ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ В ВОЙСКАХ (СИЛАХ)

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(14)/2006

Генерал-майор В.И. ПЕРЕКРЕСТОВ,

начальник инспекции Военной инспекции МО РФ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ В ВОЙСКАХ (СИЛАХ)

Контроль состояния войск (сил), являясь важнейшей задачей всех звеньев управления, предполагает систематическую деятельность по совершенствованию боевой и мобилизационной готовности войск (сил), поддержанию их в состоянии, обеспечивающем выполнение задач по предназначению.

Это особенно важно в условиях продолжающегося реформирования Вооруженных Сил, что и обусловливает необходимость научно обоснованных подходов к процессу контроля состояния войск (сил). Кроме того, значительная текучесть и высокая сменность руководящих кадров обусловливают целесообразность акцентирования внимания офицерского состава войск (сил) к такой важной области их деятельности, как контроль состояния воинских формирований.

Результаты проверок, проведенных Военной инспекцией Министерства обороны совместно с другими центральными органами военного управления, показывают, что в ряде объединений, соединений и воинских частей имеется ряд проблем и нерешенных вопросов, требующих незамедлительного решения. В широком многообразии задач, решаемых войсками (силами), не всегда уделяется должное внимание обеспечению их готовности к выполнению боевых задач (задач). Зачастую хозяйственная деятельность по созданию (поддержанию) требуемых условий жизнедеятельности воинских частей и подразделений отвлекает командиров от решения задач боевой подготовки, совершенствования боевой и мобилизационной готовности. Помимо объективных причин низкого состояния отдельных воинских формирований, просматриваются и серьезные упущения в организаторской деятельности органов военного управления по устранению недостатков и оказанию помощи в решении имеющихся проблем. Все это требует повышения качества подготовки и проведения проверок войск (сил).

Отсутствие четких целей и задач, недостаточная подготовленность личного состава групп проверки приводят к снижению эффективности работы в войсках (силах) вышестоящих органов управления, отвлечению средств без достижения конкретного результата. Такие проверки, как правило, сводятся к фиксации недостатков без принятия мер по их устранению, а в отдельных случаях имеющиеся в состоянии войск недостатки и серьезные проблемы намеренно оставляются без внимания.

Проведенный анализ показал, что в целях повышения эффективности работы в войсках (силах) на сегодняшнем этапе развития Вооруженных Сил целесообразно:

выделить основные элементы и показатели, характеризующие состояние воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и порядок их оценки, чтобы полностью исключить необъективность в ее определении;

обеспечить скоординированную работу всех звеньев военного управления в войсках (силах);

установить общий порядок планирования, подготовки и проведения проверок;

помочь проверяемым командирам (начальникам) организовать качественную подготовку к проверке и ее проведение.

Рассмотрим эти положения.

Многообразие задач, решаемых войсками (силами), предъявляет значительный объем как традиционных, так и новых требований к проверяемым формированиям. В этих условиях необходимо выделить наиболее важные элементы проверки, характеризующие состояние войск (сил). К ним можно отнести:

состояние боевой и мобилизационной готовности;

состояние боевого дежурства (боевой службы, службы оперативных дежурных);

состояние оперативной (боевой) подготовки;

состояние хозяйственной деятельности;

морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины.

Для полной оценки состояния воинского формирования могут быть дополнительно проверены:

состояние службы войск;

 состояние безопасности военной службы (полетов, кораблевождения);

состояние кадровой работы;

состояние правовой работы;

состояние антитеррористической деятельности.

Каждый элемент проверки имеет свои показатели. К примеру, основными показателями оценки состояния боевой и мобилизационной готовности могут быть:

полнота и качество разработки планов применения и перевода с мирного на военное время (отмобилизования и перевода на военное время);

полнота и качество укомплектованности личным составом кадра и мобилизационными ресурсами;

обеспеченность вооружением, военной (специальной) техникой и другими материальными средствами;

практические действия по переводу с мирного на военное время (отмобилизованию и переводу на военное время).

Важное значение имеет система приоритетов в оценке общего состояния воинского формирования. Определяющими показателями должны быть результаты практических действий по переводу с мирного на военное время, уровень подготовки органов управления и боевая (специальная) выучка подразделений.

Координация работы органов управления в войсках (силах) является необходимым условием повышения эффективности оперативной и боевой подготовки воинских формирований. В противном случае один орган управления (воинская часть, организация) практически непрерывно подвергается проверке, а в другом длительное время никто не работает. В первом случае проверяемые командиры значительное время отвлечены от решения поставленных задач, во втором - снижают требовательность к подчиненным, а объем нерешенных проблем растет.

Планирование проверок подчиненных войск (сил) необходимо осуществлять на учебный год с учетом работы вышестоящих органов управления с таким расчетом, чтобы в течение учебного года каждое соединение, воинская часть были проверены комиссией вышестоящего органа военного управления.

Общий порядок планирования проверок войск (сил) должен предусматривать нормирование вида, объема, периодичности и продолжительности их проведения. Органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации, военные комиссариаты должны подвергаться инспекторской проверке, как правило, не более одного раза в пять лет, итоговой проверке - один раз в год в конце учебного года, если не проводилась инспекторская проверка. Инспекторские и итоговые проверки являются комплексными и проводятся в плановом порядке, а контрольные проверки могут быть комплексными или проводиться по отдельным элементам проверки как в плановом порядке, так и внезапно в течение всего учебного года.

Детальная комплексная проверка всех видов деятельности воинского формирования может потребовать привлечения значительного количества специалистов и занять много времени. Общая продолжительность проверок и состав комиссии (группы проверки) должны быть минимально необходимыми. Состояние хозяйственной деятельности может быть изучено перед основной проверкой, так как требует больших затрат времени. Такой подход позволит сэкономить время, средства на командировочные расходы и может быть достигнут путем повышения качества подготовки офицеров групп проверки, оптимизации объема ее проведения, совершенствования нормативной базы и методики работы в войсках (силах).

По опыту работы в войсках (силах) для комплексной проверки объединения может потребоваться 15-20 суток, соединения - 10-15 суток, воинской части, организации и военного комиссариата - 7-10 суток. Состав комиссии (группы проверки) может насчитывать для проверки объединения - 30-50, соединения - 20-30, воинской части - 10-15 офицеров. Для проведения контрольной проверки по отдельным вопросам может потребоваться в 1,5-2 раза меньше сил и времени.

Цели, задачи и время проведения проверки, а также перечень проверяемых органов военного управления, войск (сил) определяются должностным лицом, организующим проверку, а порядок ее проведения - председателем комиссии.

Подготовка проверок войск (сил) должна включать:

подготовку документов для проведения проверки;

подготовку комиссии (группы проверки);

подготовку проверяемых органов военного управления, соединений и воинских частей к плановой проверке.

Для проведения проверок войск (сил), как правило, разрабатываются следующие документы:

указания на проведение проверки;

план проведения проверки;

расписания контрольных занятий;

план подготовки материалов по результатам проверки;

личные планы работы офицеров комиссии (группы проверки);

распоряжения на приведение в высшие степени боевой готовности, распоряжения на практические действия, вводные.

При необходимости отрабатываются план работы группы проверки, программа проверки, перечень вопросов и билеты по дисциплинам для проверки индивидуальной подготовки офицеров, документы для проведения учений, тренировок, летучек, проверок дежурных сил и другие.

Для организованного проведения проверки планом ее проведения предусматривается типовой распорядок дня, определяющий начало и окончание работы, ежедневные совещания по подведению итогов за сутки и уточнению задач на последующие действия, приемы пищи и работа по личному плану. Личному составу проверяемых подразделений и воинских частей должно предоставляться время для устранения недостатков и еженедельный отдых. Воскресенье для проведения мероприятий проверки, как правило, не планируется.

В целях обеспечения безопасности проведения практических мероприятий по плану проверки при необходимости осуществляется закрытие (установление временных режимов) районов полетов, пусков ракет, боевых стрельб.

Подготовка офицеров, привлекаемых к плановой проверке войск (сил) осуществляется путем постановки задач, личной подготовки и проведения контроля готовности.

Постановка задач на участие в плановой проверке войск (сил) осуществляется за 5-10 дней до ее начала в ходе проведения инструкторско-методического занятия. План подготовки материалов по результатам проверки под роспись доводится до исполнителей.

В период личной подготовки офицеры комиссии (группы проверки) изучают руководящие и методические документы по проверкам войск (сил), готовят личные планы.

Контроль готовности офицеров комиссии (группы проверки) осуществляется председателем комиссии (старшим группы проверки) за несколько дней до ее начала в ходе контрольного занятия, на котором проверяются уяснение порядка работы и оценки проверяемых элементов, уточняются организационные вопросы убытия в командировку.

Постановка задач офицерам, привлекаемым к внезапной проверке, осуществляется председателем комиссии (старшим группы проверки) на служебном совещании непосредственно перед убытием в командировку. При этом личные планы работы не отрабатываются.

Заблаговременная подготовка воинского формирования к плановой проверке осуществляется на основе планов подготовки войск (сил) на учебный год, а непосредственная - с получением указаний не позднее, чем за 10 суток до ее начала. В ходе подготовки к проверке целесообразно повторно изучить требования руководящих документов, провести тщательную проверку соответствия состояния своего воинского формирования их требованиям, принять исчерпывающие меры по устранению имеющихся недостатков и решению проблемных вопросов, провести занятия и практические тренировки. До начала проверки необходимо в рабочем порядке уточнить у руководителя проверки неясные вопросы и доложить по команде о готовности к ее проведению.

Проверка войск (сил), как правило, осуществляется в течение несколько этапов следующей продолжительности :

1. Проверка основных элементов оценки состояния войск (сил) - 2-4 суток.

2.    Проверка дежурных сил и практических действий по переводу войск (сил) с мирного на военное время- 2 - 4 суток (для корабельных соединений ВМФ - до 5 суток).

3.      Проверка способности войск (сил) выполнить учебно-боевые задачи - 1 - 3 суток.

4.      Подготовка документов и проведение разборов проверки войск (сил) - 1-3 суток.

Количество и последовательность отработки этапов может быть иной. При проведении внезапной проверки первый этап не планируется.

Для отработки практических задач применения войск (сил) может предусматриваться резерв времени. При неблагоприятных погодных условиях осуществляется их замена занятиями (работами) последующих дней проверки.

Основным содержанием первого этапа являются следующие мероприятия:

заслушивание должностных лиц о состоянии войск (сил) по проверяемым элементам (вопросам);

инспекторский опрос и строевой смотр;

контрольные занятия по предметам обучения;

проверка документов и состояния войск (сил) по проверяемым элементам (вопросам).

В целях повышения качества проверки и подготовки проверяемых войск (сил) могут разрабатываться контрольные листы по элементам проверки.

Плановая проверка объединений (соединений) начинается с заслушивания командующих (командиров) в присутствии всех офицеров комиссии или старших групп и ведущих специалистов. После завершения работы в управлении объединения (соединения) группы проверки убывают в проверяемые соединения (воинские части).

В целях повышения объективности оценки состояния войск (сил) и оперативного устранения выявленных недостатков целесообразно:

проверку осуществлять в присутствии проверяемых командиров (начальников);

привлекать проверяемых командующих (командиров) на ежедневные подведения итогов работы комиссии (группы проверки);

предусматривать время для приема военнослужащих по личным вопросам;

знакомить проверяемых командующих (командиров, начальников) с разделами доклада, выводами и актами по результатам проверки до проведения разбора;

рекомендовать проверяемым командующим (командирам, начальникам) в ходе проверки организовывать устранение выявленных недостатков, а исполнителям докладывать о выполнении.

Проверка дежурных по ПВО сил и средств объединения (соединения, воинской части) осуществляется внезапно без извещения проверяемых войск и без предварительной подачи заявок в органы единой системы организации воздушного движения.

Проверку можно проводить по распоряжению на выполнение полета (выполнение задач в море кораблями радиолокационного дозора), заложенному в пакет.

В день проверки офицеры комиссии (группы проверки) прибывают на пункты управления непосредственно перед входом контрольных целей в зоны обнаружения РЛС дежурных подразделений РТВ. При отсутствии в составе проверяемых дежурных сил по ПВО дежурных подразделений РТВ с включенными РЛС, руководителем проверки своевременно подается команда на подыгрыш воздушной обстановки, обеспечивающей принятие решения соответствующим ОД КП для включения РЛС, и контролируются действия дежурных боевых расчетов.

Получив доклад о вылетах самолетов (вертолетов), обозначающих контрольные цели, и доклад ОД КП об обнаружении воздушных объектов-нарушителей правил использования воздушного пространства, руководитель проверки отождествляет их по месту, времени и высоте с запланированными контрольными целями, оценивает обстановку и объявляет цели контрольными для данного объединения (соединения, воинской части).

После окончания проверки дежурных по ПВО сил и средств руководитель проверки объявляет отбой и доводит проверяемому командующему (командиру, начальнику) время представления документов и материалов объективного контроля.

Проверка сил боевого дежурства и дежурных сил объединений (соединений, воинских частей) ВМФ осуществляется с выполнением боевых нормативов и может включать выход сил боевого дежурства (дежурных сил) в море для подтверждения готовности к их применению.

Для достижения внезапности проверки практических действий по переводу с мирного на военное время накануне дня его проведения старший группы проверки определяет задачи офицерам группы и распределяет их по проверяемым объектам. Подъем органов военного управления или воинских частей по тревоге целесообразно осуществлять передачей приказа (сигнала) из вышестоящего штаба (КП).

Основные усилия офицеров комиссии сосредоточиваются на проверке практических мероприятий, определяющих готовность войск (сил) к выполнению боевых задач в штатах мирного и военного времени.

После выполнения проверяемыми формированиями мероприятий плана перевода в высшие степени боевой готовности председатель комиссии (старший группы проверки) дает команду на снижение степени готовности к выполнению боевой задачи и контролирует подготовку к выполнению учебно-боевой задачи.

Проверка способности войск (сил) выполнить учебно-боевые задачи осуществляется в ходе учений (тренировок, зачетных упражнений) на космодромах, полигонах, позиционных районах в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Проверка применения авиации осуществляется на незнакомых полигонах, по возможности с применением управляемых средств поражения, а корабельных сил - в районах, максимально приближенных к районам боевых действий с проведением элементов двухсторонних учений по своему основному предназначению и выполнением стрельб (боевых упражнений) основными видами оружия.

Для оценки применения войск (сил) привлекаются наиболее подготовленные офицеры, способные обеспечить безопасность при выполнении учебно-боевых задач. Предварительные результаты применения войск (сил) докладываются немедленно председателю комиссии (старшему группы проверки) и уточняются после изучения материалов объективного контроля.

Председатель комиссии (старший группы проверки) после доклада проверяемого командующего (командира, начальника) о возвращении войск (сил) в места постоянной дислокации, наличии личного состава, оружия, боеприпасов, секретной документации дает команду на отбой.

Подготовку документов по результатам проверки войск (сил) целесообразно осуществлять последовательно. В период подготовки к проверке готовятся макеты выводов (актов, докладов) и оценочные ведомости. В ходе проверки после завершения каждого этапа материалы в установленные сроки сдаются исполнителями начальнику штаба комиссии (группы проверки).

Содержание каждого раздела доклада должно включать:

качественную оценку соответствия состояния войск (сил) по проверяемому элементу требованиям руководящих документов;

достижения (при наличии);

качественную оценку или количественные показатели состояния войск (сил) согласно требованиям руководящих документов, подкрепленные конкретными примерами (недостатками);

краткий анализ и основные причины имеющихся недостатков;

предложения по решению имеющихся проблем;

вывод и оценку.

Материал должен быть:

конкретным, лаконичным, логично выстроенным;

понятным (за что, кому и до какого уровня снижена оценка);

кратким (содержать сведения только по проверяемым формированиям).

Недостатки, устраненные в ходе проверки, в документах не отражаются, кроме наиболее важных с пометкой «устранено в ходе проверки». По результатам этой работы определяется качество организаторской деятельности командования по оперативному устранению выявленных недостатков.

Командующие (командиры, начальники) и начальники штабов проверяемых воинских формирований до проведения разбора под роспись знакомятся с содержанием выводов (акта) по результатам проверки. Возникающие вопросы обсуждаются в рабочем порядке.

До проведения общего разбора проверки объединения (соединения) старшими групп проводятся частные разборы в соединениях (воинских частях) и органах управления. Председатель комиссии (старший группы проверки) заблаговременно (не менее чем за двое суток) доводит до проверяемого командующего (командира, начальника) категорию должностных лиц, привлекаемую на разбор, форму одежды. Начальник штаба комиссии (группы проверки) организует подготовку помещения, демонстрационных материалов и учебных пособий для проведения разбора, докладывает о готовности руководителю проверки.

После завершения проверки войск (сил) лицу, организовавшему проверку, представляется доклад с конкретными предложениями и проект приказа (директивы) о результатах проверки войск (сил).

С получением из проверенных воинских формирований планов устранения выявленных недостатков (докладов) осуществляется контроль их исполнения.

Таким образом, работа в войсках (силах) должна носить позитивный характер, а ее эффективность определяться объективностью оценки их состояния, устранением выявленных недостатков и реализацией указаний старшего начальника по решению проблемных вопросов.

В ходе работы в войсках (силах) необходимо сочетать требовательность и доброжелательность, принципиальность и внимание к проверяемым. Только совместной активной работой с проверяемыми командующими (командирами, начальниками) можно добиться позитивного изменения состояния войск (сил).

И в этой связи представляется целесообразной работа всех заинтересованных должностных лиц по дальнейшему развитию нормативной и методической базы по организации и проведению проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации