Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1988, стр. 64-72

В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ТЕОРИЮ

Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива*

* При изучении темы «Социальная активность и ответственность военного руководителя» рекомендуется использовать статью Маршала Советского Союза В. Г. Куликова «КПСС о повышении роли и ответственности руководящих кадров за обучение и воспитание личного состава» («Военная Мысль», 1987, № 4).

М. И. ДЬЯЧЕНКО, полковник в отставке,

доктор психологических наук, профессор

Подполковник В. А. АЛЕЩЕНКОВ,

кандидат исторических наук

ПОСЛЕОКТЯБРЬСКДЯ история убедительно подтвердила ленинскую мысль о том, что народам, вставшим на путь социалистического развития, обязательно «нужен тесный военный и хозяйственный союз...» (Поли. собр. соч., т. 40, с. 46). Именно в тесном интернациональном единении наций и народностей нашей страны заложен источник непобедимости советского народа и его Вооруженных Сил. Представители более 50 национальностей героически сражались в рядах Красной Армии против внутренних и внешних врагов в годы гражданской войны и военной интервенции. Свыше 100 наций и народностей СССР боролись с фашизмом в годы Великой Отечественной войны и одержали всемирно-историческую победу.

«Партия, наше государство, - подчеркивается в Программе КПСС, - заинтересованы в том, чтобы каждому советскому человеку были присущи чувства дружбы и братства, объединяющие все нации и народности СССР, высокая культура межнационального общения, нетерпимость к проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности и национального эгоизма...».

Верные своим боевым традициям, Вооруженные Силы и сегодня остаются школой интернационализма, войскового товарищества и боевой дружбы воинов различных национальностей. В связи с увеличением многонациональности воинских коллективов в деятельности командиров, штабов, политорганов, партийных и комсомольских организаций возрастает актуальность учета национально-психологических особенностей воинов, формирования отношений взаимопонимания, сплоченности, дружбы и войскового товарищества. Этот процесс отличается особой сложностью, требует новых подходов к руководству войсками (силами), их воспитанию и обучению.

«Требуется,- отмечалось на февральском (1988 года) Пленуме ЦК КПСС,- существенно усилить патриотическое и интернациональное воспитание юношества. Прививать с детства чувство сопричастности с традициями и ценностями Советской Родины, с великой историей нашей многонациональной страны, осознание священного долга быть верными защитниками своего Отечества».

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что искусство' политического руководства состоит именно в умении всесторонне учесть «национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах ...к разрешению единой интернациональной задачи...» (Поли. собр. соч., т. 41, с. 77). Развивая ленинскую линию нашей партии в национальном вопросе, Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев М. С. на январском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС отмечал: «Нельзя упускать из виду и особую деликатность национальных аспектов той или иной проблемы, народные традиции в образе жизни, в психологии и поведении людей. Bee это нужно учитывать самым тщательным образом».

Национальная политика КПСС в армии и на флоте реализуется посредством организаторской и идеологической деятельности командиров, штабов, политорганов, партийных и комсомольских организаций. Важным обстоятельством, которое необходимо учитывать сегодня, является постоянное увеличение многонациональности личного состава подразделений и частей за счет представителей национальностей и народностей Среднеазиатских и Закавказских республик при одновременном снижении в составе призывных контингентов коренных национальностей Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Прибалтики.

Исследования, проведенные в БВО, ПрибВО, ЗакВО, МО ПВО, показали, что за последние шесть лет количество призванных в армию русских, украинцев, белорусов уменьшилось в 1,5-2 раза, а представителей коренных национальностей республик Средней Азии и Закавказья возросло в 2-4 раза. В настоящее время в подразделениях служат воины 7-20 национальностей, в частях 15-30, в соединениях 50-60. В целом же в Вооруженных Силах проходят службу представители 130 наций и народностей, населяющих нашу страну.

В связи с расширением и ростом представительства национальностей в подразделениях, частях и соединениях возникают новые сложные переплетения морально-психологических, национально-специфических явлений и процессов, которые в свою очередь зависят от учебно-воспитательной работы, умения командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций сплачивать многонациональный воинский коллектив, создавать обстановку дружной работы и учебы, высокой требовательности, формировать таким образом морально-психологическую устойчивость коллектива.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что не следует отождествлять устойчивость личности и коллектива, которые хотя и находятся в единстве, но между ними есть и существенные различия. Морально-психологическая устойчивость воина - это его личностные качества, включающие идейные мотивы, волевые и умственные черты, определенные знания, навыки, умения, которые позволяют военнослужащему даже в экстремальных ситуациях слаженно и четко действовать в составе расчета (экипажа) при выполнении учебных задач, несении боевого дежурства. Морально-психологическая устойчивость коллектива - это не механическая сумма качеств отдельных его членов, а в известной мере новое интегральное образование, затрагивающее всю систему связей и взаимоотношений между воинами, их общую готовность к совместному выполнению задач в условиях напряженной учебно-боевой и боевой деятельности, больших физических, нравственных и психических нагрузок. В силу динамичности и напряженности боевой деятельности, резких и порой частых изменений обстановки коллективу необходима не только гибкость, но и всесторонняя подготовленность, чтобы своевременно учитывать и предвосхищать события.

Особо важным показателем морально-психологической устойчивости воинского коллектива является невосприимчивость его к отрицательному воздействию сложной обстановки. Коллектив, обладающий этим кардинальным качеством, успешнее преодолевает трудности службы, меньше поддается отрицательному влиянию опасности, лишений, потерь, остается стойким и самоотверженным в борьбе с врагом.

Морально-психологическая устойчивость коллектива основывается на идейности воинов, их любви к Родине, чувстве долга и ответственности, единстве взглядов, взаимопонимании, товариществе и дружбе, а в боевой обстановке - на общей цели достижения победы над врагом, стремлении сражаться до последней возможности, готовности к самопожертвованию.

Исследования показывают, что на устойчивость коллектива могут влиять настроения, чувства, мнения, взаимооценки воинов, общая атмосфера жизни и деятельности подразделений и частей. Поэтому важно уяснить, что достигнутая устойчивость не является величиной постоянной. Она может колебаться в зависимости от обстановки. Крайне резкое и неожиданное усложнение условий и задач деятельности может привести к значительному снижению даже высокой морально-психологической устойчивости. Ее восстановление в этом случае связано с активизацией общественных мотивов поведения воинов, их нравственными переживаниями (чувством коллективизма, долга, ответственности и др.), углублением понимания значимости выполнения стоящих задач. Так, например, вследствие кризиса и колебаний в морально-психологической устойчивости коллектива, нарушения боевой спайки, внутреннего единства, ослабления сил сцепления в тяжелой боевой обстановке может резко понизиться его боеспособность, появиться общее смятение и даже паника. Для преодоления этого в боевой обстановке командиры показывали личный пример мужества, самообладания, а в решении боевых задач опирались на тех воинов, которые сохранили твердость духа и могли четко выполнять приказы и распоряжения.

Морально-психологическая устойчивость коллектива определяется идейно-нравственным единством, товарищескими взаимоотношениями, совпадением мнений, оценок, установок и позиций воинов по отношению к целям воинской службы, ее предназначению, порядку, дисциплине, боеготовности. Совпадение оценок и позиций воинов по главным вопросам воинской деятельности не предполагает нивелировки их личностей. Разнообразие симпатий и интересов, спортивных увлечений, вкусов, эстетических оценок воинов не препятствует сохранению высокой морально-психологической устойчивости, если их мнения, установки, взгляды, убеждения сходятся в главном: быть преданными и умелыми защитниками Родины.

В структурном отношении морально-психологическая устойчивость коллектива является единством целого ряда компонентов (моти-вационного, волевого, интеллектуального, эмоционального и др.). Особого внимания заслуживает опыт его деятельности в экстремальных ситуациях. Эксперименты, проведенные военными психологами, показали прямую связь между накоплением опыта действий в сложной обстановке и снижением отрицательных эмоциональных реакций, стабилизацией уставных взаимоотношений, укреплением товарищества и дружбы между воинами. Этому способствовало понимание каждым из них значения слаженности и организованности, установки на согласованные и дружные действия.

Таким образом, морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива - такая сторона его состояния, в которой выражаются мотивы, побуждающие к активным и целесообразным действиям, опыт преодоления трудностей в сложных ситуациях, организованность, дисциплина, боевое мастерство, товарищество, дружба, интернациональные чувства, общая готовность к вооруженной защите социалистического Отечества.

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Актуальность формирования морально-психологической устойчивости обусловливается все возрастающими требованиями к уровню дисциплины и боевой готовности войск (сил), необходимостью создания у личного состава подразделений и частей морально-политического и психологического превосходства над противником, готовности и способности переносить любые испытания и тяготы войны, не утратить воли к победе над врагом при защите социалистического Отечества.

Формирование морально-психологической устойчивости воинских коллективов происходит под воздействием всей системы боевой и политической подготовки, партийно-политической работы, учений и походов, боевого дежурства и службы войск. Не менее важное значение имеют продуманное распределение воинов различных национальностей по подразделениям, подбор, расстановка и обучение младших командиров, партийного и комсомольского актива с учетом национального состава подразделений, организация шефства над молодыми воинами, индивидуальная работа и др.

Особая роль в этом процессе принадлежит командирам-единоначальникам, политработникам, партийному и комсомольскому активу. «Многонациональность воинского коллектива, - отмечает начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерал армии А. Д. Лизичев, - накладывает свой отпечаток на работу командиров, политработников, партийных, комсомольских организаций. Учет национальных особенностей и обычаев, черт характера, знание литературы и искусства различных народов, умение сплотить, организовать всех воинов, направить их усилия на решение задач, стоящих перед подразделением, частью, кораблем,- вот что требуется от каждого офицера».

Научные данные и практика позволяют выделить три основных направления формирования морально-психологической устойчивости многонационального воинского коллектива: идейно-воспитательное, социально-психологическое и деятельностно-боевое.

Морально-психологическая устойчивость коллектива многонационального состава немыслима без высокоразвитых идейных убеждений, интернациональных и патриотических чувств воинов. Поэтому идейно-воспитательное направление имеет своей целью воспитание воинов различных национальностей в духе коммунистического мировоззрения, советского патриотизма, социалистического интернационализма, дружбы и братства народов СССР и осуществляется в общепартийном русле совершенствования идеологической, политико-воспитательной работы, прежде всего через обогащение и актуализацию ее содержания и форм, повышение эффективности. Особое внимание при этом обращается на разъяснение исторического предназначения и функций нашей армии; показ дальнейшего расширения социальной базы комплектования армии; на пропаганду дальнейшего усиления духовного единства советского общества, значения единения армии и народа, верности традициям Вооруженных Сил, социальной сплоченности, коллективизма, боевой спайки личного состава, гуманизма, дружбы, уважения, подлинной заботы о товарищах, патриотизма и интернационализма.

В этой работе можно использовать лекции, беседы, Ленинские уроки, чтения, кинофильмы, единые политдни, наглядную агитацию, праздники интернациональной дружбы. Большую популярность имеют у воинов тематические вечера: «Наша Родина - СССР», «Герои Советского Союза - представители разных наций и народностей», «Расскажи о себе» и др.

В связи с увеличением многонациональности подразделений, частей возрастает и значимость пропаганды героических поступков, совершенных воинами различных наций и народностей Советского Союза. При этом, говоря о положительных национальных чертах героя, необходимо подчеркивать ведущую роль в его поведении на поле боя таких качеств, как преданность социалистической Родине, верность воинскому долгу, чувство интернационализма и советского патриотизма, дисциплинированность, боевое мастерство.

В целях повышения эффективности практической деятельности командиров, политорганов, партийных, комсомольских организаций по сплочению воинских коллективов, повышению их устойчивости необходимо разработать научно обоснованные рекомендации по организации и проведению идеологической, политико-воспитательной работы.

На наш взгляд, часть резервного времени, отводимого на политическую подготовку личного состава, можно использовать для изучения конкретных вопросов марксистско-ленинского учения о нациях и национальных отношениях, национальной политики КПСС, народнохозяйственных и культурных достижений отдельных республик. Это, как свидетельствует опыт, способствует эффективности воспитания твердых интернационалистских убеждений и патриотических чувств, высокой культуры межнационального общения, уважительного отношения к истории, языку, обычаям братских народов и оказывает действенную помощь при разъяснении личному составу теоретических положений, связанных с изучением характера процесса интернационализации и демократизации всех сфер общественной жизни.

В формировании морально-психологической устойчивости многонационального коллектива важное значение имеет активное участие воинов различных национальностей в общественной жизни подразделений (частей). Особую роль в этом деле должны играть комсомольские организации. Главное здесь--подбор комсомольского актива. Важно, чтобы в его состав входили военнослужащие разных национальностей. «Когда с человеком объясняешься на родном языке, - говорил М. И. Калинин,- можно говорить свободнее, потому что он все поймет, как нужно. Узбек с узбеками или казах с казахами чувствует себя свободно».

Социально-психологическое направление. В современных условиях значительно усложнилась система социально-политических, военно-профессиональных, межличностных и духовных взаимоотношений между различными категориями военнослужащих. Все это требует создания во всех звеньях армейского организма благоприятной морально-психологической обстановки - обстановки ответственности, гласности, демократизма, социальной справедливости, нетерпимости к грубости, хамству, придания взаимоотношениям черт взаимоуважения, товарищества, человечности, отзывчивости, дружбы, чуткости, сдержанности. Огромная роль в этом принадлежит общественному мнению. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о взаимоотношениях личности и коллектива. Теория и практика подсказывают, что не растворение в коллективе, не внутренняя изоляция, а подлинная боевая дружба, войсковое товарищество - главный и верный путь его решения.

Увеличение многонационального состава подразделений, частей и соединений требует усиления внимания к характеру взаимоотношений между воинами различных национальностей, к вопросам воспитания личного состава в духе интернационализма, взаимоуважения, дружбы и войскового товарищества. Как показывают результаты исследований, взаимоотношения между ними в целом основаны на чувствах братской дружбы и войскового товарищества. Вместе с тем во взаимоотношениях воинов различных национальностей проявляются порой и негативные моменты (высокомерие, чванство, нетерпимость к некоторым национальным традициям, словесные оскорбления и т. п.), борьба с которыми является важной задачей командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций.

Командиру, политработнику, партийному и комсомольскому активу важно помнить, что уважение каждым воином личностных качеств и достоинств своих товарищей, их на-циональных чувств - необходимая предпосылка и условие формирования морально-психологической устойчивости коллектива многонационального состава.

Здесь необходимо иметь в виду национально-психологическую (в ряде случаев религиозно-обрядовую) несовместимость, возрастные, социальные и этнографические черты, нравственные качества, исторически сложившиеся традиции и отношения воинов к службе, своим товарищам, командирам, активу. При наличии в подразделениях национальных групп, групп по признаку «землячества» командирам, политработникам следует выступать определенным регулятором их нравственного здоровья, используя для этого все ценное и положительное из национальных культур в целях пропаганды интернационально значимого, не допуская узконациональной замкнутости, проявлений элементов национализма или шовинизма. Вместе с тем, интегрируя и поддерживая все нравственно ценное у воинов различных национальностей, важно не допустить размывания национальных особенностей, что неизбежно обеднило бы духовную жизнь воинского коллектива и следовательно понизило его морально-психологическую устойчивость. Опыт воина любой национальности может способствовать обогащению духовной жизни коллектива. Например, каждая нация и народность располагает пословицами и поговорками, выражающими презрение к трусости, эгоизму, тунеядству: если приказывают, не ленись исполнять (узбекская); в порядке - все хорошо (осетинская); пример- лучший учитель (киргизская) и т. д..

Хорошо, если воины подразделения запомнят на национальных языках соответствующие высказывания, выражающие отношение к той или иной ситуации. Вместе с тем важно, как отмечалось на XXVII съезде КПСС, чтобы «здоровый интерес ко всему ценному, что есть в каждой национальной культуре, не вырождался в попытки отгородиться от объективного процесса взаимодействия и сближения национальных культур».

В целях укрепления здоровой морально-психологической атмосферы, создания условий для самоутверждения личности воина любой национальности командиры, политработники, партийный и комсомольский актив должны стремиться к тому, чтобы авторитетное положение в многонациональном коллективе смог занять каждый военнослужащий. Основанием для этого могут быть успехи в боевой и политической подготовке, знание и умелая эксплуатация техники, хорошее владение личным оружием, активное участие в общественной работе, художественной самодеятельности, спортивной жизни, оказание помощи товарищу в изучении военного дела, добросовестное выполнение социалистических обязательств.

Деятельностно-боевое направление. Морально-психологическая устойчивость коллектива основывается на его боевом мастерстве, опыте преодоления трудностей службы. Именно для этого проводятся учения, тренировки, на которых отрабатываются приемы и способы четкого взаимодействия, воспитываются смелость, мужество, стойкость, настойчивость, инициатива, решительность, самостоятельность и т. п.

Правильно организованные занятия по боевой подготовке, тактические учения и маневры эффективно воздействуют на боевое слажи-вание подразделений и частей, воспитание волевых качеств, формирование коллективизма и взаимопомощи, способствуют интернациональной спайке воинских коллективов.

На учениях в условиях сложной тактической обстановки, максимально приближенной к боевой, воины многонациональных коллективов вступают в активные деловые отношения, наглядно видят роль взаимопомощи, творческого взаимодействия в решении общих задач. Тренировки личного состава в сложных, динамичных ситуациях с элементами опасности и риска способствуют укреплению войскового товарищества и дружбы.

Накопление опыта совместной деятельности позволяет коллективу преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

Большое значение в деле сплочения воинов имеют воинские ритуалы, связанные с заступлением на боевое дежурство и выполнением задач караульной и внутренней службы, при несении которой каждый должен быть готов заменить своего товарища, успешно действовать в составе коллектива. Все это объективно способствует формированию единства помыслов и действий военнослужащих различных национальностей, развитию взаимопомощи, социальной ответственности за защиту социалистической Родины.

Многообразны пути и методы, формирующие у воинов в процессе боевой подготовки сознание необходимости сотрудничества, взаимопомощи, четкого взаимодействия. Здесь и повышение классности, овладение смежными специальностями, соревнование в выполнении нормативов и многое другое. Причем везде должен доминировать дух интернационализма и дружбы.

Таково основное содержание направлений формирования морально-психологической устойчивости многонационального воинского коллектива. Они находятся в единстве и оказывают взаимное влияние друг на друга. Ведущую роль играет идейно-воспитательное направление. Однако без реализации социально-психологического и деятельностно-боевого направлений морально-психологическая устойчивость не приобретает свойств, гарантирующих успех действий в современном бою.

Морально-психологическая устойчивость коллектива во многом зависит от личного примера офицеров, стиля их работы, умения по-уставному строить взаимоотношения с подчиненными, близости к ним, стремления в полной мере передать им свою идейную убежденность, боевое мастерство, чувства патриотизма и интернационализма.

Для офицера быть близким к многонациональному личному составу- значит иметь единые мировоззренческие позиции, общность взглядов на вопросы защиты социалистического Отечества, проявлять заботу об идейном и боевом росте, быте и отдыхе подчиненных, уважать их личное и национальное достоинство, уметь расположить, выслушать, поддержать каждого словом и делом. Однако еще не все офицеры готовы руководить многонациональными подразделениями. Анкетирование, проведенное в ряде частей Белорусского, Прибалтийского округов, а также Московского округа ПВО и других, показало, что в ходе занятий по боевой и политической подготовке и в процессе организации досуга личного состава от 30 до 50 проц. офицеров-руководителей не учитывают, что в учебных группах и подразделениях есть воины различных национальностей, в том числе и не владеющие или слабо владеющие русским языком. В беседах более 50 проц. офицеров заявили, что не считают себя достаточно подготовленными к обучению и воспитанию воинов различных национальностей.

Важным условием реализации указанных направлений формирования морально-психологической устойчивости коллектива является организация изучения воинами неславянских национальностей русского языка. В этом один из важнейших резервов повышения эффективности боевой и политической подготовки и сплочения многонациональных воинских коллективов.

«Следует активно развивать,- подчеркивалось на февральском (1988 года) Пленуме ЦК КПСС,- национально-русское двуязычие, коренным образом улучшить изучение и преподавание языков народов СССР, русского языка, добровольно принятого советскими людьми в качестве средства межнационального общения, расширять в школах практику совместного обучения на русском и родном языках. Поощ-I ять изучение местного национального языка молодежью других национальностей».

Актуальным является усиление внимания к изучению русского языка допризывной молодежью коренных национальностей Среднеазиатских и Закавказских республик; важно практиковать организацию факультативных занятий в общеобразовательных и вечерних школах, техникумах, а также курсов по изучению русского языка юношами, не владеющими или слабо владеющими им.

В ряду условий эффективной реализации направлений формирования морально-психологической устойчивости многонационального воинского коллектива особое место занимает индивидуальная работа с воинами различных наций и народностей. Для ее успеха требуется глубоко изучить как положительные, так и отрицательные индивидуальные особенности, позиции, взгляды, авторитет взаимоотношений и социально-психологического статуса каждого воина в многонациональном воинском коллективе.

Особое внимание командиры и политработники должны обращать на выявление характера межличностного восприятия воинами друг друга, чтобы влиять на взаимооценки, эмоциональную приемлемость, психологическую совместимость. Именно на основе квалифицированной оценки и учета национально-специфических особенностей, психологии и национального самосознания каждого воина, его восприятия других можно организовать и осуществить индивидуальную работу, направленную на сплочение многонационального воинского коллектива.

В этом деле необходимо учитывать роль этнического сознания воина, которое выражает понимание и чувство принадлежности его личности к национальной общности, приверженность к ее культуре, традициям, обычаям. Если этническое сознание начинает выступать в качестве самостоятельного регулятора поведения, то это становится недостатком личности и тормозит сплочение коллектива.

Поэтому в процессе индивидуальной работы важно глубоко разобраться не только в особенностях национальной психологии воинов - представителей разных наций и народностей, но и стремиться раздвинуть границы национально-особенного, национально-специфического, добиться преобладания интернациональных черт в их настроениях, мнениях, интересах, взаимоотношениях, чувствах, взглядах, сформировать интернационально сплоченную общность воинов.

Индивидуальной работе в этом плане должны быть присущи особый стиль, деликатность и гибкость понимания национальных чувств и национального достоинства воинов.

В первую очередь речь идет о глубоком усвоении каждым офицером принципов социалистического интернационализма, национальной психологии и культуры, осознания необходимости особой чуткости и осмотрительности во всем, что касается личных интересов, чувств подчиненных. В. И. Ленин указывал, что в установлении национальных отношений «шутить нельзя, тут надо быть 1000 раз осторожным» (Поли, собр. соч., т. 53, с. 190).

На январском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что национальные чувства людей заслуживают уважения, их нельзя игнорировать, но с ними нельзя и заигрывать.

Руководителям и воспитателям многонациональных коллективов необходимо видеть, выделять пусть небольшое, но положительное проявление личности, попытку, желание обогатить себя и коллектив духовно, нравственно, психологически и физически.

Крайне деликатной областью в процессе индивидуальной работы является учет влияния религиозности и религиозных, культовых предрассудков определенной части призывников из РСФСР, Закарпатья, Прибалтики, Средней Азии, Закавказья, Казахстана, которые закреплены в патриархально-родовых обычаях, семейных, национальных традициях, обрядах, этническом сознании воинов. Причем здесь важно учитывать, что деятельность отдельных служителей культа нередко носит антиобщественный, противозаконный характер отказа от воинской службы, участия в общественно-политической жизни. Наиболее фанатичные представители ряда сект разжигают на религиозной почве националистические настроения, формируют антиобщественные представления об армии и флоте, деятельности командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций.

Безусловно, что здесь командирам, политработникам, активу надо проявлять больше такта, внимания, чуткости, гуманизма, не допускать грубости, оскорблений, дисциплинарных мер воздействия для отлучения от религии и церкви.

Эффективное проведение индивидуальной работы предполагает прежде всего авторитетность командиров и начальников, умение организовать и спланировать ее, изучение и знание национально-психологических особенностей подчиненных, близость к ним, единство мировоззренческих позиций и повседневной заботы о воинах, уважение их личного и национального достоинства.

Вместе с тем необходимо глубоко анализировать ' и внутренние процессы, происходящие в многонациональных воинских коллективах в целом, реалистически оценивать обстановку, творчески учитывать особенности различных категорий военнослужащих и национальных групп, придавать этой работе системный характер, совершенствовать ее научные основы, прогнозировать развитие каждого воина, его взаимоотношения с другими.

Формирование морально-психологической устойчивости многонациональных воинских коллективов в современных условиях является важным фактором дальнейшего повышения боевой готовности, сохранения боеспособности в экстремальной обстановке, укрепления дисциплины и организованности подразделений, частей.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1986.- С. 165.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г.- М.: Политиздат, 1987.- С. 39.

Лизичев А. Д. Советская Армия -школа дружбы и братства.-М .Воениздат, 1982 -С. 23.

Калинин М. И. О коммунистическом воспитании и воинском долге-М.: Воениздат, 1967.-С. 585.

За край свой насмерть стой: Пословицы и поговорки народов СССР.- М.: Воениздат, - 1974. - С. 259-266.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.- С. 53.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г - С. 40.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации