О военно-экономических отношениях в условиях рынка

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1993, стр. 77-80

О военно-экономических отношениях в условиях рынка

Майор А.В.МАЛЫГИН

ОБЪЕКТОМ военной экономики принято считать часть народного хозяйства, которая призвана экономически обеспечивать подготовку и ведение войны, укреплять обороноспособность страны. Ее предметом является теория экономического обеспечения военных потребностей государства. При этом возникает вопрос - что же понимается под военными потребностями? Военные экономисты считают, что они делятся на непроизводственные и производственные. К первым относятся вооружение и военная техника, боеприпасы, продукты питания, а также потребности в жилье, транспорте, связи и иных услугах и средствах для удовлетворения материальных нужд военнослужащих и лиц, работающих на оборону. Ко вторым - средства и предметы труда, необходимые для изготовления вооружения и военной техники, снаряжения и другой продукции военного назначения.

В экономические отношения между собой вступают, с одной стороны, военное ведомство и вооруженные силы как представители государственных оборонных интересов, с другой - производители не только специфических товаров военного назначения, но и других, необходимых для функционирования армии и флота. В настоящее время они представлены в основном государственными предприятиями.

Целесообразно также рассмотреть следующие взаимосвязанные аспекты, военно-экономических отношений. Первый, отношения между вооруженными силами и населением страны, второй, между ВС и зарубежными потребителями. Прежде чем перейти к непосредственному их изложению, сделаем небольшой исторический экскурс. Еще английский экономист А.Смит, размышляя над историей разделения общественного труда, отмечал, что важнейшая обязанность государя - защита общества от насилия и посягательств со стороны других независимых обществ - может быть выполнена только посредством военной силы. Он считал, что «только благоразумное государство может сделать ремесло солдата отличным от всех других» по двум причинам. Во-первых, это дает возможность «несолдатам» заниматься полезной производительной деятельностью, не отвлекаясь для военных упражнений и войн, а во-вторых, разделение труда необходимо для «развития военного искусства, как и любого другого...». Таким образом, еще более двухсот лет назад деятельность военных рассматривалась во взаимосвязи и взаимозависимости с общественным производством товаров и услуг. А.Смит отмечал, что «вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников».

Поэтому, видимо, военно-экономические отношения следует рассматривать не только как отношения по поводу производства, распределения и потребления товаров военного назначения, но и как отношения, непосредственно связанные с производством вооруженными силами значимых для общества нематериальных благ.

Современные отечественные и западные экономисты относят национальную оборону к сфере общественных (государственных) услуг, что видно из рисунка. При этом отечественными специалистами в меньшей степени исследованы подсистемы 3 и 4. Участниками отношений в подсистеме 3 являются, с одной стороны, вооруженные силы как элемент государственной структуры, предназначенный для защиты общества, а с другой, само общество. В подсистеме 4, с одной стороны, выступают вооруженные силы, с другой - зарубежные страны или коалиции стран. В данном случае речь идет о предоставлении специфических военных услуг другим государствам или сообществам. Примером может служить участие российских воинских частей в различных контингентах миротворческих сил как в странах СНГ, так и по мандату ООН в Югославии. Кроме того, на основании межгосударственных соглашений армия России выполняет оборонные функции в Туркмении и Таджикистане, не имеющих своих вооруженных сил.

О военно-экономических отношениях в условиях рынка

Предлагаемый подход дает возможность для развития военно-экономических отношений в условиях рынка. Но основной функцией армии остается обеспечение безопасности и стабильности общества, поэтому государство должно создавать собственную оборонительную систему. При этом не обязательно иметь свои вооруженные силы, организовывать собственное производство вооружения и техники. Эти потребности могут удовлетворяться при помощи иностранных ВС, нанимаемых правительством в обмен на какие-либо блага. Кроме вооруженной защиты, армия может обеспечивать и социальную стабильность. Эта функция вполне реальна в современной политической и экономической обстановке в России и других странах бывшего СССР. Ведь именно армия несет на себе основную тяжесть по сдерживанию и урегулированию многочисленных конфликтов.

Люди, занятые воинским трудом, дают возможность обществу повышать свое благосостояние, а это значит, что армия в экономическом отношении не только потребляет продукты чужого труда, но и сама производит специфический товар - военные услуги. Советские экономисты С.Струмилин и Д.Розенберг, например, при подсчете национального дохода включали вооруженные силы в сферу обслуживания. Аналогичного мнения придерживается и профессор Г.Федоров, утверждающий, что «военнослужащие являются производителями особой, специфической услуги - защита общества». Западные экономисты - Ф.Котлер, К.Макконелл, С.Брю и другие - также придерживаются мнения о том, что «к сфере обслуживания относится и государственный сектор с его военными службами». Поэтому армию можно считать государственной организацией, производящей общественные услуги. На этой основе уже сегодня можно шире применять богатый практический опыт, накопленный в мире, по совершенствованию сферы обслуживания для более эффективной адаптации российских Вооруженных Сил к рыночным условиям.

В рыночной экономической системе, характеризуемой свободой предпринимательства и выбора, наличием частной собственности, личного интереса как главного мотива поведения, конкуренции, опоры на систему цен, тем не менее сохраняется значение государства. Правительство в странах с рыночной системой хозяйствования выполняет ряд экономических функций. К основным из них относятся: защита от конкуренции; обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов в целях изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики. При этом создание, содержание и использование вооруженных сил прежде всего осуществляется для исполнения второй функции. Необходимо отметить, что товары и услуги бывают как индивидуального, так и общественного потребления. И если в первом случае человек может сделать выбор - покупать ему или нет, то во втором - это невозможно, так как общественные блага нельзя разделить на отдельные единицы и продать индивидуальному потребителю, как невозможно практически и отстранить индивидуума от пользования общественными благами. Например, автомобильными дорогами пользуются не только те, кто непосредственно заплатил за их строительство и содержание.

Специфика экономики «чистого капитализма» такова, что общественные блага рыночная система производить не намерена, так как частным предприятиям просто невыгодно, чтобы производимыми товарами и услугами кто-либо пользовался бесплатно. При производстве продуктов индивидуального потребления выгода основывается на их покупке, а при производстве общественных благ она достается всему обществу. Виды и объемы государственных услуг определяются политическими методами. Общественные блага приобретаются при посредничестве правительства на основе совместных решений. Все это в полной мере относится и к национальной обороне - разновидности государственных услуг. Непосредственным их производителем являются вооруженные силы. В обмен на производимые блага они получают от общества через государственную финансово-экономическую систему материальные и денежные средства, необходимые на покрытие издержек производства. Эти средства формируются в основном за счет налоговых поступлений. Иными словами, как общественная услуга оборона оплачивается налогоплательщиками, а пользуются этим благом все члены общества. Военный бюджет России в 1991 году составил 21,6%. Это значит, что с каждого рубля, уплаченного в качестве налогов, около 21 коп. было потрачено на оборонные нужды. В правовом государстве гражданин вправе знать, насколько эффективно расходуются его деньги и как надежно он защищен от внешней агрессии или иных дестабилизирующих, прежде всего военных, факторов.

Экономические издержки производства военных услуг включают в себя: затраты на закупки вооружений и военной техники; ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; расходы на содержание армии и флота, включающие затраты на различные виды довольствия личного состава, материально-техническое обеспечение боевой подготовки, обеспечение быта и медицинского обслуживания военного и гражданского персонала вооруженных сил; затраты на военное строительство; расходы на выплату пенсий и социальное обеспечение военнослужащих. Кроме этого, по решению Правительства России отдельной статьей будут учитывать затраты на конверсию.

Однако такая система издержек не полностью соответствует затратам на оборону. Прежде всего потому, что, выходя на рынок, предприятие должно реально оценить потенциальных потребителей своей продукции, определить объемы спроса, каким должен быть производимый товар или услуга. Это необходимо для получения прибыли или хотя бы оправдания затрат и максимального удовлетворения нужд потребителей. Производитель определяет так же каналы распространения своей продукции, меры по стимулированию сбыта, заботится о формировании общественного отношения к предприятию, товарам (услугам), которые поставляются на рынок. Данный вид деятельности получил название маркетинг.

В новых экономических условиях армии как субъекту военно-экономических отношений для наилучшей адаптации придется брать на вооружение передовые достижения маркетинга. Естественно, такая деятельность потребует немалых расходов, но она необходима и в конечном итоге будет выгодна и вооруженным силам, и обществу. К сожалению, сегодня в военной среде, скорее, отрицательно относятся к маркетингу в отношении ВС. Однако следует отличать запрещенную в армии коммерческую деятельность от военно-экономических отношений.

Наиболее просто представить себе применение маркетинговой концепции в системах военно-экономических отношений, связанных с производством и обменом материальных продуктов - товаров военного назначения. Это прежде всего системы, субъектами которых являются предприятия военно-промышленного комплекса. Уже сегодня, в условиях конкуренции на мировом рынке оружия, отечественным производителям приходится искать своего покупателя. При этом необходимо проводить весь комплекс маркетинга и продвижение товара на конкретном рынке и для определенного потребителя. Гораздо сложнее найти возможности для аналогичной деятельности в отношении военных услуг. Но и в этом случае следует использовать маркетинг.

Анализируя подсистемы комплекса военно-экономических отношений (см.таблицу), можно утверждать, что вооруженные силы выступают в роли производителя, а значит, придерживаются позиции активного участника рыночных отношений. Население, по сути, покупает военные услуги конкретной армии - национальной или иностранной. Общество может выбрать ту или иную форму своей защиты в зависимости от различных факторов: от создания отрядов ополчения до привлечения международных сил по поддержанию мира.

О военно-экономических отношениях в условиях рынка

Сегодня перед армией остро стоит вопрос ее комплектования. По данным Министерства обороны Российской Федерации на 25 ноября 1992 года, Вооруженные Силы России получили только 17% призывников. Поэтому при переходе на контрактную основу Вооруженным Силам предстоит доказывать преимущества военной службы перед другими видами деятельности.

В заключение можно сделать вывод, что с позиций рыночной экономики необходимо рассматривать весь комплекс военно-экономических отношений, а не только его отдельные элементы. Особое место занимает та часть комплекса, в которой вооруженные силы выступают в роли производителя особого рода общественных услуг.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - Т.2. - М.: Государственное социально-экономическое издание, 1935. - С.239.

Там же. -С.345.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-Т.1.-М.: Государственное социально-экономическое издание, 1931. - С.339.

Военная мысль. - 1992. - № 10. - С.65.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации