатели еврорегионов, оказались существеннее, чем ожидалось. Имевшаяся правовая база практически полностью не совпадала, различными оказались и системы управления властными структурами: у польских партнеров основные решения принимались на центральном уровне в Варшаве, что находилось в разительной асимметрии с возможностями приграничных коммун с немецкой стороны на сравнимых административных уровнях, снижало эффективность действий по развитию сотрудничест-ва, его переходу на более высокий уровень. Сложной являлась экономическая ситуация по обе стороны границы. Промышленность, сельское хозяйство приграничных районов, как в немецких восточных территориях, так и на польской стороне в начале 90-х годов пережили резкий переход к рыночной экономике, с вытекающими отсюда негативными социальными последствиями, в том числе в виде сокращения рабочих мест.

В то же время определенной особенностью реализации совместных проектов является стремление германских партнеров к такому распределению долевого участия, чтобы Польше достались наиболее трудоемкие задачи или экологически проблематичные части проектов. Себе же немцы пытаются оставить внедрение наукоемких технологий, вопросы управления. Но сформировавшиеся на польско-немецкой границе еврорегионы продолжают существовать, развиваться и, правда, медленно решать свои проблемы. Опыт «внутриевропейских» еврорегионов оказался, как показало время, в принципе, достаточно универсальным.

Несомненен и определенный экономический эффект.

Так, деятельность еврорегиона «Нейсе-Ниса-Ныса», по поль-ским оценкам, позволила реализовать лишь в 1994-1996 гг. 32 проекта на общую сумму около 900 млн. долл. Имеются позитивные результаты в плане борьбы с безработицей. Таким образом для Польши развитие приграничного сотрудничества вписывается в концепцию «движения в Европу», тем более, что это закладывает практический фундамент взаимодействия с различными структурами ЕС еще до формального присоединения к Союзу.

Реальную помощь интеграционным процессам, протекающим в ЦВЕ, оказывает и ЕС, используя для этого механизмы программы Интеррег1 и, в частности, ее подпрограммы «Субрегион Центральная и Юго-Восточная Европа, бассейны Адриатического моря и р. Дунай» (ЦЮВЕ). Совместная операционная программа по данному субрегиону разработана государствами - членами ЕС: Австрией, Германией, Грецией и Италией и распространяется на транснациональное взаимодействие административно-территориальных единиц вышеупомянутых 4 стран ЕС, 8 государств, заключивших с Евросоюзом соглашения об ассоциации - Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Чехии, 2 стран СНГ - Молдавии и Украины, а также 4 государств, возникших после распада СФРЮ - Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии и СРЮ.

Пространственно субрегион «ЦЮВЕ» подразделяется на 3 разнохарактерных, обладающих ярко выраженной собственной спецификой политико-географической зоны:

  • центрально-европейская зона включает в себя приграничные регионы Восточной Германии, Австрии и Северной Италии, страны «Вышеградской четверки» (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) и Словению;

  • придунайская и юго-восточно-европейская - простирается вдоль р. Дунай, захватывая Венгерскую низменность и Валахию;

  • адриатическая зона территориально охватывает бассейны Адриатического и Ионического морей, включая острова и прибрежные территории. В том числе Аппенины, Альпы, Балканский полуостров и правые притоки Дуная - р. Морава, Сава, Драва.

Деление субрегиона на подобные географические составляющие обусловлено как постановочными в рамках СОП2 задачами по интенсификации и развитию всей системы наднационального межрегионального сотрудничества, включая сферу приграничных связей, так и целями достижения максимального экономического эффекта от реализации таких масштабных проектов, как, например, создание трансевропейских транспортных коридоров или сети городов. По мнению правительств стран, входящих в субрегион, эта часть континента, лежащая на внешних рубежах Европейского Союза, имеет в определенной степени определяющее значение для перспективы развития всей Европы. Это базируется на том, что здесь сохраняются значительные различия в политико-экономическом развитии отдельных регионов, значительная часть расположенных здесь государств подписала с ЕС соглашение об ассоциации и находится в фазе подготовки к вступлению в Евросоюз, преобладающее большинство стран находится в тяжело протекающем процессе демократического реформирования прежде однопартийных централизованных политических систем, адаптации их к требованиям рыночной экономики, процессе, сопровождающемся внутренней нестабильностью и напряженностью, принятием непопулярных и болезненных мер «шоковой терапии», а также углублением внешних дефиниций в социально-экономическом и политическом уровне их развития.

Развитие сотрудничества в этом субрегионе особо перспективно и для некоторых регионов государств ЕС, так как целый ряд из них относится к так называемой категории I (по классификации Евросоюза), то есть к регионам, находящимся в стадии социально-экономического реформирования. Широкомасштабное наднациональное взаимодействие и интеграция в решении актуальных хозяйственных задач способст-вует ускоренному протеканию в них процесса преобразований, однако, многие из этих регионов испытывают в настоящее время давление с двух сторон: с одной стороны, они должны утверждаться в качест-ве полноценных партнеров для своих более развитых и традиционно ориентированных на структуры ЕС западных соседей (в Германии - «новые» и «старые» земли), с другой - с момента начала преобразовательных процессов в странах ЦВЕ они испытывают все нарастающее давление миграционных потоков с Востока, а также снижения конкурентоспособности на товарных рынках, вызванной там демпинговыми ценами на продукцию за счет дешевизны рабочей силы и низкого уровня оплаты труда.

В этом субрегионе на данный момент отсутствует по объективным причинам четко сформированная концепция его пространственного развития, что объясняется политико-экономическими изменениями, происшедшими в конце XX в. в этой части континента. Находящимися здесь странами принято решение направить свои усилия на разработку единой стратегии, призванной лечь в основу Совместной операционной программы для региона ЦЮВЕ. При этом в качестве постановочных целей определены следующие:

  • начать процесс субрегионального трансграничного взаимодействия, добиваясь повышения социально-экономического уровня и поступательного развития сопредельных территориально-административных единиц расположенных здесь государств;

  • заложить базу формирования в рамках единой общеевропейской стратегии пространственного развития соответствующих концепций, например, в сферах урбанизации, экологически чистых производств, транспорта и информационных систем, сохранения культурного наследия, научных исследований и т.д.

Для достижения заявленных целей определены основные направления наднациональной кооперации. К ним прежде всего относятся:

  1. Выработка рекомендаций по налаживанию процесса взаимодействия в области пространственного планирования.

Для решения этой задачи признано необходимым создать дееспособную базу для субрегионального сотрудничества в этой области между странами - членами Евросоюза и другими государствами, выделив в качестве основного приоритета расширение кооперационных связей граничащих друг с другом регионов для решения проблем, носящих общий характер, таких как, например, миграция, различия в уровне жизни и доходах проживающего там населения и т.п.

Поэтому к основным проектам здесь отнесены проекты, затрагивающие:

    • проблематику оптимизации имеющихся в государствах ЕС баз данных по вопросам планирования;

    • сбор и систематизацию аналогичного информационного материала в странах, не входящих в Евросоюз;

    • анализ современной европейской региональной политики и выработка новых стратегий в этой области в свете расширения ЕС;

    • сопоставимый анализ механизмов планирования на национальном, региональном и местном уровнях;

    • разработку совместимых картографических баз и географических информационных систем с целью контроля за поступающими данными их менеджмента;

    • обеспечение координации и взаимодействия между научно-исследовательскими структурами и органами планирования с целью корректировки общеевропейской стратегии пространственного развития с учетом специфики и потребностей субрегиона.

    • Содействие развитию сотрудничества в области создания сопоставимых полицентрических городских систем и поселковых структур.

      На этом направлении к основным приоритетам отнесены задачи создания и расширения уже существующих кооперационных связей между мегаполисами, небольшими городами, поселками с целью повышения синергии и комплиментарности, а также для эффективизации взаимодействия между ними в области обмена опытом по проблемам урбанизации и регионального развития. Вполне очевидно, что данной проблематике соответствуют и предлагаемые к рассмотрению совместные проекты, ориентированные на оптимизацию всех форм межгосударственного и межрегионального сотрудничества в коммунальной сфере.

      1. Развитие мультимодальности транспортных систем и модернизация транспортной инфраструктуры

      Базовыми здесь признаны задачи:

        • по обустройству и модернизации транспортных коридоров, имеющих международное значение и связывающих между собой крупные населенные пункты, усилению их мультимодальности;

        • перенос центра тяжести грузопассажирских перевозок с автотранспорта на железнодорожный и водный транспорт;

        • улучшение организационной структуры и менеджмента транспортных систем;

        • обеспечение равных возможностей при подключении к трансевропейским сетям.

      Сюда же можно отнести совместные инициативы, направленные на:

        • соединение субрегиональных структур с системой основных европейских транспортных сетей и коридоров;

        • улучшение сопутствующих элементов в сфере транспорта (организационное улучшение логистики и сферы услуг);

        • придание системе транспорта мультимодального характера;

        • широкое использование системы телекоммуникаций и новых информационных технологий для менеджмента и организации транспортных потоков при морских, речных перевозках, а также перевозках по суше;

        • осуществление специализированных проектов по транспортному использованию акваторий Адриаического и Ионического морей, а также р. Дунай гармонично сочетающихся с задачами обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, развития энергетики и туризма;

        • обеспечение и ускорение пограничных и таможенных процедур на погранпереходах и в портах;

        • развитие соответствующего взаимодействия между административными структурами государств субрегиона; придание его городам узловых функций трансевропейских транспортных сетей.

        • Сотрудничество в сфере науки и информации

          Основной акцент здесь делается на развитие координационных связей между юридическими и физическими лицами, занятыми в этой области, причем к перспективным совместным проектам отнесены мероприятия по интенсификации и эффективизации взаимодействия между торгово-промышленными и ремесленными палатами различных стран, а также научно-исследовательскими и культурными учреждениями.

          1. Менеджмент и осуществление совместной деятельности по сохранению единого духовного и культурного наследия

          К главным приоритетам на этом направлении отнесены совместные меры по:

            • охране уникальных памятников, сохранению их природной и культурной самобытности;

            • разработке общих стратегий в области природоохранных мер, а также сохранения окружающей среды, памятников архитектуры и культурных ландшафтов.

          На достижение данных целей ориентированы проекты, предусматривающие:

            • внесение дополнений в имеющиеся картографические и информационные базы банных, их оптимизацию (например, вопросы идентификации и оценки биосферы, экологически неблагополучных районов, зон возможных затоплений и паводков и т.д.);

            • сотрудничество по созданию постоянно действующей системы обмена оперативной информацией, данными и менеджмента зон риска, к которым отнесены районы повышенной влажности, лесные массивы, бассейны рек (р. Дунай и др.) и морей (Адриатического и Эгейского);

            • сравнительный анализ и приведение к единому стандарту системы учета природных и культурных ландшафтов в странах-участниках;

            • обмен опытом в сфере снижения риска и ликвидации последствий стихийных бедствий;

            • проведение картографических работ; совместные меры по развитию качественного туризма (маркетинг, транснациональные туристические маршруты, реклама).

            • Меры по поддержке и реализации СОП (техническое содействие)

              Основная направленность - улучшение взаимодействия сторон-участников по разработке и осуществлению в различных областях кооперации консолидированных и актуальных стратегий, причем к реализуемым проектам для получения финансовой поддержки со стороны Интеррег предъявляются стандартные требования, как и в случае с СОПБ.

              Штаб-квартира субрегионального бюро «ЦЮВЕ» расположена в г. Дрезден (Германия). Для осуществления в этом районе континента совместных мероприятий странам ЕС предусмотрено выделение финансовых средств по линии программы Интеррег в объеме 20,91 млн. евро, причем Германии предоставляется 4,39 млн. евро, Греции - 2,69 млн. евро, Италии - 7,42 млн, евро и Австрии - 6,41 млн. евро.

              Развитие децентрализованного трансграничного взаимодействия в ЦВЕ при сохранении специфики, самобытности и индивидуальности каждой из сторон в немалой степени позволяет успешно решать сообща локальные проблемы, максимально используя национальный потенциал и постепенно сглаживая рецидивы периферийности в социально-экономическом развитии отдельных административно-территориальных единиц во благо их населения и государств в целом, способствуя усилиям ЕС по реализации задачи перехода от «Европы государств - к Европе регионов».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации