Дисциплина и дисциплинированность воина

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1986, стр. 30-38

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Дисциплина и дисциплинированность воина

Полковник М. И. ДЬЯЧЕНКО,

доктор психологических наук, профессор

ДЛЯ осуществления намеченной XXVII съездом КПСС стратегии ускорения социально-экономического развития нашего общества необходима всемерная активизация человеческого фактора. Неотложной задачей в современных условиях партия считает укрепление дисциплины и порядка, повышение ответственности и организованности, преодоление чуждых нашему образу жизни явлений (пьянства, тунеядства, хулиганства, бескультурья и др.). «Необходимо поднимать активность трудящихся, всех и каждого, в созидательной работе, в преодолении недостатков, злоупотреблений, любых болезненных явлений, отступлений от норм нашего права и морали». Все эти установки КПСС полностью относятся и к Вооруженным Силам, которые должны быть четким и слаженным организмом, иметь высокую организованность и дисциплину. В. И. Ленин считал, что «в армии необходима самая строгая дисциплина» (Полн. собр. соч., т. 38, с. 240). В новой редакции Программы КПСС дисциплина личного состава включена в боевой потенциал Советских Вооруженных Сил. И это не случайно. Только на ее основе могут быть обеспечены должная организованность войск, их постоянная готовность к выполнению боевых задач. «...Без дисциплины и организованности никто не может выиграть сражения» (Энгельс Ф. Избр. воен. произв.- М.: 1956, с. 459).

В связи с возрастанием значения воинской дисциплины усилились требования к развитию теории и совершенствованию практики ее укрепления. В статье генерала армии Е. Ф. Ивановского, посвященной укреплению воинской дисциплины, раскрываются сущность и характерные черты комплексного подхода к этой проблеме. В настоящей статье анализируется только одна сторона деятельности командиров, политработников, офицеров штабов - понимание и учет ими в воспитательной работе соотношения и связи дисциплины и дисциплинированности советских воинов.

Соблюдение определенных норм и правил поведения (нравственных, правовых, технических и т. д.) необходимо во всех областях общественной жизни. Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Соответственно выделяется трудовая, партийная, учебная, спортивная, воинская, техническая дисциплина и т. д. Применительно к сфере воинской деятельности дисциплина- это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами. В отличие от нее дисциплинированность - личностное образование, качество личности, которое включает в свою структуру сознательное отношение к воинской службе, знание уставов и присяги, своих обязанностей, умение управлять собой, навыки и привычки уставного поведения, его самооценку с точки зрения соответствия требованиям дисциплины, способность приводить свои силы и возможности в оптимальное состояние в интересах службы. Достаточная развитость и выраженность всех компонентов, их устойчивое единство - показатель высокого уровня дисциплинированности воина.

Таким образом, дисциплина (прежде всего обязательное выполнение порядка и правил) и дисциплинированность (качество личности) существенно различаются. Если первая является в основном внешним регулятором поведения воина, то вторая - внутренним. Вместе с тем они находятся в диалектическом единстве, которое проявляется в том, что дисциплинированность - это и внутреннее условие соблюдения дисциплины и в то же время ее результат: она тем выше и устойчивее, чем более последовательно, политически, психологически и педагогически обоснованно проводится работа по укреплению воинского порядка и дисциплины.

Воспитание советских воинов в духе требований воинской дисциплины ничего общего не имеет с муштрой, подавлением и нивелировкой личности, запугиванием, принуждением к механическому повиновению. Оно осуществляется прежде всего средствами политико-воспитательной работы, методом убеждения и имеет своей целью точное, строгое и вместе с тем сознательное выполнение требований воинских уставов.

Процесс формирования высокосознательной дисциплинированности существенно зависит от характера, темперамента, способностей, особенностей мышления и восприятия, уровня интеллекта, культуры, моральных качеств, склонностей, привычек, жизненного и служебного опыта личности воина. Без учета этого рассчитывать на успех индивидуальной воспитательной работы офицерам нельзя.

Начало дисциплинирования воинов - полное и точное соблюдение ими установленного порядка, уставная организация их деятельности. При этом нельзя ограничиваться внешней стороной дела и ослаблять воздействие на сознательность, понимание долга, взгляды воинов. В одном подразделении главное внимание сосредоточили на том, чтобы добиться пунктуального соблюдения личным составом распорядка дня. Много было затрачено усилий, но в целом ожидаемого сдвига в дисциплине не получилось, так как эта работа не сопровождалась целенаправленным воспитанием сознательного отношения к службе, разъяснением целесообразности распорядка дня.

Насаждая воинский порядок, требуя пунктуального выполнения служебных обязанностей, необходимо постоянно помнить указание В. И. Ленина о том, что убеждение должно предшествовать принуждению. «Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить» (Поли. собр. соч., т. 43, с. 54). Соратник В. И. Ленина, выдающийся советский полководец М. В. Фрунзе рекомендовал в работе по укреплению воинской дисциплины использовать прежде всего и больше всего методы убеждения, политического, морального и культурного воздействия, очень ответственно относиться к наложению дисциплинарных взысканий.

Дисциплинирование личности и коллектива происходит в процессе службы, выполнения учебно-боевых задач, всей деятельности воинов, на содержание и осуществление которой влияют командиры, политработники и коллективы.

Неправильно было бы представить формирование дисциплинированности в какой-то последовательности: сегодня воспитывается сознательное отношение к службе, а завтра прививаются навыки уставного поведения и т. д. Будучи взаимосвязанными, все структурные компоненты находятся в органическом единстве. Вместе с тем они развиваются неодинаково. В отличие от знаний, умений или навыков ответственное отношение к службе вырабатывается не так быстро и не так заметно. Оно является, как правило, результатом целеустремленного комплексного воздействия на воина в течение продолжительного времени.

Во всех случаях дисциплинированное поведение воина следует поддерживать, стимулировать, так как оно в известной мере динамично, поддается влиянию обстановки и зависит от психического состояния личности. Последнее в свою очередь обусловлено не только устойчивыми качествами воина, но и ситуацией, задачей, мнением коллектива, личным примером командира и т. д. Поэтому обеспечение высокой дисциплины и предупреждение проступков предполагают как воспитание устойчивой дисциплинированности личного состава, так и постоянное мобилизующее руководство его деятельностью, поддержание строгого воинского порядка, предупреждение всего того, что порождает неорганизованность, безответственность, бесконтрольность, конфликты.

Существенным является учет внутренних особенностей развития дисциплинированности воина. Речь идет прежде всего о противоречии между пониманием необходимости высокой дисциплины и трудностями, связанными с ее выполнением, а также между различными мотивами поведения, например коллективистскими и узколичностными, притязанием на общественное признание, авторитетное положение в коллективе и пониманием недостаточности заслуг для этого, приобретенными знаниями воинских уставов, наставлений и несовершенными действиями при их практической реализации и др. У воинов разных подразделений встречается противоречие между стремлением овладеть боевым мастерством, успешно нести службу и переживаниями, вызываемыми объемом задач и сложностью обязанностей. Осознание воином своих внутренних противоречий в свете общественно значимых целей, высоких идеалов, военно-политической обстановки - предпосылка такого их разрешения, которое способствует восходящему развитию его дисциплинированности.

Некоторые моменты дисциплинирования могут быть раскрыты путем сравнения поведения воинов в начале и конце службы. Для большинства молодых солдат основные трудности заключаются в выполнении требований, связанных с уставным порядком и нормами взаимоотношений военнослужащих. А воинов последних периодов службы иногда беспокоят неосуществленные притязания на лидерство (стремление как-то выделиться), появляется «демобилизационное» настроение, ослабевает восприимчивость к воспитательным воздействиям. Эти особенности учитываются командирами и политработниками как в воспитательной, так и организаторской работе: детально разъясняется молодым солдатам порядок воинской службы, оказывается им помощь в овладении военным делом; поручается опытным воинам поделиться своими знаниями, выполнять более сложные обязанности и задачи, разъясняется, что их долг - так вести себя, чтобы подготовка к увольнению и увольнение в запас не сказались отрицательно на боеготовности и дисциплине подразделения, части. Нельзя при этом не считаться с ожиданием воинами второго года службы общественного признания, одобрения и поощрения за свой ратный труд.

В развитии дисциплинированности воина большое место занимает работа над собой - деятельность, направленная вовнутрь (самопознание, самооценка, самоизменение, влияние на свои установки и отношение к действительности и т. д.). Расширяя свои знания о воинской дисциплине, вырабатывая новые навыки и умения уставного поведения, совершенстсуя волевые и другие качества, он тем самым повышает свою дисциплинированность. На основании сказанного можно выделить три взаимосвязанные группы социально-психологических условий укрепления воинской дисциплины, которые относятся: к солдатам и матросам, командирам (начальникам) всех степеней и к их совместной деятельности.

Со стороны солдат и матросов ими являются: сознательное и ответственное отношение к службе, понимание значимости дисциплины, недопустимости отклонений от требований общевоинских уставов; общественно-ценностные мотивы (чувство долга, коллективизма и др.) выполнения служебных обязанностей; целеустремленная познавательная и практическая деятельность в процессе занятий, повседневной службы и выполнения учебно-боевых задач; стремление к самодисци-плинированию; активное участие в соревновании и общественной работе.

Фактором, благоприятствующим усилению и реализации этих условий, является социальное, нравственное и военное значение дисциплины, которое связано с защитой и утверждением самых благородных и высоких коммунистических идеалов, поддержанием боеготовности, организованности и порядка в армии.

Многолетний опыт укрепления воинской дисциплины убедительно показывает, что, чем глубже воины усваивают нормы поведения, чем активнее действуют на занятиях, боевых стрельбах, учениях, тем интенсивнее у них формируется дисциплинированность.

Со стороны командиров (начальников): безупречная личная дисциплинированность, авторитет; четкое уяснение требований современной дисциплины, изучение и объективная оценка ее уровня в подразделении, части; планирование учебно-боевой деятельности воинов с расчетом на строгое и точное выполнение всех задач; морально-психологическая мобилизация и стимулирование личного состава, направленные на полную и своевременную реализацию программ и нормативов боевой подготовки; организация и анализ решения задач боевой и политической подготовки с учетом роли дисциплины и уровня развития дисциплинированности воинов; постоянное побуждение их к непрерывному совершенствованию знаний, навыков и умений, необходимых для эффективной индивидуальной и коллективной деятельности; повышение психолого-педагогической подготовленности; такт, близость к подчиненным, учет их индивидуальных и возрастных особенностей, общение на основе ответственности, принципиальности, доброжелательности, взаимопонимания; индивидуальная воспитательная работа по вопросам дисциплины.

Особо следует выделить роль личного примера офицера. Наша дисциплина, писал М. В. Фрунзе, базируется не на страхе наказания и голом принуждении, а на добровольном, сознательном исполнении каждым своего служебного долга, и первый пример такой дисциплины должен дать командный состав.

В укреплении дисциплины особую значимость имеет авторитет офицеров. Чем он выше, тем сильнее влияние командира, политработника, военного инженера, офицера штаба на дисциплину подчиненных. Авторитет каждого командира (начальника) зависит от того, как глубоко он осознал стратегию и тактику партии на современном этапе. Реализация партийной установки на максимальное сопряжение идейно-политического воспитания во всех его формах с жизнью предполагает единство слова и дела, максимальную нацеленность на достижение конкретных положительных результатов в работе с людьми. Не будет должного авторитета у офицера, если у него слово расходится с делом, если он призывает служить честно и добросовестно, а к своим обязанностям относится с прохладцей, выступает против пьянства, а сам не прочь выпить. В тех подразделениях, командиры которых отличаются знанием дела, культурой, эрудицией, общением с подчиненными на основе доброжелательности, ответственности, требовательности, солдаты и сержанты живут дружно, слаженно и эффективно действуют при выполнении учебно-боевых задач.

Для укрепления дисциплины необходимо как можно полнее использовать воспитательные возможности боевой и политической подготовки, партийно-политической работы, воинских коллективов, всей деятельности личного состава. Решающие предпосылки этого - сознательность и ответственность офицера, его нацеленность на улучшение стиля своей работы, преодоление того, что изжило себя, мешает укреплять' порядок, дисциплину, боеготовность. Чтобы успешно справляться со своими задачами, офицерским кадрам следует постоянно повышать свою теоретическую подготовку, расширять и углублять педагогические и психологические знания. «Только тот офицер в полном объеме выполнит возложенные на него ответственные обязанности, - указывает кандидат в члены Политбюро-ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, - кто овладел нелегким искусством политического и воинского воспитания, знает основы военной педагогики и психологии, методически грамотно организует занятия...».

Партия призывает кадры к психологической перестройке, что предполагает глубокое осознание огромного значения практических действий, которые, как подчеркивал на XXVII- съезде КПСС товарищ Горбачев М. С, только и могут двигать жизнь вперед, повышать эффективность труда. Нельзя разменивать организаторскую работу на словоблудие и говорильню на многочисленных заседаниях и совещаниях. Перестройка офицерских кадров в области укрепления дисциплины зависит от понимания роли личного примера, правильного подхода к дисциплинированию воинов, стремления к повседневному общению с людьми. Близость офицера к подчиненным - залог действенности его учебно-воспитательной работы.

«Связь с массами, близость к ним коммунистов-руководителей, - подчеркивает начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота генерал армии А. Д. Лизичев, - обеспечивают мобилизацию личного состава на всемерное повышение боевой готовности, боеспособности войск, укрепление дисциплины».

Для сближения командиров и подчиненных необходимо понимание ими классового и идейно-политического единства военнослужащих, всех граждан советского общества, общей цели защиты социалистического Отечества, норм коммунистической морали и общевоинских уставов. Важную роль в установлении непосредственного контакта командира с подчиненными играет общая ответственность за дисциплину, боевую выучку и боеготовность. Этому также благоприятствуют доброжелательность, общительность, личный пример командира, уважение подчиненных, умение учесть их индивидуальные особенности, человечность, культура общения, педагогическое мастерство.

Отдаляют командира от подчиненных формализм во взаимоотношениях, недоверие, чванство, грубость, необъективность, оскорбление достоинства, равнодушие, высокомерие, расхождение слова и дела. На XXVII съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев отмечал, что сегодня, как никогда, нужен «руководитель, тесно связанный с массами, идейно убежденный, инициативно мыслящий, деятельный...».

В совместной деятельности солдат и матросов, командиров (начальников) всех степеней условиями укрепления дисциплины и воспитания дисциплинированности являются: единство взглядов, установок, общая устремленность на полное и высококачественное выполнение задач боевой учебы и службы; строго уставные взаимоотношения, коллективизм, взаимопонимание и взаимоуважение; настрой на высокую дисциплину и воинский порядок.

Практическая реализация указанных социально-психологических условий укрепления дисциплины осуществляется командирами и политработниками на основе сочетания различных средств воздействия на подчиненных (убеждения, поощрения, личного примера, требовательности и т. д.) с организацией службы, использованием занятий по боевой и политической подготовке, всех форм партийно-политической работы.

Сегодня все более заметную роль в укреплении дисциплины и воспитании дисциплинированности играют воинские коллективы. Их мобилизация, как убеждает практика войск, на выполнение требований присяги и общевоинских уставов, создание общественного мнения, товарищеские и дружеские взаимоотношения, предупреждение конфликтов, здоровая морально-психологическая атмосфера помогают обеспечить непрерывность воспитательных воздействий, поддерживать дисциплину на высоком уровне. В тех подразделениях, где большинство проступков выносится на обсуждение общественности, видна тенденция к снижению числа даже мелких нарушений. Положительным результатам способствует и тот факт, что их политическое ядро составляют партийные и комсомольские организации. Как показывает опыт, без знания социально-политических и психологических процессов, отражающихся на всех сторонах деятельности воинского коллектива, невозможно укреплять дисциплину, изживать негативные явления. Например, изучая мнение коллектива по вопросам дисциплины, командир одного подразделения выявил, что отдельные подчиненные сочувствовали нарушителям, другие - склонны были поддержать их, а некоторые остались к ним равнодушны. Чтобы коллектив подразделения начал активно бороться за дисциплину, потребовалась немалая воспитательная и организаторская работа командира.

Укрепление дисциплины в подразделении, части, на корабле нередко связано с необходимостью предупреждения и преодоления так называемых неуставных взаимоотношений. Важно определить объем этого понятия, так как в их число некоторые офицеры и научные работники ошибочно включают 70-80 проц. всех нарушений воинской Дисциплины. При таком подходе практическая и теоретическая работа, направленная на преодоление неуставных взаимоотношений, не достигнет нужного результата.

Известно, что взаимоотношения - это различные формы деловых и личных, официальных и неофициальных прямых межличностных отношений. Это эмпирические, непосредственные отношения друг к другу, которые складываются в реальной жизни и проявляются в ходе взаимодействия и общения. Они содержат мысли, чувства, оценки, взаимооценки, внешние и внутренние реакции, вызванные восприятием друг друга, общением, контактом, взаимодействием. В культуре взаимоотношений военнослужащих воплощаются лучшие качества: идейность, политическая сознательность, человечность, благородство, жизненный опыт. Во всех случаях они должны строиться на основе принципов взаимного уважения, доброжелательности, взаимопомощи, ответственности, тактичности, требовательности и определяться нормами коммунистической морали и воинских уставов.

"Воинам, подающим пример во взаимоотношениях, присущи следующие черты: общительность, дружелюбие, отзывчивость, вдумчивость, самокритичность, общественная активность, готовность помочь товарищу, принципиальность в оценке нарушений дисциплины. Командиры и политработники в своей работе по укреплению дисциплины опираются на таких воинов, поддерживают их авторитет и популярность.

Правильно строить взаимоотношения - означает быть внимательным к сослуживцу, учитывать этическую и психологическую сторону своего поведения и поведения другого, выбирать уместные слова, быть сдержанным даже в конфликтной ситуации.

Противоположно строятся неуставные взаимоотношения. Они выражаются в проявлении неприязни, недоброжелательности, грубости, неуважении друг к другу, унижении личного достоинства, допущении нравственного и даже физического оскорбления. Эти явления подрывают сплоченность коллектива, его политико-моральное состояние и боеготовность, снижают результативность деятельности воинов при выполнении сложных задач. В психологических исследованиях доказано, что эффективное взаимодействие в обычной обстановке обеспечивается установлением служебных, чисто деловых взаимоотношений. В экстремальной обстановке общий успех в большей степени зависит от личных взаимоотношений, товарищества, дружбы. Поэтому неуставные взаимоотношения могут понизить боевые возможности подразделения при внезапном осложнении обстановки.

Как предупреждать и преодолевать неуставные взаимоотношения? Делясь опытом работы в этой области, ряд командиров отмечают, что они сначала беседуют с потерпевшим солдатом, затем с нарушителем (в чем причина, мотив его действий, знает ли он требования уставов, свои обязанности и т. д.). Большое внимание при этом придается разъяснению правовых документов и морально-политического вреда проступка. Затем принимается решение о мерах общественного, военно-правового и дисциплинарного воздействия. Все командиры единодушны в том, что примиренчество с такого рода нарушениями дисциплины и их укрывательство недопустимы, так как могут задерживать их изжитие, снижать политико-моральное состояние коллективов и воспитательную роль военной службы.

Представляют интерес результаты опросов, проведенных слушателями Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Командирам и политработникам ряда частей было предложено указать в анкете возможные причины неуставных взаимоотношений и факторы, предупреждающие их.

Такими причинами, по их мнению, являются: отрицательные черты личности, недостатки воспитания до армии, влияние нарушителей дисциплины, упущения в воспитательной работе и при комплектовании подразделений воинами различных годов службы, национальностей. Исключить неуставные взаимоотношения можно с помощью воспитания сознательности, индивидуальной работы, четкой организации службы, личного примера офицеров, коллективного обсуждения проступков, глубокого изучения всеми воинами уставных норм поведения, улучшения внутренней службы, взысканий за нарушения дисциплины, доведения законов об ответственности за хулиганство, словесное и физическое оскорбление. Многие офицеры особо выделяют такой резерв их предупреждения и преодоления, как подбор актива. По их словам, личность и поведение авторитетных военнослужащих во многом определяют отношения в коллективе, особенно молодых воинов к остальным. Ряд командиров считают, что, обеспечивая высокие ровные результаты в специальной подготовке всех подчиненных независимо от срока их призыва, можно более эффективно регулировать взаимоотношения в соответствии с уставными нормами.

Среди причин, вызывающих нездоровые взаимоотношения, наиболее трудно выявить, учесть и преодолеть те, которые обусловлены отрицательными чертами личности и реальными мотивами поведения военнослужащего. Например, в одной из частей понадобился всесторонний анализ грубых нарушений дисциплины, чтобы установить, что.главной их причиной является неуживчивость, зазнайство, высокомерие, пренебрежительное отношение к товарищам (более 50 проц. случаев). Иногда неуставное поведение в коллективе вызывается отрицательным психическим состоянием воина (стресс, подавленность, неудовлетворенность, беспокойство и т. п.), которое может быть порождено относительно независимым от него событием (неприятное известие из дома) или неудачей по службе, неуважением к его личности со стороны командира.

Результаты проведенных сотрудниками Института военной истории социологических исследований процессов, происходящих во взаимоотношениях между военнослужащими, позволяют обобщенно указать на то, что для солдат, допускающих неуставные взаимоотношения, характерны такие черты, как: стремление обойти трудности службы, замкнутость, вспыльчивость, эгоизм, пассивность, отсутствие авторитета среди сослуживцев. Для предупреждения и преодоления их необходимы различные меры воздействия: разъяснение воинам норм жизни в коллективе, привлечение к участию в общественной работе, усиление контроля за поведением вне строя, повышение требовательности, воспитание ответственности за все действия и слова, создание условий для положительного самоутверждения в коллективе. Учитывая, что в начале службы на молодых воинов основное влияние оказывают служебные официальные отношения, офицерскому составу надо соответственно строить с ними свое общение. Оно должно быть подчеркнуто деловым, четким, недвусмысленным. В процессе дальнейшей службы воинов происходят в силу формирующихся симпатий и антипатий, личностных предпочтений некоторые изменения во взаимоотношениях: вначале наиболее авторитетными были представители руководства, затем - неофициальные лидеры. Поэтому на них надо обращать особое внимание и добиваться, чтобы они помогали укреплять дисциплину, предупреждать неуставное поведение. Это, конечно, не означает ослабления заботы об авторитете и популярности официального актива, который играет решающую роль в коллективной жизни подразделения.

Принимаемые меры по преодолению неуставных взаимоотношений зависят от их причин. Если они кроются в отрицательных чертах личности воина, требуется длительная воспитательная работа, если же порождены противоречивой ситуацией, то могут быть применены оперативные меры (замечание, выговор, установление взаимопонимания в случае конфликта, требование извиниться и т. п.).

Обобщение опыта работы командиров и политработников по предупреждению и преодолению неуставных взаимоотношений между военнослужащими приводит к выводам о том, что главным здесь являются: организация глубокого изучения воинами уставных норм поведения; сплочение коллективов; воспитание товарищества и дружбы; формирование здорового общественного мнения по вопросам дисциплины, соблюдение военного этикета, отражение в наглядной агитации достигнутых успехов; обучение офицеров, прапорщиков, сержантов практике индивидуальной воспитательной работы; улучшение культурного досуга личного состава; учет национальных и других особенностей воинов при комплектовании расчетов, экипажей, взводов, рот, батарей; усиление контроля за поведением подчиненных в казарме; своевременное наложение дисциплинарных взысканий в зависимости от тяжести проступка; переписка или встречи с родителями.

Эффективность названных мер зависит от идейного уровня воспитательной работы в целом, усиления ее фактического воздействия на все категории военнослужащих. Увеличилась роль изучения и учета психологической структуры поведения воинов, особенностей отражения в их сознании конкретной обстановки, окружающей действительности. «Все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 308). Внешнее воздействие, чтобы перестроить поведение и психику воина, допускающего неуставное отношение к сослуживцам, должно «пройти через его голову», т. е. должно быть понятым, осмысленным, затронуть чувства, отношение к службе, коллективу, долгу. И меньше всего подходят для этого крик, наказание, принуждение, укрывательство проступков и т. п. Нужна прежде всего творческая, воспитательная работа, основанная на знаниях личности воина, коллектива. Очень важно, чтобы систематически, по единому плану, с широким участием командиров, политработников, офицеров военной юстиции, наиболее подготовленных прапорщиков и мичманов велась морально-этическая, психолого-педагогическая и правовая пропаганда. Улучшение воспитательной работы целесообразно связывать с организацией досуга личного состава, дальнейшим повышением культурного уровня воинов, их всесторонним развитием. Всем командирам и начальникам необходимо заботиться о хорошо устроенном быте военнослужащих, который также влияет на состояние дисциплины.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1986, с. 61.

Там же, с. 161.

Комплексный подход к проблеме дальнейшего укрепления воинской дисциплины.-Военная Мысль, 1986, Xs 7, с, 48-56.

Фрунзе М. В. Избранные произведения.- М: Воениздат, 1984, с. 497, 510.

Соколов С. Л. Ленинский стиль в работе военных кадров.- М.: Воениздат, 1983, с. 34.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 83.

Коммунист Вооруженных Сил, 1985, № 5, с. 11. .

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 84.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации