Оборонная достаточность и проблемы предотвращения войны

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1990, стр.4-9

Новое мышление в военном деле

Оборонная достаточность и проблемы предотвращения войны

Оборонная достаточность и проблемы предотвращения войны

Полковник В. А. ЧИРВИН

В статье с учетом происходящих на основе нового политического мышления изменений во взглядах на проблемы войны и мира, пути и способы обеспечения национальной и всеобщей безопасности в ядерно-космический век рассматриваются концепция оборонной достаточности и значение реализации ее принципов для предотвращения войны. При этом учитывалась степень раскрытия отдельных аспектов данной проблемы в периодической печати, в том числе и на страницах журнала «Военная мысль».

СОБЫТИЯ последнего времени убедительно показывают, что на основе нового политического мышления найдены нестандартные подходы к решению ключевых проблем международной жизни. Немало сделано для того, чтобы ослабить напряженность, развить процесс разрядки, активизировать работу по расширению контроля за военной деятельностью 35 государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этому способствовало и обнародование военной доктрины государств - участников ОВД. В ходе реализации ее положений осуществляется радикальный пересмотр взглядов на обеспечение национальной и всеобщей безопасности. Меняются в связи с этим и требования к военному потенциалу Советского государства, его Вооруженным Силам с точки зрения их количественных и качественных параметров, направленности подготовки. В военную теорию вошли новые понятия, в их числе оборонная достаточность.

Случайно ли появление этой категории в военной теории в последнее время? Представляется, что нет. Это объективная реальность, жизненная необходимость. С созданием ядерного и других видов оружия массового поражения в истории человечества впервые появилось средство вооруженной борьбы, которое бессмысленно использовать для достижения политических, экономических, идеологических и других целей, т. е. сама война с применением этого оружия иррациональна. В ней не будет ни победителей, ни побежденных, она приведет к гибели цивилизации на Земле. Но и неядерная война с использованием современных обычных вооружений по своим гибельным последствиям не уступает войне ядерной. А потому и она бессмысленна.

Именно поэтому предотвращение войны - важнейшее положение советской военной доктрины, а оборонная достаточность - один из путей осуществления этой исторической задачи. Речь идет о таких действиях, которые были бы направлены на предотвращение войны, на обеспечение безопасности Советского государства меньшими средствами. С помощью военной силы в ядерный век нельзя обеспечить ни национальную, ни всеобщую безопасность. Достичь этого можно прежде всего политическими средствами, последовательно подводя военные потенциалы сторон к пределам оборонной достаточности. Первые шаги уже сделаны: в соответствии с Договором по РСМД между СССР и США уничтожаются по сути два класса ракет. Советский Союз в одностороннем порядке значительно сокращает свои Вооруженные Силы и обычные вооружения. Несомненно, подобные мероприятия требуют от советского политического и военного руководства немалого мужества: переломить стереотипы, складывавшиеся десятилетиями, всегда непросто. Но СССР, осознав необходимость решительных действий по предотвращению войны, подал пример перехода к оборонной достаточности. И как свидетельствуют факты последнего времени, получает поддержку в других странах, в том числе и в США.

Вместе с тем в существующих условиях каждый следующий шаг по пути сокращения вооруженных сил и вооружений будет делаться со все большим трудом. И дело здесь вовсе не в желании или нежелании приводить свой военный потенциал в соответствие с оборонной достаточностью. Причина заключается в неразработанности ее концептуальной основы. То, что оборонная достаточность должна распространяться как на ядерные, так и на обычные вооружения, судя по публикациям, сомнений не вызывает. Иначе она теряет смысл в контексте и внешней, и внутренней политики государства.

А дальше возникает очень много вопросов,, на которые, как мне представляется, обоснованных ответов пока нет, а если и есть, то они неоднозначны. Например, что мы понимаем под оборонной достаточностью? Каковы пределы этой достаточности? Каковы ее принципы? Как соотнести оборонную достаточность с ядерным и обычным вооружением? Могут ли сокращения вооружений до пределов оборонной достаточности всегда носить односторонний характер или же на каком-то этапе они непременно должны превратиться в двусторонние (многосторонние)? Принципиальную важность имеет и вопрос о том, достаточно ли для практической политики нам самим решить, что наш оборонный потенциал находится в пределах достаточности, или же это должны признать и другие страны?

Попробуем разобраться в этих на первый взгляд несложных вопросах. Необходимо отметить, что содержание оборонной достаточности у нас и в странах Запада неодинаково. В Советском Союзе официально считается, что оборонная достаточность тесно связана с военно-стратегическим равновесием. И это вполне обоснованно, так как в обоих случаях речь идет об относительно примерном равенстве военных сил и возможностей противостоящих сторон. В то же время учитывается, что оборонная достаточность предполагает наиболее низкий предел военного противостояния, тогда как военно-стратегический паритет может быть на различном уровне, вплоть до явно неразумного, когда равновесие военных сил уже перестает быть фактором военно-политического сдерживания.

Существуют и другие точки зрения. Некоторые авторы, судя по публикациям, полагают, что для безопасности страны необязательно равенство военных потенциалов. Они предлагают в одностороннем порядке снижать уровень военного потенциала СССР, не считаясь при этом с необходимостью поддержания военно-стратегического паритета. Сторонники таких взглядов, имея в виду высокие уровни накопленных разрушительных арсеналов, рассматривают принцип разумной достаточности для обороны как односторонний выход из навязанной нам Западом гонки вооружений за сохранение военно-стратегического равновесия, с таким трудом достигнутого Советским Союзом в 70-х годах.

Встречаются и такие мнения, в которых оборонная достаточность представляется как минимальный количественный и качественный уровень военного потенциала государства, необходимый для надежной его безопасности и одновременно не создающий реальной военной угрозы другим странам. В данном случае принцип разумной достаточности для обороны означает отказ от «погони» за другой стороной в развитии вооружений, от создания мобильных, наступательных сил. Он ориентирует на перестройку структуры вооруженных сил, всего военного потенциала прежде всего на оборонительной основе и применим к военным коалициям противоположных общественных систем.

Представляется, что если поддерживать позицию одностороннего разоружения, то можно утратить достигнутое военно-стратегическое равновесие - решающий фактор предотвращения войны. Это неизбежно приведет к появлению обоснованного опасения за нашу безопасность, к попыткам Запада строить с нами отношения только с позиции силы, навязыванию нам своих условий. Иными словами, практически односторонняя реализация принципа разумной достаточности для обороны будет способствовать не предотвращению войны, а возрастанию возможностей и стимулов ее развязывания.

На Западе также существуют различные точки зрения на оборонную достаточность. Справедливости ради отметим, что есть и взгляды, совпадающие с нашими. Однако представители правящих кругов стран Запада говорят лишь о достаточности для обеспечения военного превосходства США и НАТО над СССР и ОВД. Наиболее ярко это проявляется в концепциях «стратегий конкуренции», «ядерного сдерживания», «сдерживания путем устрашения», в программе СОИ, планах модернизации ядерных и обычных вооружений и др. Об этом свидетельствуют и Венские переговоры по сокращению вооруженных сил и обычных вооружений, на которых представители стран НАТО пытаются «выторговать» у СССР односторонние уступки. В частности, это касается отказа включить вопрос о военно-морских силах, по которым Запад имеет явное превосходство над Востоком, и т. д. Представления правящих кругов стран НАТО об оборонной достаточности основаны на мифе о ядерном оружии как гаранте мира, что, как известно, противоречит реальности. Они способствуют поддержанию в обществе страха, препятствуют разоружению, так как «ядерное сдерживание» не может существовать вне возрастающих арсеналов обычного оружия. Раз ядерная война невозможна, то, по их логике, необходимо вооружаться неядерным оружием, наращивать его мощь. Фактически сторонники этой концепции рассматривают обычную войну как законную в современном мире.

Нужно также иметь в виду, что для американских политических и военных деятелей оборона США - это защита не только своей территории, но и американских интересов в различных регионах планеты. Такой же позиции придерживаются и некоторые другие государства НАТО. Например, министр обороны Франции заявил, что Франция - мировая держава. Она входит в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. У нее есть интересы повсюду в мире, во всех четырех океанах и на всех пяти континентах. Она должна иметь возможность защитить их.

Наше понимание концепции оборонной достаточности вытекает из нового подхода к проблеме войны и мира. Ее реализация - это единственный путь к предотвращению войны, к миру, для чего требуются коллективные действия государств, развитые экономические отношения, определенный политический и психологический настрой на разоружение, на необходимость уменьшения военных потенциалов СССР и США, ОВД и НАТО. Она предполагает систему взглядов на строительство Вооруженных Сил в конкретной военно-политической обстановке, направленных на предотвращение войны и обеспечение надежной обороны страны. Основными принципами концепции оборонной достаточности являются: последовательное снижение ядерного потенциала вплоть до его уничтожения; разумная достаточность вооруженных сил и обычных вооружений для обороны; поддержание военно-стратегического равновесия между СССР и США, ОВД и НАТО.

Думается, что при этом подходе оборонная достаточность означает такой уровень военного потенциала страны и характер деятельности вооруженных сил, которые обеспечивают предотвращение войны и надежную оборону государства, но недостаточны для проведения крупномасштабных наступательных действий, т. е. не представляют военной угрозы для другой стороны. Следовательно, оборонная достаточность включает не только сокращение вооруженных сил и вооружений до определенных пределов, паритет и равную безопасность, но и переориентацию военных структур на цели обороны, принятие оборонительных концепций и в соответствии с ними подготовку и деятельность вооруженных сил государств, и прежде всего СССР и США, ОВД и НАТО.

Эти взаимосвязанные моменты отражены в коалиционной военной доктрине государств - участников Варшавского Договора. В ней отмечается, что у союзных государств «никогда не было и нет стремления обладать вооруженными силами и вооружениями сверх того, что необходимо для оборонительных целей», они не добиваются превосходства над другими странами, но и не допустят превосходства над собой. Государства ОВД «строго придерживаются, таким образом, пределов достаточности для обороны, для отражения возможной агрессии». Такие же положения изложены и в советской военной доктрине, имеющей оборонительную направленность. Она учитывает связь уровня достаточности военного потенциала с военно-стратегическим равновесием между СССР и США по стратегическим ядерным силам (с учетом ядерных средств Франции и Великобритании), ОВД и НАТО - по вооруженным силам и обычным вооружениям. Но уровень этого равновесия в настоящее время непомерно высок. Более того, он обременителен в экономическом отношении и при определенных обстоятельствах может не выполнить роли фактора предотвращения войны.

Смысл и содержание представлений о военно-стратегическом равновесии в условиях осознания неприемлемости войны меняются. Чем выше уровни военного противостояния сторон, тем менее надежными - даже при полном сохранении паритета - становятся устои международного мира, тем выше вероятность возникновения войны. Причем последняя возрастает не только в силу политических решений, но и по причине сбоя в многочисленных автоматизированных системах управления оружием.

Следовательно, главный путь к уменьшению возможности возникновения ядерной войны, повышению устойчивости военно-стратегического равновесия между СССР и США по стратегическим ядерным силам - это ограничение и значительное сокращение ядерных вооружений вплоть до их полной ликвидации и предотвращение распространения гонки вооружений на другие сферы.

Вместе с тем гипотетически можно представить ситуацию снижения устойчивости военно-стратегического равновесия не только при наращивании сил и средств одной или обеими сторонами, но и при их значительном сокращении, если, например, при этом будет увеличиваться уязвимость все большей доли стратегических сил, пунктов управления и связи обеих или одной из сторон, а также в случае, если ядерное оружие имеется у третьих стран, не принимающих участия в договоренности по его сокращению. Эти обстоятельства требуют исключительно внимательного и обоснованного отношения к структуре ядерных сил и средств сторон, а также к их составу.

Конечно, не допускать нарушения военно-стратегического равновесия можно ответными мерами, качественно соизмеримыми с действиями стороны - инициатора слома паритета, стремящейся к односторонним преимуществам. Однако становится все более очевидным, что эти усилия, хотя и приводят к стабилизации пошатнувшейся стратегической ситуации, практически не могут возместить устойчивости. Именно поэтому Советский Союз в ответ на новые шаги США по наращиванию вооружений применяет асимметричные меры по сохранению паритета, которые позволяют с наименьшими затратами обеспечивать поддержание устойчивого военно-стратегического равновесия между СССР и США. Например, асимметричные контрмеры, которые могут нейтрализовать эффективность американской программы СОИ, обойдутся всего в несколько процентов ее возможной стоимости.

Сложившаяся к настоящему времени ситуация в области ядерных вооружений такова, что стороны обладают потенциалами, способными многократно уничтожить не только друг друга, но и жизнь на Земле. Назревшей необходимостью стало критическое переосмысление этой ситуации под углом зрения разумного сочетания потребностей обеспечения национальной и международной безопасности с проблемой недопущения возникновения войны и обеспечения выживания человечества. Она может быть радикально решена лишь путем полной ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения и сокращения оставшихся вооруженных сил и вооружений противостоящих сторон до такого (примерно равного) минимального уровня, когда они располагали бы возможностями только для обеспечения надежной обороны, но не могли бы осуществлять наступательных действий, т. е. не представляли бы военной угрозы друг для друга.

Однако думать, что этих целей можно достичь сразу, - утопия. Очевидно, человечеству придется идти к отказу от ядерного оружия путем поэтапных сокращений, тщательно выверяя каждый шаг таким образом, чтобы на всех этапах сохранялись стратегическая стабильность, надежная безопасность СССР и США, государств ОВД и НАТО без ущерба безопасности других стран. При этом в процессе сокращений ядерных вооружений стороны должны поддерживать взаимосогласованный минимальный уровень вооруженных сил и вооружений, необходимый для гарантированного обеспечения обороны государств (коалиций).

В современных условиях в целях снижения опасности возникновения ядерной войны целесообразно отказаться от попыток обрести превосходство в ядерной области и осуществить глубокие сокращения стратегических ядерных вооружений. Такой подход потребует двусторонних (между СССР и США), а затем и многосторонних усилий и взаимности, включая Великобританию, Францию, Китай и другие государства. Здесь важно подчеркнуть, что сведение ядерных вооружений к минимуму в количественном и качественном отношении является не конечной целью, а лишь неизбежным промежуточным этапом на пути к полной ликвидации ядерного оружия.

Представляется, что для снижения опасности развязывания обычной войны требуется реализация принципов оборонной достаточности не только в отношении ядерных вооружений, но и других элементов военной мощи. Это важно, во-первых, потому, что неядерные вооружения обладают большой и все возрастающей эффективностью. Во-вторых, они представляют серьезную опасность в случае их применения для поражения ядерных и химических объектов, крупных гидроэлектростанций и т. д. В-третьих, потому, что имеются неядерные государства, обладающие значительным военным потенциалом. В-четвертых, полный отказ от ядерного оружия вряд ли возможен без реализации принципа разумной достаточности для вооруженных сил и обычных вооружений СССР и США, ОВД и НАТО. И наконец, предотвратить войну нельзя без снижения уровней военного противостояния сторон до пределов оборонной достаточности.

Для обычных вооружений достаточность предусматривает минимально необходимое количество и высокое качество вооруженных сил и вооружений, способных надежно обеспечить оборону страны. Пределы оборонной достаточности для СССР и ОВД определяет количественно-качественный состав вооруженных сил и вооружений США и НАТО. Исходя из принципа разумной достаточности для обороны, Советский Союз делает все возможное, чтобы радикально понизить уровень военного противостояния, сократить вооруженные силы и вооружения сторон так, чтобы они могли лишь обеспечить надежную оборону, но были недостаточны для агрессии и проведения наступательных операций.

При определении конкретного значения такого уровня необходимо учитывать все многообразие факторов, влияющих на устойчивость военно-стратегического равновесия между ОВД и НАТО по вооруженным силам и обычным вооружениям. Количественный и качественный состав вооруженных сил диктуется минимальными потребностями для обеспечения безопасности государств обоих союзов и должен соизмеряться со степенью реальной военной угрозы на каждом конкретном этапе снижения военно-стратегического баланса сторон. Для реализации на практике принципа разумной достаточности для обороны потребуется проведение целого ряда мероприятий, охватывающих как сокращение вооруженных сил и вооружений сторон, так и глубокую перестройку всей структуры и дислокации войск таким образом, чтобы придать им непровоцирующий (ненаступательный) характер, исключить саму возможность внезапного нападения.

При этом предполагается значительное сокращение вооруженных сил и вооружений СССР и США, ОВД и НАТО еще на этапе существования ядерного оружия и на взаимной основе. В данном случае появляются реальные перспективы заключения договоренностей о ликвидации дисбалансов и асимметрий в вооруженных силах и обычных вооружениях сторон, их сокращении до согласованных уровней. Важным является и то, что будет положен конец гонке вооружений, порочному кругу «действие- противодействие - действие». В свою очередь это позволит придать целенаправленность и дополнительные возможности переговорам о поэтапном сокращении ядерных вооружений СССР и США, а на соответствующем этапе - и других ядерных держав. Такой подход обеспечил бы достижение исторической цели, провозглашенной XXVII съездом КПСС, - полной ликвидации ядерного оружия до конца XX столетия.

Полное взаимопонимание в отношении необходимости руководствоваться в военном строительстве принципами оборонной достаточности могло бы стать поворотным пунктом не только в отношениях между СССР и США, ОВД и НАТО, но и в развитии всей международной обстановки, придать дополнительный импульс усилиям по реальному понижению уровня военной конфронтации в различных регионах мира, сокращению вооружений и вооруженных сил, запрещению наиболее опасных видов оружия. Тем самым был бы расчищен путь к формированию всеобъемлющей системы международной безопасности, укреплению стратегической стабильности, исключению войн из жизни человечества.

Важно закрепить реализацию принципов оборонной достаточности согласованными мерами по уменьшению опасности возникновения войны, прежде всего ядерной. В этом смысле представляет интерес идея Советского Союза о создании Европейского центра по уменьшению военной опасности и предотвращению внезапного нападения. В его состав могли бы войти представители всех заинтересованных европейских государств, а также США и Канады. Центр, располагаясь в одной из нейтральных стран Европы, стал бы пунктом оперативного сбора и передачи уведомлений о непредвиденных ситуациях, сопряженных с риском неверного истолкования намерений государств или иным риском повышения военной опасности (несанкционированное применение оружия и воинского контингента, нарушение воздушного и морского пространства в результате непреднамеренных действий или иных заранее не обговоренных обстоятельств, аварий с военной техникой, при которых возможно создание угрозы, выходящей за локальные рамки).

Думается, что в отношениях между государствами, прежде всего между СССР и США, ОВД и НАТО, пора переходить от мер доверия в отдельных сферах к крупномасштабной политике доверия. Ее суть состоит в том, чтобы в результате конкретных шагов и договоренностей они были уверены в намерениях друг друга, чтобы исчезла копившаяся годами взаимная подозрительность. Кроме того, требуется выработать и ряд других мер, например, осуществлять обмен планами учений, маневров и передвижения войск, заблаговременное уведомление о военной деятельности, которая может вызвать подозрения.

Необходимым условием и средством обеспечения доверия между противостоящими сторонами является открытость. Меры по ее достижению должны быть взаимными и достаточными для устранения озабочениостей любой стороны.

Важнейшей гарантией претворения государствами (коалициями государств) в жизнь принципов оборонной достаточности является создание системы международного контроля за соблюдением соглашений в области разоружения и мер доверия. Она предполагает такие методы и формы проверки, которые должны исключить возникновение неясных или подозрительных действий со стороны любого государства. Практический путь к их реализации лежит через взаимное проявление сдержанности, переговоры и соглашения, согласованные действия, не причиняющие ущерба чьей-либо безопасности.

На наш взгляд, необходимо идти к общему пониманию того, какой уровень вооруженных сил и вооружений у каждой из сторон, в первую очередь государств ОВД и НАТО, можно считать достаточным для обеспечения надежной обороны. Принципу разумной достаточности для обороны полностью, отвечают все советские инициативные шаги в области значительного одностороннего сокращения Вооруженных Сил и вооружений, уменьшения военного бюджета, свертывания военного производства.

Реализация этого принципа в советском оборонном строительстве позволит уменьшить количество вооружений, а следовательно, и военные расходы на основе придания нового качества Вооруженным Силам без ущерба обороноспособности страны. Практически состав, техническое оснащение армии и флота уже приводятся к пределам разумной достаточности для обороны. Реконструируются виды Вооруженных Сил рода войск (сил), объединения и соединения. Оперативная и боевая под готовка личного состава организуется в строгом соответствии с установками советской военной доктрины. Вместе с тем здесь имеются и определенные трудности.

Во-первых, для реализации этого принципа нужны глубокие изменения на нескольких взаимосвязанных уровнях. Так, необходимо создать ненаступательную структуру Вооруженных Сил, ограничить в их составе ударные вооружения, «насытить» войска оборонительными системами, снизить параметры мобилизационного развертывания, пересмотреть группировки и дислокацию сил и средств в расчете на выполнение ими в основном оборонительных задач.

Во-вторых, в связи с тем что почти на 20 проц. сокращается военное производство и осуществляется конверсия значительной его части, необходимо утилизировать ненужные боевые системы, обеспечить работу и условия для жизни десяткам тысяч увольняемых из армии офицеров. Это также требует определенных средств и решения сложных экономических и социальных вопросов.

В-третьих, новое мышление, новый взгляд СССР на международную ситуацию хотя и включают односторонние сокращения, отвод войск, их перестройку, но не предполагают одностороннего снижения уровня безопасности, тем более одностороннего полного разоружения. Готовность руководствоваться принципом разумной достаточности для обороны требует, чтобы его придерживались и другие страны, прежде всего входящие в состав блока НАТО. В настоящее время существование дисбалансов и асимметрий по различным системам вооружений, не исключает того, что, руководствуясь именно этим принципом и принципом сохранения устойчивого военно-стратегического равновесия, можно добиваться, успехов на переговорах во всех областях вооружений, подкрепляя их практическими мерами в подготовке и повседневной деятельности вооруженных сил.

Разумеется, приведение теории и практики военной деятельности государств в соответствие с оборонной достаточностью сопряжено с необходимостью решать немало сложных проблем, для чего понадобится определенное время. Потребуется также тщательный учет интересов как национальных, так и мирового сообщества государств. Возникнет, например, проблема поддержания уровней достаточности для обороны больших и малых государств, которая нуждается в дополнительной разработке. Можно предположить, что применительно к Европе, например, на первых этапах она могла бы быть решена в рамках существующих военно-политических, а впоследствии политико-военных союзов, вооруженные силы и вооружения которых после их взаимных радикальных сокращений находились бы на уровне, обеспечивающем надежную оборону. В более далекой перспективе, после перехода от системы блоковой безопасности к всеобщей, в условиях глубоких сокращений вооружений и широкой открытости в военной области большое государство будет практически лишено возможности для такой концентрации сил и средств на одном направлении, которая позволила бы ему предпринимать какие-либо наступательные действия против малого государства. Для обеспечения такого перехода необходимо развитие всеобщей и региональных систем международной безопасности. Ори этом значение последних будет увеличиваться по мере ядерного разоружения и сокращения вооруженных сил и обычных вооружений государств.

В целом кардинальные вопросы предотвращения войны могут решаться, несмотря на их сложность, если все государства, и большие, и малые, осознают свою историческую ответственность за выживание человечества и будут в духе доброй воли искать пути обеспечения своей и международной безопасности.

Язов Д. Т. Верны Отчизне,- М.: Воениздат, 1988.- С. 283.

Дружба народов. - 1988. - № 6. - С. 192-193.

Коммунист Вооруженных Сил. -1987. - № 10. - С. 15; Военная мысль, - 1988. - № 5. -С. 6; Международная жизнь. - 1988. - № 9. - С. 80-91.

Правда. - 1990. -28 февраля.

Правда. - 1987.- 30 мая.

Военная мысль. - 1989. - № 2. - С. 46,


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации