Офицерские кадры на новом этапе перестройки

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1988, стр. 4-11

Решения XXVII съезда КПСС - в жизнь!

Офицерские кадры на новом этапе перестройки

Генерал армии Д. С. СУХОРУКОВ

СОВЕТСКИЕ Вооруженные Силы, как и вся наша страна, вступили в новый этап перестройки, главная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить реальное продвижение вперед в улучшении качества боевой и политической подготовки, укреплении воинской дисциплины, повышении боевой готовности всех видов и родов войск. Реализуя на практике решения XXVII съезда КПСС, последующих Пленумов Центрального Комитета партии, требования, вытекающие из оборонительного характера советской военной доктрины, воины армии и флота достойно встречают XIX Всесоюзную партийную конференцию, делают все для того, чтобы обороноспособность страны, боевая мощь Вооруженных Сил поддерживались на уровне, исключающем военное превосходство империализма над социализмом.

Особую роль в решении этой жизненно важной для дела мира и социализма задачи партия отводит офицерским кадрам армии и флота.

В основе кадровой политики КПСС в Вооруженных Силах лежат ленинские принципы подбора, расстановки и воспитания кадров с учетом их политических, деловых и моральных качеств. В. И. Ленин подчеркивал, что «никакой политики нельзя провести, не выражая ее в назначении и перемещении» (Поли. собр. соч., т. 40, с. 237). Он сформулировал четкие и определенные требования к руководящим кадрам, учил оценивать их прежде всего с политической позиции, с точки зрения добросовестности, знания дела, административных способностей.

Эти ленинские положения подтверждены всей практикой советского военного строительства, более чем 70-летним опытом развития армии и флота. В зависимости от конкретных исторических условий, задач, стоящих перед Вооруженными Силами, их технической оснащенности, организационной структуры, качественной характеристики личного состава решались и вопросы подготовки командных, политических и инженерно-технических кадров, определялся порядок прохождения ими воинской службы, уточнялись их обязанности и права. Можно сказать, что вся история Вооруженных Сил СССР - это история непрерывного качественного совершенствования, мужания, идейной и боевой закалки советского офицерского корпуса.

Значительный вклад в развитие ленинских идей о работе с кадрами внес XXVII съезд КПСС, определивший основные направления кадровой политики партии на современном этапе. Он подтвердил обоснованность вывода апрельского (1985 года) Пленума ЦК КПСС о необходимости повышения инициативы и ответственности кадров, определил критерии всех выдвижений и перемещений: политические и деловые качества, способности, реальные достижения работника, его отношение к людям. Эти положения были конкретизированы, наполнены практическим содержанием на январском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС, который всесторонне рассмотрел состояние работы с кадрами в неразрывной связи с проблемами перестройки.

В настоящее время Советская Армия и Военно-Морской Флот располагают политически зрелыми, преданными партии и народу, подготовленными в военном и техническом отношении офицерами, генералами и адмиралами, способными уверенно выполнять возложенные на них обязанности. Они являются надежными проводниками политики КПСС в Вооруженных Силах, выступают организаторами перестройки в армии и на флоте, умело управляют соединениями, частями и кораблями, обучают и воспитывают подчиненных. Год от года растет уровень их профессиональной подготовки. Каждые четверо из пяти офицеров имеют сегодня высшее военное или высшее военно-специальное образование. Более 90 проц. из них - коммунисты и комсомольцы. Наш офицерский корпус многонационален - в нем есть представители почти всех наций и народностей страны. Он сравнительно молод - многие офицеры и генералы, родившиеся уже после Великой Отечественной войны, ныне командуют соединениями и частями.

К Вооруженным Силам полностью относятся слова Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Горбачева М. С. о том, что «кадровый корпус тянет на себе огромный груз перестройки». Это предопределяет необходимость дальнейшего усиления работы с кадрами армии и флота, осуществления активной, целеустремленной и принципиальной кадровой политики, в полной мере отвечающей задачам перестройки.

Процессы перестройки, происходящие в Вооруженных Силах, накладывают особый отпечаток на все аспекты деятельности офицеров, генералов и адмиралов. Это связано прежде всего с активизацией человеческого фактора, углублением демократизации армейской и флотской жизни, качественным совершенствованием войск и сил флота, ускорением темпов обновления средств вооруженной борьбы, совершенствованием организационно-штатной структуры войск (сил) и способов их боевого применения, дальнейшей интенсификацией учебно-воспитательного процесса с учетом рекомендаций военной науки, достижений научно-технического прогресса, социальными и демографическими изменениями в личном составе и т. д. Особое влияние на характер, содержание и направленность деятельности военных кадров оказывают военно-политическая обстановка и необходимость в связи с этим поддержания боевой мощи и боевой готовности Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем предотвращение войны и отражение империалистической агрессии.

Вместе с тем, как неоднократно отмечал министр обороны СССР генерал армии Д. Т. Язов, перестройка в работе военных кадров осуществляется еще недостаточно решительно. Имеют место проявления неисполнительности, консерватизма у определенной части офицеров, инертности в деятельности отдельных командиров, политических и кадровых органов, штабов. Недостаточно энергично происходит обновление методов руководства войсками. Некоторые жизненно важные вопросы боеготовности, оперативной, боевой и политической подготовки, технической оснащенности войск (сил) не везде пока решаются компетентно, целеустремленно и настойчиво. Как правило, недочеты здесь связаны со слабым знанием и освоением должностными лицами своих функциональных обязанностей, недостаточным уровнем ответственности, отсутствием должной требовательности к себе и подчиненным.

Революционное обновление тяжело дается той части офицеров, для которой характерны леность мысли и практического действия, привычка выполнять указания «от» и «до», двигаться по накатанной колее. Иные из них на словах за перестройку, а на деле не стремятся менять свою психологию и мышление, образ жизни и действия, отношение к людям и общему делу.

«Чтобы активизировать перестройку,- указывает министр обороны СССР генерал армии Д. Т. Язов,- нужно в каждом конкретном звене войскового и флотского организма вскрыть укоренившиеся там застойные явления и решительно, со всей принципиальностью устранить их».

Застойные явления, накопившиеся в различных областях работы с военными кадрами, выражаются в повторении из года в год одних и тех же недостатков, упущений и просчетов в их подборе, расстановке, воспитании и подготовке к исполнению конкретных обязанностей, обеспечении законности и социальной справедливости в вопросах прохождения службы, высокой личной примерности офицеров, генералов и адмиралов.

Застойные явления и механизм торможения не только тесно взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга, но и порождают атмосферу самодовольства, самоуспокоенности, беспечности. Подобное отношение к делу встречает сегодня суровое осуждение. Этому в немалой степени способствует созданная в офицерской среде в ходе первого этапа перестройки новая политическая и нравственная обстановка - обстановка высокой требовательности, ответственности и деловитости.

Вопрос сегодня ставится так: никакой перестройки произойти не может, если кадры не осознают огромного значения практических действий. С особой силой это было подчеркнуто в постановлении январского (1987 года) Пленума ЦК КПСС. «Успех перестройки,- указывалось там,- будет в решающей мере определяться тем, насколько быстро и глубоко наши кадры проникнутся пониманием необходимости революционных перемен, насколько решительно, энергично и компетентно они будут действовать».

Центральное место в формировании у военных кадров готовности к действиям, активной жизненной позиции занимает их идейно-политическое воспитание. Инициатива, деловитость, творчество базируются на прочном фундаменте марксистско-ленинской идеологии - идеологии революционного обновления. Идейная закалка цементирует, придает ясную и четкую политическую направленность профессиональной подготовке каждого офицера, побуждает настойчиво совершенствовать воинское мастерство на протяжении всей службы. А овладение диалектическим методом познания позволяет ему проникать в сущность происходящих в военном деле процессов, видеть его тенденции и противоречия, учитывать их в практической работе.

В связи с возрастанием возможностей современных средств вооруженной борьбы повышаются и требования к профессиональной выучке кадров. Задача состоит в том, чтобы в короткие сроки овладевать искусством организации и ведения маневренных, активных и решительных действий в различных видах боя (операции), днем и ночью, в сложных географических, климатических и метеорологических условиях, учиться самому и учить своих подчиненных противоборству с сильным, технически оснащенным противником. По существу, именно в этом и заключается применительно к Вооруженным Силам практическое претворение в жизнь курса XXVII съезда КПСС на ускорение.

Высокая эффективность труда офицеров немыслима без крепкой воинской дисциплины во всех звеньях войскового и флотского организма. Многолетняя практика показывает, что больше порядка и организованности бывает там, где офицеры сами безупречно выполняют свои обязанности, служат примером для подчиненных. В. И. Ленин подчеркивал: «...если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя» (Поли. собр. соч., т. 50, с. 63). Это ленинское положение по-особому актуально звучит в наши дни. Ничто так не подрывает основ дисциплины, как нарушение ее офицерами, расхождение у них слов с делом. На личной примерности командиров и начальников зиждется их служебный авторитет, который является залогом успешной работы. Но чтобы завоевать уважение воинов, офицер обязан по всем показателям быть образцом для них, подавать пример в боевой и политической подготовке, воинской дисциплине и культуре поведения, физической закалке и строевой выправке.

Важнейшая задача военных кадров - овладение ленинским стилем руководства. Его характерными чертами являются коммунистическая идейность, партийная принципиальность, научный подход к решению поставленных задач, личная ответственность, неразрывная связь с массами, критическое отношение к достигнутым результатам, самостоятельность, настойчивость в претворении в жизнь принятых решений.

Особо следует выделить необходимость воспитания у военных кадров такой черты ленинского стиля работы, как близость к людям. Жить в гуще масс, прислушиваться к ним, улавливать их настроения и отражать их чаяния в практической политике - этот завет В. И. Ленина имеет непреходящее значение, служит важнейшим показателем партийной и профессиональной зрелости каждого офицера.

Таким образом, как подчеркивалось на январском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС, успех руководителя любого ранга ныне определяют идейная зрелость и нравственная чистота, высокое профессиональное мастерство, ответственность и деловитость, самостоятельность и инициатива, чувство нового. Вполне понятно, что эти качества приобретаются в процессе напряженной и повседневной работы по накоплению политических и военно-профессиональных знаний, опыта обучения и воспитания подчиненных, под неослабным контролем старших начальников, политических и кадровых органов, партийных организаций.

За полтора года, прошедшие после январского (1987 года) Пленума ЦК КПСС, в армии и на флоте произошли определенные сдвиги в работе с офицерами, генералами и адмиралами. Повысилась их инициативность и ответственность за состояние боевой и политической подготовки, воинской дисциплины, боевой готовности подразделений, частей и соединений. Были приняты меры по обновлению верхнего и среднего эшелонов кадров руководящего звена, центрального аппарата, военно-учебных заведений и научно-исследовательских учреждений Министерства обороны СССР, совершенствованию системы аттестования, подбора и расстановки кадров на основе большей гласности и социальной справедливости. Соответствующие духу времени изменения должны быть внесены в порядок прохождения воинской службы лицами офицерского состава, номенклатуру должностей. Расширяется география и уточняется порядок предоставления установленных законодательством льгот, морального и материального стимулирования офицерской службы. Все это способствует повышению социальной и деловой активности военных кадров.

Перестройка такого масштаба, как ныне, подготовка к XIX Всесоюзной партийной конференции потребовали дальнейшего наращивания усилий в работе с военными кадрами, и прежде всего по следующим магистральным направлениям: коренное улучшение качества их обучения в военно-учебных заведениях, создание оптимальных условий для их профессионального и служебного роста в войсках и на флотах, подбор и расстановка на основные командные, политические и штабные должности высококвалифицированных, отвечающих современным требованиям офицеров, генералов и адмиралов, повышение требовательности к ним, укрепление единоначалия на партийной основе, обеспечение законности и социальной справедливости во всех вопросах прохождения службы, улучшение жилищных и социально-бытовых условий военнослужащих и членов их семей.

В последние годы система подготовки офицерских кадров стала более стройной, значительно возросли ее возможности. Наряду с военными знаниями будущие офицеры приобретают в ввузе фундаментальную теоретическую подготовку, общеинженерные и общетехнические знания, практические навыки боевого применения, эксплуатации и ремонта техники и вооружения. Все это аккумулируется в понятии «высшее военно-специальное образование», которое обеспечивает выпускникам ввузов успешное овладение обязанностями не только по первичным офицерским должностям, но и на одну-две ступени выше. В ходе всей дальнейшей службы офицер постоянно совершенствует теоретический уровень, главным образом в ходе командирской подготовки и самостоятельной работы над собой, а также учась в военной академии, на различных курсах и т. д.

Однако на практике богатые возможности военно-учебных заведений реализуются далеко не полностью. Февральский (1988 года) Пленум ЦК КПСС указал на серьезные недостатки в осуществлении перестройки высшего и среднего образования в стране. В постановлении Пленума, в частности, говорится, что «глубина и темпы преобразований в средней и высшей школе не отвечают потребностям общества на новом этапе перестройки. На таких важных направлениях, как совершенствование методов обучения и воспитания, техническая оснащенность, управление учебно-воспитательным процессом, подготовка педагога, подвижки пока незначительны».

Эти положения Пленума ЦК КПСС в полной мере относятся к военно-учебным заведениям Министерства обороны СССР. Проверка работы ряда военных училищ и институтов, изучение деятельности военных академий, проведенные в 1987-1988 годах, показали, что требования постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по перестройке высшего и среднего специального образования, приказов министра обороны СССР выполняются медленно и без должной настойчивости. Соответствующие начальники глубоко не анализируют состояние дел в подчиненных ввузах и причины недостатков в обучении и воспитании слушателей и курсантов, принимаемые меры по их устранению не носят комплексного характера, не охватывают всех направлений деятельности.

Своевременное и полное выполнение установок февральского (1988 года) Пленума диктует необходимость наращивания усилий и принятия дополнительных мер по обеспечению перестройки в работе ввузов Министерства обороны СССР и коренному улучшению подготовки офицерских кадров, созданию единой, гибкой и непрерывной системы их обучения и воспитания, обеспечивающей своевременное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил в специалистах различного профиля и отвечающей требованиям научно-технического прогресса. В числе первоочередных мер, в частности, предполагается повысить качество профессионального отбора кандидатов на учебу, улучшить руководство деятельностью ввузов, осуществить ряд мероприятий по повышению качества профессорско-преподавательского и командно-политического состава, совершенствованию методов обучения и учебно-материальной базы ввузов, в том числе их дальнейшей компьютеризации и внедрению вычислительной техники в учебно-воспитательный процесс.

Главная школа становления и роста офицерских кадров - практическая работа в войсках. Только в процессе службы, систематического самообразования накапливаются, углубляются знания, закаляются характеры молодых офицеров, раскрываются организаторские способности. Их становление успешнее проходит в тех частях, где наряду с высокой требовательностью создана атмосфера уважительного и внимательного отношения к людям, где старшие по званию и должности чутко реагируют на возникающие в службе и жизни молодых офицеров трудности и нужды, не допускают поспешности, необдуманности при оценке их достоинств и недостатков.

Конечно, речь идет не о том, чтобы нянчиться с молодыми офицерами, опекать их во всем и ничего с них не спрашивать. Настоящий военный характер выковывается в преодолении трудностей, в борьбе с недостатками. Нельзя снисходительно относиться к случаям неорганизованности, неисполнительности, недисциплинированности молодых офицеров, нежеланию некоторых из них повышать свой профессиональный уровень. Однако при этом недопустимо смешивать требовательность с грубостью, бестактностью. Практика работы передовых командиров и начальников подтверждает, что успеха в воспитательной работе с молодыми офицерами можно добиться, опираясь в первую очередь на их положительные качества, своевременно и последовательно устраняя недостатки. Этому способствует вдумчивый, целеустремленный индивидуальный подход к ним. Именно личный контакт позволяет наиболее глубоко выявить уровень марксистско-ленинской подготовки офицеров, умение проводить в жизнь политику партии, требования общевоинских уставов, обеспечивать единство слова и дела. Индивидуальная работа помогает точно определить пробелы и недостатки в профессиональной подготовке, разобраться в вопросах нравственного воспитания. При этом старший начальник всегда может дать подчиненному совет и рекомендацию по всем вопросам его служебной деятельности и личного поведения.

В комплексе проблем по совершенствованию работы с военными кадрами в духе XXVII съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК особое место принадлежит подбору, расстановке и воспитанию руководящих кадров. «Каждого руководителя, -отмечалось в Резолюции XXVII съезда партии по Политическому докладу ЦК КПСС,- должны отличать идейная стойкость, высокая политическая культура, компетентность, умение строить коллективную работу, вдохновлять людей личным примером, верность принципам, твердые моральные убеждения, постоянная потребность общаться с массами, жить интересами и нуждами людей». Эти качества и являются основными критериями при подборе и расстановке руководящих кадров.

В последнее время на высокие посты в армии и на флоте выдвинуто немало высококвалифицированных, энергичных, требовательных, хорошо проявивших себя на практической работе офицеров, генералов и адмиралов. Последовательно проводится в жизнь требование КПСС о разумном сочетании на основных командных, политических и штабных должностях умудренных опытом и молодых, перспективных кадров. Многое делается для того, чтобы развить у них самостоятельность, инициативу, избавить от мелочной опеки.

Вместе с тем в работе с руководящими кадрами еще немало недостатков. Иные из них полагают, что занимаемый ими пост уже сам по себе обеспечивает авторитет, является своего рода охранной грамотой. От таких приходится избавляться. Недавно, например, были отстранены от занимаемых должностей офицеры и генералы, в том числе и старшего звена, за упущения в руководстве подчиненными частями и соединениями. И это правильно. Заботливое отношение к кадрам не имеет ничего общего с либерализмом в отношении тех, кто не справляется со своими обязанностями, не способен изменить к лучшему положение дел на порученном участке.

Особенно решительно следует вести борьбу за чистый и честный облик советского офицера, без колебаний освобождаться от всякого рода приспособленцев, карьеристов, конъюнктурщиков, от тех, кто компрометирует высокое звание советского офицера стяжательством, пьянством, моральной нечистоплотностью.

Наши промахи в работе с кадрами в основном происходят вследствие плохого знания людей, их политических, деловых и моральных качеств. Следовательно, мы должны менять и постоянно совершенствовать пути и методы изучения, подбора и расстановки кадров, шире опираться в этой работе на войсковые и флотские партийные организации, полнее учитывать общественное мнение. Это относится и к существующей практике аттестования офицерского состава. Опыт показывает, что она также нуждается в дальнейшем совершенствовании на основе большей гласности, демократизма, объективности в оценке положительных качеств и недостатков офицеров, генералов и адмиралов. В ходе аттестования командиры и начальники имеют возможность глубже изучить подчиненных на практической работе, дать им конкретные рекомендации и советы, правильно определить перспективы их дальнейшего служебного роста.

Проведенное в 1986 году аттестование показало, что Советская Армия и Военно-Морской Флот располагают в целом достаточным резервом кандидатов для комплектования вакантных и высвобождающихся должностей на весь межаттестационный период. К выдвижению по службе было рекомендовано свыше 40 проц. всего офицерского состава. Вместе с тем по ряду должностей, как выяснилось, этот резерв оказался недостаточным. Такое положение сложилось в отдельных частях Закавказского, Приволжского, Московского и некоторых других военных округов, на Черноморском и Балтийском флотах. И дело здесь не в отсутствии достойных офицеров, а в неумении терпеливо и настойчиво вести работу по их подготовке к выдвижению по службе.

В ходе аттестования не все офицеры были рекомендованы на выдвижение или направление на учебу. Значит ли это, что они должны оставаться в занимаемых должностях до следующего аттестования? Разумеется, нет. Если офицер после аттестования энергично взялся за устранение отмеченных недостатков, проявляет усердие в службе, он может быть включен в резерв на выдвижение. Здесь, как и во всех других случаях, связанных с оценкой кадров, их стимулированием, не должно быть места уравниловке.

В основе подготовки кандидатов для замещения конкретных вышестоящих должностей лежит непрерывное совершенствование их политических и военно-профессиональных знаний, выработка практических навыков выполнения обязанностей по этим должностям. Такая подготовка осуществляется прежде всего в процессе самостоятельной работы, командирской учебы, на сборах, проводимых в объединениях и соединениях. Но между сборами, как правило, она организуется недостаточно качественно. Редко где практикуются индивидуальные задания по повышению уровня знаний, проверка степени готовности к выдвижению по службе. А ведь это важный резерв роста профессионального уровня офицерских кадров.

Большой отряд офицеров непосредственно перед выдвижением по службе проходит подготовку на академических, центральных и офицерских курсах. Однако в ряде мест на них направляются офицеры, не включенные в состав резерва. Трудно понять позицию командиров и начальников, которые допускают это. Она свидетельствует о недальновидности, неумении работать с перспективой. Ведь в войсках после назначения на должность офицеру нелегко наверстать то, что он мог бы получить на курсах. Это положение необходимо в корне поправить.

Успешное выполнение задач второго этапа перестройки неразрывно связано с дальнейшим углублением демократизации, обеспечением законности и социальной справедливости в работе с офицерскими кадрами. Большие надежды в этом отношении возлагаются на постоянно действующие аттестационные комиссии воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений, другие институты армейской и флотской демократии - офицерские собрания, товарищеские суды чести офицеров и т. п. Они должны стать подлинными инструментами гласности и демократизма в решении всех вопросов прохождения службы офицерами, генералами и адмиралами, надежной опорой командиров и начальников в борьбе с негативными явлениями. Только на путях демократизации работы с кадрами можно исключить местничество, протекционизм, незаслуженные и ошибочные назначения. В последние годы восстанавливается законность в прохождении службы отдельными офицерами, которые вопреки существующим требованиям находились в подчинении своих ближайших родственников, обеспечивается справедливость в вопросах замены офицерского состава, решаются другие важные вопросы, которые во многом определяют отношение людей к перестройке.

В полной мере относится это и к вопросам социальной сферы. Настроение людей, их отношение к делу во многом зависят от своевременного и справедливого удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Отеческая забота о кадрах не сводится, например, к решению одного лишь жилищного вопроса, несмотря на всю его злободневность. Она предполагает создание оптимальных условий как для службы и работы самого офицера, так и для членов его семьи. Задача эта больше политическая, чем сугубо хозяйственная. Вот почему для ее решения необходимы максимальная гласность и законность.

При рассмотрении всех кадровых вопросов, будь то присвоение очередного воинского звания, награждение, перемещение по службе, предоставление установленных законодательством льгот, увольнение с действительной военной службы, а также связанных с обеспечением жилой площадью, требуется чуткое и внимательное отношение к человеку. Но особенно нуждаются в нем участники Великой Отечественной войны, ветераны Советских Вооруженных Сил, те, кто прошел службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, был ранен, получил увечье, стал инвалидом при исполнении воинского долга. Важно, чтобы никто из воинов-интернационалистов, вернувшись на Родину, не столкнулся с черствостью, бюрократизмом, равнодушием. В этом видится одна из конкретных задач военных советов, командиров, политических и кадровых органов.

Перестройка глубоко затронула все стороны работы с военными кадрами, оказывает возрастающее влияние на повышение их активности, инициативы и ответственности в решении поставленных задач. Это способствует повышению авторитета советского офицерского корпуса'и Вооруженных Сил в целом. Вместе с тем в работе с военными кадрами есть еще немало нерешенных проблем и узких мест. Вот почему требование продолжать расширять и углублять процесс перестройки, перенести основные усилия на организацию практического выполнения принимаемых решений и планов, постоянно совершенствовать стиль и методы работы относится к каждому из нас.

Верные своему воинскому долгу, советские офицеры делают все необходимое для того, чтобы оправдать доверие партии и народа, которые, как подчеркивалось на январском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС, вправе рассчитывать, что никакие агрессивные происки империализма не смогут застать нас врасплох.

Правда. - 1987. - 15 июля.

Язов Д. Т. На страже социализма и мира.- М: Воениздат, 1987.-С. 45.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г.- М: Политиздат, 1987.-С. 77.

Правда.- 1988.- 20 февраля.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1986.-С. 116.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации