ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 3/2010, стр. 14-19

«ДРАКОН», ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

М. Павлов,

И. Павлов

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ИСТРЕБИТЕЛЯ ТАНКОВ ИТ-1

Истребитель танков ИТ-1 представлял собой боевую гусеничную машину, имевшую мощное ракетное оружие, надежную броневую защиту и высокую маневренность. Он предназначался для поражения танков и других подвижных и неподвижных бронированных целей на дальностях до 3,3 км. ИТ-1 выпускался на базе среднего танка Т-62 и отличался от него главным образом наличием комплекса управляемого ракетного вооружения, установленного в новой низкопрофильной башне.

Схема компоновки машины - классическая. В состав экипажа входили три человека: командир машины, наводчик-оператор и механик-водитель.

Боевое отделение истребителя танков находилось в средней части корпуса и в башне. Его компоновка и оборудование полностью отличались от боевого отделения танка Т-62. Внутри башни по центру устанавливалась система заряжания и пуска (СЗП), состоящая из механизма заряжания (механизированный стеллаж на 12 управляемых ракет) и пусковой установки. На каркасе механизма заряжания слева размещалось сиденье командира, справа - сиденье наводчика-оператора.

В передней части башни, в коробчатом основании, устанавливалась станция наведения, под ней - передатчик радиокоманд (станции наведения) и над передатчиком - стабилизированный вал с редуктором стабилизации. Посредством данного вала осуществлялась стабилизация поля зрения ночного прицела, антенны станции наведения, пулемета ПКТ и осветителя ночного прицела.

Слева от командира находилась радиостанция Р-123. Впереди оператора, справа от стеллажа, устанавливался дневной прицел 1-ОП2. Правее располагались: ночной прицел 1ПН12, блоки устройства выработки команд и шифратора, пульт наводчика-оператора (был составной частью дневного прицела), три диссекторных блока устройства съема координат (блоки крепились на прицелах: два - на дневном и один - на ночном) и высоковольтный выпрямитель. Справа от оператора располагался пульт оператора и над ним - указатель положения башни.

Снаружи в передней части башни, выше передатчика, размещалась антенна станции управления. На машинах первых выпусков в задней части башни монтировался чувствительный датчик поперечной составляющей ветра. На серийных истребителях танков ИТ-1 датчик ветра размещался в передней части пусковой установки. Слева в крыше башни над рабочим местом командира машины находилась вращающаяся командирская башенка с люком с системой командирского целеуказания, четырьмя призменны-ми приборами наблюдения и комбинированным для дневного и ночного наблюдения прибором ТКН-3, над которым устанавливался осветитель ОУ-ЗКГ. Справа в крыше башни размещался люк наводчика-оператора. Перед ним в крыше башни устанавливался один призменный прибор наблюдения. Позади люка имелся лючок для установки трубы ОПВТ. Между люками командира и наводчика-оператора располагался люк выдачи пусковой установки с ракетой. Слева на передней части башни были смонтированы прожектор Л-2Г ночного прицела и фара ФГ-125.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

Башня истребителя танков ИТ-1. Хорошо видны

ночной и дневной прицелы, а также броневая крышка

антенного устройства радиокомандной линии.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

На днище корпуса истребителя танков, по оси вращения башни, устанавливались вращающееся контактное устройство ВКУ-330 и погонное устройство механизированной укладки.

Вооружение истребителя танков состояло из управляемых ракет, располагаемых в механизируемой укладке, с аппаратурой 2К4, дневного и ночного прицелов (1-ОП2 и 1ПН12), стабилизатора 2ЭЗ, пусковой установки и стабилизированного 7,62-мм пулемета, который устанавливался в левой части башни.

Система управления - полуавтоматическая (оператор наводил центральную марку (ЦМ) на цель, система управления автоматически удерживала ракету на ЦМ), командная с передачей команд на ракету по радиоканалу.

Время перевода комплекса из походного положения в положение готовности, определяемое временем раскрутки гироскопов, достигало 1-1,5 мин, из положения готовности в боевое - 6 с, время непрерывной работы - 4 ч.

Для поиска целей и прицеливания, сопровождения цели ЦМ в процессе полета ракеты, а также для стрельбы из спаренного пулемета ПКТиспользовался монокулярный, перископический, со стабилизированным полем зрения в двух плоскостях дневной прицел 1-ОП2, имевший 8-кратное увеличение; угол зрения визуальной ветви прицела составлял 9°.

Для стрельбы ночью применялся инфракрасный, электронно-оптический, монокулярный, перископический прицел 1ПН12 с 7,3-кратным увеличением и полем зрения визуальной ветви 4°, стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Он устанавливался в башне справа от прицела 1-ОП2. В качестве источника инфракрасного света использовался прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. Защитные стекла прицелов имели систему электрического обогрева.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

Система обеспечивала максимальную дальность стрельбы днем - 3,3 км, ночью с места -от 400 до 600 м. Минимальная дальность стрельбы днем составляла 300 м (определялась временем взведения взрывателя). Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из спаренного пулемета составляло 25 м.

Пусковая установка реечного типа, предназначенная для захвата ракеты и подачи ее на линию пуска, монтировалась внутри боевого отделения и выдавалась на время пуска ракеты из башни через люк в крыше. Углы наводки пусковой установки по вертикали составляли от -9 до +17°, а спаренного с ней пулемета - от -6 до +17°. Наводка по горизонту осуществлялось поворотом башни. Скорости вертикальной наводки пусковой установки составляли от 0,07 до 0,09 град./с (перебросочная скорость - не менее 3 град./с), по горизонтали - от 0,07 до 3 град./с (перебросочная - 20-25 град./с). Механизм поворота башни имел ручной и электрический приводы раздельного действия. Для определения положения башни использовался сельсиновый, дистанционный указатель положения башни относительно корпуса машины.

Люлька пусковой установки совместно с полем зрения дневного и ночного прицелов, зеркала дальномера, антенны наведения снаряда, пулеметом ПКТ и прожектором ночного прицела Л-2Г стабилизировалась в вертикальной плоскости с помощью стабилизированного вала и системы стабилизации. Следящей системой за положением головного зеркала дневного прицела являлся двухплоскостной стабилизатор 2ЭЗ с электромашинными приводами вертикального и горизонтального наведения. Стабилизированное в двух плоскостях головное зеркало прицела служило задат-чиком для следящих систем стабилизации стабилизированного вала в вертикальной плоскости и башни танка - в горизонтальной плоскости.

Перед пуском ракеты определялась дальность до цели, установка которой в прицеле производилась с помощью маховичка установки дальности. Удерживая ЦМ прицела на цели, наводчик-оператор нажимал кнопку пуска, производя пуск управляемой ракеты. В момент пуска перед входным окном прицела автоматически в течение 1,5 с устанавливалась воздушная завеса. В условиях дождя и зимой работал «дворник».

После схода ракеты пусковая установка автоматически убиралась внутрь башни.

Для уверенного встреливания ракеты в зону захвата станции управления ПУ имела возвышение над линией визирования по вертикали 3°20', а башня - смещение на поправку от действия поперечной составляющей ветра. Первые 0,5 с ракета летела по баллистической траектории неуправляемой.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

После того, как ракета попадала в центр поля зрения прицела (примерно через 1-1,5 с после старта), она приводилась к линии визирования ЦМ с точностью 0,2-0,3 м. Процесс формирования команд осуществлялся в аналоговом счетно-решающем устройстве (СРУ). Выработка команд производилась за счет непрерывного снятия углового положения ракеты от ЦМ с помощью телевизионной системы и последующего пересчета в линейные отклонения. Величины команд определялись как сумма в определенных пропорциях трех текущих значений: самого отклонения, первой и второй производных.

Радиоканал обеспечивал управление на любой комбинации из семи частот и двух кодов (всего 14 вариантов частотно-кодовых комбинаций), что позволяло вести одновременную стрельбу из нескольких истребителей танков по близлежащим (движущимся) целям на всех дистанциях как с места, так и сходу в дневных условиях, ночью - с места. В качестве запасного варианта управления ракетой при стрельбе днем было предусмотрено ручное управление при визуальном наблюдении оператором цели и ракеты.

Съем координат снаряда обеспечивался последовательно каналами «А» и «Б» в дневных условиях и каналом «В» - в ночных условиях.

Канал начального захвата и сопровождения «А» обеспечивал захват, сопровождение снаряда на ближней дистанции (до 500 м) и передачу его каналу «Б». Угол поля зрения этого канала составлял 9°30', что достигалось применением в оптической системе прицела 1-ОП2 короткофокусного объектива.

Канал сопровождения «Б» обеспечивал перехват снаряда и удержание его на ЦМ прицела на дальней дистанции (от 300 м и дальше) за счет увеличения масштаба изображения длиннофокусным объективом этого канала прицела. Угол поля зрения канала составлял Г.

Канал «В» обеспечивал захват и сопровождение снаряда на всей дистанции (угол поля зрения - 6°52'). В каждом канале использовалось по одному диссекторному блоку. На три канала устройства съема координат имелись два блока формирования управляющих напряжений. Один из блоков работал на двух каналах: либо в «А» (днем), либо в «В» (ночью). Другой блок работал только в «Б».

Электрические центры каналов были конструктивно съюстированы с оптической осью прицела (центром перекрестия). Перед стрельбой наводчик был обязан произвести установку нулей в каждом канале по встроенному в прицелы имитатору трассера.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИИзлучение сверхвысокочастотных сигналов команд управления ракетой в направлении ее полета производилось с помощью плоской стабилизированной в вертикальной плоскости антенны с фазированной решеткой. Она устанавливалась на лобовом скате башни танка, и направление ее излучения было стабилизировано в двух плоскостях: в горизонтальной плоскости - вместе с башней, в вертикальной - специальным устройством от стабвала. Антенна была выполнена в виде направляющей системы, состоящей из стальной плиты с излучателями и нижней подвижной пластины. Фазовая скорость высокочастотных колебаний в направляющей системе менялась за счет изменения расстояния между пластинами (оно было близко к длине волны излучения). Стальная плита толщиной 20 мм имела излучающие отверстия диаметром 7 мм, внутри которых были впаяны скрутки для изменения поляризации излучения с диэлектрическим наполнителем, позволяющим осуществить через отверстия излучение с длиной волны 2 см.

Подвижная пластина имела механизм для ее параллельного перемещения относительно замедляющей пластины с помощью привода от стабилизированного вала. За счет изменения зазора между этими двумя пластинами направление высокочастотных колебаний отклонялось на определенный угол относительно излучающей поверхности антенны синхронно с линией прицеливания, тем самым обеспечивая направленное излучение по линии прицеливания. С одной стороны к стальной плите крепилась согласованная нагрузка для поглощения СВЧ-энергии, с другой - параболический отражатель. Вся электромеханическая часть блока была закрыта кожухом.

Система наведения ракеты обеспечивала два режима стрельбы: без превышения, когда ракета двигалась по линии прицеливания, и с превышением, когда она летела выше линии прицеливания на 1,5 м и перед целью автоматически выводилась на нее. Стрельба с превышением велась в том случае, если в направлении цели имелись выступающие местные предметы.

Эффективность поражения цели - с первого-второго выстрела. Стоит отметить, что это была первая в мире полуавтоматическая система наведения противотанковых ракет, реализованная в серийном комплексе и обеспечивающая к тому же стрельбу сходу.

Через 25,5 с после схода ракеты система управления возвращалась в исходное положение, и можно было производить заряжание и пуск очередной ЗМ7. В случае поражения цели ранее этого времени был предусмотрен режим ускоренной подготовки аппаратуры управления к наведению следующей ракеты в процессе выдачи очередной ПТУР в боевое положение.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

Механизированный стеллаж состоял из четырех рядов по три ракеты (крайние правые ракеты располагались под установкой) и имел механизм вертикальной подачи ракет и механизм боковой подачи ПТУР верхнего ряда на линию заряжания.

Автоматика системы заряжания пусковой установки обеспечивала подготовку ракеты к первому выстрелу через 6-7 с после нажатия кнопки выдачи. При нажатии на кнопку заряжания правая верхняя ракета поднималась к пусковой установке и стыковалась с ней. После получения оператором целеуказания от командира, по команде «заряжание» автоматически открывалась крышка люка и производилась выдача установки с ракетой на линию огня. Одновременно механизм боковой подачи подавал очередную ракету на линию заряжания, если в верхнем ряду были ракеты, в противном случае срабатывал механизм вертикальной подачи, поднимая платформу с ракетами на один шаг. Автоматизация заряжания обеспечивала техническую скорострельность до 5 выстр./мин. и прицельную скорострельность при стрельбе на дальность 3300 м -2,5 выстр./мин. На первых опытных образцах истребителя танков «Объект 150» устанавливалась пусковая рейка-контейнер массой 15 кг. В боекомплект ИТ-1 входили 15 управляемых ракет ЗМ7 ПТРК «Дракон» (калибр 180 мм, длина 1250 мм, масса 50 кг, максимальная скорость полета 200 м/с). При загрузке боекомплекта ракеты подавались на ИТ-1 в контейнерах, в которых они находились со сложенным оперением и специальными опорами. После выемки из контейнеров с этими же опорами ПТУР загружались в механизированный стеллаж (12 ракет) и укладывались у перегородки МТО (три ракеты). В транспортном положении ракета со сложенными стабилизаторами вписывалась в квадрат 230x230 мм. Кроме того, в боевом отделении укладывались 2000 патронов к пулемету ПКТ, 7,62-мм автомат АК с боекомплектом (300 патронов), 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

Ракета ЗМ7 была выполнена по аэродинамической схеме, средней между схемами «утка» и «поворотное крыло». Она включала: боевую часть кумулятивного действия с головодонным пьезоэлектрическим взрывателем мгновенного действия, взводившимся по перегрузкам стартового участка; аппаратурный отсек, в котором располагались станция ВС-А приема команд управления, блок автопилота, блок питания, воздушно-арматурный блок и рули; двухкамерный двигатель (стартовый и маршевый); шпангоут стабилизаторов и блок трассеров.

После старта ракеты (через 1-1,5 с) донный предохранительно-детонирующий механизм был готов к работе для подрыва боевой части. Если при промахе и падении ракеты на грунт боевая часть не срабатывала, то она подрывалась через 35-45 с после старта от самоликвидатора. Кроме того, боевая часть имела антиклевковое устройство, предохранявшее ее от подрыва при падении ракеты в непосредственной близости от танка. Кумулятивная боевая часть ракеты пробивала 250-мм броневой лист, установленный под углом 30° от вертикали.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИ

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИСтанция ВС-А предназначалась для приема высокочастотных сигналов команд управления и преобразования их в управляющие напряжения низкой частоты для управления блоком автопилота по курсу и высоте. Блок автопилота состоял из гироскопического блока и двух рулевых машинок. Поскольку в полете ракета вращалась с частотой 2 об./с, то гироскопический блок раскладывал курсовые и высотные команды по рулевым машинкам в соответствии с углом поворота ПТУР.

Воздушно-арматурный блок обеспечивал питание рулевых машинок сжатым воздухом, разарретирование и раскрутку гироскопического блока.

Блок питания использовался для питания электроэнергией станции ВС-А и блока автопилота и состоял из трех батарей типа Т-170М с полупроводниковым стабилизатором напряжений постоянного тока. Он выдавал напряжения +6,3 В, +10 В, -10 В, -17 В, +90 В.

ДРАКОН, ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ТАНКИЗаряд маршевого двигателя ракеты ЗМ7 представлял собой цилиндрическую бесканальную шашку, изготовленную из пороха РНДСИ-5к. С помощью стартового двигателя ракета за 0,4-0,9 с приобретала скорость около 217 м/с. Маршевый двигатель поддерживал эту скорость постоянной на траектории в течение 12-15 с.

Кольцевой блок трассеров размещался вокруг сопла и обеспечивал надежную работу обратной световой линии связи с истребителем танков в сложных метеоусловиях. Он состоял из пяти сегментных дневных и двух сумеречных трассеров. В дневных условиях использовались все трассеры, в сумеречных - только сумеречные. Переключение осуществлялось в танке оператором изменением полярности поджига.

Броневая защита истребителя танков ИТ-1 - противоснарядная. Корпус машины сваривался из броневых катаных листов толщиной 20, 30, 40, 80 и 100 мм и незначительно отличался от корпуса танка Т-62. Низкопрофильная башня, установленная на шариковой опоре, представляла собой фасонную стальную отливку, имевшую стенки переменной толщины. Толщина лобовой брони башни составляла 200 мм.

Для обеспечения действия истребителя танков на зараженной местности и в условиях применения ядерного, химического и бактериологического оружия устанавливалась система ПАЗ. Кроме того, ИТ-1 оснащался автоматической, унифицированной, трехкратного действия системой УА ППО. Для постановки дымовой завесы использовалась термическая дымовая аппаратура (ТДА).

В моторно-трансмиссионном отделении устанавливался дизель В-55А, представлявший собой модификацию дизеля В-55 без установки генератора (генератор Г-10 мощностью 10 кВт монтировался не на двигателе, а на подмоторной раме, рядом с ним и имел привод от входного редуктора трансмиссии). Емкость основных (трех) топливных баков составляла 695 л. Снаружи на правой надгусе-ничной полке располагались три наружных топливных бака общей емкостью 285 л.

Трансмиссия (за исключением входного редуктора) и элементы ходовой части машины были заимствованы у среднего танка Т-62.

Электрооборудование ИТ-1 выполнено по однопроводной схеме, за исключением дежурного освещения и электродвигателя водооткачивающе-го насоса. Напряжение бортовой сети составляло 24-28 В. В качестве средств внешней связи использовалась приемопередающая, (телефонная), радиостанция Р-123, для внутренней связи - ТПУ Р-124.

Для преодоления водных преград по дну ИТ-1 имел оборудование для подводного вождения танков (ОПВТ), с помощью которого мог преодолевать водные преграды по дну глубиной до 5 м и протяженностью до 700 м.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации