Основные источники военной опасности, возможные типы и виды войн с участием государств Содружества в современных условиях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1993, стр. 33-37

Основные источники военной опасности, возможные типы и виды войн с участием государств Содружества в современных условиях

Генерал-лейтенант А.И.НИКОЛАЕВ,

первый заместитель начальника

Генерального штаба Вооруженных Сил

Российской Федерации

В своем выступлении позвольте довести понимание и оценку Генеральным штабом Вооруженных Сил России основные источники военной опасности, возможных типов и видов войн с участием государств Содружества в современных условиях. Мое выступление несколько облегчается тем, что ряд вопросов был поднят в выступлениях Главнокомандующего, начальника Штаба Объединенных Вооруженных Сил СНГ, а также генерал-полковника Ф.ИЛа-дыгина.

В оценке источников военной опасности на современном этапе мы исходим из того, что прекращение "холодной войны", роспуск Варшавского Договора, сокращение ядерных и обычных вооружений привели к ликвидации межблокового противостояния, снижению уровня реальной военной опасности и заметному ослаблению угрозы мировой, и прежде всего ядерной, войны.

Сейчас уже практически никто не отрицает, что военная опасность для большей части стран мирового сообщества в значительной степени ослаблена а вероятность мировой, крупномасштабной войны в значительной степени понижена. Однако это вовсе не означает, по мнению Генерального штаба Российской Федерации, что проблема военной опасности полностью снята с повестки дня. В мире еще остаются, и, мы считаем, в перспективе сохранятся политические, экономические, территориальные и иные противоречия. В настоящее время функционируют военные союзы, не исчезла сверхвооруженность, не прекращается производство все новых видов вооружений, велика вероятность расползания ракетно-ядерного оружия в страны "третьего мира", а также существуют попытки удовлетворения территориальных притязаний и пересмотра существующих границ. Все это таит в себе потенциальную возможность различных по масштабам и интенсивности военных акций и конфликтов, способных перерасти в соответствующие войны, и несет многовариантную опасность для любого государства СНГ.

Говоря о проблемах военной опасности, должны констатировать тот факт, что распад СССР стал одним из самых деструктивных факторов в деле стабилизации на Евроазиатском континенте, а основные угрозы для нас сместились сейчас внутрь СНГ и России. Это подтверждается тем, что в течение 1991-1992 гг. в странах СНГ возникло несколько десятков различных конфликтов, конфликтных ситуаций, которые продолжаются и сейчас.

Реальную опасность развязывания войн представляет внутренняя нестабильность в СНГ из-за разногласий между отдельными государствами и "суверенизации" бывших автономных образований в результате обострения проблем границ, спорных территорий, а также из-за втягивания в конфронтацию вооруженных сил как независимых государств, так и сопредельных с ними.

Нестабильность политической, экономической обстановки, национальные, территориальные, этнические и иные противоречия, социальные волнения и даже военные действия разного масштаба стали характерными для бывших республик Советского Союза и являются потенциальными источниками военной опасности. По нашему мнению, они выходят за рамки внутренних региональных процессов, приобретают международный характер. Одной из главных причин этих негативных явлений, на наш взгляд, являются, по сути дела, неуправляемые дезинтеграционные процессы во всех сферах общественной жизни государств СНГ, о чем говорилось в докладе Главнокомандующего.

Угроза безопасности представляет собой, на наш взгляд, совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в целом. Говоря о реальной и потенциальной угрозе, исходящей от внутренних и внешних источников, мы имеем в виду содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Прежде чем перейти к оценке источников военной безопасности, необходимо определиться, что такое военная опасность и военная угроза.

Военная опасность представляет такое состояние межгосударственных отношений, при котором существует потенциальная возможность возникновения войны. Военная опасность - понятие более общее, нежели военная угроза. К сожалению, в печати, в комментариях, эти понятия смешиваются и невозможно понять, что и каким образом квалифицируется. Военная опасность объемлет весь спектр состояния и фаз военно-политической обстановки. Военная же угроза лишь одна из фаз развития обстановки, непосредственно предшествующая применению военной силы и характеризующаяся резким возрастанием военной опасности, реальной возможностью возникновения войны. Отсюда следует, что на определенных этапах развития военно-политической обстановки в мире прямой военной угрозы может и не быть, но военная опасность будет существовать. Вот почему (на конференции об этом уже шла речь) нужны вооруженные силы, способные решать задачи не только в конфликте или локальной войне, но и в той гипотетической войне, которая может возникнуть.

Рассматривая проблемы внешней военной опасности, следует иметь в виду: она обусловлена целым рядом факторов глобального и регионального уровня, основная суть которых сводится к следующему. Прежде всего должен подчеркнуть, что остается реальностью стремление отдельных или нескольких государств решать возникшие противоречия с помощью военных средств, путем прямого применения военной силы или оказания силового давления на другие страны. На мировой арене и в СНГ не прекращается применение военной силы некоторыми странами для достижения односторонних военно-стратегических преимуществ за счет ущемления или подрыва интересов других стран.

В связи с переменами в Восточной Европе появляются, а в ряде регионов и реализуются попытки территориальных притязаний и пересмотра границ, сложившихся после второй мировой войны на Западе и Востоке. Угроза территориальных притязаний может возрасти по мере военно-политического и экономического усиления отдельных государств, ужесточения борьбы за рынки и сферы так называемых "жизненных" интересов в силу экспансионистских устремлений того или иного государства.

Военная опасность исходит от самой гонки вооружений, из-за продолжающегося расползания ракетно-ядерного оружия по планете; непрекращающегося производства новых видов вооружений, а также из-за усложнения системы оружия, в результате чего могут быть случайные, неконтролируемые сбои в работе техники и систем управления оружием.

Несмотря на то что военная мощь США, по оценке руководства РФ, перестала представлять непосредственную, главную угрозу странам СНГ, тем не менее стремление руководства Америки к утверждению своего единоличного лидерства в мире силовыми методами может играть роль дестабилизирующего фактора.

На Востоке военная опасность может стать реальностью в случае неуспеха процесса по выработке мер доверия, а также при возобновлении идеологического противоборства и наличии территориальных притязаний со стороны Китая и Японии.

На Юге военная опасность исходит из высокой степени возможности возникновения локальных военных конфликтов в регионах Ближнего и Среднего Востока и их последующей эскалации. Развязанные вблизи южных границ государств Содружества локальные конфликты могут быстро перерасти в крупномасштабные войны, в которые могут быть вовлечены отдельные государства Содружества, не исключая России. В этой связи хочу подчеркнуть, что Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации как непосредственную военную угрозу России будет рассматривать (во всяком случае так закладывается) , например, ввод иностранных войск на территорию сопредельных государств, а также наращивание группировок вооруженных сил вблизи Российской Федерации.

Оценивая источники военной опасности в целом, можно сделать вывод о том, что, пока в мире не будут созданы гарантии необратимости позитивных перемен, глобальные и региональные механизмы обеспечения безопасности, нельзя полностью исключить возможность развязывания военных конфликтов и войн. С учетом названных реальностей следует подходить к классификации возможных типов, видов войн и конфликтов в современных условиях, и это найдет отражение в уставных документах.

Войну мы рассматриваем как общественно-политическое явление, представляющее собой борьбу государств, наций, социальных групп средствами вооруженного насилия. При оценке войн исходим из того, что в настоящее время и в обозримой перспективе потенциальная возможность их возникновения полностью не исключена. По своим масштабам война может быть локальной (региональной) или всеобщей (крупномасштабной).

Локальную (региональную) войну мы понимаем как ограниченную по целям войну с участием двух или относительно небольшого числа государств и не выходящую за рамки географического региона.

Всеобщая (крупномасштабная) война - это война между коалициями государств, ведущаяся с решительными целями, охватывающая значительную часть земного шара и затрагивающая интересы всего мирового сообщества.

Социально-политический характер и содержание войн на современном этапе будут по всей вероятности определяться прежде всего нестабильностью процессов преобразований в восточно-европейских странах, в том числе и в странах СНГ. Мы считаем, что отход государств Содружества от курса демократических преобразований может восприниматься странами Запада как угроза стабильности в Европе и может привести к конфронтации, а при определенных условиях явится поводом для военного вмешательства США и их союзников в процессы, происходящие в странах СНГ. В этом случае война по отражению агрессии для государств Содружества или любого из его членов, входящих в коллективную безопасность, будет вынужденной и с моральной точки зрения оправданной.

Рассматривая проблемы всеобщей (крупномасштабной) войны и отмечая тенденцию к. уменьшению вероятности ее возникновения, мы в то же время должны отметить, что в современных условиях заметно возрастает возможность возникновения локальных войн, военных акций и конфликтов с ограниченными политическими и стратегическими целями.

Под военным конфликтом мы понимаем любое вооруженное столкновение как форму разрешения противоречий между государствами, социальными группами с ограниченным применением военной силы. Для конфликтов, по нашему мнению, может быть характерен довольно широкий диапазон привлекаемых сил и средств, применяемых форм и способов вооруженной борьбы - от отдельных небольших иррегулярных формирований до достаточно крупных группировок вооруженных сил, от демонстративных или диверсионных действий до общевойсковых боев и операций. Мы считаем, что при сложившейся взаимосвязи и взаимозависимости различных государств, при высокой мобильности вооруженных сил и высокой поражающей способности обычных вооружений любой локальный конфликт способен в короткие сроки перерасти в войну локального и крупного масштаба.

Военная акция - кратковременное, быстротечное военное столкновение (воздействие), используемое для достижения незначительных по своему масштабу и последствиям целей.

При оценке стратегического характера и последствий всеобщей войны следует, на наш взгляд, исходить из того, что угроза возникновения ядерной войны значительно снижена. Однако мы глубоко убеждены, что до тех пор, пока ядерные потенциалы не уничтожены всеми государствами, опасность ядерной войны нельзя не учитывать. Если же ее не удастся предотвратить, она практически приведет к катастрофическим последствиям для всего человечества. В такой войне нельзя достичь поставленных политических целей - это наша оценка.

Что касается ограниченной ядерной войны, о которой говорил сегодня генерал Ладыгин, то она представляется маловероятной, так как любое применение ЯО повлечет незамедлительное применение всего ядерного потенциала сторон.

Рассматривая мировую обычную войну, следует, очевидно отметить, что сейчас прослеживается устойчивая тенденция снижения вероятности ее развязывания. Нам представляется, что такая война в современных условиях может возникнуть в результате эскалации целого ряда локальных войн, конфликтов, акций, направленных против одного их государств Содружества или Содружен-тва в целом, или развязанных между другими государствами в регионах, прилегающих к границам стран СНГ и коренным образом затрагивающих их интересы. В случае развязывания такой войны решающее значение в ней будет иметь начальный период. Его особенность, по нашему мнению, будет заключаться в том, что война скорее всего может начаться нанесением продолжительных массированных ракетно-авиационных ударов, широким применением высокоточных боеприпасов и средств радиоэлектронной борьбы. Нападение противника, по-видимому, начнется не только с суши и не столько с суши, а в первую очередь из воздушно-космического пространства и с моря. Для этого периода может быть характерным проведение воздушной наступательной кампании или операций (сражений) с участием сил воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны, высокомобильных группировок войск и сил флота в целях поражения стратегических ядерных сил, срыва стратегического развертывания, дезорганизации управления, захвата стратегической инициативы и вывода из войны государств Содружества.

Наибольшую опасность в такой период будут представлять действия агрессора, направленные на уничтожение стратегических ядерных сил и сил, обеспечивающих их функционирование.

Исход начального периода войны, на наш взгляд, будет определяться в первую очередь высокой степенью готовности сил военно-космической обороны, боеготовностью и боеспособностью войск, авиации и сил флота СНГ, предназначенных для прикрытия государственной границы, а также группировок сил, созданных в регионах и на стратегических направлениях государств Содружества.

Сейчас в связи с переработкой уставных документов и оперативно-стратегическим планированием закладывается новый концептуальный подход к заблаговременной подготовке вооруженных сил в мирное время. Эта концепция заключается в прикрытии государственных границ, создании группировок войск в регионах и на стратегических направлениях.

В последующие периоды войны под мощным противовоздушным и авиационным прикрытием, по-видимому, будут развернуты и введены в сражение крупные ударные высокомобильные группировки Сухопутных войск, а также подготовленные оперативные и стратегические резервы.

Говоря о характере обычной войны, необходимо подчеркнуть, что развитие средств вооруженной борьбы на данном этапе достигло такого уровня, что теперь война с применением обычных средств поражения по своим разрушительным последствиям практически становится сопоставимой с ядерной войной. В результате высокой эффективности и поражающей возможности систем обычных вооружений военные действия могут привести к трудновос-полнимым потерям, сильным разрушениям практически по всей территории. Для отражения агрессии и принуждения агрессора к прекращению войны от стран Содружества потребуются высочайшее напряжение, активность, предельная решительность с максимальным использованием военных сил, экономического и морального потенциалов, потребуется объединение усилий и ресурсов государств Содружества.

Мы глубоко убеждены в такой необходимости, и в этом плане министром обороны и начальником Генерального штаба неоднократно высказывалась мысль в поддержку мнения Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами. К решению этой задачи подготовиться в угрожаемый период невозможно. Если мы перед собой ставим задачу коллективной безопасности, к ней надо готовиться годами. Поэтому нужно делать все, что касается вооруженных сил, их оснащения, выработки единых доктринальных установок (конечно, для каждого государства эта проблема должна иметь свои специфические особенности) . Доктрины должны быть максимально сближены, вооружение должно быть единым. Невозможно нам будет выполнить свои задачи по защите даже в системе Договора о коллективной безопасности, если мы не рбшим это в мирное время, всесторонне не спланируем.

В условиях нестабильности обстановки в странах СНГ и в мире в целом, при существующей военной опасности и наличии потенциальной возможности возникновения войн Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности своей приоритетной целью считает ликвидацию очагов военной напряженности и сведение к минимуму вероятности возникновения войн и военных конфликтов. Многие аспекты этой проблемы нашли отражение в проекте военной доктрины Российской Федерации, которая сейчас находится на рассмотрении в Верховном Совете. В ней, в частности, подчеркивается, что главной целью политики в области обеспечения безопасности России становиться предотвращение войны.

В обобщенном виде доктринальные установки сводятся к следующему: во-первых, обеспечение безопасности в ядерно-космический век является задачей прежде всего политической, и она должна решаться политическими средствами; во-вторых, безопасность может быть только всеобщей, равной и одинаковой для всех; в-третьих, безопасность гарантируется не высоким, а предельно низким и обоюдно низким уровнем военно-стратегического баланса сил, причем военные потенциалы сторон должны быть ограничены.

Подводя итоги сказанному, хочу еще раз подчеркнуть:для стран Содружества военная опасность потенциально существует - это наше мнение -потенциальная возможность возникновения войн, главным образом локальных, сохраняется. С учетом таких подходов к проблемам военной опасности, военных конфликтов и войн Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации работает над совершенствованием мероприятий по предотвращению войны и обеспечению национальной безопасности России.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации