РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕМЫСЛИМО БЕЗ ЕГО СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(14)/2006

Полковник И.Н. КАМКОВ

майор А.С. ЯНЬКО

РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕМЫСЛИМО БЕЗ ЕГО СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В последние десятилетия научно-технический прогресс привел к коренным изменениям в самых различных областях деятельности человека, в том числе и в образовании. В профессиональном образовании сегодня условно можно выделить три «эпохи», которые взаимно дополняют друг друга: докомпьютерной, компьютерной и сетевой. Первая связана с традиционной организацией обучения: бумажные учебники, лекции, семинары и т.д. Вторая - компьютерные учебники, различные демонстрационно-обучающие и контролирующие программы. Сетевая «эпоха» только начинается с создания интернет-учебников. Это фактически компьютерный учебник, содержание которого обновляется адекватно последним достижениям в соответствующих профессиональных сферах и тех областях знаний, для которых есть возможность их тиражирования из информационной сети. Его содержание, кроме того, поддерживают различного рода анимационные иллюстрации, отражающие динамику описываемых процессов, а его создание обеспечивается государством.

На основе телекоммуникационных технологий в нашей стране в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной среды на 2002-2006 годы» получает развитие дистанционное образование (ДО).

В перспективе дистанционное образование позволит сблизить процесс обучения для жителей столиц, городов и сел независимо от места нахождения обучаемого и педагога. Оно даст возможность каждому человеку на основе своего индивидуального стиля и подготовленности выработать свою траекторию обучения. Основными достоинствами ее считается:

  1. Возможность обучаться всем желающим и нуждающимся в систематической (эпизодической) подготовке;

  2. Свобода выбора содержания и объема учебной информации и путей его усвоения в зависимости от способностей и интересов обучающегося;

  3. Свобода в выборе времени, ритма и темпа обучения;

  4. Свобода выбора места обучения (дома, в пути и т. д.); и наконец

5. Возможность углубления связи между вузами и местом дислокации обучаемых.

В потенциале дистанционное обучение позволяет реализовать принципы «образование для всех» или «образование без границ», что обеспечивает возможность учиться в удобном для обучаемого месте и в удобное для него время, используя, например, возможности электронной почты, аудио и видеоконференцсвязи и т. д. На основе дистанционных технологий в мире уже сейчас реализуется очное и заочное обучение, повышение квалификации, переподготовка, самообразование и экстернат. Следует учесть, что ДО на основе современных информационных технологий (СИТ) при всей своей доступности и гибкости, имеет и недостатки. Так, здесь затруднена возможность участия обучаемых в очных дискуссиях, например, в ходе проведения семинаров, военных игр и т.д.

Сегодня широкое распространение и признание в мировой практике получили технологии ДО на основе СИТ. Лидирующие позиции в этой области принадлежат компаниям Hilton, Hills в США и MHS Великобритании. В России лидерами внедрения системы ДО являются Московский экономико-статистический университет, Современный гуманитарный университет и ряд других вузов. В интересах образования и науки у нас в стране используются сети Runnet, Rbnet, базирующиеся на цифровых каналах связи, MSUNET - компьютерная сеть МГУ им. М.И. Ломоносова и RSSI-Российская космическая научная сеть.

В августе 2000 г. приказом министра образования РФ в стране создан Совет по дистанционному обучению, целью которого является привлечение научно-педагогической общественности к разработке стратегии развития образовательных технологий. Этого требует и Концепция развития системы военного образования, утвержденная министром обороны РФ 21 июня 2001 года.

Эффективность ДО зависит от двух составляющих: обучающего продукта - информационно-образовательной среды (ядра) и оболочки - технологии доставки ядра до обучаемого. Очевидно, что без качественного обучающего продукта электронное обучение не имеет смысла. В целом разработка компьютеризированных курсов нуждается в государственной поддержке.

Дистанционное образование для обучаемых имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой подготовки специалистов. К их числу можно отнести:

1. Доступность получения образования для сравнительно большего числа желающих учиться, место проживания которых значительно удалено от расположения вуза;

  1. Экономия на транспортных расходах и достаточная гибкость выбора времени сеансов обучения;

  2. Значительное расширение оперативных контактов обучаемых за счет использования электронной почты, аудио и видео конференций.

С 2003 года на территории Российской Федерации функционирует более 500 вузов, отделений и центров, в которых используется дистанционное обучение. В гражданских вузах оно действует уже более 10 лет, следствием чего является создание новой отрасли дидактики высшей школы - электронная дидактика.

Высшая военная школа оказалась сегодня в более сложном положении, чем гражданская. Бесконечные реорганизации органов управления военного образования и сокращение, начиная с 1991 года, их численности привели к определенной потере управления вузами МО РФ. Военно-учебные заведения МО РФ по темпам внедрения дистанционных технологий в практику образовательного процесса значительно отстают от гражданских вузов. Причин тому несколько, но главные из них следующие:

  1. Недостаточная готовность существующей системы военного образования к активному использованию компьютерных средств обучения;

  2. Отсутствие средств защиты информации в телекоммуникационной системе связи между вузами МО РФ;

  3. Дефицит современной компьютерной техники и высокоэффективных отечественных телекоммуникационных сред;

  4. Отсутствие самого главного - специалистов, умеющих создавать электронные учебные материалы, обеспечивающие эффективное взаимодействие обучаемых с информационно-образовательной средой. Педагоги, решающие эти задачи, должны иметь представление о дистанционных технологиях. С этой целью необходимо создать систему подготовки и переподготовки преподавательских кадров, умеющих использовать информационные технологии. Для этого целесообразно сближать знания и опыт разработчиков учебно-методических материалов и специалистов по компьютерной технике. Поэтому уже сегодня следует организовать систему опережающей подготовки преподавательского состава и обслуживающего персонала вузов к решению этих задач. Современные информационные технологии должны изменить преподавателя - ключевую фигуру образовательного процесса, повысить его творческую активность и способность освоить все изменения, присущие процессу информатизации образования. Следует иметь в виду, что в содержании подготовки педагогического состава вузов присутствует две составляющие: специальная (предметная) и педагогическая. Совершенствованию второй в последнее время не уделялось должного внимания. Поэтому не случайно значительная часть преподавателей не имеет необходимой профессионально-педагогической подготовки в области применения новых информационных технологий в обучении.

В настоящее время можно утверждать, что время энтузиастов информатизации процесса образования прошло, наступает время профессиональных коллективов. Процессом образования необходимо квалифицированно руководить.

В военно-учебных заведениях дистанционное обучение уже сегодня может быть использовано в ходе переподготовки и повышения квалификации личного состава ВС РФ, в том числе мобресурса и мобрезерва, а также в заочном обучении и командирской подготовке. Кроме того, в закрытых военных городках оно позволит готовить детей военнослужащих к участию в олимпиадах, поступлению в вузы, а также офицеров к обучению в академиях и адъюнктуре. Предположительно, общая численность этого контингента обучаемых составит несколько миллионов человек.

Управление военным образованием МО РФ, к сожалению, сейчас не уделяет должного внимания внедрению системы дистанционного образования в учебный процесс ввузов. Отметим, что еще 1995-2000 годах Управление военного образования являлось заказчиком НИР по теме: «Совершенствование профессиональной подготовки военных специалистов на основе дистанционного образования России».

Исполнителями НИР были 9 академий, головным исполнителем - академия РВСН имени Петра Великого. По результатам НИР было представлено 20 отчетов, созданы научные коллективы, «островки» по технологиям ДО, обоснована и показана эффективность дистанционных методов обучения для всех ввузов ВС и родов войск. В частности, отмечено, что игнорирование проблем внедрения в процесс подготовки специалистов ДО может привести к снижению качества и эффективности системы военного образования. Кроме того, в рамках комплексной НИР была разработана «Концепция создания единой системы дистанционного образования в Вооруженных Силах Российской Федерации». Согласно приказу министра обороны № 456 2000 года. «О совершенствовании технической (профессиональной) подготовки личного состава ВС РФ» предлагалось создать полигон по отработке информационных технологий ДО для различных видов и родов войск ВС с использованием сетевых вычислительных комплексов и видеотелеконференцсвязи.

В этой связи следует отметить, что в Военной академии РВСН им. Петра Великого сегодня создан необходимый научно-педагогический и технический потенциал обеих составляющих ДО. В настоящее время академия имеет абонентский пункт электронной почты (в сетях командующего РВСН) и абонентские пункты для выхода в глобальную сеть общего пользования (Internet), обеспечивающие работу на 60 АРМ. В академии, кроме того, организована работа по созданию компьютерных средств обучения (электронных учебников, пособий, практикумов и т.п.) и тренажных комплексов, использующих виртуальные модели пультового оборудования, которые имитируют реальную аппаратуру, в том числе и для оперативно-тактических целей. Постоянно формируется необходимая для них база по изучаемым учебным дисциплинам. Создается информационно-поисковая система библиотеки академии, которая будет иметь более миллиона библиографических названий литературы. Проводятся плановые занятия со слушателями и курсантами с использованием локальных вычислительных сетей (ЛВС), в том числе и в рамках послевузовского дополнительного профессионального образования. На некоторых кафедрах созданы программно-методические комплексы, позволяющие проводить все виды занятий по ряду учебных дисциплин с использованием ПЭВМ ЛВС.

Академия проводит подготовку офицерских кадров по образовательным программам высшего военного образования командного и инженерного профиля, а также - высшего военно-специального образования по широкому спектру инженерных специальностей. Кроме того, в академии, на факультете переподготовки и повышения квалификации успешно функционирует кафедра, ведущая переподготовку преподавателей вузов, имеющих высшее военное или высшее военно-специальное образование, для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». На этом же факультете ведется повышение квалификации командного и преподавательского состава ввузов. В академии работает диссертационный совет по педагогическим наукам, который имеет значительный опыт по защите кандидатских диссертаций, а с 2000 года - по защите докторских диссертаций.

Богатый 185-летний опыт и многопрофильность подготовки военных специалистов в Военной академии РВСН им. Петра Великого, несомненно, предполагает и способствует созданию на ее базе опорного научно-методического центра ДО для нужд военного образования.

Создание и развитие в вузах МО РФ системы единого образовательного пространства будет способствовать развитию информационно-образовательной сети для подготовки специалистов ВС. Она станет центром непрерывного образования на основе сетевых технологий и существенно активизирует процесс подготовки и переподготовки специалистов. Использование информационно-образовательной сети явится мощным средством самообразования и основой непрерывного образования и профессиональной переподготовки.

Решение этой задачи в академии потребует создания служб: научно-педагогического, информационного и технического обеспечения, которые будут обеспечивать функционирование системы, решая задачи информационного обмена, анализа и выработки единых требований по обучению (подготовке специалистов, проведению научных исследований и т.д.).

Понятно, что такое серьезное дело, как создание и внедрение новых информационных и педагогических технологий в учебный процесс вузов, нуждается в серьезных научных проработках и дискуссиях экспертов.

На наш взгляд, их решению может способствовать создание на первом этапе в Военной академии РВСН им. Петра Великого «Учебно-методического информационного центра дистанционного обучения» для всех видов и родов войск ВС РФ. Созданный «полигон» для отработки и применения новых информационных технологий в образовании позволит решить ряд проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации военных специалистов дистанционными методами. Данные мероприятия будут содействовать выполнению требований приказа МО РФ 2000 г. №456, которым определено стратегическое направление совершенствования подготовки военных специалистов на основе использования СДО России, и одновременно создадут возможность претворить в жизнь государственную программу «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из ВС РФ».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации