Стабилизация ситуации в вертолето- и авиастроительной отрасли

ВИНИТИ

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

№12/2004, стр.20-27

Стабилизация ситуации в вертолето- и авиастроительной отрасли

В журнале Flight International опубликована статья, информирующая о том, что российские вертолетостроители сумели адаптироваться к новым реалиям и стабилизировать производство.

После окончания "холодной" войны российская вертолетостроительная отрасль функционирует в условиях быстро сокращающегося внутреннего рынка, имея при этом огромную производственную базу.

Первоначальный энтузиазм в отношении проникновения на западные рынки за счет реализации соглашений о кооперации быстро иссяк и вни-мание вновь было обращено на давних экспортных заказчиков, сумевших оценить низкие закупочные цены и эксплуатационные затраты, а также прочную конструкцию российских вертолетов. Хотя заявлено и о новых конструктивных разработках, упор сделан на модернизацию существующих типов вертолетов, многие из которых будут востребованы по крайней мере еще одно десятилетие.

Новые конструкции, проходящие летные испытания, включают верто-леты Ми-28Н, Ка-50/52 и Ка-60. Однако они не заменят производственные модели до тех пор, пока остаются доступными модернизированные верто-леты типа Ми-8/17, Ми-24/35 и Ка-27/32. Изготовители полагают, что нет оснований для ускоренного внедрения в производство новых типов, в то вре-мя как старые, но проверенные вертолеты продаются и имеют потенциал совершенствования.

Согласно прогнозам ФГУП "Рособоронэкспорт", в период 2001-2010 гг. будет продано от 400 до 500 боевых вертолетов. По словам его генерального директора А. Белянинова, прогноз реализуется успешно, рынок в состоянии роста, стимулированного появлением усовершенствованных Ми-17 и Ми-24 с более мощными двигателями, растущими потребностями по замене и со-кращающимися запасами техники производства советского периода.

Наличие большого числа военных и излишних парков гражданских вер-толетов, унаследованных новыми независимыми государствами после рас-пада Советского Союза, повлекло в 90-х годах падение цен на рынке по-держанных вертолетов. Местный рынок мгновенно сжался и строительство вертолетов сократилось в восемь раз. Изготовители были вынуждены обра-титься к экспорту и в целом успешно адаптировались к ситуации. В пе-риод 1994-2000 гг. крупнейшее вертолетостроительное предприятие России "Казанские вертолеты" произвело экспортные поставки за рубеж на сумму 1,1 млрд. долл., а к концу десятилетия намерено довести экспортную вы-ручку до 3,0 млрд. долл. Начиная с 1993 г. предприятие продало более 1100 вертолетов по заказам 80 стран.

Наблюдаются признаки оживления спроса и на внутреннем рынке: в те-кущем десятилетии на нем прогнозируется продажа до 435 вертолетов. Рос-сийский коммерческий вертолетный оператор UTAir сообщил, что в 2002 г. при использовании парка в 180 вертолетов им было перевезено 200 тыс. пассажиров, а летное время было увеличено на 52,5%. Основными его кли-ентами были топливные компании, однако за пределами страны объем услуг также существенно возрос.

В 2002 г. компания UTAir выиграла контракт ООН стоимостью 35 млн. долл., в рамках которого только ее вертолеты Ми-26 налетали 5400 ч. 3 ед. Ми-26, 11 ед. Ми-8МТВ и 3 ед. Ми-8Т использовались в Восточном Тиморе, Эритрее, Сьерра-Леоне и Западной Сахаре. Растущий рынок оправдал за-купку двух новых вертолетов Ми-26 в 1999-2000 гг., еще одного Ми-26 и 4 ед. Ми-8МТВ в 2002 г. Генеральный директор компании UTAir А. Мартиросов сообщил о рассмотрении вопроса о новых закупках и вводе в эксплуатацию по мере оживления рынка неиспользуемых вертолетов Ми-8Т.

Компания UTAir стала первым заказчиком нового вертолета ГВЗ "Ка-занские вертолеты", сделав первоначальный заказ на десять вертолетов ти-па "Ансат". Вертолет массой 3300 кг с электродистанционным управлени-ем, оборудованный девятью креслами, продается по цене 1,7 млн. долл. в стандартном гражданском варианте с двумя двигателями ПК207К мощно-стью 650 л. с. (485 кВт). Это двигатели PW206 компании Pratt & Whitney, изготавливающиеся моторостроительным заводом им. Климова. По словам А. Мартиросова, подобные вертолеты необходимы в качестве дополнения к более тяжелым вертолетам и они будут приобретены, несмотря на отсрочку поставок с 2003 на 2005 г. Рассматривалась и возможность приобретения легкого вертолета "Eurocopter". В случае снижения экспортных пошлин бу-дет закуплено несколько таких вертолетов. Однако в среднем и тяжелом классах компания будет иметь дело с вертолетами российской конструкции, так как они превосходят зарубежные аналоги по критерию "стоимость- эффективность".

ГВЗ "Казанские вертолеты" инвестировал 80 млн. долл. в разработку легкого двухтурбинного многоцелевого вертолета "Ансат" с фюзеляжем, из-готовленным из алюминия и композитных материалов (20%), с полностью композитной роторной системой с бесшарнирным главным ротором.

Четыре опытных образца проходили сертификацию на летную годность по российским стандартам АП-29, гармонизированным с американскими требованиями FAR 29. Для завершения сертификации было необходимо вы-полнить примерно 150 полетов, которые планировалось провести до конца 2003 г. Ожидалось, что строительство вертолетов "Ансат" начнется в 2004 г. и в 2005 г. годовое производство будет доведено до 20 ед. Чисто российский вариант финансируется российскими ВВС, потребность которых в учебных вертолетах составляет 100 ед.

"Ансат" конкурирует на рынке легких вертолетов с Ми-2А и Ка-226. Специалисты Московского вертолетного завода (МВЗ) им. Миля устано-вили, что необходимо произвести переоборудование до 450 из 700 вертоле-тов Ми-2, построенных предприятием PZL Swidnik и находящихся в составе российского парка вертолетов, двигателями АИ-450 Запорожского машино-строительного конструкторского бюро (ЗМКБ) "Прогресс" и композитными главными и хвостовыми роторами. Тем временем были собраны четыре вер-толета Ка-226, оборудованных двигателями 250-C20R компании Rolls-Royce; использование двигателя "Arrius Z" компании Turbomeca изучается.

Сертификация вертолета Ка-226 неоднократно откладывалась, и ее про-ведение зависит от поступления финансовых средств, отметил руководитель КБ "Климова" В. Касьянников. Российское Министерство ГО и ЧС финан-сирует программу и является первым клиентом с начальным заказом на пять вертолетов. Ситуация с соглашением с РАО "Газпром" на поставку 50 ед. остается неопределенной.

Недавно фирма "Камов" начала поставки вертолетов дальнего радиоло-кационного дозора Ка-31 Индии, которая заказала 9 ед. на сумму 200 млн. долл. Ка-31 с роторами противоположного вращения оборудован поста-вляемым Нижегородским исследовательским радиотехническим институтом многоцелевым радаром с антенной диаметром 6 м, обеспечивающей круго-вой обзор и размещенной под фюзеляжем. В. Касьянников подчеркнул, что вертолетная система AWACS на базе Ка-31 является единственной в мире, оборудованной специально сконструированным радаром.

В 2003 г. первый вертолет Ка-52, сертифицированный по требованиям FAR 29, доставлен в Канаду, где будет использоваться в процессе лесозаго-товок; 36 вертолетов получены Южной Кореей. Турции еще предстоит сде-лать выбор между вертолетами AH-1Z компании Bell и Ка-50-2 "Erdogan". В. Касьянников отметил, что сообщения о победе в Турции компании Bell были преждевременными и шансы сторон равны.

Он указал, что фирма "Камов" продолжает испытания беспилотных вер-толетных конструкций в классе массой 300-400 кг, но к ним пока не проявлен большой интерес. Достоинства беспилотных вертолетов еще ждут своего признания. При этом В. Касьянников выразил надежду, что из-за сокра-щающихся оборонных бюджетов беспилотные вертолеты, возможно, будут использованы для радиолокационного наблюдения и целеуказания.

Совместные работы Востока и Запада ограничивались кооперацион-ным соглашением, подписанным в 2001 г. европейской корпорацией EADS и ФГУП "Росавиакосмос" и предусматривающим разработку 30-местного вертолета Еuromil/Ми-38.КБ "Миля" должно было осуществить общее кон-струирование, ГВЗ "Казанские вертолеты" изготовление, фирма Eurocopter конструирование кабины и авионики. В июле 2003 г. первый опытный обра-зец вертолета был передан для летных испытаний, но решение фирмы Eurocopter продать 33% своих акций в компании Euromil может привести к прекращению программы в пользу чисто российского варианта Ми-38-2, оснащенного двигателями Климова ВК3000 вместо планируемых PW127H компании Pratt & Whitney.

Промышленные источники утверждают, что выход фирмы Eurocopter устранит барьеры проекта. По их мнению, использование западных ком-понентов более не оправдано, поскольку российские авионика и двигатели достигли или превзошли характеристики западных аналогов.

В соответствии с государственной программой КБ "Миля" работает над глубоко модернизированным вертолетом Ми-8ГМ, производство которого начнется в 2008 г. Его двухместная кабина нового поколения, проходящая оценочные испытания на вертолете Ми-17Т5, оснащена четырьмя 150x200-мм дисплеями на жидких кристаллах, двумя блоками управления и индика-ции на жидких кристаллах с размером дисплеев 125x150 мм и навигацион-ной системой с движущейся картой.

Одним из недавних "мутантов" является вертолет Ми-17КФ (KF), ко-торый канадская компания Kelowna Flightcraft оборудовала пилотажной си-стемой с электронной индикацией EDZ-756 компании Honeywell, интегриро-ванной радиостанцией "Primus П", системой навигации по высоте и курсу, цветным радаром и командным пилотажным (директорным) прибором.

Компания BAE Systems подключилась к программе и предложила систе-му боевой задачи, базирующуюся на мультисенсорной стабилизированной башенке; интегрированный нашлемный дисплей с головной системой слеже-ния; инфракрасный передатчик помех; приемники предупреждения о радио-локационном, лазерном облучении и о подлете управляемых ракет; автомат сбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек; цифровую движущу-юся карту и тактический многофункциональный цветной дисплей.

Генеральный конструктор КБ "Миля" А. Самусенко объявил, что на ста-дии завершения находится крупный контракт с одной из стран Индокитая на новый вариант вертолетов Ми-17В-5, оборудованный двигателями Кли-мова ВК2500 мощностью 2400 л. с. с цифровой системой контроля, которые заменили двигатель ТВЗ-117ВМ.

Вертолеты Ми-17В-7 с коробкой передач новой конструкции, со стекло-волоконными лопастями, с усовершенствованной системой управления поле-том, со вспомогательной силовой установкой "Safir" чешского производства должны стать для ГВЗ "Казанские вертолеты" производственным стандар-том в 2005 г. Опытный образец вертолета обладает грузоподъемностью, большей на 1000 кг, и крейсерской скоростью, увеличенной на 20 км/ч.

С апреля 2001 г., когда МВЗ им. Миля вышел из банкротства, оборот предприятия увеличился более чем в три раза, а выручка в 2002 г. возросла с 17 млн. до 35 млн. долл. При новом производстве отношения с РВСК "Роствертол", ГВЗ "Казанские вертолеты" и ОАО "Улан-Удэнский авиационный (вертолетный) завод" (УУАЗ) значительно улучшились.

При помощи со стороны ФГУП "Рособоронэкспорт" МВЗ им. Миля пре-кратил "нездоровую" конкуренцию на экспортном рынке, восстановил ин-теллектуальные права разработчика на марку "Миля" и занял наступатель-ную позицию в отношении несанкционированных модернизации и ремонта. Генеральный директор завода Ю. Андрианов указал, что фирма "Миля" действует как главный разработчик в любом изменении вертолетов типа "Ми" и несет ответственность за весь цикл испытаний и сертификации.

Flight International.- 2003.- 12 18 August.- P. 33-34.

Как отмечается в журнале Aviation Week & Space Technology, Москов-ский вертолетный завод (МВЗ) им. Миля, вероятно, одержит победу над своим конкурентом в давней борьбе за заказ Министерства обороны РФ на замену боевого вертолета Ми-24 вертолетом Ми-28Н; при этом будущее дру-гой программы среднего транспортного вертолета Ми-38 остается неопреде-ленным.

Только за несколько суток до открывшегося 19 августа 2003 г. Мо-сковского авиационно-космического салона высокопоставленные руководи-тели российских ВВС ясно заявили о своих планах к 2010 г. принять на вооружение до 50 всепогодных ударных вертолетов Ми-28Н.

МВЗ длительное время конкурировал с фирмой "Камов" за получение заказа, связанного с заменой вертолетов Ми-24. Фирма "Камов" разработала вертолет Ка-50 и его вариант Ка-50-2, предложенный МО России.

Однако представители ВВС полностью не отказываются от Ка-50, по-лагая, что вертолет такого типа мог бы быть закуплен для удовлетворения определенных специальных требований. Однако из-за ограниченного финан-сирования маловероятно, что закупки Ка-50-2 будут сравнимыми с закуп-ками вертолетов Ми-28Н. Ми-28Н является модернизированным вариантом вертолета Ми-28. Более совершенные авионика и сенсорные системы обеспе-чивают настоящую всепогодность использования оборудованного мачтовым радаром вертолета.

Пока Ми-28Н не поступит на вооружение в значимом количестве, вер-толетная боевая поддержка будет обеспечиваться вертолетами Ми-24. Мо-дернизированный вариант Ми-24ПМ только что закончил доводочные испы-тания. Он был одним из образцов модернизированных платформ, которые демонстрировались президенту В. Путину высшим руководством ВВС на Московском авиасалоне.

Использовать вертолет Ми-24ПМ в ночных и всепогодных условиях по-зволит внедрение нестабилизированного инфракрасного датчика "Зарево" и системы нацеливания "Радуга".

Однако при достаточно определенной ситуации с вертолетом Ми-28Н, перспективы транспортного вертолета Ми-38 пока неясны.

Ожидалось, что опытный образец начнет полеты в конце 2003 г., по-сле чего будут проведены исследования с участием МВЗ им. Миля, ГВЗ "Казанские вертолеты" и фирмы Eurocopter по вопросу дальнейшей судьбы программы.

Будущее участие компании Eurocopter в программе не гарантировано и, по словам ее представителя, ситуация оценивается как 50:50. Изменения в российском законодательстве в отношении собственности послужили при-чиной рассмотрения компанией Eurocopter вопроса о продаже своих акций совместного предприятия Euromil, которое было создано для разработки вертолета с участием двух российских партнеров, МВЗ им. Миля и ГВЗ "Казанские вертолеты".

Несмотря на это, по словам вице-президента Eurocopter Ph. Harache, ком-пания намерена сдержать свое обязательство в отношении завершения пер-вого этапа программы (до первого полета). Затем все три партнера по СП пересмотрят коммерческую базу программы, в том числе и оценят имею-щийся рынок для вертолетов этого класса.

По мнению Ph. Harache, рынок изменился после выхода на него вертолета ЕН101 компании EH Industries. Другим сравнительно новым изделием, попа-дающим в тот же сегмент рынка, является вертолет S-92 компании Sikorsky, который также не учитывался при разработке программы вертолета Ми-38.

Очевидно, что при наличии на рынке трех указанных вертолетов необ-ходимо произвести очень внимательный анализ. Ph. Harache сообщил, что не позднее конца июня 2004 г. все партнеры примут совместное решение о продолжении или прекращении реализации программы. Партнеры заново оценят свое отношение к участию в программе. Технический вклад ком-пании Eurocopter включает бортовую авионику, приборное оборудование и системы управления полетом.

Независимо от результатов обсуждения программы Ми-38 компания Eurocopter продолжает изыскивать другие возможности и устанавливать новые связи, поскольку она не намерена уходить с российского рынка.

Aviation Week & Space Technology.- 2003.- 25 August.- P. 23-24.

В начале года сообщалось, что МО России заказало 3 ед. Ту-214. Пока изготовлено только пять самолетов: два для "Дальавиа" и три для Госу-дарственной транспортной компании (ГТК) "Россия", являющейся пере-возчиком российского президента и правительства. Однако эта компания выполняет и некоторые коммерческие чартеры и регулярные пассажирские рейсы.

Другим борющимся за выживание предприятием является самарский за-вод "Авиакор", в прошлом изготовитель основного парка самолетов россий-ских авиалиний Ту-154, строительство которых было прекращено в середине 90-х годов. Последние несколько лет предприятие существовало лишь за счет капитальных ремонтов и технического обслуживания находящихся в эксплу-атации воздушных судов.

В начале 90-х годов завод принял участие в сборке региональных тур-бовинтовых самолетов Ан-140 параллельно с украинской Харьковской го-сударственной авиастроительной компанией, но российское предприятие не сумело привлечь необходимые средства для запуска производственной про-граммы.

Владелец предприятия "Авиакор", российский металлургический хол-динг "Русский алюминий", не смог обеспечить заказы для своего стагнирующего авиационного предприятия и в текущем году попытался продать его.

Тем временем харьковская компания получила ряд контрактов и решила расширить свои производственные мощности. В ходе московского авиасало-на представители харьковской компании, предприятия "Авиакор" и адми-нистрации Самарской области решили совместно восстановить производ-ство Ан-140 в Самаре. Первый самолет мог быть собран к концу 2003 г., а в 2004 г. 2 ед. Ан-140 предполагалось поставить "Самарским авиалини-ям". Харьковская компания и предприятие "Авиакор" планируют создать СП "Международный авиационный проект 140".

РСК "МиГ", которая запускает в серийное производство 100-местный региональный реактивный Ту-334 на своем предприятии в Луховицах, спе-циально для маркетинга этого самолета создала компанию "Национальный проект 334".

Исследования, проведенные данной компанией, показывают, что рыноч-ная цена самолета Ту-334 не должна превышать 12 млн. долл., чтобы быть привлекательной для российских операторов с коммерческой точки зрения, в то время как стоимость строительства для РСК "МиГ" составляет 16-17 млн. долл. Для покрытия разницы корпорация намерена просить под-держки у правительства в форме снижения налоговых ставок для изготови-теля и операторов. Недавно 20 ед. Ту-334 были заказаны непосредственно у РСК "МиГ" московскими авиакомпаниями "Аэрофрахт" и "Атлант - Со-юз".

Aviation Week к Space Technology.- 2003.- 25 August.- P. 25-26.

НПК "Иркут", компании EADS и Rolls-Royce Deutschland намере-ны предложить самолет - амфибию Бе-200, оборудованный двигателями BR715. НПК "Иркут" объявила также о планах объединения к концу 2003 г. с КБ "Яковлева".

КБ "Сухого" демонстрировало семейство концепций беспилотных лета-тельных аппаратов "Зонд-1, -2, -3", которые предполагают разработку и поставку различных сенсорных платформ. КБ заявляет, что конструкции предназначены для гражданских целей, однако все они будут иметь военное применение. Главком российских ВВС генерал-полковник В. Михайлов под-черкнул на авиасалоне, что после потери темпов разработки беспилотников в течение последних более чем десяти лет ВВС в настоящее время устана-вливают требования к ним. По его словам, многие КБ работают в этой обла-сти. "Зонд-1" является беспилотным летательным аппаратом класса "Global Hawk" с V-образным хвостовым оперением и с надфюзеляжным выхлопом двигателей. "Зонд-1" демонстрировался с антенной, расположенной на фю-зеляжном пилоне, которая, по словам представителей КБ, используется в коммуникационном ретрансляторе. "Зонд-2" имеет такую же конструкцию фюзеляжа, но не оснащен антенной системой. Вместо этого в боковом обте-кателе передней части фюзеляжа размещен радар; обтекатель имеет форму каноэ. "Зонд-3" - самый маленький беспилотник, в его носовой части раз-мещается сенсорный контейнер. Он оборудован толкающим двигателем, а не турбовентиляторными двигателями.

По крайней мере, две российские компании демонстрировали концепции защиты гражданских самолетов от портативных зенитных ракет. Концеп-ция компании "Авиаконверсия" базируется на сжигании, в соответствующей момент, топливно-воздушной смеси позади самолета, а самарская компания "Автоматические системы" демонстрировала свою бортовую лазерную си-стему подавления/постановки помех. Полагают, что компания "Авиаконвер-сия" уже провела испытания элементов своей концепции в ходе эксперимен-тов с использованием бомбардировщика Су-24. Во время испытаний исполь-зовались также химические присадки к топливному облаку, для того чтобы дезинформировать управляемые ракеты не только с инфракрасным, но и с радиолокационным наведением.

Калужский научный и радиотехнический институт предлагает для экс-портных поставок передатчик помех, действующий вне зоны поражения ПВО, или эскортный передатчик помех, концепций которого показана на примере использования на самолете Су-27ИБ/Су-32. До четырех подвес-ных контейнеров с передатчиками помех может быть подвешено к само-лету в качестве части общей системы. Российские ВВС рассматривали Су-27ИБ/Су-32 в качестве замены своего самолета радиоэлектронной борь-бы Су-24 "Fencer".

Вершинин В. И., Похвалина Е. В.

Aviation Week к Space Technology.- 2003.- 25 August.- P. 24, 26.

5


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации