Комплексный подход к проблеме дальнейшего укрепления воинской дисциплины

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1986, стр.48-56

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Комплексный подход к проблеме дальнейшего укрепления воинской дисциплины

Генерал армии Е. Ф. ИВАНОВСКИЙ

КОМПЛЕКСНЫЙ подход к проблеме укрепления воинской дисциплины предполагает обеспечение единства всех направлений этой работы: идейно-политического, воинского, нравственного и правового воспитания личного состава; организации учебного процесса и службы войск; деятельности офицерского состава, младших командиров по обучению и воспитанию военнослужащих; усиление влияния на этот процесс партийных и комсомольских организаций, улучшение быта и отдыха воинов. Это - дело всех командиров и политработников, офицеров штабов, партийных и комсомольских организаций. Концентрация их совместных усилий под руководством командиров и политорганов способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, укреплению дисциплины и организованности.

Для всех военных кадров важнейшим направлением работы с людьми является воспитание у воинов четких марксистско-ленинских убеждений в правоте нашего дела, высокой политической бдительности, чувства любви к Родине, классовой ненависти к ее врагам, готовности в любую минуту встать на защиту завоеваний социализма. Именно идейно-политическое воспитание прежде всего формирует у военнослужащих научное мировоззрение, политическую сознательность, которые составляют фундамент нравственной позиции воина, его служебной и общественной активности. Этому в первую очередь способствуют марксистско-ленинская подготовка генералов и офицеров, политическая учеба прапорщиков, политические, занятия с солдатами и сержантами, которые призваны обеспечивать глубокое понимание военнослужащими огромной социальной значимости ратного труда, развивать у них ответственное отношение к выполнению своего воинского долга.

Армия и флот сегодня располагают мощным партийным потенциалом, всесторонне подготовленными командно-политическими кадрами. Политорганы являются в области партийно-политической работы руководящими партийными органами КПСС. Через них обеспечивается повседневное организующее и направляющее влияние партии на жизнь и деятельность Вооруженных Сил. XXVII съезд партии, ЦК КПСС требуют дальнейшего усиления партийной работы с личным составом армии и флота, ее перестройки в соответствии с новыми требованиями. Задачей огромной политической значимости является глубокое разъяснение воинам материалов XXVII съезда КПСС, стратегнческой линии партии на ускорение социально-экономического развития страны, мобилизация личного состава на претворение в жизнь исторических решений съезда. Непреходящее воспитательное значение имеет пропаганда достижений и преимуществ социализма, положений Конституции СССР, советских законов, военной присяги и уставов.

Командиры, политорганы, партийные организации в своей практической работе претворяют в жизнь требования партии о тесной связи идейно-политического воспитания личного состава с задачами, которые решают армия и флот. И здесь важно, чтобы все наши кадры не только отчетливо представляли содержание новых подходов к идейно-воспитательным проблемам, к вопросам коренного улучшения воинской дисциплины, повышения организованности и наведения уставного порядка, но и настойчиво избавлялись в своей работе от формализма, штампа, декларативности, изживали надоедливую назидательность, наполняли дыханием новой жизни призывы и лозунги.

Важнейшим рычагом дальнейшего укрепления воинской дисциплины является организация жизни и деятельности частей и подразделений в полном соответствии с требованиями уставов. Они вооружают каждого командира, политработника четкой программой действий в работе с личным составом. Велика и воспитательная роль уставов в формировании у военнослужащих верности воинскому долгу, военной присяге, исполнительности, чувства дружбы и войскового товарищества, патриотизма, пролетарского, социалистического интернационализма.

В уставах воплощен опыт воинской службы многих лет, они утверждены Президиумом Верховного Совета СССР и имеют силу государственного закона. Необходимо, чтобы каждый генерал, офицер, прапорщик и мичман, сержант и старшина, солдат и матрос глубоко осознал их значимость, понял объективную необходимость точного и безусловного выполнения, видел глубинный смысл известных, казалось бы, привычных положений. В конечном итоге все это - важнейшие условия высокой боевой готовности, безупречной организованности и дисциплины.

Главным методом поддержания высокого уровня сознательной воинской дисциплины является убеждение. Однако не исключается и метод принуждения к тем воинам, которые нерадиво относятся к выполнению своего долга, нарушают дисциплину.

Жизнь и деятельность воинских коллективов, ход боевой и политической подготовки, состояние воинской дисциплины со всей убедительностью подтверждают непреложную истину о том, что верный путь укрепления воинской дисциплины - обеспечение высокой требовательности. Важно не от случая к случаю, а повседневно добиваться от подчиненных точного выполнения уставов, приказов и распоряжений. Надо всегда помнить, что отсутствие требовательности порождает расхлябанность и безответственность. В. И. Ленин учил командные и политические кадры систематически проверять исполнение приказов и распоряжений и считал это главной задачей. Нельзя командовать, отмечал В. И. Ленин, не интересуясь, не умея следить за исполнением: «Если это общий наш грех, то в военном деле это прямо гибель» (Поли. собр. соч., т. 51, с. 50). Именно высокая постоянная требовательность вносит в службу и боевую учебу четкость и слаженность, сплачивает воинов в дружный коллектив, вырабатывает у них глубоко осознанное понимание необходимости быть исполнительными, безоговорочно подчиняться командирам и начальникам.

Высокая требовательность является важнейшей чертой ленинского стиля в работе, служебной обязанностью командно-политических кадров. Она приобретает особенно большую воспитательную силу, если исходит из интересов Советского государства, его надежной защиты, распространяется на всех без исключения военнослужащих.

Каждый генерал и адмирал, офицер, прапорщик и мичман, сержант и старшина должен быть образцом в исполнении служебного долга, высокой требовательности к себе и подчиненным. Только при этих условиях можно сплотить и обучить личный состав, который всегда будет готов к выполнению самой трудной задачи.

Осуществляя комплексный подход к проблеме дальнейшего укрепления воинской дисциплины, командиры, политорганы, партийные организации стремятся полнее сочетать идейно-политическое воспитание, поддержание строгого уставного порядка в частях и подразделениях с обучением личного состава. Этим у воинов вырабатываются сознательное отношение к ратному труду, стремление в совершенстве владеть оружием и боевой техникой, вносить наибольший личный вклад в дело повышения боевой готовности подразделения, части, корабля, глубоко осознанное понимание общности воинского труда с трудовыми свершениями советского народа. С удовлетворением видишь, какие реальные плоды в воспитании людей приносят целенаправленная работа по разъяснению личному составу социальной, государственной значимости воинского труда во имя защиты Родины, забота о повышении воспитательной роли занятий по боевой подготовке, войсковых учений, полетов, морских и океанских походов в формировании у воинов высоких морально-политических и боевых качеств, способности стойко преодолевать трудности армейской и флотской службы. «Партия и государство,- отмечает Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев,- стремились и стремятся к тому, чтобы советский воин - солдат и офицер,- неся свою нелегкую службу, всегда чувствовал заботу и внимание общества, чтобы наша армия была школой воспитания гражданской ответственности, мужества и патриотизма».

В формировании у воинов высокой организованности и дисциплинированности особая роль принадлежит процессу боевой подготовки войск и сил флота. Вывод этот, безусловно, не нов. Но, к сожалению, усилия некоторых командиров, политработников, партийных организаций в укреплении воинской дисциплины порой еще носят поверхностный, если можно так выразиться, декларативно-просветительный характер. Кое-где недостаточно полно используются огромные возможности, заложенные в самом характере боевой учебы. Ведь идейная убежденность, высокие морально-политические и боевые качества воинов формируются всем укладом жизни частей и кораблей, и прежде всего в ходе боевой и политической подготовки.

Создаваемая на полевых занятиях, учениях и в морских походах сложная, поучительная обстановка, включающая различные тактические ситуации, резкие изменения, неожиданные повороты в развитии «боя», способствует формированию у воинов гибкого тактического мышления, требует от них высокого напряжения физических и духовных сил, побуждает к смелым и решительным действиям, воспитывает четкую дисциплину, собранность, организованность при выполнении учебно-боевых задач, высокие морально-политические и боевые качества, взаимопомощь, слаженные действия экипажей, расчетов, подразделений, дружбу и войсковое товарищество.

Хорошо известно, что социалистическое соревнование в армии и на флоте стало неотъемлемой частью всего процесса боевой и политической подготовки. В практике соревнования особенно тесно переплетаются задачи боевого обучения и нравственного воспитания воинов. Именно здесь находятся порой еще недостаточно используемые огромные возможности соревнования, его действенного влияния на личный состав в процессе освоения боевой техники и вооружения, овладения воинским мастерством. Соревнование по конкретным задачам и нормативам, за звание лучшего отделения, экипажа, расчета, состязательный характер каждого занятия - в этом огромный резерв повышения качества боевой выучки личного состава, воспитания у воинов высоких морально-политических качеств, организованности и дисциплины.

По инициативе передовых воинских коллективов в видах Вооруженных Сил в нынешнем учебном году социалистическое соревнование в армии и на флоте развернулось под девизом «Решения XXVII съезда КПСС выполним, надежно защитим завоевания социализма!». Участвуя в нем, воины на деле проявляют свою личную заинтересованность в повышении боеспособности подразделений, частей и кораблей, в образцовом выполнении конституционного долга, выражают свою непосредственную причастность к выполнению исторических решений XXVII съезда КПСС.

Воинское воспитание, являясь по своей сути коммунистическим, формирует у военнослужащих высокие морально-боевые качества. Это - верность воинскому долгу, военной присяге, славным боевым традициям армии и флота, высокая бдительность, соблюдение воинской чести и достоинства, укрепление дружбы и войскового товарищества, верность боевому содружеству по оружию с воинами армий социалистических стран. Убедительным доказательством действенности воспитательной работы служит конкретное проявление личным составом таких качеств, как мужество, храбрость, умение стойко преодолеть все трудности воинской службы. Они всегда, когда того требуют интересы безопасности нашей страны, когда нужно помочь жертвам агрессии, предстают перед миром как бескорыстные и мужественные патриоты и интернационалисты. Именно такими людьми высокой отваги, верными интернациональному долгу предстали сегодня перед афганским народом советские воины.

Большое место в работе командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций занимает нравственное воспитание. Без преувеличения можно сказать, что оно пронизывает все стороны жизни воинов, их взаимоотношений в процессе учебы, выполнения учебно-боевых задач, общественных поручений, в часы досуга. Для советского воина служба в Вооруженных Силах является не только моральным долгом, но и важнейшей обязанностью, предусмотренной Основным Законом нашего государства. «Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР, - записано в Конституции СССР, - почетная обязанность советских граждан». В условиях армии и флота все содержание нравственного и правового воспитания пронизано конкретными положениями военной присяги и общевоинских уставов, в которых отражены и известные требования советских законов, и основополагающие принципы коммунистической морали.

Огромное значение в укреплении воинской дисциплины имеет опыт формирования здорового социально-нравственного климата в воинских коллективах. Правильные, уставные взаимоотношения между военнослужащими имеют место там, где совместными усилиями командиров, политработников, штаба, партийной и комсомольской организаций создается обстановка строгой взаимной взыскательности, требовательности, где у воинов воспитывается уважение к законам, порядку и организованности, где высокая требовательность сочетается с уважением личного достоинства военнослужащих, с проявлением повседневной заботы об их здоровье, нуждах и быте, где в подразделениях поддерживается должная духовная атмосфера, что способствует формированию у личного состава высоких морально-политических и боевых качеств. Чего порой еще недостает командирам, политработникам, партийным и комсомольским организациям в работе по сплочению воинских коллективов? Встречаются факты, когда в некоторых частях недостаточное внимание уделяют воспитанию воинов последнего года службы. Слабо используется индивидуальный подход, не всегда учитываются особенности, вытекающие из специфики военной службы в различных частях и подразделениях. Нередко из поля зрения выпадают военнослужащие, выполняющие те или иные задачи вне части, в отрыве от своих коллективов. А ведь как важно охватить воспитательным воздействием все категории личного состава, добиться такого положения, чтобы ни один воин, будь то солдат или сержант, прапорщик или офицер, не оставался вне политического влияния.

Положительно то, что в последние годы основная деятельность командиров, политработников, офицеров штабов, партийных активистов в политико-воспитательной работе перенесена в низовые воинские коллективы, т. е. сосредоточена там, где непосредственно решаются все вопросы жизни, учебы личного состава, укрепления дисциплины и правопорядка. Теперь не надо никого убеждать в том, что такой подход позволяет лучше изучать обстановку в роте, батарее, эскадрилье, знать людей, их запросы и настроения, действенным образом влиять на воспитание идейно убежденных, политически сознательных защитников Родины.

Свою работу по укреплению воинской дисциплины командиры, политорганы, партийные организации, безусловно, не могут сводить лишь к проведению собраний, различного рода совещаний, инструктажей. Нельзя разменивать конкретную организаторскую работу на многочисленные словопрения. На успех в воспитании людей, в борьбе за высокую дисциплину может рассчитывать лишь тот командир, политработник, который целеустремленно, без перерывов ведет организаторскую работу, словом и делом оказывает влияние на подчиненных. Вырабатывая такой стиль в деятельности кадров, важно добиваться их живой, неразрывной связи с людьми, действенной индивидуальной работы с ними. К сожалению, некоторые офицеры и генералы плохо знают своих подчиненных. Эти знания часто носят отрывочный, поверхностный характер, базируются лишь на анкетно-биографических данных солдата, офицера. Многим руководителям недостает порой настойчивости в том, чтобы воспитывать у каждого командира, политработника, других офицеров насущную потребность изучать людей посредством каждодневного наблюдения, анализа конкретных поступков подчиненных, их отношения к выполнению служебных обязанностей. Да и термин «индивидуальная, работа» иные воспитатели понимают лишь как мимолетную беседу с солдатом, матросом. Несомненно, такие беседы тоже необходимы. Но как важно командиру, политработнику знать, к примеру, состояние здоровья и настроение подчиненного, круг его интересов, отношение к ратному и общественному труду, оценку воином собственного поведения и многие другие вопросы, которые наилучшим образом помогут судить о конкретном человеке.

О высокой значимости индивидуальной работы как важнейшей форме воспитания говорилось на XXVII съезде КПСС. Подчеркивалось: нельзя сказать, что ей не уделяется внимания, но и в идеологической сфере серьезно мешает привычный «валовой» подход. И в нашей, армейской жизни - цифры здесь действительно впечатляют. Они характеризуют участие в воспитательной работе огромного числа штатных и нештатных пропагандистов, лекторов, агитаторов, других идеологических работников, широкий, как правило, стопроцентный охват воспитательным воздействием военнослужащих. Все это хорошо. Но не теряется ли в таком массовом «охвате» живой человек? И тот, кто самоотверженно выполняет свой воинский долг, является носителем высоких нравственных качеств, и тот, кто склонен к нарушению дисциплины, нуждаются в большем положительном влиянии. Потому для всех нас столь важен вывод XXVII съезда партии о максимальной конкретности в деле воспитания.

На наш взгляд, следует учитывать и особенности нынешней молодежи, которая призывается в Вооруженные Силы СССР. В армию и на флот идут служить юноши, обладающие высокой общеобразовательной подготовкой, технической грамотностью. Ныне среди личного состава 97 проц. лиц со средним и высшим образованием. Высоко развито у молодых воинов и чувство собственного достоинства. Но встречаются еще юноши, слабо подготовленные к преодолению трудностей воинской службы, которые, как правило, пасуют перед сложностями, неудачами, трудно входят в напряженный ритм воинской службы. Безусловно, в этом сказываются издержки в допризывной подготовке, воспитании в семье, школе. Какой вывод напрашивается для командиров, политработников? В первую очередь надо проявлять больше чуткости и внимания к молодым воинам, конкретнее заботиться об их солдатском становлении.

К сожалению, приходится еще нередко встречаться с фактами отрыва некоторых воспитателей от подчиненных. Не все офицеры достаточно подготовлены к тому, чтобы быть наставниками и воспитателями личного состава, не всегда до конца осознают всю значимость близости к людям, тесного и постоянного общения с подчиненными, необходимости личным примером показывать образцы несения службы.

Большая роль в реализации решений XXVII съезда партии, требований ЦК КПСС, Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота о дальнейшем укреплении воинской дисциплины принадлежит и офицерским кадрам. Являясь центральной фигурой воинских коллективов, они призваны руководить всей их жизнью и деятельностью, обучением и воспитанием личного состава. «Кадры, преданные делу партии, идущие в авангарде борьбы за проведение в жизнь ее политической линии, - отмечалось на XXVII съезде КПСС, - самое главное, самое драгоценное наше достояние».

Укрепление воинской дисциплины - это повседневная работа с конкретными людьми. Следует глубоко уяснить требование о том, что даже единичные, незначительные отступления от уставов, порядка и правил несения службы могут нанести ущерб выполнению задачи государственной важности. Нарушения уставных требований в отношениях между воинами могут неблагоприятно отражаться на сплочении воинских коллективов. Ведь не секрет, что в тех подразделениях, в которых не уделяется должного внимания вопросам укрепления дисциплины, неизбежны просчеты в боевой и политической подготовке личного состава, в состоянии боевой готовности. Важно добиваться обоснованного системного планирования мероприятий по укреплению воинской дисциплины, научно поставленного обучения командиров, политработников, партийного и комсомольского актива практике работы по воспитанию у личного состава высокой дисциплинированности.

Во многих соединениях и частях Сухопутных войск, как и в других видах Вооруженных Сил, сложилась оправдавшая себя система обучения кадров комплексному подходу к укреплению воинской дисциплины. Хорошо, например, зарекомендовали проводимые с офицерами научно-практические конференции и семинары по проблеме обучения и воспитания личного состава, показные занятия по организации боевой подготовки, быта и службы войск. Все это помогает командирам и политработникам умело использовать в работе по укреплению воинской дисциплины весь арсенал идейно-политической и организаторской деятельности.

Но приходится еще сталкиваться с таким фактом, когда отдельные командиры и начальники не проявляют необходимой заботы о качестве учебного процесса, его интенсификации, полном охвате учебой личного состава, повышении воспитательной роли каждого занятия. Некоторые политорганы, партийные организации порой еще не предъявляют к офицерам-коммунистам строгой требовательности за упущения по службе, за нежелание по-настоящему работать с людьми, не воспитывают у командиров, политработников, особенно в полковом, батальонном и ротном звеньях, взаимную взыскательность за конкретную отдачу труда, его конечный результат.

Надо сделать все для того, чтобы требования XXVII съезда партии, установки ЦК КПСС о новом подходе к решению практических задач, в том числе к укреплению воинской дисциплины, о близости к людям стали для всех наших кадров повседневным руководством к действию. А это предполагает критическую оценку состояния дел в каждом воинском коллективе, постоянный творческий поиск, умение опираться на рождающийся положительный опыт в воспитании воинов, вовремя поддерживать инициативу личного состава.

В успешном решении проблемы дальнейшего укрепления воинской дисциплины трудно переоценить роль прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин. Они являются первыми помощниками офицеров. Большинство из них своей требовательностью, повседневной заботой о поддержании в подразделениях твердого уставного порядка завоевали высокий авторитет в воинских коллективах. Где этой категории военнослужащих уделяется постоянное внимание, заботятся об их идейной закалке, учат практике работы с людьми, там прапорщики, мичманы, сержанты и старшины на деле являются ревностными поборниками воинской дисциплины, своей плодотворной работой способствуют укреплению порядка и организованности.

Как свидетельствует опыт, наиболее конкретных результатов в укреплении дисциплины добиваются те командиры, которые в своей работе умело опираются на партийные организации, постоянно направляют деятельность организаций ВЛКСМ. От их принципиальности, боевитости, деловитости прямо и непосредственно зависит активизация личного состава. Командиры, мобилизуя партийный и комсомольский актив на борьбу за твердый уставной порядок, крепкую дисциплину, за примерность коммунистов и комсомольцев, тем самым значительно расширяют круг форм, методов и средств влияния на личный состав.

Являясь политическим ядром воинских коллективов, партийные организации частей и кораблей, штабов, других органов управления многое делают для того, чтобы обеспечить авангардную роль и личную примерность каждого коммуниста в выполнении партийного и служебного долга, в соблюдении требований партийной и воинской дисциплины. К сожалению, удается это далеко не всем политорганам, парторганизациям. В решении проблемы комплексного подхода к вопросам дальнейшего укрепления воинской дисциплины мы имеем немалые издержки. Недостает еще кое-где поучительного анализа деятельности партийных организаций по обеспечению авангардной роли членов и кандидатов в члены КПСС, умения нацеливать их на перспективу в работе.

Важно сформировать у коммунистов, всех кадров новую психологию, новый подход к оценке своей деятельности. Об этом со всей силой было подчеркнуто во многих выступлениях делегатов на XXVII съезде КПСС. А это значит, что на первый план должно быть выдвинуто умение командиров, политработников, всех коммунистов мыслить и работать по-новому, творчески, с наибольшей качественной отдачей. «Мы не сможем продвинуться вперед ни на шаг, если не научимся работать по-новому, не сумеем преодолеть косность и консерватизм в любых их проявлениях, если утратим мужество трезво оценивать обстановку, видеть ее такой, какая она есть», - говорится в Политическом докладе Центрального Комитета XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза.

Особую значимость приобретает воспитание кадров в духе высокой исполнительской дисциплины, новаторского подхода к делу, ответственности за порученный участок работы, за честный и чистый облик партийца. «Выполняя указания Политбюро по совершенствованию партийно-политической работы, - отметил в речи на XXVII съезде партии кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, - более строгими стали персональный спрос с руководящих кадров, партийная требовательность к каждому руководителю за положение дел на порученном участке. Важнейшее значение придается сплочению воинских коллективов, близости офицеров к личному составу».

Определенный опыт воспитания у коммунистов ответственности за комплексное решение вопросов дальнейшего повышения воинской дисциплины, организованности и порядка, их прямое участие в воспитании личного состава накоплен в политорганах, партийных организациях Ленинградского военного округа. Здесь идет настойчивый поиск новых, наиболее эффективных подходов к этому ответственному делу. В парторганизациях стало правилом ежемесячно давать принципиальную партийную оценку каждому коммунисту за работу с людьми, за ее конечный результат. Одним такая оценка дается в индивидуальных беседах секретаря парторганизации, другим - в решениях партийных собраний, третьим - в партийных характеристиках. В любом случае ни один коммунист не остается обойденным, о каждом из них в партийной организации формируется конкретное мнение. В сочетании с другими рычагами повышения активности коммунистов в решении проблемы укрепления воинской дисциплины, такими, как их отчеты перед своими товарищами, строгий контроль за выполнением партийных поручений, развитие критики и самокритики, ежемесячное аттестование, если можно так выразиться, коммунистов за воспитание личного состава начинает давать свои конкретные результаты. А главное - идет активный процесс перестройки сознания коммунистов, настрой на созидательную работу. Важно не только поддержать, но и распространить опыт передовых парторганизаций, которые не уходят от решения важных задач обучения и воспитания воинов, настойчиво ищут и находят действенные пути их выполнения.

Руководящий состав органов управления - важнейшее звено в осуществлении политического подхода к проблеме укрепления воинской дисциплины. Она будет решаться успешнее там, где офицеры научатся работать по-новому, отрешатся от роли ревизоров состояния дел на всех участках работы, больше будут учить, помогать на местах устранять недостатки. О действенности в работе коммуниста-руководителя важно судить не по тому, сколько и каких он набрал фактов в той или иной части или что увидел, «вскрыл», а по тому, что сделал по устранению недоработок, предупреждению негативных явлений, какой опыт воспитания людей внедрил, поддержал. Короче говоря, на первый план выдвигается конкретная организаторская работа в частях, на кораблях, в подразделениях. А организовать - это значит быть вместе с непосредственными исполнителями, быть компетентным во всех тонкостях дела, уметь вырабатывать такие рекомендации, которые содержали бы для подчиненных генералов, офицеров конкретную программу, как надо решать насущные вопросы воспитания личного состава.

Чего греха таить, уж очень много сил, энергии часто тратится на анализ, объяснения случающихся негативных явлений в воинской дисциплине, на призывы к их устранению. Сейчас задача заключается в том, чтобы решительно и незамедлительно делать поворот к организации живой, конкретной работы с людьми. Такой подход важен и в вопросах создания для военнослужащих плодотворного отдыха, нормальных бытовых условий, необходимых для успешной учебы и всей деятельности личного состава. К сожалению, у некоторых командиров и начальников наблюдается пассивность к этой стороне дела. Они много говорят, обещают, но мало делают. А ведь даже самые ласковые слова не прибавят, например, тепла в солдатской казарме, если там холодно. Нужны конкретные, практические меры.

Необходимость комплексного подхода к проблеме дальнейшего укрепления воинской дисциплины, т. е. обеспечения в этом деле согласованных действий командного состава, политорганов, штабов, органов военной юстиции, диктуется самой жизнью, особенностями нынешнего этапа строительства Советских Вооруженных Сил, сложной международной обстановкой. Эта работа требует упорного и напряженного труда командно-политического состава армии и флота, партийных и комсомольских организаций.

«Говоря о достигнутом, - подчеркнул Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, - мы вместе с тем не забываем, что военное дело непрерывно развивается и требования к боевой готовности и подготовке Вооруженных Сил возрастают. Решения апрельского Пленума ЦК КПСС, новый курс партии на ускорение научно-технического прогресса, смелое вскрытие имеющихся недостатков и выработка конкретных путей решения назревших проблем, повышение требовательности, дисциплины и ответственности приняты к неукоснительному исполнению в Вооруженных Силах».

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, - М.: Политиздат, 1986, с. 62.

Конституция (Основной З'акон) СССР.- М.: Юридическая литература, 1985, с. 19.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 84.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 79.

Правда, 1986, 2 марта.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации