ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 42-47

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Проблемы отбора и обучения офицерских кадров высшей квалификации

Генерал-полковник И.Н.РОДИОНОВ

ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ в России военная реформа поставила перед военными кадрами ряд новых, исключительно сложных задач. Пред-стоит теоретически разработать и практически осуществить целый ком-плекс взаимосвязанных мероприятий по рациональной перестройке Воо-руженных Сил, реформе военно-экономического производства, реорга-низации военно-научного комплекса, системы гражданской и территори-альной обороны, правового, идеологического и материально-техниче-ского обеспечения обороны и безопасности России. От генералов и офи-церов ВС требуется непосредственное участие в процессе формирования военной политики государства и выработки оптимальных военно-поли-тических решений, умение организовать жизнедеятельность войск и сил флота в условиях перехода экономики страны к рынку. Но жизнь пока-зала, что они далеко не всегда оказывались готовы воспринять пере-мены, происходящие в стране, активно участвовать в процессе реформ. Миротворческие акции армии внутри страны и за рубежом по обеспече-нию стабильности военно-политических отношений и еще многое дру-гое заставило по-иному оценить ее место и роль в обществе.

Радикальные преобразования в политической и экономической жизни, смена идеологических ориентиров и, конечно, военная реформа предъявили особые требования к офицерским кадрам высшей квалифи-кации. Резко возросла потребность в специалистах, имеющих широкий политический кругозор, глубокие военные, военно-технические и военно-экономические знания, умеющих творчески мыслить, способных активно участвовать в теоретической разработке проблем военной поли-тики, военной доктрины, подготовке конкретных программ военного строительства, в реформировании Вооруженных Сил РФ. Военные кадры сегодня должны быть готовы к совместной работе с органами представи-тельной и исполнительной власти, постоянному взаимодействию со структурами гражданской администрации, с общественными организа-циями и хозяйственными руководителями, участвовать в совместных мероприятиях по конверсии военного производства. В современных условиях офицер высшей квалификации - это своего рода универсал, сое-диняющий качества военного политика и ученого, военного организа-тора оперативно-стратегического уровня и хозяйственника, своеобраз-ного идеолога - воспитателя и социально-правового защитника подчи-ненных. Зачастую ему приходится брать на себя функции дипломата, специалиста по международным отношениям, решать другие, порой не свойственные военным задачи. В связи с изменившимся характером все еще возможных войн приобрели новое содержание многие вопросы военных действий всех видов Вооруженных Сил, что само по себе тре-бует теоретической разработки и практического освоения новых спосо-бов подготовки и ведения операций различного масштаба.

Естественно, что изменившиеся условия и требования к кадрам ар-мии и флота определили иные подходы к системе военного образования. Основные вопросы реформирования системы были достаточно под-робно рассмотрены на Всеармейском совещании руководителей военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации в де-кабре 1992 года. Хотелось бы затронуть лишь некоторые стороны этой большой темы, а именно: отбор и обучение офицеров высшей квалифи-кации в современных условиях.

До самого последнего времени Военная академия Генерального штаба ВС РФ практически была лишена права отбирать офицеров и гене-ралов для обучения. Более того, она не имела возможности влиять на со-став слушателей, поскольку правовой статус академии напрочь отсекал ее от участия в этом процессе. Абитуриенты определялись в военных округах и на флотах, в главкоматах видов Вооруженных Сил, в Министер-стве обороны и Генеральном штабе. Считалось, что этим структурам с высоты их положения было виднее, кто достоин и должен получать выс-шее оперативно-стратегическое образование. Не умаляя роли высшего руководства в процессе отбора кандидатов для обучения, хотелось бы сказать, что такой способ комплектования слушателей наносил серьез-ный ущерб делу подготовки военных кадров: нередко талантливые, творчески мыслящие, но в силу своего характера не всегда покладистые офицеры лишались возможности получить такое образование. С другой стороны, открывалась широкая дорога тем, кто не имел перед Отече-ством особых заслуг, а находился в родственных или дружественных свя-зях с высшим руководством, кто был удобен, послушен и предан опреде-ленным лицам. Не секрет, что среди слушателей академии были, к сожа-лению, и такие генералы и офицеры.

В недалеком прошлом настойчивые призывы ввести конкурсный от-бор кандидатов для поступления в академию были в какой-то мере услы-шаны. Нам разрешили проводить устные собеседования с абитуриен-тами и даже дали право на небольшой (до 5%) отсев. Однако вскоре эти незначительные «вольности» были отменены.

По нашему мнению, отбор кандидатов на конкурсной основе с обяза-тельной сдачей вступительных экзаменов необходим для Военной ака-демии Генерального штаба ничуть не меньше, чем для других высших военно-учебных заведений Вооруженных Сил РФ. Предстоит лишь отра-ботать методику отбора с учетом специфики подготовки офицерских ка-дров высшей квалификации. Для этого следует определить: целевые установки (исходные требования к порядку отбора, составу абитуриен-тов и качеству их подготовки); критерии оценки (уровень образования, возраст, прохождение службы, морально-нравственные качества, состоя-ние здоровья, профессиональная пригодность и т.д.); порядок отбора кандидатов (в округах, Центральном аппарате); роль, права и обязанно-сти должностных лиц по отбору кандидатов Министерства обороны и Генерального штаба; условия поступления, сроки и порядок подготовки и сдачи экзаменов. Отобранным для поступления в академию кандида-там должны быть созданы все необходимые для подготовки и сдачи эк-заменов условия. По итогам вступительных экзаменов и результатам ра-боты аттестационной комиссии академии должно быть предоставлено окончательное право на прием слушателей. Только в этом случае она мо-жет нести полную ответственность за качество подготовки выпускников. Академия должна сама выбирать слушателей из несколько большего числа абитуриентов (на 30 - 50% выше необходимого количества).

Безусловно, роль высшего политического и военного руководства страны в осуществлении подбора кадров на учебу в академию по-пре-жнему остается решающей. Но это должно происходить посредством установления определенных критериев отбора, специальных положений об условиях и порядке приема, но не вмешательством в персональный отбор. После составления списков кандидатов на поступление, которым руководят соответствующие административные органы, всякое давле-ние на академию должно быть исключено. Следует иметь в виду, что требования к отбору кандидатов не могут распространяться на генералов и офицеров иностранных государств. Видимо, определенные коррек-тивы необходимо внести в систему отбора слушателей из числа граждан-ских специалистов, занятых в военных ведомствах различного профиля (если они будут обучаться в академии).

Время требует, чтобы к руководству Вооруженными Силами и дру-гими областями оборонной сферы государства приходили молодые, энергичные, творчески мыслящие кадры. А потому для обучения нужно отбирать перспективных офицеров и готовить их соответствующим об-разом. Особенно требует внимания, на наш взгляд, подготовка специа-листов оперативно-стратегического профиля. Из многих сторон этой проблемы хотелось бы выделить приведение целей и программ обуче-ния в академии в соответствие с новыми требованиями к подготовке ка-дров. В качестве основной целевой установки обучения необходимо определить подготовку высококлассных специалистов для работы в Ге-неральном штабе, управлениях Министерства обороны, в главных шта-бах видов ВС, управлениях округов (флотов), других оперативных объе-динений, для исследовательской деятельности.

Оперативно-стратегический уровень образования, который дает Военная академия Генерального штаба, необходим не только для коман-дующих и начальников штабов объединений, начальников управлений Центрального аппарата, но и для многих генералов и офицеров, рабо-тающих в управлениях военных округов, главных командованиях видов Вооруженных Сил, Генеральном штабе. Вряд ли можно считать нор-мальным положение, когда в оперативных, мобилизационных, разведы-вательных управлениях Центрального аппарата и управлениях военных округов только единицы офицеров имеют оперативно-стратегическую подготовку, а остальные - оперативно-тактическую, которую дают ака-демии видов ВС, и поэтому вынуждены осваивать свои обязанности по ходу службы. Это положение надо исправлять, ибо без оперативно-стра-тегического уровня образования офицерского состава высших звеньев военного управления эффективная работа крупных штабов просто не-мыслима.

На наш взгляд, важнейшая задача Академии Генерального штаба - военная подготовка гражданских должностных лиц из законодательных и исполнительных органов власти, военно-промьшшенных структур, связанных с вопросами обороны страны и безопасности государства. Они должны обладать комплексом знаний в области политики, экономики и международных отношений, права, экологии, основ военной доктрины, оборонной политики, военного искусства и строительства, подготовки страны к отражению возможной агрессии. Без этого трудно рассчитывать на принятие квалифицированных решений в области обороны и безопас-ности страны. Такие специалисты нужны также для военно-промышлен-ных ведомств и других структур, участвующих в подготовке и реализа-ции военно-технической политики и оснащении армии и флота военной техникой.

Решение этих задач невозможно без совершенствования программ обучения офицерских кадров высшей квалификации.

При определении содержания программ обучения необходимо учесть общий характер преобразований в стране и в мире, сущность про-цесса реформирования Вооруженных Сил и всей сферы обороны государ-ства, новые требования к военным кадрам высшей квалификации, выте-кающие из сути осуществляемых реформ в армии и стране. Программа должна обеспечить подготовку таких кадров, которые соответствовали бы новым ВС РФ.

Основными исходными установками для программ должны стать требования безопасности страны, военная доктрины государства, пакет военных законов, соответствующие директивные документы, концеп-ция реформирования Вооруженных Сил. Кроме того, существенное влияние на содержание программ обучения окажут изменившиеся гео-политические условия России, характер ее военно-политических отно-шений со странами дальнего и ближнего зарубежья, новые экономиче-ские и социально-политические условия жизнедеятельности войск (сил).

Подготовку офицерских кадров высшей квалификации следует ори-ентировать на перспективу. Этот процесс уже идет полным ходом. В результате Вооруженные Силы резко изменятся: будут уточнены их фун-кции, структура и состав, характер подготовки и комплектования войск и сил флота, боевые и иные возможности, утвердится новый социально-правовой статус, идеология государственного патриотизма и защиты на-циональных интересов России.

Современная военная школа в основном ориентирована на подго-товку кадров к управлению войсками в бою и операции. Новая школа, не умаляя роли этой подготовки, должна вооружить кадры знаниями вопро-сов руководства повседневной деятельностью войск, особенно процес-сом формирования Вооруженных Сил и обеспечения их готовности к вы-полнению разноплановых задач мирного времени.

В связи с этим должны претерпеть существенные изменения про-граммы обучения, перечень учебных дисциплин, преподаваемых в ака-демии. Значительное время должно быть отведено изучению теории обороны и безопасности, геополитики, военной политологии и эконо-мики, военной социологии, права, психологии, другим военно-социаль-ным дисциплинам. Без соответствующих знаний офицер высшей квали-фикации будет просто не способен выполнять свои задачи. В программу обучения в более широком объеме нужно включить вопросы военного строительства. Это необходимо не только для фундаментальной подго-товки специалистов военного и военно-промышленного ведомств, уча-ствующих в разработке и реализации военно-технической политики, но и для всесторонней ориентации генералов и офицеров в интересах квали-фицированного участия в решении комплексных задач реформирования ВС и других сфер военного строительства, например реализации про-граммы конверсии военного производства.

Слушатель академии должен быть подготовлен к работе по руковод-ству войсками в «горячих» точках, при выполнении миротворческих за-дач, умело взаимодействовать с военным и политическим руководством стран ближнего зарубежья, особенно членов СНГ, с местной админи-страцией, хозяйственными руководителями, коммерческими структу-рами. Эти и другие вопросы специфической деятельности офицеров выс-шей квалификации в условиях осуществления военной реформы также должны найти свое место в программах.

Особую сложность в новых условиях представляет проблема органи-зации воспитания личного состава. В ходе обучения в академии слуша-тель должен получить глубокие знания вопросов организаторской и вос-питательной работы с людьми, воинскими коллективами. Ликвидация системы политорганов и партийно-политического аппарата и далеко не равноценная замена их институтом помощников по воспитательной ра-боте возложили всю ответственность на командно-начальствующий со-став. В условиях когда была разрушена прежняя идеологическая база и пока еще не создана новая военная идеология, резко снизилась эффек-тивность воспитательного воздействия на людей. Сложнее всего прихо-дится тем, кто организует эту работу в армии. Служба в Вооруженных Си-лах для молодежи перестала быть почетной обязанностью, ее всячески стараются избежать. Вооруженные Силы России не только не получат квалифицированных специалистов, но и не будут полностью укомплек-тованы. Призванная решить многие проблемы контрактная служба пока очень робко вживается в систему комплектования войск и сил флота. Восстановление системы институтов и средств воспитательного воздей-ствия на новой идеологической основе как в Вооруженных Силах, так и в стране в целом - задача первостепенной важности. Выпускник академии обязан знать об этой проблеме и принимать участие в ее решении.

Назрела реальная необходимость уточнения содержания программ оперативно-стратегических учебных дисциплин. Смысл корректировки состоит в том, чтобы привести их в соответствие с новой военной доктри-ной страны и военной стратегией, учитывая при этом глубокие измене-ния в структуре, составе и функциях Вооруженных Сил, условиях их жиз-недеятельности.

Совершенствование образования офицеров в академии нельзя расс-матривать без учета изменений в методике подготовки офицеров выс-шей квалификации. Ныне действующая методика в целом должна быть сохранена, поскольку она долгие годы обеспечивала достаточно эффек-тивную подготовку специалистов, не была закостенелой и неизменной, а успешно развивалась вслед за совершенствованием содержания про-цесса обучения. Вряд ли кто посмеет обвинить ее в непригодности. Од-нако всякие изменения в содержании неизбежно ведут к изменению форм, способов осуществления процессов и явлений. Введение новых учебных дисциплин требует принятия соответствующих форм и мето-дов обучения, изменения подходов к определению содержания и каче-ства подготовки специалистов, что заставляет менять структуру и после-довательность прохождения учебного материала. Развитие учебно-мате-риальной базы, особенно активное внедрение в учебный процесс элек-тронно-вычислительной техники, создает благоприятные условия для совершенствования методики обучения.

Если нам нужен специалист высшей квалификации, творчески мыс-лящий, разносторонне подготовленный генерал и офицер, способный работать в высоких сферах военной политики, военной науки и в области руководства войсками и силами флота, то необходимо всей системой обучения и, конечно, методикой сформировать в нем такие качества Это значит дать ему возможность много читать, самостоятельно готовить разнообразные материалы, обеспечить возможность часто выступать публично и публиковаться в научных сборниках и журналах, научить пользоваться современной вычислительной техникой, предоставить в известных пределах свободу выбора преподаваемых факультативных дисциплин. Слушатель должен быть обеспечен всем необходимым для работы. Поэтому требуется активизировать различные формы самостоя-тельной работы и обеспечить целенаправленный контроль за ней. Необ-ходимо значительно увеличить объем информационных потоков на слу-шателей, индивидуальную работу чередовать с коллективными фор-мами учебы, среди которых, кроме традиционных (лекций, семинаров, групповых занятий, КШУ, КШВИ), все больший удельный вес должны приобретать научные конференции, собеседования, учебные пресс-кон-ференции, выступления с научными сообщениями и докладами, «круг-лые столы», коллективные защиты разработанных научных и учебных проблем, деловые игры.

На наш взгляд, можно вернуться к проведению полевых занятий, КШУ на местности. Было бы неплохо за время учебы в академии хотя бы один раз дать возможность слушателям поработать в составе управлен-ческих коллективов оперативных или стратегических объединений на реально проводимых КШУ или войсковых учениях и маневрах.

Необходимо остановиться и на такой проблеме, как роль академии в процессе назначения ее выпускников на должности после завершения учебы. На наш взгляд, совершенно ненормально существующее сейчас положение, когда академия после двух лет работы со слушателями ока-зывается в стороне от распределения выпускников. Может быть, с точки зрения большой политики нашему высшему руководству виднее, куда кого назначать после окончания академии. Но такой жесткий подход в определенной степени снижает не только моральные, но и материаль-ные стимулы к учебе, а значит вредит общему делу. И уже совершенно недопустимо, чтобы слушателю еще до начала сдачи курсовых и госу-дарственных экзаменов становились известны и место, и должность, на которую он будет назначен.

Не исключено, что отдельные факты в силу непредвиденных обстоя-тельств могут иметь место, но правилом подобное положение быть не должно. Итоги учебы и академические характеристики на слушателей, на наш взгляд, должны быть основой для определения профессио-нально-должностной пригодности выпускника. При рассмотрении ка-дровых вопросов роль представителя академии в составе соответствующих комиссий должна быть, если не решающей, то, по крайней мере, за-метной.

И наконец, еще об одной проблеме следует сказать, хотя острота ее уже несколько снижена. Речь идет о комплектовании кадров профессор-ско-преподавательского состава академии. Уже не раз приходилось под-нимать эту тему и в печати, и в устных выступлениях. Соответствующие предложения подготовлены в вышестоящие инстанции. Теперь, когда приняты законодательные акты об обороне, предельный срок службы для военнослужащих, профессорско-преподавательского и научного со-става военно-учебных заведений, имеющего ученые степени и ученые звания, может быть продлен до 60 лет. Таким образом, задача сохране-ния в армии ученых кадров высшей квалификации получила практиче-ское решение.

Однако в Военной академии Генерального штаба в силу ее специ-фики особенно на ведущих кафедрах (стратегии, оперативного искус-ства) есть немало офицеров и генералов, которые успешно ведут педаго-гическую работу, но не имеют ученых степеней и званий. Для педагогов указанных кафедр существуют особые требования отбора в академию: генералы и офицеры, как правило, должны окончить академию Гене-рального штаба и несколько лет потрудиться на командно-штабных должностях в оперативно-стратегическом звене. Их возраст не должен превышать 45-47 лет. На становление их в должности, овладение слож-ной профессией и разработку диссертации остается слишком мало вре-мени, если учесть, что предельные сроки службы в соответствии с прика-зом министра обороны составляют для полковников - 50, для генерал-майоров и генерал-лейтенантов - 55 лет.

Понимая, что нынешнее положение о возможности продления сро-ков службы офицерам и генералам, имеющим ученые звания и степени, до 60 лет является важным стимулом развития науки и подготовки ка-дров высшей квалификации, тем не менее считаю, что для нашего учеб-ного заведения, готовящего специфические военные кадры, должно быть сделано исключение. Во-первых, необходимо распространить по-ложение, касающееся лиц, имеющих ученые степени и звания, на препо-давательский состав академии (решать вопрос о продлении срока службы строго индивидуально, через Ученый совет академии) и, во-вто-рых, дать право академии оставлять на профессорских должностях уво-ленных в запас или отставку офицеров и генералов, способных активно продолжать педагогическую и научную деятельность. Для педагогиче-ских кадров можно было бы в известной мере облегчить условия при-своения ученых званий, учитывая, что они имеют богатейший опыт орга-низаторской, учебно-методической и научно-исследовательской работы в войсках и крупных штабах.

В заключение необходимо отметить, что подготовка офицеров выс-шей квалификации в условиях осуществления военной реформы - задача исключительной сложности. Решать ее успешно прежняя система воен-ного образования уже не может. Нужны новые идеи, решения, люди. Чтобы перейти в новое качество, нужно сломать многие стереотипы, мо-жет быть, даже иногда перешагнуть через себя. Мы к этому должны быть готовы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации