Основные направления строительства и развития Вооруженных Сил Республики Казахстан на современном этапе,

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1993, стр. 46-50

Основные направления строительства и развития Вооруженных Сил Республики Казахстан на современном этапе,

пути их интеграции в состав Объединенных Вооруженных Сил

СНГ

Полковник А.X.КАСЫМОВ,

ВРИО начальника Главного штаба Вооруженных Сил

Республики Казахстан

За весь более чем 70-летний период существования СССР внешняя безопасность Казахстана, как и других республик, обеспечивалась коллективными усилиями и единым военно-экономическим потенциалом бывшего Советского Союза. Может быть он и был чрезмерно высок, в то же время соответствовал внешнеполитическому курсу страны и в достаточной степени ограждал от любых посягательств на территориальную целостность и другие государственные интересы как Союза в целом, так и входящих в его состав республик.

Преимущества коллективного способа обеспечения безопасности очевидны. Он позволяет каждому государству Содружества наиболее эффективно использовать свой оборонный потенциал, с позиции разумной достаточности подходить к формированию национальных Вооруженных Сил, использовать их по единому плану и замыслу, а главное - обеспечить снижение военной угрозы и предотвращение войны. Поэтому считаем, что в современных условиях безопасность каждого государства обеспечивается прежде всего коллективной военной безопасностью государств Содружества. К сожалению, реалии таковы, что действия отдельных государств Содружества перевели эту проблему в плоскость создания национальных Вооруженных Сил.

Не Казахстан стал инициатором развала военного единства бывшего Союза. Напротив, он до самого последнего момента отстаивал идею Объединенных Вооруженных Сил Содружества и сознательно шел в этом вопросе на частичное ограничение своего государственного суверенитета. Более того, республика одной из последних приступила к созданию собственных Вооруженных Сил, причем в условиях, когда медлить было уже невозможно. Исходя из этого, 7 мая 1992 года был издан указ Президента "О создании Вооруженных Сил Казахстана", который положил начало самостоятельному оборонному строительству республики.

Основой такого строительства должно быть ясное понимание источников и масштаба внешних военных угроз, которые в настоящее время и в обозримой перспективе могут стать причинами развязывания войны против нашего государства, нарушить его территориальную целостность и суверенитет. Без этого невозможно создать систему обороны, адекватную масштабам военной угрозы.

В настоящее время источниками потенциальной военной угрозы для Казахстана могут быть: усиление напряженности в отдельных регионах бывшего СССР; разрастание очагов вооруженных конфликтов, особенно вблизи границы; наличие развернутых группировок вооруженных сил в государствах, граничащих с Казахстаном; территориальные претензии, появляющиеся в связи с изменением политической обстановки; ослабление границ на юге СНГ; приток оружия из-за рубежа, приводящий к появлению и расширению очагов нестабильности.

При разработке системы национальной безопасности нельзя не учитывать исторические особенности и черты развития Казахстана. Специфика геополитического положения и этнодемографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующими в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой прежде всего на разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном отрезке становления государственности.

В современных условиях непосредственная угроза мировой ядерной и обычной войны значительно снижена. Вместе с тем в мире сохраняются серьезные противоречия экономического, территориального, религиозного, этнического и другого характера, которые могут привести к вооруженным конфликтам, затрагивающим интересы Казахстана и других государств, с которыми он связан едиными оборонными или иными обязательствами. Поэтому сегодня необходима чрезвычайная взвешенность политических шагов и решений в области военной политики, которые бы не нарушили сохраняющуюся в нашем регионе стабильность.

Центральной частью системы национальной безопасности республики является военная доктрина с ее механизмом предотвращения и противодействия военной угрозе. Исходя из миролюбивой направленности внешней и внутренней политики, Казахстан ориентируется на концепцию оборонительной стратегии. При этом ключевым элементом концепции считается уровень оборонной достаточности, т.е. количество и качество Вооруженных Сил. В этой связи подход к определению уровня достаточности Вооруженных Сил основывается не на количественных, а на качественных показателях, позволяющих экономике обеспечить процветание государства. Количественные параметры Вооруженных Сил определяются в первую очередь исходя из возможности их оснащения современным вооружением и возможностями государства по материально-техническому обеспечению войск.

Экономические и демографические причины не позволяют в настоящее время Казахстану иметь армию, способную по своей численности и боевым возможностям в одиночку противостоять армиям вероятных противников. Руководствуясь этими положениями, за основу строительства Вооруженных Сил Республики взята существующая структура войск при одновременном сокращении их численности и количества вооружений и повышении качественных параметров.

Приступая к созданию собственных Вооруженных Сил, нам пришлось практически одновременно решать три взаимосвязанные задачи: во-первых, создать Армию Республики Казахстан, во-вторых, значительно сократить численность и количество воинских частей и соединений, дислоцированных на территории республики и, в-третьих, реформировать собственные Вооруженные Силы.

Экономические трудности, переживаемые Казахстаном, а также необходимость поддержания надлежащей боеготовности войск и непрерывного управления ими требуют поэтапного решения этих задач.

В ходе первого этапа (1992-1993 годы) планируется завершить формирование Министерства обороны республики, обеспечив при этом твердое управление войсками. В последующем определить структуру и оптимальный состав Вооруженных Сил, выработать правовую базу их строительства и функционирования, организовать всестороннее обеспечение. Этап завершить созданием группировки войск, способной отразить возможную агрессию.

На втором этапе (1994-1995 годы) совершенствовать структуру Вооруженных Сил, перейти на смешанный принцип комплектования и создать группировку войск, способную в полном объеме выполнить поставленные задачи. Особое внимание уделить формированию базы развертывания оперативных и стратегических резервов.

В ходе третьего этапа (1995-2000 годы) завершить радикальные преобразования структуры Вооруженных Сил и вывоз стратегического ядерного оружия с территории Казахстана, приступив к переоснащению войск новыми образцами военной техники и вооружения.

Осуществляя оборонное строительство, мы руководствуемся интересами собственной безопасности, оборонными интересами дружественных государств в рамках оборонительного союза, необходимостью сохранения и развития единого военно-стратегического пространства, положительным опытом, который накоплен бывшими Советскими Вооруженными Силами при создании национальной армии, на качественно новой основе.

Таким образом, основы военной доктрины Республики Казахстан состоят в том, что она носит оборонительный характер, но с решительными целями. При этом должны быть отброшены идеологизированные концепции и подходы, такие как концепция сугубо оборонительной направленности строительства Вооруженных Сил, противоречащая самой природе вооруженной борьбы. Не следует армии жить по законам, приводящим к снижению ее боеготовности.

В этой связи планируется содержать в первом эшелоне войска, по своему составу и срокам готовности обеспечивающие гарантированное прикрытие госграницы, мобилизацию и оперативное развертывание основной группировки. Остальные соединения и части планируется иметь в сокращенном и скадрированном составе со сроками отмобилизования 10-20 суток. Это позволит обеспечить содержание немногочисленных, но высоко мобильных, ориентированных на боевую подготовку, боеспособных и управляемых Вооруженных Сил.

Несколько слов об интеграционных процессах, которые должны получить свое развитие на современном этапе становления национальных Вооруженных Сил.

Существует мнение, что Казахстан, как и другие государства Средней Азии, отдает приоритет Объединенным Вооруженным Силам Содружества, что он, якобы, не готов к самостоятельному строительству армии. Вряд ли с этим можно согласиться.

Стремление к интеграции исходит из субъективной оценки обстановки и не ограничивает суверенитет Казахстана, так как поиск союзников, опора на поддержку миролюбивых стран и систему коллективной безопасности - это нормальный процесс, который в конечном счете ведет к снижению военной угрозы и разумному использованию экономического потенциала государства.

Подписание в Ташкенте Договора о коллективной безопасности, а также концепции военной безопасности и Положения о Главном Командовании открывает реальные возможности для совместного решения всех военно-политических вопросов.

Начавшийся позитивный процесс от разъединения к объединению подтверждает отсутствие серьезных противоречий в национальных интересах государств Содружества. А это ведет через согласованную военную политику к оборонительному союзу.

Сегодня рано говорить о том, что Договор о коллективной безопасности работает в полную силу. Кроме Совета коллективной безопасности до конца не созданы и не функционируют организационные структуры, обеспечивающие работу военно-политического союза. Это порождает много нерешенных проблем как в масштабе ОВС, так и в отдельных Вооруженных Силах государств Содружества.

Стратегические силы со времени их создания играли главную роль в обеспечении безопасности, а создание и функционирование дались дорогой ценой всем государствам бывшего Союза.

Поэтому стоит ли так однозначно ставить вопрос о порядке и формах контроля за деятельностью Стратегических сил, а также об управлении ими со стороны государств их пребывания? В конечном счете именно эти разногласия не позволяют в полной мере активизировать интеграционные процессы.

Республика Казахстан, соблюдая принятые в рамках Содружества соглашения, предлагает решать эту проблему последовательно. На первом этапе - отдельным соглашением дать новое определение Стратегических сил, наметив их состав и подчиненность. На втором - заключить двусторонние и многосторонние соглашения, определяющие порядок и формы управления, принять Положение о командовании Стратегическими силами. На третьем этапе - заключить соглашение, определяющее основные принципы и формы контроля деятельности Стратегических сил как со стороны ГК ОВС, так и государств их пребывания.

Не менее важной проблемой является своевременное заключение двух и многосторонних соглашений и выполнение договорных обязательств в военной области. В результате отставания договорных процессов от реальностей сегодняшнего дня остаются вне принадлежности соединения и части, которые не попали ни под чью юрисдикцию и в конечном итоге не снабжаются, не финансируются, что порождает напряженность в воинских коллективах и усложняет без того непростую обстановку.

Двусторонние процессы между Россией и Казахстаном, получившие свое развитие в июне-августе 1992 года, своей реализации не нашли. В результате чего у нас возникли определенные сложности в формировании бюджета, определении загрузки предприятий оборонной промышленности, поставке продовольствия и ГСМ, другого имущества в части, которые подчинены Стратегическим силам и Министерству обороны Российской Федерации.

Мы в одностороннем порядке осуществляли их обеспечение, на инициативной основе определили квоту призывников на осень этого года, не ограничиваем проведение испытаний оружия и проведение учений на полигонах, не создаем искусственных препятствий в перевозках войск и грузов.

Вместе с тем, понимая, что за всем этим стоят конкретные военнослужащие и их семьи, мы вынуждены поставить вопрос о погашении долгов, которые составили около 355 млн рублей, в том числе: Российская Федерация около 350 млн рублей (продовольственная служба - 51,6 млн , ГСМ - 232,4 млн , вещевая служба -1,7 млн , ВОСО - 64,6 млн); Узбекистан - 4,6 млн рублей и предоплате.

К сожалению, деструктивная позиция отдельных министерств и комитетов по обороне создает предпосылки к взаимному недоверию и вынуждает пересматривать заново некоторые аспекты военно-технического сотрудничества.

Кому это выгодно? Не разумнее ли сохранить существующие связи, осуществить реконструкцию системы снабжения на основе двух и многосторонних соглашений, определить приоритетные направления и обеспечить сбалансированное развитие Вооруженных Сил на ближайшую перспективу.

Формирование оборонительного союза предполагает глубокую интеграцию Вооруженных Сил в целях совместного выполнения взятых на себя обязательств по отражению возможной агрессии. Это обязывает нас с учетом новых военно-политических условий иметь единую систему стратегического оперативного планирования. Координирующая роль в этом принадлежит Главному командованию ОВС СНГ. Эту работу необходимо оживить. Незамедлительная разработка и принятие документов, регламентирующих функционирование всех структур Объединенных Вооруженных Сил СНГ в особый период, обеспечит постановку конкретных задач войскам и на этой основе решение вопросов боевой и мобилизационной готовности войск, организации оперативной, боевой и мобилизационной подготовки национальных Вооруженных Сил.

Главные цели и общая направленность подготовки Вооруженных Сил государств Содружества должны быть едины. В этой связи необходимы создание эффективных систем управления во всех звеньях, разработка документов, регламентирующих взаимоотношения органов управления Главного командования и Министерств обороны государств Содружества, а также четкое разграничение административного и оперативного управления Объединенными Вооруженными Силами.

Обязательным условием функционирования системы управления должно быть сохранение и обеспечение совместимости технических средств и систем соподчиненных и взаимодействующих войск.

Практическое создание системы управления Объединенными Вооруженными Силами СНГ мы видим на путях совершенствования всех составляющих существующей системы - органов и пунктов управления, систем связи и АСУ, а также специальных систем.

В целях укрепления доверия, считаем необходимым, взаимное участие на учениях представителей армий Содружества, привлечение соединений и частей различных государств для совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Выражаем надежду, что такие мероприятия станут многосторонними.

В заключение необходимо сказать, что решение этих и других вопросов обеспечения коллективной безопасности во многом зависит от консолидирующей роли и конструктивной работы Главного командования Объединенных Вооруженных Сил. Министерство обороны Республики Казахстан считает своей задачей на основе разумной интеграции в ОВС гарантированно обеспечить национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.

Республика Казахстан всегда будет соблюдать ранее принятые в рамках Содружества соглашения и строить свою военную политику, исходя из приоритетов обеспечения коллективной безопасности стран Содружества как гаранта национальной безопасности каждого государства.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации