Силовая политика президента В.Путина

ВИНИТИ

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

10/2005, стр. 27-30

Силовая политика президента В.Путина

Журнал Jane's Intelligence Review опубликовал статью-анализ о силовой политике президента РФ В.Путина.

Как указывает автор статьи M.Galeotti, В.Путин после своей убедительной победы в президентских выборах стал жестко управлять исполнительной ветвью власти. В настоящее время он хочет обеспечить, чтобы его реальная власть распространялась по всей стране. На фоне слабости российского законодательства он имеет все шансы укрепить власть Кремля в течение оставшихся лет своего президентства.

Поразительно, как быстро и решительно В.Путин двигался вперед при поддержке государственного аппарата и органов государственной безопасности. В каждом случае его целью было использовать реформы таким образом, чтобы сделать их более эффективным инструментом центральной власти. Однако даже после своего первого срока президентства В.Путину не удалось найти убедительный ответ на вечный вопрос, как нужно руководить, чтобы управлять Россией?

В.Путин отвернулся от большого бизнеса в России, когда понял что эти его прежние союзники имеют свои собственные планы действий, которые не обязательно будут совпадать с его планами. Поэтому теперь он пытается решить проблему государственной службы в России, известной своей коррупцией и неэффективностью. Проведение давно откладывавшейся административной реформы начинает, наконец, осуществляться под руководством главы Администрации президента Д.Козака.

План административной реформы предусматривает сокращение численности гражданских служб на 20% (Д.Козак заявил, что его собственный штат в Белом доме будет сокращен даже на 25%). Также намечено уменьшение числа министерств и ведомств и рационализация их деятельности. Сэкономленные при этом средства будут использованы для проведения модернизации и повышения зарплаты сотрудников до конкурентного уровня.

Однако, если В.Путин действительно хочет рационализировать работу своей администрации, то так называемые силовики из силовых ведомств, правоохранительных органов и Вооруженных сил, окажутся для него реальным препятствием. С одной стороны, они являются естественными союзниками В.Путина и его избирателями. Как прежний глава КГБ и явный приверженец военных, президент имеет личную привязанность к ним, так как они и связанные с ними отрасли промышленности играют основную роль в его националистических мечтах о сильной, современной и дисциплинированной России будущего. Они являются также его политическими союзниками, и В.Путин принял меры, чтобы на руководящие посты в министерствах и ведомствах назначались его люди и чтобы бывшие силовики также привлекались для работы в государственном аппарате. Если в советскую эпоху менее одного из 20 высших чиновников приходилось на выходцев из аппарата МО и/или государственной безопасности, то теперь эта пропорция повысилась до 5 из 20, т.е. каждый четвертый из высших чиновников является бывшим силовиком.

Впрочем, несмотря на относительную свободу, которой пока что пользуются силовики, от них теперь требуется оправдывать бюджетные средства, затрачиваемые на них, и демонстрировать свое желание реформироваться. Вооруженные силы уже подверглись давлению, сначала как самое большое силовое ведомство, а затем из-за низкой эффективности операций в Чечне. Министр обороны С. Иванов быстро среагировал и предложил программу реформ по личному составу и бюджету для своего ведомства, чтобы хотя бы начать этот процесс.

Другие силовые ведомства, по-видимому, считают, что упомянутая программа реформ МО исчерпывает реформирование всего их сектора. Конечно, для них явилось шоком, когда на заседании кабинета министров в апреле 2004 г. В.Путин заявил о начале работы с правоохранительными ведомствами и органами государственной безопасности по вопросу соответствующих изменений в их структуре в духе государственной административной реформы. ФСБ, которая раньше являлась самым близким союзником В.Путина, уже столкнулась с правоохранительными органами в отношении вопроса: кого следует винить за ошибки при выступлении правительства против нефтяной корпорации ЮКОС. С другой стороны, ФСБ и МВД едины в своем недовольстве деятельностью Федеральной службы охраны (ФСО), особенно ее привилегированным доступом к их системам скрытых коммуникаций.

ФСО является самым малочисленным, но потенциально одним из важнейших силовых ведомств. Хотя ФСО несет ответственность только за охрану главных лиц государства и правительства и за различные технические средства, она, на первый взгляд, представлена хорошо вымуштрованными молодыми солдатами, охраняющими Кремль с внешней стороны, и подразделением охраны президента.

ФСО была создана в 1991 г. на основе 9-го управления КГБ и службы безопасности президента (СБП) в 1993 г. Однако в течение своей короткой, но бурной истории она играла активную роль в российской политике. Во время эпохи Б.Ельцина СБП, возглавляемая генералом А.Коржаковым, приобрела очень большое влияние на ФСО. Однако А.Коржаков слишком зарвался и стал для Б.Ельцина политической проблемой. Поэтому Б.Ельцин уволил своего бывшего друга, а СБП снова заняла свое подчиненное положение внутри ФСО.

Тем не менее ФСО снова начинает выходить за рамки своих функций охраны. Ее теперешний глава генерал-майор Е.Муров, являющийся ветераном КГБ и ФСБ (когда-то он служил в органах ФСБ в родном городе В.Путина - Санкт-Петербурге), на этом посту получил новые важные властные функции, включая систему закрытой информации и средства коммуникации по скрытым каналам, в том числе и распоряжения данными других силовых ведомств. Один недавно ушедший в отставку офицер ФСО сообщил JIR, что теперь ФСО прослушивает даже ФСБ, для того чтобы проверять, выполняет ли она распоряжения президента. ФСО начала также выполнять аналитические функции, регулярно снабжая В.Путина информацией по всем вопросам, начиная от операций террористов, и кончая состоянием боевой готовности страны.

МВД уже стоит перед необходимостью некоторой децентрализации, но, по-видимому, пытается найти какое-то утешение в том, что у ФСБ оно забирает противопожарную службу. Вообще говоря, даже силовики вынуждены испытывать на себе давление, принуждающее их к реформам, но в ближайшее время скорее всего развернется новый раунд подковерной борьбы между ними по мере того как каждое из ведомств будет пытаться укрепить собственное положение за счет положения своих соперников.

Самые трудно решаемые проблемы находятся вне компетенции центрального правительства. В апреле 2004 г. в Москве большую озабоченность вызвала публикация рассекреченного аналитического доклада ЦРУ "Глобальные тенденции 2015", где заявлялось о возможном распаде РФ через десять лет на шесть или восемь отдельных (по преимуществу нестабильных) государств.

Вполне понятно, что российские политические деятели стали опровергать выводы этого доклада и сожалеть о том, что он вообще был опубликован. Лояльный В.Путину спикер Государственной думы Б.Грызлов отверг эту идею, так как Россия, по его мнению, становится все сильнее. Более того, этот доклад удивляет, так как он противоречит фактам об укреплении экономических позиций России. В первом квартале 2004 г. рост промышленного производства в России был равен 7,5%, а торговый профицит составил 23% по сравнению с тем же периодом 2003 г. и, несмотря на рост инфляции, доходы на душу населения росли еще более быстрыми темпами.

Однако в ближайшем будущем Россия непременно столкнется с проблемами, включая такие, как зависимость от экспорта сырьевых ресурсов в ущерб развитию промышленного производства и технологии, и демографический кризис, который приведет к дальнейшему сокращению численности населения и особенно неблагоприятно повлияет на некоторые регионы страны. В конце апреля 2004 г. В.Путин заявил, что демографический кризис становится проблемой, угрожающей государственной безопасности, особенно для северных районов страны, занимающих 70% всей площади, а по численности населения составляющих всего 7,4%. Зависимость от иммиграции уже становится весьма трудно решаемым политическим вопросом для Дальнего Востока России, где наплыв китайцев и корейцев является экономической необходимостью, но также вызывает серьезную обеспокоенность.

Ключевым вопросом здесь является то, что в будущем развитие различных регионов страны, вероятно, будет происходить не по одинаковым сценариям. Дискуссия по данному вопросу поставила на первое место в повестке дня отношения между центром и регионами. Наиболее вероятным сценарием распада России является не какое-то катастрофическое разрушение Федерации, а фактический выход из ее состава по мере того, как регионы начинают все меньше и меньше обращать внимание на Москву и, таким образом, становятся виртуальными государствами.

Во всяком случае российский Дальний Восток весьма близок к этому состоянию и подобная ситуация возникает и в других регионах. Долгосрочная зависимость экономики страны от экспорта газа и нефти приведет к тому, что сравнительно бедные северные области, где добываются эти богатства, станут более настойчиво требовать увеличения своей доли в прибылях от экспорта. Кампания В.Путина против олигархов, господствующих в бизнесе России, а также свидетельства о его серьезном намерении бороться с организованной преступностью, показывают, что он представляет себе опасность, которой являются альтернативные источники власти и влияния.

Однако нужно еще найти решение, как предотвратить опасность, вызванную выходом регионов из РФ. Как обычно, В. Путин прежде всего обратился к принуждению и контролю. В 2000 г. он ввел институт представителей президента, каждый из которых отвечает за один из семи огромных федеральных округов. Эти представители должны были стать глазами и ушами (и если понадобится, то и сильной правой рукой) президента в регионах, однако их деятельность оказалась преимущественно малоэффективной.

Хотя они и помогли привести местное законодательств в соответствие с федеральным, их содержание стало слишком дорогостоящим, власть и штаты слишком малыми, а коррупция, дезинформация и неразбериха на местах настолько велики, что представитель президента не могли исполнять полезные функции. По-видимому, это стало понятно и Кремлю, в связи с чем этот пост используется в основном как синекура или политическая ссылка. Для В.Путина проблема собирания земель русских (основная цель русских царей и князей) требует не только энергии и принуждения ( неудача с умиротворением Чечни является наглядным примером), но и успокоения и выработки согласованного мнения. Каждая из задуманных им реформ, направленных на усиление центральной власти, требует тем не менее достижения консенсуса и повышения эффективности управления.

Реформа государственной службы уже превращается в подковерные схватки за обладание престижными (т.е. более доходными) функциями и за сохранение бюджетных ассигнований и штатов. Такие схватки между ведомствами, вероятно, станут даже более ожесточенными по мере присоединения к ним силовиков. Региональные администрации вообще могут не обращать внимания на многие из указов Москвы и пока успешно противостоят попыткам центра установить над ними более жесткий контроль.

В такой же степени, как усилия полиции и меры принуждение сами по себе не могут справиться с организованной преступностью, пока существуют условия для ее возникновения и развития, так и истинная "федерализация" России требует создания активного электората, желающего остаться частью расползающегося во все стороны государства. Чтобы В.Путин мог добиться успеха там, где его предшественник Б.Ельцин потерпел поражение, он должен овладеть искусством в той области, которую до сих пор игнорировал - в политике.

К.Я.Прохоров

Jane's International Review. - 2004. - June. - P. 52-53.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации