ЛЕКЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 2(19)/2007

 Е.А. ГОРЫНИНА

«ЛЕКЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ» КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ

Лекционный метод проведения занятий в высшем учебном заведении является основным, а многолетний опыт работы в военном вузе свидетельствует о том, что курсанты 1-х курсов наиболее сложно адаптируются к этому виду занятий. В большей мере это относится к тем дисциплинам, изложение материала которых требует большого количества иллюстраций и чертежей, что одинаково трудоемко как для преподавателей, так и для курсантов.

Кроме того, многочисленные изменения в учебных программах, сводящиеся из года в год к уменьшению учебного времени, но предписывающие уложить в это «прокрустово ложе» весь комплекс знаний предмета, делают проблематичным решение основной задачи обучения. И, если в повсеместной практике возрастает нагрузка на обучаемых за счет домашних заданий (самоподготовки), то перед лектором стоит труднейшая задача. Несоответствие количества информации и учебного времени предполагает поиск новых решений.

Обилие нового материала, неумение выделить главное в потоке информации, грамотно записать и сделать точные рисунки быстро приводят к перегрузкам и переутомлению, что, в свою очередь, приводит к ослаблению внимания. Внимание, как известно, организует всякую психическую деятельность, а «его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется»1. Диспропорция между темпом изложения материала и темпом его конспектирования также способствует ухудшению восприятия, неспособности к осмыслению материала лекции в ее процессе, ослаблению мотивации и другим негативным последствиям.

Многочисленные технические средства обучения могут облегчить жизнь преподавателю, в отношении курсантов все остается по-прежнему.

Результатом является, в лучшем случае, неполный конспект, в худшем - полная утрата интереса к предмету и даже стойкое его неприятие.

Между тем, внешними характеристиками профессионально-ориентированных технологий обучения2 являются:

- результативность;

- экономичность (в единицу времени эффективно усваивается больший объем учебного материала);

- эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, без перегрузок и переутомления);

- создание высокой мотивации к изучению предмета (что позволяет раскрыть резервные возможности обучаемых).

Кроме того, одним из специфических принципов инженерной педагогики3 является «мини-макс» - достижение максимально возможного в данных условиях и обстоятельствах результата при минимальных затратах.

Мультимедийные технологии, обладая несомненными достоинствами и облегчая труд преподавателя, обнаруживают при этом следующие недостатки, отмеченные В.Г. Зайцевым и С.Ю. Семеновой4:

1. При чтении лекции с мелом у доски студент, повторяя построения за преподавателем, последовательно выполнял решение. При чтении лекций с использованием компьютера через проектор, студент видит на экране готовое задание. Безошибочно перечертить его могут, как показал опыт, далеко не все студенты. Кроме того, нарушаются пропорции, меняется условие задачи, и студент не может уже проследить ход ее решения.

2. Студенты затрачивают больше времени на выполнение чертежей и рисунков, не успевают осмысливать новый материал. Если понятия и определения написаны на экране, студент уже не слушает лекцию, а начинает списывание с экрана. Вероятно, срабатывают школьные стереотипы.

3. В лекционной аудитории приходится уменьшать освещение, чтобы изображение на экране было резким и четким, а значит, у студентов увеличивается нагрузка на глаза, сложнее записывать конспект лекций.

Устраняя эти недостатки, авторы идут по пути создания готового конспекта лекций. На наш взгляд, обучающиеся должны приобретать навыки конспектирования в процессе обучения, а вышеуказанные трудности устраняются структурой разработанной и предлагаемой читателю ««Лекционной рабочей тетради»«.

Таким образом, исходный замысел «Лекционных рабочих тетрадей» - применительно к курсу по «Начертательной геометрии» возник, с одной стороны, как инструмент, максимально облегчающий труд преподавателя и курсантов, с другой - как средство, способствующее улучшению восприятия, концентрирующее внимание и усиливающее его устойчивость и повышающее учебную мотивацию. Несмотря на многообразие существующих в педагогической практике рабочих тетрадей, аналогов задуманной авторами «Лекционной рабочей тетради» на момент ее разработки мы не встретили.

Структура предлагаемой «Лекционной рабочей тетради» такова:

1. Введение.

2. Матрицы лекций.

3. Матрицы заданий для самостоятельной работы.

Во введении изложен порядок изучения дисциплины, дан перечень графических работ и указана отчетность за семестр.

Матрица лекции включает:

-название темы;

-название лекции;

-названия разделов лекции;

-краткий вспомогательный текст;

-неполные рисунки и чертежи, которые дополняются курсантами во время лекции;

-новые термины и понятия, выделенные крупным шрифтом или разрядкой.

Все названия основных определений, которые нужно законспектировать обязательно, напечатаны в тетради, а сами определения курсант записывает в ходе лекции. Таким образом, ни одно из них не будет упущено при недостатке навыков конспектирования лекций и неумении выделять главное. Кроме того, курсант, пропустивший лекцию по причине наряда, болезни и т.д., сможет самостоятельно восстановить ее материал в полном объеме. Ниже приведен фрагмент матрицы лекции.

ЛЕКЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ

Матрица задания для самостоятельной работы служит для закрепления материала лекции и состоит из индивидуального для каждого курсанта набора позиционных и метрических задач (с указанием литературы). Следует отметить, что матрицы заданий для самостоятельной работы были введены в состав «Лекционной рабочей тетради» после года ее апробации. На наш взгляд, это способствует правильному и, что самое главное, вполне самостоятельному выполнению этой работы курсантом, т.к. все ответы на поставленные вопросы находятся в материале предыдущей лекции.

Ниже приведен фрагмент матрицы задания для самостоятельной работы.

ЛЕКЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ

Одной из гипотез нашего исследования является утверждение о том, что «Лекционная рабочая тетрадь» способствует улучшению восприятия, усилению и концентрации внимания. Как известно, познавательные функции человека - восприятие, внимание, воображение, память и мышление5. Так как главный акцент в нашей работе ставился на усилении и концентрации внимания, остановимся подробнее на этой функции познания. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте6. Целью внимания является улучшение деятельности всех познавательных процессов.

Выделяют три основных вида внимания:

-     непроизвольное;

-     произвольное;

-     постпроизвольное.

Непроизвольное внимание вызывается любым новым интересным для человека объектом. Фиксация внимания на таких объектах не зависит от воли человека.

Произвольное внимание - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направлено.

Произвольное внимание развивается из непроизвольного. В то же время произвольное внимание переходит в непроизвольное, уже не требуя специальных усилий.

Произвольность определяется не только отбором нужной информации и направлением внимания на значимый объект, но и возможностью удержания объекта до завершения действия с ним, т. е. сохранением контроля за протекающим действием. На эту существенную роль внимания сделан акцент в концепции П. Я. Гальперина.

Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий.

Основными характеристиками внимания являются:

- объем;

- устойчивость;

- концентрация;

- переключение;

- распределение.

Объем внимания - это количество объектов, которое может восприниматься нашим сознанием одновременно. Объем внимания зависит от психофизиологических характеристик человека и приобретенного им в процессе деятельности опыта.

Устойчивость внимания - это способность в течение длительного времени сохранять сосредоточение на одном и том же объекте. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствия, получаемого им в процессе выполнения ее, и от результата.

Концентрация внимания - это умение наиболее быстро сосредотачиваться на наиболее важных и значимых объектах с одновременным отвлечением от второстепенных.

Устойчивость внимания и его концентрация тесно связаны между собой. Очень трудно концентрировать внимание, если не развита способность удерживать его на объекте восприятия до выполнения задачи.

В ходе обучения приходится постоянно менять объекты, на которые направлено внимание курсантов, т. е. переключать их внимание. Переключение внимания, которое не следует смешивать с отвлечением внимания, это переход от одного объекта внимания к другому, более значительному в данный момент. Основной смысл переключения внимания заключается в том, чтобы всегда знать, на чем, когда и на какое время сосредоточить свое внимание7.

Под распределением внимания понимается способность одновременно выполнять два или несколько различных действий. Оно возможно только тогда, когда одно из осуществляемых действий выполняется курсантом автоматически. В этом случае основное действие находится в центре внимания, другое, автоматическое, лишь контролируется сознанием.

Остановимся на двух характеристиках внимания: устойчивости и концентрации.

Процесс, с помощью которого формируется произвольное внимание, может быть облегчен, если создать эмоциональную насыщенность и придать интерес вещам, которые сами по себе неинтересны. Необходимо также иметь в виду закон Титченера, который гласит: произвольное внимание, раз установленное, функционирует далее как непроизвольное.

Длительные усилия, необходимые для поддержания внимания, могут приводить к эмоциональной напряженности, способствовать развитию утомления, что, в свою очередь, приводит к снижению внимания.

В контексте вышеизложенного «Лекционная рабочая тетрадь» способствует устойчивости и концентрации внимания по следующим параметрам:

- при отвлечении внимания курсанту легко продолжить конспектирование лекции;

- неполные рисунки и чертежи дают возможность правильно и точно завершить их без излишней траты времени;

- устранение диспропорции между темпом изложения учебного материала и темпом его конспектирования создает обстановку положительного эмоционального микроклимата, без перегрузок и переутомления, что, в свою очередь, способствует устойчивости внимания.

Следующий аспект гипотезы исследования - «Лекционная рабочая тетрадь» способствует учебной мотивации. Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для представителей профессий социономического типа, где главным объектом труда является человек. Никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с обучаемым невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми действиями могут стоять совершенно различные причины, т. е. мотивация этих действий может быть абсолютно разной.

В современной психологии существуют разночтения трактовки определения мотива.

Остановимся на простом определении, данном группой авторов (А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум). Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности, а мотивация - совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности8. Стремление кпознанию и пониманию - когнитивная потребность человека, которая связана со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному. Реализация когнитивной потребности не сводится только к приобретению новой информации. Человек стремится также к пониманию, к систематизации, анализу фактов и выявлению взаимосвязи между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями тоже иерархичны, т.к. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Центральное место среди форм развития мотивации и формирования мотива занимает интерес. Интерес - значимое желание, выражающее познаваемость предметов нужды, глубокое опредмечивание потребностей как развивающихся отношений и вызывающих систему действий по достижению целей9. Именно интерес и заинтересованность в силу своей целенаправленности придают мотивационному процессу зрелость, выраженную возможностями и способностями выбора.

С этой точки зрения применение «Лекционной рабочей тетради» выявляет следующие результаты:

- она гармонизирует зрительное и слуховое восприятие излагаемого материала, что улучшает его восприятие, с которым тесно связано понимание, а «проблема понимания напрямую связана с учебной мотивацией»10;

- созданный на лекции положительный эмоциональный микроклимат способствует сохранению интереса к предмету, что способствует учебной мотивации.

Гипотеза о роли «Лекционной рабочей тетради» по начертательной геометрии в повышении эффективности обучения была апробирована в восьми отделениях Челябинского военного авиационного института штурманов и в двух группах Южно-Уральского профессионального института и заочного отделения Московского института легкой промышленности. Курсантам и студентам в целях выяснения их мнения о роли «Лекционной рабочей тетради» была предложена анкета со следующими вопросами:

1. Активизирует ли Ваше внимание на лекции использование рабочей тетради?

2. При пользовании «Лекционной рабочей тетрадью» лекционный материал запоминается лучше, нежели без нее?

3. Запоминается ли быстрее и легче новая терминология при пользовании «Лекционной рабочей тетрадью»?

4. Легче ли восстановить пропущенный материал при отвлечении внимания во время лекции?

5. Появляется ли у Вас время для осмысления материала лекции при пользовании «Лекционной рабочей тетрадью»?

6. Считаете ли Вы, что подобные лекционные тетради нужны при изучении других предметов?

В опросе принимало участие 192 курсанта и 23 студента. Результаты опроса курсантов приведены в табл. 1.

ЛЕКЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ

Как видно из таблицы, подавляющее число респондентов дало положительные отзывы о роли «Лекционной рабочей тетради». Студенты не дали ни одного отрицательного ответа на предложенные вопросы и высказались за создание «Лекционных рабочих тетрадей» практически по всем предметам. На наш взгляд, это целесообразно для таких предметов, как инженерная графика, сопромат, бомбометание и других специальных дисциплин, изложение материала которых требует большого количества иллюстраций и чертежей.

И, что самое главное, - при использовании «Лекционной рабочей тетради» число неуспевающих курсантов резко сократилось.

Мнения же педагогов, как и следовало ожидать, разделились. Противники данного метода считают, что «это тетрадь для лентяев».

Как это ни парадоксально, но именно этот метод позволяет выявить злостных лентяев. Такие курсанты при выполнении заданий для самостоятельной работы задают преподавателю бесконечное число вопросов вместо того, чтобы воспользоваться конспектом лекции. Кроме того, при проверке «Лекционной рабочей тетради» именно у этих курсантов конспекты все-таки остаются неполными, а в крайнем случае - и вообще пустыми.

Практика рассматриваемого нами метода позволила выявить следующие дидактические функции «Лекционной рабочей тетради»:

- организующая;

- инновационная;

- контролирующая;

- обучающая;

- самоконтролирующая;

- воспитывающая.

По отношению к преподавателю и обучаемому их можно разделить на два класса ( схема 1):

ЛЕКЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ

Организующая функция для преподавателя определяется реализацией системного подхода к разработке «Лекционной рабочей тетради», к структуриализации лекции, к проведению лекций и практических занятий: курсантам помогает включиться в учебный процесс в любой момент при непроизвольном отвлечении внимания, устраняет диспропорцию между темпом изложения материала и темпом его конспектирования.

Инновационная функция проявляется в неординарной форме обучения с учетом специфики предмета, позволяющей достичь максимально возможного в данных условиях и обстоятельствах результата при минимальных затратах как со стороны преподавателя, так и курсантов.

Обучающая функция - «Лекционная рабочая тетрадь» улучшает восприятие, помогает не упустить главное в излагаемом материале, способствует осмыслению материала лекции в ее процессе.

Контролирующая функция «Лекционной рабочей тетради» заключается в том, что при ее проверке выявляются недобросовестные и просто ленивые курсанты.

Самоконтролирующая функция «Лекционной рабочей тетради» заключается в том, что курсант, решая задачи, размещенные в матрице заданий для самостоятельной работы, тут же может себя проконтролировать, просмотрев материал предыдущей лекции, в котором приведены аналогичные примеры. Это стимулирует более высокий уровень усвоения знаний и способствует их закреплению.

Воспитывающая функция заключается в привитии курсантам навыков аккуратного и грамотного конспектирования лекции.

В процессе экспериментальной апробации выявлено, что «Лекционная рабочая тетрадь»:

- способствует ускорению темпа обучения;

- гармонизируя зрительное и слуховое восприятие излагаемого материала, способствует эффективности его усвоения;

- позволяет устранить диспропорцию между темпом изложения учебного материала и его конспектированием и, в конечном итоге, его усвоением;

- освобождает время на осмысление материала в ходе лекции;

- при пропуске занятий по разным причинам позволяет в полном объеме восстановить материал лекции;

- помогает без излишней траты времени правильно и точно выполнить рисунки;

- помогает не упустить главное в потоке информации;

- при непроизвольном отвлечении внимания легко продолжить конспектирование лекции в нужном месте;

- усиливает устойчивость и концентрацию внимания;

- учитывая довольно низкий уровень грамотности бывших выпускников школ, позволяет преподавателю в меньшей степени акцентировать внимание на правильности написания новых специфических терминов;

- создает на лекции положительную эмоциональную атмосферу, в которой каждый курсант чувствует себя спокойно и уверенно.

Все это говорит о том, что «Лекционная рабочая тетрадь» является фактором повышения эффективности обучения.

Использование данного метода, с одной стороны, увеличивает учебную и методическую нагрузку на преподавателя, с другой - облегчает процесс преподавания, причем достигается максимально возможный в данных условиях и обстоятельствах результат при минимальных затратах как со стороны преподавателя, так и со стороны курсантов.

Представляется, что использование «Лекционной рабочей тетради» является целесообразным в преподавании дисциплин, связанных с обилием визуального восприятия (технической механики, бомбометания, самолетовождения и других спецдисциплин).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.   Гальперин П. Я. К проблеме внимания //Психология внимания. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ОМЕГА-Л, 2005.- С. 534-542.

2.   Дмитриева Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. 2004, №2.- С.54-59.

3. Кирсанов А. А. Понятийно-терминологическая специфика инженерной педагогики // Педагогика. 2001, №3.- С.21-27.

4. Зайцев В. Г., Семенова С. Ю. Лекции по «начертательной геометрии» с использованием мультимедийных технологий. // Актуальные проблемы графической подготовки в высшем профессиональном образовании. Тезисы докладов Всероссийского совещания заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин вузов РФ. Казань, КГТУ, 21 - 24 июня 2006. -С. 94-96.

5. Немов Р. С. Психология, книга 2. М.: Владос, 1998. -496 с.

6. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2001. - 480 с.

7. Корчемный П. А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1966. -136 с.

8.   Реан А. А., Бордовская Н. В. , Розум С. И. Психология и педагогика. СПб, 2000. - 432 с.

9. Мезенцев Ю. Л. Проблема «интереса» в социальной философии. Социальная философия в конце XX века. М., 1992. - С.155-157.

10. Саранцев Г.И. Диалектический подход к осмыслению категории «знание». // Педагогика. 2001, №3.- С.10-16.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации