Системный подход к решению проблемы планирования огневого поражения противника в операциях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11,12)/1995, стр. 51-54

Системный подход к решению проблемы планирования огневого поражения противника в операциях

Полковник Н.Е.ЕФИМОВ,

кандидат технических наук, доцент

С РАЗВИТИЕМ средств огневого поражения противника (ОПП), повышением их возможностей, возрастанием размаха и динамики боевых действий роль ОПП в достижении целей операции увеличивается. Поэтому особую актуальность приобретает изыскание путей дальнейшего повышения его эффективности. Одним из основных направлений разрешения этой проблемы является совершенствование планирования ОПП, которое заключается в более рациональном использовании возможностей сил и средств, выделенных на операцию. Таким образом, исключаются дополнительные затраты.

Резервы совершенствования планирования ОПП к настоящему времени полностью не исчерпаны.

Основными недостатками планирования, на наш взгляд, являются: с одной стороны, сложившийся порядок работы штабов всех уровней характеризуется чрезмерной централизацией, излишней детализацией и дублированием, а с другой - методики оперативно-тактических расчетов (МОТР) отличаются сложностью, многоступенчатостью и отсутствием сопрягаемости. Все это снижает оперативность и оптимальность планирования.

Наиболее существенными причинами сложившегося положения являются: нерациональное распределение задач между планирующими органами различных инстанций; построение МОТР, а также специального математического и программного обеспечения (СМПО) АСУВ для планирования ОПП на основе объектового, нормативно-балансового метода; применение показателей эффективности и их критериальных значений без учета степени опасности поражаемых объектов и их вклада в снижение боевых возможностей наших войск, многообразия видов поражения элементарных целей, структуры их потерь и длительности выхода из строя, согласованности ударов и огня с действиями войск.

Предложения, связанные с совершенствованием планирования ОПП, не систематизированы и носят, как правило, односторонний характер. Например, рекомендация внедрять в практику работы штабов всех уровней матод планирования, основанный на принципе зональной ответственности, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Неоспоримо, что децентрализация и уменьшение объема циркулирующей между штабами информации повышают оперативность планирования, однако ухудшают качество решения распределительных задач вследствие ограничения возможности применения средств поражения в различных зонах.

Мнение о целесообразности совершенствования теории планирования ОПП путем уточнения таких понятий, как «мера ущерба», «мера измерения ущерба», «критерий поражения», «критерий эффективности» существующей методологии не изменяет и противоречия между оперативностью и оптимальностью планирования не разрешает.

В то же время есть, на наш взгляд, ряд факторов, выявленных при системном подходе к решению данной проблемы, которые определяют необходимость пересмотра существующей методологии планирования ОПП.

Первый. Противостоящая группировка противника - сложная система, свойства которой не определяются простой суммой свойств составляющих ее элементов. Поэтому за основу оценки эффективности ОПП следует брать меру ущерба и критерии поражения не отдельных объектов, а группировок войск.

Второй. Огневое поражение не единовременный акт, а процесс, протекающий во времени и пространстве. При этом одни и те же потери, нанесенные противнику в разное время, не одинаково сказываются на ходе и исходе операции. Чем раньше объект выведен из строя после начала его активного противодействия, тем меньшие потери понесут обороняющиеся (наступающие) войска. Поэтому показатель эффективности должен учитывать степень согласованности ударов и огня с действиями войск.

Третий. Условия для успешных действий общевойсковых формирований создаются комплексным применением средств, наносящих как огневое, так и другие виды поражения. Следовательно, эффективность целесообразно оценивать, применяя показатели, учитывающие результаты воздействия по противнику всех средств поражения.

Четвертый. Сложившаяся методика распределения выделенных средств ОПП пропорционально их потребностям, определенным по заранее установленным нормам поражения объектов, усложняет процесс планирования и исключает его оптимизацию. Это позволяет согласиться с предложением считать одной из главных задач планирования не определение потребности в средствах, а рациональное распределение выделенного их количества в целях выполнения войсками поставленных задач с минимальными потерями. Роль данного положения в условиях сокращения Вооруженных Сил и ассигнований на их развитие возрастает.

Пятый. Существенное влияние на результат планирования ОПП оказывает применение соответствующих методов его осуществления на каждом из этапов. В настоящее время принято использовать, как правило, один, объектовый метод на всех этапах планирования. Но вследствие отсутствия достоверных исходных данных на ранних этапах оперативность и оптимальность планирования снижаются, что особенно проявилось в процессе разработки СМ ПО АСУВ для планирования ОПП в различных звеньях управления.

Кардинальное решение многогранной проблемы планирования ОПП, по нашему мнению, возможно лишь путем разработки единой методологии создания и практического применения общевойсковыми штабами, штабами видов ВС, родов войск, специальных войск методик и СМПО АСУВ, основанных на фундаментальных положениях и последних достижениях теории систем, исследования операций и математического программирования. При таком подходе оценку эффективности следует понимать не как простое сравнение требуемого и достигаемого результатов поражения, a как процесс измерения степени целесообразности (качества) вариантов распределения выделенных средств и построения ОПП для выбора наиболее предпочтителъного.

Вполне понятно, что варианты распределения выделенных средств ОПП отличаются один от другого степенью реализации потенциальных возможностей воздействия на противника, т.е. чем более полно реализуются возможности средств ОПП, тем эффективнее план его осуществления. Поэтому в качестве показателя эффективности (целевой функции) целесообразно иметь величину, объективно характеризующую степень реализации потенциальных возможностей выделенных средств в данном варианте плана ОПП. Вариант, позволяющий создать условия для их максимальной реализации, можно выделить с помощью правила, называемого критерием оптимальности.

Следует, однако, иметь в виду, что реализация такого подхода к оценке, эффективности возможна при осознании степени ущерба, наносимого группировке противника в операции, в виде последствий ударов и огня по отдельным объектам, т.е. снижения ее возможностей противодействовать нашим войскам. Таким образом, ущерб, наносимый группировке противника разнородными средствами ОПП, отражает: снижение ее боевого потенциала (определяется с учетом вклада поражаемых объектов в боевой потенциал группировки); изменение состояния ее боеспособности (способности противодействовать нашим войскам) во время и после воздействия средств поражения; согласованность ударов (огня) с действиями войск; учет условий выполнения отдельных задач (способность преодолевать ПРО, ПВО и другие виды противодействия противника, достоверность разведки поражаемого объекта, своевременность нанесения удара или открытия огня и т.д.).

Необходимо отметить, что при таком подходе появляется возможность оценить эффективность применения средств, наносящих как прямые, так) и косвенные поражения. К числу последних относятся средства дистанционного минирования, ослепления, задымления и т.п. Кроме того, возможен учет влияния на исход операции результатов боевых действий) соединений и частей РЭБ, ПВО и специальных войск.

Препятствием для широкого внедрения рассмотренного подхода является сомнение ряда оппонентов в надежности результатов планирования ОПП вследствие больших погрешностей в исходных данных. Действительно, расчет показателя эффективности сопровождается ошибками, вызванными недостоверностью исходной информации, приближенным видом аналитических зависимостей и округлением результатов вычислений. Однако в зависимости от природы этих источников ошибка в определении показателя эффективности имеет систематическую и случайную составляющие. Систематическая складывается из погрешностей, которые сохраняют свою величину во всех значениях показателя эффективности, и фактически не влияет на качество расчетов, случайная - из погрешностей, которые характеризуют разброс величины показателя эффективности. При этом чем больше разброс, тем вероятнее отклонение плана ОПП от оптимального варианта.

Исследования показывают, что игнорирование факторов, влияющих на показатель эффективности, приводит к значительно большим погрешностям в планировании ОПП, чем их приближенный учет. Так, в случае отказа от соизмеримости поражаемых объектов снижение потенциальных возможностей средств составит 30-40%, от учета временной небоеспособности и согласованности ударов (огня) с действиями войск - 15-25%, от применения заранее установленных степеней (норм) поражения - 10-20%. В то же время учет всех указанных факторов (с предельной ошибкой в определении каждого фактора до 40-50%) позволяет получить план ОПП, эффективность которого по сравнению с эффективностью идеального плана снижается всего на 10-20%.

Заметим, что для планирования могут быть применены различные методы оценки эффективности и решения распределительных задач. Их совокупность представляет собой математическое обеспечение планирования ОПП. Каждый его вариант характеризуется определенной степенью корректности и продолжительностью решения задач. Часто наилучшим считают вариант математического обеспечения, позволяющий получить идеальный план ОПП, при реализации которого в ходе операции полностью реализуются потенциальные возможности средств поражения. Но его осуществление ограничивается как возможностями вычислительных средств, так и требованием оперативности планирования. Более целесообразно, видимо, отдать предпочтение такому варианту математического обеспечения, применение которого гарантирует максимальный выигрыш. Мерой измерения выигрыша, на наш взгляд, является суммарный ущерб, наносимый группировке войск противника и определяемый с учетом качества решения распределительных задач и оперативности планирования.

Исследования, проведенные с помощью рассмотренного подхода, позволяют сформулировать предложения, направленные на решение проблемы планирования ОПП в операциях.

Первое. Разработку методик оперативно-тактических расчетов и СМПО АСУВ для различных этапов планирования ОПП в каждом органе управления целесообразно осуществлять на основе индивидуального математического обеспечения. 7На первом этапе планирования вследствие неопределенности в исходных данных вполне допустимы приближенная оценка ущерба, наносимого противнику, и применение приближенных методов решения распределительных задач. На последующих этапах необходимо использовать более точные методики оценки эффективности и решения распределительных задач.

Второе. Математическое обеспечение планирования ОПП в общевойсковых штабах (группах планирования ОПП) может быть разработано на основе расчетных (эталонных) единиц для измерения объема задач и ударных (огневых) возможностей средств поражения (расчетный объект, расчетное огневое средство и расчетный боеприпас). Это объясняется тем, что при переходе к расчетным единицам погрешности в их определении влияют в основном на систематическую ошибку в оценке ущерба, наносимого противнику, что сказывается, хотя и незначительно, на качестве решения распределительных задач, но существенно повышает оперативность планирования.

Третье. Математическое обеспечение планирования следует разрабатывать для каждого способа его реализации (в МОТР, персональных ЭВМ или АСУВ отдельно). Оно должно создаваться с учетом последовательности работы общевойскового командующего и офицеров штабов при выработке замысла операции, принятии решения и разработке плана операции. При этом задачи планирования необходимо распределять между штабами таким образом, чтобы исключить дублирование и излишнюю детализацию.

Следовательно, системный подход позволяет разработать обоснованные рекомендации относительно периодизации процесса планирования ОПП, распределения задач по его осуществлению между различными органами управления и математического обеспечения планирования как с применением средств АСУВ, так и без них. Это особенно важно сейчас, когда завершены исследования по разработке концепции ОПП и тем самым созданы благоприятные условия для совершенствования методологии его планирования.

Военная мысль. - 1993. - №4. - С. 34-41.

Там же. - №10. - С. 22-36.

Военная мысль. - 1994. - №5. - С.15-21.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации