Основные приоритеты военно-технической политики России

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1993

Основные приоритеты военно-технической политики России

В.Н.ЦЫГИЧКО,

академик АЕН Российской Федерации,

доктор технических паук, профессор

Основные проблемы военно-технической политики России были освещены в статье первого заместителя министра обороны А.А.Кокошина. Продолжая начатый разговор, редакция предоставляет слово ведущему научному сотруднику Института системного анализа РАН В.Н.Цыгичко, доктору технических наук, профессору, академику АЕН РФ. Автор высказывает свою точку зрения по отдельным аспектам данной проблемы. На наш взгляд, некоторые его суждения носят дискуссионный характер.

РАЗРАБОТКА военно-технической политики в настоящее время является одной из наиболее неотложных задач, во многом определяющих не только облик Российских Вооруженных Сил,но и будущее военной промышленности как основы военного потенциала. Именно сегодня, в условиях экономического кризиса и распада военно-промышленного комплекса, необходимо четко осознать цели и приоритеты этой политики и выработать стратегическое направление в области технического оснащения армии и флота. Требуется программа, которая позволила бы максимально использовать имеющийся потенциал для создания новой военно-промышленной системы, призванной обеспечить передовой технический уровень вооружения российской армии на многие годы.

Условия формирования военной политики. Военно-техническая политика -важный элемент военной политики государства, и определяется она целями и приоритетами последней. Какими же видятся ее основные контуры, открывающие возможность наметить стратегическое направление и разработать реалистичную, выполнимую в нынешних экономических и политических условиях программу?

Одним из важных факторов формирования политики в области обеспечения глобальной, региональной и национальной безопасности становится проблема сокращения вооруженных сил и вооружений в России, США и НАТО. Этот процесс является логическим результатом коренного изменения геополитической ситуации, долгое время определявшей военную политику государств в двухполюсном мире. Распад СССР, окончание «холодной войны», стремление Российской Федерации и большинства государств бывшего Советского Союза к интеграции в мировое сообщество означают прежде всего исчезновение взаимной угрозы и подготавливают почву для сотрудничества бывших идеологических противников, в том числе в деле обеспечения мира и безопасности.

Созданные в годы «холодной войны» громадные силовые структуры в современных военно-политических условиях становятся ненужными. Для них нет глобальных и региональных задач, сравнимых по масштабам и важности с задачами поддержания стратегического равновесия между двумя противоборствующими политическими системами. Осознание этого факта и стремление облегчить экономическое бремя военных расходов ускоряют процессы взаимного и одностороннего разоружения.

Нужно отметить, что программы сокращения вооруженных сил и вооружений^ том числе международные соглашения по этим вопросам, вступили в силу до того, как бывшие противники сформулировали и приняли новые политические и военные доктрины, призванные определять их военную и военно-техническую политику на длительную перспективу. По этой причине сам процесс разоружения оказывает и, на наш взгляд, будет оказывать существенное влияние на изменение старых стереотипов стратегического мышления, выработку концепций и перестройку системы обеспечения безопасности в соответствии с нынешними политическими реалиями.

В решении проблем разоружения и конверсии в странах Запада просматривается определенный курс на снижение темпов военного производства. Это необходимо учитывать при выработке военно-технической политики России.

Центральным при разработке военной и военно-технической политики является вопрос о возможности мировой войны и роли в ней нашего государства. Можно уверенно утверждать,что такой угрозы сегодня не существует. Мир коренным образом изменился. Нет тех глубоких экономических и политических причин, которые в прошлом приводили к мировым войнам. Россия выбрала путь присоединения к мировому сообществу и стала естественным партнером государств по защите их общих интересов (проблемы ядерного разоружения, сокращения обычных вооружений, предотвращения мировой войны, борьбы с международным терроризмом, экологии, здравоохранения и др.).

Принятие этой объективной реальности в качестве основной посылки при выработке рациональной и взвешенной военной политики предполагает наличие стратегического курса,ориентированного на военное сотрудничество с Западом в деле поддержания мировой и региональной стабильности. Это ключевое решение позволяет сформулировать главные проблемы военного строительства, определить кардинальные направления долгосрочной военно-технической политики России.

Задачи Российских Вооруженных Сил. В современных геополитических условиях, когда закончилось глобальное противостояние двух мировых систем, существенно меняются задачи и роль армии Российской Федерации. Здесь можно выделить три основных аспекта национальных интересов, которые должны обеспечивать Российские Вооруженные Силы.

Прежде всего это защита страны от внешней угрозы. Очевидно, что непосредственной опасности военного нападения на Россию сейчас нет. Не будет се, по нашему мнению, и в обозримом будущем. Однако неопределенность военно-политической ситуации в пограничных с РФ регионах,особенно на юге и юго-востоке, требует надежных гарантий от возможного негативного развития событий, грозящих возникновением локальных или широкомасштабных военных конфликтов. Вооруженные Силы должны обеспечить такую гарантию.

Вторым важным аспектом является необходимость участия России в международной военной деятельности.

Сейчас наметилась тенденция построения нового мирового порядка под главенством США, провозгласивших себя единственной военной сверхдержавой. При таком положении дел они, естественно, будут использовать военное могущество в своих политических и экономических целях, а национальные интересы многих стран, в том числе и России, могут существенно ущемлять.

Для сохранения баланса интересов необходима альтернатива наметившемуся американскому военному доминированию. Российская армия должна быть такой альтернативой и в международном плане составлять силу, способную самостоятельно или вместе с другими государствами решать (или существенно влиять на решение) международные проблемы военного характера главным образом в рамках военной деятельности ООН.

Вместе с тем в Соединенных Штатах есть, на наш взгляд, весьма влиятельные круги, которые считают, что им не нужна сильная, независимая Россия, представляющая собой хотя и дружественную, но самостоятельную и мощную державу. Они не хотят иметь новых политических и экономических конкурентов, способных ограничивать их возможности в мировом лидерстве. Поэтому они хотели бы видеть Россию слабой, раздробленной. К сожалению, атмосфера «холодной войны» еще жива в США и в определенной мер оказывает влияние на их нынешнюю политику в отношении Российской Федерации. Вопреки политическим декларациям американской администрации о стремлении к сотрудничеству и намерении помочь нашей стране факты свидетельствуют, что стратегической задаче ликвидации России как великой державы подчинена сегодня глобальная политика США. Политические и экономические меры, направленные на снижение военно-технического потенциала России, - ее важнейшая составная часть.

Таким образом, военное строительство в России будет проходить в условиях постоянного политического и экономического противодействия со стороны Америки и определенных политических сил внутри РФ.

Многие американские политики и специалисты считают, что стабилизация российского центра силы неизбежна. Она будет способствовать укреплению мировой стабильности и в долгосрочном стратегическом плане отвечает национальным интересам США. Они понимают, что со временем РФ выйдет из кризиса и займет свое законное место в мировом политическом и военном балансе. Это обстоятельство должно восприниматься всеми государствами, в том числе и США, как реальный факт, с которым придется считаться и с учетом его уже сегодня строить свою глобальную политику.

Следует подчеркнуть, что основная линия России на дружеские, партнерские отношения с США и НАТО, военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с ними не противоречит относительной ее самостоятельности. У нее имеются собственные глобальные и региональные интересы. Сохранение необходимой для баланса сил военной мощи России не направлено на новое противостояние, а служит гарантией обеспечения ее национальных интересов и равноправного партнерства.

Важным фактором весомого участия Российской Федерациии в международных делах является ее статус мирового производителя оружия. С одной стороны, это эффективный политический инструмент, способный оказывать существенное влияние на военно-политическую обстановку в «третьем мире» и являющийся немаловажным фактором в отношениях со странами - покупателями оружия. С другой - чрезвычайно перспективный рынок позволяет сделать большинство отраслей военной промышленности самоокупаемыми и приносящими значительную валютную прибыль государству. Последнее особенно важно в переходный период, когда потребность в валютных средствах огромная, а из всего того, что выпускает наша промышленность, наиболее конкурентоспособны на внешнем рынке вооружение и военная техника. Поэтому в интересах России сохранить и упрочить этот статус и составлять серьезную конкуренцию США и другим производителям оружия на мировом рынке вооружений.

Следует ориентироваться на то, что место на рынке вооружений придется завоевывать и отстаивать в условиях жесткой борьбы, прежде всего с США, которые готовы использовать здесь любые средства. Ярким подтверждением может служить недавний пример с отменой под их давлением выгодного для России контракта на поставку Индии криогенных двигателей и криогенной технологии. Уступка в этом вопросе не только ущемила экономические интересы РФ и нанесла серьезный ущерб политическому имиджу страны, но и во многом подорвала доверие к ней со стороны потенциальных покупателей военной продукции. Только твердая, независимая политика в области торговли вооружением может обеспечить России успех на важнейшем для нее внешнем рынке.

Третий аспект - участие российской армии в обеспечении военной безопасности стран СНГ и ближнего зарубежья. По нашему мнению, попытки создания Объединенных вооруженных сил СНГ (ОВС СНГ) не отвечают ни сегодняшней геополитической ситуации, ни национальным интересам России.

Во-первых, их создание может быть расценено на Западе как попытка возрождения военного блока, противостоящего НАТО и представляющего потенциальную угрозу, способную в значительной степени дестабилизировать политическую и военно-политическую ситуацию в Европе и мире. Этот акт с учетом политической нестабильности в России и других странах СНГ может приостановить и даже обратить вспять процессы разоружения и преобразования НАТО. Видимо, такое развитие событий не способствовало бы укреплению безопасности России и не соответствовало ее экономическим и политическим интересам.

Во-вторых, для таких стран, как Украина, Беларусь и ряд других, образование ОВС неприемлемо по внутриполитическим причинам. Становление национальных армий в них ассоциируется с гарантией обеспечения их независимости и национального престижа. Внешней угрозы для этих государств в обозримом будущем не существует, поэтому нет и причин для создания нового военного блока. ОВС чаще всего рассматриваются ими как посягательство Москвы на их суверенитет. И наконец, еще один важный момент. Проблемы безопасности для европейских и среднеазиатских стран Содружества существенно различны, и их интересы, как правило, не совпадают. Решение чужих проблем в далеких регионах для большинства государств Содружества противоречит их национальным интересам. По этим причинам создание ОВС СНГ в настоящее время весьма проблематично. В интересах России искать другие, более мягкие и гибкие формы военного сотрудничества со странами СНГ.

В-препьих, создание ОВС не выгодно самой России как с политической, так и с экономической точки зрения. Мировая и региональная ситуация не требует сегодня объединения военных усилий стран СНГ для защиты от какого-либо агрессора. Последнего, на наш взгляд, просто не существует. В свою очередь независимость российской армии позволяет ей проводить самостоятельную гибкую военно-политическую линию, отвечающую ее текущим интересам и потребностям и не зависящую от политических устремлений других стран СНГ. В случае отказа от создания ОВС Россия избегает принятия политических и военных обязательств, не соответствующих ее национальным интересам, а это чрезвычайно актуально для страны при нестабильной политической обстановке в ближнем зарубежье, когда российские войска должны будут выполнять роль «пожарной команды».

Чрезвычайно важен и экономический аспект. При создании ОВС (хотим мы этого или нет) основная тяжесть военных расходов ляжет на Россию, которая будет вынуждена ради сохранения согласия среди союзников идти на экономические уступки, особенно в части снабжения соединений и частей вооружением и военной техникой. То, чем мы сейчас можем выгодно торговать, придется отдавать или продавать по очень низким ценам. Понятно, что это может значительно ухудшить и без того тяжелое экономическое положение РФ.

Все сказанное позволяет сделать вывод: военное сотрудничество России со странами СНГ должно строиться не на базе создания ОВС, а на основе двусторонних или региональных (например, для среднеазиатского региона) военных договоров, максимально учитывающих ее политические и экономические интересы. Заключение таких договоров будет направлено на создание стабильного рынка для российской военной промышленности со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими выгодами, а именно: обеспечит социально-политическую стабильность, будет способствовать предотвращению и ликвидации возможных военных конфликтов как в ближнем зарубежье, так и на территории России с непременным участием в миротворческих акциях сил всех членов военного соглашения и т.д.

Что касается внутренних проблем Российской Федерации, то хотя поддержание должного порядка в стране и является функцией внутренних войск, но жизнь показывает, что в особо опасных случаях без привлечения вооруженных сил проблему не решить. Армия должна стать гарантом внутриполитической стабильности и прочности конституционного строя РФ. По нашему мнению, для надежного обеспечения национальных интересов Россия должна иметь современные, хорошо подготовленные, прекрасно оснащенные, профессиональные Вооруженные Силы численностью не менее 600 тыс. человек (без пограничных и внутренних войск). Большая по численности армия будет слишком тяжелым бременем для экономики государства. Поэтому гарантии на случай широкомасштабной войны должна обеспечить эффективная система мобилизационного развертывания и подготовки кадрового резерва.

Вооруженные Силы могли бы состоять из четырех видов: Войска стратегического назначения; Сухопутные войска; Военно-Воздушные Силы и ПВО; Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил должен иметь в своем составе высокомобильные части и соединения быстрого развертывания для действий в любых районах, где возникает военная угроза.

Мы считаем, что Вооруженные Силы целесообразно иметь многоцелевыми, способными надежно сдерживать угрозу внезапного ядерного нападения, обеспечивать безопасность России и ее союзников в случае внешней угрозы с суши, воздуха и моря, активно и эффективно участвовать в международной военной деятельности. Для этого их необходимо создавать: во-первых, высокомобильными и хорошо управляемыми на всех уровнях иерархии; во-вторых, чтобы их структура, вооружение и техническое оснащение, системы боевого и материально-технического обеспечения позволяли вести военные действия ограниченными силами с максимальной эффективностью в любых условиях обстановки; в-третьих. Вооруженные Силы должны служить базой для развертывания (в случае необходимости) массовой армии.

Из общих требований к современным Российским Вооруженным Силам вытекают и основные приоритеты военно-технической политики на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом экономических возможностей страны.

Основные приоритеты военно-технической политики. Главное направление военно-технической политики должно включать следующий перечень приоритетов на разработку и совершенствование: высокоэффективных систем оружия и радиоэлектронной борьбы; технических систем управления, разведки и связи и их интеллектуализацию на базе широкого применения компьютерной техники, современных достижений в области информатики и кибернетики, позволяющих резко повысить эффективность действий оружия и войск (сил); наземной и космической инфраструктуры, обеспечивающей управление, разведку и связь в мирное и военное время; системы транспортных средств и транспортной инфраструктуры, повышающих стратегическую,оперативную и тактическую мобильность войск (сил); мобильных средств и инфраструктуры всех видов тылового обеспечения; инфраструктуры системы мобилизационного развертывания и технических средств обучения войск (сил) и подготовки резерва.

Чтобы экономно и в короткие сроки реализовать эти приоритеты, необходимо максимально использовать накопленный научно-технический и промышленный потенциал оборонного комплекса и имеющуюся военную инфраструктуру, которые под воздействием кризиса экономики в стране разрушаются и деградируют. Особую опасность представляет распад уникальных творческих коллективов и научных школ, без которых невозможен никакой прогресс в области создания современного вооружения и военной техники. Если не остановить опасные тенденции уничтожения этого национального достояния, то впоследствии техническое переоснащение и модернизация российской армии потребуют колоссальных средств и вряд ли будут возможны в обозримом будущем.

Перечисленные приоритеты должны стать базой для разработки видовых научно-технических программ, а последние в свою очередь необходимо согласовывать между собой в целях исключения параллелизма в разработке систем управления, разведки и связи, объектов инфраструктуры и транспортных средств. Это позволит сконцентрировать усилия лучших разработчиков на решении общих технических проблем, значительно сократит затраты, будет способствовать унификации вооружения и военной техники, реализации генеральной линии технической политики на многоцелевое назначение разрабатываемой военной продукции.

Техническое перевооружение, модернизация армии и флота, переход на контрактную форму их комплектования требуют новой системы обучения и воспитания личного состава на основе современных научных достижений в области психологии, социологии и других дисциплин. Разработка научных методов обучения и контроля психологического состояния личного состава и соответствующих технических средств должна стать важным разделом военно-технической политики, призванным обеспечить полноценную подготовку главного компонента Вооруженных Сил.

С другой стороны, с повышением технической сложности вооружения и военной техники остро встает вопрос о разработке научно обоснованных требований к их эргономике. Сложная техника должна соответствовать возможностям человека по ее использованию в самой неблагоприятной боевой обстановке.

При переходе к профессиональной армии острой проблемой становится создание эффективной системы мобилизационного развертывания ВС и подготовки высококвалифицированного резерва на случай широкомасштабной войны. Это требует новой системы мобилизационной подготовки, предусматривающей наличие в регионах страны центров обучения населения, а также специальной инфраструктуры для быстрого развертывания в случае необходимости массовой армии. Для этого, на наш взгляд, нужно максимально использовать существующую военную инфраструктуру, большая часть которой перестанет в скором времени функционировать вследствие сокращения ВС. Поэтому наша задача - не дать ей разрушиться и исчезнуть, а сделать ее материальной основой новой системы мобилизационного развертывания.

Важным направлением военно-технической политики является разработка эффективных средств обучения для центров мобилизационной подготовки, учитывающих специфику их функционирования.

Составной частью военно-технической политики должны стать вопросы конверсии военного производства. Их следует решать в комплексе с проблемами технического перевооружения армии и флота, торговли оружием, утилизации и уничтожения сокращаемых вооружений.

Срочно нужна государственная программа конверсии, предусматривающая финансовую поддержку и помощь передовым, наиболее перспективным направлениям разработки оружия и военной техники. Это позволит отказаться от распродажи новой военной технологии (чем сейчас вынуждены ради выживания заниматься практически все отрасли военной промышленности) за бесценок, в ущерб интересам страны.

Важное место занимает проблема создания техники и технологии двойного (военного и гражданского) назначения. Этому направлению должны быть отданы особые приоритеты и найдены соответствующие стимулы для их разработчиков и производителей.

Неотъемлемой частью военно-технической политики становится экологическая программа, включающая приоритеты экологически чистых «продуктов» военной промышленности и нормативную базу, определяющую пределы допустимого ущерба окружающей среде при производстве и использовании вооружения и военной техники. Здесь нельзя не учитывать и необходимость создания технических средств защиты и восстановления окружающей среды от последствий военной деятельности.

Детальная разработка перечисленных аспектов военно-технической политики требует комплексных исследований всей совокупности проблем будущей военной системы государства. Для этого важно прежде всего создать методологическую базу, подводящую серьезное научное основание под направления военно-технической политики и научно-технические программы. На начальном этапе этой деятельности первоочередной задачей является выработка единой системной концепции, включающей основополагающие принципы и подходы, которым необходимо следовать при практической реализации всех научно-технических программ.

Отсутствие в прошлом единых методологических принципов часто было причиной крупных просчетов в военно-технической политике, вело к напрасному расходованию сил и средств и отодвигало решение действительно важных вопросов на второй план.

В условиях нарождающегося в России рынка особое значение приобретают разработка и реализация программ вооружений, отражающих новый характер отношений между заказчиками и отраслями военной промышленности. Очень важно, чтобы они носили конкурсный характер и порождали здоровую конкуренцию в выполнении представленных заказов.

Разработка принципов, методов и технологии составления и реализации программ вооружений и военной техники - наиболее актуальная научная задача. От ее решения во многом зависит реализация поднятых нами проблем.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации