МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ОБЛИКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 3(20)/2007

ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Полковник в отставке В.В. БАСКАКОВ,

доктор технических наук, профессор,

действительный член АВН

полковник Д.В. ГОРДИЕНКО,

доктор военных наук, старший научный сотрудник

полковник В.М. МАЛЕЕВ,

кандидат экономических наук

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ОБЛИКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Анализ методологической базы, используемой для решения проблемы экономического обоснования облика Вооруженных сил

В настоящее время методологии экономического обоснования строительства Вооруженных Сил уделяется достаточно большое внимание. Основополагающие проблемы военно-экономического анализа отдельных мероприятий строительства Вооруженных Сил рассмотрены в трудах ряда известных ученых и специалистов в области военно-экономических исследований.

Исследованиям в данной области посвящено много научных работ, проводимых в НИУ и ввузах Министерства обороны Российской Федерации, в организациях промышленности. В НИИ МО проводятся исследования по проблемным вопросам военно-экономического анализа планирования и реализации мероприятий строительства Вооруженных Сил. В частности, исследовались такие аспекты военно-экономического анализа, как оценка затрат на проведение отдельных мероприятий строительства ВС. Разрабатывались научно-методические основы военно-экономического анализа применительно к бюджетному планированию Минобороны России, а также рассматривались проблемы, связанные с военно-экономическим анализом мероприятий перевода частей и соединений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на контрактный способ комплектования должностей рядового и сержантского состава.

Однако, несмотря на осуществление выше указанных, достаточно солидных и масштабных работ, приходится констатировать, что до настоящего времени отсутствует в комплексной постановке и с системных позиций решение задачи разработки научно-методического аппарата экономического обоснования перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации.

Анализ методологической базы проведенных к настоящему времени исследований показывает, что она не в полной мере отвечает требованиям и особенностям предметной области в существующих в настоящее время условиях. Здесь следует напомнить, что предметной областью экономического обоснования облика ВС являются специфические экономические отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для реализации мероприятий по переводу облика ВС из существующего состояния в требуемое (желаемое). Это несоответствие определяется следующим:

1. Отсутствием полноты системного охвата предметной области.

2. Фрагментарностью и низкой чувствительностью методик.

3. Разнообразием и несогласованностью показателей и критериальной базы различных исследований, что обусловливает несопоставимость их результатов.

4. Разнообразием математических методов количественной оценки, что делает трудно сравнимыми получаемые результаты.

5. Отсутствием единого подхода к распределению затрат между мероприятиями.

Анализ разработанных методов исследования проблемы экономического обоснования строительства ВС показал, что в современных методических подходах не в полной мере учитываются системные взаимосвязи между элементами облика ВС (если облик ВС представить в виде сложной системы).

Каждая подсистема (элемент) облика ВС специфична по своему предназначению, созданию и использованию. Изучением проблем, связанных с развитием каждого элемента облика ВС, организацией его формирования, развития и функционирования занимаются различные органы военного управления с подчиненными им научными организациями. При обосновании структурных элементов (подсистем) облика ВС органы военного управления рассматривают только одну («курируемую» ими) подсистему облика ВС или ее часть, требуемое состояние которой находится в соответствии конкретному (статическому) состоянию других элементов. Характер взаимосвязей с другими элементами облика и формы их проявления не рассматриваются, так как выходят за функциональные рамки данных органов военного управления. Говоря военным языком, «стыки флангов» остались не прикрытыми. Следствием этого является планирование развития одного элемента (подсистемы) облика независимо от состояния других подсистем ВС.

Экономическое содержание данного недостатка заключается в том, что из поля зрения экономического анализа выпадает функция распределения (перераспределения) средств между элементами облика ВС в условиях ограниченных ресурсов на строительство ВС в целом. При планировании строительства ВС как единого целого и сбалансированного во внутреннем содержании организма данный недостаток может привести к нарушению баланса между элементами облика и, как следствие, к невыполнению целевой установки строительства ВС и неэффективному использованию выделенных средств. При рассмотрении различных вариантов проведения мероприятий строительства ВС оцениваются лишь затраты, необходимые непосредственно для их реализаций. Оценка возможных последствий и расходов, связанных с последующим функционированием или применением ВС, в соответствии с существующим законодательством не проводится. Это противоречит требованиям к экономическому обоснованию облика ВС.

Представленные подходы и методы в созданных ранее методиках в большинстве своем разрабатывались для решения частных специфических задач. Нередко они заимствованы из гражданских отраслей экономики и предлагаются для использования при решении задач экономического обоснования военных мероприятий без какой-либо дополнительной адаптации.

Так как частные задачи, решаемые различными органами военного управления, рассматриваются самостоятельно и в одно целое не объединяются, то методики решения этих задач имеют ярко выраженный фрагментарный характер. Результаты, получаемые с их помощью, не являются логическим продолжением и дополнением друг друга, а зачастую пересекаются (имеют общую часть) или вообще не содержат необходимой информации. При оценке расходов, необходимых для реализации мероприятий, это приводит, с одной стороны, к двойному счету и необоснованному увеличению затрат, с другой стороны, из-за неполного охвата всех составляющих мероприятия - к уменьшению затрат. В целом это искажает реальную потребность и влияет на правильность принимаемого решения.

Этот недостаток также противоречит требованиям к экономическому обоснованию облика ВС.

Большая «география происхождения» различных методик обуславливает разнообразие и несогласованность используемых показателей и критериальной базы. Разработанные для узкого применения методики используют широкий спектр специфических показателей, применение которых зачастую может ограничиваться только одним пользователем. Использовать эти методики в других организациях или на более высоком уровне иерархии управления ВС практически невозможно из-за различной номенклатуры используемых показателей. По этой же причине результаты, полученные методиками с использованием различных показателей и критериев, очень трудно, а порой практически невозможно сопрягать между собой. Кроме того, решая частные задачи без рассмотрения предметной области в целом, без внимания можно оставить факторы (показатели), изменения которых способны оказать значительное влияние на конечный результат.

Данный фактор значительно усложняет процесс разработки и принятия решения при планировании строительства ВС. В таких случаях создаются совместные рабочие группы, в состав которых входят представители различных органов управления. На координационном совещании ответственный исполнитель определяет порядок разработки, представления и содержания необходимой информации. Это выход из положения, но только для разработки одного варианта решения. В случае необходимости проведения итераций для нахождения оптимального или приемлемого рационального варианта решения такая организация работы либо затягивает процесс принятия решения, либо вообще заводит его в тупик. Это обстоятельство противоречит и требованиям и принципам экономического обоснования облика ВС.

Для количественной оценки показателей в существующих методиках используются различные методы, что также делает трудно сравнимыми получаемые результаты и усложняет использование методик в органах управления более высокого уровня, по отношению к уровню, для которого эти методики разрабатывались. На более низких уровнях управления в методиках в основном используется один из калькуляционных методов - метод суммирования затрат (сложение затрат по всем калькуляционным статьям). Использование этого метода позволяет получать более точные результаты, но соответственно требует большего количества и более точных исходных данных. Применение этих методов на более высоких уровнях становится нецелесообразным из-за увеличения количества исходных данных и усложнения расчетов.

При разработке средне- и долгосрочных планов, а именно к такому горизонту планирования относятся планы строительства ВС, проводить оценку затрат с использованием метода суммирования затрат по вышеуказанным причинам нецелесообразно.

Наиболее эффективным представляется комплексное использование нормативного, аналого-сопоставительного и расчетно-аналитического методов.

Необходимо отметить также, что отсутствует единый подход и к распределению затрат между мероприятиями. Так, например, расходы, связанные с обеспечением личного состава, либо распределяют между мероприятиями, в реализации которых принимают участие конкретные исполнители, либо учитывают самостоятельно в затратах на обеспечение личного состава. Расходы на закупку ВВТ и военного имущества (ВИ) учитывают как при оценке затрат на создание воинского формирования (техническое оснащение, создание запасов материальных средств), так и при оценке затрат на мероприятия, при проведении которых используются ВВТ и ВИ. Данный фактор делает невозможным сопряжение экономических оценок, произведенных в различных органах военного управления, и противоречит требованиям к экономическому обоснованию облика ВС.

Из вышесказанного следует, что для совершенствования научно-методического аппарата экономического обоснования облика Вооруженных Сил, приведения его в соответствие требованиям практики и выше сформулированным принципам необходимо:

1. Учесть системные эффекты предметной области.

2. Создать единую систему критериев и показателей.

3. Произвести распределение затрат по направлениям их использования.

4. Разработать единый комплекс математических методик.

В случае реализации указанных мероприятий, как показывает предварительный анализ, разработанный научно-методический аппарат будет соответствовать сформулированным требованиям и позволит достичь цели экономического обоснования облика ВС с наибольшей точностью и эффективностью.

Элементы научно-методического аппарата экономического обоснования перспективного облика Вооруженных Сил

Объем задач по строительству и развитию ВС РФ и, как следствие, перечень обобщенных мероприятий по их приведению к требуемому состоянию зависит от многих факторов, к основным из которых относятся соответствие существующего облика ВС задачам, стоящим перед ними.

Облик ВС РФ формируется в процессе реализации мер по устранению существующих рассогласований между требуемым и существующим состоянием облика. Эти меры определяются на этапе военно-стратегического обоснования. В процессе экономического обоснования оценивается соответствие ресурсных потребностей для осуществления необходимых мер экономическим возможностям государства на данном и прогнозируемом этапах развития.

При проведении экономического обоснования строительства и развития ВС возможны постановка и решение двух типов задач. Первая - задача оценки показателей, которая заключается в определении объемов материальных и финансовых ресурсов, необходимых для достижения требуемого результата (облика ВС), либо времени, в течение которого, исходя из экономических возможностей государства, может быть достигнут этот результат.

Вторая - задача оптимизации плана действий, решается при наличии ограничений по ресурсам или по времени. Решение задачи оптимизации заключается в приведении в соответствие экономических возможностей государства потребностям обеспечения строительства ВС материальными и финансовыми ресурсами в заданные сроки. В случае несоответствия необходимо проводить оптимизацию плана действий. Для этого можно уточнить сроки реализации мероприятий в соответствии с установленными приоритетами, изменить состав намеченных мероприятий и способы их проведения, либо изменить задачи ВС с соответствующим изменением мероприятий строительства ВС, а, следовательно, и потребностей в ресурсах.

Для получения обоснованных результатов решения данных задач необходимо иметь набор научных средств. Набор таких средств составляет научно-методический аппарат экономического обоснования облика ВС.

Под научно-методическим аппаратом экономического обоснования облика ВС понимается арсенал средств описания, объяснения и прогнозирования явлений (процессов) в области экономического обеспечения строительства ВС, объединяющий как средства теоретического исследования, базирующиеся на использовании методов тех или иных имеющихся или складывающихся теорий, так и средства экспериментального исследования. Элементами научно-методического аппарата являются постановки и методы решения военно-экономических задач, в том числе математические методы, модели и алгоритмы, а также их конкретные реализации в виде методик и средств исследования. Элементы научно-методического аппарата создаются с учетом вполне определенных ограничений и допущений, что влияет на область их применимости.

Необходимый состав научно-методического аппарата экономического обоснования перспективного облика ВС определяется из последовательности экономического обоснования планов их строительства, принципов и требований к экономическому обоснованию.

 Последовательность экономического обоснования перспективного облика ВС (рис. 1) определяется причинно-следственными и временными связями, а также одним из основных общепринятых в науке принципов рассмотрения сложных явлений - от общего к частному. В свою очередь содержание этапов экономического обоснования также определяется с учетом сформулированных принципов и требований.

В ходе первого этапа обоснования на основе системного подхода уясняется характер подлежащих анализу обобщенных мероприятий строительства и развития ВС. В процессе этих исследований уточняются: место и цель каждого мероприятия как составного элемента процесса строительства и развития ВС; условия, в которых будут осуществляться данные мероприятия; воздействующие на процесс реализации мероприятий факторы и характер их влияния; налагаемые ограничения; критерии декомпозиции и отбора мероприятий. Полученные на данном этапе результаты будут использоваться во всех последующих этапах в качестве входных показателей.

Целью второго этапа - «Определение экономического содержания обобщенных мероприятий» является выявление специфических экономических отношений, возникающих в структурных звеньях военной системы по поводу использования материальных и финансовых ресурсов в процессе строительства и развития ВС.

Для достижения данной цели проводится последовательная декомпозиция обобщенных мероприятий строительства и развития ВС до частных мероприятий с четко выраженным экономическим содержанием. Принцип однозначности требует использования единой классификационной системы затрат, обеспечивающей одинаковый состав затрат, относимых к типовым мероприятиям.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ОБЛИКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Структура и иерархия полученных мероприятий определяется разработанными на первом этапе критериями декомпозиции. Число уровней декомпозиции и количество мероприятий на каждом уровне должны обеспечивать объективное и полное отображение экономического содержания строительства и развития ВС в целом. Конечным результатом данного этапа являются классификация затрат и построенное при декомпозиции «дерево», элементами которого являются мероприятия, направленные на изменение облика ВС.

Результаты второго этапа являются исходными данными для третьего этапа - «Выбор инструмента счета». Целью данного этапа является сформировать (выбрать из имеющегося и разработать недостающий) «инструмент», позволяющий решить задачу оценки и определить количественные значения показателей, характеризующих исследуемые мероприятия. При отсутствии количественных значений ограничений, определенных на первом этапе, создается инструментарий, обеспечивающий определение и этих показателей.

Методы определения потребности в денежных средствах зависят от характера планируемых расходов. Основными методами являются:

нормативный метод;

метод прямого счета;

метод анализа фактических расходов за предыдущие годы.

Нормативный метод применяется при экономическом обосновании мероприятий, расходы по которым нормированы, а установленные нормы не требуют пересмотра. При наличии стоимостных норм потребность в денежных средствах определяется исходя из количественных показателей, характеризующих масштабность мероприятия и установленных норм расходов. При наличии натуральных норм первоначально определяется потребность в материальных ценностях или услугах в натуральных показателях, а затем с применением цен или тарифов исчисляется потребность в денежных средствах.

Метод прямого счета применим, как правило, по ненормированным видам расходов. За основу принимаются количество приобретаемых материальных ценностей, объемы выполняемых работ, цены, расценки и тарифы.

Сущность метода анализа расходов за предыдущие периоды сводится к использованию известных методов статистического прогнозирования (статистического анализа временных рядов, корреляционного и регрессионного анализа), что позволяет выявить сложившиеся тенденции, определить основные факторы, влияющие на объем предстоящих расходов и спрогнозировать возможные значения аналогичных показателей в перспективе.

Результатом этапа является совокупность методик и моделей, обеспечивающая расчет требуемых

 показателей по всем мероприятиям и принятым ограничениям. Основу данного аппарата составляют отдельные расчетные задачи, соответствующие частным мероприятиям и объединенные в определенном сочетании в комплексные методики и модели.

Используя выбранный инструмент счета, на четвертом этапе «Счет» производят расчет показателей по всем мероприятиям и альтернативным вариантам их реализации. Непосредственно в процессе проведения расчетов вместо используемых в качестве исходных данных количественных показателей вставляются соответствующие численные значения. Итогом данного этапа являются численные значения исходных данных и соответствующие им результаты расчетов - потребные объемы финансирования, время, в течение которого эти объемы могут быть выделены и реализованы, а также сравнительные оценки потребностей и возможностей.

Целью заключительного, пятого этапа - «Разработка рекомендаций» является выбор наиболее эффективного варианта решения. Данная цель достигается в процессе разъяснения полученных результатов и решения оптимизационной задачи методом сравнения мероприятий и вариантов их решения по рассчитанным показателям и назначенным критериям и ограничениям. По итогам сравнения подготавливаются рекомендации для принятия решения по оптимизации или окончательному формированию планов и программ развития ВС. Принятие окончательного решения осуществляется уполномоченными для этого должностными лицами на этапах, следующих за экономическим обоснованием.

В соответствии с определением научно-методический аппарат содержит средства описания, объяснения и предсказания. Состав этих средств применительно к научно-методическому аппарату экономического обоснования облика ВС можно определить из последовательности и содержания этапов экономического обоснования облика ВС (рис. 1).

На 1 -м и 2-м этапах производится общее описание мероприятий строительства ВС, следовательно, результаты данных этапов являются средствами описания. Кроме этого, к средствам описания следует отнести понятийный аппарат, используемый на всех этапах и постановку задачи экономического обоснования, без формулировки которой невозможно определить цель и требуемые результаты, а, следовательно, и состав средств, необходимых для объяснения и предсказания.

На 3-м этапе происходит подготовка к расчетам, т.е. формируется инструмент получения средств объяснения и предсказания.

На 4-м этапе решаются расчетные задачи оценки показателей, результаты которых являются непосредственными средствами объяснения.

 Из содержания 5-го этапа в состав научно-методического аппарата в качестве методической составляющей необходимо включить рекомендации по производству выводов и разработке предложений.

Из рассмотренной последовательности и содержания этапов экономического обоснования облика ВС видно, что результаты каждого этапа являются исходными данными последующих этапов и без их получения невозможно достичь конечной цели экономического обоснования. Данный вывод позволяет сделать заключение о необходимости и достаточности состава научно-методического аппарата экономического обоснования облика ВС.

Полученная совокупность «инструментов» при комплексном их использовании позволяет получить все данные, необходимые для экономического обоснования принимаемого решения. Исключение какого-либо элемента из этой совокупности приведет к снижению обоснованности разрабатываемых планов и программ.

Таким образом, состав научно-методического аппарата экономического обоснования облика ВС должен содержать следующие основные элементы:

- понятийный аппарат экономического обоснования облика ВС;

- постановка задачи экономического обоснования облика ВС;

- цели, критерии и показатели декомпозиции, оценки и выбора мероприятий формирования облика ВС;

- «дерево» взаимосвязей мероприятий формирования облика ВС;

- классификация затрат на мероприятия формирования облика ВС;

- расчетные задачи, комплексные модели и методики оценки затрат на мероприятия формирования облика ВС и оптимизации этих мероприятий;

 - значения показателей, используемых в расчетных задачах, моделях и методиках.

В зависимости от требуемой оперативности и точности расчетов, уровня иерархии органа военного управления научно-методический аппарат экономического обоснования перспективного облика ВС может быть различен как по составу, так и по содержанию составных элементов.

Кроме того, для удобства разработки и использования научно-методического аппарата экономического обоснования облика ВС его элементы в зависимости от периодичности изменения их содержания целесообразно условно разделить на постоянные и переменные части. К постоянной относится та часть, содержание которой не изменяется длительное время и может использоваться в нескольких экономических обоснованиях без корректировки. Содержание переменной части может изменяться в каждом варианте экономического обоснования, поэтому ее необходимо определять или уточнять во всех расчетах.

К постоянным элементам относятся понятийный аппарат, общая формулировка постановки задачи экономического обоснования перспективного облика ВС, «дерево» взаимосвязей мероприятий, классификация затрат, расчетные задачи модели и методики, а также перечень используемых критериев, показателей и значения некоторых из них.

К переменным элементам относятся уточненные формулировки задачи экономического обоснования перспективного облика ВС, значения критериев и показателей, которые необходимо уточнять при каждом расчете.

Необходимый состав и содержание научно-методического аппарата экономического обоснования облика ВС определяет орган военного управления в зависимости от возложенных на него задач.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации