Нестабильность политического, социально-экономического и правового положения военнослужащих и ее влияние на коллективную безопасность государств-участников СНГ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1993, стр. 21-23

Нестабильность политического, социально-экономического и правового положения военнослужащих и ее влияние на коллективную безопасность государств-участников СНГ

Контр-адмирал А.Г.МОЧАЙКИН,

председатель комитета

(по правам военнослужащих)

ГК ОВС СНГ

Вопросы политического, социально-экономического и правового положения военнослужащих и их влияние на безопасность как отдельных государств, так и всего Содружества, к сожалению, не находят пока должного отражения ни в теории, ни в практике создания системы коллективной безопасности. Хотя, очевидно, что нестабильность в этой области является одним из немаловажных факторов, оказывающих негативное воздействие на политическую ситуацию в СНГ.

Для конструктивного подхода к решению рассматриваемой проблемы представляется необходимым определиться с дефинициями, относящимися ко всем аспектам проблемы коллективной безопасности. Их содержание раскрыто в докладе Главнокомандующего ОВС СНГ маршала авиации Е.И.Шапошникова. Коллективная безопасность предполагает сотрудничество государств-участников СНГ по ее обеспечению в национальных и общих интересах. При этом каждое государство, входящее в систему коллективной безопасности, стремится к сохранению своей целостности, стабильности функционирования всех своих структур, суверенного и действенного решения политических, экономических и социальных вопросов.

Ни для кого не секрет, что эффективность системы коллективной безопасности характеризуется экономическим, социальным, морально-политическим, научным и собственно военным потенциалами государств-участников, а также устойчивостью политических режимов в них.

Нестабильность функционирования любой из структур государства таит в себе угрозу его существованию. Но она возрастает вдвойне, если нестабильность охватывает и вооруженные силы. Последствия этого могут быть двоякого рода: во-первых, выступление национальных вооруженных формирований на стороне одной или нескольких политических сил в борьбе за власть означало бы гражданскую войну с непредсказуемыми последствиями для безопасности как данного государства, так и всего Содружества; во-вторых, привлечение вооруженных сил к решению национальных проблем путем "наказания виновных" в сопредельных государствах.

Опыт истории свидетельствует, что такой прием, как поиск врага за пределами своей страны, виновного во внутригосударственных бедах, использовался, да и используется часто и ныне, и прежде всего теми политиками, которые неспособны к созидательной работе. С помощью выдуманного внешнего врага они сплачивают нацию, "выпускают" из нее "бунтарский пар", решая при этом задачу сохранения власти в своих руках.

Анализ процессов, происходящих в государствах Содружества, позволяет выявить источники дестабилизирующих воздействий на вооруженные силы, а следовательно, и на людей, проходящих в них военную службу.

Такими источниками, на наш взгляд, сегодня являются следующие.

Первый. Усиливающаяся поляризация политических сил в большинстве государств Содружества, ведущая к расколу общества, в том числе и личного состава вооруженных сил, по политическим пристрастиям. В борьбе за власть эти силы уже не выступают за нейтралитет армии, а делают ставку на силовые действия с вовлечением в них военнослужащих.

Второй. Ухудшение экономического положения военнослужащих в результате углубляющегося экономического кризиса, непродуманности и неэффективности реформ в народном хозяйстве, а зачастую и по причине забвения интересов людей в погонах.

Сегодня я не знаю ни одной государственной программы социального обустройства военнослужащих и членов их семей, сопряженной с программой строительства или реформирования Вооруженных Сил, вывода войск бывшего СССР с территории других государств. Не укладывается в голове, например, такой случай. Правительство РФ в июле 1992 года поручило Комитетам т.т. А.В.Темерко и А.А.Алексеева разработать государственные программы по социальному обустройству, переквалификации и трудоустройству военнослужащих. Срок готовности программ - конец августа. Но и по сегодняшний день таких программ нет, как нет и спроса с ответственных за срыв выполнения поручения правительства, да и сами Комитеты сейчас уже не существуют.

Третий. Спонтанный, негуманный метод строительства национальных вооруженных сил в ряде государств-участников Содружества. Национализированными вместе с техникой, оружием, сооружениями и боеприпасами оказались и люди. Являясь гражданами других республик, военнослужащие и члены их семей в государствах пребывания объективно стали людьми второго сорта. Как известно, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства. В ней определены все права человека. Имеющимися соглашениями в рамках СНГ в той или иной степени для граждан, проходящих военную службу за пределами своих республик, гарантировано лишь 28% этих прав, а в национальном законодательстве большинства государств Содружества эти данные еще ниже.

Если посмотреть, то в перечень этих негарантированных прав и свобод не вошли такие "пустячки", как право на жизнь и личную неприкосновенность, свободу мысли, слова и совести, право на труд, защиту от национальной дискриминации и др.

Теперь высокое должностное лицо может арестовать на 10 суток с содержанием на гауптвахте российского гражданина, полковника, волею начальства и судьбы оказавшегося за пределами России, в свою очередь из российского военного учебного заведения может быть изгнан уроженец, скажем, одного из среднеазиатских государств или не принят на учебу в Академию русский офицер, проходящий военную службу (не по своей воле) в вооруженных силах другого государства СНГ.

И в таком положении находятся десятки, если не сотни, тысяч военнослужащих.

Четвертый. Рост преступности в обществе, незащищенность военнослужащих и их семей от преступных посягательств на фоне "праздника жизни" современных нуворишей, преднамеренное отстранение людей в погонах от процессов приватизации государственной собственности и т.д.

Таковы, на наш взгляд, основные источники нестабильности политического, социально-экономического и правового положения военнослужащих.

Как председатель Координационного совета офицерских собраний ОВС СНГ не могу не высказать удивления по поводу недальновидности политики отдельных военных руководителей государств-участников Содружества. Складывается впечатление, что они намеренно подталкивают офицеров в объятия различных политических организаций, в том числе и экстремистского толка, способствуя тем самым расколу вооруженных сил своих государств по политическим и национальным признакам. А схема здесь простая. Люди, ущемленные в своих правах, ищут формы сотруднечества для их защиты. В армии не осталось демократических институтов, объединяющих людей по профессиональным признакам. В полках и им равных частях эти институты перестали работать, так как у них нет даже права обратиться в вышестоящие организации. Поэтому личный состав, не видя возможности в рамках устава и единоначалия добиться реализации своих прав, ищет защиты в политических организациях вне рамок вооруженных сил. А их представители говорят: "Приведите нас к власти и будете жить, как у Христа за пазухой. Все дадим: и оклады, и одежду. Все дадим".

Несомненно, дестабилизируют обстановку в войсках и действия руководителей, которые в условиях отсутствия демократического контроля лихорадочно обогащаются, расправляются с неугодными, продвигают по службе лизоблюдов и родственников, транжирят военное имущество. Трудно понять таких руководителей, считающих себя демократами, заявляющих о недопустимости политизации армии и флота и при этом толкающих военнослужащих в самую грязную политику.

Все названные здесь и другие источники дестабилизации положения военнослужащих продолжают существовать, приближая переход их к активным действиям, в результате которых они самостоятельно решат свои проблемы. Наибольшую опасность в этом отношении представляет ситуация в Вооруженных Силах России.

Что можно было бы предпринять? Как стабилизировать обстановку? На наш взгляд, среди первоочередных мер можно было бы предложить следующие:

  1. Приостановка любых реформистских действий и перемещений войск до разработки сопряженной с ними программы социального обустройства военнослужащих.

  2. Созыв Координационного совета офицерских собраний для выработки мер по недопущению вовлечения Вооруженных Сил в борьбу за власть в государстве.

  3. Срочное принятие правовых актов, определяющих статус военнослужащих, осуществление мер по обеспечению им достаточного и достойного уровня жизни, места и роли в процессах приватизации и перехода к рыночным отношениям.

  4. Разработка названных ранее программ как национальных, так и согласованных в рамках Содружества.

  5. Принятие мер по деполитизации армии и флота за счет развития самодеятельных организаций военнослужащих для решения социальных и профессиональных проблем в рамках уставов и принципа единоначалия.

  6. Подготовка и подписание Соглашения о статусе военнослужащих, проходящих службу в вооруженных силах государств-участников Содружества с закреплением его в национальных законодательных актах.

  7. Создание в рамках "СНГ (при ГК ОВС СНГ) системы сбора, обработки, анализа информации о существующих, потенциальных очагах напряженности, формах проявления, причинах и участниках конфликтов.

  8. Предоставление полномочий Главнокомандованию ОВС СНГ осуществлять координацию деятельности органов военного управления и военной юстиции государств-участников СНГ по решению проблем военнослужащих -граждан других государств, пленных и заложников.

  9. Обеспечение максимальной информированности населения, воинов армии и флота о позиции и предпринимаемых шагах правительствами государств и институтами Содружества по оборонным вопросам, по реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с военной службы.

Таким образом, формирование и функционирование системы коллективной безопасности СНГ немыслимы без стабилизации обстановки в вооруженных силах субъектов данного Содружества, без взаимосогласованного пакета мер по обеспечению политических, экономических и социальных прав военнослужащих.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации