По просьбе читателей на страницах нашего журнала развернута дискуссия по руководству и управлению войсками в повседневной их деятельности.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1988, стр. 35-44

В ВОЙСКАХ, ШТАБАХ, ВВУЗАХ: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

По просьбе читателей на страницах нашего журнала развернута дискуссия по руководству и управлению войсками в повседневной их деятельности.

Вопрос этот сложный и пока еще не нашел должного отражения в печати. Мы просим читателей активнее включаться в обсуждение этой проблемы, смелее показывать пути ее решения.

Некоторые вопросы организаторской деятельности командующего (командира)

Генерал-лейтенант авиации И. М. КАЛУГИН

РУКОВОДСТВО повседневной деятельностью войск в мирное время охватывает обширный и разнообразный круг вопросов, из которых наиболее важным является организация учебного процесса авиаторов. Тут важно все: продуманное, всесторонне согласованное планирование; постоянный и эффективный контроль за выполнением не только плана оперативной, боевой и политической подготовки, но и задач, решаемых каждым летчиком и экипажем; профессиональное и методическое мастерство авиационных командиров; забота о всестороннем материально-техническом обеспечении авиаторов.

Большая роль в этом важном деле принадлежит командиру (начальнику). Поэтому мне хотелось бы поделиться с читателями некоторыми соображениями о роли и значении руководителя в организации учебного процесса.

Организаторскую деятельность, на мой взгляд, необходимо начинать с уяснения поставленной задачи вышестоящим командованием с учетом полного знания фактического состояния дел частей и соединений, особенностей базирования, климатических условий, возможного театра военных действий и других факторов. Понимание оперативного предназначения, знание уровня боевых возможностей соединений и частей позволяют выработать наиболее правильные направления планирования боевой и политической подготовки, расставить руководящий состав исходя из выполнения им своих функциональных обязанностей. Четко спланированная по задачам, срокам, направлениям, а затем организованная на партийной основе работа командира, штаба и политорганов способствует высокой результативности и летной выучке.

Первостепенное значение, как мне кажется, будут иметь анализ сделанного и планирование того, что конкретно необходимо предпринять для совершенствования профессионального мастерства, боевой и политической подготовки, достижения высоких результатов в повышении бдительности и боеготовности. Принять все меры к тому, чтобы в процессе боевой учебы не допускались случаи послабления и условностей, формализма, парадно-показной организации занятий. Любое упущение, просчет могут обернуться срывом задачи, потребуют дополнительных сил и средств, времени для ее решения. Добиться такого положения, чтобы каждый обучаемый понимал, что полет - это боевая задача, что при ее выполнении нужно взлететь, нанести удар по противнику, «победить» его и вернуться на свой аэродром.

Эта задача может быть решена только при умелом сочетании форм и методов личной работы командира с опорой на штаб, военный совет, политорганы. Осуществляя контроль за деятельностью подчиненных, особое внимание нужно обращать на конкретный вклад каждого генерала, офицера в процесс обучения и воспитания личного состава войск и штабов. В этом случае руководитель всегда будет иметь объективную информацию о фактическом положении дел в подчиненных соединениях и частях и оперативно, квалифицированно влиять на дальнейшее совершенствование учебного процесса, корректировку плана.

Следует сказать, что и сами планы оперативной, боевой и политической подготовки, являясь стержнем обучения и воспитания войск, должны отвечать задачам, поставленным старшим командиром (начальником), и в то же время конкретно определять ответственность офицеров и генералов за.порученный участок работы.

С этой целью у нас, например, на основе общих планов соединений и частей каждый генерал, офицер штаба разрабатывает индивидуальный план работы на год, полугодие с последующим уточнением и дополнением мероприятий на квартал, месяц, неделю, день.

План после его утверждения приобретает силу закона, но это вовсе не означает, что он превращается в догму. Его можно и даже нужно в связи с изменением соответствующих условий корректировать, уточнять и дополнять. Это, как показывает практика, позволяет находить главное в системе обучения и воспитания, качественно решать задачи подготовки экипажей к боевым действиям, обеспечит своевременное проведение оперативно-тактических мероприятий, соблюдение графика отпусков руководящего состава и т. д.

Я понимаю, что конкретных рекомендаций в деле руководства повседневной деятельностью войск быть не может. Они зависят от многих факторов, и в первую очередь, как мне кажется, от компетентности руководителя, его методического мастерства, умения работать с подчиненными. Только сочетание форм и методов работы поможет найти такое направление в их применении, которое позволит уйти от формализма, мелочной опеки, воспитать инициативных, самостоятельных руководителей, умеющих принимать своевременные и целесообразные решения, упорно и настойчиво проводить их в жизнь.

Требования, предъявляемые к планированию учебного процесса

Генерал-майор В. М. ОСМОЛОВСКИЙ

ВОПРОС планирования оперативной, мобилизационной, боевой и политической подготовки войск и штабов не нов. На этот счет имеется целый ряд инструкций, методических пособий и рекомендаций. Однако, когда начинаешь анализировать состояние дел в организации жизни и деятельности личного состава соединений и частей, приходишь к выводу о том, что многих недостатков в учебном процессе могло бы и не быть, если бы был детально проработан, скорректирован по месту и времени план.

Как показывает практика оперативной, боевой и политической подготовки войск и штабов, всякий планирующий документ должен, во-первых, соответствовать уровню планирующего органа. Красной нитью через него должна проходить повседневная деятельность командира и органов управления в поддержании части сил (дежурных средств) в наивысшей боевой готовности к немедленным действиям по выполнению задач боевого дежурства. Понимая важность этих вопросов, мы самым тщательным образом изучили их и пришли к выводу, что планы в большинстве своем перегружены мероприятиями полкового и батальонного звена. В текущем году критически рассмотрели свои позиции, избавились от их перенасыщения и привели в необходимое соответствие, что позволило в свою очередь значительно сократить объем, повысить ответственность непосредственных исполнителей, избежать подмены нижестоящих командиров и начальников в выполнении ими своих функциональных обязанностей.

Во-вторых, основой планирования специальной, тактической, технической и политической подготовки у нас стала типовая неделя, разработанная для каждого рода войск и специальных войск, в которой определяются дни и часы занятий, регламентных работ, одностепен-ных и двухстепенных дневных и ночных тренировок, паркохозяйственные дни, подводятся итоги.

В типовой месяц командирской подготовки входят недели и дни занятий от подразделения до объединения, работы в войсках, комплексной отработки задач боевой подготовки и учений.

Все это позволило придать боевой учебе состязательный характер по задачам и нормативам, обеспечить плановость в работе командиров и штабов в войсках, создать стройную систему контроля и помощи, участия вышестоящих командиров в обучении и воспитании личного состава подчиненных соединений, частей и подразделений, повысить эффективность и экономичность комплексирования подготовки разнородных и взаимодействующих сил и средств.

Наряду с сокращением объема (о чем указывалось выше) мы перешли к графической форме планов по важнейшим направлениям (совершенствованию управления и связи, реализации боевых возможностей вооружения, укрытию техники и т. д.). Так, например, в плане совершенствования боевой готовности (в графе «Укрытие техники») указывается, сколько техники надлежит укрыть, в том числе в теплых хранилищах, неотапливаемых и обвалованных, сколько укрыто, что будет сделано к концу года.

В ежемесячном плане-календаре, кроме мероприятий боевой и политической подготовки, на мой взгляд, должны быть отражены вопросы эксплуатации вооружения, укрепления воинской дисциплины и службы войск, партийно-политической и политико-воспитательной работы, совершенствования боевой готовности. Это же касается и расписаний занятий.

В-третьих, как показывает опыт штабов, положительное влияние на качество разработки ежемесячных планов оказывает участие в атом процессе воинской общественности. В подразделениях, кроме командира и его заместителей, мы, например, привлекаем секретарей партийной и комсомольской организаций, в частях - председателей групп народного контроля, судов чести, секретарей парткомов и партийных комиссий. После утверждения планов в обязательном порядке ставим задачи офицерам, прапорщикам, сержантам, председателям различных комиссий и комитетов (спорткомитета, рационализации, по приему на классность и т.; д.). Такая система уже в ходе планирования обеспечивает высокую активность личного состава соединений и частей, членов семей офицеров и прапорщиков в решении выполняемых задач. На эту работу не следует экономить ни сил, ни времени, ибо она исключительно эффективна.

При такой разработке планирующих документов видна полная картина состояния дел, перспектива на будущее, легче определить, на каких задачах необходимо сосредоточить основные усилия командования.

О некоторых формах и методах руководства

Вице-адмирал Г. Н. ГУРИНОВ

ГЛАВНОЙ задачей боевой и политической подготовки всегда было и остается всемерное поддержание кораблей, частей и соединений ВМФ в постоянной боевой готовности, укрепление воинской дисциплины, воспитание личного состава в духе высокой бдительности и готовности к защите завоеваний социализма.

Эти вопросы не раз обсуждались на страницах журнала. Подняты они и в статьях товарищей Г. А. СТЕФАНОВСКОГО и IB. А. КОПЫЛОВА, в которых они делятся накопленным опытом работы, поднимают проблемы планирования, организации учебного процесса, контроля и оказания помощи войскам.

IB своей статье я также хотел бы изложить некоторые соображения по организации планирования и работе командования по укреплению воинской дисциплины.

В современных условиях деятельность войск (сил) все больше усложняется, растут многообразие и объем решаемых задач. Поэтому сейчас планирование в масштабе объединения становится не простым делом. Как показывает практическая деятельность войск и штабов, планы оперативной, мобилизационной, боевой и политической подготовки отвечают требованиям руководящих документов только тогда, когда в их разработке принимают самое непосредственное участие штабы, политорганы, начальники родов войск и служб под руководством командира. Это истина, которая не подлежит сомнению. Однако, когда начинаешь вникать в содержание планирующих документов, то иногда приходишь к выводу о том, что планирование происходит ради планирования. В нем не достигается главного - согласованности. Нередко штабы и политорганы осуществляют эту работу без тесной увязки между собой. Не везде еще изжито стремление к планированию большого количества мероприятий без учета возможностей их выполнения, что отрицательно сказывается на качестве их проведения, приводит к неорганизованности, плохой подготовке, срыву занятий, порождает у офицеров неуверенность, а главное, безразличное отношение к работе.

Тщательно изучив сам процесс организации планирования в некоторых соединениях и частях, приходишь к выводу, что не допустить перечисленных выше недостатков можно лишь при условии, что руководящий состав всех степеней будет больше вникать в вопросы планирования, руководить этим процессом, утверждать планы только после тщательного их изучения и согласования. Однако и этого недостаточно.

После того как поставлены задачи, разработаны и утверждены планы, главное в деятельности командования, штабов и политорганов - организовать работу по качественному претворению их в жизнь, несмотря на любые трудности и препятствия, которые могут возникнуть на этом пути. И вообще, в работе командира не должно быть места ссылкам на какие-либо объективные и субъективные причины. Необходимо сделать все, чтобы намеченные мероприятия были выполнены в установленные сроки, и только после этого обращаться за помощью к старшему начальнику.

Большую помощь командованию в организации и отладке учебного процесса оказывают своевременный, систематический контроль и оказание конкретной помощи подчиненным. Их содержание и сроки желательно закладывать в личные планы работы командования, а также органов управления.

У нас, например, укоренилась практика, когда командующий (командир) своим непосредственным влиянием в течение года охватывает все важнейшие участки работы, основные соединения и части, и прежде всего те из них, где дело обстоит неблагополучно. При таком подходе исключаются всякого рода неожиданности и искореняются «пожарные» методы.

Причем выезды в соединения, части должны быть, как правило, в составе комплексных групп во главе с командующим (командиром) или его заместителем с привлечением офицеров управления, основных отделов и служб.

Контроль будет действенным, если он сопровождается обязательным устранением выявленных недостатков на месте. Для этого надо работать в том или ином соединении (части) столько, сколько необходимо для того, чтобы помочь наладить учебный процесс.

Известно, как высмеивал В. И. Ленин тех работников, которые «сплошь да рядом дают великолепнейшие советы и руководящие указания, но оказываются до смешного, до нелепого, до позорного «безрукими», неспособными провести в жизнь эти советы и указания, провести практический контроль за тем, чтобы слово превращалось в дело» (Поли. собр. соч., т. 35, с. 202).

Большая роль в деятельности командующего (командира) отводится работе по укреплению воинской дисциплины. В современных условиях само понятие дисциплины (дисциплина времени, боевого дежурства, взаимодействия, связи и др.) стало наиболее емким. Повысились боевые возможности оружия, усложнились задачи, возросла роль слаженности и четкости в работе, а также ответственность за выполнение приказов как коллектива в целом, так и каждого воина.

Как показывает опыт работы по укреплению сознательной воинской дисциплины и состояние дел в соединениях и частях, то здесь не все благополучно. По-видимому, нам, руководителям, следует глубже задуматься над тем, где, в чем и почему мы недорабатываем, что нужно сделать для того, чтобы состояние воинской дисциплины отвечало современным требованиям. По моему глубокому убеждению, необходимо прежде всего вернуться к Дисциплинарному уставу, подлинному пониманию воинской дисциплины, которая означает строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных советскими законами и воинскими уставами.

Исходя из этого положения, целесообразным будет, на мой взгляд, состояние воинской дисциплины оценивать не только по количеству грубых проступков и неуставных взаимоотношений, но и учитывать все другие, так называемые мелкие нарушения.

Это не значит, что в какой-либо степени должна быть ослаблена острота реакции на неуставные взаимоотношения. Наоборот, если мы будем правильно оценивать состояние воинской дисциплины и принципиальнее относиться к выполнению приказов и требований уставов, меньше будет причин для их возникновения. В своей работе опираться на партийный и комсомольский актив, знать настроение личного состава и подлинную обстановку в части, подразделении. Глубже изучать людей, более настойчиво воспитывать культуру уставных взаимоотношений, уважительнее относиться к товарищам по службе.

Для укрепления воинской дисциплины важны хорошо поставленная воспитательная работа, четко организованная служба, воинский порядок. Однако здесь иногда допускаются формализм, грубость, подмена необходимой требовательности придирчивостью, нарушение дисциплинарной практики, уговоры и увещевания подчиненных. На мой взгляд, это самое страшное зло в работе с людьми. С уважением к человеческому достоинству надо относиться даже к тем, кто получил взыскание, так как наказание является одним из методов воспитания.

Особенно внимательным следует быть к молодым солдатам и матросам. Их надо изучать с первого дня прибытия, знать их запросы, настроения. Методически грамотно, индивидуально работая с каждым, учить стойко преодолевать тяготы воинской службы.

Одним из направлений укрепления воинской дисциплины является своевременное доведение приказов и распоряжений, воспитание исполнительности. Для этого, на мой взгляд, необходимо, с одной стороны, поднять их авторитет, с другой - строже контролировать выполнение отданных распоряжений и добиваться их безусловного выполнения.

Таким образом, в современных условиях немыслимо успешное решение задач, выполняемых соединениями и частями, без крепкой воинской дисциплины. Командирам всех степеней необходимо повысить требовательность к воинской службе, сочетая ее с заботой о людях. Долг всех офицеров - изжить неуставные взаимоотношения в руководимых ими коллективах, преодолеть отрыв командного состава от подчиненных. Особое внимание следует уделять укреплению дисциплины боевого дежурства.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации