О подготовке боевого применения авиации в общевойсковом бою (операции)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1993, стр. 30-35

О подготовке боевого применения авиации в общевойсковом бою (операции)

Полковник В.А.ХАРИТОНОВ,

кандидат военных наук, доцент

С СОЗДАНИЕМ авиации Сухопутных войск руководство ее исполь-зованием полностью легло на плечи общевойскового командира и штаба. Документы, регламентирующие эту деятельность, пока еще на-ходятся в стадии разработки, поэтому, на наш взгляд, необходимо выра-ботать основные положения, связанные с подготовкой авиации к приме-нению в бою (операции).

Начнем с понятия «общевойсковой бой», имеющего ключевое значе-ние с точки зрения его организации. Известно, что бой (операцию) органи-зует общевойсковой командир (командующий), хотя в нем участвуют раз-нородные силы и средства. Исходя из этого, подготовка боевого примене-ния авиации, являясь составной частью работы общевойскового коман-дира, должна, на наш взгляд, включать мероприятия, представленные на рисунке.

Оценка сил авиации осуществляется общевойсковыми штабами в ходе оценки обстановки (своих войск) и заключается: в анализе летного ресурса, оценке пространственных и временных показателей возможно-стей авиации; определение ее возможностей по огневому поражению противника, решении разведывательных, транспортно-десантных и спе-циальных задач. Анализ летного ресурса необходим для определения ко-личества вылетов, поступивших в распоряжение общевойскового коман-дира, а также распределения их по задачам. Количество вылетов (N) определяется по формуле

N = Nшт * С * Кбп,(1)

где Nшт - штатное количество вертолетов в подразделении (разделение штатного со-става вертолетов по задачам авиации производится исходя из их основного предназначе-ния: боевые, разведывательные и др.); С - летный ресурс данного подразделения; Кбп -коэффициент боевого применения.

Оценка возможностей авиации по глубине (тактический радиус дей-ствий) заключается в определении границы зоны действия авиации. Для вертолетов, выполняющих огневые задачи, зона боевых действий огра-ничивается, как правило, передним краем (государственной границей).

Временные показатели характеризуют быстроту выполнения авиа-цией тех или иных задач (мобильность), а также интенсивность боевых действий авиационных подразделений и частей. Показатель мобильно-сти (tмоб) определяется чаще всего при выполнении огневых задач по вы-зову, В общем случае -

tмоб = tм + tпас + tпол + tu,(2)

где tм - время прохождения команды на вызов авиации; tпас - пассивное время, необ-ходимое для подготовки к полету (запуск, руление, взлет, построение боевого порядка) и зависящее от степени готовности (1,2,3) к вылету; tпол - время полета к объекту удара (определяется, как правило, средней скоростью вертолетов или самолетов); tu - время ра-боты авиации над целью (в районе разведки, десантирования и т.п.).

Кроме определения срока выполнения огневых задач авиационным подразделением общевойсковому командиру необходимо знать время, через которое возможно повторное его применение (tповт) - от начала пре-дыдущего до начала следующего удара. Данный показатель может быть определен по формуле

О подготовке боевого применения авиации в общевойсковом бою (операции)

Принятие решения на бой (операцию) по авиации. Обоснование этапа работы командира (командующего) по определению порядка примене-ния авиации в огневом поражении противника следует начать с утверж-дения, что замысел на бой (операцию) является общевойсковым. Следо-вательно, он должен содержать в себе порядок применения основных (боевых) сил и средств в нем участвующих, а так как авиация - прежде всего огневое средство, то порядок ее боевого применения должен опре-деляться во втором пункте замысла (порядок огневого поражения про-тивника).

Исходя из этого, в замысле командующего объединением на оборони-тельную операцию может быть указан следующий порядок боевого при-менения авиации:

в течение всей операции дежурными силами фронтовой авиации унич-тожать выявленные средства ядерного нападения, наземные центры раз-ведывательно-ударных и огневых комплексов, армейскую авиацию и пункты управления противника, что во взаимодействии с ракетными войсками обеспечит завоевание и удержание оперативного огневого пре-восходства;

при воспрещении выдвижения и развертывания противника одновре-менным ударом всех сил армейской авиации (включая дистанционное минирование местности) нанести поражение главным силам наступаю-щего противника с выходом их на государственную границу (рубеж раз-вертывания в батальонные колонны); в дальнейшем, действуя с макси-мальным напряжением, поддержать бой сил прикрытия (передовых отрядов) в полосе обеспечения;

в ходе сражения за удержание главной полосы обороны основные уси-лия фронтовой авиации сосредоточить на поражении вторых эшелонов противника с задачей - не допустить организованного ввода их в сраже-ние, задержать выдвижение (на определенный срок); основные усилия армейской авиации сосредоточить при отражении атаки на ликвидации угрозы прорыва обороны, при огневой поддержке обороняющихся в глу-бине - на поражении прорвавшихся группировок противника;

при проведении контрудара основные усилия фронтовой авиации сос-редоточить на изоляции района контрудара, армейской - на поддержке контрударной группировки.

В замысле командира соединения на оборону может быть указан сле-дующий порядок применения авиации в огневом поражении против-ника:

с выходом главных сил противника на рубеж развертывания в ба-тальонные колонны (государственную границу) нанести им поражение од-новременным ударом всех сил армейской авиации, в дальнейшем, дей-ствуя с максимальным напряжением, поддержать бой сил прикрытия (передовых отрядов) в полосе обеспечения;

в ходе огневого отражения атаки иметь дежурные силы для наращи-вания усилий батальонов первого эшелона;

в ходе огневой поддержки обороняющихся войск в глубине основные уси-лия вертолетов сосредоточить на поддержке контратак, уничтожении прорвавшегося противника, а также на обеспечении маневра главных сил соединения;

О подготовке боевого применения авиации в общевойсковом бою (операции)

в течение всего боя, в составе противодесантного резерва, уничтожать ТакВД и аэромобильные силы противника.

В третьем пункте общевойскового замысла может указываться усиле-ние армейской авиацией соединений (частей) первого эшелона.

После выработки замысла боя командир соединения приступает к определению задач авиации (как элемента общевойскового решения). Следует отметить принципиальное отличие данного этапа работы ко-мандира от постановки задач войскам, которое заключается в конкретно-сти формулировок, а также в том, что задачи войскам (в том числе авиа-ции) определяются на операцию (бой) в целом.

Так, в решении на оборонительную операцию частям фронтовой авиа-ции могут быть определены следующие задачи: действуя по вызову, во взаимодействии с ракетными войсками, уничтожить ракетно-ядерные средства, наземные центры управления разведывательно-ударных ком-плексов и пункты управления противника; групповыми ударами, в том числе дистанционным минированием местности, на рубежах ..., на ... срок задержать выдвижение... тд (мпд) второго эшелона... АК и не допу-стить организованного ввода ее в сражение; сковать маневр противника при нанесении армейского контрудара.

На тактическом уровне (в рамках решения на бой) подразделениям армейской авиации могут быть определены следующие задачи: одновре-менным ударом всех боевых и транспортно-боевых вертолетов, в том числе дистанционным минированием местности, нанести поражение ...тбр с выходом ее на рубеж развертывания в батальонные колонны; в дальнейшем, действуя с максимальным напряжением, во взаимодей-ствии с передовыми отрядами, задержать выдвижение и развертывание главных сил противника;

в ходе огневого отражения атаки быть в готовности нарастить усилия батальонов первого эшелона для ликвидации угрозы прорыва обороняе-мых позиций;

при поддержке обороняющихся войск в глубине последовательными ударами по вызову с площадок подскока или основного базирования (в том числе дистанционным минированием местности) уничтожить (за-держать) прорвавшегося противника и обеспечить маневр частей соеди-нения;

в течение всего боя во взаимодействии с противодесантным резер-вом уничтожать ТакВД противника, поддержать наступление... тп при проведении им контратаки; разведывательные, транспортные и специ-альные задачи - решением начальников родов войск и служб.

В ходе определения замысла на бой и задач войскам общевойсковой командир может заслушать предложения начальников родов войск и служб, в том числе начальника авиации (авиационного специалиста).

По организации управления для авиации в решении должны быть определены: время и место нахождения ВзПУ (как элемента общевой-скового КП), а также ПУ управления авиацией, порядок их перемещения в ходе боя; организация и режим работы органов управления авиацией при подготовке и в ходе боя (сроки выполнения основных мероприятий по управлению) мероприятия по обеспечению живучести пунктов управ-ления авиацией, их охраны, обороны, защиты от высокоточного оружия и радиоэлектронного подавления противника.

Планирование боевого применения авиации - это детальная разработка содержания и последовательности выполнения задач, определенных авиации общевойсковым командиром (командующим) в рамках реше-ния на бой (операцию), распределение ее усилий по задачам, периодам огневого поражения и другим параметрам. Существует мнение, что пла-нирование как элемент подготовки боя включает в себя и принятие ре-шения. С этим, однако, трудно согласиться, так как детализация решения возможна только после его принятия (определения отдельных элемен-тов). В перечне мероприятий организации боя планирование, на наш взгляд, незаслуженно стоит на последнем месте. Оно должно осущест-вляться после принятия решения и его можно подразделить на общее, не-посредственное и детальное. Первое осуществляется группой планирова-ния огневого и ядерного поражения, а второе и третье - авиационными представителями в штабе соединения (объединения).

Наверное, не будет ошибочным утверждение, что основным содержа-нием планирования боевого применения авиации (как и планирования во-обще) является распределение ее усилий: в ходе общего - по периодам (задачам) огневого поражения и задачам соединения (объединения); не-посредственного - по задачам авиации, авиационным подразделениям и частям, выполняющим эти задачи. В результате детального планирова-ния определяется потребный наряд вертолетов (самолетов) для пораже-ния назначенного объекта, выполнения поставленной задачи. Основа-нием для указанного распределения являются замысел на бой (опера-цию) и задачи, определенные авиации общевойсковым командиром (ко-мандующим) в рамках решения. Например, порядок распределения лет-ного ресурса в ходе общего планирования обороны соединения может быть следующим.

Первое. Потребный летный ресурс авиационных подразделений на огневое воспрещение выдвижения и развертывания противника (в эскадрильских, звеньевых вылетах) определяется исходя из продолжитель-ности этого этапа боя и возможностей по боевому напряжению:

О подготовке боевого применения авиации в общевойсковом бою (операции)

Четвертое. Огневая поддержка обороняющихся войск в глубине. На выполнение этой задачи планируется оставшийся летный ресурс с уче-том 10% резерва.

В процессе планирования основные вопросы боевого применения авиации отражаются в графической части решения общевойскового ко-мандира и в пояснительной записке к нему. При этом на карту наносится: базирование подразделений и частей авиации, участвующей в бою (в том числе площадки подскока); объекты ударов авиации с указанием вре-мени и боевых нарядов вертолетов (самолетов); зоны дежурства в воз-духе и площадки засад; маршруты и коридоры (полосы) пролета авиации к объектам действий, а также полосы (коридоры) пролета тактических воздушных десантов; объекты ПВО, поражаемые в интересах боевых действий авиации; время, рубежи (участки) минирования и постановки дымовых завес; пункты управления авиацией.

В пояснительной записке указывается: состав авиации, принимающей участие в общевойсковом бою; распределение летного ресурса по задачам соединения, периодам (задачам) огневого поражения, план-гра-фик боевых действий авиации.

В ходе планирования боевого применения авиации штабом соедине-ния отрабатываются следующие боевые документы: план-график боевых действий авиации (на сутки боя); боевое распоряжение приданному авиа-ционному подразделению; заявка в штаб объединения на боевые дей-ствия авиации в рамках выделенного летного ресурса. Кроме того, эле-менты боевого применения авиации отображаются: в боевом приказе, в плановой таблице взаимодействия, во всех частных планах начальников родов войск и служб. На оперативном уровне к этому перечню доба-вляются план боевого применения авиации и распоряжения по авиации, направляемые в соединения и части объединения.

Постановка боевых задач штатным и приданным авиационным под-разделениям (частям) осуществляется общевойсковым командиром (ко-мандующим) в форме боевого приказа и боевых распоряжений. В рамках выделенного летного ресурса задачи поддерживающей авиации указы-ваются в заявке вышестоящему командиру. При этом авиационным ча-стям они ставятся на сутки: детально - на первый вылет, ориентировочно - на последующие действия (как правило, это состав сил и степень их го-товности к действиям). Авиационным подразделениям задачи ставятся на день (ночь): детально - на первый вылет, ориентировочно - на после-дующие действия.

Определяя авиационному подразделению боевую задачу, общевой-сковой командир должен указать: задачи в общевойсковом бою, летный ресурс и состав групп на их выполнение; площадки базирования, под-скока и засад; время готовности.

На рекогносцировке общевойсковой командир изучает местность в полосе действий, определяет степень ее влияния на выполнение боевой задачи авиацией и конкретизирует следующие вопросы: при уточнении порядка комплексного огневого поражения - объекты и порядок дей-ствий авиации в ходе поддержки общевойскового боя; при уточнении ог-невых рубежей (исходных и выжидательных районов) - местоположение зон дежурства вертолетов (штурмовиков) в воздухе и площадок засад, опорных ориентиров и маршрутов выхода авиации к переднему краю, ко-ридора (полосы) пролета линии фронта авиацией и тактическими воз-душными десантами.

Организация взаимодействия наземных войск и авиации является од-ним из важнейших вопросов подготовки общевойскового боя. Ее цель - согласование действий частей (подразделений) Сухопутных войск и авиации. Оно осуществляется по целям, задачам, времени, направле-ниям, рубежам, объектам и способам действий. Организует взаимодей-ствие общевойсковой командир (командующий). При этом он руковод-ствуется своим решением и указаниями вышестоящего начальника.

Наиболее детально взаимодействие организуется: в обороне - на вы-полнение двух первых задач огневого поражения противника (воспреще-ние выдвижения и отражение атаки), в наступлении - на глубину ближай-шей задачи. При этом согласуются: место и время ударов авиации (дру-гих ее действии); районы расположения площадок подскока и засад, по-рядок их перемещения в ходе боя; маршруты (коридоры) пролета авиа-ции, опорные ориентиры в полосе действий соединений; рубежи прекра-щения (возобновления) артиллерийского огня, рубежи подачи сигналов взаимодействия, целеуказания и оповещения; мероприятия по обеспече-нию взаимной безопасности.

Особое внимание уделяется тщательному согласованию сигналов взаимного опознавания и целеуказания войск и авиации, сигналов пре-кращения и возобновления огня артиллерии и средств ПВО при пролете авиации над боевыми порядками своих войск и в полосе действий соеди-нений и частей.

Таковы, на наш взгляд, основные мероприятия, которые необходимо осуществлять при организации планирования боевого применения авиа-ции в общевойсковом бою и операции.

В статье рассматривается работа общевойсковых командиров (штабов) и практиче-ски не затрагивается деятельность авиационных органов управления, так как она доста-точно полно регламентируется соответствующими наставлениями.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации