Основные направления строительства и подготовки Военно-Воздушных Сил в современных условиях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1993, стр. 2-8

Основные направления строительства и подготовки Военно-Воздушных Сил в современных условиях

Генерал-полковник авиации П.С.ДЕЙНЕКИН,

главнокомандующий ВВС Российской Федерации

Основные направления строительства и подготовки Военно-Воздушных Сил в современных условиях

Военно-Воздушные Силы России имеют славные боевые традиции. Современный этап военного строительства характеризуется существенным повышением их значения в обеспечении военно-политической стабильности государства,, В преддверии празднования Дня Воздушного Флота редакция журнала обратилась к главнокомандующему ВВС Российской Федерации генерал-полковнику авиации П.С. Дейнекину с просьбой рассказать о планах и проблемах дальнейшего реформирования этого вида Вооруженных Сил.

СТРОИТЕЛЬСТВО Военно-Воздушных Сил представляет собой крупную научно-техническую и организационно-практическую задачу, которая решается в рамках общей реорганизации Вооруженных Сил Российской Федерации. Изменившаяся военно-политическая и экономическая ситуация в стране и мире требует нового подхода к строительству Российских ВВС, уточнения их роли и места в системе обеспечения национальной безопасности государства. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время ВВС не только олицетворяют воздушную мощь страны, но и являются одним из определяющих факторов сдерживания агрессии и обеспечения стратегической стабильности. Особенно заметно повысилась роль авиации после ликвидации целого класса ракет наземного базирования средней и меньшей дальности. Военно-Воздушные Силы остаются главным средством оперативно-стратегической мобильности ВС. И наконец, авиационная техника и вооружение аккумулируют в себе лучшие достижения передовых технологий, а разработка их новых образцов служит мощным катализатором научно-технического прогресса.

В соответствии с выработанной концепцией ВВС являются важнейшей составляющей Вооруженных Сил России, обладающей высокой готовностью к немедленным действиям на любом возможном направлении агрессии и служащей в военное время основным средством нанесения ударов по противнику высокоточным оружием на всю глубину его оперативного построения и обеспечения высокой мобильности группировок войск. Главная цель строительства Военно-Воздушных Сил на период до 2000 года заключается в создании на базе существующих авиационных формирований высокоманевренного вида Вооруженных Сил, имеющего сбалансированный состав, современные авиационную технику и вооружение, способного эффективно решать весь комплекс возлагаемых на него задач в совместных (самостоятельных) операциях и требующего минимальных затрат на содержание.

Основными направлениями строительства ВВС в указанный период будут: создание оперативных авиационных группировок на стратегических направлениях, в том числе за счет переформирования летных училищ в авиадивизии, а учебных и инструкторских полков в боевые части; сокращение боевого и численного состава до установленных уровней с одновременным достижением оптимальных соотношений боевых и обеспечивающих компонентов в структуре ВВС; поэтапное перевооружение соединений и частей на новые авиационные многоцелевые комплексы, оснащенные высокоточным оружием сокращение типажа и номенклатуры боевых и обеспечивающих средств, унификация систем вооружения и военной техники; обеспечение межрегионального маневра авиации, перебросок войск (сил); совершенствование системы базирования и обеспечения авиации за счет развития инфраструктуры ВВС и создания многофункциональных авиационных баз; последовательное реформирование системы комплектования войск; переход на новую систему подготовки кадров; совершенствование социально-бытового обеспечения военнослужащих и членов их семей. Все это позволит качественно обновить Военно-Воздушные Силы, а также улучшить их сбалансированность на межвидовом и видовом уровнях.

Содержание этапов строительства ВВС приведено в соответствие с общим замыслом реформирования Вооруженных Сил. На первом этапе, который завершился в конце прошлого года, была отработана и принята концепция строительства Военно-Воздушных Сил, уточнен порядок вывода войск с территории других государств и сформировано главное командование ВВС. На втором этапе (1993-1995 годы) предстоит завершить вывод войск и создание авиационных группировок на территории России, осуществить сокращение ВВС до установленной численности, закончить формирование органов управления, начать переход на смешанную систему комплектования и приступить к реформированию системы подготовки кадров. На третьем этапе (после 1995 года) планируется начать коренную реконструкцию и строительство аэродромной сети ВВС, приступить к реализации базового принципа обеспечения авиации и завершить переход к новой системе подготовки кадров.

На втором этапе, когда в основном закончится организационное формирование ВВС, все объединения, соединения, части и учреждения будут сведены в четыре авиационных командования: дальней, фронтовой, военно-транспортной авиации, резерва и подготовки кадров. Такая структура позволит обеспечить устойчивое централизованное управление силами и средствами ВВС как в мирное, так и военное время, уменьшить на 15-20% численность управленческого аппарата с учетом сокращения командований ВВС военных округов. Образование командований фронтовой авиации, резерва и подготовки кадров определенно станет шагом вперед в совершенствовании системы оперативного руководства войсками. В новой структуре командование фронтовой авиации в мирное время будет отвечать в первую очередь за организацию боевой подготовки соединений и частей по единым замыслу и планам, а в военное время за подготовку авиационных объединений к участию в воздушных операциях и их обеспечение в ходе боевых действий. Усилия командования резерва и подготовки кадров будут сосредоточены на подготовке авиационных кадров, быстром вводе в строй авиатехники резерва, ускоренном выпуске специалистов летного и инженерно-технического состава при проведении мобилизационных мероприятий. Единое руководство выполнением этих функций позволит целенаправленно готовить резерв ВВС в условиях мирного и военного времени.

Создание ВВС России ведется в условиях осуществления экономических и социально-политических реформ, недостатка финансовых и материальных средств, нарушения целостности инфраструктуры ВВС, определенного снижения авторитета Вооруженных Сил и престижа военной службы. После распада СССР и присвоения части авиационной техники бывшими республиками у России осталось примерно 60% самолетов и немногим более половины аэродромов. При этом возросла доля устаревших самолетов, так как 37% МиГ-29,23% Су-27, 43% Ил-76, подавляющее большинство стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160, т. е. наиболее современная авиационная техника, оказались потерянными для ВВС России.

В настоящее время наиболее острой остается проблема формирования авиационных группировок на основных стратегических направлениях и обустройства в новых районах базирования выводимых на территорию России и вновь формируемых боевых авиационных частей. Основные трудности обусловлены отсутствием необходимого количества подготовленных аэродромов, железобетонных укрытий, жилого и казарменного фонда, особенно на территории ставших приграничными Московского и Северо-Кавказского военных округов. Перенаселенность некоторых гарнизонов уже достигла критического уровня. В ряде мест не осталось резерва земельной площади под застройку, не хватает тепла, воды и электроэнергии. Ассигнований для обустройства выводимых частей выделяется недостаточно. Так, при современном уровне цен общего объема выделяемых в 1993 году государственных средств хватит только на строительство 40% потребного жилья, в то время как в ВВС уже сегодня насчитывается 26 тыс. бесквартирных офицеров, а по завершении вывода войск из-за границы их количество возрастет до 40 тыс. По нашему мнению, настало время скорректировать взгляды на программу строительства - прекратить возведение жилых домов в перенаселенных военных городках и сделать акцент на строительстве компактных жилых массивов в крупных городах, отселяя в них из военных городков семьи, утратившие связь с Вооруженными Силами. Дополнительные возможности по финансированию можно было бы получить за счет реализации высвобождаемого военного имущества, объектов незавершенного строительства, а также заработанных в ВВС сумм при выполнении авиационных перевозок, оказании платных услуг и других разрешенных к использованию на указанные цели денежных средств.

Ключевой проблемой строительства Российских Военно-Воздушных Сил является повышение боеспособности и мобильности авиационных соединений и частей, поскольку, имея ограниченный боевой состав, ВВС могут выполнить возлагаемые на них задачи только при условии поддержания высокой боевой готовности и осуществления своевременного маневра частью сил с одного направления на другое. Приоритетным путем ее решения должно стать качественное совершенствование ВВС.

Разработка и производство новой авиационной техники и вооружения всегда были в центре внимания командования ВВС. В целях адаптации программы вооружения к новым экономическим условиям пришлось пересмотреть систему заказов и закупки вооружения, уточнить функции военных представительств на оборонных предприятиях, отказаться от разработки и выпуска ряда новых образцов авиационной техники. Военно-техническая политика ВВС ориентируется на создание высокоэффективных, экономичных и конкурентоспособных образцов авиационной техники и вооружения, достижение оптимального комплекси-рования систем вооружения, включая согласованное развитие систем и средств управления и обеспечения. Впредь на вооружение будет приниматься только та авиатехника, которая успешно прошла как государственные, так и войсковые испытания. Практика доведения новых образцов до заданных требований в ходе их боевой эксплуатации будет прекращена.

С учетом сроков морального и физического старения самолетного парка к 2000 ГОДУ на вооружении ВВС останутся: стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М, фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29 и Су-27, самолеты-разведчики дальней и фронтовой авиации, военно-транспортные самолеты Ан-124 и Ил-76. Штурмовые авиационные части будут иметь на вооружении новую модификацию самолета-штурмовика Су-25. Истребительно-бомбардировочную авиацию планируется оснастить новым самолетом пятого поколения. Самолеты устаревших типов, выводимые из боевого состава, но обладающие достаточным ресурсом, будут сконцентрированы на базах резерва авиационной техники. В более отдаленной перспективе предусматривается замена самолетов Ту-22 и Су-24 всех модификаций на многоцелевой бомбардировщик с расширенными боевыми возможностями.

Реализация этих планов зависит от объемов ассигнований. Сегодня положение таково, что выделенных в 1993 году средств на закупку вооружения не хватает даже для запланированной замены самолетного парка. Ставится под сомнение и возможность проведения ряда НИОКР, определяющих будущее ВВС. Выход видится в определении для Вооруженных Сил, в том числе и ВВС, перечня предприятий оборонной промышленности, включая авиационные заводы и ОКБ, которым должен быть придан статус государственного оборонного предприятия с соответствующей системой финансовых гарантий и налоговых льгот. Другим путем сохранения авиационной промышленности могут стать создание авиационной техники двойного назначения и использование внебюджетных средств от отечественных и зарубежных инвесторов.

Перспектива развития ВВС тесно связана с возможностями системы базирования авиационных частей и их обеспечения. Известно, что приоритет в развитии инфраструктуры всегда отдавался приграничным военным округам. В результате распада СССР Россия осталась без большей части первоклассно оборудованных аэродромов, полигонов, складов и других элементов системы обеспечения, включая объекты навигации, управления и связи. Плотность аэродромной сети в России неодинакова. Особенно мало аэродромов во внутренних регионах и на востоке страны. Подавляющее количество аэродромов, пригодных для базирования боевой авиации, расположено в 300-километровой приграничной полосе. Из имеющихся аэродромов с искусственной взлетно-посадочной полосой длиной более 1800 м половина подлежит срочному ремонту или реконструкции. Защищенность самолетного парка и наземных средств обеспечения полетов является весьма низкой.

Для выхода из такого кризисного состояния необходимы ежегодные миллиардные капиталовложения. Понимая всю сложность экономического положения страны, командование ВВС все же вынуждено настаивать на выделении минимума средств из расчета поддержания в эксплуатационной готовности действующей аэродромной сети и частичной реконструкции учебных аэродромов, на которых планируется базировать боевые части. Перспективным представляется объединение усилий заинтересованных министерств и ведомств на развитии и совместной эксплуатации всей аэродромной сети России. Права и обязанности сторон в ходе такого сотрудничества должны определяться специальным правительственным постановлением, регулирующим как условия совместного базирования, так и степень участия каждого ведомства в финансировании эксплуатационных расходов.

В рамках указанного постановления целесообразно решить вопрос оборудования нескольких межрегиональных воздушных трасс, соединяющих запад и восток России и предназначенных для широкомасштабных перевозок войск и техники, а также осуществления маневра авиации с одного стратегического направления на другое. На трассовых аэродромах планируется сосредоточить необходимые запасы материальных средств и обеспечивающей техники, а также дооборудовать их в инженерном и навигационном отношении. Кроме того, эти аэродромы следует использовать для апробирования идеи создания многофункциональных авиационных баз, способных выполнять весь комплекс задач по боевому, техническому и тыловому обеспечению авиации независимо от типов используемых летательных аппаратов. Появление авиационных баз может существенно повысить мобильность соединений и частей ВВС, а также уменьшить расходы на обслуживание авиационной техники.

Приоритетное значение в современных условиях имеет реформирование системы подготовки кадров. От того как будет решена эта задача, зависит будущее ВВС России. Одним из первоочередных шагов является приведение в соответствие с реальными потребностями количества и структуры вузов ВВС. Первоначально будут сокращаться лишь те, ликвидация которых не потребует создания или наращивания такой же учебно-материальной базы на другом месте. Сокращение пойдет планомерно за счет прекращения набора на первые курсы. При этом старшекурсники продолжат обучение либо в том же вузе, либо будут переведены в родственные учебные заведения. Одновременно в ряде ввузов (Тамбовском и Иркутском ВВАИУ, на базе бывшего Ейского ВВАУЛ, Челябинском ВВАУШ) начнется подготовка специалистов, которые ранее обучались за пределами России. Кроме того, предстоит пересмотреть перечень специальностей - их в настоящее время неоправданно много. Наименования специальностей и квалификаций будут максимально приближены к соответствующим гражданским, чтобы повысить социальную защищенность офицера при его увольнении в запас, поднять престиж военного диплома.

В последующем предусматривается создать целостную систему подготовки авиационных кадров. В специальных общеобразовательных школах с первоначальной летной подготовкой (две из них функционируют с 1990 года в Ейске и Барнауле) с ранних лет будет готовиться достойный резерв для поступления в военные училища. В летных училищах с переходом на пятилетнее обучение три с половиной года планируется отводить на фундаментальную теоретическую подготовку и физическую закалку, а полтора года - на непрерывное освоение и совершенствование навыков пилотирования на учебных самолетах. Переучивание выпускников авиаучилищ - офицеров на боевую технику будет осуществляться, как и сейчас, в учебных авиационных центрах с тем, чтобы в. строевые авиационные полки приходили летчики, в основном готовые к решению боевых задач.

В подготовке авиационных специалистов с высшим образованием главный акцент делается на формировании у них целостной системы оперативно-тактических и инженерных знаний как фундамента высокого профессионализма и залога успешной адаптации к выбранной сфере деятельности после окончания военной службы. Серьезное внимание будет уделено обеспечению учебного процесса в вузах, насыщению их разнообразной компьютерной техникой в целях создания надлежащих условий для всестороннего развития слушателя (курсанта). В целом профессиональная кадровая политика ВВС будет строиться таким образом, чтобы в ходе ее реализации велась непрерывная подготовка кадров высокой и высшей квалификации, способных эффективно действовать в широком диапазоне возможных ситуаций - от организации повседневной жизнедеятельности войск до участия в вооруженных конфликтах.

Резкое сокращение бюджетных ассигнований на оборону существенно повлияло на условия организации и проведения мероприятий оперативной подготовки. В первую очередь это сказалось на количестве крупномасштабных войсковых и командно-штабных учений, их продолжительности и составе привлекаемых сил и средств. Однако последнее вовсе не означает, что ВВС откажутся от сложившейся практики организации таких мероприятий, от проработки в ходе их важнейших оперативно-стратегических вопросов. По-прежнему основу оперативной подготовки должно составлять решение проблем перевода войск с мирного на военное положение, что обусловливается ограниченностью боевого состава ВВС и необходимостью в связи с этим выполнения широкого комплекса задач по их отмобилизованию. В будущем большинство крупных учений будут носить комплексный характер. На них предусматривается отрабатывать весь круг вопросов, связанных с усилением ВВС, их оперативным развертыванием, подготовкой к боевым действиям и управлением в ходе решения поставленных задач. Особое внимание должно быть уделено планированию, организации и выполнению маневра мобильных сил, в том числе с использованием военно-транспортной авиации. Новым аспектом в оперативной подготовке станет взаимодействие ВВС России с военно-воздушными силами государств Содружества.

Серьезную проблему представляет формирование авиационных резервов в особый период. Без ее детальной проработки в ходе мероприятий оперативной подготовки трудно рассчитывать на своевременное создание авиационных группировок, необходимых для отражения агрессии и успешного ведения последующих операций (боевых действий). Требуется определиться по ряду сложных моментов: откуда взять авиационную технику и подготовленный летный состав, где сформировать боевые части, как их обеспечивать в районах формирования и оперативного предназначения.

Для эффективного решения перечисленных вопросов необходим активный поиск новых подходов и методов в организации оперативной подготовки. Уже прошла проверку практикой и неплохо зарекомендовала себя такая форма проведения оперативных мероприятий, как командно-штабная тренировка по управлению повседневной деятельностью войск. Итоги проведенных мероприятий свидетельствуют, что их результативность во многом зависит от уровня оснащенности штабов средствами автоматизации, умения руководящего состава обобщать результаты повседневной работы, оперативно и грамотно управлять подчиненными войсками. Одним из перспективных направлений должно стать создание компьютерной системы оперативной подготовки, способной реализовать «электронные» воздушные операции любого масштаба, включая стратегическую воздушную операцию. Это потребует большой подготовительной работы и создания специализированных моделирующих комплексов, объединенных в общую сеть. Все усилия и дополнительные расходы окупятся очень быстро за счет снижения затрат на практические действия войск, придадут мероприятиям действительно творческий, исследовательский характер, позволят осуществить планирование и розыгрыш отдельных эпизодов сразу по нескольким вариантам.

Что касается боевой подготовки ВВС, то в основу ее проведения должны быть положены совместные учения с соединениями и частями других видов Вооруженных Сил. При этом все плановые полеты необходимо осуществлять в комплексе с решением тактических задач, а основной акцент в обучении войск перенести на уровень полк - эскадрилья. Учения будут, как правило, носить исследовательский характер. Главной их целью станут проверка новых тактических приемов, исследование вопросов повышения эффективности применения оружия и боевой техники. Предстоит сделать все возможное, чтобы боевая подготовка имела приоритетное значение. Основным критерием оценки служебной деятельности летного состава должен быть уровень его профессиональной подготовки.

Сегодня Военно-Воздушные Силы переживают сложный период. Из-за жестких лимитов на топливо и перекомплекта летного состава вместо общепринятой в мире годовой нормы налета в 150-200 ч во фронтовой авиации он составил 40 ч, в дальней и военно-транспортной - около 80 и 100 ч соответственно. В этих условиях чрезвычайно важно с высокой гарантией обеспечить безопасность полетов и не допустить резкого снижения уровня летной подготовки. Хотя в 1992 году количество летных происшествий в ВВС уменьшилось по сравнению с предыдущим годом почти на треть, последствия аварий и катастроф оказались более тяжелыми, людей (как правило, пассажиров транспортных самолетов) погибло больше. В связи с этим значительное внимание будет уделено индивидуальной подготовке летчика (экипажа) на земле с применением тренажеров. Необходимо уже в ближайшее время максимально задействовать тренажеры для всех типов летательных аппаратов. Планируется активно использовать современные методы оценки готовности летчика к выполнению полетного задания. Основные же усилия в обеспечении безопасности полетов будут сосредоточены на повышении качества организации полетов, требовательности руководящего состава в вопросах пунктуального исполнения документов, регламентирующих летную работу, укреплении воинской дисциплины в авиационных соединениях и частях.

В целом, несмотря на имеющиеся трудности, командование и личный состав ВВС убеждены в необратимости проводимых реформ и с оптимизмом смотрят в будущее. В авиационных частях идет напряженная боевая работа. Воины-авиаторы полны решимости укреплять славные традиции России как великой авиационной державы мира и готовы в случае необходимости защитить свое Отечество от любой угрозы, откуда бы она ни исходила.

Генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР Дейнекин Петр Степанович родился 14 декабря 1937 года в г.Морозовсхе Ростовской области. В 1957 году окончил Балашовское военное авиационное училище летчиков. До середины 1980 года проходил службу на командных должностях в частях и соединениях дальней авиации. Окончил ВВА им. Ю.А. Гагарина и Военную академию Генерального штаба. В 1984-1991 годах был заместителем командующего, командующим воздушной армией, командующим дальней авиацией, первым заместителем главнокомандующего ВВС. С сентября 1991 года - главнокомандующий Военно-Воздушными Силами.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации