Обзор основных тенденций развития экономики России в 2010-2011 гг.

ВИНИТИ № 02/2011

«Экономический и научно-технический потенциал»

ВИНИТИ № 02/2011

«Экономический и научно-технический потенциал»

Научный редактор -с.н.с. Е. В. Похвалина

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия:

Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е. В. Похвалина, Н. И. Субчев, В.С.Федина

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Обзор основных тенденций развития экономики России в 2010-2011 гг.

Исследовательская организация Economist Intelligence Unit (EIU) опубликовала обзор основных тенденций развития российской экономики в 2010-2011 гг. Ниже изложено его основное содержание.

Правящий тандем президента Российской Федерации Д.Медведева и председателя правительства В.Путина руководит страной в течение двух лет. За это время между двумя лидерами проявились некоторые различия, главным образом (но не только) в стиле руководства, так же как и некоторые разногласия между их сторонниками. Становится все более очевидным, что Д.Медведев не марионетка в руках В.Путина; он предпринял ряд инициатив, которые, как кажется, отражают желание дистанцироваться от В.Путина и его наследия как президента, в частности посредством призыва к модернизации России. Тем не менее, политические позиции обоих лидеров в целом остаются близкими и возникновение открытого и дестабилизирующего раскола между ними маловероятно, даже по вопросу, кто будет следующим президентом в 2012 г.

Россия обладает некоторыми чертами, характерными для стран с высоким риском, который связан с политической нестабильностью (значительный уровень неравенства и коррупции, низкое доверие общества к государственным институтам и пр.). При этом уже происходили разрозненные протесты населения. Однако, хотя воздействие экономического кризиса происходит с задержкой, сомнительно, что социальное недовольство может угрожать руководству.

Плохие отношения России и Запада в последние годы отражали конфликты интересов в ряде областей. В последние годы президентства Дж.Буша отношения с США ухудшились до состояния периода окончания «холодной» войны. С другой стороны, Б.Обама показал заинтересованность в улучшении взаимосвязей с Россией. Элементы оттепели в российско-американских отношениях заключаются в ослаблении поддержки Грузии со стороны США, фактической отсрочке дальнейшего расширения НАТО, очевидном стихании споров об альтернативных маршрутах трубопроводов для транспортировки энергоносителей в постсоветском пространстве, смягчении американской критики внутренней ситуации в России и усилении поддержки Россией военных усилий под руководством США в Афганистане.

Поддерживая тенденцию к улучшению отношений, в мае 2010 г. Б.Обама представил в парламент США договор с Россией о сотрудничестве в области гражданской атомной энергетики, который стал жертвой российско-грузинского конфликта в августе 2008 г. Однако Россия сохраняет озабоченность в отношении развертывания американской системы противоракетной обороны, в частности в связи с планами размещения элементов системы ПРО в Румынии.

Во время визита Б.Обамы в Москву в июле 2009 г. Россия и США создали несколько рабочих групп по различным проблемам. Пока что большинство из них (за исключением групп, связанных с договором о вооружениях), по-видимому, не достигли каких-либо ощутимых результатов.

Обзор экономической политики. В связи с экономическим спадом правительство РФ значительно расширило помощь экономике, а также некоторым крупнейшим частным компаниям страны. В 2010 г. в условиях восстановления экономики эта помощь сократилась, и правительство сосредоточилось на сокращении бюджетного дефицита. В последние годы государство распространило свой контроль на значительные сегменты экономики, особенно (но не только) на энергетический сектор. Кроме того, кризис привел к существенному росту активов банков с государственным участием (около 50% экономики в настоящее время находится в руках государства). Тем не менее, В.Путин пообещал уменьшить вмешательство государства в экономику и возобновить приватизацию. В конце 2009 г. Россия изменила свои планы, о которых было объявлено в июне 2009 г., и решила добиваться членства в ВТО в составе нового Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, что приведет к значительной задержке с вступлением в торговую организацию. Общие таможенные пошлины в России, Белоруссии и Казахстане вступили в силу с начала 2010 г.

В 2009 г. дефицит федерального бюджета составил 5,9% ВВП, что значительно ниже целевого показателя 7,4% ВВП благодаря повышению цен на нефть во втором квартале года. Бюджетом 2010 г. предусматривался дефицит, равный 6,8% от официального прогноза ВВП. Однако он основывался на консервативных оценках относительно цен на нефть и экономического роста. В результате фактические доходы бюджета будут значительно выше, чем планировалось. Расходная часть бюджета, вероятно, будет под контролем, и поэтому EIU ожидала, что дефицит бюджета снизится примерно до 4,0% ВВП. За первые четыре месяца 2010 г. дефицит достиг 3,4% ВВП, так как более высокие, чем было запланировано, нефтяные доходы, помогли компенсировать некоторое увеличение расходов.

Центральный банк России (ЦБ РФ) активно занимался управлением курсом рубля в разгар глобального финансового кризиса в конце 2008 г., когда валютные резервы сократились более чем на 200 млрд. долл. с пиковых значений в августе 2008 г. и в начале 2009 г. В начале 2009 г. Центробанк оказал поддержку рублю повышением процентных ставок. Однако стабилизация рубля и дальнейшее его укрепление в сочетании со снижением темпов инфляции и с серьезным падением спроса побудили ЦБ РФ с апреля 2009 г. 13 раз снижать ключевую ставку рефинансирования - в общей сложности на 500 базисных пунктов, до 8,0%. Реальные процентные ставки по-прежнему оставались положительными, объемы кредитования все еще не отреагировали на серию сокращений процентных ставок, а возобновившийся рост представлялся неустойчивым. Поэтому дальнейшее снижение процентных ставок должно быть произведено до окончания цикла ослабления денежной политики, так как инфляция начиная со второй половины 2010 г. постепенно повышается.

ЦБ РФ проявил заинтересованность в переходе к режиму плавающего валютного курса в течение следующих 12-18 месяцев, что означает проведение монетарной политики, ориентированной на снижение инфляции. Однако такое решение потребует поддержки со стороны правительства, которое обеспокоено тем, что слишком сильное укрепление рубля нанесет ущерб конкурентоспособности российского экспорта.

Экономический прогноз. В 2009 г. снижение мирового ВВП по паритету покупательной способности (ППС) валют оценивается в 0,8%, и в 2,2% при использовании рыночных обменных курсов. Глобальный рост возобновился во второй половине 2009 г. в результате принятия агрессивных мер по финансовому и денежно-кредитному стимулированию во многих странах, что создавало условия для экономического роста в 2010 г. Рост реального мирового ВВП прогнозируется на уровне 4,1% по ППС и на уровне 3,1% по рыночному обменному курсу, что несколько выше предыдущего прогноза EIU. Развивающиеся рынки восстанавливаются самыми быстрыми темпами, в то время как рост развитых рынков ожидается умеренным. Увеличение реального ВВП в зоне евро, которая сталкивается с углублением кризиса, вызванного проблемами с платежеспособностью отдельных наиболее слабых стран еврозоны, по прогнозам, составит лишь 0,7% в 2010 г, и 0,8% в 2011 г.

Прогноз ЕШ мировых цен на нефть благоприятный для России. Средняя цена нефти марки Brent Blend, согласно прогнозам, возрастет до 80,2 долл./баррель в 2010 г. со 8 среднем 62 долл./баррель в 2009 г. В 2011 г. цены на нефть снизятся до 78,5 долл./баррель из-за нового ухудшения экономических показателей США.

Хотя начиная с третьего квартала 2009 г. экономика России росла в поквартальном исчислении, оживление производства до сих пор было скромным. Это определялось главным образом восстановлением товарно-материальных запасов и положительным воздействием показателей базового периода. По данным Росстата, в первом квартале 2010 г. рост реального ВВП в годовом исчислении составил 2,9%. Это значительно ниже предыдущей оценки Министерства экономического развития, согласно которой рост равнялся 4,5% в годовом исчислении. Однако последние данные подтверждают ожидания, что в течение оставшейся части 2010 г. темпы восстановления ускорятся сильнее, чем темпы ожидаемого роста розничных продаж, и хорошие общие показатели в апреле, высокие темпы роста производства нефти, а также повышенный прогноз мировых цен на нефть в 2010 г. легли в основу пересмотра EIU прогноза по росту в 2010 г. с предыдущих 4,5% до 4,8%.

Возобновление роста произошло за счет использования большого пакета стимулирующих мер, повышения внешнего спроса и снижения процентных ставок. В отличие от многих других стран ожидаемое возвращение к росту в России не будет обременено необходимостью сокращения значительного объема задолженности домашних хозяйств и это должно способствовать повышению частного потребления. Тем не менее, все еще имеются риски для финансового сектора. Хотя инвестиции в последнее время снова начали расти (с очень низкого уровня), оживление в сфере инвестиций, вероятно, будет медленным, поскольку банки по-прежнему неохотно занимаются кредитованием. Перспективы России зависят также от того факта, что глобальное восстановление остается нестабильным и неопределенным.

В основе снижения темпов инфляции лежали укрепление рубля, низкие импортные цены и вялый спрос, В апреле темпы роста цен на потребительские товары в годовом исчислении упали до 6,0%, с 6,5% в марте; это самый низкий уровень с июля 1998 г. и приблизительно половина годового роста, зарегистрированного годом ранее. Некоторое ужесточение бюджетной политики с 2010 г. поможет удерживать инфляционное давление под контролем. Однако повышение цен на нефть и приток капитала будут ограничивать замедление темпов инфляции. Снижение цен на нефть в 2011 г. будет способствовать сдерживанию инфляционного давления в этом году.

Согласно оценкам ЦБ РФ, реальный эффективный обменный курс (РЭОК) рубля в феврале 2009 г. был на 13% ниже, чем в декабре 2008 г. Тем не менее, в дальнейшем произошло удорожание рубля, так что к декабрю 2009 г. по этому показателю он был только на 3,9% слабее в реальном выражении, чем годом ранее. К апрелю 2010 г., РЭОК повысился на 9,0% с конца 2009 г., и в настоящее время он находится на предкризисном уровне второй половины 2008 г. Давление в сторону повышения курса рубля в мае-июне 2010 г. значительно ослабло в результате потрясений на мировых рынках, главным образом, в связи с растущей озабоченностью в зоне евро.

Формально Центробанк взял на себя обязательство ввести монетарный режим таргетирования инфляции, допуская таким образом плавающий курс рубля. Однако это вряд ли произойдет в течение прогнозируемого периода, поскольку предотвращение чрезмерного укрепления рубля будет оставаться одной из основных целей политики.

По данным ЦБ РФ, профицит текущего счета в первом квартале 2010 г. превысил все ожидания, достигнув 33,9 млрд. долл. против 9,7 млрд. долл. в первом квартале 2009 г. Активное сальдо торгового баланса за этот же период более чем удвоилось, с 19 млрд. долл. до 46 млрд. долл. Это стало результатом увеличения экспорта товаров на 59% в годовом исчислении, который значительно опередил оживление импорта товаров, составившего 17,7%. Профицит текущего счета на 2010 г. в целом прогнозируется на уровне 5,1% ВВП; снижение цен на нефть в 2011 г., вероятно, приведет к сокращению активного сальдо до 3,8% ВВП в этом году.

Ниже приведены некоторые макроэкономические показатели по России за 2008 г. и 2009 г. (фактические), за 2010 г. и 2011 г. (прогнозируемые) (см. табл.).

Таблица

Основные макроэкономические показатели России

(фактические и прогнозируемые ЕIU на 2010 г. и 2011 г.)

Обзор основных тенденций развития экономики России в 2010-2011 гг.

Квартальный обзор.

Июнь 2010. Экономическая политика. В течение ближайших трех лет правительство, по-видимому, намерено сохранять контроль над бюджетными расходами с тем, чтобы к 2015 г, устранить бюджетный дефицит. План на 2010-2012 гг., представленный вместе с бюджетом на 2010 г., предусматривает снижение дефицита федерального бюджета в 2012 г. до 3,0% ВВП, без увеличения федеральных расходов в номинальном выражении. При первоначально предполагавшейся в бюджетном плане цене на нефть 58 долл./баррель в 2012 г., тон правительственных заявлений дает основание полагать, что правительство намерено использовать любые непредвиденные доходы от продажи нефти для снижения дефицита, а не для повышения расходов. Однако кажущаяся решимость оставаться в рамках расходных лимитов в 2011 и 2012 гг. может подвергнуться серьезному испытанию, учитывая вероятность неожиданных поступлений благодаря более высоким ценам нефти.

Предложенная правительством реформа бюджетных расходов, как ожидается, будет своевременно принята в 2010 г. для бюджета 2011 г. Предлагается перейти от отраслевых бюджетов к целевым расходам по конкретным правительственным программам в надежде достичь экономии за счет эффективности. Однако время покажет, не окажется ли такая реформа не более чем еще одним бюрократическим мероприятием, несмотря на призыв В.Путина к полному пересмотру текущих обязательств и сокращению неэффективных и второстепенных расходов. Основной потенциальной структурной проблемой бюджета, на которую указывают Министерство финансов и Министерство экономического развития, является повышение доли расходов на социальные нужды (более высокие пенсии и оплата труда в государственном секторе), которые возросли приблизительно с 7,5% ВВП до кризиса до примерно 10% в настоящее время.

Последние данные свидетельствуют о том, что расходы федерального бюджета за первые четыре месяца 2010 г. значительно превысили уровень аналогичного периода 2009 г. (примерно на 18%). Однако, по данным Министерства финансов, за январь-апрель расходы составили 31% от суммы расходов, запланированных на год в целом в соответствии с бюджетным планом. Бюджетные доходы вновь увеличились за счет роста доходов от нефти и газа, которые более чем компенсировали стагнацию ненефтяных поступлений. Ненефтяные доходы оставались ниже уровня предыдущего года, но это объясняется главным образом постепенным отказом от единого социального налога в рамках реформы системы социального обеспечения, которая вывела социальное обеспечение и пенсии за пределы бюджета.

Центробанк продолжает ослаблять свою денежно-кредитную политику с тем, чтобы стимулировать рост внутреннего кредитования. Снижение кредитных ставок было главным инструментом, используемым ЦБ РФ. В целях снижения инфляции с апреля

2009 г. ключевая исходная процентная ставка была снижена в 13 раз, а к концу апреля

2010 г. она достигла рекордно низкого уровня в 8,0%. Однако, несмотря на ослабление денежно-кредитной политики, до сих пор не зарегистрирован хоть сколько-нибудь значительный рост внутреннего кредитования. Банковский сектор продолжает сокращать свои внутренние кредитные портфели в ответ на безнадежные долги, а внутренний спрос на кредиты по-прежнему слаб, поскольку процентные ставки остаются высокими, несмотря на их снижение. По данным ЦБ РФ, в марте средняя ставка по корпоративным кредитам все еще была на уровне 11,8%, а межбанковская ставка снизилась до 3,3% в апреле, что свидетельствует о достаточной ликвидности в банковском секторе.

Как показывают последние данные по банковскому сектору, объемы кредитования предприятий в марте 2010 г. были на 5,3% ниже уровня марта 2009 г. и не изменились по сравнению с февралем 2010 г. Кредитование физических лиц увеличивалось на 0,3% в месяц, однако портфель розничных кредитов все же был на 8,7% меньше, чем годом ранее. Хотя снижение общего объема внутреннего кредитования остается умеренным, не наблюдается роста краткосрочных кредитов, которые обычно используются для финансирования деятельности юридических лиц. Ситуация с ликвидностью в банковском секторе, которая была главной причиной внутреннего кредитного кризиса, судя по финансовым результатам банков, по-видимому, существенно улучшилась. По данным Банка России, в первом квартале 2010 г. финансовые учреждения сообщили о прибыли в размере 117 млрд. р. (3,8 млрд. долл.) по сравнению с 205 млрд. р. за весь 2009 г.

Правительство, по всей вероятности, намерено не устанавливать прямой контроль над притоком капитала. Согласно недавнему заявлению МВФ, возможность введения такого контроля должна рассматриваться лишь в случае возникновения необходимости. Вместо этого правительство предлагает продолжить использование косвенных инструментов, таких как различные резервные требования в отношении притока капитала. Хотя подобная практика в основном направлена на поощрение притока долгосрочного капитала, есть надежда, что она будет сдерживать приток краткосрочного капитала. ЦБ РФ также надеется, что чрезмерный приток капитала можно косвенно регулировать путем установления контроля над внешними заимствованиями компаний с государственным участием. В данное время проблема кажется менее острой из-за уменьшения склонности к риску на рынках в связи с кризисом в еврозоне.

Экономические показатели. Восстановление экономики в первом квартале 2010 г, в целом происходило довольно умеренными темпами. Последние данные за апрель были более обнадеживающими. Промышленное производство в апреле увеличилось на 10,4% в годовом исчислении, что стало следствием высоких темпов роста в обрабатывающей промышленности (на 15,7%), С июля 2007 г. это был первый случай, когда промышленность показала двузначный рост производства, и резкий подъем обрабатывающего производства выглядит обнадеживающим. Повышение потребительского спроса стимулировало увеличение объемов производства продуктов питания, одежды и текстильных изделий. Росту производства автомобилей (на 63,1% в годовом исчислении) способствовала государственная программа утилизации старых автомобилей в обмен на предоставление скидки при продаже новых. Признаки улучшения ситуации в апреле наблюдались также в секторах, спрос в которых в предыдущие месяцы был низким, например, это коснулось строительных материалов.

Важное значение имеет эффект базы сравнения, а точность данных (сопоставимость уровней производства в 2009 г. и 2010 г.) может быть сомнительной из-за методологических изменений при расчете данных по началу 2010 г. Однако не вызывает сомнений тот факт, что в апреле 2010 г. экономика начала демонстрировать более сильные признаки восстановления. Показатели, связанные с потреблением (розничная торговля, жилищное строительство и реальные доходы населения), были достаточно хорошими и кроме того наблюдалось оживление инвестиционной деятельности. Розничные продажи росли четвертый месяц подряд (на 4,2% в годовом исчислении), чему способствовал продолжавшийся рост реальных располагаемых доходов (на 3,7% в годовом исчислении). В апреле наблюдался также устойчивый рост реальной заработной платы, а уровень безработицы по сравнению с мартом несколько снизился, до 8,2%. По оценкам Министерства экономического развития, в апреле темпы роста экономики составили 5,5% в годовом исчислении.

Регулярное, ежемесячное исследование промышленного оптимизма Института экономики переходного периода (ИЭПП) показало улучшение общих настроений в апреле, так как индекс перешел в позитивную зону впервые почти за годичный период. Основной причиной повышения оптимизма в российской промышленности было увеличение продаж, о котором сообщили крупные компании (предприятия с числом работников менее 500 человек оценивали ситуацию менее оптимистично). Что касается доступности кредитов, то около 80% крупных компаний в ходе опроса заявили о «нормальной» доступности кредитных средств в апреле, хотя менее крупные предприятия продолжали указывать на трудности,

Согласно данным ЦБ РФ, в первом квартале 2010 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию достиг 9,9 млрд. долл., что на 5,3% больше, чем годом ранее, когда их объем составил 9,4 млрд. долл. В 2009 г. приток капитала составил 38,7 млрд. долл., в то время как в 2008 г. он достигал 75,5 млрд. долл. (т.е. он снизился более чем на 50%). Данные ЦБ РФ по ПИИ отличаются от данных Росстата, последний показал приток капитала в 2009 г. в размере лишь 15,9 млрд. долл., тем самым снижение по сравнению с 2008 г, составило 21%. По данным Росстата, в первом квартале 2010 г. приток ПИИ упал на 17,6% в годовом исчислении, или до 2,6 млрд. долл. Однако Росстат в свою статистику не включает информацию по финансовому сектору и реинвестированию прибыли компаний, и это главная причина существенно более низких значений ПИИ у Росстата по сравнению с ЦБ РФ.

По оценке Центробанка, почти половина от притока ПИИ в Россию в 2009 г. поступила из оффшорных финансовых центров, таких как Люксембург (6,6 млрд. долл.), Кипр (5,7 млрд. долл.), Бермудские острова (2,3 млрд. долл.), Багамские острова (1,1 млрд. долл.) и Британские Виргинские острова (1,5 млрд, долл.). Поступление значительной части капитала, как полагают, было обеспечено российскими эмигрантами. В период 90-х годов отток капитала из России оценивался более чем в 20 млрд. долл. в год и часть его в настоящее время возвращается через оффшорные финансовые центры Кипра и стран Карибского бассейна.

Данные ЦБ РФ не дают отраслевой разбивки потоков ПИИ. Согласно данным Росстата, большая часть из 15,9 млрд. долл., поступивших в 2009 г., была направлена в обрабатывающую промышленность (4,1 млрд. долл.), за ней следовали розничная торговля (3,5 млрд. долл.), добывающий сектор (3,2 млрд. долл.) и сектор услуг (2,7 млрд. долл.).

В первом квартале 2010 г. отток ПИИ, по данным ЦБ РФ, составил 10,3 млрд. долл., в 2009 г. он достигал 46,1 млрд. долл. Более половины объема этих ПИИ приходилось на небанковские организации (которые в 2009 г. были источником практически всех российских ПИИ за рубежом); они были направлены на Кипр, в Нидерланды, Гибралтар, Люксембург, Швейцарию и на Британские Виргинские острова.

Возврат к предкризисному уровню ПИИ в Россию будет зависеть не только от глобального восприятия риска, но и от улучшения инвестиционного климата в России. В период президентства В.Путина ситуация в этой области ухудшилась в связи с введением ограничений на инвестиции в «стратегические» компании, главным образом (но не исключительно) в сфере энергетики и природных ресурсов. Не помогали делу правовая неопределенность в случае политически мотивированного вмешательства государства и общее отсутствие транспарентности. Тем не менее, инвестиционный климат для иностранных капиталовложений может улучшиться в связи с планируемой Д.Медведевым модернизацией и с обещанием серьезного пересмотра списка «стратегических» компаний в 2010 г.

Несмотря на проблемы, связанные с экономической обстановкой, приток ПИИ в Россию в последние годы значительно увеличился (до 2009 г.) за счет высоких цен на нефть, делавших инвестиции в российские нефтяной и газовый секторы более прибыльными, а также благодаря расширению возможностей на крупном и динамично развивающемся внутреннем рынке. По отношению к своему ВВП или населению Россия привлекла значительно меньше ПИИ, чем большинство стран Восточной Европы с переходной экономикой. Однако начавшийся с низкого уровня сильный приток прямых иностранных инвестиций в Россию в последние годы означает, что объемы ПИИ (проникновение иностранного капитала в экономику) в настоящее время сравнимы или выше, чем в других странах БРИК (Бразилии, Индии и Китае). Например, к 2009 г. доля прямых иностранных инвестиций в ВВП России была аналогична показателям Бразилии и Китая, которые традиционно являются получателями больших объемов ПИИ, Россия также имела самый высокий объем ПИИ на душу населения среди стран БРИК.

Май 2010г. 20 апреля 2010 г. председатель правительства В.Путин выступил с докладом в Госдуме о работе правительства в предыдущем году. Он заявил, что рецессия закончилась, отчасти благодаря антикризисной политике правительства, и что удалось избежать промышленного и финансового коллапса. Около половины доклада было посвящено приоритетам на 2010-2011 гг. В своей речи В.Путин уделил большое внимание планируемым изменениям в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства и материнского капитала. В области экономики приоритетной задачей считается стимулирование инноваций.

Тема инноваций является главной для президента РФ Д.Медведева, заявившего, что они необходимы для модернизации экономики страны, с тем чтобы положить конец «унизительной сырьевой зависимости». В.Путин откликнулся на призыв Д.Медведева уменьшить участие государства в экономике, сократить бюрократию и бороться с коррупцией в государственных органах. Однако, утверждая, что доминирование природных ресурсов в российской экономике было причиной необычно глубокого спада, В.Путин отметил и то, что этот фактор был движущей силой восстановления экономики, которое происходит в настоящее время.

Россия начала развивать отношения с новой администрацией Украины сразу после избрания в начале 2010 г. президента В.Януковича. 21 апреля стороны подписали договор о продлении срока базирования Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 г. В свою очередь, Россия на срок до конца 2019 г. установит скидку на поставляемый Украине газ в размере 100 долл., если индексированная с учетом стоимости нефти цена будет составлять 333 долл./ЮОО м3 и выше, и в размере 30%, если цена будет ниже. Данная скидка будет применяться в отношении 30 млрд. м3 газа в 2010 г. и 40 млрд. м3 в год в дальнейшем. Это будет достигаться за счет освобождения поставок газа Украине от российской экспортной пошлины и, по оценкам, обойдется российской казне потерей 4,0 млрд. долл. в год.

Договоренности, касающиеся поставок природного газа и базирования Черноморского флота, создают дополнительные препятствия для интеграции Украины в НАТО, снижают риск нового кризиса неплатежей за поставляемый газ и представляют собой значительный успех российской внешней политики.

Критики указывают на то, что стоимость сделки слишком высока для России. Однако В.Путин и Д.Медведев настаивают на том, что ее следует рассматривать в более широком контексте, как платформу для стратегического партнерства с Украиной. Уже ведутся переговоры о сотрудничестве в аэрокосмической области, в судостроении, атомной энергетике, сельском хозяйстве и телекоммуникационном секторе. 30 апреля В.Путин предложил объединить газовые монополии двух стран.

Реализация большей части или всех этих проектов будет представлять собой качественное изменение двусторонних отношений и существенное усиление влияния России на Украине. Это будет самым большим успехом реинтеграции на бывшем советском пространстве, которая может дать импульс распространению процесса. Это, в свою очередь, приведет к усилению региональной власти России, одновременно удовлетворяя популярное среди российского населения и элиты желание обратить вспять некоторые из негативных последствий распада Советского Союза. Однако следует отметить, что украинские лидеры проявляют осторожность в отношении более глубокого сотрудничества. Например, В.Янукович отверг призывы к присоединению к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.

Экономическая политика. Хотя бюджет 2011 г. не будет представлен в Госдуму до октября, Министерство финансов предупредило о значительном сокращении расходов в 2011-2012 гг. и далее, что корреспондируется с предложениями по бюджету на 2010 г., представленными в октябре 2009 г. Дефицит бюджета 2010 г. может быть значительно ниже, чем планировалось первоначально, благодаря более высоким, чем предполагалось, ценам на нефть. Министерство финансов, при явной поддержке со стороны правительства, в 2011-2012 гг. намерено удерживать расходы в рамках, близких к первоначальным предложениям, согласно которым номинальные расходы федерального бюджета снижаются с 9,9 трлн. р. в 2010 г. до 9,4 трлн. р. в 2011 г., с повышением лишь на 3,0%, до 9,7 трлн. р., в 2012 г., что значительно ниже вероятного уровня инфляции.

Недавно согласованная уступка по цене на поставляемый Украине газ полностью ляжет на федеральный бюджет. В 2010 г. доходы от экспортных пошлин на природный газ планировались на уровне 401,5 млрд. р. (13 млрд. долл.), с ростом до 461 млрд. р, к 2012 г. Согласно расчетам Министерства финансов, потеря доходов от экспортных пошлин на газ составит около 85 млрд. р. в 2010 г. и 110 млрд. р. в последующие годы, в зависимости от количества газа, проданного Украине. Такая сумма повлияет на бюджет, но будет компенсироваться колебаниями доходов от экспорта нефти в результате изменения цен на нефть. По заявлению заместителя министра финансов Д.Панкина, каждое изменение цены на нефть в 1,0 долл./баррель изменяет бюджетные доходы примерно на 2,0 млрд. долл. (около 60 млрд. р.), а потеря 100 млрд. р. может быть легко компенсирована повышением цен на нефть на 2,0 долл./баррель. Бюджет 2010 г. основывался на прогнозной цене 58 долл./баррель, однако уже в январе-апреле средняя цена составляла приблизительно 77 долл./баррель. Следовательно, если цены на нефть останутся на высоком уровне, доходы в 2010 г. могут быть почти на 1,0 трлн. р. выше, чем предполагалось.

Предварительные данные по денежному потоку свидетельствуют о резком росте (на 28% в годовом исчислении) расходов федерального бюджета в первом квартале 2010 г. Утвержденный на 2010 г. бюджет не предусматривал больших изменений в своей расходной части по сравнению с 2009 г. Согласно данным Министерства финансов, это резкое увеличение общего объема расходов в первом квартале в основном отражает трансферты в региональные бюджеты, которые в январе-феврале возросли более чем на 50% в годовом исчислении, и в Пенсионный фонд, которые повысились на 139% в годовом исчислении за тот же период. Эти трансферты были плановыми и не должны были осуществляться в таких же размерах в оставшуюся часть года.

Повышение цен на нефть, которые в первом квартале в среднем составляли 75 долл./баррель, привело к увеличению нефтяных и газовых доходов на 72% в годовом исчислении. Доходы, не связанные с энергоносителями, упали на 12% в годовом исчислении, главным образом из-за постепенного отказа от уплаты единого социального налога, который был заменен прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд и фонды социального и обязательного медицинского страхования.

Экономические показатели. Согласно предварительным данным, объявленным в середине мая Росстатом, реальный ВВП в первом квартале 2010 г. вырос на 2,9% в годовом исчислении. Этот показатель, который еще может быть пересмотрен, значительно ниже предыдущей оценки роста экономики в 4,5%, сделанной Министерством экономического развития. Рост в годовом исчислении в январе-марте в значительной мере является отражением депрессивного состояния экономики в предыдущем году (реальный ВВП в первом квартале 2009 г. сократился на 9,4% в годовом исчислении). С учетом сезонных колебаний, по оценке Министерства экономического развития, рост ВВП в январе-марте в квартальном исчислении составил 0,6%. Это был третий подряд квартал роста, тем не менее темпы восстановления остаются весьма умеренными.

Что касается расходов, личное потребление, служившее главной движущей силой быстрого экономического роста в течение большей части прошедшего десятилетия, в первом квартале 2010 г., судя по розничным продажам, оставалось относительно слабым, В этот период розничные продажи с учетом сезонных колебаний росли второй квартал подряд и увеличились на 0,8% по сравнению с последним кварталом 2009 г. В годовом исчислении, согласно официальным данным Росстата (без учета сезонных колебаний), рост составлял лишь 1,3%. Однако при этом учитывался рост на 2,9% в годовом исчислении в марте. Умеренное увеличение личного потребления поддерживается тенденциями в сфере доходов и безработицы. Согласно данным Министерства экономического развития, в январе-марте 2010 г. реальная заработная плата с учетом сезонных колебаний выросла на 1,2% в квартальном исчислении, в значительной мере благодаря умеренной инфляции. По данным Росстата, рост в годовом исчислении с учетом сезонных колебаний составлял 2,2%, включая рост на 3,4% (в годовом исчислении) в марте. Данные по рынку труда за март также были относительно положительными, безработица оставалась на уровне февраля и равнялась 8,6%.

Инвестиционные расходы, показавшие признаки оживления во второй половине 2009 г. благодаря государственным расходам, по оценкам Министерства экономического развития, в первом квартале 2010 г. снизились на 1,1% относительно предыдущего квартала с учетом сезонных колебаний. Однако ситуация выглядит лучше в годовом исчислении, при замедлении спада до 4,7% в первом квартале и незначительном росте на 0,7%, зарегистрированном в марте. Хотя в сфере кредитования оживления еще не было, восстановлению инвестиционных расходов может способствовать улучшение финансового положения в секторе предприятий. По данным Росстата, в январе-феврале 2010 г. прибыли корпоративного сектора увеличились на 123% в годовом исчислении, а убыточные предприятия сократили свои потери более чем на две трети.

Производственные индикаторы также указывают на относительно слабое оживление экономики. В первом квартале 2010 г. наблюдался относительно умеренный рост промышленного производства - на 5,8% в годовом исчислении, особенно учитывая его резкий спад (на 14,3%) в первом квартале 2009 г. По оценке Министерства экономического развития, в первом квартале производство снизилось незначительно с учетом сезонных колебаний (на 0,2% в квартальном исчислении). Валовое промышленное производство увеличилось благодаря относительно высокому росту в добывающих отраслях, в то время как показатели обрабатывающей промышленности были менее впечатляющими.

Более сильная национальная валюта и слабый внутренний спрос послужили причиной снижения годового уровня инфляции в апреле (который происходил девятый месяц подряд) до 12-месячного минимума в 6,0%, с 6,5% в марте. Рост цен на товары снизился до 5,2% по сравнению с 5,8% месяцем ранее и с последним максимальным значением 15,5% в мае 2008 г. Инфляционное давление уменьшилось как на продукты питания, так и на непродовольственные товары; повышение цен на продукты питания составило 4,4% в годовом исчислении против 4,8% в марте, а непродовольственных товаров - 5,9% против 6,6%.

Рост цен на услуги в апреле оставался более или менее неизменным в годовом исчислении по сравнению с мартом, составляя 8,4%. При этом низкие темпы инфляции в 2010 г. определялись более умеренным ростом цен на услуги, когда большинство тарифов и цен на услуги росли значительно медленнее, чем в предыдущие годы. Заметным исключением являются тарифы на газ, которые к апрелю повысились на 26% в годовом исчислении, отражая повышение цен, которое в 2009 г. было отложено из-за кризиса. В отличие от этого тарифы на электроэнергию в апреле возросли на 11,8% в годовом исчислении после повышения на 25,2% в годовом исчислении в апреле 2009 г.

В первом квартале 2010 г. продолжал улучшаться платежный баланс, с профицитом текущего счета, по оценкам ЦБ РФ, в 34 млрд. долл. против 9,7 млрд. долл. в предыдущем году. В 2009 г. было зафиксировано активное сальдо текущего счета, несмотря на резкое падение средних цен на нефть с их пиковых значений в 2008 г. Это произошло благодаря резкому сокращению импорта (на 100 млрд. долл.), что в значительной степени компенсировало падение доходов от экспорта нефти. Экспорт нефти оживился одновременно с ростом цен на нефть с начала 2009 г. В первом квартале 2010 г. экспорт нефти в стоимостном выражении достиг 32 млрд. долл. по сравнению с 18 млрд. долл. годом ранее, хотя он все еще был ниже, чем в первом квартале 2008 г., когда составлял 39 млрд. долл. Несмотря на одновременный рост импорта товаров, внутренний спрос оставался слабым, удерживая рост импорта на уровне 18% в годовом исчислении в первом квартале 2010 г., что значительно ниже роста общего экспорта товаров на 59% (в годовом исчислении).

Центробанк оценивает дефицит счета движения капитала и финансовых операций в первом квартале 2010 г. в 5,4 млрд, долл., который резко снизился с 33 млрд. долл. в первом квартале 2009 г. и с рекордного дефицита в 130 млрд. долл. в четвертом квартале 2008 г., когда разразился кризис. Даже с учетом особенно крупного чистого оттока в размере 12 млрд. долл., зафиксированного как чистые ошибки и пропуски, в первом квартале, общий платежный баланс имел достаточный профицит, что позволило увеличить валютные резервы на 17 млрд. долл. по сравнению со снижением на 31 млрд. долл. годом ранее, ЦБ РФ традиционно относит к статье чистые ошибки и пропуски необъяснимое (и как правило незаконное) движение частного капитала, но это в равной степени может быть просто ошибками и пропусками при сборе данных.

Апрель 2010 г. Экономическая политика. В конце марта Центробанк снизил свою ставку рефинансирования еще на 0,25 процентных пунктов, до рекордно низкого уровня 8,25%. Это было двенадцатое снижение, начиная с апреля 2009 г.

Главная цель политики Банка России в отношении процентных ставок заключалась в стимулировании работы внутренних денежных и кредитных рынков. Однако достигнута она была лишь частично. В феврале 2010 г. процентные ставки на межбанковском рынке были снижены до 3,8%, что упростило получение финансирования отечественными банками на внутреннем денежном рынке. Однако это еще не отразилось на повышении доступности внутренних кредитных ресурсов для небанковского сектора. В феврале темпы роста внутреннего кредита продолжали снижаться. Против январских уровней корпоративные кредиты упали на 0,7%, а розничные на 0,6%. Эти тенденции, вероятно, отражают увеличение объема проблемных кредитов в банках. Согласно ЦБ РФ, в начале марта на их долю приходилось 6,4% кредитных портфелей банков.

Снижение процентных ставок было направлено и на сокращение притока спекулятивного капитала из-за границы. При этом использовалась разница между процентными ставками в России и в остальных странах мира. Центробанк произвел интервенции на валютном рынке, приобретя в первые три месяца 2010 г., более 12 млрд, долл., чтобы остановить укрепление рубля.

В течение многих лет российские политики говорили о необходимости диверсификации экономики. В частности, Д.Медведев неоднократно призывал к модернизации экономики, при этом он делает все более мрачные прогнозы относительно будущего России, если она не сможет избавиться от энергетической зависимости. Однако пока эти призывы имели мало практических результатов. По официальным оценкам, в настоящее время на долю нефти и газа приходится около 25% ВВП (против 20% в 2000 г.), на доля энергоносителей в экспорте товаров составляет около двух третей.

Достижение высоких показателей в области инноваций обычно считается ключевым элементом диверсификации. Сравнение показателей научно-технического прогресса и инновационной деятельности в странах БРИК показывает, что Россия имеет крупный исследовательский и экспериментальный комплекс и несет относительно высокие расходы на исследования и разработки. Однако эти инновационные ресурсы, как и в советский период, в высшей степени непродуктивны с точки зрения результатов инновационной деятельности, таких как запатентованные изобретения. Россия производит лишь скромную долю мировой конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Ограниченное число высших учебных заведений с высоким международным рейтингом также ставит под сомнение общепринятую точку зрения о высоком качестве российской системы образования. Вероятно, наиболее примечательным является тот факт, что, если 20 лет назад Россия была мощной научной державой, в которой выполнялся больший объем исследований, чем в других странах БРИК вместе взятых, то теперь темпы роста выхода научной продукции очень медленны, и в настоящее каждая из стран БРИК по отдельности в год публикует больше рецензируемых научных статей, чем Россия.

Последние инициативы правительства, направленные на поощрение инновационной деятельности, предполагают создание инфраструктуры для привлечения внутренних и иностранных инвестиций в исследования и разработки, а также различные налоговые льготы для частных компаний, занимающихся НИОКР. Инициатива, объявленная Д.Медведевым, предусматривает создание инновационного центра в подмосковном Сколкове, который должен располагать высококачественным жильем, способным принять до 40 тыс. человек. Целью является привлечение к научно-исследовательским работам частных фирм и иностранных инвесторов. Руководителем российской части проекта стал олигарх В.Вексельберг, будет назначен и сопредседатель- иностранец. Ряд так называемых инновационных кластеров планируется создать в регионах; кроме того, будут приняты и другие меры.

Новый подход к инновационной деятельности в большей степени, чем в прошлом, рассчитан на участие частного сектора. Первоначальное финансирование со стороны государства в основном должно будет поощрять инициативы частного сектора. Такой подход отличается от ранее принимавшихся мер, таких, например, как создание в 2007 г. государственной корпорации нанотехнологий (РОСНАНО). Другой из недавних сходных инициатив является предложение пакета помощи в размере 13 млрд. р. (441 млн. долл.) малому и среднему бизнесу. Пакет будет включать кредиты высокотехнологичным компаниям, поддержку экспорта высокотехнологичной продукции и временное освобождение от уплаты налогов для компаний, занимающихся повышением энергоэффективности.

Создание более инновационной, предпринимательской экономики, вероятно, потребует большей конкуренции, лучшей защиты прав собственности и менее хищнического поведения государства. Возможно, потребуется и большая политическая конкуренция. Однако все это неприемлемо для большинства в правящей элите. Многие местные наблюдатели циничны: они утверждают, что модернизационная программа будет сведена к государственной программе инвестирования, и на практике это будет означать, что миллиарды долларов получат компании, которые находятся под контролем друзей членов правительства.

Широкая общественность, по-видимому, также настроена скептически. Согласно недавнему опросу Левада-Центра, треть россиян считают, что модернизационные усилия потерпят неудачу и выделенные правительством деньги будут украдены. Только 23% полагают, что главенство закона и конкурентная политическая система являются залогом достижения модернизации; 37% главными задачами считают обновление устаревшего промышленного оборудования и импорт технологий с Запада.

Ожидается, что приватизационная программа 2010 г. принесет доход около 77 млрд. р., при этом более двух третей поступит от приватизации 14 предприятий, классифицируемые правительством как «стратегические», которые первоначально были исключены из программы приватизации. Они включают несколько морских портов, крупнейшую судоходную компанию страны «Совкомфлот», другие государственные активы. Согласно предложениям Министерства экономического развития, которые, как ожидается, будут приняты правительством, число компаний, которые до сих пор считались не подлежащими приватизации и были включены в список стратегических компаний, будет сокращено с 441 до 200. Исключение более 200 компаний из списка «стратегических» придаст значительный импульс приватизации в течение ближайших нескольких лет. При этом основным мотивом таких предложений является необходимость увеличения бюджетных доходов, а не уменьшение роли государства в экономике. В большинстве случаев в руках государства будет оставаться контрольный пакет акций.

Экономические показатели. В первые месяцы года экономические показатели были неоднозначными. Некоторые индикаторы указывали на оживление. Официально рост реального ВВП в январе-феврале 2010 г. оценивался на уровне 4,5% в годовом исчислении, отображая главным образом продолжавшийся рост промышленного производства, составивший за первые два месяца года 4,9% в годовом исчислении.

Железнодорожные перевозки, отражающие экономическую активность, за первый квартал увеличились на 12,7% в годовом исчислении. Другой индикатор общей экономической активности - потребление электроэнергии - возросло на 4,9% в марте и на 5,7% в феврале. Добыча нефти в марте увеличилась на 0,4% в месячном исчислении и на 3,3% в годовом исчислении, достигнув рекордного постсоветского уровня 10,12 млн. баррелей/сут. В марте резко увеличились темпы продажи легковых автомобилей, главным образом благодаря финансируемой правительством программе утилизации старых автомобилей, реализация которой началась 8 марта. В марте продажи автомобилей сократились лишь на 7,0% в годовом исчислении против снижения на 32% в феврале и на 37% в январе.

Однако не все показатели демонстрируют положительную динамику. Строительный сектор испытывает спад, который в январе-феврале составил 10% в годовом исчислении. За тот же период инвестиционные расходы снизились на 8,0%. В основе роста некоторых агрегированных показателей также лежала очень низкая база начала 2009 г. В принципе помесячные изменения в оценочных, скорректированных с учетом сезонных колебаний данных должны обеспечивать более точное определение тенденций, хотя такие оценки не всегда надежны. Согласно оценкам Министерства экономического развития, скорректированный с учетом сезонных колебаний реальный ВВП в феврале снизился на 0,9% в месячном исчислении, а в январе вырос на 0,3%, В феврале было зарегистрировано соответствующее снижение и большинства других ключевых индикаторов.

Инвестиционные расходы в секторе предприятий по-прежнему сдерживались отсутствием кредитов. По данным Центробанка, средняя процентная ставка по кредитам нефинансовому сектору упала до уровня ниже 14%, однако, согласно исследованию ИЭПП, по новым кредитам промышленным предприятиям, возможно, придется соглашаться на минимальные процентные ставки на уровне 15,5-16,5%. Около трети промышленных предприятий все еще сообщают об ограниченном доступе к банковским кредитам. Однако перспективы для инвестиций за счет собственных ресурсов компаний, по-видимому, улучшились наряду с повышением их доходов. По данным Росстата, в январе 2009 г. чистая прибыль корпоративного сектора составила 462 млрд. р. по сравнению с чистым убытком в 184 млрд. р. годом ранее.

В проведенном в марте ВТБ и ИЭПП исследовании промышленного оптимизма указывается на отсутствие признаков для ожидания более сильного роста.

В феврале 2010 г. объем розничных продаж с учетом сезонных колебаний снизился, хотя в первые два месяца года все еще наблюдался умеренный рост. Рост розничных продаж и личного потребления, вероятно, остается критически важным для экономического восстановления. Краткосрочный прогноз относительно роста личного потребления по-прежнему не очень оптимистичный, несмотря на недавнее повышение пенсий и некоторый рост реальной заработной платы. Негативное влияние на прогноз по личному потреблению оказывают жесткие условия кредитования, в том числе потребительского. Согласно ЦБ РФ, в конце февраля доля проблемных потребительских кредитов в портфелях розничных кредитов банков превысила 7,0%.

Последние тенденции в области занятости были более благоприятными. В течение первых двух месяцев 2010 г., впервые после начала кризиса наблюдался небольшой чистый рост занятости (включая работу неполный рабочий день). Хотя уровень безработицы снизился с 9,2% в январе до 8,6% в феврале, он все еще был высоким и не способствовал быстрому восстановлению потребительского доверия. Всемирный банк недавно указал на риски для выхода России из рецессии без создания новых рабочих мест, поскольку уровень занятости восстанавливается значительно медленнее, чем ВВП.

В.И.Вершинин

Economist Intelligence Unit. - 2010. - June. - P. 5-42.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации