Совершенствование боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения в условиях реализации договоров по СНВ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11,12)/1995, стр. 17-22
Совершенствование боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения в условиях реализации договоров по СНВ
Генерал-полковник И.Д. СЕРГЕЕВ,
главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения,
доктор технических наук
РАДИКАЛЬНЫЕ изменения военно-политической обстановки в мире привели к устранению крупномасштабной военной угрозы для Российской Федерации, прежде всего со стороны США и блока НАТО. Однако образовавшийся многополярный мир пока не стал безопасней. Происходят изменения мирового и региональных балансов сил и интересов, при которых военная мощь по-прежнему играет существенную роль.
В сложившейся обстановке дальнейшее развитие РВСН, как и других видов ВС, осуществляется исходя из целей политики России в области военной безопасности. Причем в условиях экономического кризиса и существенного ослабления сил общего назначения основой обороноспособности страны являются и в обозримом будущем останутся Стратегические ядерные силы (СЯС). Они отличаются глобальной досягаемостью и огромной разрушительной мощью, а их боевая готовность практически не зависит от геостратегического положения, направления и масштабов возникающих угроз. Расходы же на развитие и содержание СЯС составляют всего 10-15% от суммарных затрат на Вооруженные Силы России, а на РВСН - основной компонент СЯС - не превышают 5-6% от них. Конечно, Стратегические ядерные силы из-за специфических свойств их оружия не могут решать задачи, присущие силам общего назначения, но они способны служить надежной гарантией сдерживания любого государства или коалиции государств не только от крупномасштабной агрессии против России или ее союзников, но и от региональных угроз. Именно в этом суть их предназначения.
Ракетные войска стратегического назначения объективно, в силу геостратегического положения страны и боевых возможностей ракетно-ядерного оружия, которым они обладают, являются основой СЯС. Имея в своем составе около 60% носителей и боезарядов стратегических ядерных сил, они способны решить практически все задачи ответно-встречного удара СЯС и около половины этих задач в ответном ударе. Ведущая роль РВСН в ядерной триаде определяется не только количественным составом носителей и числом боевых блоков. Их ракетные комплексы обладают самой высокой боевой готовностью, скрытностью подготовки к боевому применению, всепогодны и в силу особенностей дислокации менее других компонентов СЯС подвержены воздействию средств поражения агрессора.
Естественно, от уровня боевой готовности РВСН в решающей степени зависит реализация Стратегическими ядерными силами функции сдерживания и предотвращения войны. Сегодняшний высокий уровень боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения базируется на жесткой централизации боевого управления, отлаженной системе боевого дежурства, постоянном контроле технического состояния ракетно-ядерного оружия, надежной охране и обороне позиционных районов и в целом обеспечивает решение поставленных задач. Поддерживать достигнутый уровень боевой готовности сегодня и в ближайшей перспективе РВСН предстоит в условиях реорганизации Вооруженных Сил Российской Федерации и планомерной реализации договоров по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ).
Договор между СССР и США о сокращении и ограничении СНВ (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года и вступил в силу 5 декабря 1994 года после его ратификации Соединенными Штатами, Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Он налагает главным образом количественные ограничения на группировки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) сторон и не определяет типы ракетных комплексов, подлежащих сокращению. Исключение составляют лишь «тяжелые» МБР РС-20, именуемые за границей «Сатаной», число пусковых установок которых должно быть сокращено на 50%. Что же касается других типов МБР, то в первую очередь будут ликвидированы ракеты с истекшими гарантийными сроками эксплуатации. Таким образом, в рамках Договора СНВ-1 Россия имеет возможность сохранить существующую структуру СЯС, а Соединенные Штаты Америки - основные составляющие своих стратегических наступательных сил (СНС): ракетные подводные лодки и тяжелые бомбардировщики. При этом общее количество носителей ограничивается 1600 единицами, а число ядерных зарядов на них - 6000 единиц.
Подписанный 3 января 1993 года между Российской Федерацией и США Договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ (Договор СНВ-2) является логическим продолжением Договора СНВ-1. Он предусматривает полную ликвидацию МБР с разделяющимися головными частями и их пусковых установок, но допускает переоборудование в РВСН 90 пусковых установок «тяжелых» МБР под моноблочные ракеты и переоснащение 105 МБР типа PC-18 моноблочными головными частями.
Предельный уровень стратегических наступательных вооружений ограничивается по количеству ядерных зарядов - не более 3500 единиц у каждой из сторон. Такие радикальные сокращения СНВ способствуют снижению уровня ядерного противостояния и, в конечном счете, укреплению мер доверия и стратегической стабильности в мире.
Безусловно, уровень боевой готовности РВСН во многом определяется качественными параметрами группировки МБР. Поэтому главной целью дальнейшего развития РВСН является создание такой группировки, которая в условиях сокращения СНВ обеспечивала бы совместно с другими составляющими Стратегических ядерных сил военно-стратегическое равновесие, исключающее угрозу развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников. Приоритетным направлением здесь является завершение разработки и ввод в боевой состав минимально потребного количества пусковых установок модернизированного ракетного комплекса «Тополь-М» взамен выводимых из боевого состава ракетных комплексов, вооруженных МБР с разделяющимися головными частями. При этом одновременно будет поддерживаться боевая готовность стоящих на боевом дежурстве ракетных комплексов предшествующих поколений, в том числе путем продления сроков их эксплуатации, а также дальнейшего развития системы боевого управления войсками и оружием. Осуществить на практике эти направления развития РВСН предусматривается поэтапно, в рамках реформы Вооруженных Сил России в целом.
Естественно, что с учетом неопределенности ряда факторов военно-политического, оперативно-стратегического и военно-экономического характера должны предусматриваться различные варианты развития группировки РВСН, в частности в условиях дальнейших, более глубоких сокращений СНВ, а также при срыве договоренностей по СНВ и ПРО. Кстати, и США планируют развитие своих СНС по нескольким вариантам. Так, в их новой ядерной стратегии предусмотрены три направления развития, одно из которых - возможность быстрого возврата потенциала СНС к уровню Договора СНВ-1 (до 6000 ядерных зарядов).
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что при любых вариантах важнейшим условием качественного совершенствования группировки РВСН является ввод в боевой состав модернизированного ракетного комплекса «Тополь-М». Решение этой задачи имеет принципиальное значение для обеспечения военной безопасности государства и обусловлено тем, что стационарные ракетные комплексы с ракетами PC-10, PC-12 и PC-16 полностью выработали свой технический ресурс и в начале этого года были сняты с боевого дежурства. Ракетные комплексы с ракетами РС-20 и РС-22 должны быть выведены из боевого состава к 2003 году в соответствии с условиями Договора СНВ-2. Но и без этого их пришлось бы снять с боевого дежурства не позднее 2005 года, так как к этому времени истекут установленные сроки их эксплуатации. Эксплуатация ракетного комплекса с ракетой PC-18 может быть продлена, но только на ограниченный период (где-то до 2007 года). Таким образом, без создания и ввода в боевой состав РВСН модернизированного ракетного комплекса «Тополь-М» поддержание группировки РВСН на минимально потребном уровне не может быть обеспечено. Поэтому данная приоритетная задача должна быть решена, и нами для этого делается все возможное.
«Тополь-М» - первый ракетный комплекс российского производства, который благодаря применению новых технических решений по своим тактико-техническим характеристикам будет значительно превосходить все находящиеся сейчас в эксплуатации. В декабре прошлого года и в сентябре нынешнего успешно проведены два испытательных пуска ракеты «Тополь-М». Тем самым подтверждены принятые конструкторско-техно-логические решения. Сейчас наземные и летные испытания продолжаются, хотя их темпы сдерживаются отсутствием потребного финансирования. Однако у нас есть уверенность, что этот ракетный комплекс будет создан - российские оборонные предприятия имеют необходимый производственный потенциал и располагают высококвалифицированными кадрами, а руководство страны принимает необходимые меры для финансирования проводимых работ.
Особая роль в обеспечении требуемой боевой готовности РВСН всегда отводилась системе боевого управления (СБУ) войсками и оружием. В настоящее время, когда происходит значительное сокращение СНВ, ее значение возрастает, поскольку оружия останется меньше и для гарантированного его применения требуются системы боевого управления СЯС абсолютной надежности и живучести. В этой связи целями совершенствования СБУ являются обеспечение многовариантного планирования применения ракетного оружия в условиях неопределенности угроз, надежное и своевременное доведение приказов на его боевое применение в ответных действиях на всех этапах войны с использованием обычных и ядерных средств поражения.
Основными направлениями совершенствования системы боевого управления РВСН являются: повышение надежности централизованного боевого управления войсками и оружием путем модернизации пунктов управления; повышение эффективности информационных процессов при различных видах воздействия противника на СБУ за счет создания единой интегрированной системы обмена информацией с коммутацией пакетов на основе перехода к цифровой технике связи; обеспечение ядерной безопасности и гарантированной защиты от несанкционированной выдачи приказов на применение ядерного оружия.
Эти направления в то же время можно рассматривать как основу интеграции различных средств боевого управления, вычислительной техники и систем связи компонентов Стратегических ядерных сил в единую систему. Имеющийся в РВСН научно-технический задел, состояние опытно-конструкторских работ в этой области и кооперация разработчиков, ядро которой составляют предприятия Российской Федерации, дают основание полагать, что на рубеже 2000 года такая система будет создана.
Ракетные войска стратегического назначения являются войсками постоянной боевой готовности и в мирное время несут непрерывное боевое дежурство, которое является высшей формой поддержания боевой готовности войск и оружия и осуществляется на центральных пунктах управления РВСН, пунктах управления объединений, соединений и частей, боевых, учебно-боевых стартовых позициях, маршрутах боевого патрулирования, узлах связи, технических позициях и аэродромах. Вся система подготовки дежурных сил направлена на то, чтобы с получением боевого приказа они были способны самостоятельно в любых условиях обстановки выполнить поставленные задачи. В то же время дежурные силы должны поддерживать вооружение и военную технику в готовности к применению с гарантированным обеспечением ядерной безопасности, осуществлять в чрезвычайных условиях непосредственное руководство приведением войск в высшие степени боевой готовности.
Система боевого дежурства (и прежде всего структура и состав дежурных сил, их подготовка и всестороннее обеспечение, режим несения боевого дежурства) должна в полной мере отвечать возложенным на РВСН задачам, характеру возможных и прогнозируемых военных действий. Кроме того, при определении направлений совершенствования боевого дежурства должны учитываться конкретные типы ракетных комплексов, которые состоят сейчас и будут состоять в обозримой перспективе на вооружении РВСН, средства боевого управления и связи, организационно-штатная структура частей и соединений. Любые отклонения от этих требований для войск постоянной готовности недопустимы. В целом принимаемые меры по совершенствованию боевого дежурства направлены на решение следующих основных задач: формирование дежурных смен, организационно-штатной структуры боевых частей и обеспечивающих войск, гарантирующих надежную эксплуатацию и боевое применение ракетно-ядерного оружия в любой обстановке и в короткие сроки; поддержание вооружения и военной техники дежурных смен в готовности к боевому применению; подбор личного состава, особенно проходящего службу по контракту, от которого зависит надежность эксплуатации и боевого применения ракетно-ядерного оружия; поддержание на должном уровне системы организации и несения боевого дежурства; создание таких условий службы и несения боевого дежурства, которые способствовали бы поднятию престижа службы ракетчика и его профессии; предъявление особых требований к морально-боевым качествам личного состава, с одной стороны, а также к всестороннему обеспечению несения боевого дежурства - с другой; обеспечение ядерной безопасности, надежной охраны и обороны.
В период реформирования Вооруженных Сил РФ, интеграции компонентов СЯС России, на наш взгляд, требуется создание единой системы боевого дежурства в рамках СЯС, определение места и роли в ней основных составляющих триады с едиными функциями анализа развед-информации, централизованного планирования боевого применения и боевого управления.
Среди факторов, от которых зависит поддержание боевой готовности РВСН, важное место занимает система эксплуатации ракетно-ядерного оружия, обеспечивающая его надежность, безопасность и постоянную готовность к боевому применению. Основные ее принципы - непрерывное управление, высокий уровень организации всех видов работ, оперативность устранения возникающих неисправностей и отказов, строгое соблюдение технологической дисциплины.
В РВСН принимаются меры, прежде всего организационного и технического характера, к поддержанию технической готовности боевых ракетных комплексов в условиях дефицита материально-технических средств. Они включают: изыскание путей экономии выделяемых средств, целевой их вклад в наиболее важные направления; повышение уровня технической подготовки обслуживающего персонала и уменьшение на четверть сервисных услуг войскам со стороны промышленности при одновременном усилении контроля за выполнением особо ответственных и опасных операций на вооружении и технике; формирование региональных запасов оборудования за счет ракетных комплексов, снимаемых с боевого дежурства; продление сроков эксплуатации ракетных комплексов, стоящих на боевом дежурстве и не подлежащих сокращению по Договорам СНВ-1 и СНВ-2; совмещение регламентированных технических обслуживании с углубленными ревизиями, что позволяет предупреждать полные отказы; создание рабочих мест по ремонту сложного оборудования, который выполнялся ранее только предприятиями промышленности.
Не менее важной задачей для войск, оснащенных ядерным оружием, является обеспечение ядерной безопасности. Ее решение осложняется из-за некомплекта личного состава, обслуживающего ракетно-ядерное оружие, старения техники и оружия, а также ухудшения криминогенной обстановки в ряде регионов страны.
Существующая в РВСН система мер обеспечения ядерной безопасности позволила на протяжении более 35 лет избегать каких-либо серьезных происшествий с ракетно-ядерным оружием, способных привести к опасным последствиям. В этом заслуга как личного состава РВСН, так и создателей ракетных комплексов. В настоящее время техническое и организационное обеспечение ядерной безопасности развивается по следующим направлениям: повышение безопасности конструкции собственно ядерных боеприпасов, средств их транспортировки, в том числе в составе мобильных ракетных комплексов, при возможных аварийных внешних воздействиях; уменьшение уровней воздействия опасных и вредных факторов на окружающую среду при эксплуатации ракетно-ядерного оружия, а также при возникновении на нем аварий; совершенствование системы его физической защиты, направленной на исключение несанкционированных террористических или злоумышленных действий с ним; разработка совершенных средств и методов ликвидации последствий аварий ракетно-ядерного оружия.
Важнейшим условием поддержания требуемой боевой готовности РВСН всегда был высокий уровень подготовки войск. Проводимая в Вооруженных Силах РФ реформа и сложные условия, в которых проходит подготовка войск, требуют серьезной корректировки методов и форм ее организации. Эти изменения обусловлены, с одной стороны, возросшими требованиями к уровню и качеству профессиональной подготовки военнослужащих всех категорий, а с другой - серьезными издержками в материально-техническом обеспечении учебного процесса.
Основные усилия в повышении боевой выучки войск по-прежнему направляются на совершенствование системы боевой подготовки, в первую очередь подготовки офицерского состава, прапорщиков, а также сержантов и солдат, проходящих службу по контракту, так как уровень их обученное™ во многом определяет способность частей и подразделений успешно выполнить поставленные задачи. Упор делается на привитие им практических навыков, необходимых для выполнения обязанностей в мирное и военное время. Занятиям придается практическая направленность и проводятся они, как правило, в местах выполнения задач.
Первоначальная подготовка сержантов и солдат, поступивших на военную службу по контракту, организуется при военных школах младших специалистов или учебных центрах РВСН. В процессе дальнейшего обучения контрактники под руководством непосредственных командиров наращивают свои профессиональные знания и навыки в соответствии с квалификационными требованиями и в зависимости от срока службы.
В условиях ограниченных материальных ресурсов на боевую подготовку войск, сокращения количества маршей мобильных боевых ракетных комплексов разработана система мероприятий компенсационного характера, позволяющая поддерживать требуемый уровень тактической и специальной выучки войск. Она предусматривает различные варианты проведения тактических учений и занятий в зависимости от наличия горючесмазочных и других материальных средств, условий расположения войск и дает возможность командирам самостоятельно выбирать методы занятий. Как временная, эта мера в сложившейся обстановке допустима. Но боевая готовность не должна в конечном итоге страдать из-за существующих трудностей.
Специфика в обучении личного состава РВСН заключается в том, что многие учебные задачи не могут практически отрабатываться на штатной боевой технике. Поэтому одним из главных направлений совершенствования системы подготовки войск является дальнейшее развитие учебно-тренировочных средств, позволяющих без условностей и упрощений готовить личный состав. Обучение военнослужащих с использованием этих средств остается одним из перспективных направлений в подготовке войск. В настоящее время ведется разработка новых комплексных тренажеров для подготовки боевых расчетов пуска на основе персональных электронно-вычислительных машин и новой элементной базы, по подготовке механиков-водителей самоходных пусковых установок, по огневой подготовке (электронный тир) и ряда других.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в современных условиях, когда идет реформирование Вооруженных Сил, Ракетные войска стратегического назначения выполняют по существу три основные взаимосвязанные задачи:
первая - поддержание боевой готовности существующей группировки находящихся на боевом дежурстве ракетных комплексов на уровне, обеспечивающем ядерное сдерживание от агрессии против России;
вторая - совершенствование боевых возможностей группировки войск путем модернизации ракетно-ядерного оружия, системы боевого управления и ввода в боевой состав минимально необходимого количества ракетных комплексов взамен выводимых из боевого состава с выработанным эксплуатационным ресурсом и по договорным обязательствам;
третья - выполнение договорных обязательств по ликвидации выведенных из боевого состава ракетных комплексов и утилизации ракетно-ядерного оружия.
В полной мере ощущая на себе все сложности обстановки и экономические трудности, переживаемые Россией, РВСН поддерживают высокую боевую и мобилизационную готовность, управляемость, боеспособность и в целом выполняют стоящие перед ними задачи. В войсках не допущено аварий и катастроф при эксплуатации и работах с ракетно-ядерным оружием и боевой техникой. Все это достигается напряженным трудом командующих, командиров и штабов, всего личного состава соединений и частей и, что не менее важно, благодаря созданному запасу устойчивости войск - надежности ракетных систем, боевого управления и связи, отлаженной системе боевого дежурства и эксплуатации вооружения и техники.