Проблемы международного сотрудничества в регионах Крайнего Севера

ВИНИТИ № 11/2010

«Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

ВИНИТИ № 11/2010

«Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

Научный консультант-д.э.н. В.И. Волков

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия:

Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е. В. Похвалина, Н. И. Субчев, О. В. Ященко

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы международного сотрудничества в регионах Крайнего Севера

Журнал «Jane's Defence Weekly» информирует об изменении позиции НАТО в отношении региона Арктики и о том, что кооперация и прозрачность действий являются ключевыми факторами в формировании международного отношения к этой проблеме.

В опубликованной статье сообщается, что самым главным для мирового сообщества является то, что тающий арктический лед вскрывает огромные запасы нефти и природного газа и сокращает торговые маршруты между Европой и Азией на 7 тыс. км. Вследствие этого открываются широкие водные пространства для рыболовства, потенциал гидроэнергетики в значительной мере будет увеличен, а потребность в новых технологиях и оборудовании вызовет вспышку глобального интереса и конкуренции.

На территории, где доминируют Россия и четыре государства-члена НАТО, включая США, может начаться новая «холодная» война. Но, несмотря на очевидность такого сценария, он все же является нереальным, подчеркивает автор.

В СМИ появлялось много сообщений об угрозе потенциального конфликта а регионе. Новая военная стратегия со стороны каждой из пяти прилежащих к Северному Ледовитому океану стран (Канады, Дании, Норвегии, России, США) в сочетании с претензиями на морские пути и акватории, вызвали опасение общественности в старомодном захвате территорий, Этому способствовала воинственная риторика и установка флагов, напоминающих об имперской экспансии.

Предупреждение о новой «холодной» войне подогреваются предполагаемым расхождением между четырьмя членами НАТО и Россией. Все страны региона выделяют различные уровни финансирования для того, чтобы адаптироваться к военным угрозам в этой зоне, строя ледоколы, создавая военные командования на Севере. Фотографии войск в арктическом камуфляже и подводных лодок воскрешают в памяти противостояние 1980-х годов.

В реальности динамика развития отношений на Крайнем Севере указывает на более мягкий подход, когда заинтересованные страны и организации оценивают, как реагировать на сложившуюся ситуацию. Как подчеркивается в статье, это верно по отношению к НАТО, который двигается весьма осмотрительно во избежание втягивания в борьбу с Москвой на ледяных просторах.

Этот осторожный подход, подтвержденный журналу «Jane's» одним представителем НАТО, отражает существующую неопределенность, касающуюся ресурсов спорной территории. В то время как ученые полагают, что тающий лед скрывает до четверти мировых запасов нефти и газа, это далеко не доказано. Если даже их предположения верны, имеется ряд технологических и логистических проблем, связанных с доступом к месторождениям, которые находятся глубоко под толщей морской воды.

Предположение о существовании в Арктике ресурсов и технологий для их извлечения далеко не означает путь к конфликту. Большинство районов, которые, как полагают, обладают самым большим потенциалом, находятся в договорных зонах в пределах 320 км от государственных границ, что означает их принадлежность соответствующей стране, согласно принятой конвенции ООН.

Конечно, между государствами существуют территориальные споры. Например, США и Канада не пришли к согласию по территории в море Бофорта, которое может потенциально содержать миллиарды баррелей нефти и газа. Россия и Норвегия ведут дискуссию по своим границам в Баренцевом море. Канада и Дания находятся в разногласиях из-за небольшого острова Hans и его возможных минеральных ресурсов. Вероятно, наиболее противоречивым является статус Северо-Западного прохода, который Канада провозгласила своей национальной территорией, а США и другие страны утверждают, что это международные воды.

В статье отмечается, что все пять стран, хотя и на различных уровнях, начали предварительное увеличение планирования и инвестирования в технику, которая необходима для проведения наблюдений и военных операций в регионе Арктики.

Наибольшее внимание привлекли российские инвестиции. В апреле 2009 г. С.Кириенко, руководитель госкорпорации «Росатом», заявил об инвестировании 578 млн. долл. к 2015 г. в строительство атомного ледокола третьего поколения, «двухкорпусного ледокола, способного перемещаться по рекам и морям». Данное решение является реакцией на очевидную нехватку этих кораблей. Из 18 судов класса «Добрыня Никитич» (Проект 97), построенных в 1960-1971 гг., четыре все еще находятся на вооружении, восемь переданы на гражданскую службу, остальные переведены в резерв.

Это заявление последовало месяц спустя после того, как Москва объявила о плане создания «многоцелевых военных сил для арктических операций» и наделила ФСБ дополнительными полномочиями для обеспечения системы контроля в Арктике.

В рамках своей программы арктических и прибрежных кораблей ВМС Канады надеются получить примерно к 2020 г. шесть-восемь кораблей класса Polar Class 5. Однако реализация этой программы подверглась критике. В качестве промежуточной меры в декабре 2009 г, комитет канадского сената рекомендовал вооружить ледоколы канадской береговой охраны (CCG) для предоставления возможности участия в арктических операциях по обеспечению безопасности. Постоянный сенатский комитет по рыболовству заявил, что правительство должно «вооружить ледоколы CCG палубным оружием, которое в случае необходимости сможет противостоять несанкционированным действиям иностранных судов в Северо-Западном проходе». Было также рекомендовано обеспечить на судах CCG присутствие «персонала соответствующих правительственных агентств, который имеет полномочия требовать соблюдения канадских внутренних законов с использованием стрелкового оружия».

В статье сообщается, что недавно Канада объявила об усилении резервных сил, отвечающих за патрулирование на Северном полярном круге с 4300 до 5000 солдат к 2012 г. В 2015 г. планируется открытие портовых сооружений недалеко от входа в Северо-Западный проход, а также строительство трех новых судов для замены двух имеющихся вспомогательных заправочных кораблей.

Темпы США не отстают от остальных государств, хотя американское правительство отталкивается от более высокого уровня, учитывая арктические военно-морские операции времен «холодной» войны. ВМС США пересекали Арктику с тем, чтобы не придерживаться открытого маршрута через Панамский канал, где корабли должны всплывать на части маршрута плавания. Подводная лодка «Texas» (SSN 775) стала первой действующей в Арктике субмариной из класса Virginia, в октябре 2009 г. она всплыла, преодолев ледовое покрытие, вблизи Северного полюса. Береговая охрана США составляет планы, предусматривающие регулярное развертывание подразделений на территории Крайнего Севера. Но эти планы могут усложнить несение службы при наличии только трех ледоколов («Polar Star», «Polar Sea» и «Healy»), так как только последний построен менее 30 лет назад,

Дания недавно приняла на вооружение два арктических патрульных корабля (APV), водоизмещением 1720 т, длиной 51 м, сконструированных для охраны территории вокруг Гренландии. Первый начал патрулирование в конце 2008 г., второй был принят на вооружение в январе 2009 г. Возможно, что третий будет развернут в 2012 г.

Что касается Норвегии, то страна изменила свой стратегический взгляд в пользу концентрации сил в регионе Арктики. В начале 2000-х годов норвежское правительство было склонно к проведению оперативной службы на заморской территории, но в декабре 2006 г. оно издало директиву, предусматривающую сосредоточение флота на Крайнем Севере, внутри Северного полярного круга, на 66°33' с.ш.

В январе 2010 г. Норвегия объявила, что переведет плавающий причал с закрытой арктической базы ВМС в Olavsvern на базу обслуживания в Rumsund для поддержки подводных лодок в высоких северных широтах. Норвежское правительство заявило, что причал будет использоваться для перезарядки аккумуляторов шести субмарин класса Ula ВМС Норвегии с целью увеличения времени нахождения на оперативном дежурстве.

Но, как подчеркивает автор статьи, все это неравнозначно подготовке к войне. Несмотря на риторику все пять стран настаивают на том, что они будут использовать конвенцию ООН по морскому праву в качестве основы для разрешения споров, если таковые будут возникать. Это относится и к США, которые пока еще не присоединились к конвенции, но администрация Б.Обамы высказалась за это.

Хотя такие организации, как Арктический совет действовали в качестве форума для обсуждения проблем в регионе, среди главных участников нет желания создавать новую правовую основу для территории Крайнего Севера. Вместо этого действует подход «поживем-увидим». Например, норвежский министр обороны G.Faremo заявила, что Осло «рассматривает НАТО в качестве подходящего форума для разрешения проблем, связанных с морским правом» и что у страны имеется опыт двусторонних соглашений.

В ходе встречи в Гренландии 27-29 мая 2008 г. пять арктических стран сделали совместное заявление, известное как «Декларация Илулиссата»: «Морское право обеспечивает важные права и обязательства, касающиеся уточнения внешних лимитов континентального шельфа, защиты морской окружающей среды, свободы навигации, морских научных исследований и других вариантов использования моря. Мы остаемся привержены этой правовой основе и упорядоченному разрешению любых возможных притязаний».

Норвегия раньше всех начала выступать за повышение внимания НАТО к Арктике. G.Faremo отметила, что военное присутствие в регионе необходимо из-за больших расстояний, которые приходится преодолевать странам.

Вполне нормально, что какая-то страна будет инвестировать в средства, необходимые для защиты ее законных территории, также как в покупку самолетов для патрулирования своих границ. Госсекретарь министерства обороны Норвегии E.B.Eide ранее утверждал, что увеличение инвестиций в оборону в регионе не обязательно повышает риск конфликта, это «логично», учитывая увеличивающуюся значимость Арктики,

Он добавил, что повышение военного присутствия не обязательно будет сопровождаться ростом напряженности, если заинтересованные стороны будут взаимно проинформированы. В действительности это может иметь противоположный эффект.

Хотя среди стран-членов НАТО существуют споры, российские действия привлекли наибольшее внимание. Противник НАТО периода «холодной» войны, Россия, избрала, безусловно, наиболее решительный подход, заявив о своей доле арктических богатств. Москва утверждает, что хребет Ломоносова, проходящий по дну океана, является частью российского суверенного континентально шельфа. В то время как российская научная команда установила там флаг в середине 2007 г., заявление России активно обсуждалось ее соседями, особенно США, которые утверждают, что этот хребет является частью североамериканского континента. В сентябре 2008 г. на заседании Совета национальной безопасности президент Д.Медведев подчеркнул, что «первой и главной задачей является превращение Арктики в ресурсную базу России в XXI в.».

Тем не менее, сообщает автор, нельзя утверждать, что Москва намеренно стремится вызвать повышенную военную напряженность в регионе. Ее инвестиции в ледоколы, фрегаты и самолеты, необходимые для поддержания присутствия в этом регионе, никоим образом не мешают присутствию ее соседей. Несмотря на правительственную риторику, следует отметить, что Россия отрицает намерение милитаризировать Арктику, утверждая, что ее целью является превращение региона в «зону мира и кооперации».

Важно, что никто из соседей России не ставит под сомнение это заявление, по крайней мере, публично. Согласно заявлению G.Faremo, «Норвегия была в мирных отношениях с Россией в течение тысячи лет. С нашей точки зрения важно со временем развивать кооперацию в различных сферах, У нас хорошее двустороннее сотрудничество в области спасательных операций, менеджмента ресурсов (рыбных запасов и т.д.). Во всех этих общих сферах была необходима открытость».

По мнению представителя НАТО, «члены альянса предполагают большой потенциал для кооперации с Россией в этом регионе. НАТО и Россия в настоящее время совместно рассматривают угрозы безопасности в XXI в. И, вероятно, речь будет идти о пиратстве, терроризме и т.д.».

Как подчеркивается в статье, реальной опасностью является то, что точка зрения на развитие, фокусирующаяся исключительно на четырех странах НАТО и России, а также прогнозирование новой «холодной» войны, могут придать отношениям на территории Крайнего Севера ненужную характеристику «они - мы».

В начале 2009 г, министр обороны Дании S.Gade заявил, что «мы должны бороться против такого представления, поскольку позиция НАТО не направлена ни против России, ни против всех остальных стран в мире. Вот почему является важным то, что проблема не представляется как фактор переопределения роли НАТО».

В Арктике имеются реальные угрозы безопасности, но они не связаны с классическим конфликтом государства с государством.

В январе 2009 г. госсекретарь НАТО J.Scheffer, уделяя внимание потенциальной роли НАТО, обратил внимание на сбор информации и разведывательных данных, поддерживающих защиту важной инфраструктуры, продвижение региональной и международной кооперации. Указывая на проблемы, связанные с открытием новых морских путей, доступом к новым энергетическим ресурсам и конфликтными территориальными претензиями, он высказался за включение России в разграничение потенциальных сфер сотрудничества. «Я полагаю, что нам необходимо обеспечить транспарентность, повысить доверие, кооперацию, когда дело касается этих проблем», - подчеркнул он.

Согласно заявлению представителя НАТО, «речь идет о дискуссии по будущей «ситуативной информированности». Существуют различные потенциальные трудности, экологические и другие проблемы. Мы не можем исключить террористическую угрозу или даже пиратство».

Тип военной кооперации, имевшей место, отражает предварительный подход, который используют страны региона. Альянс провел ряд совместных учений с целью тестирования и повышения возможностей по поиску и спасению. G. Faremo указала на проведенное в Норвегии в феврале-марте 2010 г. учение «Cold Response», в котором участвовало 9 тыс. человек из 14 стран, и которое, по мнению министра, имело «большую ценность».

Концентрация на пяти государствах, прилегающих к Северному Ледовитому океану, может иметь негативные последствия, так как и другие страны (конкретно Исландия и в меньшей степени Великобритания) имеют прямой интерес к событиям, связанным с этим регионом, так как его перспективы становятся все более глобальными по своему характеру.

Наиболее очевидно то, что кардинально укороченные торговые маршруты между континентами будут оказывать влияние на каждую страну мира, позволяя судам избегать более теплых вод, контролируемых пиратами. Новые месторождения нефти внесут свежую конкуренцию между существующими сегодня основными производителями и увеличат выбор для потребителей-импортеров. Возможно, наиболее важным является то, что подъем уровня моря будет угрожать суше и стабильности стран во всем мире.

Как подчеркнул B.Eide, «иногда возникают проблемы, которые не подпадают под статью НАТО о коллективной обороне, но которые все же требуют военного решения. Что касается данной проблемы, она не является следствием потепления климата».

В этом контексте, по мнению председателя военного комитета НАТО адмирала G.Paola, не только полезно, но и необходимо рассмотреть изменяющейся регион Арктики в более глобальной перспективе. В начале 2009 г. он отметил, что, «если мы слишком сильно сфокусируемся на НАТО, то рискуем превратить ее в проблему России и НАТО. Следует расширить дискуссию, подключить Китай, Японию, Корею, Индию. Тогда станет понятно, что это не только двусторонняя проблема. Регион Крайнего Севера является стратегически важным, особенно с точки зрения изменения климата, получения энергии и развития транспорта».

В заключение статьи, приводится высказывание G.Faremo, что необходимо изменить картину с тем, чтобы Крайний Север был в центре стратегических интересов как можно большего числа государств.

В.И.Вершинин

Jane's Defence Weekly. - 2010. - 24 March. - P. 22-27.

Новый этап во взаимоотношениях России и ЕС

Интернет-сайт еженедельника «Defense News» информирует, что президент России Д.Медведев и канцлер ФРГ А.Меркель в интервью 5 июня 2010 г. заявили о совместном желании создать новый форум по сотрудничеству в области безопасности Россия-ЕС, который был бы свободным от бюрократии.

После двух дней переговоров лидеры заявили о подписании меморандума о формировании Комитета по политическим вопросам и вопросам безопасности Россия-ЕС, управляемого министром иностранных дел России С.Лавровым и верховным представителем по иностранным делам и политике безопасности ЕС C.Ashton.

А.Меркель заявила, что «Д.Медведев не раз высказывался за создание новых форм сотрудничества в области безопасности между Россией и ЕС. Мы надеемся на то, что сможем прийти к соглашению по качественному улучшению существующих взаимоотношений между двумя сторонами».

Согласно мнению А.Меркель, «на форуме должны быть выработаны правила совместного «механизма кризисного управления» между ЕС и Россией, как гражданские, так и военные по своему характеру».

По заявлению Д.Медведева и его коллеги А.Меркель, новая модель может быть применена в Приднестровье, русскоговорящем регионе, который отделился от Молдовы во время войны в начале 1990-х годов, но не признан международным сообществом.

Как подчеркнул Д.Медведев, «Россия согласна продолжить консультации по этому вопросу. Необходимо поднять уровень таких постановлений. Но не ради создания бюрократического органа, а для разрешения спорных вопросов».

В.С.Федина

www.defensenews.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.defensenews.com/story.php?i=4658183&c=POL&amp:c=TOP. - 2010. - 5 June,

Закрытие американской военно-воздушной базы в Манасе

Еженедельник «Defense News» информирует о событиях, случившихся в бывшей советской республике Киргизстан в начале апреля 2010 г.

Произошедшее после двух дней беспорядков устранение сильного лидера, президента страны К.Бакиева оппозиционными силами радикально изменило политический расклад сил в этой бедной, но стратегически важной среднеазиатской стране. В связи с этим возникли опасения ухудшения стабильности присутствия ВС США на этом «постсоветском пространстве», подчеркивает автор.

Сутью проблемы является Манас, военно-воздушная база США, расположенная на окраинах киргизской столицы Бишкек и играющая ключевую роль в стратегии Вашингтона по сохранению контроля над Афганистаном.

На базе дислоцируются 1200 военных США, и ежемесячно через нее осуществляется переброска приблизительно 1500 человек различного военного персонала и 500 т военных грузов на передовые позиции фронта по борьбе с терроризмом.

Как подчеркивается в опубликованной статье, в данный момент американскому присутствию в Манасе более или менее серьезная опасность не угрожает. Новое правительство в Бишкеке стремится получить международное признание и, по-видимому, согласится на условия, выгодные Вашингтону. Однако Москва, которая давно стремилась вытеснить США с «постсоветской территории», вполне возможно использует новые рычаги давления на Бишкек. Нестабильность в стране между тем свидетельствует, что новое правительство Киргизстана не в состоянии полностью контролировать ситуацию,

По мнению автора статьи, корень проблемы находится в логистике, В течение прошедших 8,5 лет с 11 сентября 2001 г. войска и грузы поступали в Афганистан преимущественно через две ключевые страны-пункты снабжения: Киргизстан и Пакистан. Войска США в основном направлялись в Афганистан на самолетах через базу Манас. Военная техника и припасы транспортировались по морю в пакистанский порт Карачи и оттуда наземным путем через перевал Хибер в Афганистан.

Эта система снабжения является довольно дорогой на всех этапах: транспортировка войск и военной техники в Афганистан теперь обходится военным США приблизительно в 4 млрд. долл. ежегодно. Однако она также ненадежна и может быть прервана. С января 2008 г. по январь 2009 г. перевал закрывался до шести раз: по меньшей мере, один раз Исламабадом, но чаще в результате боевых действий.

База Манас также подвергалась рискам, наиболее часто в феврале 2009 г., когда в результате предоставления Москвой финансовой помощи в 2 млрд. долл, правительство К.Бакиева стало рассматривать идею о прекращении присутствия США в Манасе, Проблема была урегулирована при согласии США повысить ежегодную арендную плату за базу в 3 раза и переименовать ее в «транзитный центр»,

Афганская стратегия администрации Б.Обамы добавляет еще больше проблем, связанных с перегруженностью базы. В 2009 г. численность войск США, доставляемых в Афганистан через Манас, достигла 21 тыс. человек, а за 2010 г. планируется переправить туда еще 30 тыс, человек.

По этой причине Вашингтон ускоренно создает дополнительную сеть доставки грузов в Афганистан через бывшие советские республики Средней Азии. Еще в 2008 г. США начали процесс лоббирования бывших республик Советского Союза для получения разрешений на новые наземные и воздушные пути транзита грузов в Афганистан и добились в этом деле впечатляющих успехов. За последние 13 месяцев Узбекистан предоставил НАТО доступ к своей железнодорожной сети, парламент Казахстана ратифицировал давно ожидаемое соглашение о снятии некоторых ограничений на полеты самолетов, узбекский и туркменский лидеры согласились на транзит через свои воздушные пространства невоенных грузов коалиционных сил, а Таджикистан согласился с условиями, предложенными Вашингтоном, для транспортировки невоенных грузов по своим автомобильным и железным дорогам.

Эти и другие соглашения позволили создать трехнаправленную северную распределительную сеть (СРС) с исходными транспортными точками в портах Балтийского и Черного морей. Основная транспортная линия «СРС Север» в настоящая время принимает грузы в морском порту Риги и через ряд железных дорог России доставляет их в Казахстан и к границе с Афганистаном,

В южной распределительной сети (ЮРС) грузы направляются из грузинского порта Поти на Черном море через Азербайджан, где они грузятся на паром, пересекающий Каспийское море, и далее направляются в Казахстан и Узбекистан по СРС.

И, наконец, имеется третий путь через Россию, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан, хотя полуразрушенные дороги последней страны делают эту дорогу наименее удобной. Еженедельно по СРС в Афганистан доставляются 300 контейнеров с грузами. Это немного больше половины максимальной еженедельной грузовой пропускной способности СРС, составляющей 500 контейнеров. В совокупности грузооборот СРС составляет приблизительно 15% от всего контейнерного транспортного потока, поступающего в Афганистан, при этом затраты на него в 2,5 раз выше поставок грузов в Афганистан непосредственно через Пакистан.

Однако вопреки общепринятому мнению СРС не окажется изолированной, если будет закрыта база Манас. В настоящее время Манас используется как дополнение к уже слишком загруженной военно-воздушной базе Баграм в Афганистане. Кроме того существуют еще такие запасные варианты, как военно-воздушная база Инсирлик в Турции, военно-воздушная база Рамштайн в Германии и несколько баз в Персидском Заливе, но они находятся слишком далеко от театра военных действий, и это снижает их важность.

Баграм станет главным центром снабжения войск в Афганистане и основным центром для воздушной перезаправки самолетов для всех военных операций в этом регионе (эту роль в настоящее время играет киргизская база), а это окончательно перегрузит базу и даже, возможно, нарушит ее работу.

Все эти подробно изложенные обстоятельства помогут объяснить, почему политики в Вашингтоне предпринимают все возможное, чтобы база Манас оставалась открытой для транспортировки грузов, и почему переворот в Киргизстане, хотя едва замеченный в Вашингтоне, может завершится тем, что он станет важной разменной монетой в афганской стратегии администрации президента Б.Обамы.

К.Я.Прохоров

Defense News. - 2010. - 26 April. - P. 21.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Открытие учебной базы для российских летчиков на Украине

В журнале «Jane's Defence Weekly» приведено сообщение российской газеты «Независимое военное обозрение» (НВО) о том, что после почти двухгодового перерыва российским военно-морским летчикам, летающим на палубных истребителях Су-33, вновь предоставлен доступ к украинскому наземному испытательному тренировочному комплексу авиации (учебному комплексу «Нитка»), расположенному на аэродроме Новофедоровка.

Как отмечается в опубликованном материале, изменения в украинской политике являются частью обширного плана президента Украины В.Януковича по восстановлению дружеских связей с Россией.

Этот комплекс находится в южной части Украины около крымского города Саки, который во времена Советского Союза был только испытательным центром палубных самолетов. На базе имеется взлетно-посадочная полоса с тормозным устройством для моделирования посадки и взлетной аппарелью (трамплином), которая по размерам полностью соответствуют носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов».

Россия оплачивала использование комплекса для обучения летчиков ВВС в течение нескольких лет, но эта договоренность была нарушена в 2008 г. по личному распоряжению бывшего президента Украины В.Ющенко. Запрещалось обучение всех российских офицеров на территории Украины, и это частично было следствием агрессивной позиции России в отношении бывшей советской республики Грузия, подчеркивает автор,

С тех пор Россия начала строительство собственного комплекса такого же типа, как и в Саки, около портового города Ейск в Краснодарском крае на берегу Азовского моря. Российский комплекс все еще находится на стадии строительства и он, в конечном счете, освободит от необходимости арендной платы за учебный комплекс «Нитка». Но, как сообщает газета НВО, «в настоящее время военно-морским летчикам не придется ждать завершения строительства для проведения квалификационных полетов».

Стало известно, что ВМС Китая также заинтересованы в использовании комплекса «Нитка» для отработки программы обучения своих летчиков. В последние годы китайско-украинское сотрудничество в военно-технической сфере расширяется для того, чтобы обойти усилия России по сокращению или ликвидации украинских объемов во всех своих экспортных контрактах с Китаем.

Китайские ВС остаются заинтересованными в установлении связей с Киевом, поскольку он продолжает работы по достройке авианосца «Варяг», подчеркивается в заключении в статье.

Э.В.Мордвинцев

Jane's Defence Weekly. - 2010, - 14 April.- P. 6.

Военно-морская база на побережье Черного моря

На сайте еженедельника «Defense News» опубликовано сообщение, посвященное заявлению 18 мая 2010 г. президента России Д.Медведева, который заверил западные страны и США, что Россия не намерена использовать в военных целях свои базы на полуострове Крым.

Как сообщается в статье, комментарии Д.Медведева последовали почти месяц спустя после неожиданного подписания договора с президентом Украины В.Януковичем о продлении аренды российской военно-морской базы на побережье Черного моря, по меньшей мере, на 25 лет.

«Будет ли Россия использовать базу для нападения на соседние государства? Нет. Мы - миролюбивая нация. Никто не хочет возвращения советского прошлого», - заявил Д.Медведев в университете Киева.

База ВМФ России в Крыму обладает ключевым стратегическим местоположением, поэтому некоторые страны опасались использования Россией этой базы для нападения. Соглашение о продлении срока аренды, за которое Украина получит существенную скидку на поставку российского газа, вызвало негодование украинских националистов, провозгласивших подобный шаг правительства Украины государственной изменой.

В.С.Федина

www.defensenews.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.defensenews.com/story.php?i=4631546&c=EUR&s=SEA. - 2010. -18 May.

РАЗРАБОТКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Прототип нового российского истребителя с функциями «стелс»

В журнале «Aviation Week and Space Technology» опубликована статья, в которой сообщается о начале полетных испытаний истребителя пятого поколения, способного стать конкурентом и соперником истребителя F-22 США. Однако западные аналитики сомневаются, сможет ли ОАО «Компания «Сухой» разработать и поставить этот новый самолет, как было обещано, к 2015 г.

Истребитель Т-50, который совершил свой первый 47-минутный полет 29 января 2010 г. со взлетной полосы ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» (КнАППО), является опытным образцом «будущего фронтового самолета» ПАК ФА, Это будет первый истребитель нового поколения для российских ВВС с 1984 г., когда был принят на вооружение самолет Су-27 «Flanker». Индия планирует вместе с Россией финансировать его разработку и совместное производство.

Известно, что самолет будет скрытым для радиолокационного обнаружения с изогнутым вперед фюзеляжем, внутренними стойками для оружия и небольшим вертикальным хвостовым оперением. Внешне Т-50 напоминает F-22 Raptor и своего предшественника Су-27 в виде широкой «диаметральной плоскости», которая не имеет четкого перехода от фюзеляжа к крылу.

Представители компании «Сухой» полагают, что «Т-50 продемонстрирует беспрецедентно малую эффективную площадь отражения в радиолокационном, оптическом и инфракрасном диапазонах благодаря применению композиционных материалов и инновационных технологий в фюзеляже, усовершенствованной аэродинамики и уменьшенной сигнатуре двигателей».

Как отмечается в статье, аналитики из США впечатлены характеристиками Т-50, но призывают не уподоблять его F-22. Согласно заявлению официального представителя Вашингтона, «это по сути тот же Су-27 в виде истребителя пятого поколения. Ему еще будут нужны двигатели, которые обеспечили бы суперкрейсерскую скорость, усовершенствованные радиолокаторы и еще много всего, прежде чем военные плановики смогут заявить, что он собирается соревноваться с F-22 или даже с F-35»,

К работе над Т-50 приступили в начале 2000 г., и в данный момент он находится на этапе между демонстрационным образцом и самолетом на стадии разработки. Пока не ясно, сколько усилий потребуется для доведения его до конечной стадии промышленного образца, Су-27 в свое время подвергся существенному переконструированию от опытного образца Т-10, который впервые взлетел в 1977 г. Но несмотря на его некоторые недостатки Т-50, по-видимому, находится ближе к стадии готового продукта.

Опытный образец YF-22 впервые взлетел в сентябре 1990 г., а первый разработанный образец F-22 - в сентябре 1997 г. Однако F-22 был принят на вооружение США только в декабре 2005 г.; это был более длинный цикл создания самолета, чем предложен для ПАК ФА. И у последнего было всего три опытных образца: Т-50-0 - для статических испытаний; Т-50-1 - в данный момент проходит летные испытания; и Т-50-2 - будет использован для наземных испытаний.

По мнению военных аналитиков США, нужно выполнить еще большой объем работ для обеспечения самолета характеристиками «стеле». В Т-50 заметно использование композиционных материалов, но многие его части являются металлическими, и аналитикам не ясно, характерно ли это только для опытного образца и имеются ли планы заменить их композиционными материалами в промышленном образце.

По своим размерам Т-50, по-видимому, аналогичен Су-27, который он должен заменить. Т-50, как и «Flanker», имеет далеко расположенные друг от друга двигатели. Это обеспечивает эффективность трехмерной векторной тяги при переворотах через крыло, а также при поворотах вокруг вертикальной оси и наклонах относительно поперечной оси и предоставляет место для установки стоек размещения оружия впереди и позади относительно центра фюзеляжа. Имеются боковые стойки для ракет класса «воздух-воздух» малой дальности в секциях под крыльями. В центральной плоскости также много места для внутренних баков с топливом. Точки жесткости для наружного крепления находятся под воздухозаборниками и крыльями.

Необычные конструктивные особенности включают в себя небольшие подвижные вертикальные стабилизаторы, которые стали возможны благодаря векторной тяге, и выступы на передних краях подвижных крыльев. Они действуют как передние закрылки и позволяют иметь трехплоскостное управление, которое обеспечивается носовым рулем, как на Су-30. Дельтовидная форма крыльев в Т-50, как и у F-22, связанная с мощными двигателями, обеспечивает возможность достижения самолетом суперкрейсерской скорости.

Как заявил высокопоставленный представитель ВВС США, имеющий отношение к разработке F-117 и F-35, «очевидно, что большое внимание уделялось форме самолета, но все еще существуют поверхности пересечения и испытательные зонды, которые повышают его радиолокационную сигнатуру- Кроме того нужно учитывать механику больших воздухозаборников, чтобы определить, как достигнуть блокады радиолокационного отражения двигателей и может ли она быть достигнута. Передние кромки на крыльях представляют проблему для контроля за сигнатурой».

Опытный образец самолета имеет целый ряд характерных особенностей, которые не обеспечивают радиолокационной скрытности, включая сферу на носу для инфракрасного поиска и слежения, фонарь кабины, зазоры вокруг воздухозаборников и различные незащищенные клапаны и решетки. Нет признаков, наличия каких-либо покрытий и материалов с низкой степенью радиолокационного обнаружения, но они не являются необходимыми для первого полета опытного образца, как полагают аналитики.

Ожидалось, что для полета Т-50 будут использованы два двигателя 117С производства ОАО «НПО «Сатурн», являющихся дальнейшей модификацией модернизированного двигателя АЛ-31Ф с тягой 32000 фунтов, установленного на новом многофункциональном истребителе Су-35С, Однако представители НПО «Сатурн» заявили, что Т-50 совершил полет с «совершенно новыми силовыми установками». Согласно высказыванию И.Федорова, исполнительного директора и руководителя программы по двигателям для ПАК ФА, по сравнению с 117С новая силовая установка имеет повышенную тягу и цифровую систему управления, соответствующую рабочим характеристикам Т-50.

Однако вице-премьер правительства России С.Иванов заявил, что самолет совершил свой полет с двигателями от предыдущего истребителя поколения «4++». С.Иванов добавил, что остается только принять решение о новом двигателе для ПАК ФА.

По мнению американских аналитиков, «двигатели будут очень важным пунктом в создании нового истребителя. Двигатель, обеспечивающий самолету суперкрейсерскую скорость, вероятно, будет готов только через несколько лет, то есть гораздо позже установленного срока достижения самолетом начальной оперативной готовности».

Другим важным вопросом является доступность усовершенствованной РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Комплекс авионики для ПАК ФА разрабатывается ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», э РЛС для него будет поставлена ОАО «НИИП им. В.В.Тихомирова». Антенна реального размера с 1500 приемопередающими модулями была показана на московской выставке «МАКС» в августе 2009 г. Она все еще находится на этапе стендовых испытаний, и полетные испытания опытного образца самолета, вероятно, будут проведены без РЛС. Первая РЛС для самолета, как ожидают, будет готова к середине 2010 г., но ее интеграция еще впереди.

Как подчеркивается в статье, Т-50 будет иметь достаточно много места для размещения вооружений. Хотя размеры отсеков для оружия не были обнародованы, несомненно будут использованы усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» Р-77 для целей за пределами прямой видимости, включая новые разработки К-77-1 и К-77М средней дальности с РЛС наведения.

Варианты ракет для внутреннего размещения включают в себя модернизированные образцы Р-37М (АА-Х-13). В отношении ракет малой дальности базовым может стать модернизированный образец К-74 ракеты Р-73 (AA-11-Archer) с инфракрасным наведением.

Ракеты класса «земля-воздух» для самолета, возможно, будут включать серию ракет Х-38М средней дальности, которая теперь находится на стадии разработки. На макетах показаны характерные складывающиеся управляющие поверхности для компрессионной внутренней несущей рамы. Новый вариант, ракета Х-58УШК, также имеет характерные складывающиеся поверхности в компрессионной несущей раме.

Т-50, как полагают, совершит еще несколько испытательных полетов в КнАППО, перед тем как его направят в испытательный центр в г. Жуковский, около Москвы. Российское руководство заявило, что первая предпроизводственная партия самолетов будет поставлена в Липецк в 2013 г. для государственных испытаний, но даже с учетом программы Су-35С, предусматривающей разработку средств обеспечения и обслуживания для Т-50, возможность его принятия на вооружение в 2015 г. выглядит сомнительной.

По мнению военного аналитика из США, в Липецке будут разрабатываться некоторые базовые доктрины использования истребителей и составляться руководства и инструкции для управления самолетами и вооружением. Через 18 - 24 месяцев после прибытия первых образцов самолета в Липецк будут проводиться обучение и начальная подготовка пилотов-инструкторов для передовых подразделений, которые получат этот самолет».

Сможет ли компания «Сухой» выполнить в срок график работ зависит от успешных испытаний и от выполнения финансовых обязательств правительствами России и Индии. Индия готова инвестировать 25% стоимости разработки ПАК ФА и 50% стоимости совместного производства новых истребителей с базовым обеспечением каждого партнера 250 самолетами.

Двухместные ПАК ФА, называемые также Т-50УБ, будут основой экспортного варианта для индийских ВВС. Индийская компания Hindustan Aeronautics присоединилась к программе в 2008 г., но генеральный директор компании «Сухой» М.Погосян сообщил, что индийские конструкторы примут участие на поздних стадиях разработки.

Хотя Индия может предоставить значительные средства для программы, она не может внести в нее соответствующий технический опыт, который помог бы компании «Сухой» выполнить очень трудную задачу разработки и интеграции истребителя пятого поколения повышенной скрытности с центрированными сетями.

К.Я.Прохоров

Aviation Week and Space Technology. - 2010. - 8 February. - P. 30-31.

* * *

Журнал «Aviation Week and Space Technology» информирует, что Россия намерена активизировать программу испытаний истребителя пятого поколения.

В опубликованной статье говорится, что ОАО «Компания «Сухой» планирует до марта 2011 г. включить в программу испытаний еще три опытных образца Т-50.

В марте 2010 г. председатель правительства В.Путин провел заседание правительства по вопросу развития аэрокосмической и оборонной промышленности в штаб-квартире компании в Москве, Наряду с имитатором кабины для российского истребителя пятого поколения В.Путину был показан планер Т-50-0, предназначенный для стратегических испытаний.

В.Путин и руководитель компании «Сухой» М.Погосян утверждают, что самолет Т-50 должен поступить на вооружение российских ВВС в течение 2015 г. с тем, чтобы удовлетворить их требования к самолету ПАК ФА. Однако, как заявил В.Путин, «прежде чем реактивный самолет будет запущен в серийное строительство, он должен выполнить более 2 тыс. испытательных полетов».

Учитывая очень плотный график испытаний, М.Погосян, согласно российской прессе, заявил, что «к концу 2010 г. и к началу 2011 г. в летно-испытательную программу будут включены еще три опытных образца».

Руководители компании «Сухой» полагают, что второй опытный образец войдет в программу испытаний в 2010 г., а третий и четвертый поступят в 2011 г, Из них первые два не будут оборудованы радиолокаторами или системами управления оружием, а будут использоваться для оценки летных характеристик и главных систем.

Как отмечается в статье, конструкторы компании «Сухой» пытаются ускорить разработку самолета Т-50 путем интенсивного использования специализированных испытательных стендов интеграции систем. Разработка предыдущих типов самолетов велась с помощью стендов «железная птица» для комплексных проверок системы управления полетом и «электронная птица» для тестирования комплекса авионики в сочетании со стационарными технологическими имитаторами, используемыми для разработки интерфейсов «человек-машина».

В дополнение к указанным средствам компания «Сухой» построила дополнительный опытный образец, не предназначенный для полетов, так называемый Т-50-КНС. Этот планер оборудован оперативными системами, аппаратурой и двигателями.

Производственное предприятие компании «Сухой» в Комсомольск-на-Амуре использовало образец Т-50-КНС для проверки применения новых технологий, а конструкторы имели возможность проверить всю проводку, трубопроводы, установку оборудования и двигателей в реальных размерениях самолета. Образец Т-50-КНС и другие стендовые проверки обеспечили первоначальные полеты опытного образца Т-50-1. Согласно замечанию М.Погосяна, угол атаки в 24° был достигнут на образце Т-50-1 уже после третьего полета.

Как заявил главный конструктор самолета Т-50 А.Давиденко, почти 70% внешней поверхности (25% от массы пустого самолета) состоит из композитов. Внедрение таких материалов позволило сократить количество конструктивных компонентов в четыре раза, по сравнению с истребителем Су-27 «Flanker». Что касается кабины, то А.Давиденко отметил, что в авионике самолета используются интеллектуальные цифровые системы с целью снижения рабочей нагрузки пилота с точки зрения полетных и боевых операций. Цифровая система управления полетом Т-50 имеет массу, примерно, на 30% меньше массы системы Су-27 и может реконфигурироваться в случае отказа или боевого повреждения.

Самолет Т-50 пройдет испытания и поступит на вооружение с двигателем, который использовался на первом этапе разработки. Двигатель уже установлен на опытном образце. Утверждается, что это совершенно новый двигатель, разработанный специально для этого самолета. Он имеет современную конструкцию, которая способна обеспечить самолету Т-50 длительную эксплуатацию. Известно, что совершенно новая силовая установка может быть разработана в течение следующих 10-12 лет.

Разработка самолета Т-50 рассматривается правительством РФ как подтверждение способности промышленности удовлетворить будущие потребности в авиационной технике и отремонтировать существующий парк самолетов.

В 2008 г. правительство начало увеличивать закупки боевых самолетов и систем в попытке оставить позади более чем десятилетний период пренебрежения и стагнации. В 2008 г. и 2009 г. были подписаны контракты на поставку 130 боевых самолетов ВВС. В 2010 г. СВ закупят 27 самолетов, более 50 вертолетов и пять батарей ЗРС С-400.

Государственная программа вооружения на период до 2020 г. предусматривает поставку более 1500 самолетов и вертолетов и около 200 систем ПВО. По крайней мере, 80% закупок ВВС и 75% систем ПВО будут представлены новыми системами.

Обсуждая приоритеты промышленного сектора, В.Путин подчеркнул, что авиационная промышленность получила значительную поддержку со стороны правительства и в настоящее время должна сконцентрироваться на эффективности. Сектор должен выполнить свои обязательства с точки зрения поставок и параметров стоимости оружия.

В.Путин также подтвердил российские амбиции в отношении разработки стратегического ударного самолета ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации), а также ЗРС следующего поколения.

В.И.Вершинин

Aviation Week and Space technology. - 2010. - 8 March. - P. 34.

Производство двигателей для самолета ПАК ФА

В журнале «Aviation Week and Space Technology» сообщается, что после многих лет соперничества два российских производителя двигателей должны сотрудничать на последнем этапе разработки двигателя для многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50.

ФГУП «ММПП «Салют» и ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) договорились о совместной работе по так называемой второй ступени двигателя для Т-50, отвечающего требованиям ПАК ФА. ОАО «НПО «Сатурн», в настоящее время входящее в ОДК, и ФГУП «Салют» в течение нескольких лет вели конкурентную борьбу за эту программу, создавая такие проекты, как «Енисейск-А» и «Енисейск-Б» соответственно.

По словам высокопоставленных представителей ОДК, в условиях сокращения объема производства будет применено равномерное распределение работы между предприятиями для нового двигателя Т-50, призванного заменить используемый сегодня двигатель «Изделие 117» производства НПО «Сатурн». 54% работ выполнит ОДК, а оставшуюся часть - ФГУП «Салют». Решение о сотрудничестве ведет к частичному слиянию двух крупнейших производителей двигателей.

Сроки создания силовой установки остаются неопределенными, поскольку производители ждут, когда руководство Вооруженных сил определит свои требования. Тем не менее, в марте 2010 г. генеральный директор ОАО «Компания «Сухой» М.Погосян заявил, что Т-50 поступит на вооружение с силовым приводом от «Изделия 117».

В качестве модификации форсированного двигателя АЛ-31Ф «Изделие 117» было разработано в Рыбинске, где находятся штаб-квартира и основная производственная база НПО «Сатурн». «Изделие 117», имеющее 29 тыс. фунтов тяги, используется на Су-35, производной модели Су-27. Версия установленного на Т-50 прототипа, как полагают конструкторы, будет иметь 30 тыс. фунтов тяги и будет оснащена цифровой автоматизированной системой управления.

По словам гендиректора ФГУП «Салют» Ю.Елисеева, модель двигателя «Енисейск-Б» была рекомендована тендерной комиссией МО. В соответствии с первоначальным графиком программы два претендента должны были продемонстрировать первые элементы двигателя в ноябре 2008 г.

И.Федоров, генеральный директор НПО «Сатурн», который также является руководителем программы создания двигателя для ПАК ФА, в ходе обсуждения проекта «Енисейск-А» заявил, что компания изучает новые технологии, которые могут быть применены в разработке силовой установки для серийного производства ПАК ФА в следующие 2-3 года.

Так называемый третий этап создания двигателя изначально планировалось начать в конце 2009 г. Ю.Елисеев заявил, что «предприятие выполнило концептуальное проектирование двигателя пятого поколения».

Он также добавил, что для того, чтобы свести к минимуму технические риски, ФГУП «Салют» уже проводит испытания составных частей двигателя нового поколения, применяя их в модернизации силовых установок в серии А1-31Ф.

Первый этап этой модернизации - АЛ-31ФМ1 с новым компрессором был продемонстрирован на 11-ом международном салоне «Двигатели 2010», проходившем в Москве в апреле 2010 г. По сравнению с АЛ-31Ф, обладающим 25 тыс. фунтами тяги, 500 ч интервала между ремонтами и 1500 ч срока службы, усовершенствованная модель нового двигателя (АЛ-31ФМ1) обладает тягой 27 тыс. фунтов, интервалом между ремонтами 1000 ч и сроком службы - 2000 ч. По словам Ю.Елисеева, на модернизированных истребителях ВВС России Су-27СМ2 уже устанавливаются двигатели АЛ-31ФМ1. Он так же добавил, что была одобрена установка данного двигателя на истребители-бомбардировщики Су-34.

По словам генерального директора ФГУП «Салют», двигатель АЛ-31ФМ2 в настоящее время проходит тестовые испытания. Он оснащен новой камерой сгорания и новой турбиной, а его тяга составляет 29200 фунтов. Генеральный директор НПО «Сатурн» заявил, что «если будет получено финансирование, то компания готова приступить к серийным испытаниям этого двигателя в 2011 г.».

Также на выставке был представлен новый компрессор низкого давления КНД-924-3, который вместе с шестьюступенчатым компрессором с высоким давлением будет использоваться для модели двигателя АЛ-31ФМЗ. Ожидается, что данная версия будет иметь тягу около 30 тыс. фунтов. Так же Ю.Елисеев подчеркнул, что все модификации сохранят параметры своего серийного прототипа - А1-31Ф, и могут быть установлены в версиях Су-27 в процессе эксплуатации.

Как отмечается в статье, сотрудничество между ФГУП «Салют» и ОДК подкрепляется ожиданием слияния двух крупнейших производителей двигателей. В апреле 2010 г. Ю.Елисеев был назначен заместителем главы корпорации. По словам руководителей ОДК, слияние с ФГУП «Салют» начнется после того, как тот завершит свое объединение с ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П.И, Баранова».

Н.В.Борискина

Aviation Week and Space Technology. - 2010. - 26 April. - P. 31.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации