О концепции оперативного оборудования территории Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1993

О концепции оперативного оборудования территории Российской Федерации

Генерал-майор А.А. ЖУРАВЛЕВ

Полковник Я.И. ХОМЧЕНКО

СОЗДАНИЕ Вооруженных Сил Российской Федерации требует нового осмысления и выработки соответствующих аспектов обеспечения жизнедеятельности войск, их боевого применения. Одним из них является оперативное оборудование территории страны, под которым понимается плановая деятельность органов государственной власти, управления и войск (сил) по подготовке территории в интересах обороны, представляющая собой комплекс организационных, технических, инженерных и других мероприятий, направленных на создание, развитие и совершенствование военной инфраструктуры.

Военная инфраструктура - это совокупность военных объектов и отдельных сооружений, предназначенных для обеспечения выполнения войсками (силами) оперативно-стратегических, оперативных и боевых задач вооруженной борьбы, размещения, проведения повседневной подготовки и обслуживания военного производства в мирное время. Для приведения военной инфраструктуры в соответствие с требованиями безопасности и обороны Российской Федерации необходима выработка научной концепции ее развития, которая была бы нормативно-правовой основой реализации мероприятий оперативного оборудования страны. По нашему мнению, в концепции целесообразно раскрыть следующие направления: геостратегическое и геополитическое положение Российской Федерации; роль и место военной инфраструктуры в системе обеспечения обороны страны, необходимость ее дальнейшего совершенствования; основные принципы, этапы развития военной инфраструктуры; полномочия, функции органов исполнительной власти; организация планирования; механизм разработки документов плана оперативного оборудования территории; организация финансирования. Остановимся на наиболее важных из них.

Геостратегическое и геополитическое положение Российской Федерации. Это направление, на наш взгляд, определяется прежде всего возросшей относительной изоляцией ее от Европы и некоторых регионов Азии вследствие образования суверенных государств - бывших республик СССР, затруднением выхода к международным морским путям; отсутствием развитой инфраструктуры страны, в том числе военной.

На Россию как постоянного члена Совета Безопасности ООН накладываются дополнительные обязательства по поддержанию стабильности в мире и предотвращению сползания человечества к новой мировой войне. Являясь одним из крупнейших континентальных и морских государств мира, Российская Федерация в силу своего географического положения (от Атлантики до Тихого океана) имеет как глобальные, так и региональные национальные интересы. Она никому не навязывает свою идеологию, выступает против развязывания войны и не собирается создавать «новый мировой порядок» ни в одиночку, ни совместно с другими странами, прилагает все силы для решения возникающих конфликтов мирным путем. В то же время нестабильность обстановки, сохранение (а в ряде случаев и обострение) политических, экономических, территориальных, национальных, религиозных и иных противоречий между некоторыми сопредельными государствами и внутри них являются основным источником потенциальной военной опасности. Все это позволяет утверждать возможность возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов по всему периметру границ России, а также в других районах и регионах мира. При определенных условиях они могут перерасти в крупномасштабные войны.

Наличие потенциальных внешних и внутренних источников угроз безопасности Российской Федерации позволяет прогнозировать состав Вооруженных Сил, способы ведения военных действий и оперативное оборудование ее территории.

Развитие военной инфраструктуры в интересах обеспечения обороны и ведения успешных военных действий всеми видами ВС выдвигает ряд важнейших задач военной стратегии по заблаговременной подготовке страны к отражению агрессии. Кроме того, современный уровень средств и способов вооруженной борьбы, их постоянное совершенствование обусловливают необходимость развития военной инфраструктуры на всю глубину территории России.

Под подготовкой территории государства к обороне (войне) нами понимается комплекс общегосударственных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях наиболее полной реализации его военного и военно-экономического потенциала. Это понятие несколько шире по содержанию, чем оперативное оборудование территории страны (региона,района), так как кроме создания, развития и совершенствования военной инфраструктуры включает систему мер в производственных и социальных сферах, обеспечивающих мобилизационное развертывание промышленности, защиту объектов тыла (экономики) и населения от средств нападения противника, особенно высокоточного оружия, а также заблаговременное строительство общегосударственных объектов, коммуникаций (двойного назначения), которые могут передаваться Вооруженным Силам в угрожаемый период.

Преобразование экономических отношений в стране, а также участившиеся случаи местничества, регионального эгоизма, сокращения ассигнований противоречат существующему с 1987 года и по настоящее время механизму создания и совершенствования военной инфраструктуры. Решение задач оперативного оборудования территории регионов, районов и зон ответственности без согласования их с оперативными планами Вооруженных Сил и «силовых» министерств не отвечает общегосударственным интересам в области безопасности. В сложившихся условиях развитие объектов военной инфраструктуры может быть успешно осуществлено только с реформированием всего комплекса данных работ при условии первоочередности разработки новой системы планирования, механизма взаимодействия с органами исполнительной власти , а также контроля за реализацией строительства и совершенствования объектов военной инфраструктуры. Это, на наш взгляд, обусловливается следующими причинами: увеличением объема работ по оперативному оборудованию территории; недопустимостью несоответствия оставшейся части объектов военной инфраструктуры современным задачам по обеспечению обороны и безопасности России; приоритетностью единого замысла оперативного оборудования с распределением функций планирования по всем уровням и направлениям; потребностью в координации специальных мероприятий по оперативному оборудованию территории страны, проводимых в интересах видов ВС, родов войск, для предотвращения дублирования работ; необходимостью строительства значительного количества объектов общегосударственного назначения с участием ведомств, эксплуатирующих эти объекты в мирное время.

Подготовка территории страны к обороне может стать эффективной лищь в том случае, если она будет всесторонне учитывать все аспекты безопасности, увязывать строительство и совершенствование объектов военной инфраструктуры с производственной и непроизводственной (социальной) инфраструктурой, которая сможет обеспечивать не только военные действия Вооруженных Сил, но и устойчивость экономики в период 'ее мобилизационного развертывания и в ходе войны.

При развитии военной инфраструктуры в интересах безопасности России и применения Вооруженных Сил, по нашему мнению, следует исходить из принципов: единого общегосударственного планирования и финансирования оперативного оборудования территории страны с учетом реального состояния и возможностей экономики государства для достижения максимально положительного эффекта при минимальных материальных затратах; согласования и объединения усилий всех заинтересованных федеральных министерств и ведомств, республик, краев (регионов), областей, автономных округов и области в рамках программ и многосторонних соглашений с Министерством обороны РФ; тесного взаимодействия видов ВС и родов войск, других войск как между собой, так и с ведомствами и министерствами, заинтересованными в создании военной инфраструктуры; отражения вопросов оперативного оборудования территории страны в специальных комплексных программах развития видов Вооруженных Сил, «силовых» министерств; строительства для новых систем вооружения и военной техники объектов, обеспечивающих эффективное (оптимальное) использование их боевых возможностей; соответствия оперативного оборудования территории регионов, стратегических направлений и районов оперативно-стратегическим задачам создаваемым в них группировкам войск (сил); обеспечения экологической безопасности строящихся объектов военной инфраструктуры с обязательной экологической паспортизации действующих; политического и юридического закрепления права использовать необходимые элементы военной инфраструктуры, находящиеся за пределами территории России, с присвоением им статуса объектов Вооруженных Сил России; разработки целевых программ развития военной инфраструктуры, увязанных с установленными правительством и руководством МО приоритетами и жестким финансовым контролем.

Основные усилия в развитии и совершенствовании объектов военной инфраструктуры до 2000 года с учетом изложенного, на наш взгляд, должны быть сосредоточены: на поддержании в боевой готовности объектов СЯС и системы управления, объектов военной инфраструктуры, обеспечивающих развертывание войск прикрытия; создании условий базирования сил и средств ВМФ с учетом изменений структуры флотов, флотилий и государственной границы России; строительстве объектов первой очереди государственной системы предупреждения о ракетном нападении; совершенствовании аэродромной сети с учетом создания и применения мобильных сил; восстановлении ремонтной базы вооружения и военной техники, запасов ГСМ, продовольствия и другого военного имущества до положенных норм; проведении проектно-изыскательских работ по определению районов рассредоточения баз, складов, арсеналов, находящихся в настоящее время вблизи границ; проработке и заключении странами СНГ (как подписавшими Договор о коллективной безопасности, так и не подписавшими) системы двусторонних и многосторонних соглашений по взаимному использованию, строительству и совершенствованию некоторых объектов военной инфраструктуры на договорных началах.

Говоря о приоритетности, уже сейчас следует уделить особое внимание проведению НИОКР по созданию в интересах обороны страны инфраструктуры Военно-космических сил. Необходимость этого подтверждается опытом военных конфликтов последних лет, особенно войны в зоне Персидского залива. Современные космические системы способны наиболее эффективно решать такие важнейшие задачи, как развитие единой государственной системы навигации, создание условий для ведения из космоса всепогодной обзорной и высокодетальной разведки в реальном масштабе времени, топогеодезического, картографического и метеорологического обеспечения как Вооруженных Сил РФ, так и министерств, ведомств народного хозяйства. В настоящее время появилась возможность создания низкоорбитальных спутниковых систем. Широкое использование космических средств, по нашему мнению, позволит решить задачу оперативного оборудования территории России намного быстрее и дешевле.

Процесс развития военной инфраструктуры по объемам и срокам должен соответствовать этапам строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, но с учетом нескольких поправок и дополнений, связанных с необходимостью в первую очередь осуществить: формирование системы органов, отвечающих за развитие объектов военной инфраструктуры; создание механизма взаимодействия органов государственной власти и управления всех звеньев с органами управления Вооруженных Сил РФ; проведение НИОКР по проверке номинально необходимого количества объектов военной инфраструктуры для выполнения задач ВС по отражению возможной агрессии и их соответствия требованиям современных операций.

В последующем, исходя из условий военно-политической обстановки в мире, результатов анализа перспектив их дальнейшего развития, научно-исследовательских работ, необходимо, по нашему мнению, разработать в интересах безопасности страны комплексную государственную программу развития и создания инфраструктуры. Составной частью этой программы может быть план развития и совершенствования оперативного оборудования на 15-20 лет с разделением его на одно- двухгодичные планы.

Говоря о полномочиях, функциях и правах органов государственной власти, мы считаем необходимым четко их определить и выработать концепцию, перспективные программы и планы совершенствования военной инфраструктуры, выделения ассигнований на ее развитие.

Для подготовки предложений и принятия обоснованных решений руководством РФ по вопросам оперативного оборудования территории страны было бы целесообразно создать при Совете Министров Межведомственную комиссию в составе представителей администрации президента РФ, министерств экономики, обороны, финансов, Безопасности, МВД, а также некоторых других заинтересованных министерств, ведомств, организаций и возложить на нее выполнение следующих функций: формирование единого замысла подготовки территории страны к обороне; разработка заключений по проектам программ (планов) оперативного оборудования территории РФ в интересах обороны, территориальной и гражданской обороны страны, а также проектам комплексных государственных программ; организация взаимодействия органов государственной власти по вопросам проведения (реализации) политики государства в области развития военной инфраструктуры; координация усилий министерств и комитетов РФ по вопросам разработки перспективной программы оперативного оборудования территории страны в интересах обороны; рассмотрение и корректировка планов развития военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, войск «силовых» министерств и других ведомств правительства РФ, специальных программ; контроль за ходом работ по созданию военной инфраструктуры страны в целом, проводимых как министерствами и ведомствами государственного сектора, так и организациями на основе других форм собственности.

При планировании создания и совершенствования объектов военной инфраструктуры, на наш взгляд, необходимо тесное взаимодействие между органами государственной власти республик, краев, областей, автономных округов с соответствующими органами управления Вооруженных Сил и войск других «силовых» министерств. Это взаимодействие должно законодательно закрепляться постановлениями, распоряжениями органов власти и обеспечивать: соблюдение законов РФ и нормативных актов в области подготовки территории страны к обороне; проведение оперативного оборудования региона; рассмотрение с привлечением органов военного управления заявок частных компаний и учреждений на строительство объектов, прямо или косвенно влияющих на безопасность региона и страны в целом, ее населения и экологию; выделение по заявкам органов военного управления земельных участков под строительство военных объектов в строгом соответствии с законами РФ.

Вместе с тем в концепции должно присутствовать положение, в котором была бы отражена обязательность выполнения всеми учреждениями Российской Федерации (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) договоров и государственных заказов на подрядные работы обслуживания Вооруженных Сил и войск других «силовых» министерств в соответствии с законодательными и иными нормативными актами, а также обеспечения мероприятий оперативного оборудования территории страны.

Функциональные обязанности органов военного управления Министерства обороны, МБ, МВД регламентируются законами, нормативными актами Президента и Правительства РФ, приказами и директивами соответствующих министров. Они закрепляются в положениях об органах военного управления.

Важное значение имеет план оперативного оборудования территории страны, разработка его требует от Генерального штаба новых подходов. Он регламентирует на определенный период времени сроки, объем и стоимость работ по развитию и совершенствованию военной инфраструктуры войск (сил). План, по нашему мнению, может быть составной частью общегосударственной программы развития и совершенствования инфраструктуры государства в интересах обороны и безопасности. На втором этапе строительства ВС (до 1995 года) план должен представлять лишь перечень первоочередных мероприятий (с определением финансовых затрат на их реализацию), которые необходимо провести Министерству обороны, а также соответствующим министерствам и ведомствам по обеспечению обороноспособности страны на случай необходимости отражения агрессии. Самостоятельными разделами в него могут быть включены мероприятия других министерств и ведомств, а также специальные государственные программы и предложения по созданию объектов военной инфраструктуры, для подготовки которых требуется решение президента или правительства.

В плане, по нашему мнению, целесообразно выделить две основные части: оперативную и расчетную.

Основой оперативной части плана должна стать концепция развития военной инфраструктуры Вооруженных Сил, в которой (кроме целей и задач) определяются: пути развития объектов военной инфраструктуры на конкретный этап строительства ВС; способы решения наиболее важных задач создания военной инфраструктуры; график строительства и реконструкции объектов оперативно-стратегического значения, в котором наряду с наименованием объекта, обоснованием необходимости создания устанавливаются место, сроки и возможные затраты на его строительство (реконструкцию).

Оперативная часть плана разрабатывается соответствующими управлениями (отделами) штабов на основании планов применения войск (сил).

В расчетной части плана отражаются конкретное содержание и объем работ, определяются силы и средства на их выполнение, сроки и обоснование необходимых финансовых затрат, в том числе на модернизацию, ремонт и реконструкцию. На наш взгляд, это прерогатива Центрального управления организационно-планового капитального строительства. Возможно включение в план и других разделов, в частности по вопросам долевого участия Министерства обороны РФ в строительстве объектов общегосударственного (двойного) назначения, в мирное время являющихся звеньями производственной и непроизводственной (социальной) инфраструктуры, а в случае войны используемых войсками. Поэтому в проекты заблаговременно должны закладываться технические данные, обеспечивающие применение таких объектов не только в хозяйственных целях, но и в интересах Вооруженных Сил, что, в свою очередь, требует дополнительных ассигнований за счет соответствующих статей общегосударственного бюджета.

Дальнейшее развитие военной инфраструктуры вызывает необходимость подготовки специалистов для поддержания постоянной боевой готовности весьма сложных в техническом отношении объектов, а иногда и целых систем. Обучение этих кадров должно осуществляться в общей сети военных и гражданских учебных заведений, а это требует весьма значительных расходов.

В связи с тем, что строительство объектов военной инфраструктуры связано со значительными затратами, необходимо, на наш взгляд, изучить возможность приспособления гражданских сооружений для военных целей, и наоборот, военных объектов - для гражданских нужд. Проведение таких мероприятий обусловливается следующими причинами: в процессе совершенствования военной инфраструктуры многие ее объекты, возведенные специально для Вооруженных Сил, утрачивают свое назначение; часть объектов, построенных давно и по этой причине оказавшихся в черте города, подлежит передаче гражданским организациям, тем более что многие из них представляют экологическую опасность для населения и ограничивают маневренность частей, подразделений.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в штабах военных округов (флотов) должны отрабатываться проекты планов оперативного оборудования стратегических направлений, районов, зон ответственности, для чего соответствующим объединениям необходимо разрабатывать и установленным порядком представлять предложения по строительству и реконструкции объектов военной инфраструктуры. Параллельно с этим нужно вырабатывать предложения по строительству, совершенствованию и реконструкции объектов оперативно-стратегического значения, входящих в отдельные государственные программы. По нашему мнению, военный округ (территориальное командование) может стать основным исполнителем и организатором планирования и разработки документов плана оперативного оборудования, так как у него есть все возможности для установления тесного взаимодействия с местными органами власти. По такому же принципу может осуществляться планирование в штабах родов войск (сил), главными и центральными управлениями Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ. Главные штабы видов Вооруженных Сил на основе проектов планов штабов военных округов (флотов) и объединений должны готовить проект программы развития военной инфраструктуры видов ВС, Генеральный штаб - проект комплексной программы создания военной инфраструктуры ВС РФ, который составит основу плана оперативного оборудования страны. Установленным порядком он рассматривается руководством Министерства обороны и представляется в межведомственную комиссию, Совет Министров - Правительство РФ, где дополняется данными из планов гражданской и территориальной обороны РФ.

В итоге, на наш взгляд, план будет состоять из раздела развития военной инфраструктуры ВС РФ, самостоятельных разделов «силовых» министерств, ведомств, организаций и иметь статус госзаказа.

Мы не претендуем на окончательность предложенного варианта. Считаем, что проблему подготовки территории страны в интересах обороны необходимо решать на общегосударственном уровне, где комплексная программа создания и совершенствования военной инфраструктуры Вооруженных Сил будет всего лишь составной частью плана оперативного оборудования. Безусловно, он должен являться своего рода материальным воплощением военной доктрины Российской Федерации и полностью соответствовать как военно-технической, так и политической стороне, обладать гибкостью по отношению к уже существующим в настоящее время дезинтеграционным процессам. Кроме того, в его основной части необходимо учитывать современную политическую и экономическую обстановку в стране. Это значит, что план должен иметь политическую преамбулу, утверждаться Президентом России и подписываться главами субъектов Федерации с принятием ими соответствующих обязательств, в том числе и компенсационных в случае выхода из нее. План по своей сути должен иметь статус общегосударственной программы с определением задач не только Вооруженным Силам, но и другим ведомствам, министерствам, отраслям народного хозяйства, занятым в его реализации. Таким образом, это будет не просто План, а государственная программа подготовки территории страны в интересах ее безопасности. Но это уже другая тема.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации