Перспективы использования беспилотных летательных аппаратов в будущем

ВИНИТИ № 01/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

ВИНИТИ № 01/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

Научный консультант-д.э.н. В.И. Волков

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия:

Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е. В. Похвалина, Н. И. Субчев, О. В. Ященко

СИСТЕМЫ, АППАРАТУРА И НОСИТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАЗВЕДКИ

Перспективы использования беспилотных летательных аппаратов в будущем

Журнал Aviation Week & Space Technology сообщает о том, что беспилотные летательные аппараты теснят пилотируемые самолеты при выполнении боевых заданий. Генерал James Cartwright, вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов, сообщил, что беспилотные самолеты Predators и Reapers при выполнении определенных заданий начали вытеснять пилотируемые самолеты F-15 и F-16, позволив американским ВВС удалить 250 устаревших истребителей. Генерал Norton Schwartz, начальник штаба ВВС, подчеркнул это в донесении на слушаниях в Конгрессе в мае 2009 г. «Тенденция состоит в том, что американские ВВС будут все более и более беспилотной авиационной службой», - сказал он законодателям. Но это будет не стандартное использование беспилотного самолета для наблюдения и поражения противника в Ираке и Афганистане. Будет создан механизм использования БПЛА, которого не существовало прежде.

Беспилотный самолет будет теперь сопоставим с пилотируемыми платформами. Пентагон проводит свой четырехлетний обзор техники до 2010 г. Основные вопросы, на которые должны быть получены ответы включают, в частности, вопрос должен ли быть бомбардировщик следующего поколения пилотируемым, беспилотным, или могут быть оба варианта, и должны ли ВВС продолжить замену Predator и Reaper на MQ-X следующего поколения.

Пентагон вводит выражения «беспилотная летательная система» (БПЛС-UAS), а не «беспилотный летательный аппарат» (БПЛА), включающая наземные элементы так же как и аппарат (в конечном счете разнотипные БПЛА), которым управляют. Но независимо от того, что представляет собой БПЛС, она является совсем не беспилотной. Schwartz заявил законодателям: «Мы можем стать 24-часовой авиацией, покрывая непилотируемыми аппаратами все наблюдаемое пространство». ВВС собираются разработать план полета БПЛС, который ложится на дорожную карту 2047 для того, чтобы интегрировать автономные платформы на всех расстояниях ведения военных действий.

Беспилотные аппараты начинают превращаться в ударные и другие типы самолетов, которые осуществляют силовую поддержку, радиоэлектронную борьбу и работают в некоторых других областях, о которых раньше не упоминалось. Weatherington говорит, что приоритетными требованиями к БПЛА, вытекающими из основных операций с участием БПЛС, являются следующие: «самолет должен быть с чрезвычайно большой продолжительностью полета; наличие более интегрированных и разнообразных датчиков; архитектура, позволяющая осуществлять оперативный сплав разных данных в реальном времени; и менее габаритное, но более точное оружие».

Непрерывность наблюдения - основное требование, для этого Пентагон развертывает несколько демонстраций БПЛА в Афганистане, чтобы оценить их эффективность. Они включают БПЛА Qinetiq Zephyr, работающий на солнечной энергии, который запускается с руки, поднимая маленькую полезную нагрузку в виде системы радиосвязи на высоту более 40000 футов на две недели. Другой - гибридный воздушный аппарат, способный нести полезную нагрузку в 2 500 фунтов на высоте в 20 000 футов в течение трех недель.

Predator и Global Hawk были демонстраторами технологий, выставленными офисом ВВС Министерства обороны (OSD), a Reaper был разработан компанией, производящей Predator, и срочно отправлен на службу с минимальным тестированием.

«Это - существенная проблема, что большинство систем не разработывались с учетом обслуживания», - говорит Weatherington. Утверждая, что большая часть требований по беспилотному аппарату исходила от OSD и как результат - отсутствие систем, «которые выполняют основные требования». Он цитирует «известные недостатки» Predator и Reaper, которые ограничивают их боеспособность. «Мы строго стимулируем ВВС к разработке для MQ-X документа первоначальных возможностей и выясняем то, что они хотят», - говорит он. «Predator и Reaper - то, что было доступно, а не то, что требовалось».

Ранние проекты плана полета БПЛС, предварительно рассмотренного на конференциях, показывают наличие множества непилотируемых систем от наномасштаба до сверхзвукового. В то время, как наименьший и наибольший БПЛА с критически длинной продолжительностью полета или низкой наблюдательностью, вероятно, будут специальными платформами, уникально спроектированными для их заданий, средние БПЛА имеют размеры истребителя MQ-X, и транспортные БПЛА большого размера, как MQ-L, определены как основные, несущие модульную полезную нагрузку и покрывающие широкий диапазон заданий.

Как модификация Predator и Reaper, MQ-X может выполнять электронную атаку, подавление обороны, близкую авиационную поддержку, тактическую дозаправку топливом в полете, воздушную и ракетную оборону с различными версиями того же самого основного аппарата. MQ-L может выполнять информационные операции, роль танкера/транспорта и стратегические атакующие задания. Оба БПЛА видятся как действующие совместно с пилотируемыми истребителями и бомбардировщиками.

Беспилотный грузовой самолет - другая потребность, вытекающая из практического опыта, особенно в Афганистане, где гористый ландшафт и мало дорог. У морской пехоты есть неотложная потребность в беспилотном вертолете, чтобы осуществлять поставки между передовыми частями, а у управления НИР ВМС есть программа изучения технологии для более подходящего грузового БПЛС. «БПЛС материального обеспечения - область, которая становится важной», - говорит Джеймс (Рэли) Дарем, директор департамента министерства обороны по объединению передовых концепций. Он руководит разработкой будущих средств вертикального взлета, заказанных Конгрессом и Пентагоном. Оценка, которая должна быть дана в начале 2010 г.

Тем временем, проделана существенная работа, выполненная университетами, исследовательскими центрами промышленности и лабораториями обслуживания по разработке нано- и микро БПЛС достаточно маленькими, чтобы транспортироваться (и запускаться) отдельным солдатом; динамичными и достаточно автономными, чтобы ориентироваться на городских улицах и работать в закрытых помещениях. Weatherington сравнивает эту ступень работы с другими небольшими программами по разработке БПЛА, которые предшествовали выбору запускаемому с руки RQ-11B Raven В компании AeroVironment, как стандартной маленькой БПЛС (UAS) Пентагона. Raven имел большее значение, чем любая другая отдельная система, которую разработал департамент министерства обороны.

John Langford, президент компании Aurora Flight Sciences - разработчика БПЛА, говорит, что две идеи определят развитие БПЛС в последующие два десятилетия. Одна - это автономия, и использование ее, чтобы расширить число людей, которые могут управлять воздушным аппаратом, делая технологию более доступной, что даст толчок к использованию БПЛС в тех организациях, где сегодня используются пилотируемые самолеты. Второе - то, что БПЛС начнут делать больше того, что делают другие самолеты. Сегодня БПЛС прежде всего передают информацию, и нет никакой существенного увеличения полезной нагрузки. Он заявил: «В будущем мы будем видеть поставку грузов и людей, мы будем видеть беспилотный аппарат, не уступающий пилотируемому самолету».

Ю.С.Лифанов, О.В.Ященко

Aviation Week & Space Technology. - 2009. - 8 June. - P. 46-48.

О влиянии достижений в области развития БПЛА на прогресс в пилотируемой авиации

Журнал Aviation Week & Space Technology сообщает о влиянии достижений в области развития беспилотных летательных аппаратов на состояние вооруженных сил США в настоящем и будущем.

В то время как большинство действующих пилотируемых летательных аппаратов создавалось на крупных предприятиях, большая часть инновационной работы над беспилотными аппаратами производилась лабораториями, работающими с малыми предприятиями. Это оставляет традиционных производителей самолетов в роли догоняющих.

Наметилась тенденция, когда крупные компании стали приобретать мелкие фирмы - производителей БПЛА. Так компания Vos Athena Technologies, пионер в создании легкой, дешевой системы управления полетом высокой надежности для БПЛА, была приобретена компанией Rockwell Collins в 2004 г., сделав эту компанию ведущим поставщиком авионики для пилотируемых и беспилотных самолетов. Эта тенденция повторилась в другом случае, как, например, в приобретении компанией Boeing успешного небольшого производителя БПЛА фирму Insitu, чтобы добавить ее к более раннему приобретению разработчика беспилотного вертолета компанию Frontier. Insitu была небольшой компанией штата Вашингтон, которая первоначально проектировала БПЛА ScanEagle для ловли тунца с рыболовецких судов, и использовала локальных производителей аквапланеров как базу для его создания. Теперь усилия компании Boeing направлены на создание беспилотного бизнес-аппарата, который включает автономный вертолет А160Т (теперь YMQ-18A) и Phantom Ray - беспилотный демонстратор боевого самолета.

Расцветающий рынок БПЛА также привлек компанию Northrop Grumman, которая приобрела смешанную производственную линию по производству корпуса БПЛА, разработанную небольшой компанией быстрого макетирования Swift Engineering. Компания BAE Systems приобрела небольшого производителя БПЛА Advanced Ceramics Research с прицелом на американский рынок.

Поскольку беспилотный рынок является не устоявшимся, его промышленная база, начавшись в подсобных мастерских, все еще развивается. При использовании полезной нагрузки БПЛА есть все еще примеры использования пилотируемых систем самолета, однако их количество сокращается при использовании на беспилотных платформах. Все большее количество датчиков разрабатываются с использованием преимуществ БПЛА. Пример - радар Forester, проникающий сквозь листву деревьев, построенный для DARPA министерства обороны США фирмой Syracuse Research и размещенный на беспилотном вертолете А160Т.

Для работы радара Forester используется большая продолжительность полета беспилотного вертолета, большая высота и точное медленное управление, для отслеживания людей, двигающихся под покрытием деревьев. При дальности 50 км. (31 миля) датчик УВЧ диапазона весит 630 фунтов, включая большую антенну. Армия разрабатывает вариант радара MQ-8B Fire Scout компании Northrop Grumman для беспилотного вертолета Artemis с 15-км дальностью весом 150 фунтов, работающего на частоте 25 ГГц. Artemis выполняет картографирование с синтезированной апертурой, индикацию подвижной цели (GMTI) и проникновение через листву.

Радар контрмаскировки УКВ/УВЧ Tracer фирмы Lockheed Martin для MQ-1C Армии Sky Warrior должен быть проверен на Predator В, находящемся в собственности НАСА. Это - одна из нескольких программ, разрабатывающих радары, которые можно нести на БПЛА в дополнение к электрооптическим/инфракрасным (ЭО/ИК) датчикам. Другой легкий радиолокатор для БПЛА, - научно-исследовательский проект малого бизнеса, -может продемонстрировать, что датчик, весящий только 1 фунт, даст AAI RQ-7 Shadow синтезированное изображение и возможность индикации подвижной цели.

Беспилотные аппараты, использованные в Ираке и Афганистане привели к стремлению получать полномасштабное видео, исходя из ограничений современных ЭО/ИК систем с точки зрения разрешения и угла поля зрения. ВВС планируют обратиться к некоторым из проблем, выставляя Gorgon Stare - широкозахватный контейнер воздушного наблюдения, установленный на БПЛА MQ-9 Reapers. Это обеспечит не одно, а 12 «видеопятен» в аппарате. Аппаратура BAE Systems Argus-lS с гигапиксельным датчиком, разработанным для DARPA, и испытанная на БПЛА А160Т, обеспечит, по крайней мере, 65 видеопотоков.

Двигатель - другая область, где беспилотная промышленность является инновационной и незрелой. Большинство двигателей происходит от пилотируемого самолета или возникает в таком неавиационном рынке, как мотоциклы. Усилия разработать эффективные тяжело-топливные двигатели, работающие на JP-8, оказались проблематичными, особенно для маленьких воздушных аппаратов, нуждающихся в легких силовых установках. Есть потребность в хороших тяжелотопливных двигателях менее 120 л.с, однако проблема состоит в том, что не очень многие нуждаются в этом двигателе.

В настоящее время возникло требование, касающееся живучести БПЛА всех размеров. Для большой продолжительности полета БПЛА как Qinetiq Zephyr солнечные батареи и усовершенствованные батареи возможно будут ответом на проблему живучести. Если продолжительность превышает три месяца, как планирует DARPA с его программой Vulture, то комбинация панелей солнечных батарей и топливных элементов в регенеративной двигательной системе похоже потенциально лучшее решение.

Жидкий водород снабжает высотные БПЛА энергией. Компании Aurora и Boeing проверяли топливо в измененном автомобильном двигателе Ford. Aero-Vironment строит Global Observer, который будет использовать жидкий водород в двигателе внутреннего сгорания, чтобы управлять генератором, снабжающим четыре электродвигателя энергией. Цель - продолжительность полета приблизительно около недели на высоте 65 000 футов.

В секторе маленьких БПЛС топливные элементы значительно расширят продолжительность запускаемых вручную воздушных аппаратов, питаемых в настоящее время перезаряжающимися батареями. Protonex имеет контракты, чтобы изменить широко используемый БПЛА Raven В фирмы AeroVironment и аппараты Puma AE специальных сил с гибридным топливным элементом/батареей аккумуляторов, что обещает увеличить продолжительность полета этих платформ до четырех раз. Управление военно-морских исследований планирует полет экспериментального тактического БПЛА в течение 24 ч на мощном топливном элементе.

Сегодня электрический двигатель достигает одного киловатта или двух, что достаточно для снабжения маленького БПЛА энергией, но поскольку идет процесс развития БПЛА, потребление энергии повысится значительно. Aurora экспериментирует с этим на своем Excaliber беспилотном прототипе боевого самолета, который комбинирует поворотный турбореактивный двигатель с вентиляторами в кольцевом обтекателе с батарейным питанием для вертикального разбега и приземления.

Преимущество электрического двигателя - это быстро развивающийся коммерческий рынок, чтобы снабдить электронику и автомобили энергией, технология производства которой может быть повторно использована для космического приложения. Есть также потребность в высокотемпературных полупроводниковых двигателях как альтернатива газотурбинным двигателям в большом беспилотном самолете.

Взгляд на систему летательных аппаратов следующего поколения, в котором все самолеты самоидентифицируются и летают по точным четырехмерным траекториям, одинаково применим для пилотируемых и беспилотных самолетов.

Ю.С. Лифанов

Aviation Week & Space Technology. -2009. - 8 June. - P. 48-51.

Создание недорогого электронно-оптического датчика с высоким качеством изображения

В журнале Defense News опубликована статья W. Matthews, в которой сообщается о возможности создания дешевого электронно-оптического (ЭО) датчика с высоким качеством изображения. Камеры на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) становятся все более и более многочисленными. Камеры также располагаются на транспортных средствах и шлемах солдат. Камеры, расположенные на спутниках, дают новейшую информацию в течение длительного времени. Но у традиционных камер есть недостаток. Они являются большими и относительно тяжелыми. Качество изображений зависит от размера линзы. Но профессор электротехники из Техаса проявлил новый подход к производству фотографии и видеоизображений. Вместо того, чтобы положиться на единственную линзу, он предлагает использовать множество крошечных линз и с помощью электроники объединять цифровые изображения, которые они производят. Даже 100 маленьких пластмассовых линз, таких как используемые в камерах сотового телефона, приблизительно в 1/16 дюйма в диаметре, будут иметь небольшой вес. Важно, что они будут меньше в объеме по сравнению с большой линзой при том же фокусном расстоянии.

Массив небольших линз был бы чрезвычайно плоским, таким образом, они могут быть вмонтированы в нижнюю сторону крыла микро БПЛА, или прикреплены к передней стороне шлема солдата, не добавляя значительного веса или объема Встроенные в стены зданий, массивы крошечных камер могли бы контролировать рабочих и посетителей. Индивидуально, каждая крошечная линза производит изображение низкого качества. Они являются немного зернистыми и шумными из-за маленькой апертуры линз.

Но многократные изображения низкого разрешения, которые собирает массив линз, могут быть «обработаны в цифровой форме, чтобы извлечь детали с высокой разрешающей способностью», - объяснил Christensen в научно-исследовательской работе. С коллегами в SMU в Университете Далласа и Санта-Клары в Калифорнии Christensen разрабатывает то, что он называет «тонкой, динамичной, вычислительной архитектурой датчика отображения с мультиразрешением». На это было выделено 225 тыс. долл. от управления перспективных исследований (DARPA) Минобороны США. «Американские войска пытаются обеспечить бортовыми, носимыми оптическими датчиками, достаточно маленькими и достаточно дешевыми, чтобы они были почти у каждого солдата», - сказал Christensen.

В то время как это не практично с традиционными камерами, в последние годы появились необходимые технологии, чтобы существенно изменить способ, которым формируются изображения. Одна из технологий позволяет с помощью электроники объединить кратные изображения низкого разрешения, произведенные крошечными линзами размером с тех, которые используются в сотовых телефонах, в единственное изображение с высокой разрешающей способностью. Таким образом, получается качественное изображение без увеличения веса и объема оптики.

Другая разработка, которая позволяет реализовать датчик Christensen, являются MEMS (микроэлектромеханические системы) микро зеркала. Это крошечные, подвижные зеркала, которые используются, чтобы навести каждую линзу на то, что представляет интерес в ее поле зрения. Как правило, только 10-15 процентов того, что отображено линзой, представляет интерес для разведки и разведывательных целей, сказал Christensen. Съемка из БПЛА, пролетающего над полем, например, могла бы показать большое пустое поле с несколькими зданиями, которые только и представляют интерес. Зеркала могут быть активизированы «человеком в петле» по результатам рассмотрения экрана, который показывает оператору, что видит массив камер. Или это может быть сделано автоматически.

Christensen и ученые, работающие с ним, разработали «новые адаптивные алгоритмы», которые дают возможность компьютеру вычислить то, что важно в поле зрения камеры. Компьютер тогда активизирует зеркала, чтобы сосредоточиться на этом. «Когда линзы фокусируются только на областях, представляющих интерес в их поле зрения, изображения, которые производит система, можно приблизить, или даже превзойти исполнение традиционной фотокамеры высокого разрешения», - сказал Christensen.

Линзовые массивы называют Panoptes. По технологии это обрабатывающие массивы Nyquist-ограниченных наблюдений, производимых тонким электрооптическим датчиком. (Nyquist ссылается на теорию, используемую в обработке сигналов).

Christensen не первый ученый, который строит оптический датчик из множества маленьких линзовых камер. Японские исследователи создавали массив миниатюрных линз. «Но японский датчик «смотрит по всему полю зрения». Он неспособен фокусироваться на областях, представляющих интерес. При этом тратится впустую полоса частот, поскольку бесполезные данные передаются от датчика. Кроме того, тратится вычислительная мощность, чтобы обработать части изображения, которые не представляют интерес»,-сказал Christensen.

Пока датчик Panoptes остается в лаборатории Christensen, испытания в полевых условиях начнутся в 2010 г. Для DARPA Panoptes - часть более широкой программы, которая стремится «разрабатывать новые датчики отображения с радикально различными формами и функциями по сравнению с существующими системами. Цель DARPA состоит в том, чтобы «сломать оптическую парадигму и заменить сегодняшние большие камеры с длиннофокусными линзами на тонкие, легкие камеры с выдающимся исполнением».

Ю.С. Лифанов

Defense News. - 2009. - June 8. - Р.48.

О высотном разведывательном БПЛА с большой продолжительностью полета Global Observer

Журнал Jane's International Defence Review сообщает о высотном разведывательном беспилотнике с большой продолжительностью полета Global Observer.

В опубликованном сообщении говорится, что компания AeroVironment выбрала фирму Rockwell Collins в качестве поставщика навигационной системы для высотного БПЛА Global Observer с большой продолжительностью полета (HALE) в январе 2009 г.

В соответствии с контрактом компания Rockwell Collins будет поставлять свои легкие системы Athena 411 в составе систем инерциальной и спутниковой навигации, системы контроля и управления INS/GPS/ADAHRS, которыми будут оборудоваться беспилотники, работающие на жидком водороде.

Система Athena 411 обеспечивает измерения высоты и направления, интегрирует твердотельные гироскопы и акселерометры, магнетометры, приемник GPS и сенсоры воздушных параметров в один небольшой блок. Система разрабатывалась с целью использования на беспилотниках.

Компания AeroVironment будет разрабатывать и строить беспилотники Global Observer в течение последующих трех лет. Они будут летать на высоте около 20000 м, а продолжительность полета может составлять до семи суток. Целью является демонстрация полезности оперативного использования беспилотников с силовой установкой, работающей на жидком водороде, при решении глобальных, стратосферных, большой продолжительности миссий.

Согласно информации компании, система, состоящая из двух-трех беспилотников, будет служить дополнением к существующим спутниковым, воздушным и наземным средствам с тем, чтобы обеспечить непрерывное ведение разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) или установления связи над регионом, представляющим интерес.

Размах крыла БПЛА Global Observer 15,25 м, максимальная полезная нагрузка 454 кг. Он разрабатывался и для решения гражданских задач, как слежение за ураганами и штормами, мониторинг метеоусловий, обнаружение лесных пожаров и устойчивая поддержка спасательных операций при стихийных бедствиях.

В.И.Вершинин

Jane's International Defence Review. - 2009, - March. -P.21.

Расширение возможностей беспилотников RQ-11B Raven

Журнал Jane's International Defence Review сообщает о том, что беспилотники RQ-11В Raven, широко используемые в Ираке и Афганистане, оборудованные цифровыми линиями связи и передачи разведданных, будут обладать большими возможностями.

В опубликованной заметке говорится, что портативный (hand-launched) беспилотник компании AeroVironment RQ-1 IB Raven будет первым беспилотником Class I, оборудованный цифровой ЛПД, используемой для связи и передачи изображений.

СВ США подписали с компанией контракт стоимостью 16,8 млн. долл. на строительство 50 новых беспилотников Raven, оборудованных цифровыми ЛПД, а также оборудование ЛПД 206 имеющихся в настоящий момент БПЛА.

В настоящее время все беспилотники, состоящие на вооружении ВС США оборудованы аналоговыми линиями, которые требуют большую полосу и спектр для передачи разведывательных данных в реальном масштабе времени.

Новая цифровая ЛПД значительно сузит требуемую полосу частот для передачи информации. Новая ЛПД осуществляет сжатие спектра и требуется меньше радиочастотных каналов для того, чтобы передать такой же объем информации. Например, в данном географическом районе доступны только четыре радиочастотных канала для передачи информации с БПЛА Raven, использующего аналоговую ЛПД. БПЛА Raven будут доступны 16 радиочастотных каналов.

Модернизация ЛПД имеет большое значение для вооруженных сил США, ведущих боевые действия, поскольку она позволит БПЛА Raven (которые в настоящее время играют ключевую роль в разведке в ходе боя) передавать больше видовой информации в реальном времени и на большие расстояния.

В течение 12 месяцев компания передаст произведенные БПЛА их заказчикам. Имеются два возможных пути, которые могут использовать операторы беспилотников, для того чтобы использовать преимущество дополнительной полосы частот: они могут либо передавать больше информации по существующим радиочастотным каналам либо иметь больше таких каналов и больше беспилотников, которые могут быть использованы в данном регионе.

Увеличение количества беспилотников Raven в определенной географической зоне может обеспечить новые коммуникационные возможности.

В настоящее время такие беспилотники не могут передавать информацию за пределы прямой видимости, которая составляет около 10 км. Если два беспилотника смогут действовать в одной зоне, один из них может собирать информацию и передавать ее другому, увеличивая дальность передачи информации более, чем вдвое.

Другим преимуществом новой ЛПД является то, что она может шифровать передаваемую информацию, обеспечивая большую безопасность, чем аналоговая ЛПД.

Компания AeroVironment работает с СВ США, а также с двумя другими главными заказчиками (КМП и командованием специальных операций) с тем, чтобы в конечном итоге оборудовать весь парк беспилотников США Raven цифровыми ЛПД.

Компания планирует разработать меньший вариант новой ЛПД с тем, чтобы можно было интегрировать ее в самый маленький беспилотник Wasp.

В.И. Вершишин

Jane's International Defence Review. - 2009. - April. - P.31.

О новом разведывательном БПЛА Израиля Micro Falcon I

Малоразмерный разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Micro Falcon разработан израильской компанией Innocon. Взлетная масса БПЛА составляет 6 кг, а максимальная продолжительность полета -2 ч. Управление полетом осуществляет один человек. На беспилотнике используется полезная нагрузка MicroBat 275 компании Bental Motion Systems.

В типовой состав полезной нагрузки входит миниатюрная дневная цифровая видеокамера цветного изображения FCB-IX 11АР компании Sony. Камера установлена на платформе, гиростабилизированной по двум осям и закрытой прозрачным полусферическим обтекателем диаметром 70 мм. Масса установки (вместе с аппаратурой) составляет 350 г. К другим ее характеристикам относятся следующие:

- обзор по азимуту

350 град

- обзор по углу места

150 град

- максимальная скорость обзора

не менее 60 град/с

- точность гиростабилизации

800 мкрад

- напряжение источника питания

12 В постоянного тока

- потребляемая мощность

7 Вт (типовая)

14 Вт (максимальная)

Основные технические характеристики камеры FCB-IX 11АР:

масса

95 г

размеры

39,3 х 44,8 х 65 мм

тип матрицы

V* Exview HAD CCD

разрешение

примерно 440 000 пикселей

типовая минимальная освещенность

1,5 лк

диапазон трансфокации

10х (оптической)

4х (цифровой)

угол поля зрения

от 46 град до 5 град

отношение сигнал/шум

диапазон электронного затвора

от1 с до 1/10 000 с

диапазон рабочих температур

от 0 до 50 град С

напряжение источника питания

6-12 В постоянного тока

потребляемая мощность

1,6-2,0 Вт

Оператор системы разведки Micro Falcon может управлять всеми характеристиками камеры: ориентацией оптической оси, затвором, фокусировкой.

В качестве опций компания Bental предлагает тепловизионную камеру для ночного наблюдения, а также аппаратуру передачи видеоинформации и данных.

Тепловизионная камера работает в спектральном диапазоне 7,5-13,5 мкм. В качестве детектора используется неохлаждаемый микроболометр на основе окиси ванадия. Разрешение составляет 320x240, 320x120 и 160x120 пискселей. Размер пикселя - 38 мкм. Интервал времени до получения первого изображения - менее 2 с.

А.А.Булдовский

Flight Daily News. - 2009. - 14 June.

Информационные материалы компании Bental Motion Systems. - 2009.

О новой аппаратуре разведывательных БПЛА

В июне 2009 г. на международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже были впервые показаны системы воздушной разведки Recce-U, SWIR, MiniPOP-D, Combat 90 и Combat 190, а также аппаратура передачи данных ММ2-М13 и MM2-MU.

Система видовой воздушной разведки Recce-U разработана израильской компанией Rafael Advanced Defense Systems на базе самолетной системы Reccelite и предназначена для использования на разведывательных беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) для наблюдения, разведки, обнаружения целей, в том числе -самодельных взрывных устройств (IED).

По словам вице-президента компании Rafael по сбыту L.Drori, система Recce-U выпускается в двух вариантах: для средневысотных разведывательных БПЛА длительного полета (Heron TP, Reaper, MQ-9 Predator В) и для беспилотников с меньшей максимальной массой полезной нагрузки. В состав системы Recce-U вводят:

- установленная на турели многодатчиковая система наблюдения и разведки (ISR);

- аппаратура широкополосной цифровой линии передачи данных между БПЛА и наземной станцией;

- наземная станция обработки полученной БПЛА видовой информации.

С помощью оптического и ИК-датчиков система Recce-U позволяет получать в любое время суток цифровые изображения с высоким разрешением. Датчики могут работать в следующих режимах: сканирование заранее определенного участка местности; поиск целей по линейному маршруту (line scan); маршрутное картографирование (strip); получение детального изображения представляющих интерес небольших участков местности и находящихся на них объектов (spot).

Широкое поле зрения датчиков дает возможность сканирования местности независимо от маневров БПЛА.

Управление работой бортовой аппаратуры системы Recce-U может осуществляться вручную или автоматически - в соответствии с запрограммированным планом полета БПЛА. При ручном управлении оператор может корректировать в реальном масштабе времени план полета, а также выполнять сканирование внеплановых (внезапно обнаруженных) целей.

Система Recce-U может использоваться одновременно и независимо от других устройств, входящих в состав полезной нагрузки БПЛА. Это позволяет повысить разведывательный потенциал беспилотника без увеличения количества боевых вылетов.

Миниатюрная камера наблюдения и обнаружения лазерных устройств SWIR разработана корпорацией Goodrich в рамках программы создания миниатюрных датчиков MISI (microsensor for imaging) для малоразмерных БПЛА. При разработке были широко использованы InGaAs технологии, с помощью которых была создана многоспектральная оптико-электронная система воздушной разведки SYERS II (Senior Year Electro-Optical Reconnaissance System). В состав этой системы входит холодильная установка и камера с линейным сканированием. Съемка местности и объектов осуществляется в семи спектральных диапазонах видимой и ИК областей и позволяет получать изображения с высокой разрешающей способностью. В течение последних 20 лет эта система состояла на вооружении пилотируемых разведывательных самолетов U-2.

Камера SWIR работаег в ближней области ИК спектра (NIR/SW1R). Рабочий диапазон - 0,7-1,7 мкм; тип фотоприемника - неохлаждаемая матрица на основе соединения индий-галлий-арсенид (InGaAs); разрешение 320x256 или 640x512 пикселей; масса камеры -100 г. По словам вице-президента и руководителя отделения разведывательных систем корпорации Goodrich Эдварда Харта (Edward Hart), масса будет уменьшена до 10 г, что позволит использовать камеру SW1R на мини- и микро БПЛА.

К достоинствам камеры SW1R относится возможность разведки в любое время суток даже при наличии в районе ее ведения тумана, пыли, облаков, а также способность обнаруживать используемые в этом районе лазерные устройства любого назначения.

Малогабаритная оптико-электронная система видовой разведки и целеуказания MiniPOP-D (Plug-in Optronnic Payload) разработана компанией Israel Aerospace Industries и предназначена для использования на малоразмерных разведывательных БПЛА.

Принцип конструкции «plug-in» заключается в том, что система может быть укомплектована различными по назначению быстросменными датчиками LRU (line replaceable units), вставляемыми (plug-in) в блок в соответствии с поставленным перед БПЛА боевым заданием. Установка необходимых датчиков может осуществляться в полевых условиях и занимает не более нескольких минут. При этом никакие настройки или регулировки не требуются. К достоинствам такой конструкции относится и то, что система может быть легко усовершенствована путем замены какого-либо датчика на новый - с более высокими характеристиками.

Основные технические характеристики системы MiniPOP-D - такие же как у системы MiniPOP, которая представляет собой комплекс оптико-электронных датчиков, установленных на турели с гиростабилизацией относительно двух осей. Точность гиростабилизации - не хуже 50 мкрад. Масса комплекса составляет 8-9 кг (в зависимости от используемых датчиков), диаметр корпуса турели - 204 мм; обзор по азимуту - 360 град; обзор по углу места от -100 град до +25 град; угловая скорость обзора (slew rate) - 120 град/с; потребляемая мощность - не более 150 Вт (средняя) и 250 Вт (максимальная).

В типовой сосгав системы входят тепловизионная и телевизионная камеры, а в качестве опций - лазерный дальномер, лазерное устройство наведения (laser pointer) и аппаратура автоматического сопровождения целей по видеоинформации (automatic video tracker).

В тепловизионной камере с варифокальным объективом используется охлаждаемая решетка фокальной плоскости, выполненная на антимониде индия и работающая в спектральном диапазоне 3-5 мкм. Разрешение - 384x480 пикселей; углы поля зрения - от 2 до 25 град.

Дневная телевизионная камера цветного изображения, выполнена на ПЗС и оснащена объективом с плавным изменением фокусного расстояния. Углы поля зрения от 1,6 до 42 град. Цифровое увеличение - 12Х.

Безопасный для зрения лазерный дальномер работает на волне 1,54 мкм, а лазерное устройство наведения - 830 нм.

В 2008 г. стоимость системы MiniPOP составляла 220 тыс. долл.

Дополнительные возможности системы MiniPOP-D по целеуказанию и измерению дальности обеспечиваются новым миниатюрным двухволновым (duall-wavelength) лазером MLDRF (Mini Laser Designator and Rangefinder).

Система MiniPOP-D совместима со всеми используемыми в вооруженных силах США и других стран НАТО образцами вооружения с лазерным наведением, включая управляемые ракеты Hellfire.

Системы Combat 90 и Combat 190 разработаны компанией FL1R Systems.

Система Combat 90 представляет собой установленную в карданном подвесе турель диаметром 8,89 см и массой 680 г. В качестве датчиков используются стабилизированные оптико-электронная камера, неохлаждаемый тепловизор и лазерный целеуказатель. Поставки первых опытных образцов этой системы планировалось начать в сентябре 2009 г.

В системе Combat 190 используется турель диаметром 19 см , массой 7,7 кг и семь датчиков, четыре усовершенствованных камеры, лазерный дальномер, лазерный целеуказатель и лазерное устройство наведения.

Миниатюрная аппаратура закрытой передачи данных ММ2-М13 и MM2-MU, как и предыдущие модели семейства ММ2, разработана компанией Free Way Technologies и предназначена для использования на малоразмерных БПЛА.

Конструктивно новые аппараты представляют собой выполненные на схемных (печатных) платах устройства, которые могут быть встроены (вмонтированы) в конструкцию основной полезной нагрузки.

Основные технические характеристики

Перспективы использования беспилотных летательных аппаратов в будущем

Примечания:

1.В пределах диапазона 1350-1390 МГц пользователь может выбрать один из семи поддиапазонов скачкообразой перестройки частоты, а в каждом из них - 15 комбинаций перестройки (hopping patterns)

2.Чувствительность приемных устройств указана при коэффициенте ошибок по битам(ВЕЯ)10-4

3. Минимизация искажений при передаче обеспечивается использованием 32-разрядного контроля циклическим избыточным кодом (CRC-32) и автоматическим повторением передачи.

А.А.Булдовский

Flight Daily News. - 2009. -16 June, 10 August, 11 August.

Информационные материалы компаний Rafael Advanced Defense Systems,

Goodrich и Israel Aerospace Industries (Tamam Division). - 2009.

Новый тактический разведывательный БИЛА Hermes 90

В июне 2009 г. на международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже израильская компания Elbit Systems впервые показала разработанный ею тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Hermes 90 - самый малогабаритный из семейства беспилотников Hermes, разработанных этой компанией ранее (Hermes 180, 450, 900 и 1500).

Hermes 90 может быть использован для обеспечения различных операций, проводимых как на открытой местности, так и в городских условиях. Беспилотник разработан на базе БПЛА Mini Falcon II израильской компании Innocon. Летные демонстрационные полеты этого беспилотника для корпуса морской пехоты США состоялись в 2006 г.

Конструктивно Hermes 90 представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом и установленном в хвостовой части фюзеляжа двигателем с толкающим воздушным винтом. Размах крыла БПЛА составляет 5,5 м; максимальная взлетная масса - 85 кг; максимальная масса полезной нагрузки - 25 кг; максимальная высота полета - 4 570 м; продолжительность полета - до 18 ч; дальность действия - до 100 км.

В силовой установке может быть использован двигатель на бензине или на тяжелом топливе. Пуск БПЛА осуществляется «по-самолетному» или (при отсутствии подготовленной взлетно-посадочной полосы) - с катапульты. Для приземления могут быть использованы как колесное шасси, так и посадочные лыжи. Это позволяет рассматривать Hermes 90 в качестве средства воздушной разведки как сухопутного, так и корабельного базирования.

Разведывательная аппаратура представлена усовершенствованной многоцелевой стабилизированной малогабаритной оптико-электронной системой Micro CoMPASS (Compact Multipurpose Advanced Stabilised System), разработанной компанией Elbit Systems, предназначенной для использования на небольших БПЛА и других малогабаритных платформах и позволяющей получать видовую информацию в любое время суток и в сложных погодных условиях.

Конструктивно система Micro CoMPASS представляет собой один блок, допускающий замену в условиях эксплуатации (LRU), в котором на стабилизированной платформе установлены (в базовой комплектации) следующие устройства:

- охлаждаемая тепловизионная камера третьего поколения, работающая в средневолновой области ИК спектра;

- выполненная на приборах с зарядовой связью телевизионная камера цветного изображения;

- аппаратура подсветки цели лазером.

В качестве опционов предлагаются безопасный для зрения лазерный дальномер или лазерный целеуказатель, а также разработанная израильской компанией Tadiran Spectrlink цифровая система передачи данных, которая может сопрягаться с любой системой боевого управления, контроля, связи, компьютеризации и разведки (C4I). Это обеспечивает оперативное распространение полученной видеоинформации и установление координации между подразделениями в районе боевых действий.

Помимо беспилотника, в состав системы разведки Hermes 90 входит также усовершенствованная наземная станция управления. Для транспортировки системы достаточно двух армейских транспортных машин (например, Humvee), на одной из которых может быть установлена аппаратура станции управления. Развертывание системы и работу с ней выполняет боевой расчет из двух-трех человек.

Для изготовления и реализации системы Hermes 90 создано совместное предприятие - компания UAS Dynamics, в состав которой вошли компании Elbit Systems и General Dynamics. Одной из первоочередных целей новой компании, которая находится в США (Fort Mill, шт. Южная Каролина), является участие в конкурсе по программе разработки малоразмерных тактических беспилотников STUAS/Tier II для ВМС и корпуса морской пехоты США. В связи с этим в соответствии с процедурой оценок новых боевых средств управлением РМА-263 ВМС США компания планировала провести в июле 2009 г. демонстрационные показы БПЛА Storm (модифицированный вариант беспилотника Hermes 90).

А. А. Буддовский

Flight Daily News. - 2009. -15 June.

Flight International. - 2009. - 9 August.

Информационные материалы компании Elbit Systems. - 2009.

О тактическом разведывательном БПЛА Orbiter-3

В июне 2009 г. на авиакосмическом салоне в Ле Бурже израильская компания Aeronautics Defense Systems впервые показала малоразмерный тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Orbiter-З. Согласно заявлению президента этой компании А.Леуми (Avi Leumi), беспилотник предназначен для использования с военных кораблей.

Как и разработанные ранее БПЛА Orbiter-1 и Orbiter-2, аппарат Orbiter-З выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло». Размах крыла - 3,6 м; длительность полета - до 8 ч; максимальная высота - 5 500 м. В силовой установке используется бесшумный безщеточный электродвигатель, позволяющий скрыто вести разведку даже на небольших высотах. Пуск БПЛА осуществляется с помощью катапульты, а посадка на воду - с использованием парашюта и надувной камеры. Повторный пуск может быть осуществлен вскоре после возвращения беспилотника.

В качестве разведывательной аппаратуры используется новая миниатюрная оптико-электронная система видовой разведки T-STAMP, разработанная израильской компанией Controp Precision Technology.

В состав системы T-STAMP входят три датчика:

- охлаждаемая тепловизионная камера с варифокальным объективом (в качестве опциона может быть установлена неохлаждаемая камера);

- выполненная на приборах с зарядовой связью телевизионная камера с варифокальным объективом;

- лазерное устройство наведения (laser pointer).

Указанные устройства установлены на гиростабилизированной платформе в водонепроницаемом корпусе диаметром 17,8 см. Масса всей установки - 2,8 кг.

Первый испытательный полет БПЛА Orbiter-З был запланирован на август 2009 г.

А.А. Булдовский

Flight Daily News. - 2009. - 16 June.

Armada International. - 2009. - № 3.

Информационные материалы компании Controp Precision Technology. - 2009.

Разведывательный БПЛА вертолетного типа Picador

В июне 2009 г. на авиакосмическом салоне в Ле Бурже израильская компания Aeronautics Defense Systems показала свой разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) вертолетного типа Picador, предназначенный для использования как с наземных, так и с корабельных пусковых установок.

К заявленным летно-техническим характеристикам БПЛА Picador относятся следующие.

Вертикальный взлет и посадка беспилотника выполняются в автоматическом режиме. Навигация осуществляется с помощью инерциально-навигационного комплекса CPS/IMU. Длина фюзеляжа БПЛА составляет 6,58 м; высота - 2,58 м; ширина -2 м. Максимальная взлетная масса - 700 кг; максимальная масса полезной нагрузки - 180 кг; продолжительность полета - 5-8 ч; скорость - 204 км/ч; высота -3 660 м; дальность действия - 200 км.

В качестве разведывательной аппаратуры планируется использовать новую гиростабилизированную оптико-электронную систему SHAPO, разработанную израильской компанией Controp Precesion Technology.

В состав базового комплекта системы входит тепловизионная камера с варифокальным объективом и телевизионная камера, выполненная на приборах с зарядовой связью. В качестве опций предлагаются лазерный дальномер и/или лазерное устройство наведения. Диаметр корпуса всей установки - 24 см; масса - 10 кг.

Первый испытательный полет БПЛА Picador уменьшенного масштаба состоялся в мае 2009 г. В конце этого года планировалось выполнить первый полет полномасштабного технологического демонстрационного образца.

А.А.Булдовский

Flight Daily News. - 2009. - 14 June.

Flight International. - 2009. - 3 June.

Defense News. - 2009. - June 15-21.

О стратегическом разведывательном БПЛА Dominator 2

Стратегический разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) длительного полета Dominator 2 разработан израильской компанией Aeronautics Defense Systems на базе легкого двухдвигательного пилотируемого самолета общего назначения DA 42 Twin Star компании Diamond Aircraft. К июню 2009 г. было изготовлено два опытных образца нового беспилотника. За счет использования в его конструкции серийно выпускаемого планера самолета DA 42 стоимость БПЛА Dominator 2 будет значительно ниже стоимости других беспилотников этого класса -таких, например, как Негоп-1 или Predator. По мнению разработчиков, она может составить всего 1/10 стоимости этих аппаратов.

Все элементы конструкции БПЛА Dominator 2 выполнены из композитных материалов. К заявленным летно-техническим характеристикам относятся следующие: размах крыла - 13,5 м; взлетная масса - 1 785 кг; максимальная масса полезной нагрузки - 400 кг; боевой потолок - 9 150 м; максимальная продолжительность полета - 28 ч; максимальная скорость - 351 км/ч; дальность действия (в пределах прямой видимости) -300 км. В силовой установке используются два дизельных двигателя Thielert.

В качестве разведывательной аппаратуры планируется использовать усовершенствованный вариант стабилизированной оптико-электронной системы DSP-1, разработанной компанией Controp Precision Technologies.

В стандартной комплектации в состав этой системы входят:

- тепловизионная камера, оснащенная варифокальным объективом с 36-кратным увеличением;

- усовершенствованная телевизионная камера цветного изображения высокой четкости с варифокальным объективом с 20-кратным увеличением.

В качестве опций предлагаются лазерный дальномер, лазерный целеуказатель, а также инерциальная система наведения (INS) на дальности прямой видимости.

Датчики системы установлены на четырехосном карданном подвесе, гиростабилизированном по азимуту и углу места. Масса всей установки составляет 22,5 кг.

Первая серия испытательных полетов опытного образца БПЛА Dominator 2 состоялась в июне-июле 2009 г. на юге Израиля. Продолжительность этих полетов - от двух до четырех часов.

А.А.Булдовский

Flight Daily News. - 2009. -14 June.

Программа разработки разведывательных беспилотников в США с участием Австралии

Журнал Aviation Week & Space Technology информирует о программах разработки разведывательных беспилотников в США и возможности участия в них Австралии.

В опубликованной статье говорится, что несмотря на внезапный выход Австралии из проекта МО США, предусматривающего разработку морского разведывательного беспилотника, ВМС США продолжают планировать поставки таких беспилотников на середину следующего десятилетия.

В марте 2009 г. Австралия заявила, что не предоставит 300 млн. долл., которые требуются за участие в разработке беспилотника широкой морской разведки BAMS (Broad Area Maritime Surveillance), ссылаясь на конкурирующие бюджетные требования. В настоящее время ВВС Австралии сосредоточили внимание на принятии пилотируемых самолетов Р-8А Poseidon с тем, чтобы заменить парк самолетов АР-ЗС.

Министр обороны Австралии заявил, что «внедрение беспилотников BAMS в настоящее время создало бы невероятное рабочее давление на силы обороны Австралии, особенно учитывая необходимость перевода имеющегося в ВВС парка самолетов АР-ЗС Orion на новые пилотируемые разведывательные самолеты одновременно». Это решение Канберры не исключает в конечном итоге закупки системы, но открывает возможность для соперничающих конструкций.

Основанием для принятия решения была задержка с принятием на вооружение беспилотника BAMS, которая была следствием протеста в отношении победы компании Northrop Grumman в конкурсе в 2008 г. Хотя заказ компании Northrop Grumman был поддержан аудиторами американского правительства, принятие на вооружение беспилотника BAMS в состав ВМС США не ожидается раньше конца 2015 г., заявил контр-адмирал B.Shannon, руководитель программы беспилотников и ударного оружия в командовании авиационных систем ВМС США. По словам адмирала, протест проигравших компаний Lockheed Martin/General Atomics привел к шестимесячной отсрочке. Однако Австралия сама привела к задержке программы еще до проведения конкурса, потребовав при разработке включить и режимы разведки наземных целей.

Австралия рассматривала BAMS (производный от БПЛА Global Hawk) как средства разведки морских и наземных целей. В отличие от этого, ВМС США закупают беспилотники BAMS главным образом для ведения разведки морских целей, а ВВС США будут решать задачи мониторинга земной поверхности своими беспилотниками Global Hawk Block 40. Такой БПЛА проходит в настоящее время испытания. По словам B.Shannon, они будут оборудованы различными радиолокационными системами, но конструкция самих беспилотников на 70% будет общей.

Отказ Австралии от участия не повлияет на усилия в рамках программы BAMS ВМС США стоимостью 3,1 млрд. долл. ВМС планируют закупить 70 таких беспилотников. Австралия может вернуться в программу BAMS позднее на стадии разработки или в качестве зарубежного военного заказчика. Официальные представители Австралии дали понять, что они будут вести мониторинг программы, если Австралия найдет средства для финансирования. После своего проигрыша компания General Atomics может выйти с какой-то конструкцией, возможно, производной от предложения, базирующегося на БПЛА Predator в официальной программе BAMS.

Хотя это будет фиаско для компании Northrop Grumman, последняя сохраняет надежду на закупки Австралии. BAMS сохраняет шансы, и две конфигурации БПЛА Global Hawk ВВС США могут служить альтернативой.

БПЛА Global Hawk Block 20 оборудуется усовершенствованным интегрированным сенсорным комплексом, который обеспечивает некоторые базовые возможности по морской разведке. Аналогичный сенсорнвый комплекс используется на демонстрационном образце BAMS ВМС США (ранее называемом Global Hawk Maritime Demonstrator), летающем с авивбазы Al Dhafra, ОАЭ.

БПЛА Global Hawk Block 40 будет вторым вариантом. Хотя он не имеет режимов радиолокатора с инверсированной синтетической апертурой, имеющих критически важное значение для опознавания кораблей, компания Northrop Grumman исследует морские режимы для своего радиолокатора бокового обзора программы MP-RTIP (Multi Platform Radar Technology Program). Но эта конструкция не будет обеспечивать функции, которые реализуются в конфигурации BAMS, в которой будет радиолокатор, антенная решетка которого имеет электронное круговое сканирование, обеспечивая буквально непрерывное поле обзора. По словам представителя промышленности, конфигурация ВВС США может быть поставлена уже к 2015 г.

Компания Northrop Grumman планировала показать свой БПЛА Global Hawk в 2009 г. на авиационной выставке в окрестностях Мельбурна. Если Австралия решит финансировать замену BAMS, стоимость должна быть невысокой. По оценкам ВМС США, стоимость БПЛА BAMS, включая сенсорную полезную нагрузку будет около 70 млн. долл.

Первый беспилотник Global Hawk Block 40 уже построен и будет интегрирован с радиолокатором MP-RTIP. Система будет принята на вооружение в 2010 г.

Ожидается, что ВВС США в своей бюджетной заявке 2010 фин.г. добавит около 20 БПЛА Global hawk к своей заявке на закупку 54 беспилотников. Они будут включать как БПЛА Global Hawk Block 30, которые будут оборудованы устройствами сбора видовой и сигнальной развединформации, так и Block 40, оборудованные сенсорами RTIP.

Хотя конфигурация ВВС США хорошо скомпанована, кое-что полезное можно взять из программы ВМС. Представители ВМС включили требование обеспечения снижения беспилотника Global Hawk до уровня ниже облаков для получения электроннооптических изображений для идентификации целей. Для решения такой задачи системы BAMS ВМС имеют возможность устранения обледенения передней кромки крыла, которая в конечном итоге может быть адаптирована ВВС.

Кроме того, наземная станция управления ВМС США имеет программное обеспечение более открытой архитектуры, которое не было доступным, когда разрабатывался БПЛА Global Hawk ВВС США. Эффективноть может быть большей и за счет решений, связанных с базированием. ВМС, вероятно, будут размещать своих сенсорных операторов и пилотов на самолетах Р-8, а их воздушные средства могут располагаться совместно с самолетами ВВС для общего технического обслуживания и совместного использования операторов взлета и возвращения беспилотников.

В.И.Вершинин

Aviation Week & Space Technology. - 2009. - 9 March. - P.24-25.

Saab увеличивает портфель БИЛА за счет партнерства с компаниями Швейцарии

По сообщению журнала Flight International иностранные компании объединяются, чтобы совместно развиваться и расширять рынок аппаратов вертикального взлета и посадки. Так, компания Saab подписала стратегически важное партнерское соглашение с частной швейцарской фирмой по производству БПЛА. Объявленное 20 мая 2009 г., соглашение увеличивает портфель Saab в части создания воздушных аппаратов вертикального взлета и посадки, начиная с Skeldar демонстратора V200 и заканчивая Neo S-300 швейцарского БПЛА и конструкции Коах Х-240. Компании будут совместно разрабатывать и торговать БПЛА, у которых максимальные взлетные массы 200 кг (440 фунтов), 75 кг и 45 кг, соответственно.

«Это первый шаг и путь для нас по дороге, ведущей к рынку», - говорит Pontus Kallen, генеральный директор Saab Aerosystems. Компания уже приняла несколько запросов для информации от военных и гражданских заказчиков для создания оперативных беспилотных воздушных систем.

Все три воздушных аппарата предлагаются в комбинации с разработанной Saab общей наземной станцией управления, с начальными летными испытаниями, проводимыми в Швейцарии для проверки автономного поведения и возможности систем.

Saab Aerosystems продолжает работы над своей системой Skeldar; компания планировала провести испытательные полеты с новым роторным дизайном осенью 2009 г. Промышленные поставки могут начаться в течение 12 месяцев после получения контракта.

Saab Aerosystems была обязана выполнить обширные модификации системы Skeldar, начиная с получения прав на адаптацию CybAero Apid 55 - беспилотного вертолета предыдущего десятилетия.

Ю.С.Лифанов

Flight International. - 2009. - 26 May - 01 June. - P.15.

Авария БПЛА Predator при посадке

Как сообщает журнал Jane's Defense Weekly ВВС США отказались следовать за командами министерства обороны, которые, возможно, предотвратили бы несколько аварий MQ-1 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Predator, как заявил высокопоставленный чиновник Пентагона 27 апреля 2009 г. John Young сказал, что ВВС США проигнорировали его запрос по установке автоматизированной системы посадки для БПЛА Predator, что привело к потере приблизительно 10 БПЛА, которые разбились, начиная с 1994 г.

«ВВС поставили вопрос автоматической посадки на последнее место. Хотя это были бы скромные инвестиции в эти системы», - сказал Young.

Представительница Пентагона Cheryl Irwin сказала, что ВВС США, потеряли 65 из 195 Predator, которые они получили с 1994 г. Примерно одна шестая этих потерь произошла на этапе приземления. «Мы чувствуем, что усовершенствование наземных станций и добавление возможности автоматической посадки могли уменьшить неудачи Predator на 25 процентов», - сказала Irwin.

Young заявил, что ВВС США не побеспокоились исправить проблему в бюджете 2010 г., забыв включить деньги в автоматическую посадку БПЛА Predator. Из-за отсутствия этой системы у Predator у ВВС США потери больше, чем у Shadow в армии.

Вместо того чтобы модернизировать Predator, ВВС США решили сосредоточиться на производстве MQ-9 Reaper. Young сказал, что он не думает, что это хорошая идея, потому что Predator и Reaper имеют различные возможности в бою.

ВВС США защитили отчет по безопасности беспилотного флота и предложили различную статистику по потерям аппарата. Представитель ВВС США майор Richard Johnson сказал, что служба потеряла в общей сложности 50 Predator MQ-1 и пять Reaper MQ-9 в Классе А инцидентов - стоимостью более чем 1 млн. долл. из-за повреждений с начала производства каждого БПЛА. Майор Johnson отметил, что 12 аварий произошло во время приземления, но что ни одной не произошло в 2009 г. «Неудачи при посадке уменьшились за прошедшие три года, благодаря усовершенствованиям при обучении и урокам, полученным на предыдущих неудачах, а также изменениям в дисплеях, доступных пилоту», - добавил он.

Майор Johnson сказал, что ВВС США планируют начать модернизацию Predator MQ-1 в следующие несколько месяцев за счет размещения лазерного высотомера, который обеспечит точные данные по высоте БПЛА над землей перед приземлением.

«MQ-9 Reaper будет модифицирован и получит возможность автоматической посадки в 2016 г.», - добавил он.

Ю.СЛифанов

Jane's Defense Weekly. - 2009. - May 6. - P. 10.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации