Военно-экономические аспекты ориентации оборонного строительства на качественные параметры

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/1990, стр. 27-32

ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ТЫЛ

Военно-экономические аспекты ориентации оборонного строительства на качественные параметры

Капитан 1 ранга в отставке А. И. ПОЖАРОВ,

доктор экономических наук, профессор

СОВРЕМЕННАЯ обстановка потребовала переосмысления прежних представлений во всех областях общественной жизни, в том числе и в сфере обороны. Чем вызвана переориентация оборонного строительства с количественных на преимущественно качественные параметры, что она означает и каких изменений требует в мышлении и деятельности военных кадров? Ответить на эти вопросы можно, лишь обстоятельно разобравшись в диалектике экономики и войны.

ДИАЛЕКТИКА ВОЙНЫ И ЭКОНОМИКИ В СВЕТЕ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Научный анализ взаимосвязей войны и экономики впервые дан К. Марксом и Ф. Энгельсом, вскрывшими зависимость войны от экономики. Выделим три главных момента этой связи. Первый - социально-экономический аспект. Он состоит в том, что причины, порождающие войны, коренятся в экономике, основанной на частной собственности. Главные экономические интересы господствующего класса в обществе, экономика которого основана на различных формах частной собственности, связаны с охраной этой основы, защитой и расширением владений. Политика является концентрированным выражением их интересов, приводит к систематическому применению военного насилия как внутри общества - против эксплуатируемых масс, так и в отношениях с другими государствами. Война служит продолжением такой политики. Второй - зависимость войны от экономики состоит в том, что экономика, являясь материальной основой военной силы, оказывает определяющее влияние на возможные масштабы, длительность и напряженность войны. Третий. Экономика активно воздействует на развитие военного дела в целом, на размеры, структуру и организацию вооруженных сил, формы и методы ведения войн, состояние военного искусства.

Основоположники марксизма указывали и на обратное влияние войн на экономику, связанное, во-первых, с непосредственным вооруженным воздействием, уничтожением людей, разрушением средств производства, накопленного богатства, во-вторых, с отвлечением сил и средств в военную экономику, обеспечивающую функционирование военной мощи. Анализ диалектики войны и экономики на разных исторических этапах позволил научно обосновать вывод о неизбежной гибели милитаризма от последствий его собственного развития.

Исследование проблемы соотношения монополистического капитализма и войны позволило В. И. Ленину установить, что капиталистическая монополия по своей внутренней экономической сути порождает политику мирового господства, продолжением которой являются мировые империалистические войны. Военно-экономические отношения империализма нашли теоретическое выражение в таких категориях, как военно-государственный монополистический капитализм, капиталистическое «хозяйство на войну», международные военно-промышленные монополии и др.

В. И. Ленин показал, что социально-экономические отношения, складывающиеся на основе социалистической собственности, исключают эксплуатацию человека человеком. И в международных отношениях интересам социализма соответствуют не войны, а сотрудничество и взаимопомощь с социалистическими странами, мирное сосуществование с капиталистическими. Принцип мирного сосуществования В. И.Ленин обосновывает не только тем, что в лице социализма родилась та могучая социальная сила, которой войны внутренне чужды, но и тем, что к этому побуждают «общие всемирные экономические отношения», складывающиеся при формировании мирового хозяйства в процессе перерастания капитализма в империализм.

В трудах В. И. Ленина всесторонне рассмотрены и вопросы защиты социалистического Отечества. Но жизнь не стоит на месте, поэтому и ленинское наследие нуждается в творческом развитии. Сегодня принципиально новое состоит в том, что рядом государств была создана военная мощь, способная уничтожить все живое на земле, что современный мир при всем его многообразии и противоречивости стал во многом целостным, общечеловеческие интересы и проблемы приобрели первостепенное значение, для их решения необходимо объединить усилия всего человечества, чтобы предотвратить угрозу гибели. Эти реалии в корне меняют многие взаимосвязи экономики, политики и войны.

О социально-экономическом аспекте этих связей. |Общеизвестно, что в современных условиях мировая война может привести к гибели цивилизации. Чем же заменить ее в формуле экономика - политика - война? Мало сказать - невоенными средствами. Продолжение политики иными, адекватными ей средствами возможно лишь тогда, когда политика станет иной. Но так как политика не произвольна, а является концентрированным выражением экономики, то Ответ надо искать в новых экономических отношениях и интересах - в этом суть проблемы.

Во-первых, общие всемирные экономические отношения, на которые указывал В. И. Ленин, ныне развились в мировое хозяйство, которое все в большей мере становится единым организмом. Вне его не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось. Учитывая это, меняются приоритеты: достижение интересов любого уровня - будь то личные, классовые, государственные или общественной системы - зависит от реализации общечеловеческих интересов, разрешения глобальных проблем. Ни капитализм, ни социализм не могут игнорировать этих требующих объединения усилий человечества проблем, ибо в противном случае - вырождение и гибель человечества.

Во-вторых, с созданием сверхмощного оружия появилась задача сохранить жизнь на земле, возможность развиваться и реализовывать другие интересы: глобальные и региональные, расовые и национальные, материальные и духовные. В силу этого мирное сосуществование из категории возможности перешло в категорию насущной необходимости. Учитывая все это, политика и социалистических, и капиталистических стран обогащается новым содержанием. Оставаясь концентрированным выражением экономических интересов классов, государств, наций, она -как непременное условие их реализации выражает и высший общечеловеческий интерес. И если это так, то ее продолжением не может быть война, эпоха мировых войн уходит в прошлое.

Новому содержанию политики соответствовало бы достижение и поддержание баланса социальных сил на основе международного права. Но пока будут найдены другие способы регулирования международных отношений, видимо, еще долгое время сохранится старое средство- военная сила. Ее роль и место в реализации политики претерпевает существенные изменения. В связи с этим хотелось бы отметить два момента.

Первый. Человечество на пороге осознания себя как единого целого стало свидетелем значительного запаздывания науки и политического мышления в признании новых реалий, перестройке содержания международной политики, выработке и применении новых средств ее реализации. Манифест Рассела - Эйнштейна появился в начале 50-х годов, но только в середине 80-х новое мышление стало осуществляться в СССР на практике. Словом, возрождение ленинской идеи приоритета общечеловеческих ценностей, выработка новой политики и средств ее проведения в жизнь затянулись, а это отрицательно сказалось на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении. Внешнеполитическая деятельность должна способствовать высвобождению ресурсов, переориентации их на мирное строительство. Важно понять, что в дальнейшем запаздывание в да«ной области будет обходиться все дороже.

Второй. Пока не снята военная угроза, надо поддерживать обороноспособность страны на уровне разумной достаточности.

О диалектике экономической и военной мощи. При всем различии взглядов на содержание могущества государства за экономикой признается основная роль. Она определяет военную мощь, политическое влияние. Появление ядерного оружия многое меняет. Создав критическую военную силу, государство не может ее превзойти, даже если его экономическая мощь и военно-экономический потенциал еще не исчерпаны. Здравый смысл подсказывает, что и одна, и десять единиц такой силы дают одинаковый - неприемлемый для разумной политики - результат. Этот упрощенный пример говорит о том, что нужно коренным образом пересматривать понятие «могущество», структуру, критерии и показатели экономической и военной мощи.

О взаимосвязи экономики и военного строительства. Новое здесь связано с объективной необходимостью ограничить военный потенциал пределами, достаточными для обороны, добиваться принципиальных структурных изменений в вооруженных силах, ориентировать их строительство на качественные параметры, на решение оборонных задач с возможно меньшими затратами ресурсов.

Итак, происходит качественное изменение взаимосвязей экономики, политики и военного дела. Это требует переосмысления фундаментальных теоретических положений, подъема военно-экономической науки еа новую ступень, разработки актуальных проблем экономического обеспечения обороны. О насущности данной задачи свидетельствует тот факт, что вопросы оборонного строительства выплеснулись на страницы не только военных изданий. Их обсуждение зачастую ведется некомпетентными людьми, порой предвзято, будоражит общество.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Военно-экономическая суть ориентации оборонного строительства на качественные параметры состоит в том, чтобы добиваться поддержания военно-стратегического паритета с возможно меньшими затратами средств общества. Для этого, образно говоря, надо создать точные военно-экономические «приборы», встроить их в структуру оборонного механизма и научить военачальников, каждого воина, работников, занятых в сфере обороны, пользоваться ими в повседневной деятельности. Это выдвигает на первый план фундаментальные задачи, связанные с подъемом на качественно новую ступень военно-экономической теории, ее изучением.

Надо переосмыслить заново принципиальные положения военно-экономической науки, исключив излишнее идеологизировалие и апологетическую подгонку реальной, порой неприглядной действительности под привычные догмы. Спору нет, военной экономике любого государства свойственны успехи и недостатки того способа производства, в рамках которого она развивается. До недавнего времени отмечались преимущества советской военной экономики перед капиталистической. Теперь признано, что действительность далека от идеала. Следует учесть, что наряду с социально-экономическими отношениями существуют и организационно-экономические, в военной экономике в комплексе со специфическими законами действуют и всеобщие экономические. Наконец, нужно глубоко изучать современную военную экономику империализма не ради того, чтобы бросить несколько хлестких фраз о ее антагонизмах и эксплуататорском характере, а для того, чтобы выявить в ней передовые достижения, в том числе обусловленные научно-техническим прогрессом.

Система военно-экономических отношений чрезвычайно сложна. Она охватывает производство, распределение, использование оружия, сложнейшие взаимосвязи военного и гражданского секторов экономики, сложнейшие международные военно-экономические отношения. С повышением роли качественных параметров в строительстве армии и флота военно-экономические процессы нужно отражать в форме адекватных категорий, законов, моделей.

Однако теория военной экономики в силу ряда причин не занимает должного ей места. Занять его - значит решить названные проблемы. От глубокой теоретической проработки законов экономического обеспечения обороны страны, категориального аппарата, охватывающего все сферы военно-экономической деятельности, во многом зависят новые подходы к практике. 'Каковы они?

Первый. Теоретико-методологическое единство. Экономическое обеспечение обороны страны - это сложная, многоплановая система. Она включает научно-исследовательские институты, предприятия, объединения, различные отрасли народного хозяйства, его инфраструктуру, а также хозяйственные структуры Вооруженных Сил. Как добиться их взаимосогласованного развития? Это возможно, если применять военно-экономические законы, действиям которых подчинены все звенья названной системы. Знание их позволяет видеть роль и место каждого звена, пути достижения взаимосогласованности, затрудняемые помимо всего прочего условиями работы в режиме секретности.

Второй. Научное обоснование военно-экономической политики. Ориентация на качественные параметры предъявляет особенно высокие требования к военно-экономическому обоснованию как военно-технической политики, структуры Вооруженных Сил, так и к системе их комплектования и подготовки. Чтобы соответствовать этим требованиям, надо преодолеть систематическое отставание теории от практики, своевременно делать необходимые выводы из качественных сдвигов в экономике и военном деле. Так, с появлением ядерного оружия военная экономика фактически стала оформляться в специфическую структуру, обеспечивающую функционирование Вооруженных Сил.

Но, к сожалению, военно-экономическая теория продолжала «пережевывать» положения о военной экономике как особом состоянии всей экономики в условиях войны, о первом эшелоне экономической мобилизации и других открытиях начала века. И только в дискуссии 70-х годов, проведенной на страницах журнала, впервые появилось новое трактование теории военной экономики. Нельзя допустить, чтобы новая модель безопасности оставалась без соответствующего военно-экономического осмысления.

В военно-экономической области отрыв теории от практики наряду с общими причинами связан с отсутствием необходимой информации о реальных военно-экономических процессах. Не имея данных о масштабах, структуре и динамике военных расходов, военно-экономическая наука не может осмыслить происходящие процессы и на основе обобщения и сопоставления тех тенденций, которые обнаруживаются в военно-экономической деятельности у нас и за рубежом, сделать научно обоснованный прогноз. И неудивительно, что публикация данных о Вооруженных Силах, попытка сравнительного анализа военных бюджетов СССР и США в открытой печати заинтересовала, заставила каждого задуматься о характере наших оборонных расходов. Нужны дальнейшие шаги в этом направлении.

Третий. Качество подготовки военных кадров. Важнейшими составными элементами их профессиональной подготовки стали военно-экономическая грамотность, умение учитывать экономические аспекты оборонного строительства и воинской деятельности. А это, как известно, зависит от качества экономического образования. Перестройка существенно стимулирует его улучшение: в военных вузах вводится преподавание нового курса по военно-экономическим проблемам, созданы и интенсивно работают отделения по повышению экономической подготовки руководящих работников и специалистов. Но все это не в полной мере отвечает современным требованиям. Им не соответствуют и нынешние программы по политической экономии и военной экономике, и то место, которое отведено военно-экономической проблематике в различных формах воспитательной работы, и нынешние масштабы издания военно-экономической литературы.

Обостряется и проблема дифференциации военно-экономической подготовки кадров. Особо отметим, что нужна специализированная военно-экономическая подготовка генералов и офицеров Центрального аппарата и заказывающих управлений, от уровня военно-экономической культуры которых зависит стиль всей военно-экономической деятельности в сфере обороны. Наконец, следует заметить, что военных экономистов высшей квалификации подготавливается недостаточно, поэтому даже в ведущих академиях их единицы. Откуда же взяться должному уровню экономической науки в целом, если некому решать назревшие теоретические и учебно-методические проблемы. А их много, они сложны. Назовем лишь некоторые.

Военно-хозяйственный механизм и эффективность оборонного строительства. Центральной военно-экономической проблемой оборонного строительства являются разработка и внедрение в повседневную деятельность критериев (показателей), связанных с эффективностью функционирования системы экономического обеспечения обороны государства в целом и каждого его звена в отдельности, с затратами по поддержанию должного уровня обороноспособности страны и с соотношением этого уровня с затратами, ибо в этом как раз и проявляется эффективность системы в целом и отдельных ее звеньев. Один из ключевых показателей - стоимость, цена оружия, а она галопирует: в период прошлой мировой войны подводная лодка стоила 4-5 млн. долларов, а, к примеру, ПЛАРБ «Огайо», построенная для ВМФ США в 1981 году,- 1291,5 млн. долларов.

Военно-хозяйственный механизм - это способ функционирования и регулирования военно-экономических процессов в соответствии с объективными законами. Он - часть хозяйственного механизма общества, что и определяет его социально-экономическую сущность, содержание и возможности. Коренная реформа экономики позволит повысить действенность этого механизма: эффективнее планировать экономическое обеспечение обороны страны, заинтересовать экономически тех, кто занят разработкой и созданием вооружения в его высоком качестве и низкой стоимости; перевести на новые условия хозяйствования предприятия Министерства обороны СССР.

Надо отметить, что в советской экономической науке систематически недооценивалась эффективность распределения, обращения и потребления. В сфере обороны в силу ее специфики этот недостаток усугублен, экономический инструментарий примитивен, не побуждает военачальников к рачительности. Экономическая инфантильность, преобладание потребительского подхода к вопросам экономики и финансов- укоренившаяся порочная практика. И для ее преодоления важны не только призывы. Нужно завершить формирование военно-хозяйственного механизма, охватив не только производство, но и распределение, обращение, потребление военной продукции. Особенно остро встают такие неотложные вопросы, как включение в систему принятия решений командиров и начальников военно-экономических показателей, возможность найти на практике простые формы применения критерия минимизации затрат на достижение требуемого эффекта в каждом звене военно-экономического процесса, научиться стимулировать высокоэффективный ратный труд. Их решение возлагается на НИИ, академии, училища. И делать это надо одновременно с перестройкой экономики, переходом к регулируемым рыночным отношениям.

В свете нового политического мышления особое значение приобретает исследование современных международных военно-экономических отношений. Научно-технический прогресс ускорил интернационализацию производительных сил, интеграционные процессы, что дало мощный толчок развитию форм международных военно-экономических отношений. Широкое распространение получили такие формы взаимодействия, как совместные исследования, разработка и производство вооружений и техники, создание инфраструктуры в масштабе военных блоков. Ныне международные военно-промышленные монополии превратились в мощные транснациональные корпорации (ТНК), меняющие лицо военной экономики империализма. Так, комплекс заграничных предприятий американских ТНК использует дополнительную армию рабочих и служащих, по численности равную половине занятых в обрабатывающей промышленности США, и производит товары и услуги общей стоимостью 1,5 триллиона долларов в год.

Это - «вторая экономика». Она в значительной мере обслуживает военные потребности: по американским лицензиям производится более 60 видов вооружений в 79 странах мира, американские ТНК участвуют в реализации 80 международных программ на основе кооперационных военных соглашений. Меняется характер военной помощи: если с 1950 по 1974 год США направили за границу оружия в форме даров на 22 млрд. долларов и продали на 11 млрд. долларов, то с 1975 по 1983 год дары составили 2, а продажа - 99 млрд. долларов. Существует прямая связь между триллионным долгом развивающихся стран и более чем триллионным приращением военных расходов США за последнее десятилетие. В связи с этим пора пересмотреть традиционные оценки военно-экономического потенциала США и других империалистических стран, учитывая, что многие явления превращаются в свою противоположность. Например, то, что считалось зависимостью от импорта, сегодня стало элементом «второй экономики», повышающей военно-экономические возможности соответствующих стран, мобильность и живучесть их военной экономики.

Другой аспект данной проблемы - военно-экономические отношения социалистических государств. В свете нового политического мышления и происходящей в социалистических странах перестройки очевидна необходимость совершенствования форм военно-экономических отношений, что будет способствовать сокращению расходов и укреплению их обороноспособности, дела мира.

Особую актуальность приобрели и военно-экономические отношения двух систем. Ликвидация РСМД, подготовка сокращения других видов вооружения и вооруженных сил, военных расходов - это крупные военно-зкономические проблемы, требующие тщательной научной проработки. Для их решения нужны единые, научно обоснованные военно-эканомические понятия, показатели, критерии, позволяющие соизмерять военную мощь государств, судить о том, каков характер военно-экономических приготовлений, быть уверенным в том, что другие страиы не смогут осуществить внезапного нападения, вести наступательные действия. Государства - участники Варшавского Договора высказались за регулярный обмен данными о вооруженных силах, о структуре и содержании военных бюджетов. Выразить эту информацию показателями взаимоприемлемыми - сложная научная проблема, которую необходимо решать незамедлительно.

Проблема конверсии военного производства особенно актуальна. Назовем важнейшие ее военно-экономические аспекты. Это обобщение опыта послевоенной реконверсии в свете современных требований, изучение процессов перехода от курса «сверхвооружения» к принципу разумной достаточности, исследование конверсионных процессов, в том числе диверсификации, изыскание оптимальной структуры и масштабов военной экономики.

Небольшой обзор военно-экономических аспектов ориентации оборонного строительства на качественные параметры убеждает в том, что перед военно-экономической наукой встали весьма сложные задачи. Масштабность предстоящих работ по переосмысливанию военно-экономических знаний и перестройке экономической подготовки военных кадров требует пристального внимания военной печати, систематического обсуждения военно-экономических аспектов новой модели безопасности.

Военная мысль. - 1971. - № 4. - С. 48-53; .1972. - № 2. - С. 18-19.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации