Состояние сектора ИКТ Узбекистана

ВИНИТИ

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

№10/2004, стр. 42-51

Состояние сектора ИКТ Узбекистана

В докладе Экономической комиссии ООН по Европе Country Readiness Assessment Report анализируется текущее состояние сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Узбекистана, тенденции в основных сферах узбекской экономики, базирующейся на знании, включая политику и политические инструменты, институциональный режим, инфраструктуру ИКТ, информационную систему, инновационные возможности, перспективы и вызовы, перед которыми стоит Узбекистан в сфере развития информационно-коммуникационных технологий.

В понятие "экономика, базирующаяся на знании" (ЭБЗ), входят не только изготовление и использование компьютеров и телекоммуникационного оборудования или сетевая экономика, чьи элементы соединены и функционируют через телекоммуникации. Экономика, базирующаяся на знании, имеет следующие характеристики:

  • Появление и развитие ЭБЗ связано с наличием мощных ИКТ. Новое поколение ИКТ возникает каждые три-четыре года. В настоящее время ИКТ-компании принадлежат к числу крупнейших корпораций. ИКТ считается одним из самых быстро развивающихся секторов экономики.

  • Телекоммуникационная сеть, в основе создания которой лежат ИКТ, распространяет свое влияние на все сферы человеческой деятельности, понуждая изменять методы и условия работы.

  • Знание, базирующееся на информации и поддержанное культурными и духовными ценностями, стало независимой силой и решающим фактором в социальной, экономической, технологической и культурной трансформации.

  • Глобальное информационное общество становится реальностью. ЭБЗ позволила осуществить быструю интеграцию огромных интеллектуальных ресурсов стран с переходной экономикой в глобальный пул, стимулируя развитие каждой.

  • ЭБЗ продолжает оказывать влияние на другие сферы общественной жизни, включая институциональные и инновационные системы, развитие человеческих ресурсов и т. д.

Национальная стратегия и план действий. Сектор ИКТ стал главным компонентом экономики Узбекистана и ведущим фактором ее роста. Основы политики и стратегические цели в отношении ИКТ и развития сети Интернет определены в заявлении президента страны, сделанном в мае 2001 г.

К маю 2003 г. было разработано несколько национальных программ, имеющих целью развитие ИКТ и сети Интернет:

-"Национальная программа реорганизации и развития телекоммуникационной сети Республики Узбекистана на период до 2010 г." (Постановление КМ № 307 от 01.08.95).

Целью этой программы является создание национальной телекоммуникационной сети на базе цифровых передающих систем и цифровых коммутаторов с глубокой интеграцией в глобальную телекоммуникационную систему при всестороннем удовлетворении потребностей экономики и населения в коммуникационных услугах.

Главными задачами программы являются: определение приоритетных направлений развития телекоммуникаций; формулировка государственных принципов поддержки развития ИКТ; привлечение инвестиционных ресурсов неправительственных источников, включая иностранные инвестиции для развития телекоммуникационной сети; создание материальной и технологической базы коммуникации, отвечающей международным требованиям; организация производства телекоммуникационного оборудования, оптико-волоконного кабеля с участием зарубежных инвесторов; соблюдение суверенных прав республики и интересов региональных структур при формировании технической базы телекоммуникаций и организация их взаимодействия на этапах создания и использования телекоммуникационной системы.

-"Программа модернизации и развития национальной сети передачи данных Республики Узбекистан в период 1999-2003 гг." (Постановление КМ № 193 от 22.04.99).

Целью данной программы является определение основных организационных и технических мер, стимулирующих модернизацию и развитие национальной сети передачи данных в период 1999-2003 гг. и расширение сетей в Ташкенте, Нукусе и областных центрах в 1999 2003 гг. и районных центрах в 2000-2003 гг.

Главными задачами программы являются: определение основных технических требований к строительству и организации национальной сети передачи данных; определение технических средств, способов совершенствования коммуникационного базиса для создания единого информационного пространства и расширения возможностей для интеграции страны в глобальное информационное пространство; принятие мер по централизации связи сетей передачи данных провайдеров республики с глобальными информационными сетями, включая Интернет и сети дальней связи Узбекистана, а также определение направлений и этапов в модернизации и развитии сетей; установление источников и механизмов финансирования модернизации и развития сетей, включая средства национального оператора "УзПАК", привлечение зарубежных инвестиций и использование бюджетных ресурсов.

- "Программа компьютеризации и развития информационных технологий на период 2002-2010 гг." (Постановление КМ № 200 от 06.06.02).

Главной целью программы является удовлетворение информационных потребностей общества и повышение конкурентоспособности местных производителей на мировых рынках.

Предусматривается решение следующих задач: ускорение развития современной телекоммуникационной инфраструктуры и оцифровывания сетей, развитие мобильных сетей; развитие национального сегмента сети Интернет; создание условий, стимулирующих компьютеризацию, развитие промышленности и экспорт программного обеспечения; подготовка высококвалифицированных кадров в сфере ИКТ; развитие конкурентной среды в секторе ИКТ; дальнейшее совершенствование нормативной и законодательной базы, стандартизации и сертификации.

Помощь в реализации государственных программ оказывают страны-доноры - Великобритания, Германия, США, Швейцария и Япония, которые вносят существенный вклад в развитие сектора ИКТ Узбекистана, поддерживая научно-исследовательские институты, учебные заведения, малый и средний бизнес, неправительственные организации.

Узбекский сектор ИКТ пользуется также поддержкой со стороны Программы развития ООН, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, Европейского союза, Агентства международного развития США (USAID), Фонда Сороса и других международных донорских организаций. В частности, научная программа НАТО содействует развитию ИКТ в национальных академических учреждениях и созданию множественного доступа к сети Интернет в национальных образовательной и библиотечной системах. Программа развития ООН поддерживает развитие ИКТ в правительственных органах. Некоторые проекты нацелены на содействие развитию ИКТ в частном секторе.

Дальнейшая помощь международных доноров весьма важна для успешной реализации Национальной стратегии развития ИКТ в Узбекистане.

Текущая ситуация и тенденции развития информационных систем. Общие каналы дальней связи телекоммуникационной сети страны базируются на волоконно-оптических и микроволновых радиорелейных линиях связи, которые обеспечивают создание высокоскоростных каналов передачи данных (от 64 Кбайт/с до 2048 Кбайт/с) между Ташкентом, Нукусом и региональными центрами Узбекистана.

Качество связи между региональными центрами и территориями Узбекистана существенно различается. Современная сеть уже создана в северных регионах республики - в Каракалпакии, в областях Бухарской, Навоиской, Хорезмской и Сыр-Дарыинcкой. Почти 40% из них имеют цифровые каналы. Другие региональные центры соединены с территориями аналоговыми каналами.

Строительство Трансазиатско-европейской оптико-волоконной коммуникационной линии (ТАЕ FOCL) завершено; национальный сегмент магистральной оптико-волоконной линии коммуникаций был начат в 1998 г. Линия ТАЕ FOCL соединила Китай с Европой и дала возможность организовать прямые каналы связи в Китай, Германию, Турцию, Россию, Казахстан, Туркмению, а также обеспечила цифровые каналы для подключения некоторых региональных центров Узбекистана. На восточном направлении пропускная способность линии составляет 155 Мбайт/с:, в настоящее время они используются только на 10%.

В настоящее время магистральная телекоммуникационная сеть состоит из оптико-волоконных линий общей длиной 1913,35 км и радиорелейных линий протяженностью 1028,83 км. Общая протяженность телефонных каналов дальней связи составляет 7867917 тыс. канало-километров (к-км), 73% из них цифровые. Протяженность международных телефонных каналов равна 302 575 тыс. к-км, 84% из них цифровые.

В настоящее время в стране насчитывается 2077 телефонных станций, более 9,67% из них цифровые, общее количество телефонных номеров составляет до 1,92 млн. ед. Самое большое число цифровых телефонных станций имеют сети Navoi Telecom (76%), Bukhara Telecom (71%), Khoresm Telecom (60%) и Joint Venture Chirkom (66%).

Линии FOCL в городских телекоммуникационных сетях составляют 1 434 243 тыс. к-км и используются для связи между телефонными станциями, обеспечивая передачу данных со скоростью до 155/622 Гбайт/с.

На рынке мобильной связи действуют семь операторов, три из них используют стандарты AMPS/DAMPS и GSM и в настоящее время способны обслуживать всю территорию Узбекистана. Еще три оператора используют стандарты GSM и IS-95 (CDMA) и предоставляют услуги в Ташкенте и его окрестностях. Оператор JV "Uzbek Telecom" реализует проект создания сотовой сети в регионах республики с использованием стандарта CDMA-450. Из указанных операторов только два осуществляют международную связь с операторами более 40 стран мира.

Общие показатели развития телекоммуникационного сектора в 2001- 2002 гг.: количество телефонов 1630-1638 тыс., количество телефонов на 100 человек 6,65-6,68; количество мобильных телефонов 127-187 тыс., количество мобильных телефонов на 100 человек 0,5-0,8.

В Узбекистане возможен прием сигналов примерно 40 коммуникационных спутников, около 15 из них покрывают территорию республики. Большинство из этих спутников принадлежат системам INTELSAT, INMARSAT, ССС ASIASAT, TURKSAT, а также России и других стран. Ожидается, что в предстоящие годы число коммуникационных спутников увеличится, что создаст благоприятные возможности для развития спутниковых коммуникационных сетей.

Сети передачи данных в Узбекистане создаются на базе существующей телекоммуникационной сети. Арендованные линии (в основном цифровые) используются для организации дальней передачи и на уровне центральных офисов. Международные соединения (выходы) сетей c международными информационными сетями, включая Интернет, организуются прямой коммуникацией с использованием спутниковых каналов и каналов наземных международных линий.

По состоянию на 1 января 2003 г. в стране насчитывалось 135 операторов, предоставляющих услуги по передаче данных, включая Интернет. Из них 64 обеспечивали услуги коллективного доступа в Интернет-кафе, Интернет-клубах и т. д.

Компании UzPAK и Naytov обеспечивают доступ к сети Интернет практически на всей территории Узбекистана. Большая часть интернет-провайдеров сосредоточены в Ташкенте. Местные Интернет-провайдеры обеспечивают полный набор интернет-услуг, включая автоматическое соединение, арендованные линии, электронную почту, DNS-услуги, хостинг и веб-дизайн.

Услуги с использованием интернет-технологии VoIP (Voice-over-IP) официально на территории Узбекистана не доступны, хотя некоторые компании и организации принимают участие в развитии этой технологии (IP-телефонии).

Количество модемов в республике оценивается в 3500 устройств (портов). Реальная скорость доступа по аналоговым линиям составляет около19,2 Кбайт/с. Средняя скорость передачи данных до 44-64 Кбайт/с возможна по цифровым линиям. Все большее число регионов страны получают новое цифровое оборудование и оптико-волоконные каналы. В связи с этим постепенно улучшается качество и повышается скорость соединения с сетью Интернет. Только четыре Интернет-провайдера предоставляют конечным пользователям круглосуточные услуги.

Несмотря на наличие конкурентного рынка интернет-услуг, цены за доступ к сети Интернет высокие по сравнению со средним доходом на душу населения. С целью привлечения клиентов многие провайдеры проводят агрессивную политику, предоставляя различные пакеты услуг, скидки и льготы для местных пользователей. Все большую популярность получает льготное подключение к сети Интернет в ночное время. Если стоимость автоматического подключения составляет 700-1600 сомов за час в дневное время, то ночью она равна 450-700 сомов.

Стоимость интернет-подключения при скорости 19,2 Кбайт/с варьирует от 400 до 600 долл. в месяц в зависимости от маркетинговой политики и трафика, при скорости 1024 Кбайт/с от 500 до 2000 долл. в месяц. К арендованной линии могут быть подключены только крупные корпоративные клиенты, банки и представительства зарубежных фирм. Большинство клиентов провайдеров сети Интернет подключаются через автоматический набор (среднее соотношение пользующихся автоматическим подключением и подключающихся через арендованные линии составляет приблизительно 1:100).

Выпуск компьютеров в Узбекистане практически не производится, за исключением отдельных попыток сборки. Однако они не получили продолжения из-за проблем с конвертируемостью местной валюты. На местном рынке ИКТ-оборудования все еще преобладает импортируемое оборудование. По экспертным оценкам, стоимость персонального компьютера (ПК) в зависимости от конфигурации и марки равняется 500-2500 долл.

Ежегодно парк компьютеров увеличивается приблизительно на 25-30 тыс. ед.

Для большей части населения сеть Интернет недоступна из-за низкой покупательной способности. В 2002 г., по оценкам экспертов Всемирного банка, средняя месячная зарплата в стране составляла 26-28 тыс. сомов.

Для расширения доступа населения к информационным технологиям под эгидой программы развития ООН и Института открытого общества и научной программы НАТО в 1999 г. была начата реализация проекта "Создание потенциала для развития интернет-технологий и их распространения в Узбекистане", ориентированного на развитие сети Интернет в республике, который основное внимание уделяет организации свободного доступа к сети Интернет учреждений сферы науки и образования.

По оценкам, в 2002 г. общее число пользователей сети Интернет в Узбекистане достигло почти 275 тыс. человек. По состоянию на 1 мая 2003 г. это число составило 310 тыс., что в два раза превысило уровень 2001 г. (137 тыс. человек). Около 73% пользователей сконцентрировано в Ташкенте. Основная доля пользователей, почти 70%, пользуются коллективным доступом. В настоящее время насчитывается свыше 100 пунктов коллективного доступа. Наименьшее их количество (лишь по одному) находится в Каракалпакии и Сурхандарьинской области. Число государственных учреждений, подключенных к сети Интернет, по состоянию на 1 января 2003 г. достигло 286, управляемых ими субъектов 5123.

К началу 2003 г. число зарегистрированных доменов в .uz зоне достигло 650. В этой зоне среди Интернет-ресурсов превалируют веб-сайты на русском языке. Число сайтов на английском и узбекском языках примерно одинаково. Около 70% местных сайтов используют русский язык. Правительство Узбекистана представлено в сети Интернет официальным сайтом www.gov.uz. В то же время почти все министерства и органы государственного управления имеют собственные Интернет-ресурсы. Имеется большое количество сайтов различных компаний, от провайдеров до офисов компаний, которые решили открыть свою страницу в сети Интернет.

Количество узбекских компаний, которые успешно используют ИКТ в своей деятельности, чрезвычайно мало. При этом некоторый позитивный опыт в сфере электронной торговли уже приобретен. Внедрение электронной торговли, инициированное правительством (Постановление КМ № 198 от 01.05.01), например в форме единой электронной системы биржевых тендеров на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже, повлекло заметный рост торговли в целом (увеличение в 1,45 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.). Однако объем оптовой торговли за тот же период в целом возрос лишь на 1,0%. Впервые в истории биржевого движения Узбекистана рост оборота биржевых тендеров в регионах республики (в 1,7 раза) превысил рост оборота биржевых тендеров в столице (в 1,3 раза).

Опыт Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи свидетельствует о том, что самую большую выгоду от внедрения электронной торговли получил региональный бизнес, чей доступ к материальным ресурсам без внедрения ИКТ в противном случае был бы проблематичным.

В целом же электронная торговля в Узбекистане находится на начальном этапе своего развития. Несколько интернет-магазинов и торговых платформ функционируют в сети UzNET. Подавляющее большинство компаний используют сеть только для публикации своих прайс-листов.

Правительство Узбекистана уделяет значительное внимание развитию электронной торговли. Проект "Программы развития электронной коммерции", основной задачей которой является развитие информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг, а также создание и совершенствование условий для развития электронной торговли, сформулирован с учетом повышения эффективности государственной поддержки, интеграции и координации усилий государственных и частных (коммерческих) организаций. Одновременно правительство готовит новую инициативу по совершенствованию законодательства в сфере электронной торговли.

Большинство государственных и правительственных органов сформировали собственные веб-сайты, содержащие информацию о функциях и ответственности государственного органа, его структуре, сфере деятельности, состоянии и перспективах развития сектора, данные и справки по операционным условиям для зарубежных инвесторов, а также новости. Функционирующая правительственная сеть, UzNET, обеспечивает различные министерства и департаменты доступом к сети Интернет и услугами электронной почты. Ряд государственных организаций, включая Центральный банк, МВД, Министерство обороны, Государственный налоговый комитет, имеют свои корпоративные сети. Корпоративная сеть Центрального банка, соединяющая 920 отделений на территории Узбекистана, является самой крупной сетью передачи данных в республике.

Правительство заинтересовано в облегчении доступа населения к государственным услугам в режиме он-лайн. Оно намерено также достигнуть высокого уровня "электронизации" экономики. В связи с этим правительство подготовило проект "Программы внедрения электронных технологий в деятельность правительства в период 2003-2010 гг.".

Людские ресурсы. Согласно данным доклада программы развития ООН "Центральная Азия 2010, перспективы человеческого развития", уровень грамотности взрослого населения Узбекистана - 97,2% - весьма близок к среднему показателю развитых рыночных экономик (98,6%).

Современные ИКТ узбекским школам практически недоступны. Лишь около 50% из 9688 школ оборудованы компьютерными классами. Компьютерные классы ограниченного числа школ оснащены ПК поколения "Pentium", 7,0% моделями 386/486 и 42% устаревшими ПК советско-болгарского производства.

В среднем школы имеют один современный компьютер ("Pentium II" или самой последней модели) на 1000 учеников восьмого-девятого классов. Около 2,0% школ имеют компьютерные классы с сетевыми возможностями, только 0,2% школ имеют доступ к сети Интернет.

Некоторые библиотеки начали использовать программное обеспечение, разработанное в республике или в России, для автоматизации рутинных операций, но не предоставляют он-лайоновый доступ к своим ресурсам.

В настоящее время имеется несколько средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области ИКТ. Однако они не обладают официальным статусом специализированных учебных заведений в области ИКТ. Из 306 специализированных колледжей и школ только 22 имеют доступ к сети Интернет. Объективные ограничения, такие как нехватка технического оборудования, программного обеспечения и финансовой поддержки, низкий уровень содержания программ и профессиональной подготовки преподавателей, сдерживают обучение квалифицированных специалистов ИКТ со средним образованием. Качественная подготовка таких специалистов возможна главным образом в университетах и частных образовательных центрах.

Краткосрочные курсы подготовки специалистов ИКТ организованы в местных образовательных центрах, которые предлагают доступное обучение, предназначенное для всех желающих. Специальные курсы усовершенствования в области ИКТ имеются при сертифицированных образовательных центрах Microsoft и Cisco Networking Academia. Эти курсы предназначены для профессионалов, а следовательно, плата за обучение на них значительно выше. Большинство центров находится в Ташкенте.

Высшие учебные заведения республики готовят квалифицированных специалистов, в том числе и в сфере ИКТ, со степенью бакалавра (четыре года) и магистра (шесть лет). Специализированный курс ИКТ в вузах занимает приблизительно 16% общей программы подготовки. Выпускники должны самостоятельно приобретать практический опыт. Обеспеченность университетов компьютерами составляет 3,3 на 100 студентов, в среднем по университетам она колеблется от 2,1 до 17,7. Только 63 вуза имеют доступ к сети Интернет.

Подготовка специалистов ИКТ ведется Университетом информационных технологий и International Westminster University. Институт компьютерных и информационных технологий (ИКИТ), созданный при крупнейшем Ташкентском техническом университете (ТТУ), является пилотным проектом, выполненным в соответствии с правительственной "Программой компьютеризации и развития информационных технологий на период 2002-2010 гг.".

Общая численность студентов-выпускников, специализирующихся в области ИКТ, в 2002 г. составила 1638 человек. В целях дальнейшего расширения числа специалистов такого профиля была разработана "Специальная программа подготовки и переподготовки специалистов и преподавателей ИКТ", которая станет компонентом "Национальной программы подготовки персонала Республики Узбекистан". Указанная программа ставит задачу к 2010 г. довести в средних школах обеспеченность компьютерами до 50 на 100 учеников.

Специализация в области ИКТ пока еще не популярна среди учащихся средних школ. Согласно данным Центра изучения общественного мнения, наиболее популярными специальностями являются экономика, медицина и иностранные языки. По количеству претендентов на одно место в вузах телекоммуникационные и информационные специальности занимают лишь восьмое место.

Национальные инновационные возможности. Развитие ЭБЗ продвигалось благодаря инновационной деятельности и применению новых технологий. Поэтому развитие системы, которая поддерживает и поощряет инновационную деятельность, является критически важным для сокращения отставания Узбекистана от передовых рыночных экономик в сфере НИОКР, а следовательно и в сфере деятельности, связанной с широким использованием знаний.

В 2002 г. в Узбекистане было завершено 112 инновационных проектов. Бюджетные ассигнования на НИОКР равнялись 573 млн. сомов (около 600 тыс. долл.). В целях мобилизации дополнительных ресурсов для финансирования инновационной деятельности и коммерциализации ее результатов правительство Узбекистана внедрило принцип долевого финансирования. Такое финансирование стало одним из наиболее эффективных элементов механизма коммерциализации этих проектов. Оно включает гибкое сочетание бюджетного финансирования и финансовых средств отраслей, регионов, предприятий и организаций, заинтересованных в решении проблем, поставленных перед учеными. Внебюджетные средства, мобилизованные для финансирования указанных проектов, составили 198 млн. сомов (приблизительно 200 тыс. долл.).

Начиная с 2000 г. наблюдается увеличение числа регистрируемых патентов. Если в 2001 г. был выдан 651 патент, включая 485 инновационных, то в 2002 г. это количество равнялось 658 и 515 соответственно. Общее число авторских свидетельств в сфере компьютерных программ и баз данных практически не изменилось, составляя 117-122 в год.

В целях дальнейшего развития научного и технологического потенциала, устойчивого развития страны и обеспечения эффективности развития научно-исследовательских работ и технологий Указом президента от 20.02.02 был создан Совет по научно-техническому развитию при Кабинете министров республики Узбекистан.

Основными задачами Совета являются:

  • определение приоритетных направлений фундаментальных и прикладных НИР в координации со стратегией развития отраслей экономики и социальной сферы;

  • организация экспертных оценок и анализ экономической целесообразности реализации крупных исследовательских программ и технологических проектов;

  • ежегодная подготовка Государственной программы НИР и технологического развития;

- создание системы поддержки для талантливых ученых.

Исполнительным органом Координационного совета является Центр по науке и технологиям.

В системе Академии Наук Узбекистана, состоящей из 187 научно-исследовательских институтов, занято 6000 ученых и исследователей, из них более 2000 непосредственно участвуют в НИР. Главной задачей АН РУ является содействие развитию фундаментальных исследований в сфере экономического, промышленного и информационного развития, а также изучение новых возможностей практического использования достижений науки.

Основные национальные инициативы. Главные национальные инициативы Узбекистана разработаны в свете глобальных тенденций, имеющегося уровня развития ИКТ и учета их роли для жизни страны. Намерение правительства развивать информационно-коммуникационные технологии отражено в "Программе развития сектора ИКТ" и в "Программе телекоммуникационного развития, внедрения электронных технологий в правительственный менеджмент и развития электронной торговли в период 2003- 2010 гг.", а также в стремлении к созданию конкурентных условий для развития ИКТ в республике (Постановления КМ № 200 от 06.06.02, № 352 от 10.10.02 и № 488 от 17.12.01).

Развитие ИКТ требует крупных инвестиций, привлечь которые в настоящее время достаточно трудно. В связи с этим ускоренное развитие ИКТ осуществляется главным образом за счет доходов частного сектора, получаемых компаниями благодаря внедрению ИКТ. Правительство содействует развитию ИКТ путем создания благоприятных режимов для инвестирования, налогообложения и таможенных сборов, а также путем стимулирования спроса на ИКТ со стороны общества.

Реализация указанных задач потребует:

  • совершенствования нормативно-правовой базы в сфере развития и использования ИКТ;

  • совершенствования системы экономического стимулирования и других форм государственной поддержки развития ИКТ;

  • разработки практических мер по реализации следующих целевых программ в период до 2010 г.: "Внедрения электронных технологий в работу правительства", "Развития электронной торговли", "Развития телекоммуникаций", а также "Подготовки и переподготовки специалистов и преподавателей в области ИКТ";

  • разработки и реализации специальных программ (в области здравоохранения, налогообложения, пенсионного обеспечения, социального страхования и т. д.) для сектора ИКТ.

В заключении отмечается, что Узбекистан в своем стремлении осуществить быструю ИКТ-модернизацию вырабатывает новую стратегию развития ИКТ и информационных услуг.

Факторами, благоприятствующими этому стратегическому курсу, являются:

  • четко сформулированное намерение правительства развивать сектор ИКТ;

  • высокая квалификация людских ресурсов;

  • наличие оптико-волоконной телекоммуникационной сети, соединяющей большинство городов и регионов страны;

- достаточная мощность международных телекоммуникационных сетей;

  • большое число вузов;

  • относительная развитость банковской системы (возможность проведения операций по платежным картам и наличие межбанковской платежной сети);

  • наличие сети UzNET для правительственных организаций;

  • рост общественного интереса к ИКТ.

В то же время Узбекистан только недавно начал использование современных ИКТ. В республике еще не создано информационное общество. Слабыми сторонами внутреннего сектора ИКТ являются:

-высокие тарифные ставки на интернет-услуги;

- недостаточная развитость внутренней сети передачи данных;

  • недостаточное количество компьютеров в учебных заведениях;

  • недостаточное внимание местных органов государственной властиразвитию ИКТ;

  • ограниченные местные ресурсы, предлагающие обучение в режимеон-лайн;

  • низкая покупательная способность населения и высокая стоимость современного оборудования;

  • значительный "цифровой" разрыв между Ташкентом и другими регионами Узбекистана;

  • отсталость интернет-платежной системы, телемедицины и программного обеспечения;

  • недостатки существующего законодательства, сдерживающие развитие местной ИКТ-индустрии;

  • отсутствие конкуренции на местном рынке базовых сетевых услуг.

Вершинин В. И., Похвалина Е. В.

Country Readiness Assessment Report - Uzbekistan.- UN Economic Commission for Europe.- 2003. - P. 1-17.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации