О разработке БПЛА Global Observer

ВИНИТИ № 03/2011

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

ВИНИТИ № 03/2011

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

Научный редактор -ст.н.с. Е.В.Фомичева

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия: Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е.

СИСТЕМЫ, АППАРАТУРА И НОСИТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАЗВЕДКИ

О разработке БПЛА Global Observer

В начале 2006 г. американская компания AeroVironment (AV) предложила разработать два разведывательных беспилотных летательных аппарата (БПЛА) Global Observer - GO-1 и GO-2, в качестве топлива силовых установок которых будет использоваться жидкий водород. По программе оценки технологических возможностей JCTD (Joint Capability Technology Demonstration), поддерживаемой командованием специальных операций и рядом других военных и правительственных организаций США, компания AV получила заказ на изготовление трех демонстрационных образцов беспилотника GO-1 и 120 млн. долл. на проведение соответствующих работ.

Назначение демонстрационной программы JCTD заключается в том, чтобы показать тактическую пригодность (utility) системы из двух-трех БПЛА с силовой установкой на водородном топливе для выполнения заданий по разведке объектов и ретрансляции связи в течение пяти-шести суток при полетах на высотах 16 000-20 000 м. Другим заданием для этой системы может быть длительный перехват работы радиостанций и радиотехнических средств в обширном географическом районе.

Заявленные разработчиками летно-технические характеристики БПЛА GO-1 сводятся к следующим: длина - 21,3 м; размах высокорасположенного крыла - 53,3 м; взлетная масса - 4 100 кг; масса полезной нагрузки - до 172 кг; продолжительность полета - 5-7 сут.; высота полета - 16 800-19 800 м (с такой высоты Global Observer сможет вести разведку объектов на территории площадью 725 000 кв. км); взлет и посадка БПЛА - по-самолетному. Силовая установка беспилотника состоит из электродвигателей, вращающих четыре воздушных винта. Питание двигателей осуществляется либо от аккумуляторов, либо от энергетической установки, в состав которой входит модифицированный двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком водороде, и вращающий электрогенератор. Вырабатываемая генератором энергия используется для питания двигателей воздушных винтов и полезной нагрузки, потребляющей 2,8 кВт-ч, а также для подзарядки аккумуляторов. Планер БПЛА изготовлен из композиционных материалов и имеет модульную конструкцию, что позволяет перевозить беспилотник на транспортном самолете.

Специалисты компании AeroVironment считают, что по сравнению со стратегическим разведывательным БПЛА RQ-4B Global Hawk, состоящим на вооружении Военно-воздушных сил (ВВС) США, беспилотник Global Observer будет не только легче и на 77,7% дешевле, но и сможет значительно дольше находиться в воздухе. Это они объясняют в основном разным потреблением топлива. Так, для проведения одной операции беспилотнику Global Observer требуется 455 кг топлива, а БПЛА Global Hawk - 6 800 кг. При этом продолжительность полета составит 5-7 сут. и порядка 24 ч соответственно.

Летные испытания БПЛА Global Observer проводятся на авиабазе ВВС США Edwards, шт. Калифорния.

Первый испытательный полет беспилотник выполнил 5 августа 2010 г. Дистанционное управление полетом осуществлялось с портативной системы пуска и спасения (Launch and Recovery Element - LRE). В процессе полета, продолжавшегося около одного часа, БПЛА достиг высоты 1220 м и выполнил серию предварительно запланированных маневров, включая набор высоты, изменение курса полета и приземление.

К 26 октября 2010 г. начальный этап летных испытаний, на котором были отработаны полеты БПЛА на низких высотах и установлена его летная годность, был успешно завершен. На этом этапе электропитание силовой установки БПЛА осуществлялось от аккумуляторов. В следующие шесть месяцев при проведении испытательных полетов будет использована энергетическая установка на жидком водороде и задействована разведывательная и ретрансляционная аппаратура. После завершения этого этапа испытаний планируется дать предусмотренную программой JCTD оценку тактической пригодности высотных БПЛА длительного полета для выполнения различных заданий.

А.А.Булдовский

Flight International. - 2010. - 17 August. - 178, № 5253; 24 August. -178, № 5254;

2011. - 4 January. -179, № 5272. - www. Flightglobal.com.

Aviation Week. - 2010. - 17 August. - www.aviationweek.com.

Defense Industry Daily. -2010.-25 October. - www.defenseindustrydaily.com.

Armada Compendium Drones. - 2010. - June/July. - 34, № 3. - P.2, 6.

Complete Guide by Armada Drones. - 2009. - P.2, 3.

Armada International. - 2008. - Xs 3. - P.6.

Информационные материалы компании AeroVironment. - www.avinc.com.

БПЛА HALE Phantom Eye

Журнал Armada International сообщает, что компания Boeing заявила об успехах в разработке опытного образца высотного, большой продолжительности полета (High-Altitude, Long Endurance - HALE) беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Phantom Eye с двигательной установкой, работающей на водороде. Полностью водородная система прошла 80-часовые испытания в высотной камере 1 марта 2010 г., успешные результаты которых открыли путь к сборке планера и двигателя (в действительности Phantom Eye является двухдвигательным аппаратом).

БПЛА Phantom Eye с размахом крыла 45,75 м сможет оставаться в полете до четырех суток на высоте 19 825 м (60 тыс. фут.) с полезной нагрузкой массой 200 кг.

Компания Boeing, полагающая, что беспилотник может использоваться для ведения разведки, рекогносцировки, наблюдения и коммуникации, работает совместно с компаниями Ball Aerospace, Aurora Flight Sciences, Ford Motor, Mahle Powertrain над строительством демонстрационного образца Phantom Eye.

Компания Boeing разрабатывает также беспилотник «с габаритами истребителя», названный Phantom Ray, который является развитием программы Х-45С и относится к типу HALE, но будет иметь продолжительность полета в 10 сут и полезную нагрузку до 900 кг.

В.И.Вершинин

Armada International. - 2010. -34, № 2. - P. 63.

О разработке БПЛА HALE Phantom Eye

Высотный разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) длительного полета (High-Altitude, Long Endurance - HALE) Phantom Eye разрабатывается засекреченным подразделением компании Boeing - Phantom Works с целью демонстрации новых технических решений, которые могут быть использованы для создания перспективных БПЛА, предназначенных для наблюдения, разведки и ретрансляции связи.

Финансирование работ осуществляется в основном компанией Boeing и ее промышленными партнерами при поддержке управления перспективных исследовательских проектов министерства обороны США - DARPA и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства - NASA.

Основными партнерами компании Boeing являются: Ball Aerospace (топливные баки), Aurora Flight Sciences (крыло), Ford Motor Company (двигатели) и Mahle Powertrain (система управления силовой установкой).

Впервые Phantom Eye был показан 12 июля 2010 г., когда состоялось выкатывание построенного опытного демонстрационного образца на аэродром компании Boeing Phantom Works в г. Сент-Луис, шт. Миссури.

Конструктивно этот БПЛА представляет собой уменьшенную на 40% модель перспективного высотного беспилотника длительного полета. Опубликованные летно-технические характеристики БПЛА Phantom Eye сводятся к следующим: размах крыла -45,72 м; масса полезной нагрузки - до 204,12 кг; продолжительность полета - 96 ч (заявленная разработчиками продолжительность полета полноразмерного БПЛА составит 7 сут. при полезной нагрузке 907 кг или 10 сут. с полезной нагрузкой массой 454 кг); практический потолок - 19 812 м (с этой высоты Phantom Eye сможет наблюдать за объектами на территории диаметром 965 км); скорость крейсерского полета - 277 км/ч; силовая установка - два 4-цилиндровых двигателя внутреннего сгорания с рабочим объемом 2,3 л; мощность каждого двигателя -150 л.с. (111 кВт); используемое топливо -жидкий водород; диаметр расположенных в центральной части фюзеляжа двух топливных баков - 2,4 м.

По мнению президента Boeing Phantom Works D.Davis, главным элементом БПЛА, определяющим его успешное использование, будет именно водородная силовая установка. Выбор в качестве топлива жидкого водорода объясняется тем, что гравиметрическая плотность энергия этого высокоэффективного и экологически чистого топлива значительно превышает аналогичный параметр авиационного керосина (143 МДж/кг и 42,8 МДж/кг соответственно). Поэтому специалисты компании Boeing считают жидкий водород наилучшим видом топлива для силовых установок БПЛА.

В конце лета 2010 г. планировалось отправить БПЛА Phantom Eye в летно-испытательный центр NASA Dryden на авиабазе ВВС США Edwards, шт. Калифорния, для проведения в августе-сентябре того же года серии наземных и рулежных испытаний, предшествующих летным испытаниям, намеченным на I квартал 2011 г. Запланированная продолжительность полета при проведении летных испытаний составляет 4-8 ч в первом полете; в третьем полете - 96 ч.

Компания Boeing планирует продолжить работы по созданию высотных разведывательных БПЛА длительного полета. В связи с этим сообщается, что 14 сентября 2010 г. компания подписала с управлением DARPA соглашение о разработке в рамках демонстрационной программы Vulture П беспилотника Solar Eagle с силовой установкой, работающей от солнечных батарей. Согласно заключенному контракту на сумму 89 млн. долл., первый полет этого БПЛА должен состояться в 2014 г. Продолжительность полета, который будет проходить в верхних слоях атмосферы, составит 30 сут.

А.А.Булдовский

Flight International. - 2010. - 24 June, 12 July, 24 August. - www. Flightglobal.com.

Defense Update. - 2010. - 28 March, 12 July, 9 December. -.www.defense-update.com.

Информационные материалы компании Boeing. - www.boeing.com.

Разведывательно-боевые БПЛА США

Журнал Jane's Defence Weekly пишет о том, что американские компании General Atomics и Boeing уже начали строить разведывательно-боевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА), характеристики и возможности которых отвечают требованиям Военно-воздушных сил (ВВС) США к беспилотнику MQ-X. Самолеты могут выступить конкурентами между собой.

В опубликованной статье говорится, что авиастроительные компании США разрабатывают новые беспилотные аппараты для участия в проводимом ВВС США конкурсе по проекту создания MQ-X, который, как ожидают, состоится в 2012 г.

Две компании, General Atomics Aeronautical Systems Inc (GA-ASI) и Boeing уже имеют готовые планеры (air-frames) и могут претендовать на получение контрактного заказа. Также эти копании имеют альтернативные конструкции, которые могут быть реализованы в зависимости от требований, которые будут заявлены со стороны ВВС США.

ВВС США в середине 2009 г. сделали предварительное уведомление по программе создания MQ-X, обозначив потребность в средневысотном беспилотнике следующего поколения, который может проникать через умеренно защищенное (contested) воздушное пространство. «Многоцелевой» беспилотник будет выполнять ударные миссии и вести разведку, наблюдение и рекогносцировку (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance - ISR).

Как заявила компания GA-ASI, изготовляющая беспилотники Predator и Reaper, она уверена в том, что ее новый БПЛА Predator С Avenger отвечает или даже превышает требования ВВС и в связи с этим проведение конкурса на контракт по MQ-X не представляется необходимым.

По словам президента компании GA-ASI T.Cassidy, первый БПЛА Avenger уже проходит летные испытания, второй строится и должен был быть готов к развертыванию в конце 2010 г. Беспилотник имеет большую скорость и меньшую заметность, чем БПЛА Reaper. Он оборудован чисто реактивным двигателем Pratt & Whitney 545B, который может устанавливаться на более габаритном планере Avenger и поддерживать полет на большой высоте. При массе боевой полезной нагрузки 915 кг БПЛА Avenger сможет выполнять полеты продолжительностью примерно до 20 ч. Это меньшая продолжительность, чем у БПЛА Predator и Reaper, но Avenger может достичь цели гораздо быстрее и быстрее менять позицию, отметил T.Cassidy.

Компания Boeing также активно разрабатывает конструкции MQ-X. По заявлениям компании, ее БПЛА Phantom Ray, первоначально разработанный как БПЛА Х-45С в рамках прекращенной программы объединенных беспилотных боевых авиационных систем (Joint Unmanned Combat Air Systems Program - JUCAS), может стать одним из конкурентов по проекту MQ-X.

«Phantom Ray обладает потенциалом для предложения в качестве MQ-X, но до тех пор, пока требования к MQ-X не будут окончательно определены, мы не хотим говорить о возможностях Phantom Ray», - сказал D.Davis, президент подразделения Phantom Works компании Boeing в ходе телефонной конференции 1 марта 2010 г. Он сообщил, что компания планировала проведение испытаний беспилотника в летно-испытательном центре NASA Dryden в декабре 2010 г.

Phantom Ray, с плавно сопряженным крылом, имеет два больших оружейных отсека, в каждом из которых может размещаться управляемая бомба массой 610 кг типа JDAM (Joint Direct Attack Munition); может нести до восьми (четыре в каждом отсеке) бомб малого диаметра (Small Diameter Bomb - SDB). Дальность действия -около 3700 км при массе полезной нагрузки 1372,5 кг (4500 ф.). Беспилотник сконструирован с учетом возможности дозаправки топливом в воздухе.

Другими возможными конкурентами могут быть компании Northrop Grumman, Lockheed Martin и Raytheon.

В.И.Вершинин

Jane's Defence Weekly. - 2010. - 10 March. - 47, № 10. - P. 9.

О БПЛА Patroller компании Sagem

Журнал Flight International сообщает, что компания Sagem переместила свой беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Patroller в Центр летных испытаний Istres Военно-воздушных сил (ВВС) Франции после завершения третьей серии испытаний в связи с развитием системы.

Осуществивший первый полет в июне 2009 г., основанный на специальном самолете S15 компании Stemme, разведывательный БПЛА Patroller должен был начать демонстрационные полеты и эксплуатационные испытания в середине 2010 г., а первые системы Patroller в полном объеме, как считают представители компании Sagem, могут быть поставлены через 12-18 мес.

В ходе испытаний на аэродроме Cergy-Pontoise близ Парижа 22-30 апреля 2010 г. БПЛА, оборудованный внешними топливными баками, показал эффективность своей авионики и системы разведки, состоящей из гиростабилизированной оптоэлектронной системы Sagem Euroflir и информационно-управляющей линии передачи данных в Ku-диапазоне, сообщает компания.

Внешние топливные баки были впервые использованы на примерно 1000-кг (2200 ф.) корпусе.

Автономно были также проведены полетные испытания БПЛА с интеграцией в гражданское воздушное пространство. Тесты были выполнены с пилотом на борту, но перемещение в центр Istres позволит компании Sagem проверить Patroller в беспилотном режиме.

Оперативная версия средневысотного, большой продолжительности полета (Medium-Altitude, Long-Endurance - MALE) БПЛА сможет летать на высоте до 7620 м (25 000 фут) в течение 20-30 ч.

Patroller отвечает требованиям французских ВВС к БПЛА по продолжительности полета при приемлемой стоимости. Будущие системные опции включают дополнительно спутниковое связное оборудование, установленные в контейнере датчики и потенциально авиационное ракетное вооружение.

Ю.С. Лифанов

Flight International. - 2010. - 18-24 May. - 177, № 5240. - Р.20.

Два БПЛА для Чили

Израильская компания Rafael Advanced Defense Systems предоставила Военно-воздушным силам (ВВС) Чили два беспилотных летательных аппарата (БПЛА) после недавно произошедшего в стране землетрясения.

На выставке FIDAE-2010 исполнительный вице-президент компании по маркетингу L.Drori заявил, что один мини-БПЛА Orbiter и один тактический БПЛА Aerostar, изготовленные компанией Aeronautics Defense Systems и продвигаемые компанией Rafael, предоставлены ВВС Чили «на неопределенный период».

Беспилотники будут использоваться для оценки ущерба от землетрясения, нанесенного инфраструктуре страны, и для оказания помощи силам безопасности в поддержании порядка в ночное время в наиболее пострадавших районах. Управляемые командой из трех представителей компании Aeronautics, БПЛА будут выдавать видеоинформацию в режиме реального времени на наземные станции, где она может быстро анализироваться, с тем чтобы компетентные органы могли принимать соответствующие меры.

L.Drori надеется на то, что Чили может принять решение о закупке систем после того, как будут продемонстрированы их возможности, но подчеркнул, что два беспилотника предоставлены исключительно из гуманных соображений.

Мини-БПЛА Orbiter с электрическим двигателем имеет длину фюзеляжа 1,0 м, размах крыла 2,2 м. Радиус действия линии передачи данных прямой видимости около 15 км, оперативная продолжительность полета около 2,0 ч. Полезной нагрузкой является дневной (Day Stabilised Miniature Payload - D-STAMP) либо работающий при низкой освещенности (Low-Light Stabilised Miniature Payload - L-STAMP) стабилизированный миниатюрный датчик или стабилизированная цветная камера на ПЗС высокого разрешения. Опционом может быть датчик ночного видения.

БПЛА Aerostar больших гарабитных размеров имеет длину 4,5 м, размах крыла 6,5 м. Дальность действия линии передачи данных прямой видимости - около 200 км, оперативная продолжительность полета - около 14 ч. Полезной нагрузкой, располагаемой в подфюзеляжной башенке, является стабилизированный дневной/ночной электронно-оптический/инфракрасный датчик.

В.И.Вершинин

Jane's Defence Weekly. - 2010. - 21 March. - P. 9.

Легкий вооруженный вертолет ЕС 635

Компания Eurocopter на 16-й Международной аэрокосмической выставке FIDAE-2010, г. Сантьяго, демонстрировала макет легкого вооруженного вертолета ЕС 635.

Хотя демонстрировался макет, представитель компании заявил, что вооруженный вертолет, который разрабатывался совместно с компаниями Elbit Systems и АТК, готов к продаже и что заказчик одной из стран Среднего Востока уже подписал контракт на 24 вертолета. Представитель отметил также, что ряд стран Южной Америки проявили большой интерес к вертолету, но отказался от комментариев.

Военный вертолет ЕС 635, проходящий в настоящее время испытания в Южной Африке по вооружению, конструировался как легкая и недорогая платформа непосредственной поддержки операций по разведке, наблюдению, рекогносцировке (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance - ISR) и боевому поиску и спасению (Combat Search-and-Rescue - CSAR).

По словам изготовителя, вертолет, оснащен легким расширенным комплексом вооружения (Light Enhanced Armament Package - LEAP), включающим набор модульного оружия в боковых контейнерах с пулеметами/пушками калибра 20 мм и семь или 12 пусковых труб для ракет калибра 70 мм. Кроме того, под передней частью фюзеляжа размещается электронно-оптический/инфракрасный сенсор DCoMPASS компании Elbit.

Нашлемный прицел позволяет пилоту нацеливать сенсорную башенку по линии прямой видимости, а также, благодаря возможностям head-up (наблюдение «без наклона головы»), обеспечивает повышенную осведомленность об окружающей обстановке.

Оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney PW206B2 или Turbomeca ARRIUS 2B2, вооруженный вертолет ЕС 635 имеет максимальную скорость 635 км/ч и крейсерскую скорость около 253 км (137 уз.), также - над уровнем моря.

В.И.Вершинин

Jane's Defence Weekly. -2010.-31 March. - 47, № 13. - P. 9.

Беспилотный вертолет типа S-100 для поиска придорожных бомб

В журнале Armada International сообщается, что компания Centauri Solutions под эгидой Научно-исследовательской лаборатории Военно-воздушных сил (ВВС) США заключила контракт с австрийской компанией Schiebel на установку на ее беспилотном вертолете типа S-100 Camcopter воздушного датчика обнаружения придорожных бомб по программе, известной как Yellow Jacket.

Как осуществляющая часть этой программы, компания Centauri разрабатывает оптоэлектронный датчик высокой разрешающей способности вместе с прибором обнаружения непреднамеренных электромагнитных излучений для установки их на беспилотном вертолете S-100. Эта машина может летать в течение шести часов с полезной нагрузкой 30 кг на дальность свыше 180 км.

Программа Yellow Jacket поддерживается Объединенной организацией по борьбе с самодельными взрывными устройствами (Joint Improvised Explosive Device Defeat Organization - J1EDDO) Министерства обороны США, обеспечивающей военные патрули и конвои технологией по обнаружению потенциальных угроз со стороны самодельных взрывных устройств.

Э.В. Мордвинцев

Amada International. - 2009. - 12 June. - 34, № 3. - P. 30.

Разработка автожира для военной разведки компанией GyroJet

В журнале Jane's International Defence Review сообщается о том, что британская компания GyroJet разработала двухместный автожир для военного рынка средств разведки, наблюдения и рекогносцировки (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance -ISR), который, по сообщению представителя компании журналу Jane's, предположительно, совершит полет в первом квартале 2011 г.

Заведующий отделом сбыта компании Aerospatiale Gazelle и бывший вертолетчик Корпуса армейской авиации (Army Air Corps - AAC) J.Robb сообщил, что компания GyroJet проводит испытания в аэродинамической трубе двухместной конструкции, в которой сидения расположены друг за другом, и рассчитывает осуществить первый ее полет в начале 2011 г., а также провести полную сертификацию летательного аппарата в Европейском агентстве по безопасности полетов (European Aviation Safety Agency -EASA) к 2012 г.

Компания GyroJet разработала два варианта автожира, названного Scorpion: один предназначен для гражданского рынка (упоминается как «исполнительный» тип -Executive-Type, или Е-Туре), другой - «наблюдательный», для военного и полицейского рынка (Surveillance-Type или S-Type).

Согласно заявлению Robb, концепция военного варианта вертолета Scorpion возникла в результате обобщения накопленного опыта, полученного сотрудниками компании в период их службы пилотами на вертолетах наблюдения в Северной Ирландии и Ираке. По его словам, предстояло определиться, какой датчик необходим, и уже затем создать летательный аппарат для такого датчика.

Внимание к разработке автожиров в большей степени проявлял B.Jones, один из членов команды компании GyroJet, который осуществил попытку стать первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на автожире, пилотируя машину в открытой кабине во время экспедиции Global Eagle в 2004 г.

Хотя его попытка, в конечном счете, потерпела неудачу - по причинам, не связанным с самим аппаратом, - именно этот опыт, по словам Robb, показал такие привлекательные потенциальные возможности платформы, как высокая функциональность, обеспечивающая значительные разведывательные возможности, низкая стоимость и невысокие расходы на эксплуатацию.

Согласно концепции, бывшие военные вертолетчики в компании GyroJet объединили свои усилия по проекту с бывшими производственными инженерами компании Toyota, перешедшими в свое время на рынок консультаций и помогающими клиентам в области аэрокосмических и транспортных сетей.

Автожир Scorpion, имеющий длину 6,5 м, высоту 3,4 м и диаметр диска несущего винта 10,9 м, будет приводиться в движение одним серийным поршневым двигателем типа Ю-580 компании Lycoming (такой же двигатель приводит в движение гоночные аппараты Red Bull) и разработан для полета со скоростью около 278 км/ч (150 узлов) на высоте до 3000 м (10 000 фут). По заявлению Robb, было решено не разрабатывать герметизированную кабину пилота, чтобы не увеличивать расходы. Ожидается, что продолжительность такого полета может составить около четырех часов.

Штанга, на которой установлен несущий винт, сделана складной, а лопасти -съемными, что позволяет легко разместить Scorpion в грузовой отсек фюзеляжа транспортного самолета С-130 Hercules компании Lockheed Martin для оперативной переброски автожира в горячие точки.

Реверсное трехколесное шасси полностью убирается, позволяя повысить скорость автожира и эффективность расхода топлива, что приводит к увеличению дальности и/или времени нахождения аппарата в районе деятельности. Это также не мешает обзору датчика, расположенному под аппаратом.

Оптоэлектронная/инфракрасная полезная нагрузка представляет собой конструкцию модульного типа и позволяет системам выполнять различные задачи. Сенсорные модули устанавливаются в специальной 15-дюймовой башенке, расположенной по осевой линии под днищем автожира.

Несмотря на то, что в настоящее время аппарат разрабатывается как ISR-платформа, в дальнейшем, как заявляет Robb, по просьбе покупателя на нем может устанавливаться оружие, например, легкая многоцелевая ракета (Lightweight Multirole Missile - LMM) с высокоточным наведением. Такие ракеты могут подвешиваться под короткими крыльями, которые также могут оборудоваться поплавками для надводных операций или дополнительными датчиками.

Двухместная кабина - летчик сзади и оператор датчика/оружия впереди - будет оснащена цифровыми многофункциональными дисплеями. Robb заявил, что компания рассматривает вопрос о включении элементов защиты мест расположения экипажа от огнестрельного оружия (пулезащита) в виде бронирования, но сам по себе автожир будет иметь только легкую защиту в виде огнеустойчивых топливных баков и минимального бронирования. По его словам, в автожире отсутствуют сложные коробки передач и приводные цепи, которые следовало бы защищать во время полета, поэтому необходимости в этом нет. Несомненно, в этом случае имеется низкий уровень защиты, но он достаточен для обеспечения экипажа и безопасности вертолета.

Данное, относящееся к рискованным, предприятие полностью финансируется компанией, которая, по словам Robb, пока не определена как «очень сильная» оборонная компания Великобритании для того, чтобы установить некоторые свои системы на платформу, а это может привести к необходимости привлечь существенные внешние ресурсы к разработке аппарата Scorpion.

Военные западных стран проявляют большой интерес к этому летательному аппарату.

Э.В. Мордвинцев

Jane's International Defence Review. - 2010. - May. - 43. - P 8.

Новый БПЛА HALE Block 40 Global Hawk проходит тесты

В журнале Defense News сообщается, что компания Northrop Grumman недавно поставила авиационной базе Edwards, шт. Калифорния, Военно-воздушньгх сил (ВВС) США новый датчик для нового варианта Global Hawk - первого в мире автономного высотного, большой продолжительности полета (High-Altitude, Long Endurance - HALE) беспилотного летательного аппарата (БПЛА).

Компания сообщает, что первый датчик, разработанный по программе использования радиолокационной техники на нескольких носителях (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program - MP-RTIP), будет интегрирован на первом БПЛА Global Hawk в модификации Block 40 для оперативной оценки. Получивший идентификационный индекс AF-18, БПЛА Block 40 Global Hawk сделал свой первый полет в конце 2009 г. и был испытан в в тестовых полетах на базе Edwards.

Новый летательный аппарат является первым из 22 БПЛА Global Hawk модификации Block 40, построенных для американских ВВС. Он может летать на высоте до 18 240 м (60 000 фут.) более 32 ч. С датчиком MP-RTIP самолет будет видеть наземные цели постоянно в любое время суток независимо от погодных условий.

На следующем этапе предполагалось завершить интеграцию датчика с корпусом и провести в конце 2010 г. первый полет полной системы Block 40, как заявил D.Dufresne, вице-президент отдела в секторе Aerospace Systems корпорации Northrop Grumman, которая является главным исполнителем программы MP-RT1P и БПЛА Global Hawk.

Ю.С. Лифанов

Defense News. -2010.-26 July. - 25, N 29. - P. 26.

Малозаметный тайваньский патрульный корабль прибрежного действия

В газете Defense News опубликовано сообщение обозревателей о недавно объявленных Тайванем планах строительства нового военного корабля водоизмещением 900 т, являющегося базовым при проектировании нового поколения малозаметных военных надводных кораблей, предназначенных для ведения боевых действий в Тайваньском проливе.

12 апреля 2010 г. официальные представители министерства национальной обороны (MHO) подтвердили существование программы по разработке корабля-«невидимки» катамаранного типа, получившего название «тайваньский патрульный корабль прибрежного действия» (Taiwan Coastal Patrol Vessel).

По заявлению руководителя Центра анализа безопасности Тайваня Fu S.Mei, официальные представители Военно-морских сил (ВМС) намереваются создать базовый проект, который может быть расширен, «с возможностью создания семейства двух- или даже трехкорпусных многоцелевых надводных кораблей различного водоизмещения».

Источник в MHO сообщил, «что ВМС необходимы корветы водоизмещением 900 т» для замены устаревающих быстроходных ракетных катеров и восьми фрегатов типа Кпох, близких к выводу из строя.

Корабли будут разрабатываться центром кораблестроения ВМС в г. Kaohsiung по программе Hsunhai (Swift Sea) - «Беспокойное море».

Программа все еще находится на стадии исследования и разработки, а на прототип не выделено финансирования.

Источник в MHO отметил, что программа Hsunhai неоднократно сворачивалась и возобновлялась в прошлом, и недавно были предприняты попытки вызвать больший интерес и поддержку к обеспечению программы.

Также проявляется интерес к конструкциям корпуса катамаранного типа.

«Мы не имеем опыта строительства корпусов такого типа. Это будет технический вызов», - заявил источник.

Местные средства массовой информации дали кораблю прозвище «убийца авианосца», имея в виду планы Китая относительно строительства авианосца и планы Тайваня по вооружению корвета самыми последними противокорабельными ракетами Hsiung Feng III (Brave Wind) - «Смелый ветер».

Fu S.Mei не согласен с таким определением, заявив, что новые корабли будут построены для выполнения широкого круга задач.

Согласно концепции MHO, корабль должен быть вооружен восьмью ракетами класса «поверхность-поверхность» Hsiung Feng III, системой оружия ближнего действия Phalanx для выполнения задач противовоздушной обороны и 76-мм орудием на носу корабля. Источники отмечают, что корабль длиной 130 фут. будет иметь команду из 45 человек и достигать скорости 30 уз (55 560 м/ч).

На корме будет находиться вертолетная площадка, что позволит кораблю участвовать в противолодочной деятельности совместно с вертолетами типов S-70C или 500MD из трех эскадрилий противолодочной обороны ВМС.

По словам B.Nugent, вице-президента консультативных услуг компании AIM International, в целом корабль рассматривается как многоцелевая платформа, а не только как «стрелок ракетами» типа «выстрелил и умер» («fire and die»), и больше похож на небольшой корвет, чем на ракетный катер. Nugent сравнил его со шведским кораблем Visby, многоцелевым корветом-«невидимкой» водоизмещением менее 1000 т.

Тайваньские аналитики сравнивают корабль по технологии stealth и конструкции катамаранного типа с китайским 220-т быстроходным ракетным катером типа Houbei (Туре 022).

Американские компании уже проявляют повышенный интерес к поставкам боевых систем, РЛС и другого оборудования, но, похоже, военные планирую сделать упор на национальные системы.

Боевая система будет включать автоматизированную систему управления боевыми действиями распределенной архитектуры, разработанную военной кафедрой Научно-технологического института Chungshan, «вместе с отечественной РЛС поиска/слежения и управления огнем и оптоэлектронным целеуказателем».

В целях экономии денежных средств ВМС могут просто передать некоторые системы с восьми фрегатов типа Кпох и 12 ракетных патрульных катеров типа Jin Chiang. ВМС также хранят оборудование с семи выведенных из строя эсминцев типа Gearing, недавно затопленных для создания искусственных рифов.

Тайвань делает прогресс в области применения технологии stealth при проектировании своих кораблей. Недавно построен первый 180-т быстроходный патрульный катер по технологии stealth типа Kuang Hua 6 (КН-6), вооруженный четырьмя ракетами Hsiung Feng II. Планируется построить 29 катеров типа КН-6 для замены 40 быстроходных патрульных катеров типа Hai Oui водоизмещением 47 т, каждый из которых вооружен двумя ракетами Hsiung Feng I.

Э.В. Мордвинцев

Defense News. - 2010. - 19 April. - 25, № 16. - P 1, 8.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации