Стратегический разведывательный БПЛА ВВС США Global Hawk
ВИНИТИ Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"
Ежемесячный информационный бюллетень
№2/0
Стратегический разведывательный БПЛА ВВС США Global Hawk
В журнале Armada International и ряде других изданий опубликованы некоторые сведения о различных модификациях разведывательного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) ВВС США RQ-4 Global Hawk и вариантах его боевого использования.
К июню 2003 г. из семи изготовленных к этому времени демонстрационных образцов полеты продолжали четыре беспилотника. Из трех потерпевших аварию один разбился в марте 1999 г. на авиабазе Nellis из-за ошибки оператора, управляющего полетом. Причиной аварии двух других аппаратов (в декабре 2001 г. и в июле 2002 г. на Ближнем Востоке) были механические неисправности.
Общий налет беспилотников Global Hawk составил 3000 летных часов, половину которых составляет налет в боевых условиях при проведении военных операций США в Афганистане и в Ираке.
В июне 2003 г. началось изготовление восьми серийных образцов модификации Block 5 (Spiral 1), включая два аппарата для ВМС США. Летно-технические характеристики этих БПЛА аналогичны характеристикам седьмого и последнего демонстрационного образца, поставленного заказчику в феврале 2003 г.
Первые серийные образцы - Р-1 и Р-2, которые должны были быть поставлены заказчику в сентябре и декабре 2003 г., поступят на вооружение первого боевого подразделения этих БПЛА в ВВС США на авиабазе Beale, шт. Калифорния. В 2004 г. в течение 90 дней на этой авиабазе будет проведена оценка боевых возможностей беспилотников, что станет первым шагом на пути к официальному объявлению об их боевой готовности.
Летно-технические характеристики серийного образца БПЛА модификации Block 5 (Spiral 1) сводятся к следующим: длина - 13,53 м; размах крыла - 35,42 м; диаметр фюзеляжа - 1,46 м; оптимальное аэродинамическое качество (lift/drag ratio) - 33:1; полная взлетная масса - 12 135 кг; масса полезной нагрузки - 900 кг; максимальная высота полета - 19 800 м; продолжительность - 32 ч (по другим данным - 42 ч); максимальная продолжительность патрулирования в заданном районе при радиусе действия 2200 км - 24 ч; силовая установка - турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce АЕ 3007 Н; тяга двигателя - 37 кН; мощность блока электропитания - 10 кВА. Крыло, хвостовая часть фюзеляжа, гондола двигателя и хвостовое оперение изготовлены из композиционных материалов. Полет БПЛА осуществляется в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту. Работа управляющего полетом оператора сводится к введению навигационных данных в бортовой компьютер.
В состав типового комплекта разведывательной аппаратуры входят РЛС с синтезированием апертуры и индикацией движущихся целей, разработанная компанией Raytheon и работающая в диапазоне X (аналогичная РЛС ASARS-2 используется на пилотируемых разведывательных самолетах U-2), и комплект датчиков - тепловизор компании Raytheon и цифровая камера компании Recon Optical.
При обследовании больших площадей в режиме маршрутного наблюдения, осуществляемого в полосе шириной 10 км, расположенной с боковым смещением от 20 до 200 км параллельно траектории полета, разрешающая способность получаемых изображений составляет 1 м. В этом режиме территория площадью более 100 000 км может быть обследована за 24 ч.
В режиме поиска целей на участке местности размерами 2x2 км (spot mode) разрешающая способность может быть улучшена до 30 см.
Полученная с помощью датчиков видеоинформация передается наземной станции по линии передачи данных, работающей в Ки диапазоне.
В состав аппаратуры радиоэлектронной поддержки (ESM) входят приемник представляющих опасность для беспилотника сигналов ALR-89(V), новый передатчик помех, разработанный компанией Raytheon, и буксируемые ложные цели ALE-50 той же компании.
Наземный комплекс MSQ-131 разведывательной системы Global Hawk разработан компанией Raytheon и состоит из взлетно-посадочного оборудования и средств управления полетом, как со стационарной станции, так и с ее мобильного варианта, устанавливаемого на наземном передовом пункте, на корабле или даже на другом летательном аппарате.
Девятый серийный образец БПЛА Global Hawk P-9 модификации Block 10 (Spiral 2/Lot 2) имеет следующие летно-технические характеристики: длина - 14,43 м; размах крыла - 39,6 м; полная взлетная масса - 12 160 кг; масса полезной нагрузки - 1360 кг; мощность блока электропитания - 27 кВА; продолжительность пребывания в заданном районе при радиусе действия 2600 км - 28 ч. Усовершенствованная разведывательная аппаратура размещается в двух подкрыльных контейнерах.
Модификация Spiral 3 позволяет использовать на БПЛА различную разведывательную аппаратуру (в том числе аппаратуру радиоэлектронной разведки), наиболее полно соответствующую решаемой задаче.
На беспилотниках модификации Spiral 4 будет установлена РЛС с актив ной антенной решеткой с электронным сканированием (AESA), разработанная компанией Northrop Grumman по программе MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program), а также устройство (APU) для повторного запуска двигателя в полете.
Global Hawk Block 20 будет иметь более длинный фюзеляж, размах крыла 45,7 м и более мощную силовую установку - или два двигателя АЕ 3007 Н или один двигатель General Electric CF 34. В сентябре 2002 г. компания Northrop Grumman заключила контракт с компаниями Vought Aircraft System и Alliant Techsystem на разработку конструкции усовершенствованного крыла для БПЛА Global Hawk (предположительно, для модификации Block 20), а также на изготовление и поставку двух опытных образцов такого крыла к 2004 г. и на их возможное производство в дальнейшем - по меньшей мере до 2010 г.
Если стоимость системы Global Hawk окажется приемлемой (возможно, за счет ограничения количества БПЛА, на которых будет устанавливаться РЛС нового поколения), ВВС США планируют закупить 51 беспилотник с ежегодной поставкой четырех систем.
В ценах 1994 г., когда был опубликован запрос на предложения по раз работке БПЛА Global Hawk, его стоимость оценивалась в 15,3 млн. долл. По данным на сентябрь 2002 г. она составляла уже 48-70 млн. долл. (в зависимости от количества заказанных БПЛА и состава бортового радио электронного оборудования).
Местом дислокации беспилотников RQ-4A выбрана авиабаза Beale. Со стояние начальной боевой готовности планируется достичь в 2006 г.
Несмотря на то, что Global Hawk был разработан для ВВС США, интерес к нему проявляет и командование ВМС. В рамках программы GHMD (Global Hawk Maritime Demonstration) этот беспилотник рассматривается в качестве дополнения (а в некоторых случаях - и возможной замены) самолетов корабельного базирования S-3B, базовых патрульных самолетов и самолетов радиоэлектронной разведки серий Р-ЗС/ЕР-3, а также предназначенных для их замены многоцелевых самолетов морской авиации ММ А (Multi-Mission Maritime Aircraft). В рамках бюджета 2003 фин. г. ВМС заказали два демонстрационных образца БПЛА Global Hawk, которые должны быть поставлены в 2005 г. и оснащены аппаратурой, обеспечивающей выполнение разведывательных задач над морем.
Среди разработанных ВМС США требований к БПЛА Global Hawk указаны, в частности, следующие: скорость полета при патрулировании - 667 км/ч, продолжительность патрулирования в заданном районе при радиусе действия 2800 км - 12 ч, сектор радиолокационного обзора - 360° (у бортовых РЛС, используемых в настоящее время - 90°); режимы работы РЛС - индикация движущихся морских целей и режим обратной синтезированной апертуры.
Командование ВМС планирует также оценить боевые возможности БПЛА Global Hawk применительно к программе наблюдения за обширными морскими районами BAMS (Broad Area Maritime Surveillance). После этого в 2008-2009 гг. беспилотники могут поступить на вооружение.
Главным вопросом, который должно решить командование ВМС, является вопрос о том, в какой мере БПЛА могут дополнить или даже заменить самолеты Р-3 и предназначенные для их замены многоцелевые самолеты морской авиации. Ответ на этот вопрос позволит определить потребности ВМС в пилотируемых самолетах РЭР.
В 2005 г. беспилотники Global Hawk должны будут принять участие в оперативно-тактических учениях ВМС США "Mike", в ходе которых планируется оценить эффективность совместного использования БПЛА с другими средствами разведки, включая самолеты Р-3 - как в стандартном исполнении, так и в варианте самолета РЭР.
В перспективе командование ВМС планирует развернуть по пять БПЛА Global Hawk на каждой из следующих баз: Jacksonville (шт. Флорида), Kaneoke (Гавайские острова), Sigonella (Италия), Kadena (о. Окинава) и Diego Garcia (Индийский океан).
За пределами США наиболее вероятными покупателями БПЛА Global Hawk являются страны, заинтересованные в обеспечении эффективного наблюдения за морскими пространствами. К их числу относятся, в первую очередь, Австралия, а также Канада, Япония и Великобритания. После 2010 г. НАТО может рассмотреть необходимость развертывания в Европе эскадрильи БПЛА "Euro Hawk" - европейского аналога беспилотника Global Hawk (по примеру самолетов системы AWACS, базирующихся в Германии на авиа базе Geilenkirchen). В Германии, например, уже в настоящее время имеется потребность в БПЛА, предназначенных для ведения РЭР, которые бы мог ли заменить самолеты Atlantics, намеченные для снятия с вооружения в 2008 г. В связи с этим отмечается, что в конце 2002 г. на авиабазе Эдварде, шт. Калифорния, были успешно проведены летные испытания БПЛА RQ-4A, оснащенного аппаратурой РЭР, разработанной европейским концерном EADS.
Armada International.- 2003.- № 3.- P. 63, 64.
Jane's International Defense Review.- 2003.- June.- P. 60-63.
Defense News.- 2002.- September 2-8.- P. 1, 10.
Flight International.- 2003.- 24-30 June.- P. 13.