МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(18)/2007

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

П.М. ЛАПУНОВ, кандидат военных наук,

полковник И.А. ШАПОВАЛОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года предусматривалось «...До конца 2004 года разработать и в установленном порядке ввести единую систему планирования военного строительства в Российской Федерации. В основу планирования положить программно-целевой метод1...». В этой связи отмечается рост количества федеральных целевых (государственных) программ, в которых принимает участие Министерстве обороны, расширяется сфера применения программно-целевых методов и в планировании строительства и развития Вооруженных Сил.

Однако, по мнению авторов, до настоящего времени не удалось выстроить прагматичную по содержанию, взаимообусловленную и взаимосвязанную систему ведомственных целевых программ, обеспеченных ресурсами и охватывающих все, или, по крайней мере, основные виды деятельности Министерства обороны и, соответственно, доминирующую часть расходов.

Это подтвердила и состоявшаяся 18 июля 2006 года в Министерстве обороны межведомственная военно-научная конференция по вопросам совершенствования военного планирования на основе программно-целевого метода и разработке (уточнении) соответствующей нормативной правовой базы. Конференция позволила впервые увидеть проблему в целом, понять, насколько она трудоемка и многогранна, выработать согласованные пути решения ряда проблемных вопросов. Одним из таких вопросов является построение системы ведомственных целевых программ Министерства обороны.

Деятельность и бюджетные расходы Министерства обороны направлены, главным образом, на строительство и развитие Вооруженных Сил в интересах обороны и безопасности Российской Федерации. Следовательно, система ведомственных целевых программ Министерства обороны должна быть направлена, преимущественно, на подготовку Вооруженных Сил к вооруженной защите Российской Федерации и отвечать ряду функциональных требований, главными из которых являются:

охват всех задач (оперативных планов), возложенных на Вооруженные Силы «снизу доверху», их взаимную увязку и целостность;

охват всего процесса планирования строительства Вооруженных Сил, по функциям и иерархиям (функциональным компонентам ВС - группировкам войск (сил) и структурным компонентам ВС - видам и родам войск ВС);

строгое соответствие между структурой ведомственных целевых программ, планирующими органами и исполнителями;

возможность своевременной корректировки (согласования) целевых программ на всех этапах их разработки, при этом количество планирующих документов должно строго соответствовать реальной потребности (сведено к минимуму);

обеспечение всестороннего контроля подготовки и исполнения целевых программ и эффективное распределение ограниченных ресурсов между программами и программными мероприятиями.

Перечисленные выше требования носят характер необходимых условий для формирования системы ведомственных целевых программ Министерства обороны. При этом предлагаемая система ведомственных целевых программ должна стать основой среднесрочного планирования и органично дополнять (вписаться) действующую систему планирования строительства Вооруженных Сил.

Методическую основу действующей системы планирования составляют два относительно самостоятельных, но взаимообусловленных направления - подсистема организационного строительства Вооруженных Сил и подсистема военно-технического оснащения. В настоящее время эти направления возглавляются разными планирующими органами: Генеральным штабом (ГОУ и ТОМУ) и аппаратом заместителя министра обороны (Управление начальника вооружения ВС РФ) и имеют существенные отличия методологического характера.

Главное отличие заключается в том, что планирование организационного строительства Вооруженных Сил, итоговым документом которого является План строительства Вооруженных Сил, далее План строительства, разрабатываемый на 5 летний период, осуществляется методом, который применительно к экономике может быть назван методом «отраслевого планирования», так как преимущественно базируется на предложениях видов (родов войск) Вооруженных Сил. Планирование военно-технического оснащения осуществляется программно-целевым методом на основе комплексных целевых программ, объединенных в Государственную программу вооружения (ГПВ), утверждаемую Председателем Правительства Российской Федерации.

В настоящее время ГПВ представляет собой долгосрочный план работ (на 10 летний период) по созданию, производству и поддержанию в боеготовом состоянии вооружения, военной и специальной техники, обеспечивающих решение задач военной организацией государства. Важнейшей особенностью разработки ГПВ является реализация принципа «скользящего» планирования (программы вооружения на первые 5 лет разрабатываются детально, на последующие 5 лет - в укрупненных показателях). Это позволяет периодически корректировать программные мероприятия и осуществлять детальную разработку программ на последующие 5 лет и распределение бюджетных средств по программным мероприятиям с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов.

Вместе с тем на реализацию всесторонне обоснованных программ вооружения и мероприятий ГПВ отрицательное влияние может оказывать и оказывает недостаточная обоснованность отдельных мероприятий организационного строительства и Плана строительства в целом, то есть разбалансировка ГПВ и Плана строительства, главным образом, по ресурсному (финансовому) обеспечению. Особенно отчетливо это проявилось в 1991-2000 гг., когда на текущие расходы, главным образом на содержание личного состава, затрачивалось до 70% бюджетных средств2. Фактически происходило «проедание» основной части выделенных Министерству обороны ассигнований. В силу этого ГПВ и План строительства изначально не выполнялись.

Даже в относительно благоприятные, с точки зрения бюджетного финансирования ВС РФ, годы финансирование мероприятий ГПВ в 2004-2005 годах было существенно снижено, относительно запланированных объемов (рис. 1).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общее недофинансирование мероприятий ГПВ-2010 по итогам 2001 - 2005 гг. составило 132 млрд рублей (более 17%)3. В 2005 году, например, в процессе исполнения бюджета объем ассигнований, определенный Министерству обороны, несколько раз корректировался в сторону увеличения и с учетом дополнительного выделения средств составил более 603,5 млрд рублей. Однако даже в этом случае мероприятия ГПВ были недофинансированы на 55,5 млрд рублей.

Несомненно, главная причина кроется в том, что бюджетные расходы по разделу «Национальная оборона» в 2001-2005 гг. оставались на уровне 2,7-2,8% ВВП, в то время как в соответствии с «Основами государственной политики Российской Федерации по развитию Вооруженных Сил до 2005 года» должны были увеличиться с 2,65% ВВП в 2001 году до 3,14 % в 2005 году4. Среди других причин следует отметить и рост бюджетных расходов, обусловленный активизацией оперативной и боевой подготовки войск (сил) в 2005 году и проведением мероприятий по улучшению материального положения военнослужащих5, которые в полном объеме не были предусмотрены Планом строительства.

Следует также отметить, что существующая система планирования отличается недостаточной адаптивностью, а процедуры внесения корректировок в действующие плановые документы в недостаточной степени проработаны и формализованы, что не позволяет своевременно корректировать (вносить изменения) действующие планы и целевые программы и именно этим объясняются столь значительные масштабы рассогласования.

Таким образом, повышение уровня реализуемости ГПВ и Плана строительства возможно только на основе объединения в единый контур управления процедур обоснования мероприятий организационного строительства и военно-технического оснащения Вооруженных Сил и их строгое соответствие перспективным бюджетным проектировкам.

С учетом изложенного, разрабатываемая система ведомственных целевых программ Министерства обороны должна охватывать преимущественно область организационного строительства Вооруженных Сил, и дополнять (быть в максимальной степени согласованной) по целям, решаемым задачам, срокам их достижения и ресурсам с той частью программ вооружения ГПВ, заказчиком которых является Министерство обороны. Это обеспечит взаимную увязку и целостность двух взаимообусловленных, но относительно самостоятельных направлений планирования строительства Вооруженных Сил.

В этой связи разработку всех ведомственных целевых программ планирования строительства Вооруженных Сил целесообразно осуществлять при руководящей роли Министерства обороны под руководством заместителя министра обороны, непосредственно отвечающего за планирование строительства и развития Вооруженных Сил. При этом Генеральный штаб, являясь основным органом оперативного управления Вооруженными Силами, осуществляющим координацию деятельности других войск, воинских формирований и органов в области обороны, должен определять требования, которым должны отвечать Вооруженные Силы, конкретизировать цели и задачи их строительства, а также необходимые для решения возложенных задач группировки войск (сил) и средств. Это позволит строго согласовывать стратегическое планирование и планирование строительства ВС по решаемым задачам в единой общегосударственной системе программно-целевого планирования военного строительства, распределения и использования выделяемых ресурсов.

Предлагаемое перераспределение функций управления ведет к созданию в рамках Министерства обороны специального органа, возглавляемого одним из заместителей министра обороны. Главной задачей создаваемого органа должна быть организация разработки системы ведомственных целевых программ Министерства обороны, их взаимная увязка на основе единых целевых установок, исходных данных и межвидовых оптимизационных процедур и формирование Плана строительства, который, по нашему мнению, как и ГПВ, целесообразно разрабатывать на десятилетний период.

Структурно План строительства, по нашему мнению, должен представлять комплекс взаимосвязанных общими замыслом, целью, задачами и выделяемыми ресурсами документов. Главными из них могут быть:

  1. Общая оперативно-стратегическая и ресурсно-экономическая часть Плана строительства;

  2. Система ведомственных целевых программ, охватывающих все задачи, решаемые МО РФ, в части касающейся, планирования строительства Вооруженных Сил по функциям и иерархиям (как по функциональным компонентам ВС - группировкам войск (сил), так и по структурным компонентам ВС - видам и родам войск ВС);

3. Федеральные целевые (государственные) программы, в которых участвует Министерство обороны (только в качестве составной (ведомственной) части соответствующей федеральной (государственной) целевой программы, реализуемой Министерством обороны).

В состав общей оперативно-стратегической и ресурсно-экономической части Плана строительства должен входить Замысел строительства и развития ВС РФ на плановый период. В нем могут отражаться:

цель строительства и развития (в качестве которой выступает облик ВС, который должен быть сформирован к моменту завершения планового периода);

задачи ВС, решением которых достигается цель их строительства и развития;

приоритеты в строительстве и развитии ВС, которые определяют периодизацию Плана строительства;

основные этапы строительства и развития ВС с указанием промежуточных целей и задач.

Общая оперативно-стратегическая и ресурсно-экономическая часть Плана строительства, по нашему мнению, должна разрабатываться Генеральным штабом ВС РФ при активном участии главных штабов (штабов) видов и родов войск ВС и штаба Тыла ВС РФ, рассматриваться в Правительстве РФ (в части расходов) и Совете безопасности, после чего утверждаться Президентом РФ.

Систему ведомственных целевых программ целесообразно разрабатывать органами военного управления, отвечающими за развитие соответствующих структурных элементов облика ВС, под непосредственным руководством заместителя министра обороны по вопросам планирования строительства и развития Вооруженных Сил.

Учитывая, что Вооруженные Силы представляют собой сложную «организационно-техническую систему», имеющую многоуровневую иерархическую структуру, основу Плана строительства должны составлять многоуровневые ведомственные целевые программы Министерства обороны. Каждая из них должна представлять собой комплекс взаимоувязанных мероприятий (видов деятельности), направленных на строительство и развитие воинских формирований различного уровня от межвидового объединения стратегического уровня до отделения (экипажа, расчета и даже одиночного военнослужащего) включительно, в интересах решения комплекса задач, по признаку общности их целевого назначения.

Следовательно, ведомственные целевые программы Министерства обороны, в отличие от ведомственных целевых программ других главных распорядителей средств федерального бюджета, требования к которым изложены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 должны быть многоуровневыми, предназначенными для решения не одной конкретной задачи, стоящей перед Министерством обороны, а комплекса задач различных уровней, по признаку общности их целевого назначения.

Уровни предлагаемой системы ведомственных целевых программ Министерства обороны:

1-й уровень (целевые программы) развития межвидовых воинских формирований стратегического уровня, по признаку общности их целевого назначения (вида деятельности, осуществляемого в масштабе Вооруженных Сил);

2-й уровень (подпрограммы) развития воинских формирований оперативно-стратегического (оперативного) уровня, по признаку видовой (родовой) принадлежности (вида деятельности, осуществляемого в масштабе вида (рода) войск ВС);

3-й уровень (разделы подпрограмм) развития однотипных соединений и воинских частей, по признаку общности их целевого назначения и видовой (родовой) принадлежности (вида деятельности тактического уровня);

4-й уровень (подразделы) развития воинских подразделений, объединенных по признаку общности их целевого назначения и видовой (родовой) принадлежности (вида деятельности);

5-й уровень (программные элементы или формы) виды подготовки (обеспечения) личного состава, и деятельности военнослужащих (гражданского персонала).

Если обратиться к отечественному опыту разработки целевых программ вооружения (военно-технического оснащения), то можно отметить, что и они, изначально, подразделялись на 5 уровней. К ним можно отнести: подпрограммы вооружения; сложные системы вооружения; комплексы вооружения; образцы вооружения и комплектующие. Отечественный опыт перехода на программно-целевое планирование военно-технического оснащения Вооруженных Сил таит поучительные моменты и в части организации разработки ведомственных целевых программ, и их военно-научного сопровождения. Их учет, по мнению авторов, позволит избежать повторения ошибок, существенно сократит сроки перехода на программно-целевой метод и повысит качество разработки многоуровневых ведомственных целевых программ строительства Вооруженных Сил.

Во-первых, - переход на программно-целевой метод планирования весьма длительный и трудоемкий процесс. Достаточно вспомнить, что первая программа вооружения, разработанная на 1976-1980 гг., была названа «учебной». А на полный переход к системе программно-целевого планирования развития ВВТ даже в советское время - благоприятное с точки зрения финансирования строительства Вооруженных Сил, потребовалось около 10 лет (межвидовые оптимизационные процедуры в полном объеме были задействованы только при разработке Программы вооружения на 1981-1990 гг.).

Во-вторых, - проблему перехода на программно-целевой метод планирования военно-технического оснащения Вооруженных Сил удалось решить, только сформировав аппарат заместителя министра обороны СССР по вооружению и создав в 1977 году ЦНИИ - головную межвидовую научно-исследовательскую организацию в области программно-целевого планирования. Эта, созданная еще в советское время, система заказов вооружения с небольшими изменениями сохранилась до настоящего времени и представлена на рис. 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Многоуровневые ведомственные целевые программы Министерства обороны, являющиеся основой Плана строительства, должны базироваться на официально принятых доктринальных взглядах на цели и предназначение Вооруженных Сил (руководящих принципах), изложенных в действующих нормативных правовых документах по вопросам обороны и безопасности и вытекающих из них задачах Вооруженных Сил.

Установление стратегических целей строительства и развития Вооруженных Сил является исходным и одним из наиболее сложных этапов формирования системы многоуровневых ведомственных целевых программ Министерства обороны. Трудности данного процесса обусловлены наличием существенных неопределенностей (главным образом военно-политического и социально-экономического характера), имеющих место в действующих нормативных правовых документах: Концепции национальной безопасности (Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24) и Военной доктрине Российской Федерации (2000 г.). В частности в них нет определенности с прогнозируемыми угрозами и вытекающими из них целевыми установками строительства и развития Вооруженных Сил.

«Туман» в целевых установках перспективного строительства Вооруженных Сил в последнее время стал рассеиваться, а цели стали приобретать вполне конкретные очертания. Так, в своем послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 года Президент Российской Федерации В.В. Путин впервые заявил, что Вооруженные Силы должны быть способны «одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах..., всегда готовы отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма».

Достижение указанных стратегических целей не сиюминутно решаемая задача, а магистральное направление не перспективу 15-20 лет и более. Вся система многоуровневых ведомственных целевых

программ Министерства обороны должна представлять собой комплекс увязанных по решаемым задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления организационных, оперативных, научно-исследовательских, экспериментальных, опытно-конструкторских, учебно-боевых, технических и других мероприятий, обеспечивающих поэтапное достижение стратегических целей.

С учетом изложенного основу системы многоуровневых ведомственных целевых программ Министерства обороны могут составлять 12 программ первого уровня, в том числе:

1. Ведомственная целевая программа развития Стратегических сил сдерживания. Целевой установкой перспективного развития группировок ССС является сдерживание агрессии глобального масштаба и, в случае необходимости, гарантированное нанесение заданного ущерба любому агрессору или коалиции государств-агрессоров в глобальном военном конфликте. В данную программу целесообразно включить подпрограммы:

развития стратегических наступательных сил: - ядерных - (РВСН, АСЯС и МСЯС), а также неядерных сил, имеющих на вооружении высокоточное оружие большой дальности;

стратегических оборонительных сил: предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства;

соединений, воинских частей и объектов ядерно-технического обеспечения (12 ГУ МО).

2. Ведомственная целевая программа развития Сил общего назначения. Целевой установкой перспективного развития группировок СОН является способность ВС РФ решать задачи в военном конфликте регионального масштаба, в нескольких локальных конфликтах на континентальных и морских (океанских) ТВД. Кроме того, в составе СОН, по нашему мнению, целесообразно иметь группировку войск (сил) в наибольшей степени подготовленную для борьбы с международным терроризмом, которую можно было бы называть силами специальных операций. В структуру данной программы целесообразно включить подпрограммы:

развития региональных войск (сил) и территориальных войск в границах регионов и соответствующих морских (океанских) зон, в том числе по видам ВС РФ: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-Морской Флот;

развития сил специальных операций, в том числе: Воздушно-десантных войск; соединений и воинских частей морской пехоты ВМФ; специально выделенных воинских частей (подразделений) ВВС; специальных войск; войск, не входящих в виды Вооруженных Сил;

развития сил ВТА, обеспечивающей межрегиональный (межтеатровый) маневр войсками (силами), другие возложенные задачи.

3. Ведомственная целевая программа формирования стратегических резервов, включающая подпрограммы:

формирования резервных формирований;

накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов;

накопления и содержания запасов основного вооружения;

накопления и содержания запасов материальных средств.

4. Ведомственная целевая программа развития системы управления ВС и специальных войск - связи, разведки и РЭБ, включающая подпрограммы: развития органов и пунктов управления МО РФ и ГШ ВС РФ; специальных войск связи; специальных войск разведки; специальных войск РЭБ.

5. Ведомственная целевая программа развития специальных войск оперативного обеспечения, включающая подпрограммы развития специальных войск7: инженерных; радиационной, химической и бактериологической защиты; гидрографических; гидрометеорологических (метеорологических); поисково-спасательных; воздухоплавательных; топогеодезических.

6. Программа комплектования и подготовки военных кадров, включающая подпрограммы:

комплектования войск (сил) офицерами и прапорщиками (мичманами);

комплектования войск (сил) сержантами и старшинами, солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту;

комплектования войск (сил) сержантами и старшинами, солдатами (матросами), проходящими военную службу по призыву;

подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу.

  1. Ведомственная целевая программа развития сил технического обеспечения8, включающая подпрограммы развития специальных войск по видам обеспечения: ядерно-технических; ракетно-технических; артиллерийско-технических; автобронетанковых; инженерно-авиационных; инженерно-технических; химико-технических.

  2. Программа развития специальных войск и служб Тыла ВС9, включающая подпрограммы второго уровня:

развития специальных войск - автомобильных, дорожных, железнодорожных, трубопроводных;

развития служб в составе Тыла ВС - материального обеспечения, военных сообщений, медицинской, ветеринарно-санитарной, военной торговли, экологической, пожарно-спасательной, местной обороны;

развития служб в составе ВВС - авиационно-технической, инженерно-аэродромной, электрогазовой, авиационного вооружения;

развития служб в составе ВМФ - автобронетанковой, поисково-спасательной.

9. Федеральная государственная программа вооружения (только в части программ вооружения, заказчиком которых является Министерство обороны, по своей сути - многоуровневых ведомственных целевых программ).

  1. Программа оперативного оборудования, расквартирования и обустройства войск, включающая подпрограммы: создания и инженерного обеспечения объектов военной инфраструктуры; расквартирования войск; оперативного оборудования (создания условий) для стратегического развертывания Вооруженных Сил.

  2. Программа развития научно-исследовательской и экспериментальной деятельности в области военного искусства, включающая подпрограммы: научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, испытательного комплекса Министерства обороны, разработки и внедрения инновационных военных технологий и др.

  3. Программа морально-психологического и социального обеспечения военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров, включающая подпрограммы второго уровня: морально-психологического обеспечения; денежного довольствия военнослужащих; реализации жилищных программ; пенсионного обеспечения; медицинского обслуживания и обеспечения; социальной адаптации военнослужащих и военных пенсионеров и др.

Предложенная система из 12 ведомственных целевых программ Министерства обороны, может делиться примерно на 70-75 подпрограмм, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на разделы, включающие однотипные соединения и воинские части, подразделы с однотипными подразделениями и программные элементы, которых, по нашему мнению, может насчитываться свыше 1600 единиц.

Столь сложная система ведомственных целевых программ определяется характером самих ВС, являющихся, как отмечалось выше, большой многоуровневой «организационно-технической системой», в которой четкое выделение отдельных подсистем и структурных элементов затруднено, так как они имеют «размытые», нечеткие границы.

Например, подразделения и воинские части войскового тыла являются частью специальных войск и служб Тыла ВС и одновременно являются неотъемлемой составной частью видов и родов войск Вооруженных Сил. Отсюда вытекает, что ряд мероприятий по совершенствованию видов и родов войск ВС, специальных войск и некоторые другие мероприятия могут быть рассредоточены по нескольким целевым программам.

Однако попытка сосредоточить в одной ведомственной целевой программе все мероприятия по развитию войск (сил) и вооружения, исходя из их функционального предназначения, то есть по видовому (родовому) принципу (виду деятельности), противоречит межвидовому характеру вооруженной борьбы и принципам создания и применения группировок войск (сил).

Очевидно, что сформировать столь сложную систему многоуровневых ведомственных целевых программ возможно, используя только самые современные технологии информационного обеспечения, разработки программ, автоматизированные базы данных и сетевые ресурсы. Учитывая, что существующая система планирования отличается недостаточной адаптивностью, а процедуры внесения корректировок в действующие плановые документы в недостаточной степени проработаны и формализованы, представляется необходимым упреждающее проведение комплексного научного исследования, направленного на формализацию процесса (описание с использованием математических методов) формирования всей системы целевых программ Министерства обороны и представление ее в виде автоматизированной подсистемы программно-целевого планирования развития Вооруженных Сил (автоматизированной базы данных), корректируемой на этапах разработки мероприятий, по мере принятия соответствующих решений.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации (2005), Российское военное обозрение, М., 2006.

  1. Там же.

  2. Военно-промышленный курьер, №9 (125), с.7, 2006.

  1. Выступление министра обороны РФ СБ. Иванова на совещании руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва, 9 ноября 2005 г.

  2. Под обликом ВС понимается совокупность количественно-качественных параметров (показателей), характеризующих: структуру ВС, видов и родов войск ВС, войск, не входящих в виды ВС, Тыла ВС; состав; численность в целом и по категориям военнослужащих, в том числе проходящих службу по призыву и контракту; техническую оснащенность вооружением и военной техникой (ВВТ), в том числе старого и нового поколения; системы управления, комплектования, прохождения военной службы, подготовки кадров, подготовки и накопления мобилизационных резервов (мобилизационных людских ресурсов и запасов материальных средств), инфраструктуру вооруженных сил и систему всестороннего их обеспечения; систему боевой и мобилизационной готовности ВС.

  3. Здесь и далее в программах 7,8,10 структура специальных войск и служб соответствует официальным данным МО РФ, приведенным в сборнике: Вооруженные Силы Российской Федерации (2005), Российское военное обозрение, М., 2006.

  4. Как составная (ведомственная) часть Федеральной (государственной) целевой программы технического обеспечения военной организации Российской Федерации.

  5. Как составная (ведомственная) часть Федеральной (государственной) межведомственной целевой программы тылового обеспечения военной организации Российской Федерации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации