УСПЕВАЮЩИЕ И ОТСТАЮЩИЕ КОМБАТАНТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(14)/2006

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Полковник медицинской службы запаса Н.Г. КОРШЕВЕР

доктор медицинских наук, профессор, действительный член АВН;

подполковник медицинской службы И.А. ШЕВЧУК,

доктор медицинских наук, майор медицинской службы;

С.В. НАКОНЕЧНЫЙ

УСПЕВАЮЩИЕ И ОТСТАЮЩИЕ КОМБАТАНТЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

Несмотря на то, что окончание «холодной войны», расширение партнерства и всестороннего сотрудничества, укрепление доверия в военной области, сокращение ядерных и обычных вооружений способствуют снижению вероятности возникновения крупномасштабных войн, источники военной опасности сохраняются, локальные войны и вооруженные конфликты происходят. Поэтому не вызывает сомнений, что исследование участников боевых действий - комбатантов по-прежнему актуально. Практика показывает, что на войне военнослужащие проявляют себя по-разному. Одни комбатанты успешно справляются с выполнением воинского долга (будем в дальнейшем их называть «успевающие»), другие - нет («отстающие»). Анализ литературы свидетельствует, что целенаправленных исследований таких групп комбатантов не достаточно. В настоящей работе сделана попытка восполнить этот пробел, что и послужило ее целью.

Для реализации цели работы проводился опрос 32 экспертов - лиц командного состава воинских частей, принимавших участие в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Основными критериями отбора в группу экспертов были, во-первых, опыт командования подчиненными в боевых условиях, во-вторых, компетентность. Для установления последней применялся метод самооценки с определением совокупного индекса - коэффициента уровня компетентности, то есть среднего значения характеристик уровня теоретических знаний, практического опыта и способности к прогнозированию. В исследовании приняли участие лица, индекс компетентности которых был «выше среднего» - более 4 баллов.

Экспертам было предложено охарактеризовать две группы своих подчиненных - «успевающих» и «отстающих».

По привычной пятибалльной шкале была оценена мотивация военнослужащих на выполнение воинского долга в зоне боевых действий. При этом мотивация «успевающих» была оценена значимо выше - 3,88 ± 0,11 балла против 3,48 ± 0,14 балла у «отстающих» (р ≤ 0,05).

На рисунке представлена динамика уровня военно-профессиональной подготовленности комбатантов. Видно, что в процессе пребывания в зоне боевых действий имели место значимые различия между «отстающими» и «успевающими». Исключение составил первый этап оценки - момент прибытия, когда, по мнению опытных командиров, трудно объективно провести сравнительный анализ (р ≥ 0,05). Различия, как считали эксперты, четко проявлялись уже через месяц после прибытия в зону вооруженного конфликта и сохранялись на протяжении всего оцениваемого периода - уровень военно-профессиональной подготовленности «отстающих» был статистически достоверно ниже.

Можно отметить, что уровень военно-профессиональной подготовленности комбатантов обеих групп возрастал. Вместе с тем имели место и различия динамики уровня рассматриваемого показателя у «отстающих» и «успевающих». Так, по данным экспертного опроса, статистически достоверное повышение уровня в группе «успевающих» наблюдалось: от начала до конца первого месяца участия в боевых действиях; от конца второго месяца до конца третьего; от конца третьего месяца до конца шестого. В группе же «отстающих» существенные различия отмечались: от момента прибытия до конца второго месяца участия в боевых действиях; от конца второго месяца до конца четвертого.

УСПЕВАЮЩИЕ И ОТСТАЮЩИЕ КОМБАТАНТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

По специально разработанной шкале оценивалось влияние на военнослужащих факторов войны: 3 балла - чрезмерно влияют, 2 балла - существенно влияют, 1 балл - влияют, 0 баллов - не влияют. Установлено, что, во-первых, имел место комплекс факторов войны, которые, как считали эксперты, в той или иной степени отрицательно влияли на боеспособность и работоспособность военнослужащих: вид крови, тяжелых травм, гибель товарищей, психическое напряжение (наиболее значимые), переключение сознания с мирных условий на боевые, стресс-факторы витальной угрозы, физическое напряжение, монотония от избытка времени - длительное ожидание, нарушение нормального режима сна и отдыха, негативное воздействие климато-географических особенностей театра военных действий и микроклиматических факторов среды обитания в военно-технических объектах. Во-вторых, все перечисленные факторы статистически достоверно в большей степени были значимы для «отстающих».

От чего же зависела интенсивность воздействия на военнослужащих факторов войны? Эксперты считали, что у «отстающих» она в большей степени зависела от уровня военно-профессиональной, физической подготовленности, функционального состояния организма, характера взаимоотношений в коллективе, индивидуально-психологических характеристик (памяти, внимания, нервно-психической устойчивости и др.), семейных, личных, служебных переживаний. Кроме того, для комбатантов обеих рассматриваемых групп в одинаковой степени были значимы уровень образования, состояние здоровья, недостаток питания, стиль управленческой деятельности командира, мотивация на выполнение воинского долга.

Проанализированные выше факторы войны, отрицательно влияющие на боеспособность и работоспособность военнослужащих, по всей вероятности, являются и адаптационными, в совокупности представляя так называемый «комплексный адаптационный фактор». По мнению экспертов, военнослужащим, чтобы привыкнуть (адаптироваться) к условиям жизнедеятельности в зоне вооруженного конфликта, было необходимо: «успевающим» - 1,3 ± 0,1 месяца, «отстающим» значимо больше - 3,5 ± 0,1 месяца.

Представлялось интересным дать сравнительную оценку (по привычной пятибалльной шкале) того, как военнослужащие принимали те или иные решения на ведение боевых действий. Эксперты считали, что процесс принятия решения «успевающими» был 4,23 ± 0,10 балла, «отстающими» - 3,48 ± 0,14 балла, то есть имело место статистически достоверное различие.

Экспертам было предложено распределить своих подчиненных по манере планирования (программирования, обдумывания) своих действий в предстоящем бою (табл).

УСПЕВАЮЩИЕ И ОТСТАЮЩИЕ КОМБАТАНТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

Из данных, представленных в таблице, следует, что по манере планирования (программирования, обдумывания) своих действий в предстоящем бою «успевающие» и «отстающие» распределялись по-разному. Так, среди «успевающих» было существенно больше лиц, которые делали это более тщательно.

Представлялось целесообразным оценить состояние военнослужащих перед боем. Подчиненные рассказывали своим командирам-экспертам (и те видели сами) о проявлениях своего психоэмоционального и психосоматического состояний. Оценка осуществлялась по следующей шкале: 3 балла - испытывали чрезмерное ощущение; 2 балла - выраженное ощущение; 1 балл - ощущение имело место; 0 баллов - не проявлялось.

Оказалось, что выраженность страха, растерянности, внутреннего напряжения, тревожного ожидания, суетливости была значимо большей у «отстающих». Тошнота и рвота отмечались только в этой группе. Более того, «отстающие» испытывали выраженное ощущение страха (у «успевающих» оно только присутствовало) и чрезмерное внутреннее напряжение (у «успевающих» - выраженное).

Такие проявления, как двигательное и речевое возбуждение, злость, сосредоточенность на ситуации, стремление быстрее идти в бой, озноб, головная боль, чувство «замирания» сердца, учащенное сердцебиение, обострение зрения и слуха, позывы на мочеиспускание и дефекацию присутствовали у военнослужащих обеих групп в равной степени.

Экспертам предлагалось оценить, кроме перечисленных, еще ряд проявлений (всего рассматривалось 31). По мнению опытных командиров, у их подчиненных, относящихся к обеим группам, перед боем не возникали (или они об этом не рассказывали): подавленность настроения, безразличие, потеря самообладания, паника, глубокая озабоченность, чувство удовлетворенности, повышенная потливость, общая слабость, похолодание конечностей, головокружение, одышка, тремор век и пальцев, боль в мышцах, ухудшение зрения и слуха, чувство жара во всем теле.

Эксперты дали характеристику и состоянию военнослужащих во время боя. При этом они отмечали у «успевающих» четыре проявления психоэмоционального состояния: страх, существенно менее выраженный, чем перед боем; двигательное и речевое возбуждение; злость и сосредоточенность на ситуации. Последние два проявления были более выражены, чем перед боем. Кроме того, имели место два проявления психосоматического состояния: озноб и учащенное сердцебиение.

В группе «отстающих» наблюдались более разнообразные, чем у «успевающих», проявления психоэмоционального (семь) и психосоматического (четыре) состояний: страх; растерянность; двигательное и речевое возбуждение; внутреннее напряжение; злость; суетливость; сосредоточенность на ситуации; а также озноб; общая слабость; учащенное сердцебиение; ухудшение зрения и слуха. При этом все проявления (за исключением злости и сосредоточенности на ситуации, которые были более выражены у «успевающих») характеризовали «отстающих» значимо в большей степени, чем «успевающих».

Целенаправленно анализировались проявления психоэмоционального состояния военнослужащих при получении ими ранения в бою. «Отстающие» значимо в большей степени испытывали страх, а также облегчение оттого, что не надо больше участвовать в боевых действиях. Для них были более характерны: потеря самообладания; растерянность; подавленность настроения; мысли о возможной инвалидности. Различий не было выявлено только по ощущению боли, двигательному и речевому возбуждению. Кроме того, эксперты считали, что никто из комбатантов при получении ранения не испытывал безразличия. В то же время «успевающим» существенно в большей степени были присущи мысли о необходимости возвращения в боевую обстановку, а также о близких и родных.

Эксперты считали, что, как правило, в процессе пребывания в зоне боевых действий «отстающие» военнослужащие не сравниваются с «успевающими».

Представляло интерес, относились ли лица, которые в боевой обстановке рассматривались в группе «отстающих», также к «отстающим», но в мирное время. По мнению 62% экспертов, это определенно были те же лица. В то же время 29% опрошенных считали, что лица, считающиеся в мирное время «отстающими», входят в одноименную группу в военное время, но составляют только ее половину. Только 7% экспертов утверждали, что это разные лица.

По данным экспертного опроса, еще до прибытия военнослужащих в зону боевых действий можно с определенной степенью вероятности прогнозировать успешность их военно-профессиональной деятельности. Вместе с тем эксперты считали, что вероятность результатов такого прогнозирования может быть существенно повышена при наличии научно обоснованного способа. При этом опытные командиры предложили следующие информативные критерии: уровень военно-профессиональной успешности в мирное время; мотивация; уровень образования; уровень военно-профессиональной подготовленности; уровень физической подготовленности; состояние здоровья; функциональное состояние организма; способность к адаптации; индивидуально-психологические характеристики (память, внимание, нервно-психическая устойчивость и др.). Конструирование такого способа прогнозирования, по-видимому, должно стать темой специального исследования.

Представлялось плодотворным определить мнение экспертов о мероприятиях, которые необходимо проводить для того, чтобы повысить успешность военно-профессиональной деятельности «отстающих» военнослужащих в боевых условиях. Эксперты были единодушны в определении следующих мероприятий: заранее, путем прогнозирования выявлять таких лиц и только после этого или проводить в отношении их определенные целенаправленные мероприятия, или использовать в подразделениях обеспечения, или отправлять из зоны боевых действий; повышать уровень позитивной мотивации на выполнение воинского долга; создавать в подразделениях вокруг таких I лиц благоприятный психологический климат (доброжелательность, поддержка товарищей и командиров, практическая помощь в преодолении трудностей службы и т.п.); повышать уровень военно-профессиональной подготовленности; улучшать физическое развитие; повышать физическую работоспособность; улучшать функциональное состояние организма; осуществлять индивидуальный подход с учетом индивидуально-психологических характеристик и степени адаптированности к условиям боевых действий.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о целесообразности в будущем проектирования системы оптимизации военно-профессиональной успешности комбатантов, которая, по всей вероятности, должна базироваться на соответствующем способе прогнозирования и в форме методического пособия должна использоваться командирами всех степеней тактического звена для решения указанных выше задач.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации