ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИТАЯ ПО ЗАКУПКЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(14)/2006

А.Н. ПЛОТНИКОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИТАЯ ПО ЗАКУПКЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ 

Развитие российского экспорта, особенно высокотехнологичной продукции, и прежде всего продукции военного, двойного и специального назначения, может и должно стать важным элементом в решении поставленной Президентом Российской Федерации масштабной задачи удвоения ВВП к 2010 году.

Наиболее крупным покупателем российского вооружения и военной техники (ВВТ) является Китай. Так, в 2004 году поставки ВВТ в Китай только по линии ФГУП «Рособоронэкспорт» составили 49% общего объема, т.е. около 2,5 млрд долл. США, поэтому военно-техническое сотрудничество (ВТС) с КНР имеет большое значение для реализации вышеназванной программы.

Попробуем оценить экономические возможности Китая по закупке ВВТ в ближайшей перспективе.

Итоги развития китайской экономики в 2004 году

В своей политике стратегического партнерства с КНР Россия наряду с прочим исходит из того, что китайская экономика в последние годы динамично развивается в русле новейших мировых тенденций. По итогам 2004 г. темпы роста ВВП, объемы которого достигли 13 трлн 651,5 млрд юаней (около 1,65 трлн долл. США), составили в сопоставимых ценах 9,5%, что превышает показатель 2003 г. (9,3%). Показатель ВВП в расчете на душу населения равнялся 1270,2 долл. (+16,5%). Уровень безработицы в городах составил 4,2%, сократившись на 0,1 процентных пункта.

Темпы роста в первичном секторе (сельское и лесное хозяйство, рыбоводство) составили 6,3%, во вторичном секторе (промышленность, строительство, энергетика) - 11,1%, в третичном секторе (услуги, транспорт, банковская сфера) - 8,3%.

Удельный вес отраслей промышленного и строительного комплекса составил 53,0% (7,2387 млрд юаней), сферы услуг и транспорта - 31,8% (4,3384 млрд юаней), сельского и лесного хозяйства - 15,2% (2,0744 млрд юаней).

Объем розничной торговли достиг 5 трлн 52,41 млрд юаней (+10,2%). В сельском хозяйстве увеличились сборы основных зерновых и технических культур. Впервые после 1999 года преодолена тенденция к сокращению валового производства зерновых, сбор которых составил 469,5 млн тонн, что было на 9,0% больше, чем в 2003 году. Увеличилось производство хлопка (6,32 млн т) и масличных культур (30,57 млн т), что соответственно на 30,0% и 8,8% больше по сравнению с 2003 г. Возросли сборы чая, фруктов и овощей. Производство мяса увеличилось на 4,7% и составило 72,6 млн т, морепродуктов - на 3,2% (48,55 млн тонн).

Рост ВВП Китая в 2004 г. по-прежнему поддерживался в основном за счет сохранения высокого инвестиционного спроса. Темпы роста инвестиций в промышленность, включая энергетику, превышали средние показатели и увеличились на 38,3%, а отдельно в энергетику - более, чем на 47%. В то же время существенно сократились темпы притока капиталовложений в ряд отраслей промышленности, в том числе в металлургию на 65,5 процентных пункта до 33,9%, в производство отдельных видов цветных металлов на 43,5 процентных пункта до 24,4%.

В 2004 году из центрального бюджета было выделено: на капитальное строительство - 261,05 млрд юаней (+10,1 %); на реализацию мероприятий по технической реконструкции предприятий - 56,29 млрд юаней (+13,9%); на фундаментальные исследования в области науки и техники - 37,46 млрд юаней (+41,9%); на образование и здравоохранение -455,37 млрд юаней (+15,4%); на социальное обеспечение и социальную помощь - 162,62 млрд юаней (+18,1%); расходы на административные органы управления составили 223,49 млрд юаней (+21,2%), дотации к ценам составили 53,8 млрд юаней (+16,2%), выплаты по внешнему долгу составили 317,32 млрд юаней (-1,3%).

На конец 2004 года валютные запасы страны достигли 609 млрд 251 млн долл. (2-е место в мире), то есть увеличились по сравнению с 2003 годом на 206,68 млрд долл. (или на 51,3%). При этом объем их прироста был существенно больше прироста валютных запасов в 2003 году, который составил 116,84 млрд долларов США.

Крупнейшими внешнеторговыми партнерами стали страны ЕС - 177,28 млрд долл. (+33,6%), США - 169,62 млрд долл. (+34,3%), Япония - 167,87 млрд долл. (+25,7%), товарооборот со странами АСЕАН составил 105,88 млрд долл. (+35,3%). Наибольшие объемы торговли достигнуты также с Гонконгом - 112,67 млрд долл. (+28,9%), Республикой Корея - 90,07 млрд долл. (+42,5%), Тайванем - 78,32 млрд долл. (+34,2%), Германией - 54,12 млрд долл. (+29,7%), Малайзией - 26,26 млрд долл. (+30,5%), Сингапуром - 26,68 млрд долл. (+37,9%), Голландией - 21,49 млрд долл. (39,2%), Россией - 21,23 млрд долл. (+34,7%), Австралией 20,39 млрд долл. (+50,3%), Великобританией - 19,73 млрд долл. (+37,1%).

Перспективы развития китайской экономики

В начале XXI в. китайское правительство продолжает длящуюся уже более 20 лет экономическую реформу. Как отмечалось в документах XVI съезда КПК, Китай успешно справился с задачами первого и второго этапов программы «трех шагов», что позволило решить задачу «обогреть и накормить» народ и обеспечить повышение жизненного уровня населения. Началась реализация третьего этапа программы, целью которого является выход на уровень экономически развитых стран.

В результате последовательного выполнения ее задач в Китае к 2050 г. должны быть достигнуты такие стратегические цели, как всесторонняя социалистическая модернизация, необходимая для достижения зрелости социально-экономического развития; значительное повышение статуса страны на международной арене и выход на первое место в мире по совокупной государственной мощи; превращение страны в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.

В КНР признают многие проблемы, с которыми столкнулась страна при переходе от плановой экономики к рыночной: в наличии противоречия между растущими потребностями народа и отсталым общественным производством, сохраняются большие межрегиональные различия, по-прежнему велика доля бедного населения, увеличивается доля людей пожилого возраста, сохраняются проблемы трудоустройства и социального обеспечения. На XVI съезде КПК было объявлено, что эти проблемы можно решить только на основе осуществления стратегических задач «третьего шага» модернизации и решения задачи построения «общества достатка». Для решения этой задачи в экономической сфере намечено увеличить к 2020 г. валовой внутренний продукт в 4 раза по сравнению с 2000 т. (в пересчете по официальному валютному курсу - свыше 4 трлн долл.), значительно усилить совокупную мощь страны и международную конкурентоспособность, осуществить в основном индустриализацию, создать совершенную систему рыночной экономики и открытую экономическую систему, повысить удельный вес городского населения, устранить тенденции к увеличению различий между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней, отдельными регионами, совершенствовать систему социального обеспечения, сделать более полной общественную занятость, повышать доходы населения и обеспечить народу более зажиточную жизнь.

При разработке экономической политики в последние годы в КНР основное внимание было уделено изменениям совокупного спроса, который был основным фактором формирования тенденций социально-экономического развития страны. В результате такого подхода среднегодовые темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах с 1979 по 2003 г. составили 9,4% в год, а за последние пять лет, с 1998 по 2003 г., - 8,0%, в 2003 г. - 9,1%, что значительно выше среднегодовых темпов развития мировой экономики - 3,8%. Таким образом, в XXI в. Китай смог выйти на новые экономические рубежи - 8,940 трлн юаней в 2000 г. и 11,690 трлн юаней в 2003 г., то есть выйти на показатель 1,08 трлн долл. по текущему валютному курсу юаня к доллару, не говоря уже об этом показателе по паритету покупательной способности.

В результате в 2004 г. КНР оказалась на шестом месте в мире по объему ВВП, и ее доля в объеме мирового ВВП составила 3,4%. В последние годы по этому показателю Китай обошел Италию и стремительно догоняет такие экономически развитые страны, как Франция и Великобритания. В соответствии с планом развития народного хозяйства КНР до 2050 г. среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 7,5% до 2010 г., 6,5% - до 2020 г., 5,5% - до 2030 г., 4,5% - до 2040 г. и 3,5% - до 2050 г. В этом случае нетрудно подсчитать, что в 2010 г. объем ВВП составит 2,2 - 2,6 трлн долл. США, в 2020 г. - 4,1 - 5,0 трлн, а в 2050 г. этот показатель достигнет 15-16 трлн долл. США.

Таким образом, к середине XXI в. Китай в состоянии обогнать США по объему ВВП при сохранении нынешних темпов роста ВВП США - 3,24% в год и при выполнении намеченных темпов роста ВВП Китая до 2050 г.

Оценка военных расходов Китая

Определим, что «официальные военные расходы» или «расходы на оборону» - это средства, идущие на военные нужды, информация о размерах которых официально публикуется государственными органами Китая: Госсоветом КНР, Министерством обороны КНР, Государственным статистическим управлением КНР. «Реальные расходы на военные нужды» - это фактически используемые средства.

Оценка официальных военных расходов Китая

Проведем анализ соотношения ВВП Китая и официальных военных расходов за последние годы. Данные, опубликованные государственными органами Китая, приведены в табл. 1.

Соотношение официальных расходов на оборону и ВВП для наглядности представим в виде графика (рис. 1).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИТАЯ ПО ЗАКУПКЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИТАЯ ПО ЗАКУПКЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Исходя из данного графика можно предположить, что при условии сохранения внешнеполитической ситуации вокруг Китая без изменения, официальные военные расходы КНР в ближайшей перспективе будут составлять около 1,6% ВВП.

Расходы на национальную оборону Китая включают: расходы на содержание личного состава, оперативные расходы и расходы на ВВТ. Расходы на содержание личного состава армии идут главным образом на зарплату, питание и одежду офицеров, служащих, солдат, рабочих. Оперативные расходы идут в основном на обучение войск, строительство и ремонт сооружений и повседневные траты. Расходы на ВВТ главным образом идут на научные исследования, испытания, приобретение, ремонт, транспортировку и хранение вооружения и военной техники. Оборонные расходы Китая обеспечивают как потребности НОАК, так и войск запаса и народного ополчения, а также включают социальные расходы, идущие на содержание части офицеров, вышедших в отставку и на образование детей военнослужащих. Распределение расходов на оборону КНР в 1997 - 2004 годах приведено в табл. 2.

Таким образом, на основании имеющихся данных за 1997 - 2003 гг. можно рассчитать, что в среднем ежегодно официальные расходы на оборону распределяются в следующей пропорции:

содержание личного состава - 33,24%,

оперативные расходы - 33,70%,

расходы на ВВТ - 33,06%.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИТАЯ ПО ЗАКУПКЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Теперь проведем оценку распределения расходов на ВВТ. По данным Министерства обороны США, в военном бюджете КНР из расходов на ВВТ примерно 50% идет на закупку ВВТ, 35% на эксплуатационные расходы и 15% на научные исследования, испытания и оценку ВВТ. Среднее распределение официальных расходов на оборону представлено на рис. 2.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИТАЯ ПО ЗАКУПКЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Расчет распределения официальных расходов на закупку ВВТ в 1997 - 2004 годах приведен в табл. 3.

Однако реальные расходы на закупку ВВТ значительно превышают официальные. На заводе «Цзяннань», г. Шанхай строились два эсминца проекта 052С (бортовые № 170, № 171) с фазированной антенной решеткой по типу американской системы «Иджис» стоимостью, оценочно, по 900 млн долл. США. Итого - 1800 млн долл. США.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИТАЯ ПО ЗАКУПКЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

 

 

Оценка реальных расходов на закупку ВВТ в военном бюджете КНР

По данным доклада министерства обороны конгрессу США «О военной мощи КНР», за 2004 год реальные военные расходы КНР в 2-3 раза превышают официальные.

Попробуем самостоятельно оценить реальные расходы, идущие на закупку ВВТ в Китае, и сравнить их с официальными. Оценку будем делать на примере закупок ВВТ для ВМС НОАК в 2004 г.

В 2004 г. для нужд ВМС НОАК строились следующие корабли.

Два ракетных фрегата проекта 054 (бортовые №525, №526) стоимостью около 300 млн долл. США каждый проходили ходовые испытания (строительство вели заводы «Худун», г. Шанхай и «Хуанпу», г. Гуанчжоу). Еще два фрегата (бортовые №527, №528) находятся в закладке. Итого - 1200 млн долл. США.

По крайней мере один фрегат проекта 054 (бортовой №529) с подпалубным стартом ЗРК «Хунци-7» находится в закладке. Итого - 300 млн долл. США.

Два эсминца проекта 052В (бортовые №168, №169) с российскими ЗРК «Штиль» стоимостью, оценочно, по 600 млн долл. США проходили ходовые испытания (строительство вел завод «Цзяннань», г. Шанхай). Итого - 1200 млн долл. США.

На судостроительной верфи г. Далянь велось строительство двух эсминцев проекта 051С (бортовые №115, №116) с российскими ЗРК «Риф» стоимостью, оценочно, по 750 млн долл. США. Итого - 1500 млн долл. США.

В России на судостроительном заводе «Северная верфь», г. Санкт-Петербург для ВМС НОАК строились два эсминца проекта 956ЭМ по 700 млн долл. США. Итого - 1400 млн долл. США.

Для ВМС НОАК в России велось строительство 8 подводных лодок проекта 636 общей стоимостью 1600 млн долл. США.

На судостроительном заводе «Хулудао», г. Хулудао спущена на воду атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 094 с баллистическими ракетами «Цзюйлан-2» стоимостью, оценочно, 1500 млн долл. США.

Завод «Бохай», г. Хулудао ведет строительство двух многоцелевых АПЛ проекта 093 по 600 млн долл. США. Итого - 1200 млн долл. США.

Общая стоимость перечисленных выше программ строительства кораблей составляет 11,7 млрд долл. США, из них: АПЛ - 2,7 млрд долл. США, остальные корабли - 9,0 млрд долл. США. Если взять средний срок строительства АПЛ - 5 лет, других кораблей - 4 года, то в 2004 г. на крупные судостроительные программы ВМС НОАК должно быть затрачено около 2,8 млрд долл. США.

Кроме того, в 2004 г. для ВМС НОАК поставлены 24 российских истребителя Су-30МК2 общей стоимостью 1000 млн долл. США.

Таким образом, реально на закупки ВВТ для ВМС НОАК в 2004 г. было истрачено не менее 3,8 млрд долл. США. А с учетом строительства на верфях Даляня, Циндао, Шанхая, Ухани больших десантных кораблей проектов 072А, 073А, танко-десантного корабля проекта 071 А, дизельных подводных лодок проекта 039А, ракетного катера-катамарана нового типа эта сумма значительно возрастет.

В то же время все расходы на ВВТ в военном бюджете 2004 г. определены в размере 8,5 млрд долл. США. На закупку ВВТ оценочно тратится около 50% суммы статьи, т.е. примерно 4,25 млрд долл. США. На нужды ВМС, ВВС, СВ выделяется примерно по 30%, на СРВ - 10%. Т.е. на закупку ВВТ для нужд ВМС НОАК в 2004 г. официально выделялось только около 1,3 млрд долл. США.

Таким образом видно, что реальные затраты на закупку ВВТ для ВМС НОАК в 2004 г. как минимум в 3 раза превышают официальные. Можно предположить, что с расходами на закупку ВВТ для других видов вооруженных сил ситуация примерно аналогична. Следовательно, есть все основания считать, что реальные расходы на закупку ВВТ в Китае в 3 раза превышают официальные.

Экономические возможности Китая для развития ВТС

Китайская экономика динамично развивается и позволяет выделять значительные средства для закупки ВВТ как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

По итогам 2004 г. объемы ВВП достигли 13 трлн 651,5 млрд юаней (около 1,65 трлн долл. США). Как уже отмечалось выше, расчетно, в 2010 г. объем ВВП Китая составит 2,2 - 2,6 трлн долл. США, в 2020 г. - 4,1 - 5,0 трлн, а в 2050 г. этот показатель достигнет 15 - 16 трлн долл. США.

Мы уже показали, что официальные расходы на оборону составляют около 1,6% ВВП. С учетом предполагаемого увеличения объемов ВВП, при сохранении существующей пропорции, официальные расходы на оборону в 2010 г. составят около 38 млрд долл. США, в 2020 г. около 70 млрд долл. США, а к 2050 г. могут достичь 245 млрд долл. США. Таким образом, на очередную пятилетку 2006 - 2010 гг. официально на оборону будет выделено около 173 млрд долл. США. А на следующее десятилетие 2011-2020 гг. официальные расходы на оборону составят 556 млрд долл. США.

Расходы на закупку ВВТ составляют примерно 16,5% расходов на национальную оборону. Таким образом, на закупку ВВТ официально будет выделено: в 2005 г. - 4,93 млрд долл. США, в 2006 -2010 гг. - 28,84 млрд долл. США, в 2011 - 2020 гг. - 92,67 млрд долл. США.

По нашим расчетам, подтверждаемым и оценкой министерства обороны США, реальные расходы КНР на закупку ВВТ в 3 раза превышают официальные. Следовательно, реальные расходы на закупку ВВТ, ориентировочно, составят: в 2005 г. -14,78 млрд долл. США, в 2006 - 2010 гг. - 86,5 млрд долл. США (в среднем по 17,3 млрд долл. в год), в 2011-2020 гг. - 278 млрд долл. США (в среднем по 27,8 млрд долл. в год).

Таким образом, экономический потенциал Китая по закупкам ВВТ на внутреннем и внешнем рынках в 2006-2020 гг. оценивается в сумму более 360 млрд долл. США. Россия должна быть готова к реализации этого потенциала в своих интересах постоянными предложениями новейшего ВВТ.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.  Две ДЭПЛ, строящиеся в Северодвинске для Китая, будут спущены на воду весной 2005 года. // ИТАР-ТАСС АКОР. 2005. 20 янв.

2.Пресс-релиз ФГУП «Рособоронэкспорт», 4.01.2002.

3. «Рособоронэкспорт» поставит в Китай 24 многофункциональных истребителя Су-ЗОМКК // ИНТЕРФАКС-АВН, 27.01.2003.

4. Чемезов СВ. Материалы пресс-конференции // ИТАР-ТАСС, 9.02.2005.

5. 094 Project makes new Progress. // Kanwa Defense Review, Mar 2005, p. 3-7.

6. FY04 Report to Congress on the PRC Military Power. Pursuant to the FY2000 National Defense Authorization Act. DoD, 2004. 54 p.

7.  Sea Power of the PLA. // Shipborne Weapons, Jinghuaben, 2003, p. 68.

8.  Statistical Communique 2002. National Bureau of Statistics People's Republic of China, February 28, 2003.

9.     Statistical Communiqu_ of the People's Republic of China on the 2003 National Economic and Social

 Development. National Bureau of Statistics People's Republic of China, February 26, 2004.

10. Statistical Communiqu of the People's Republic of China on the 2004 National Economic and Social Development. National Bureau of Statistics of China, February 28, 2005.

11.Белая книга об обороне КНР в 1998 году, (кит.) Пекин: Канцелярия Госсовета КНР, 1998.

12.Белая книга об обороне КНР в 2000 году, (кит.) Пекин: Канцелярия Госсовета КНР, 2000.

13.Белая книга об обороне КНР в 2002 году, (кит.) Пекин: Канцелярия Госсовета КНР, 2002.

14.Белая книга об обороне КНР в 2004 году, (кит.) Пекин: Канцелярия Госсовета КНР, 2004.

15.Волшебный щит Китая, (кит.) // Танькэ чжуанцзя чэлян. 2004. № 7. С. 26.

16.Китайский эсминец оснащен российскими ракетами ПВО. (кит.) // Танькэ чжуанцзя чэлян. 2003. № 6. С. 2.

17.Новые китайские подводные лодки выходят в океан, (кит.) // Цанькао сяоси. 2005. 24 февр.

18.Франция поставила ВМС НОАК самые современные дизели (кит.) // Танькэ чжуанцзя чэлян. 2004. № 4. С. 2.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации