Хотелось бы узнать, каково было положение дел с воинской дисциплиной и правопорядком в Вооруженных Силах в 1989 году

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1990, стр. 52-54

Спрашивайте - отвечаем

Хотелось бы узнать, каково было положение дел с воинской дисциплиной и правопорядком в Вооруженных Силах в 1989 году?

Подполковник С. Н. СТАВСКИЙ

Ответ дан Главной военной прокуратурой.

В Вооруженных Силах в 1989 году по сравнению с 1988 м рост преступности по всем войскам составил 14,5 проц. Особенно возросло количество уклонений от военной службы, хищений оружия, боеприпасов, грабежей, разбоев, изнасилований, количество групповых преступлений, а также преступлений, совершаемых лицами в нетрезвом состоянии. По-прежнему остается высоким процент нарушений правил уставных взаимоотношений между военнослужащими.

Прокурорско-следственными работниками раскрыто большинство совершенных преступлений, разыскано и изъято более 1 тыс. единиц огнестрельного оружия, около 80 проц. всех уголовных дел расследовано в законный срок. По требованию военных прокуроров в 1989 году восстановлены нарушенные права более 7 тыс. человек, привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 55,6 тыс. человек, выявлено около 5,5 тыс. незаконных приказов. Государству реально возмещен материальный ущерб на сумму более 20 млн. руб., на 46 млн. командованием принято решений о привлечении виновных лиц к материальной ответственности. Работниками прокуратуры совместно с участием специалистов Гохрана СССР выявлены и поставлены на учет платина, золото, серебро, содержащиеся в изделиях и агрегатах на сумму свыше 1 млрд. рублей.

Обсуждаем проект Платформы ЦК КПСС

Размышляя над разделом проекта Платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии об обороне страны, нельзя не согласиться с тем, что при общей правильной ориентировке партийной политики в данном отношении она имеет некоторые недоработки, обнаруживает «размытость», туманность отдельных важных позиций.

Во-первых, нет ясности в отношении военной реформы на основе новой военной доктрины и принципа разумной достаточности. Раньше разумная достаточность понималась и толковалась во взаимосвязи с военным паритетом, теперь же это понятие как политический и научный термин исчезло. Решением руководства государства осуществляется одностороннее сокращение Вооруженных Сил СССР, односторонний вывод войск из стран - участниц Варшавского Договора. Надо полагать, что границы «достаточности» теперь сузились до уровня заметно меньшего, чем у возможных противников. Каков же этот уровень, особенно если учесть, что союзные страны Восточной Европы ныне не представляют собой той военной силы, которая подкрепляла наш оборонительный потенциал? В Платформе должно быть ясно показано, кого и в каких границах Советская Армия должна защищать, какими «достаточными» силами.

Во-вторых, вызывает удивление и тот факт, что в разделе «К мирному развитию человечества», тесно связанном с разделом об обороне, будущее развитие международных отношений рисуется так, будто новое мышление уже победило, но ведь тогда и обороняться, собственно говоря, не от кого. Проводимые же реформы в странах Восточной Европы, предполагаемое объединение двух германских государств уже вызвали большую тревогу. Это переворачивает вверх ногами всю нашу систему обороны в Европе. Честно говоря, мне, человеку, прослужившему в Советских Вооруженных Силах почти полвека, трудно представить, как сейчас эту оборону строить, как осуществить ее в рамках «разумной достаточности», когда из-под нее выбита реальная, «земная», территориальная почва? Стало быть, уже сейчас строить ее только на своей территории! Значит, надо так и сказать.

В связи с этим хотелось бы попутно заметить, что означает с военной точки зрения преобразование частей и соединений в чисто оборонительные структуры. Ведь воинские формирования, неспособные к наступлению, практически не являются полноценными.

В-третьих, утверждение о военной реформе не сопровождается никакими другими положениями (кроме двух указанных выше) о принципах ее осуществления. В нашей литературе, в печати уже высказывались разные взгляды на ее характер. Но Платформа как бы «скользит» между ними. Думается, что надо писать не о «повышении профессионализма» (что никогда никем не отрицалось), а об увеличении слоя профессиональных кадров в войсках.

В-четвертых. Можно только приветствовать добрые намерения составителей проекта Платформы о «кодексе чести» в армии и повышении престижа воинской службы. Но как ни удивительно, мы не находим здесь слов о долге гражданина СССР, его ответственности за судьбу Родины, о дисциплине и др. И это не случайно. Разгул охлократических страстей, опьянивший наше общество, знает только три слова, обращенных к власти и, в общем, к Отечеству: «дай», «свобода», «права». А ведь общество строится на единстве противоположных категорий - нет прав без исполнения долга, нет свободы без ответственности перед обществом, у него нельзя ничего взять, не отдав своего труда. К сожалению, составители Платформы как бы плывут по течению все более распаляемых страстей за права и свободу. Кстати сказать, даже «снизу» уже люди начинают все более вспоминать о долге и ответственности, о порядке, о дисциплине и хорошем труде. Без этих категорий свобода превращается в зло. Мы твердим о том, что количественное уменьшение армии должно компенсироваться качеством специалистов и техники. Но ведь на деле многие качественные показатели военной силы падают, и прежде всего моральные и социально-образующие (например, национальное единство). Пора подумать, как образумить разгулявшиеся средства массовой информации и запретить публиковать материалы, подрывающие боеготовность Вооруженных Сил СССР. Это должно быть закреплено Верховным Советом СССР.

И наконец, в-пятых, самое важное. КПСС отказалась, к сожалению, от «монополии на власть», в обществе формируется многопартийность. Не исключено и то, что от КПСС на предстоящем съезде отколются образования «социал-демократического», а может быть, и экстремистского типа.

В опубликованном проекте Устава есть раздел о партийных и комсомольских организациях в Вооруженных Силах. В предсъездовских материалах об этом ничего не сказано. Но легче всего не замечать возможных неприятностей. А когда «гром грянет»? Какую позицию занимать коммунистам, осуждающим всякие уклоны, а тем более образование чуждых социализму партий? Военное дело, а война - это наиболее острая форма проявления политики, воспитывает у служащих ему людей обостренное чувство политического предвидения. Без использования всех имеющихся в окружающей действительности возможностей, тенденций нельзя выиграть самого малого боя. А наше ближайшее будущее - не райские кущи, а арена трудных политических боев. Как действовать коммунистам вообще, а военным в особенности в условиях многопартийности? В Советах еще можно сесть за «круглый стол», в армии же это невозможно. Съезд должен дать на эти вопросы четкие и ясные ответы. В противном случае нас ждут крупные неприятности.

Полковник в отставке Е. И. РЫБКИН,

доктор философских наук, профессор,

заслуженный деятель науки РСФСР

Представляется целесообразным в Платформе ЦК КПСС изложить взгляды партии на вопросы обеспечения внешней безопасности Советского государства в отдельном разделе. В нем можно было бы сформулировать основные положения концепции обороны СССР, обеспечение которой имеет, как известно, не только собственно военный, но и внешнеполитический, экономический, социальный, духовный аспекты. В подразделе же «Оборона» (раздел IV) речь идет в основном о военном аспекте обороноспособности страны.

Обращает на себя внимание и то, что в разделах IV и VI неодинаково расставлены акценты при оценке военно-политической ситуации в мире. В одном констатируется милитаризованность мира, его чреватость вооруженными конфликтами, наличие военной опасности, а в другом отмечается, что остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта. К сожалению, не указывается источник (источники) военной опасности для СССР, ее содержание, социальная природа, направленность. Из обсуждаемого документа неясно, кто нам угрожает сейчас или может потенциально угрожать в ближайшем будущем.

В интересах реалистической оценки международной обстановки желательно указать тенденции ее развития (и позитивные, и негативные), назвать факторы, оказывающие дестабилизирующее влияние на военно-политическую ситуацию. В многовариантности общественного развития заключена не только жизнеспособность мирового сообщества. Многовариантность предполагает, что развитие цивилизации может пойти как по пути оздоровления международной жизни, ее гуманизации, так и по пути балансирования на грани войны и мира, чреватого ядерным апокалипсисом, экологической катастрофой.

Не секрет, что гонка вооружений продолжается по ряду направлений и все более перемещается в область наукоемких технологий. На пороге - появление нового поколения средств вооруженной борьбы, что может девальвировать соглашения в области ядерных и обычных вооружений. Нельзя не учитывать процесс возникновения новых «центров силы», влияние старого политического мышления на межгосударственные отношения, сохраняющийся разрыв в обществе между уровнем научно-технического развития и нравственностью личности.

Думается, не следует ограничиваться лишь констатацией необходимости военной реформы. Важно разработать оптимальную модель Вооруженных Сил 2000 года. В документе не используется понятие «военно-стратегический паритет». Нужен ли этот паритет между СССР и США или можно допустить в определенных пределах дисбаланс в пользу Соединенных Штатов, компенсируя его (если это возможно) внешнеполитической активностью, дальнейшим улучшением советско-американских отношений, «народной дипломатией», снижением уровня военного противостояния? Ответа требует и вопрос: как соотносятся понятия «военно-стратегический паритет» и «оборонная достаточность»?

Подполковник Н. Н. ЕФИМОВ,

доктор философских наук


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации