Разработка БПЛАISR в Великобритании

ВИНИТИ № 01/2011

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

ВИНИТИ № 01/2011

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

Научный редактор -ст.н.с. Е.В.Фомичева

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия:

Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е. В. Похвалина, Н. И. Субчев, В.С.Федина

СИСТЕМЫ, АППАРАТУРА И НОСИТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАЗВЕДКИ

Разработка БПЛАISR в Великобритании

Журнал Aviation Week & Space Technology информирует о том, что Министерство обороны (МО) Великобритании продвигается вперед в области оснащения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) аппаратурой разведки и наблюдения.

В опубликованной статье D.Barrie сообщается, что МО Великобритании планировало завершить разработку средневысотного, большой продолжительности полета (Medium-Altitude, Long-Endurance - MALE) БПЛА в третьем квартале 2010 г. в связи с открывшимся финансированием этого этапа по недавно утвержденной программе.

Разрешение на проведение этапа оценки оперативной беспилотной авиационной системы (БПАС) и связанного с этим финансирования появилось также во избежание образования потенциальной бреши в финансировании разработки основного претендента на требования - БПЛА Mantis компании BAE Systems.

Оперативная БПАС предназначена для обеспечения длительного наблюдения, разведки, сбора и обработки разведывательных данных (Intelligence, Surveillance and Reconnaissance - ISR) с платформы, которая также способна доставлять оружие.

БПЛА Mantis, Talarion компании EADS и, вероятно, Predator С Avanger компании Genera! Atomics будут кандидатами на удовлетворение требований МО, в настоящее время находящих на этапе разработки концепции.

Первая стадия разработки БПЛА Mantis, финансируемая МО Великобритании и промышленностью, - так называемая Spiral 1, - в настоящее время близится к завершению. Начало этапа оценки оперативной БПАС задержалось по причине ожидания публикации ((Обзора по стратегической обороне», в котором должен был быть поднят вопрос о проблемах финансирования БПЛА Mantis, что связано с риском прерывания проекта, поскольку министерство перепроверяет всю программу закупок.

Начать этап оценки планировалось в третьем квартале 2010 г. при условии утверждения его со стороны министерства, как заявил официальный представитель МО Великобритании. БПЛА Mantis будет одним претендентом на этапе оценки, и нет никаких твердых обязательств относительно его будущего финансирования.

Некоторые промышленные источники говорят о том, что этап оценки боевой БПАС совсем недавно продвигался Советом по утверждению инвестиций министерства как часть плана Planning Round 10.

Кульминацией разработки БПЛА Mantis Spiral 1 была серия испытательных полетов в конце 2009 г., по единственному этапу программы БПЛА Mantis, финансирование которого было предварительно утверждено.

P.Drayson, министр, выступающий за реформу военных закупок, заявил, что «финансирование имеет место» для «сохранения темпов работ» по БПЛА Mantis, но подчеркнул также, что это должно быть отражено и в обзоре по обороне.

«Компания BAE Systems будет продолжать работать совместно с министерством, чтобы понять будущую направленность программы, часть которой включает в себя следующую планируемую спираль разработки», - сообщил руководитель компании. На так называемой стадии Spiral 2 должны быть разработаны, по крайней мере, первоначальные стандарты эксплуатации системы БПЛА Mantis.

Закупка сложных и ударных БПЛА также рассматривалась правительством как механизм возобновления взаимодействия с Францией в разработке усовершенствованных воздушных систем. Компании ВАЕ и Dassault уже ведут переговоры о возможности проведения совместных работ.

В марте 2010 г. БПЛА Mantis вернулся в Великобританию на борту самолета С-17 компании Boeing Военно-воздушных сил (ВВС) Великобритании с испытательного полигона Woomera в Австралии. На полигоне Woomera no части программы Spiral 1 было совершено около шести испытательных полетов, включая демонстрацию боевых задач.

Drayson, выступая 9 марта на предприятии Warton компании ВАЕ Systems, которое разрабатывало БПЛА Mantis, отметил: «БПЛА Mantis был сконструирован в Великобритании и сделан в Великобритании - это первый самолет, который был полностью под национальным контролем в течение 40 лет».

Основная проблема для министерства обороны, и в большей степени правительства, - обеспечить действующий суверенитет, в основе которого лежит сохранение возможностей военной технологии на национальном уровне. Drayson, являвшийся вдохновителем разработки стратегии оборонной промышленности в 2005 г., определил БПЛА и ударные БПАС как одну из таких областей.

«В то время пока БПЛА как и другие возможности обсуждаются в рамках «Оборонной промышленной стратегии 2» (Defense Industrial Strategy 2 - DIS 2), они начинают составлять потенциал оборонной промышленности и обеспечения безопасности Великобритании и олицетворяют сдвиг по направлению к использованию наиболее передовых достижений науки и техники для поддержания безопасности и обеспечения наших войск. Поэтому, думаю, Великобритания идет по пути ... проектирования БПЛА здесь и производства их здесь», - отмечает Drayson. Он же подтвердил, что по боевым БПАС «на этапе оценки может быть рассмотрен вопрос о совместной разработке и производстве».

Подобный боевому беспилотному воздушному средству Taranis, демонстрационный макет, проходящий наземные испытания на предприятии Warton компании ВАЕ, может стать предвестником англо-французского сотрудничества. Хотя наземные испытания начались позже запланированного срока, первый полет должен был состояться в 2010 году. Объединение элементов двигателя воздушного аппарата, включая малозаметные заборное и выхлопное устройства, может оказаться более сложным, чем ожидалось.

Э.В. Мордвинцев

Aviation Week & Space Technology. - 2010. - 15 March. -172, № 11. - P. 35.

Использование самолетов MC-12W для целей ISR

Журнал Jane's Defence Weekly пишет о том, что в апреле 2010 г. Военно-воздушные силы (ВВС) США начали оперативное использование самолетов сбора информации, наблюдения и разведки (Intelligence, Surveillance and Reconnaissance -ISR) MC-12W в южной части Афганистана.

В опубликованной заметке говорится, что первый специальный турбовинтовой самолет MC-12W, прибывший 29 марта на аэродром Кандагара, выполняет с 1 апреля боевые миссии, обеспечивая видовую информацию ISR в режиме реального времени в поддержку сил США и коалиционных государств.

Используемый 361-й экспедиционной разведывательной эскадрильей (Expeditionary Reconnaissance Squadron - ERS) 451-го экспедиционного авиакрыла самолет МС-12 в Кандагаре присоединился к тем самолетам, которые используются 4-й ERS с авиабазы Баграм в северной части Афганистана.

ВВС США не сообщили, сколько самолетов МС-12 планируется развернуть в южном Афганистане, информировав только о том, что «в будущем ожидается прибытие в Кандагар дополнительных самолетов и экипажей».

Эскадрилья, базирующаяся на авиабазе Баграм, прибыла в Афганистан в конце декабря 2009 г. и к настоящему времени выполнила более 300 вылетов в поддержку Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force -ISAF) в Афганистане, в его северной части.

Наряду с 361-й и 4-й эскадрильями ERS ВВС США имеют третью, 362-ю, ERS самолетов МС-12 на объединенной базе Балад в Ираке. После того как она стала оперативной в июне 2009 г., ее самолеты выполнили более 2 тыс. полетов.

В состав экипажа самолета МС-12 входят два пилота, оператор аппаратуры обнаружения и «криптологический оператор», а аналитики видовой информации наземной эксплуатационной ячейки ISR используют собранную самолетом информацию.

В апреле 2008 г. министр обороны США R.Gates создал оперативную группу ISR Task Force («Project Liberty») для обеспечения лучшей поддержки сухопутных сил Центрального командования (CENTCOM). Он утвердил также закупку 37 самолетов МС-12.

Самолет King Air 350 ER, на котором базируется МС-12, может совершать полеты продолжительностью более восьми часов и патрулировать или совершать полет с крейсерской скоростью 555 км/ч (300 уз.) на высоте 10 675 м (35 000 фут). Поднявшись с полной заправкой топливом и полезной нагрузкой, самолет может совершить полет на дальность 185,2 км (100 миль), выполнить разведывательную миссию на низкой высоте за 7 ч 20 мин, вернуться назад и осуществить посадку с запасом топлива на борту, достаточным на более чем 45 мин полета.

В.И.Вершинин

Jane's Defence Weekly. -2010. -21 April. - 47, № 16.-P. 12.

Самолет Gulfstream G550 в ВВС Израиля

Журнал Flight International пишет о трансформации Израилем реактивного самолета бизнес-класса Gulfstream G550 в систему дальнего радиолокационного обнаружения (Airborne Early Warning - AEW) и разведки электромагнитных сигналов (Electronic Intelligence - ELINT).

В статье A.Egozi говорится, что Военно-воздушные силы (ВВС) Израиля впервые обсуждали деятельность новой эскадрильи слежения за воздушным пространством, которая использует парк сильно модифицированных самолетов Gulfstream G-550 с авиабазы Nevatim на севере Израиля.

В настоящее время, действуя в качестве «глаз и ушей» сил обороны Израиля (Israeli defence forces - IDF) почти на ежесуточной основе, эскадрилья «Nachshon» работает под плотным покровом секретности, но корреспонденту журнала Flight International A.Egozi недавно довелось по приглашению посетить подразделение.

В течение многих лет ВВС Израиля использовали варианты транспортных самолетов, включая Douglas DC-3, IAI Arava и Boeing 707, в роли систем AEW и ELINT. Но, оказавшись перед более сложными угрозами, ВВС несколько лет назад решили модернизировать свои возможности. Планировалось создать нечто меньшее и менее дорогое, но со значительно большими возможностями, чем унаследованные системы. С учетом того, что некоторое оборудование не может быть закуплено на открытом рынке, были привлечены собственные передовые технологии и специалисты для разработки самых современных средств наблюдения за воздушным пространством.

Команды ВВС провели серию длительных встреч с инженерами компании IAI. Результатом стала программа разработки двух вариантов систем для решения специальных задач на основе самолета бизнес-класса G550. Выбор модели самолета определялся не внутренней комфортабельностью, а большой дальностью и высокой скоростью самолета.

Трансформация самолета G550 в средство ВВС была непростой задачей, но в настоящее время Израиль использует два адаптированных варианта: самолет AEW «Eitam» и самолет ELINT «Shavit». Оба оборудованы средствами, разработанными и изготовленными филиалом Elta Systems компании IAI, специализирующимся на средствах радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Вариант AEW Eitam оборудован многосенсорным комплексом EL/W-2085, в состав которого входят четыре радиолокатора с конформными антеннами, работающие в диапазонах L и S, а также средства коммуникационной и электронной поддержки, радио- и радиотехнической разведки, распознавания «свой-чужой», различные другие антенны, установленные на фюзеляже.

Обзорные данные, полученные бортовыми сенсорами, объединяются и непрерывно коррелируются, позволяя комплексу получать автоматическую ориентировку на поиск специфических целей с круговым охватом.

В радиолокаторе AEW используется четыре главные активные антенные решетки с электронным сканированием, обеспечивающие широкую зону обзора и мгновенную фокусировку на выбранных целях, представляющих интерес. Радиолокатор может быть нацелен в любом направлении в любой момент времени при управлении параметрами решеток через компьютер. В результате обзор боевой зоны или других зон, представляющих интерес, может осуществляться со значительно большим темпом сканирования.

В специальном режиме для маневрирующих и важных целей также используется высокий темп сканирования при оптимизации форм диаграммы направленности, с тем чтобы обеспечить показатели слежения и увеличить дальность обнаружения. Лучи опознавания направляются на специфические, индивидуальные и вновь обнаруженные цели, устраняя ложные тревоги. Начало слежения инициируется через 2,0-4,0 с.

Дальность полета самолета бизнес-класса G550 составляет 12 500 км (6 750 морских миль), продолжительность полета 11 ч, (ранее компания IAI заявляла, что Eitam может находиться в воздухе в течение 9 ч на высоте 12 500 м).

Внутрифюзеляжная обстановка модифицированного самолета G550 ВВС Израиля, одного из находящихся во вновь построенном ангаре в Nevatim, резко контрастирует с роскошью обычных G550. Теперь, оборудованный радиолокаторами и конформными антеннами на каждой стороне фюзеляжа, Eitam не имеет иллюминаторов. Шесть офицеров поста управления размещаются в хвостовой секции, позади небольшого буфера в центральной части фюзеляжа самолета.

Хотя самолет AEW привлекает наибольшее внимание, самолет ELINT Shavit также обеспечивает огромные возможности. Автору не было позволено подняться в этот самолет, который также заполнен различными сенсорами, но ему было сказано, что новое средство «полностью изменило возможности Израиля по формированию картины угроз с больших расстояний».

Как и Eitam, самолет ELINT оборудован комплексной системой самообороны, работающей в соответствии с известными угрозами, которые могут встретиться в ходе проведения операции. По словам командира эскадрильи, самолеты защищены очень хорошо.

Находящаяся в полной оперативной готовности эскадрилья Nachshon обеспечивает стратегические возможности, которые в прошлом были только в списке желаемых.

Компания IAI уже поставила первый самолет AEW G550 для инициирования экспортной поставки Сингапуру и рассматривает Индию в качестве заказчика такого типа самолета в ближайшей перспективе.

Согласно нижеприведенной таблице, ВВС Израиля в оперативном состоянии имеют пять самолетов AEW G550 и три ELINT G55; ВВС Сингапура - один AEW G550 и три самолета заказано:

Тип

В активе

Заказано

Израиль

G550 (AEW)

5

G550 (ELINT)

3

Сингапур

G550 (AEW)

1

3

(Источник: Flightglobal 's MiliCAS database).

В.И.Вершинин

Flight International. - 2010. - 23-29 March. -177,№ 5232. - P. 30, 31.

Состояние строительства БИЛА в Израиле

Журнал Flight International информирует о ситуации со строительством беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Израиле.

В опубликованной заметке говорится о том, что в связи с отказом компании Rafael от расширения своего присутствия на рынке беспилотных систем в Израиле остаются только три компании-изготовителя БПЛА - Elbit Systems, Israel Aerospace Industries (IAI) и Aeronautics; последняя является значительно меньшим конкурентом, чем первые две компании.

Программа БПЛА компании Rafael была заявкой на использование её опыта для вхождения на рынок, открывавшийся в связи с решением оборонных сил Израиля (Israeli Defence Force - IDF) оснастить пехотные подразделения небольшими тактическими беспилотными аппаратами. Компания Rafael объединилась с BlueBird Aero Systems, небольшой компанией - строителем беспилотников, которая конструировала планер, послуживший в дальнейшем для создания БПЛА Skylite-B. Компания Rafael внесла свой вклад в разработку полезных нагрузок и линий передачи данных.

В конечном итоге Сухопутные войска (СВ) Израиля выбрали в качестве беспилотной системы батальонного уровня БПЛА Skylark I LE - мини-беспилотник компании Elbit Systems, и вице-президент компании Rafae! L.Drori, занимающийся маркетингом, объявил, что компания уходит с этого рынка, поскольку не имеет преимуществ в беспилотных платформах и не намерена разрабатывать новые. Однако Drori информировал, что компания Rafael подписала соглашение о кооперации, предусматривающее поставку полезных нагрузок для различных беспилотных аппаратов, которые построены компанией Aeronautics.

Компания BlueBird Aero Systems будет продолжать маркетинг БПЛА SkyLite, особенно среди зарубежных клиентов. Президент компании R.Nadir сообщил, что беспилотник будет оборудоваться системой топливных элементов с жидким электролитом и полимерными мембранами, обеспечивающей полет в течение 7 ч.

Приводятся две впечатляющие цифры, которые подчеркивают трудности, испытываемые даже чисто технологически такой передовой компанией, как Rafael, при прорыве на рынок БПЛА: компания Elbit изготавливает беспилотники почти 20 лет, период активности IAI составляет 30 лет, в том числе в США и Европе.

В настоящее время компания Elbit обеспечивает оборонные силы Израиля. Зарубежный успех представлен БПЛА Hermes 450, который является основой программы Watchkeeper CB Великобритании.

Для компании IAI беспилотные аппараты являются главной продукцией, и ее средневысотный, большой продолжительности полета (Medium-Altitude, Long-Endurance - MALE) БПЛА Heron выбран зарубежными заказчиками, включая Германию, Австралию и Турцию.

Компания Aeronautics также достигла значительных результатов в рамках своих основных программ конверсии самолета Diamond DA42 и вертолета Dynali H2S в беспилотные платформы.

Компания Rafael не является единственным «тяжеловесом», отказавшимся от БПЛА. В 2005 г. компания Israel Military Industries (TM1) объявила о намерении войти в рынок с самолетами и вертолетными системами. В то время компания IMI заявляла, что ее возможности по конструированию систем подкрепляли ее решение о вхождении в рынок беспилотников, и начальное усилие, как и компании Rafael, было связано с тендером на беспилотную систему батальонного уровня. Результатом был композитный, электрический беспилотник Rainbow, с размахом крыла 3,2 м, длиной фюзеляжа 1,4 м, максимальной взлетной массой 6,0 кг.

Компания IMI была известна как изготовитель ложных целей воздушного пуска I-TALD, которые с 1996 г. поставлялись Военно-морским силам (ВМС) США и другим странам. Цель I-TALD оборудована турбовентиляторным двигателем Teledyne САЕ-312 и запускается с истребителя. При превосходной маневренности, с гибким программированием 35-минутного полета и профилем полета, базирующимся на сигналах системы GPS, ложная цель I-TALD появляется на радиолокационных системах противника как истребитель, отводя на себя противосамолетные управляемые ракеты, отвлекая деятельность противника от истребителя.

В 2000 г. компания IMI продолжала разрабатывать модульную оружейную систему дальнего действия, но отсутствие интереса со стороны оборонных сил Израиля привело к прекращению программы в 2004 г.

Прекращение последовало после успешного испытательного пуска с истребителя Boeing F-15 ВВС Израиля, при котором планирующий БПЛА длиной 3,97 м достиг максимальной дальности в 120 км, совершил навигационный полет к назначенной цели и сбросил инерациальные суббоеприпасы.

По словам T.lnbar, руководителя космических исследований в израильском Институте авиационных и космических стратегических исследований имени братьев Фишер, тот факт, что компании Rafael и 1MI практически покинули рынок БПЛА, свидетельствует о следующем: делать беспилотники весьма успешным бизнесом могут только компании с более широким масштабом деятельности в области БПЛА, охватывающей, помимо основного направления, полезные нагрузки, системы C4ISR (Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance) и т.д., - такие, как IAI и Elbit Systems. Только на внутреннем рынке окупаемость усилий этих компаний обещает быть весьма значительной.

Ожидается, что через 10-15 лет более трети платформ ВВС Израиля будут беспилотными.

В.И.Вершинин

Flight International. - 2010. -1 February. -177, № 5224. - P. 34.

О возможностях высокоскоростного вертолета А160Т Hummingbird

Журнал Jane's International Defence Review информирует о возможностях высокоскоростного беспилотного вертолета компании Boeing A160T Hummingbird no транспортировке грузов, ведению разведки, наблюдения, рекогносцировки (Intelligence, Surveillance and Reconnaissance - ISR).

В статье M.Streetly говорится о том, что беспилотный летательный аппарат (БПЛА) А160Т Hummingbird длительное время продвигался в качестве сенсорной платформы, но в середине марта 2010 г. он показал себя и в роли грузоперевозчика, завершив демонстрационную доставку груза для Warfighting Labokatory Корпуса морской пехоты (КМП) США.

В ходе демонстрации беспилотник обеспечил доставку груза массой 1134 кг (на подвеске, за два вылета) на расстояние 140 км (75 миль) за шесть часов:

Гибкость использования вертолета-беспилотника в значительной мере обеспечивается его двигательной установкой. Вертолет оборудован турбовальным двигателем компании Pratt & Whitney Canada PW207D мощностью 426,5 кВт и легким четырехлопостным главным роторным винтом диаметром 11 м, обладающим высокой прочностью.

Мощность двигателя передается на главный ротор через двухскоростную трансмиссию, которая имеет муфты с электрическими активаторами и конструировалась, исходя из возможности изменения во время полета. Прочность и легкость этого решения дополняется запатентованным обеспечением оптимальной скорости вращения ротора (Optimum Speed Rotor - OSR) при постоянных оборотах двигателя (rpm), что позволяет оптимизировать скорость вращения ротора в соответствии с массой, высотой, дальностью, крейсерской скоростью и минимальной акустической сигнатурой. Компания Boeing утверждает, что уровень шума от А160Е в четыре раза ниже, чем у вертолета Bell 407.

Летные испытания. В июне 2007 г. БПЛА А160Е впервые поднялся в воздух, а уже в сентябре выполнил восьмичасовой рейс с грузом массой 454 кг, что было первым шагом в использовании этого беспилотника для восполнения запасов. В результате катастрофы, произошедшей в декабре того же года, были отложены летные испытания до конца марта 2008 г. Но беспилотник быстро вернулся в строй и, используя электронно-оптический/инфракрасный (ЭО/ИК) сенсор (как полагают, МХ-15D компании L-3 Wescam), в декабре 2008 г., в ходе операции Сухопутных войск (СВ) США C4ISR (Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance) On-The-Move Event, успешно продемонстрировал свою двухскоростную трансмиссию в полете. В мае 2009 г, последовало зависание без влияния земли на высоте 6100 м (20 тыс. фут), а через пять суток был установлен мировой рекорд по продолжительности полета для автономно управляемых беспилотников класса 500-2500 кг - 18 ч 41 мин 28 с.

Еще одним фактором, определяющим гибкость использования, является бортовая система электроснабжения, которая может быть в варианте постоянного тока с напряжением 28 В (примерно 5,5 кВт) или переменного тока с напряжением 27 В (примерно 11 кВт), обеспечивая мощностью несколько отсеков с полезными нагрузками.

Начиная с носовой части, первым является отсек главной полезной нагрузки для ЭО/ИК-сенсоров, индикатора движущихся наземных целей (Ground Moving-Target Indicator - GMTI), радиолокатора с синтезированной апертурой (SAR); вторым -первый отсек в нижней части фюзеляжа - еще для одного комплекта ЭО/ИК-сенсоров; третьим - второй отсек в нижней части фюзеляжа - для систем обработки или авионики; четвертым - отсек в хвостовом лонжероне - для легких систем GMTI/SAR, сигнальной разведки (SI) или LIDAR (Light Detection and Ranging).

Новые конструктивные особенности. БПЛА А160 имеет снимаемые крылышки с подвесами для восьми управляемых ракет и внешние подфюзеляжные подвески (hardpoints), включая управляемую шарнирную конструкцию с тросом, грузоподъемностью 454 кг при размещении груза в контейнере. Над ротором может размещаться стационарное укрытие (housing), в котором могут быть расположены ИК-сенсоры и спутниковое коммуникационное оборудование.

Все это пространство испытано (или будет) при размещении самых различных сенсоров, наиболее значимыми из которых являются радиолокаторы управления DARPA: радар с адаптивной комформальной решеткой с электронным сканированием AACER (Affordable Adaptive Conformal Electronic Scanning Radar); просматривающий через листву радиолокатор разведки, наблюдения, слежения и наведения - FORESTER (Foliage penetrationg Reconnaissance, Surveillance, Tracking and Engagement Radar); видовая автономная система разведки наземных целей компании BAE Systems -ARGUS-IS (Autonomous Real-time Ground Ubiquitous Surveillance Imaging System); радиолокатор компании Northrop Grumman для слежения за автомашинами и спешенными людьми - VADER (Vehicle and Dismount Exploitation Radar).

AACER - это недорогой демонстрационный образец радара, работающего на частоте диапазона «Ка» (26,5-40,0 Ггц), с электронными сканированием в режимах GMTI/SAR, масса которого 49,9 кг, обеспечивающего наблюдение, обнаружение в реальном режиме времени. Характеристики радара и платформы-носителя обеспечивают постоянное наблюдение наряду с широкополосной коммуникацией с использованием апертуры ESA (Electronically-Scanned Array). На борту БПЛА А160Т радиолокатор имеет внутренний электронный блок и активные антенные решетки с электронным сканированием - ESA, расположенные на левом и правом бортах беспилотника.

ARGUS-IS является электронно-оптическим сенсором широкозонального наблюдения, предназначенным для постоянного обнаружения и слежения за небольшими движущимися объектами (менее 0,25 м\ по утверждению компании BAE System, даже в городских условиях. Вся система включает в себя двухбазовую бортовую систему обработки (Airborne Processor System - APS) Pentium Core 2 и гигапиксельную сенсорную систему (Gygapixel Sensor System - GSS) и направляет собранные данные на наземный пункт обработки.

GSS имеет 60-градусное поле обзора и шестиосный стабилизированный карданный подвес с четырьмя телескопами, каждый из которых обслуживает 92 пятимегапиксельные решетки в фокальной плоскости (Focal-plane Array - FPA) с шагом пиксельной матрицы 2,2 мкм.

Эти камеры обеспечивают частоту 15 кадров/с и скорость передачи данных 424 Гбит/с, что позволяет «мозаицировать» («mosaiced») видео со всех 368 решеток FPA в режиме реального времени, создавать широкозональное изображение диаметром до 15 000 м в зависимости от высоты.

APS может выполнять ЮхЮ'2 (ЮТ) операций/с с индикацией GMT1 в режиме реального времени, позволяя пользователям создавать минимум 65 независимых видеоокон (VW) во всей «мозаике» для мониторинга специфических участков, представляющих интерес, и/или следить за движущимися целями. Видеоизображение в этих окнах передается с частотой кадров сенсора.

Сенсор ARGUS-IS прошел лишь начальные летные испытания на борту испытательного вертолета СВ США YEH-60. Проведение летных испытаний и демонстрации сенсора на борту А160Т планируются в начале 2011 г.

Радиолокатор FORESTER - это многоканальный сенсор, обеспечивающий беспилотнику инновационные возможности, используя комплекс, состоящий из работающего в диапазоне «Р» (225-390 МГц) в режимах проникновения сквозь листву FOPEN (Foliage Penetration) и GMTI/SAR, который способен следить за медленно движущимися, с низкими уровнями ЭОП через лиственное покрытие объектами и в свою очередь ориентировать подтверждающие сенсоры.

В начальной форме FORESTER вертолета А160Т имел массу около 272 кг, используя антенную решетку длиной 6,1-6,4 м, с механическим позиционированием и электронным сканированием. С высоты 6100 м (20 000 фут) - потолок А160Т составляет 9150 м (30 000 фут), - может просматриваться юна площадью 400 км , с темпом обновления изображения 20-80 с. Радиолокатор обеспечивает беспилотнику безопасную дальность (a stand-off range) до 48 000 м и разрешение 6 м для полосы шириной 5 000 м. Он может обнаруживать спешенных людей на расстояниях до 19 км и следить за автомашинами на расстояниях до 32 км.

Точное нацеливание. Такая функция требует почти зависания, что не позволяет ее рассматривать как потенциальную для традиционных беспилотников. БПЛА А160Т в период, охватывающий август-октябрь 2009 г., выполнил 20 испытательных полетов и налетал 53 ч. Самый долгий полет продолжался 5,8 ч, что было бы весьма утомительным для экипажа пилотируемой платформы.

В марте 2010 г. командование специальных операций (Special Operations Command - SOCOM) США спонсировало испытания беспилотника А160Т с радиолокатором FORESTER в своей зоне ответственности в период 2010-2011 гг. Планируемое развертывание в Афганистане БПЛА А160Т с радиолокатором VADER было отменено в пользу пилотируемой платформы, хотя в феврале 2010 г. рассматривали возможность принятия его на вооружение в третьем квартале текущего года.

VADER обеспечивает еще один представляющий интерес набор возможностей БПЛА А160Т в режимах GMTI/SAR ESA, связанный с борьбой против самодельных взрывных устройств (Improvised Explosive Device - IED), обнаружением спешенных людей и автомашин на больших расстояниях в любых погодных условиях, с получением видеоизображений высокого разрешения.

Согласно информации DARPA, радиолокатор может работать на относительно небольших дальностях и «высоких» рабочих (grazing) углах, поддерживая операции в городе. Он имеет «высокую» скорость пространственного сканирования, обеспечивая высокую точность позиционирования целей, и средства использования данных, позволяющие осуществлять «длительное» слежение за наземными автомашинами, обнаружение по когерентному изменению в режиме SAR, анализ характера движения, включая спешенных людей.

Эксплуатационный комплекс включает подсистему NetTrack управления DARPA, которая обеспечивает постоянное ведение разведки, наблюдения, слежения и нацеливания в отношении маневрирующих автомашин в сложной обстановке, и разделяет «передовые» радиолокационные характеристики (как взаимодействие сенсоров) между сетевыми бортовыми радиолокационными системами.

Производство БПЛА резко нарастает, и к концу марта 2010 г. было построено 19 вертолетов (семь А160 с поршневыми двигателями и 12 А160Т - с турбовальными). В число 12, как полагают, вошли семь вертолетов, обозначенных YMQ-18A, которые были закуплены SOCOM. Парк беспилотников А160 планируется довести до 21 ед.

В.И.Вершинин

Jane's International Defence Review. - 2010. - May. - № 43. - P. 32, 33.

Flight International. - 2010. - 23-29 March. -177, № 5232. - P. 8.

Jane's Defence Weekly. -2010.-24 March. - 47, № 12. - P. 10.

БПЛА Zephyr бьет рекорд по продолжительности полета

Еженедельное издание Flight International информирует о том, что компании QinetiQ удалась попытка побить рекорд продолжительности полета для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) - высотный, дальний (High-Altitude Long Endurance -HALE) БПЛА Zephyr произвел посадку, проведя в воздухе более 14 сут.

Как пишет автор статьи C.Hoyle, представители компании QinetiQ сообщили, что беспилотная воздушная система была запущена «с рук» 9 июля 2010 г. на испытательном полигоне Сухопутных войск США Юма, шт. Аризона, и, совершив полет, во время которого было установлено несколько рекордов по оперативным возможностям и высоте, осуществила приземление на том же полигоне.

Предыдущий официальный рекорд летательных систем был установлен БПЛА RQ-4 Global Hawk компании Northrop Grumman, продолжительность его полета составила 30 ч 24 мин. Необходимо отметить, что БПЛА Zephyr первого образца в 2008 г. совершил полет продолжительностью 82 ч 37 мин, но этот рекорд официально не был зарегистрирован.

Как отметил N.Salkeld, коммерческий директор британской группы технологических решений компании QinetiQ (UK Technology Solutions Group), эти полеты показали, что появилась возможность проводить экономически малозатратные полеты летательных аппаратов для осуществления наблюдения и обеспечения коммуникаций в течение недель или месяцев на высоте более 60 тыс. фут (более 18 000 м). Производство и использование таких БПЛА гораздо дешевле, чем традиционных летательных аппаратов и спутников.

БПЛА Zephyr в нынешней конфигурации имеет размах крыльев 22,5 м (78 фут), максимальную взлетную массу 50 кг (ПО фут) и оснащен полезной нагрузкой, включая системы связи, удовлетворяющей требованиям Министерства обороны Великобритании.

Н.И.Субчев

Flight International. - 2010. - 3-У August. - 178, № 5251. - P. 8.

О рекордном полете разведывательного БПЛА Zephyr 7

По сообщениям ряда информационных изданий, в июле 2010 г. опытный образец высотного разведывательного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Zephyr 7 выполнил непрерывный полет продолжительностью 14 сут (336 ч 21 мин) и совершил посадку на испытательном полигоне Армии США Юма, шт. Аризона. Этот результат является неофициальным мировым рекордом продолжительности полета как для беспилотных, так и для пилотируемых летательных аппаратов. Официальным он будет считаться поле утверждения указанных результатов Международной авиационной федерацией (FAI). До этого официальным мировым рекордом для пилотируемых аппаратов считается полет продолжительностью 9 сут (216 ч 3 мин 44 с), который был выполнен самолетом Rutan Model 76 Voyager в декабре 1986 г., а для беспилотных аппаратов - полет продолжительностью 30 ч 24 мин, выполненный БПЛА RQ-4A Global Hawk 22 марта 2001 г.

БПЛА Zephyr 7 разработан британской компанией QinetiQ no заданию Министерства обороны Великобритании и при участии Министерства обороны США в рамках совместной программы демонстрации возможностей современных технологий JCTD (Joint Capability Technology Demonstration).

Размах крыла беспилотника составляет 22,5 м; высота полета - более 18 300 м (во время одного из испытательных полетов была достигнута высота 21 561 м, что является абсолютным рекордом для БПЛА этой категории).

Zephyr 7 изготовлен из сверхлегкого углеродного волокна (carbon fiber), и его взлетная масса составляет немногим более 50 кг. Питание электродвигателей силовой установки БПЛА днем осуществляется с помощью установленных на поверхности крыла панелей солнечных батарей на основе аморфного кремния (amorphous silicon solar arrays) компании United Solar Ovonic, толщина которых не превышает толщины листа бумаги. В темное время суток используются заряжаемые днем сернисто-литиевые аккумуляторы, поставляемые компанией Sion Power Inc.

Заявленная разработчиками максимальная продолжительность полета серийного образца беспилотного аппарата составит три месяца. Использование в качестве источников электропитания солнечных батарей позволяет ему действовать в районах, расположенных между 40 град, северной и южной широты. Работоспособность аппарата сохраняется в диапазоне температур от +40°С на земле до -75°С на высоте полета. В отличие от пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, используемых в настоящее время, беспилотнику Zephyr 7 не требуется довольно часто возвращаться на базу для дозаправки или технического обслуживания. Это позволяет минимизировать систему материально-технического обеспечения и расширить оперативные возможности БПЛА, основным назначением которого в настоящее время считаются разведка, ретрансляция связи и передача данных. В перспективе Министерство обороны США планирует рассмотреть возможности его использования для дальней радиоэлектронной разведки.

В мае 2009 г. компания QinetiQ получила контракт от командования авиационных систем ВМС США на поставку в 2014 г. семи БПЛА Zephyr 7. Сумма контракта - 45 млн. долл.

А.А. Булдовский

Defense Industry Daily. - 2010. - 26 July.

Defense - Update. -2010.-24 August.

Flight International. - 2009. - 24 November.

Armada Compendium Drones. - 2010.

О разработке ударно-разведывательного БПЛА Phantom Ray

Ударно-разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Phantom Ray разрабатывается компанией Boeing Integrated Defense Systems на базе опытного образца беспилотника Х-45С в инициативном порядке в рамках программы создания единого ударного БПЛА J-UCAS (Joint-Unmanned Combat Air System).

Конструктивно Phantom Ray выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с использованием современных технологий малозаметности. Впервые он был показан 10 мая 2010 г. в г. Сент-Луис, шт. Миссури, где состоялось выкатывание построенного опытного образца на аэродром.

Опубликованные летно-технические характеристики БПЛА Phantom Ray сводятся к следующим: длина -Им; размах крыла - 15,2 м; максимальная взлетная масса -16 556 кг; максимальная масса полезной нагрузки - около 1 800 кг; силовая установка - двигатель F 404 - GE - 102D компании General Electric; максимальная скорость полета - 1 010 км/ ч; крейсерская скорость - 988 км/ч; дальность действия - 2 414 км; практический потолок - 12 192 м.

По состоянию на ноябрь 2010 г. планом дальнейших работ предусматривалось проведение рулежных испытаний БПЛА на малых и больших скоростях и следующих за ними летных испытаний.

Рулежные испытания на малых скоростях проводились в г. Сент-Луис на аэродроме международного аэропорта Lambert и успешно закончились 18 ноября 2010 г.. В процессе этих испытаний беспилотник принимал команды наземной станции управления, в соответствии с которыми выполнил несколько пробежек по взлетно-посадочной полосе.

Дальнейшие испытания будут проводиться в Летно-испытательном центре им. Драйдена (DFRC), расположенного на авиабазе ВВС США Эдварде, шт. Калифорния, куда БПЛА Phantom Ray был доставлен 13 декабря 2010 г. Для доставки был использован самолет Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), Boeing 747, оборудованный для транспортировки космических кораблей многоразового использования. В этом центре будут проведены рулежные испытания на больших скоростях, а также подготовка к летным испытаниям, на которые отводится шесть месяцев. За это время планируется выполнить 10 испытательных полетов, в ходе которых отработать такие задачи, как наблюдение, разведка, подавление системы ПВО противника, активное радиоэлектронное подавление, поиск и уничтожение целей (seek-and-destroy) и автономная дозаправка топливом в воздухе. Первый испытательный полет планируется выполнить в январе 2011 г.

А.А. Булдовский

Flight International. - 2009. - 22 November; 16 December.

Armada Compendium Drones. - 2010.

Информационные материалы компании Boeing Integrated Defense Systems.

Перспективы развития рынка БПЛА

Журнал Aviation Week & Space Technology информирует о том, что рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) претерпел кардинальную трансформацию за последние восемь лет: изменений произошло больше, чем за предыдущие десятилетия. Террористические атаки 11 сентября 2001 г. и последовавшая война против терроризма, инициированная США и союзниками, быстро запустили программы беспилотников и поставили их в центр внимания, что наблюдается до сих пор. До этих событий спрос на беспилотные авиационные системы (БПАС) оставался относительно низким.

В опубликованной статье далее говорится о том, что в настоящее время данный сектор далеко продвинулся и что беспилотники открыли ряд возможностей для использования военными США и других стран. БПЛА могут выполнять операции, связанные с пополнением запасов подразделений Вооруженных сил (ВС) США, действующих в Афганистане. США могут быстро поставить в войска новые грузовые беспилотные вертолеты (Cargo-Hauling Unmanned Helicopter - CHUH), чтобы исключить зависимость материального обеспечения передовых баз в Афганистане от необходимости преодолевать труднопроходимую местность в условиях недостаточности хороших дорог. Кроме США вопрос закупки таких систем рассматривается Израилем.

Когда-то США имели на вооружении лишь несколько сотен беспилотников, налет которых составлял около 1000 ч в год. Теперь парк БПЛА Министерства обороны (МО) США исчисляется тысячами, и в 2009 г. общий налет составлял более 600 000 ч.

В течение следующего десятилетия будет построено более 9000 аппаратов, производственная стоимость беспилотников составит 17,9 млрд. долл. Из этой суммы 3,7 млрд. будет приходится на наземные станции управления и 7,4 млрд. долл. - на полезные нагрузки беспилотников. Еще 20,9 млрд. долл. пойдут на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

США превзойдут по расходам на программы БПЛА все остальные страны мира вместе взятые, наибольшая доля контрактов МО США придется на такие компании, как Northrop Grumman и General Atomics. С точки зрения стоимости, компания Northrop Grumman получит большую часть за поставки дорогостоящих БПЛА RQ-4 Global Hawk, компания General Atomics является главным подрядчиком по БПЛА MQ-1B Predator, MQ-9 Reaper и MQ-1C Sky Warrier.

Тем временем интерес к БПЛА в Европе продолжает расти, хотя ее рынок беспилотников значительно меньше, чем в США. И все же Европа в равной степени настроена расширять свой парк БПЛА, несмотря на ограниченность финансовых ресурсов. Франция и Великобритания являются ведущими странами в Европе в области усилий, направленных на увеличение парка беспилотников. Обе страны давно используют БПЛА и наряду с Германией развернули беспилотные системы в Афганистане.

Франция выступает за то, чтобы европейские государства инициировали объединенные усилия по БПЛЛ. Пока что европейцы не смогли предпринять какое-либо совместное усилие, ведущее к этому производству.

Несмотря на малое число контрактов, в Европе имеется значительный спрос на БПЛА. Испания, Нидерланды, Италия, Польша, Финляндия, Швеция, Греция планируют разместить производственные заказы на беспилотные аппараты в течение следующих 10 лет.

Высокий спрос на БПЛА со стороны МО США в сочетании со способностью реализации многочисленных программ будет означать доминирование США на этом рынке. Однако экономический спад приводит к изменению данной ситуации.

Проблемой для БПЛА является мировая экономическая рецессия. Национальные оборонные бюджеты сокращаются, США, крупнейший заказчик беспилотников, планирует снижение оборонных расходов в течение следующих пяти лет. Военно-воздушные силы (ВВС) США планируют сократить расходы на 3,8% (на 24 млрд. долл.) в бюджетный период 2011-2015 гг., включая расходы на беспилотные программы. Количество закупаемых БПЛА Global Hawk будет уменьшено на восемь аппаратов, что составит экономию в 292 млн. долл.

Между тем уровень поддержки беспилотников МО США ставится под вопрос, особенно со стороны ВВС. Официально ВВС поддерживают беспилотные программы полностью, но могут проявлять нерешительность в отношении более широкого их р.пвертывания. Пилоты расценивают БПЛА как угрозу своим интересам, они рассматривают недавнее прекращение программы истребителя F-22 и то, что в 2009 г. было подготовлено больше персонала для управления беспилотниками, чем для полета на пилотируемых самолетах, как оправдание своих опасений.

Израиль также использует большой парк БПЛА. Самое большое развертывание было в ходе операции «Cast Lead» в секторе Газа в декабре 2008 г. - январе 2009 г. В операции участвовало более тысячи беспилотных аппаратов. Наряду с БПЛА Searcher и другими аппаратами большой продолжительности полета Израиль использовал большое количество портативных БПЛА в ходе наступления.

После окончания операции Израиль продолжал использовать свои БПЛА. Беспилотные аппараты ВВС Израиля стали самым активно используемым средством, выполняя около трети задач ВВС; несколько беспилотников постоянно барражируют в небе Израиля.

ВВС планируют придать своим БПЛА большую оперативную роль. Официальные лица Израиля полагают, что к 2030 г. половина из всех самолетов, используемых силами обороны (Israel Defense Forces - IDF), будут беспилотными. ВВС Израиля информируют, что ряд задач уже трансформированы из пилотируемых в беспилотные.

Япония внедряет новые системы и намерена приобрести высотные БПЛА большой продолжительности полета (High-Altitude Long-Endurance - HALE) типа Global Hawk.

Возможность закупки рассматривают и другие государства, включая Южную Корею, Индию, Малайзию, Сингапур, Тайвань, Индонезию.

Одновременно число стран, занятых в исследовательских и закупочных программах, продолжает расти. В 2007 г. Объединенные Арабские Эмираты создали компанию Abu Dhabi UAV Investment Co. для ведения работ по БПЛА. Компания, известная с 2009 г. как Abu Dhabi Autonomous Systems Investment (ADASI), сотрудничает с несколькими международными компаниями и надеется на существенные экспортные поставки. Все больше государств осознают, что БПЛА способны сохранять жизни и делать вооруженные силы более эффективными.

В дополнение к военному спросу, растет спрос и на гражданские и коммерческие БПЛА, хотя более медленными темпами. Гражданский рыночный сегмент беспилотных аппаратов охватывает невоенные правительстаенные организации, такие как пограничные и полицейские структуры. Коммерческий сегмент рынка БПЛА образуют беспилотные системы, используемые неправительственными организациями, включая частные компании.

Однако в настоящее время рынок гражданских БПЛА остается ограниченным, поскольку их полет за пределами строго контролируемого военного воздушного пространства является проблемой. Эти БПЛА не оборудованы системами избежания столкновения с другими пилотируемыми и беспилотными самолетами, и этот недостаток сдерживал рост рыночного сегмента гражданских и коммерческих БПЛА. В США и Европе работают над безопасным интегрированием БПЛА в национальные воздушные пространства. Однако в ближайшей перспективе эти рыночные сегменты будут оставаться значительно меньшими, чем соответствующие им военные.

Тем временем, операция «Iraqi Freedom» и ее аналог в Афганистане привели к большему вниманию к беспилотным аппаратам, чем 30-летнее лоббирование их сторонников. Боевые успехи против повстанцев в Ираке и Афганистане побудили военных к значительному инвестированию в беспилотные программы как никогда прежде (спрос в США почти превышает предложение). И все же пока беспилотные системы получают лишь какую-то долю от расходов на закупки пилотируемых боевых самолетов и тактических управляемых ракет.

Ситуация с финансированием этих систем в период текущего сокращения военных бюджетов будет индикативной в отношении их поддержки по сравнению с традиционными вооружениями. Судьба рынка будет в значительной мере зависеть от обязательств стран-участниц (учитывая годы, которые потребовались для признания ценности беспилотных систем). Развитие будет медленным, но устойчивым. Несмотря на растущий интерес к беспилотным системам, их рынок в целом все еще находится на стадии формирования.

В таблице ниже представлены основные производители беспилотных систем и доля их участия на рынке БПЛА:

Основные производители БПЛА

Доля на рынке, %

Northrop Grumman (Global Hawk)

38,65

General Atomics (Predator)

21,22

AAI (Shadow)

3,37

Thales (WK450)

1,84

Israel Aerospace Industries (Heron)

1,22

All other

33,7

(Источник: Forecast International).

В.И.Вершинин

Aviation Week & Space Technology. - 2010. - 25 January. - 172, № 4. - P.60, 62.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации